Научная статья на тему 'Состояние и особенности профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарных систем скандинавских стран'

Состояние и особенности профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарных систем скандинавских стран Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
916
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЯ / ACADEMY / ТЮРЕМНЫЙ ПЕРСОНАЛ / PRISON STAFF / ЗАКЛЮЧЕННЫЙ / PRISONER / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / RESOCIALIZATION / ТЮРЬМА / PRISON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Елена Александровна

В данной статье автор предпринимает попытку рассмотреть особенности пенитенциарных систем скандинавских стран (Королевства Норвегия, Финляндии, Швеции, Исландии, Дании) и проанализировать организацию профессиональной подготовки сотрудников для пенитенциарных систем, уделяя внимание содержанию программы их обучения, применяемой в данных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONDITION AND FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF STAFF FOR THE PENITENTIARY SYSTEMS OF THE SCANDINAVIAN COUNTRIES

In this article, the author attempts to consider the features of penitentiary systems of the Scandinavian countries: Norway, Finland, Sweden, Iceland and Denmark, and to analyze the organization of professional training of staff for prison systems, paying attention to the content of their studying, applied in these countries.

Текст научной работы на тему «Состояние и особенности профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарных систем скандинавских стран»

УДК 37

СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ СИСТЕМ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН

© 2015 Е. А. Тимофеева

Аннотация. В данной статье автор предпринимает попытку рассмотреть особенности пенитенциарных систем скандинавских стран (Королевства Норвегия, Финляндии, Швеции, Исландии, Дании) и проанализировать организацию профессиональной подготовки сотрудников для пенитенциарных систем, уделяя внимание содержанию программы их обучения, применяемой в данных странах.

Ключевые слова: академия, тюремный персонал, заключенный, реабилитация, ресоциали-зация, тюрьма.

THE CONDITION AND FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF STAFF

FOR THE PENITENTIARY SYSTEMS OF THE SCANDINAVIAN COUNTRIES

© 2015 Е. Timofeeva

Summary. In this article, the author attempts to consider the features of penitentiary systems of the Scandinavian countries: Norway, Finland, Sweden, Iceland and Denmark, and to analyze the organization ofprofessional training of staff for prison systems, paying attention to the content of their studying, applied in these countries.

Keywords: academy, prison staff, prisoner, rehabilitation, resocialization, prison.

Традиционно к скандинавским странам относят три страны - Норвегию, Швецию и Данию. В широком смысле Скандинавия включает в себя также Финляндию, Исландию и острова Северной Атлантики, что сближает ее с понятием «страны Северной Европы» (Nordic countries). Эти страны помимо географической близости и северного местоположения имеют и ряд других объединяющих черт: общность исторического развития, высокий уровень экономического развития и сравнительно небольшое по численности население.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, одной из основных целей которой является сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам с учетом европейских стандартов обращения с заключенными.

Названная цель Концепции по внедрению европейских стандартов защиты прав осужденных и их возвращению в нормальную жизнь после освобождения во многом созвучна c основными ценностными ориентирами, на которых строится деятельность уголовно-исполнительной системы Норвегии. Начиная с 1998 г. Норвегия и Россия активно сотрудничают в правовой сфере1. Между Министерством юстиции Королевства Норвегия и Министерством юстиции Российской Федерации подписано соглашение, на основе которого осуществляется сотрудничество по таким вопросам, как обмен опытом в области альтернативных форм наказания и методы повышения эффективности работы по реабилитации осужденных и заключенных женщин и несовершеннолетних2.

1 Постановление Правительства РФ от 22.05.1998 № 478 «О подписании соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о научно-техническом сотрудничестве». Также 26-27 апреля 2010 г. Президентом Российской Федерации подписаны двусторонние документы о сотрудничестве в правоохранительной сфере, а 16 декабря 2014 г. директором ФСИН России Г. А. Корниенко - Рабочая программа между ФСИН России и Директоратом службы исполнения наказаний Норвегии на 2015-2016 гг. и Положение об организационном Комитете по реализации Меморандума о сотрудничестве между ФСИН России и Директоратом службы исполнения наказаний Норвегии. - URL: http://www.norway.mid.ru/ru/rn-politics.html (дата обращения: 17.02.2015)).

2 Российские правозащитники ознакомились с работой пенитенциарной системы Норвегии // Вся Норвегия на русском. Новости из Норвегии. - URL: http://www.norge.ru/news/2014/10/30/25716.html (дата обращения: 17.02.2015).

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса об особенностях профессиональной подготовки сотрудников для пенитенциарной системы Королевства Норвегии, кратко рассмотрим ее особенности. В Норвегии существует модель, при которой система исполнения наказаний находится под управлением объединенного Министерства юстиции и внутренних дел. Структурно пенитенциарная система Норвегии состоит из центрального аппарата, региональных управлений и собственно подразделений - тюрем, при этом низовым подразделениям передан максимум полномочий. Контроль организован на достаточно высоком уровне, как и распределение обязанностей между сотрудниками. Для эффективного управления пенитенциарной системой государство поделило страну на шесть регионов, в которых руководство ответственно за отбывание наказания в пределах региона, а также за конструктивное использование ресурсов и налаживание сотрудничества с другими тюрьмами. Пенитенциарная система Норвегии является централизованной и зависит от бюджета страны3.

Своей целью норвежская пенитенциарная система ставит снижение уровня преступности и повышение уровня безопасности учреждений.

Число заключенных составляет 72 на 100 тысяч жителей, что в 10 раз меньше, чем в США (730) и почти в 7 раз меньше, чем в России (486)4. Всего же в 50 тюрьмах Норвегии содержится около 4 тыс. заключенных (на 5 млн населения). За год через тюрьмы в среднем проходят около 14 тыс. человек. Норвегия имеет один из самых низких показателей по количеству заключенных в мире, а норвежская тюрьма Хальден (закрытая мужская тюрьма, самая большая в Норвегии), где содержится 248 заключенных, по версии журнала «Forbes» в 2011 г. была признана одной из лучших в мире5. Самый длительный срок тюремного наказания в Норвегии составляет 21 год, но средний срок отбывания наказания в виде лишения свободы - 8 месяцев.

Тюрьмы различаются по уровню безопасности. Закрытых тюрем - 63 %, в них одиночных камер - 80 %, остальные 20 % камер рассчитаны на 2-4 человека. Территория тюрем огорожена, двери камер заперты. «Открытые» тюрьмы также ограждены. Заключенные могут пользоваться телефоном, но их разговоры прослушиваются. Камеры днем не запираются, может быть предоставлен доступ в Интернет. Сначала заключенный помещается в закрытую тюрьму, но в последующем, с учетом поведения, может быть переведен в менее строгие условия. В программе - «переходные» тюрьмы (или «Переходное жилье») под названием «Half-Way House», что означает «На полпути до дома». Эти тюрьмы похожи на обычные общежития, их задача - подготовить осужденного к освобождению6. Ограждение забором в них отсутствует, днем заключенные работают, обеспечивая себя сами. Однако помещения на ночь запираются, и в любое время у осужденных может быть взят анализ на наркотики.

Особое внимание уделяется условиям содержания. Соблюдается норма площади на человека - 6-8 квадратных метров. Один из основных принципов системы УИС Норвегии: «Один человек - одна камера». У каждого заключенного отдельная комната общежитского типа, в которой имеются деревянная кровать, письменный стол со стулом, холодильник, микроволновая печь, разрешается иметь радиоприемник, телевизор, видео- или аудиомагнитофон. Тюрьмы, в том числе максимальной безопасности, обеспечены спортивными залами или специально оборудованными комнатами со спортивными тренажерами, спортивными площадками на открытом воздухе. Заключенным разрешается иметь личные вещи, которые, как и привычные увлечения (игра на гитаре, чтение книг), помогают не терять связи с внешним миром7.

В норвежских тюрьмах заключенные делятся на подозреваемых, обвиняемых, имеющих возможность выхода для общения или находящихся в изоляции от других. Таблички белого

3 Багреева Е. Г. Об организации пенитенциарных систем в международной практике // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2012. - № 5. - С. 22.

4 Тюрьмы Норвегии: «Добро пожаловать в тюрьму Осло». - URL: http://prisonlife.ru/mesta-lishenya-svobodi/2766-tyurmy-norvegii-dobro-pozhalovat-v-tyurmu-oslo.html (дата обращения: 17.02.2015).

5 Образовательная программа «Понимаем права человека». Как сделать тюрьмы лучшими в мире. Опыт Норвегии. - URL: http://www.edu.helsinki.org.ua/ru (дата обращения: 10.01.2015).

6 Щербаков А. В., Налдеев А. Б. Положительный опыт функционирования пенитенциарных учреждений Норвегии и возможности его использования в российских условиях // Молодой ученый. - 2015. - № 2. - С. 393-396.

7 Российские правозащитники ознакомились с работой пенитенциарной системы Норвегии // Вся Норвегия на русском. Новости из Норвегии. - URL: http://www.norge.ru/news/2014/10/30/25716.html (дата обращения: 17.02.2015).

цвета на дверях комнат обозначают осужденных, находящихся на обычном общем режиме содержания; желтыми табличками отмечаются комнаты, где содержатся подследственные, имеющие общий режим; красными - подследственные, изолированные от других. Днем камеры с белыми и желтыми табличками открыты, и осужденные общаются друг с другом, посещают библиотеку, занимаются в тренажерном зале, с инструктором йогой, играют в шахматы, шашки, футбол. К осужденным, содержащимся в одиночных камерах, прикреплен специальный сотрудник, обеспечивающий их досуг, так как нахождение в одиночестве считается жестоким обращением, несмотря на то, что максимальный срок одиночного содержания - 4 недели. Заключенные в тюрьме ходят в своей обычной одежде (футболки, спортивные костюмы, тапочки или спортивная обувь), на них нет никаких бирок.

Все осужденные обязаны работать или учиться. Плату за труд осужденные не получают, все доходы поступают в бюджет. Размер ежедневного пособия осужденных - 10 евро8. Система отбывания наказания в Норвегии базируется на принципе: чем более закрыта система, тем труднее происходит возвращение осужденного в свободную жизнь. Побегов из мест лишения свободы практически нет, тюрьмы максимальной безопасности находятся на острове9.

В пенитенциарной системе Норвегии работает 3 600 человек, из них 325 человек сотрудников УИС. Тюремный персонал не имеет при себе оружия и на 40 % состоит из офицеров-женщин, что обусловлено их способностью более эффективно сглаживать и предупреждать конфликты, создавать благоприятную среду в тюрьме.

Профессия сотрудника тюремного ведомства в Но1р0вегии относится к числу престижных, уровень их зарплаты соответствует зарплате профессоров10. Средняя зарплата офицера (в рублях) составляет около 200 000 рублей в месяц, что примерно на 30 % выше средней зарплаты по стране. Именно это является одной из причин отсутствия коррупции в норвежских тюрьмах.

Сотрудником на аттестованной должности в тюремном ведомстве может стать физически здоровый, не злоупотребляющий спиртными напитками и ведущий добропорядочный образ жизни норвежский гражданин. При приеме на работу в пенитенциарные учреждения обращается внимание на возраст (в Норвегии - 21 год), уровень образования. Прием осуществляет специальная комиссия, единственная на всю страну11.

До момента назначения на должность сотрудник должен пройти 2-летний курс обучения в специальном образовательном учреждении службы исполнения наказаний Академии подготовки тюремного персонала Королевства Норвегия (КЯИБ) в Осло (www.krus.no), а также иметь трудовой стаж не менее одного года .

В данную академию набор курсантов проводится каждый год после выпуска, конкурс -10 человек на место13. Всего каждый год могут пройти обучение 175 человек. Обучающимся выплачивается стипендия 300 000 крон в год14. По оценкам специалистов ООН и Европейского совета директоров тюрем, норвежская школа подготовки принадлежит к числу одной из лучших в мире.

Требования к кандидатам: возраст свыше 20 лет, наличие полного среднего образования, водительских прав, прохождение военной службы, отсутствие правонарушений, хорошая физическая подготовка.

Первоначальная подготовка начинается с подготовительных курсов в академии ККИБ. Предварительный курс обычно длится 4 недели, в январе. В последующем в базовых испра-

8 См.: Российские правозащитники ознакомились с работой пенитенциарной системы Норвегии // Вся Норвегия на русском. Новости из Норвегии. - URL: http://www.norge.ru/news/2014/10/30/25716.html (дата обращения: 17.02.2015).

9 В 2011 г. зарегистрировано 3 случая побега из тюрем с высоким уровнем безопасности и 78 побегов из тюрем с низким уровнем безопасности. В 2014 г. побегов практически не было.

10 Алферов Ю. А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях. - Домодедово: РИПК, 1993. - С. 91.

11 Поездка в Норвегию. Норвежские тюрьмы. - URL: http://an-babushkin.livejoumal.com/3479.html (дата обращения: 18.02.2015).

12 Проблемы преступности в капиталистических странах: ежемесячный информационный бюллетень. - М.: ВИНИТИ, 1990. - № 11. - С. 50-51.

13 Тюрьмы Норвегии: «Добро пожаловать в тюрьму Осло». - URL: http://prisonlife.ru/mesta-lishenya-svobodi/2766-tyurmy-norvegii-dobro-pozhalovat-v-tyurmu-oslo.html (дата обращения: 17.02.2015).

14 Российские правозащитники ознакомились с работой пенитенциарной системы Норвегии // Вся Норвегия на русском. Новости из Норвегии. - URL: http://www.norge.ru/news/2014/10/30/25716.html (дата обращения: 17.02.2015).

вительных учреждениях (учебных тюрьмах) проходят 11 месяцев практики. Кандидаты в течение этого периода работают в исправительном учреждении на должностях охраны. За каждым претендентом закрепляется наставник.

Теоретическое обучение начинается через год после предварительного курса. Во время учебных каникул кандидаты также имеют возможность работать в исправительном учреждении. Осенью, как правило, в конце ноября, учебные занятия завершаются выдачей сертификата и распределением выпускников15.

Специально разработанная программа обучения включает в себя психологические тренинги, уроки по азам юриспруденции, лекции о правах человека и этике общения и т. д.16 и состоит из 20 дисциплин, среди которых: социология, педагогика, психология, психиатрия, основы коммуникации, конфликтология, профессиональные юридические основы (уголовно-процессуальное право, криминология, охрана, документоведение, судебная система и т. д.), работа по реабилитации (социальная работа в тюрьмах), ценностные основы (права человека, философия, мораль), особенности применения физической силы и т. д.17

В ходе занятий по самообороне сотрудников обучают приемам дзюдо, основам применения слезоточивых газов и т. д., сочетающихся с лекциями по социологии агрессии. В процессе обучения подчеркивается, что искусство самозащиты должно служить исключительно для нейтрализации возможной агрессивности заключенного. Таким образом, в процессе профессиональной подготовки особое внимание уделяется развитию у будущего сотрудника умений не проявлять агрессивность и воздерживаться от насилия, бесконфликтно решать проблемы, которые могут возникнуть в условиях функционирования исправительного учреждения. Обучающимися также изучаются основы алгоритмов ведения переговоров и общения с преступниками, выработки дисциплины и самообладания.

В программу профессиональной подготовки входят тренинги по реабилитации, по конструктивному отношению к тюремной системе, тренинги, направленные на то, чтобы человек почувствовал ответственность за предоставленную ему власть, сумел применить свои властные полномочия и спецсредства18.

Тюремная система Норвегии базируется на принципе «Прежде чем "достать" человека из тюрьмы, нужно "достать" тюрьму из человека». В процессе профессиональной подготовки, в частности при изучении дисциплин «Педагогика» и «Психология», будущий сотрудник приходит к пониманию того, что он будет заниматься не только безопасностью, но и воспитанием, социальной работой, становясь для осужденного другом-наставником. Все, что осуществляется с человеком в тюрьме, направлено на то, чтобы он в дальнейшем не совершал преступлений. В задачи сотрудника входит развитие у человека мотивов правомерного поведения. Если к осужденному не проявляется уважение, то и он сам может не проявить уважение к другим. По словам одного из начальников тюрьмы г. Осло, «единственное наказание для заключенного - это сам факт лишения свободы, все остальное - это его реабилитация»19. Таким образом, для сотрудников ведомства тюрьма - это не средство наказания, а средство реабилитации.

В рамках изучения дисциплин по проблемам реабилитации, социальной работы будущие сотрудники приходят к выводу о том, что в тюрьмах в воспитательном и восстановительном подходе к отбыванию наказания важное место занимает сохранение социальных, семейных связей осужденного, которые зачастую утрачиваются вследствие нахождения в вынужденной изоляции. Для осуществления контакта со своей семьей оборудованы специальные блоки для краткосрочных свиданий. Условия данных помещений максимально приближены к домашним для обеспечения психологического комфорта осужденного и его близких. Например, в комнате для свиданий имеются игровые зоны для детей, оборудованные книга-

15 По данным сайта Академии подготовки тюремного персонала KRUS. - URL: http://www.krus.no/en/Prison-School/Frequently-Asked-Questions-/ (дата обращения: 12.06.2013).

16 Тюрьма по-норвежски. - URL: http://norvegus.ru/interesnoe/tyurma-po-norvezhski.html (дата обращения: 14.03.2015).

17 Российские правозащитники ознакомились с работой пенитенциарной системы Норвегии // Вся Норвегия на русском. Новости из Норвегии. - URL: http://www.norge.ru/news/2014/10/30/25716.html (дата обращения: 17.02.2015).

18 Поездка в Норвегию. Норвежские тюрьмы. - URL: http://an-babushkin.livejournal.com/3479.html (дата обращения: 18.02.2015).

19 Российские правозащитники ознакомились с работой пенитенциарной системы Норвегии // Вся Норвегия на русском. Новости из Норвегии. - URL: http://www.norge.ru/news/2014/10/30/25716.html (дата обращения: 17.02.2015).

ми, картинами, игрушками, коврами, то есть все сделано для того, чтобы ребенок, встречаясь с родителем, ощущал себя в безопасности.

Среди учебных курсов особое место занимает «Психиатрия». Это связано с тем, что сотрудник должен быть способен к проведению реабилитации и ресоциализации осужденных с момента поступления на службу в тюрьму. Около 90 % тюремного контингента попадает в места лишения свободы из-за проблем с алкоголем и наркотиками. Сотрудники придерживаются точки зрения, согласно которой период изоляции используется для проведения различных профилактических, лечебных программ по борьбе с зависимостью: когнитивные, программы по медитации (Яе1:п1:), терапевтические группы в активном сотрудничестве с общественными организациями (например, с Фондом ТупН)20.

Обучение в академии сопровождается рядом экзаменов. 4 раза в год в отношении обучающегося проводятся рейтинги - оценка знаний и умений курсанта. Обязателен групповой экзамен, когда будущий сотрудник должен продемонстрировать умение взаимодействовать с группой. Если сотрудник не сдал 2 экзамена, то его на службу не принимают. Основанием для отказа в приеме на службу являются и отклонения в поведении во время учебы, в том числе в отношении к сокурсникам. Сотрудник, получивший образование, имеет степень бакалавра21.

В современных условиях развития УИС России небезынтересным является опыт профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарной системы Финляндии22. Основная часть заключенных страны содержится в 17 пенитенциарных учреждениях закрытого типа, а примерно четверть от общего количества лиц, отбывающих наказание, находится в 19 небольших учреждениях открытого типа23. В конце 2006 г. в стране было сформировано 5 пенитенциарных округов в целях усиления управленческого воздействия на территориальные подразделения. Каждый округ включает в себя учреждения открытого и закрытого типа, а также службу приема, где выполняется анализ рисков, связанных с возможностью преступного поведения заключенным после освобождения, и составляется план работы, направленной на снижение данного риска.

В тюремной службе Финляндии работает приблизительно 2 800 человек, 60 % из них -сотрудники исправительных учреждений, около 15 % - работники сфер здравоохранения, образования, реабилитации, 10 % - осуществляют руководящие функции.

В стране существует многоступенчатая система профессиональной подготовки сотрудников, при которой у обучающихся есть возможность составить полное представление о тюрьме, ее персонале и контингенте заключенных (то есть об условиях будущей работы). Сотрудники исправительных учреждений и младший начальствующий состав проходят обучение в учебном центре определенной тюремной службы. Ведущие офицеры имеют университетское образование, а специальный персонал, как правило, университетское или какое-либо другое специальное образование. Персонал также имеет возможность получить дополнительное профессиональное техническое образование24.

Профессиональная подготовка сотрудников тюремной службы Финляндии осуществляется непрерывно как в учебных заведениях, так и в системе повышения квалификации, в ходе обучения сотрудников на рабочем месте. Основу профессиональной подготовки сотрудников тюремной службы Финляндии составляет правовое обучение и воспитание, которые позволяют им успешно выполнять свои обязанности25. От

20 С недавнего времени как альтернативное наказание работает программа «ND» - против наркотической зависимости под контролем суда. Созданы специальные отделения для реализации этих программ (см.: Протасова И. Ознакомительная поездка в Норвегию. Окончание. - URL: http://7x7-journal.ru/post/49167 (дата обращения: 14.03.2015)).

21 См.: Поездка в Норвегию. Норвежские тюрьмы. - URL: http://an-babushkin.livejournal.com/3479.html (дата обращения: 18.02.2015).

22 См.: Тимофеева Е. А. Правовая подготовка сотрудников пенитенциарной системы: историко-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта: монография. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2013. - С. 215.

23 См.: Варушкин А. Организация обучения сотрудников пенитенциарной системы Финляндии // Ведомости УИС. -2007. - № 12. - С. 34-36.

24 См.: Юнкари Т. Актуальные проблемы тюремной службы Финляндии // Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М.: НИИ УИС Минюста России, 2005. - С. 79-80.

25 См.: Чеглаков К В., Янгол Н. Г. История возникновения и развития полиции Финляндии (историко-правовой обзор) // История государства и права. - 2000. - № 1. - С. 44-47.

сотрудников требуется умелое профессиональное воздействие на осужденных, поддержание постоянных контактов с их близкими родственниками, представителями власти, волонтерскими и другими организациями.

С 1955 г. система профессиональной подготовки сотрудников для пенитенциарной системы приобрела практико-ориентированный характер: в ней были образованы курсы охранников, тюремных смотрителей, начальников тюрем с углубленным изучением дисциплин, необходимых для сотрудников пенитенциарной службы. Профессиональная подготовка направлена на овладение обучающимися упорядоченной совокупностью юридических знаний, правовых ценностей и идеалов, выработку правовых компетенций, активного правового мышления и законопослушного правомерного поведения в профессиональной деятельности.

Рассмотрим особенности профессиональной подготовки тюремного персонала на примере основного учебного заведения страны в данной профессиональной области - Института подготовки персонала тюрем и службы пробации Минюста Финляндии. Он был основан в 1976 г. как центр обучения тюремных служащих, а впоследствии переименован в учебный центр подготовки персонала для пенитенциарной системы, который являлся единственным в Финляндии профессиональным учебным заведением такого рода. В процессе преобразования из учебного центра в институт было сохранено все лучшее в плане организации образовательного процесса, содержания учебных программ. В соответствии с новым статусом учебного заведения и изменившимся подходом в результате реформ к исполнению уголовных наказаний в стране изменились некоторые цели и направления обучения, методы проведения занятий и их тематика, была определена степень трудности при овладении предметами, даны методические указания преподавателям и слушателям по их преодолению и т. д.

Институт, располагающийся в г. Вантаа, предлагает базовый курс обучения, курсы повышения квалификации и переподготовки персонала тюрем и службы пробации, участвует в разработке, применении и оценке программ, направленных на сокращение рецидива. Институт сотрудничает с политехническим институтом Лаури (Laurea) в организации программы на получение сотрудниками тюремной службы и службы пробации степени бакалавра.

При организации работы института и планировании количества сотрудников для обучения применяются общеевропейские принципы подготовки персонала для правоохранительных органов, одним из которых является подбор граждан, уже имеющих послешкольное образование. До недавнего времени в институте ежегодно получали основную квалификацию в области содержания заключенных 50-80 охранников. Средний возраст обучаемых - 25 лет, каждый 3-й - женщина (в Финляндии женщины могут работать в тюрьмах для мужчин, и наоборот).

Еще будучи учебным центром, институт осуществлял деятельность по 5 направлениям: базовый курс обучения, курсы переподготовки и повышения квалификации, издательская деятельность, библиотечное и информационное обслуживание, управление и экономика. Профессиональная подготовка велась на двух первых направлениях. Помимо этого профессиональной подготовке сотрудников способствовало оказание им экспертных услуг, в основном юридической направленности, различным организациям. Кроме того, в целях ее совершенствования осуществлялось активное сотрудничество с училищем по подготовке кадров для подразделений полиции страны, а также учебными заведениями по подготовке социальных работников, ассоциацией освобожденных из мест лишения свободы.

При приеме на обучение на базовом курсе к кандидатам предъявлялись следующие требования: 1) достижение 19-летнего возраста26; 2) пригодность для работы в пенитенциарных учреждениях по состоянию здоровья, физическому и психическому развитию; 3) наличие, как минимум, второй ступени профессионального обучения или лицейского образования. Следует заметить, что вышеперечисленные требования к абитуриентам не рассматриваются как формальные, в результате чего вступительный конкурс достигает 7-8 человек на одно место. При отборе поступающих особое внимание уделяляется таким качествам, как развитое правосознание, адекватное восприятие реальности, готовность к сотрудничеству и сопереживанию, чувство ответственности, инициативность, способность к обучению,

26 См.: Варушкин А. Организация обучения сотрудников пенитенциарной системы Финляндии // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2007. - № 12. - С. 34-36.

неконфликтность, умение выражать свои мысли устно и письменно. По своим жизненным устремлениям поступающий должен был быть пригодным для работы в пенитенциарных учреждениях. Соответствие названным требованиям выявляется посредством письменного опроса и устного собеседования, а также при выполнении тестов. Данные о будущих сотрудниках пенитенциарной системы также проверяются по полицейской картотеке.

В основу образовательного процесса закладывается принцип рационального сочетания теории обучения с практикой, формируется интегрированный комплекс изучаемых предметов. В процессе профессиональной подготовки основное внимание уделяется юридическим наукам, однако помимо этого будущие специалисты изучают психологию, социологию, науку о поведении (бихевиористику), английский, шведский, русский, немецкий языки; с ними также проводятся занятия по противопожарной, физической, огневой, тактико-специальной подготовке, основам доврачебной помощи.

Особую значимость в процессе профессиональный подготовки приобретает блок дисциплин, к которому относятся предметы по изучению видов уголовных наказаний и порядка их исполнения; предварительное следствие и судопроизводство; профессиональная этика, права человека и содержание в заключении; обеспечение безопасности в тюрьме; криминология и характеристика преступников; методики воздействия на поведение преступников. Спецдисциплины связаны с практической деятельностью сотрудников в тюрьмах, общением с осужденными и направлены на формирование навыков по контролю как за осужденными, так и за своим поведением, психическим состоянием в стрессовых ситуациях. Ряд специальных дисциплин посвящен вопросам личной безопасности сотрудников при несении службы, осуществлению надзора, методике проведения обысков осужденных, помещений и т. д. Среди изучаемых дисциплин следующие: пенитенциарное здравоохранение, основы самозащиты, техника релаксации, работа с осужденными алкоголиками и наркоманами, средства и методы, применяемые сотрудниками тюрем в экстремальных и конфликтных ситуациях, и др. Часть занятий проводится в форме факультативов, например, вышеупомянутые курсы по иностранным языкам (по выбору студента).

Особое внимание в процессе профессиональной подготовки уделяется формированию личной ответственности сотрудников за результат служебной деятельности, прививаются навыки работы с трудными осужденными как индивидуально, так и с группами таких заключенных.

Обучение в институте организовано в военизированной форме (специальная форма одежды для слушателей, распорядок дня, проживание в общежитии и др.). Вместе с тем слушатели могут свободно выходить за территорию института в свободное от учебы время, но неукоснительной их обязанностью является посещение занятий и добросовестное отношение к обучению.

Всех вновь поступивших распределяют на 4 группы по 20 человек. Базовый курс длится 40 учебных недель теории и 13 недель рабочей практики. Курс обучения состоит из 2 учебных периодов, организуемых в институте (август - декабрь, март - май), и периодов практики, проводимой в пенитенциарных учреждениях (январь - февраль, июнь - август). Таким образом, учебный рабочий план составляется на 13 месяцев и включает 53 учебные недели, при этом на базовые дисциплины отводится 6 недель, на профессиональные - 35, практика - 9 недель и на подготовку и защиту диплома - 3 недели.

Почти половину времени обучения (5,5 месяцев) занимают практика курсантов в тюрьмах и обучение на базе учебных центров в тюрьмах. Первичная практика в качестве стажера охранника проходит с января по март. Тем курсантам, которые подписали контракт о службе в уголовно-исполнительной системе (это, как правило, все курсанты, поскольку только на этих условиях предоставляется бесплатное обучение), с начала практики с января и до окончания учебы выплачивается заработная плата стажера охранника. В том случае, если по окончании обучения выпускник института не отработал установленное количество лет, выплаченная сумма, равно как и расходы на обучение, удерживаются с его средств в добровольном или судебном порядке.

Курсанты на первом этапе обучения занимаются без оформления каких-либо контрактов с государством, им предоставляются бесплатные жилье, питание, проезд, выплачивается государственная стипендия27. На втором этапе обучения (2 месяца) курсанты

27 Варушкин А. Организация обучения сотрудников пенитенциарной системы Финляндии // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2007. - № 12. - С. 35.

принимаются на службу в пенитенциарное учреждение с начислением заработной платы. Затем они проходят практику в пенитенциарном учреждении на тех же условиях, там курсант получает первый правовой опыт и представление о тюрьме, ее персонале и контингенте заключенных. В конце обучения проводятся итоговые испытания в виде оценочного семинара, к участию в них курсанта командирует учреждение, оплачивая проезд, проживание и суточные. Такой подход к обучению делает профессиональную подготовку сотрудников пенитенциарной системы Финляндии практико-ориентированной.

Во время прохождения практики основной задачей курсантов является совершенствование профессиональной подготовки, базирующейся на индивидуальных программах, значительную часть которых составляют указания наставников, выполнение учебных задач правовой направленности, учебные упражнения, беседы. За составление индивидуальных программ по практике и профессиональную подготовку отвечает руководитель практики и ассистенты, тесно сотрудничающие с преподавателями соответствующих дисциплин института.

После завершения обучения в институте выпускник вправе работать на должностях младшего тюремного состава (контролеры). Учащиеся по окончании обучения приобретают специальность «сотрудник тюрьмы», и именно в этом качестве они поступают на службу в пенитенциарные учреждения. Данная профессия достаточно престижна. В Финляндии тюремный служащий получает 10 средних окладов или заработков рабочих в стране и обеспечивается самой высокой пенсией среди государственных служащих28.

Сотрудники тюрьмы выстраивают свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, нормативными актами, инструкциями и другими документами. Подробное описание обязанностей сотрудников отражено в правилах внутреннего распорядка каждой тюрьмы.

Уровень профессиональной подготовки сотрудника влияет на качество исполнения им ежедневных обязанностей, включающих в себя обеспечение повседневной жизни в исправительном учреждении, наблюдение за распорядком дня (подъемом, приемами пищи, работой, учебой, уборкой) и перемещением заключенных, проведение обысков и осмотров помещений для работы и отдыха заключенных и т. д. Во многих тюрьмах сотрудник работает совместно с заключенными над такими реабилитационными программами, как ведение законопослушного образа жизни, предотвращение алкогольной зависимости, выработка навыков и умений по управлению эмоциями и самостоятельному решению проблем и др.

Из всех служащих именно сотрудник тюрьмы чаще всего контактирует с заключенными, участвует в приеме заключенных в ИУ, знакомит их с внутренним распорядком, контролирует свидания заключенного с членами семьи, транспортировку заключенных за пределы тюрьмы, например, в суд или больницу, а в случае необходимости сопровождает при освобождении из тюрьмы и т. д. В его обязанности также входит сопровождение должностных лиц и других посетителей во время посещения тюрьмы.

Одним из направлений деятельности института является совершенствование правовых знаний и навыков сотрудников тюремной службы и на курсах повышения квалификации (1-6 недель). При планировании и проведении обучения на курсах институт сотрудничает с отделом пенитенциарных учреждений Министерства юстиции Финляндии. Переподготовка сотрудников тюрем организуется по профилю работы и соответственно этому набираются группы слушателей. В среднем ежегодно институт осуществляет подготовку около 1200 работников пенитенциарной системы и смежных с ней правоохранительных служб повышающих свою квалификацию. Обучение может состоять из серии лекций, кратковременных курсов (2-3 дня), проведения учебного научного семинара, обучения в институте до двух недель с последующей выдачей сертификата или обучения на полигонах института или непосредственно в тюрьмах, на рабочем месте. Сотрудники могут выбирать и комбинировать учебные модули в зависимости от собственных целей и задач.

Основная цель курсов переподготовки тюремных сотрудников состоит в том, чтобы каждый из работающих проходил повышение квалификации минимум 4 дня в году.

28 См.: Курс лекций по обеспечению безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в ИТУ / под ред. проф. А. Г. Перегудова. - Уфа: Уфимская высшая школа МВД России, 1996. - С. 672.

Перечень программ для повышения квалификации размещается на сайте института, где указываются время повышения квалификации, общая продолжительность, категории сотрудников, для кого предназначены те или иные программы, и перечень основных вопросов, подлежащих освоению при обучении.

Сотрудники самостоятельно подают заявки в институт для прохождения повышения квалификации, после чего институт осуществляет отбор поданных заявок, формирует учебные группы и информирует Агентство федеральных санкций (центральный орган по руководству уголовно-исполнительной системой Финляндии) о сотрудниках, отобранных для повышения квалификации. Кандидатура каждого сотрудника рассматривается агентством персонально. Возможны случаи, когда сотруднику отказывают в направлении в институт для повышения квалификации, например, в случае, если сотрудник поздно подал заявку на повышение квалификации, что может негативно сказаться на состоянии дел на его участке работы.

Основы профессиональной подготовки отражены в основных направлениях повышения квалификации, среди которых: 1) управление персоналом, реализация новых рабочих программ по работе с заключенными; 2) работа с заключенными, обеспечение безопасности в местах лишения свободы; 3) составление индивидуального плана исполнения наказания; 4) взаимодействие охранников и заключенных; 5) изучение реабилитирующих программ в отношении различных категорий осужденных; 6) работа с осужденными, совершившими преступление на сексуальной почве; 7) работа с наркоманами, обеспечение безопасности при работе с ними; 8) работа с агрессивными осужденными и меры защиты от них; 9) обеспечение режима и безопасности в тюрьмах и применение в этих целях сил и специальных средств; 10) условия труда осужденных29. Подводя итоги, можно констатировать, что профессиональная подготовка пенитенциарных служащих в Финляндии способствует реализации основных целей и задач пенитенциарной деятельности; росту профессионализма персонала в ведении индивидуальной и групповой работы с заключенными; совершенствованию руководящих функций начальствующего состава, укреплению безопасности в местах лишения свободы; внедрению новых рабочих программ, поддерживающих стремление заключенных к правопослушному образу жизни30.

Количество заключенных, находящихся в тюрьмах Швеции, колеблется от 4 500 до 5 000 человек, из них более 25 % тех, кто отбывает длительные сроки. Кроме того, 1 600 заключенных находится под следствием, 6 000 человек ежегодно приговариваются к условным срокам наказания31, около 12 000 закреплено за службой пробации32.

Служба тюрем и условного освобождения отвечает за перемещение заключенных, а также в некоторых случаях и других лиц, лишенных свободы (например, депортированных лиц). Служба ведет свою деятельность в тюрьмах предварительного заключения, обычных тюрьмах и агентствах, занимающихся исправлением правонарушителей без лишения их свободы. В 30 тюрьмах предварительного заключения в Швеции находятся лица, которые подозреваются в совершении преступлений, и в отношении которых вынесено соответствующее решение суда, ожидают судебного разбирательства. В стране также 56 исправительных учреждений (тюрем). Деятельность Службы в тюрьмах направлена на то, чтобы помочь заключенным адаптироваться в обществе после освобождения и предотвратить нежелательные последствия нахождения в заключении. Воздействием на правонарушителей, не связанным с лишением свободы, занимаются в Швеции 39 специализированных агентств. Задачей данных агентств является наблюдение за правонарушителями, осужденными к наказаниям, не связанным с заключением под стражу, а также условно-досрочно освобожденными33.

29 Чорный В. Н. Исполнение наказаний в Финляндии и подготовка персонала для пенитенциарной системы: учебное пособие. - Рязань, 2013. - С. 50.

30 Багреева Е. Приоритеты пенитенциарной системы Финляндии // Преступление и наказание. - 2006. - № 2. - С. 22-24.

31 Разное перевоспитание. - URL: http://platformarb.com/penitenciarnaya-shveciya-sauna-velotrenazhery-i-lazanya/ (дата обращения: 06.03.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 Дергачева И. Пенитенциарная система Швеции сегодня и завтра. - URL: http:// www.rodon.org/society-090826115852 (дата обращения: 15.03.2015).

33 ОБСЕ-Полис. Правоохранительные органы государств-участников и партнеров: Швеция. - URL: http://polis.osce.org/ countries/details?item_id=71&lang=ru (дата обращения: 06.03.2015).

Кривая криминальной статистики в Швеции поступательно идет вверх. Управление исполнением наказаний Королевства считает, что ему приходится строить места заключения «быстрее, чем где-либо еще в Европе». Ежегодно в стране осужденными становятся 10 500 человек. Эксперты-криминологи полагают, что в настоящее время преступления против личности стали более тяжкими, а наказание за них ужесточились. Так, за нарушения закона в области хранения и распространения наркотиков на суде дают более длительные сроки34. В большинстве случаев сроки заключения в Швеции короткие. Около 60 % осужденных находятся в местах лишения свободы до 6 месяцев или меньше, 80 % -до года, лишь 3-5 % - от 4 лет до пожизненного срока.

Преступники, уличенные в умышленном поджоге, шпионаже, краже в особо крупных размерах, преступлениях в области международного права, геноциде, терроризме и похищении людей получают до 18 лет лишения свободы. Пожизненное заключение, которое при наличии отягчающих обстоятельств назначается за убийство, является самым суровым наказанием в Швеции. В случае если преступление совершено человеком в возрасте младше 21 года, то в местах заключения он может максимально провести 14 лет. Однако большинство нарушителей получают незначительные сроки наказания. В целях экономии средств на их содержание в местах заключения, многие из них переводятся под домашний арест. При определении срока суд может принять во внимание поведение заключенного в тюрьме, общественную безопасность и возможность реабилитации. Осужденные, считающиеся слишком опасными, смогут выйти на свободу через 25-32 года35.

Шведская система правосудия предусматривает несколько видов наказаний, не связанных с лишением свободы: штраф, надзор, интенсивный надзор с применением электронного мониторинга и общественные работы. Некоторые могут сочетаться друг с другом, например, надзор вместе с общественными работами или условным осуждением. Практически все наказания, не связанные с лишением свободы (кроме штрафов), в Швеции находятся под контролем данной службы, основанной в 1965 г. Девизом Минюста Швеции является: «Мы не столь богаты, чтобы содержать армию заключенных». Каждый заключенный и подследственный обходится бюджету в 200 долларов ежедневно; те, кто заняты на общественных работах, - в 10 долларов в день.

За один час труда заключенный в тюрьме получает от 10 до 13 крон (9-12 евро), 20 % из которых идут на специальный счет, а остальные он может тратить по своему усмотрению.

В последние годы для уменьшения количества направляющихся для отбывания наказания в тюрьмы в законодательство были внесены соответствующие изменения. Для наркоманов и алкоголиков назначается лечение в специальных учреждениях. Еще один вид наказания - 240 часов бесплатной работы на благо общества (распространяется на получивших наказание сроком до 4 месяцев, к ним применяется электронный мониторинг). Для каждого создается индивидуальный план пребывания в заключении, где прописано, сколько человек должен отработать, где будет учиться (обязательно 40 часов в неделю человек проводит вне заключения)36.

Для каждого заключенного разрабатывается индивидуальная программа обучения, с учетом его потребностей, которая может продолжаться и после освобождения осужденного. За выполнением данной программы наблюдает специальный куратор. В связи с тем, что с января 2009 г. тюрьмы Швеции стали зонами, свободными от курения, одними из наиболее востребованных программ стали медикаментозное лечение и специальный ку3р7с у психотерапевта, помогающий осужденным освободиться от никотиновой зависимости37. Перед освобождением все заключенные обязательно проходят реабилитационную подготовку38.

34 Дергачева И. Пенитенциарная система Швеции сегодня и завтра. - URL: http://www.rodon.org/society-090826115852 (дата обращения: 15.03.2015).

35 См.: Там же.

36 Разное перевоспитание. - URL: http://platformarb.com/penitenciarnaya-shveciya-sauna-velotrenazhery-i-lazanya/ (дата обращения: 06.03.2015).

37 Дергачева И. Указ. соч.

38 Бондаренко А. Пенитенциарная система Швеции глазами белорусского правозащитника. 19 января 2010 г. - URL: http://statkevich.org/news.php?readmore=1102 (дата обращения: 06.03.2015).

Новацией в деятельности исправительных учреждений является предоставление женщинам, осужденным на длительные сроки тюремного заключения, права на некоторое время уходить в монастырь. Ранее данная возможность была лишь у заключенных мужского пола. Первый эксперимент подобного рода был проведен в тюрьме Кумла. Во время пребывания в монастыре заключенные ведут уединенный образ жизни, им не позволено смотреть телевизор или принимать посетителей, разговаривать друг с другом. Возможность временного ухода в монастырь предоставляется женщинам, осужденным на 2 и более года, которым до выхода на свободу осталось не менее 6 месяцев.

Особенностью шведских тюрем являются их небольшие размеры - в среднем на 50-100 мест. Камеры в них в основном рассчитаны на одного человека. Самая большая в стране тюрьма «Сальберга» - на 350 мест находится в г. Сала. В каждой камере телевизор, туалет (в некоторых душ), светлые общие холлы и кухни, комнаты для свиданий с родными, в которых даже стоит детская мебель из сосны. На каждом этаже - балкон для свежего воздуха. На территории находятся спортивный зал, просторные прогулочные площадки, блок обеспечен прачечной. Приготовление пищи собственными силами и стирка собственной одежды - часть воспитательного или, как говорят шведы, реабилитационного про-цесса39. В комнате для свиданий, предусмотренной для встреч с родными, близкими и друзьями, на окнах нет решеток. Осужденным разрешены краткие встречи 3 раза в неделю в комфортабельном номере с евроремонтом, душевой комнатой и богатым выбором игрушек и книг для детей. В тюрьмах также созданы условия для занятий спортом: спортивные залы, есть возможность заниматься большим теннисом.

Для категории заключенных, склонных к суициду, в тюрьмах предусмотрены камеры, обустроенные таким образом, чтобы заключенный не смог нанести вред своему здоровью. В камерах, почти не отличающихся от обычных, все скрыто за плексигласом (органическим стеклом), все шнуры скрыты за специальным стеклом. Существуют и помещения для содержания «буйных» заключенных. За дверью из оргстекла находится камера с кушеткой с 4 ручками, которые в присутствии врача могут быть использованы для привязывания заключенного. При этом контролеры обязаны находиться 24 часа перед стеклянной дверью.

Ранее работники тюрем были только охранниками, социальными работниками и психологами, осуществляющими социальную работу и мероприятия по лечению. С начала 1990-х гг. перед сотрудниками тюрем были поставлены новые задачи, а именно: осуществление индивидуальной работы с заключенными40.

Организация подготовки сотрудников Службы тюрем и пробации Швеции (КЕ_иТ) осуществляет основную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку сотрудников Службы тюрем и пробации Швеции (далее - СТПТТТ, Служба) (Клтта1уегёеп).

Сотрудники Службы отличаются высокой компетенцией. Структура подготовки включает в себя три основных этапа: общий вводный курс (ознакомление с деятельностью СТПШ), основной курс профессиональной подготовки (подготовка персонала СТПШ), повышение квалификации и дополнительный - курсы профессиональной переподготовки специалистов.

В структуре профессиональной подготовки сотрудников СТПШ выделяется несколько уровней.

1. Введение в вопрос Службы тюрем и пробации. Вводный курс, который предлагается всему персоналу, принятому на работу, а также временным сотрудникам с рабочим стажем в Службе тюрем и пробации свыше 6 месяцев. Обучающимся представляется информация, касающаяся работодателей, рабочего места и работы обучающихся. Длящийся 3 недели (свыше 120 ч) вводный курс и включает в себя три основные темы: «Служба тюрем и проба-ции Швеции», «Правовые основания» и «Клиенты».

39 Дергачева И. Пенитенциарная система Швеции сегодня и завтра. - URL: http://www.rodon.org/society-090826115852 (дата обращения: 06.03.2015).

40 Разное перевоспитание. - URL: http://platformarb.com/penitenciarnaya-shveciya-sauna-velotrenazhery-i-lazanya/ (дата обращения: 06.03.2015).

2. Подготовка персонала Службы тюрем и пробации, в процессе которой осуществляется общая подготовка сотрудников и их обучение в соответствии с квалификационными требованиями различных должностей. Подготовка персонала Службы тюрем и пробации -самый длительный курс, предлагаемый ККИТ состоящий из 2 частей: первая часть - курс получения базового высшего образования, проводится в университетах и других вузах, вторая -специализируется на вопросах СТПШ и осуществляется в центрах подготовки ККИТ.

Прохождение подготовки в Службе тюрем и пробации обязательно для всех сотрудников, тесно работающих с осужденными. Представитель СТПШ имеет право направлять на подготовку представителей других профессиональных групп, если посчитает знания, умения и навыки, предлагаемые на курсе обучения, необходимыми для исполнения ими своих служебных обязанностей. Студенты, не имеющие возможности получить базовое высшее образование, получают сертификат соответствующего института о базовом высшем образовании после завершения курса.

Курс подготовки сотрудников Службы тюрем и пробации базируется на вводном курсе о Службе, который должен быть завершен до перехода к специальным дисциплинам. Подготовка длится 14 недель и акцентирует внимание на различных аспектах работы в тюрьмах и Службе, обязанностях персонала и методах работы, законодательства, работы с осужденными, общении и взаимодействии персонала с осужденными, охране и безопасности в ИУ и т. д. Темы курса: профессиональная этика, статус гражданского служащего, персонал и функции СТПШ, реабилитация, безопасность и урегулирование конфликтов, отбывание наказаний и освобождение из ИУ, здравоохранение и медицинское обслуживание, размещение осужденных, профессиональная специализация.

3. Повышение квалификации предназначено для персонала с многолетним стажем работы. Специалисты получают современные теоретические знания и практические навыки, необходимые для работы по специальности. Сотрудники Службы должны проходить повышение квалификации через 5 лет после завершения основного профессионального обучения. Курс повышения квалификации, представляющий собой двухнедельный курс, охватывает 3 основные темы: «Служба тюрем и пробации как организация», «Деятельность Службы тюрем и пробации» и «Персонал».

Приступая к анализу пенитенциарной системы Исландии, отметим, что количество населения этой небольшой страны только недавно превысило 300 тыс. человек. Согласно аналитическому обзору, подготовленному М. С. Стыкалиной, число осужденных также невелико: около 40 человек на 100 тыс. населения, и это одно из самых низких процентных соотношений в мире.

Пенитенциарная система Исландии подчиняется министру юстиции, а Администрация тюрем и пробации (АТП) контролирует исполнение приговоров, работу тюрем и выполняет административные функции, включая вопросы кадрового обеспечения и подготовки персонала.

В Исландии 5 тюрем. Не считая главной тюрьмы «Литла-Храун» (около 85 человек), эти тюрьмы небольшой вместимости - от 8 до 16 мест. Все тюрьмы смогут вместить до 137 осужденных, а общее число сотрудников (офицеры, руководство, офисные работники) составляет около 100 человек.

Сотрудники тюрем - гражданские служащие, назначенные на свои должности после сдачи необходимых экзаменов в Национальном колледже подготовки тюремного персонала. Принимая во внимание малочисленность тюремного персонала Исландии, курсы подготовки тюремного персонала работают не на постоянной основе, так как нет необходимости в ежегодном обучении новых сотрудников41.

Подготовка тюремного персонала в Исландии началась в 1981 г., когда Альтинг (парламент) принял резолюцию по подготовке тюремного персонала, после чего министр юстиции учредил рабочую группу для внесения предложений по основанию колледжа.

Предполагалось, что основной задачей колледжа будет повышение квалификации сотрудников продолжительностью 25 недель (750 часов) в период с октября по апрель. В программу обучения входили следующие предметы: исландский язык, технология со-

41 См.: Подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений в некоторых скандинавских странах: аналит. обзор / пер. с англ. М. В. Стыкалиной. - Рязань: Академия ФСИН России, 2010. - 47 с.

ставления отчетов, датский язык, английский язык, тюрьмоведение, юриспруденция, психология, подростковая психология и образование, криминология, права и обязанности вольнонаемных сотрудников, социология, вопросы этики, гигиены и оказания первой помощи, профилактика наркотической зависимости осужденных, личный досмотр и осмотр места жительства, физическая подготовка и самооборона и т. д.

Исландская ассоциация сотрудников тюрем, основанная в 1973 г. (за 10 лет до открытия колледжа), стала филиалом Скандинавской ассоциации сотрудников тюрем (№Ц), а ее руководство всегда присутствовало на встречах со своими скандинавскими коллегами. В Министерстве юстиции учреждено особое ведомство, которое занимается пенитенциарными вопросами и международными контактами в этой сфере. Данные изменения стали возможны в результате компаративного анализа деятельности колледжа и других подобных учреждений в других скандинавских странах. Усовершенствование подготовки тюремного персонала было необходимо ввиду стремления сотрудников к повышению статуса профессии, профессиональному признанию и увеличению заработной платы. Сначала работа колледжа заключалась преимущественно в проведении 3-месячных курсов с 6-8 сотрудниками ИУ, которые изучали темы в соответствии с предложениями, внесенными рабочей группой в отчете 1982 г. В итоге положительные изменения в сотрудничестве между Исландией и другими скандинавскими странами по пенитенциарным вопросам привели к формированию в 1983 г. колледжа.

Большинство преподавателей работают в колледже по совместительству и занимают должности в пенитенциарной системе или полиции. Как правило, в колледже 10-12 преподавателей. Подготовка тюремного персонала в первую очередь нацелена на развитие его профессионализма. За последние годы многое было сделано для улучшения условий работы в ИУ и обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки тюремного персонала. Однако есть показатели, по которым Исландия уступает другим скандинавским странам. Для сравнения: сотрудники ИУ в Дании и Норвегии проходят теоретическую и практическую подготовку длительностью более 2 лет. В Финляндии и Швеции программы повышения квалификации для старшего начальствующего состава базируются на обычных программах Колледжа подготовки тюремного персонала, и после некоторых преобразований и дополнительных финансовых затрат становятся курсами переподготовки и повышения квалификации. Было налажено тесное сотрудничество с подобными учебными учреждениями в других скандинавских странах, которое благоприятно сказалось на тюремном персонале Исландии.

В настоящее время обучение в Колледже подготовки тюремного персонала можно разделить на три категории: 1) общеобразовательные предметы (исландский язык, английский язык, компьютерная грамотность, коммуникативные навыки, социальная политика, этика); 2) специальные дисциплины (теория и управление ИУ, психология, криминология, право (уголовное право), наркотики и наркозависимость, права человека и различные аспекты внутренней безопасности); 3) физическая подготовка (захваты, удержания и принуждения, самооборона, оказание первой помощи, пожаротушение и т. д.). С тех пор как первый курс подготовки проводится при содействии Национального колледжа подготовки сотрудников полиции, между двумя этими учреждениями установилось тесное сотрудничество.

В Дании существуют тюрьмы двух типов - открытые и закрытые. Всего в стране 8 тюрем открытого типа, 5 закрытого и 40 следственных изоляторов. В тюрьмах открытого типа содержатся заключенные, осужденные на срок свыше 5 лет, в том числе те, кто нарушил условия пребывания в тюрьмах открытого типа. На территориях часто находится церковь. Имеется тренажерный зал, библиотека, магазин (исключены спиртные напитки), больничное отделение, площадка для прогулок42.

Заключенные самостоятельно убираются у себя в комнате, стирают (в стиральных машинах), готовят еду, ложатся спать, когда хотят. Бараки закрываются в десять вечера,

42 См.: Горобцова А. Права человека за границей. Дания - страна, уважающая права человека... - URL: http://helsinki.org.ua/ ru/index.php?id=1223633063 (дата обращения: 20.02.2015).

но отбоя нет. Внутри передвижения не запрещены. Заключенные имеют право смотреть телевизор, пить чай в гостиной, общаться с другими заключенными, слушать музыку или просто сидеть у себя в комнате. Проживают по одному в одиночных камерах, больше похожих на небольшие комнаты, где есть кровать, шкаф, стол, раковина, зеркало, телевизор, полка с книгами, вентилятор43. Осужденные получают разнообразное питание в любом количестве, доступ в Интернет, могут посещать кружки по интересам, им обеспечен ща-

44

дящий режим дня и тщательный медицинский контроль . В тюрьме строгого режима присутствуют решетки, высокий забор и строгая система пропуска.

Заключенные находятся в тюрьме в обычной одежде, которую они приносят с собой или им передают родственники. Таким образом, государство не затрачивает средств на форму для заключенных, а заключенные благодаря свободной форме одежды чувствует себя психологически намного комфортней. Надзиратели носят форму, но не имеют при себе оружие, а только дубинку, которую применяют редко45.

В день заключенным выдается 50 крон. Помимо этого заключенные работают и получают зарплату - 10-35 крон в час. Рабочий день - с 8.00 до 15.00. По утрам подъема нет: заключенные должны самостоятельно вовремя проснуться, чтобы не опоздать к восьми утра на работу (будильники администрация предоставляет). В неделю они должны работать 37 часов (получается 200 долларов в неделю)46. Не имеющие законченного среднего образования могут вместо работы учиться в школе. Большинство заключенных - это эмигранты, которые не знают датский язык или не умеют писать и читать. Им также платят зарплату, так как учеба поощряется. В Дании каждые третьи выходные у заключенных, не нарушающих правила пребывания, - отпуск. Можно в субботу уехать домой, в воскресенье - вернуться. Только единицы из заключенных не возвращаются, ведь если вовремя не вернуться, тебя переведут в закрытую тюрьму, с более строгими условиями содержания. Мотивируют датчане это тем, что человек и так уже наказан, и нет смысла озлоблять его разлукой с родными и самое главное - если в семье есть дети, то они не должны забывать родителей. Тем самым у заключенного возникает желание вести себя хорошо, чтобы получить отпуск и вообще поскорей вернуться в семью.

Среди серьезных проблем на территории тюрем Датчане отмечают трудности в борьбе с торговлей наркотиков. В тюрьмах открытого типа перекрыть каналы поступления наркотиков практически невозможно, так как по прибытии из «отпуска» заключенного не подвергают унизительному досмотру, да и в ночное время на территории тюрьмы остается небольшое количество надзирателей, которые не в состоянии за всем уследить. Поэтому тех, кто отказывается от употребления наркотиков и спиртных напитков, здесь поощряют. Селят их в домах семейного типа, где можно находиться с ребенком до трехлетнего возраста, потом родные обязаны забрать ребенка из тюрьмы, чтобы не лишать его свободы47.

По статистике из тех, кто был осужден условно, 30 % совершают преступление во второй раз. Из тех, кто один раз отсидел в тюрьме, сюда возвращается половина. Еще половина от этого числа садится в третий раз. Из тех, кто имел три «отсидки», 60 % снова попадают в тюрьму. В итоге получается, 8 % из тех, кто один раз был осужден, становятся рецидивистами, то есть имеют по четыре и более «ходок». С точки зрения администрации тюрем, человек превращается в рецидивиста, потому что ожесточается в тюрьме. Чтобы этого не происходило, следует как можно больше держать его в «мягком» пространстве48.

Среди обслуживающего персонала присутствует психолог, консультирующий, как правильно находить подход к осужденным, как себя вести в момент поступления человека

43 См.: Горобцова А. Указ. соч.

44 Тюрьма в Дании. - URL: http://gynecolog.net/2011/04/%D1%82 (дата обращения: 20.02.2015).

45 См.: Горобцова А. Указ. соч.

45 Тюрьма в Дании. - URL: http://gynecolog.net/2011/04/%D1%82 (дата обращения: 20.02.2015).

46 Дания и датчане: и тюрьмы. - URL: http://www.saga.ua/43_articles_showarticle_1275.html (дата обращения: 20.02.2015).

47 См.: Горобцова А. Указ. соч.

48 Дания и датчане: и тюрьмы. - URL: http://www.saga.ua/43_articles_showarticle_1275.html (дата обращения: 20.02.2015).

в тюрьму. Среди надзирателей от 30 до 35 % - женщины. Заработная плата сотрудника составляет около 3000 евро в месяц49.

Сотрудники тюрем и мест предварительного заключения страны обеспечиваются беспроводными аппаратами, сочетающих технологии связи, личной безопасности и определения местоположения на случай возникновения беспорядков и опасных ситуаций. Среди новых систем личной безопасности и связи беспроводные коммуникационные системы от Ascom Wireless Solutions. Данные системы обеспечивают тюремному персоналу большую защиту и улучшают коммуникацию, помогая людям выполнять работу более эффективно в условиях большей безопасности50.

В аналитическом обзоре, подготовленном М. С. Стыкалиной51, указывается, что основная профессиональная подготовка рядового и младшего начальствующего состава тюремного персонала в Службе тюрем и пробации (СТП) в Дании представлена учебной программой (Uddannelsesplan, 2000), составленной на основе документа «Предложения по преобразованию процесса обучения рядового и младшего начальствующего состава тюремного персонала во время периода стажировки».

Цели основной программы подготовки: 1) обеспечить подготовку высококвалифицированных сотрудников, способных ответственно, самостоятельно и совместно с коллегами исполнять обязанности в соответствии с Кодексом принципов СТП; 2) повысить мотивацию и дать возможность обучающимся проходить курсы повышения квалификации и участвовать в развитии СТП. Основная программа подготовки рядового и младшего начальствующего состава тюремного персонала проводится с момента найма и до конца прохождения стажировки. Во время процедуры приема на службу оценивают профессиональные качества и способности новых сотрудников, необходимые для успешного прохождения программы подготовки. Основная программа подготовки дает возможность обучающимся углубить и развить профессиональные качества и способности, которыми они уже обладают, а также приобрести новые знания, умения и личностные характеристики.

Обучение длится 3 года, из которых примерно 8 месяцев отводятся под теоретические занятия. Программа подготовки состоит из чередующихся модулей теоретических и практических занятий (принцип переменного обучения). Студенты и стажеры получают стипендию. Распределение практических и теоретических элементов обучения может быть представлено следующим образом.

Модуль Продолжительность

Вводный курс 1 1 неделя

Вводный курс 2 (специализированный) 1 неделя

Вводный курс для стажеров 3-7 недель

Базовый (теоретический) курс 1 (вБ1) 4 недели

Практический курс 1 (Р1) 6-12 месяцев

Базовый (теоретический) курс 2 (вР2) 10 и 3 дня

Практический курс 2 (Р2) 11 недель

Базовый (теоретический) курс 3 (вБ3) 11 недель

Практический курс 3 (Р3) Варьируется

Базовый (теоретический) курс 4 (вР4) 1 неделя

Практический курс (продолжение) (Р3) Варьируется

Базовый (теоретический) курс 5 (вБ5) 1 неделя

Практический курс (продолжение) (Р3) После полного 3-годичного курса

49 См.: ГоробцоваА. Указ. соч.

50 См.: Пентин Л. Ascom: самая большая тюрьма Дании усиливает безопасность своего персонала, 17.01.2013. - URL: http://www.forpress.ru/release/16460/ (дата обращения: 20.02.2015).

51 См.: Подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений в некоторых скандинавских странах: аналит. обзор / пер. с англ. М. В. Стыкалиной. - Рязань: Академия ФСИН России, 2010. - 47 с.

В 2004 г. была разработана специализированная программа основной профессиональной подготовки для младшего начальствующего состава, который до этого проходил основную профессиональную подготовку для неруководящего состава. В результате обе группы обучаются по единой программе до окончания теоретического модуля GF1, после которого младший руководящий состав продолжает обучение на модулях GV1 и GV2 (дневных курсах длительностью 14 дней).

В 2003 г. была разработана и реализована специализированная программа подготовки сотрудников службы охраны и безопасности, охраняющих и конвоирующих осужденных в тюрьме «Вестре» (Vestre Fœngsel). Программа подготовки состоит из основного модуля GS1, реализующегося в тюрьме «Вестре» в течение не менее 4 недель, и модулей GS2-3, реализующихся в Центре подготовки тюремного персонала. В подготовку были включены темы, касающиеся обязанностей сотрудников службы охраны и безопасности, урегулирования конфликтов, составления отчетов, деятельности СТП, уголовного судопроизводства, процессуального права. Кроме того, организованы дополнительные курсы по изучению принципов управления, кадровых вопросов, информационных технологий и методик ведения беседы с осужденными.

В июне 2004 г. был запущен проект по внедрению дистанционного обучения в подготовку тюремного персонала для укрепления связи между теоретическим обучением и ежедневной работой на практике в тюрьмах. Ввиду географической рассредоточенности обучаемых по территории Дании дистанционное обучение вносит значительный вклад в установление связи, независимой от времени и места, осуществляя встречу преподавателей и обучаемых в реальном режиме. Электронная платформа связана с конференц-залами, где обучаемые могут обсуждать рабочие вопросы с другими студентами, а также в своей профессиональной или личной сети52.

В настоящее время отечественная пенитенциарная система переживает серьезные перемены, вызванные демократизацией общественных отношений и дальнейшим вхождением России в мировое сообщество. Суть данных перемен - в перемещении акцентов в функциях пенитенциарных учреждений от карательных к ресоциализирующим и социально адаптирующим53. Прогрессивный опыт профессиональной подготовки кадров для пенитенциарных системы в скандинавских странах может стать своеобразным базисом для закладки гуманистических принципов работы системы исполнения наказаний в России, изменить в лучшую сторону ситуацию с соблюдением прав человека.

Библиографический список

Алферов, Ю. А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях / Ю. А. Алферов. - Домодедово : РИПК, 1993.

Багреева, Е. Г. Об организации пенитенциарных систем в международной практике / Е. Г. Багреева // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2012. - № 5. - С. 22.

Багреева, Е. Приоритеты пенитенциарной системы Финляндии / Е. Багреева // Преступление и наказание. - 2006. - № 2. - С. 22-24.

Бондаренко, А. Пенитенциарная система Швеции глазами белорусского правозащитника, 19 января 2010 г. [Электронный ресурс] / А. Бондаренко. - URL: http://statkevich.org/ news.php?readmore=1102 (дата обращения: 06.03.2015).

Варушкин, А. Организация обучения сотрудников пенитенциарной системы Финляндии / А. Варушкин // Ведомости УИС. - 2007. - № 12. - С. 34-36.

Горобцова, А. Права человека за границей. Дания - страна, уважающая права человека... [Электронный ресурс] / А. Горобцова. - URL: http://helsinki.org.ua/ru/index.php?id=1223633063 (дата обращения: 20.02.2015).

52 См.: Подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений в некоторых скандинавских странах: аналит. обзор / пер. с англ. М. В. Стыкалиной. - Рязань: Академия ФСИН России, 2010. - 47 с.

53 См.: Фролова Е. О., Калинина Т. В. Психолого-педагогическая помощь по коррекции личностного развития несовершеннолетних осужденных воспитательной колонии // Культура и образование. -2014. - № 6. - URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1986 (дата обращения: 15.03.2015).

Дания и датчане: и тюрьмы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.saga.ua/ 43_articles_showarticle_1275.html (дата обращения: 20.02.2015).

Дергачева, И. Пенитенциарная система Швеции сегодня и завтра [Электронный ресурс] / И. Дергачева. - URL: http:// www.rodon.org/society-090826115852 (дата обращения: 15.03.2015).

Курс лекций по обеспечению безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в ИТУ / под ред. проф. А. Г. Перегудова. - Уфа : Уфимская высшая школа МВД России, 1996.

Образовательная программа «Понимаем права человека». Как сделать тюрьмы лучшими в мире. Опыт Норвегии [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.helsinki.org.ua/ru (дата обращения: 10.01.2015).

ОБСЕ-Полис. Правоохранительные органы государств-участников и партнеров: Швеция [Электронный ресурс]. - URL: http://polis.osce.org/countries/details?item_id=71&lang=ru (дата обращения: 06.03.2015).

Пентин, Л. Ascom: самая большая тюрьма Дании усиливает безопасность своего персонала, 17.01.2013 [Электронный ресурс] / Л. Пентин. - URL: http://www.forpress.ru/ release/16460/ (дата обращения: 20.02.2015).

Сайт Академии подготовки тюремного персонала KRUS [Электронный ресурс]. - URL: http://www.krus.no/en/Prison-School/Frequently-Asked-Questions-/ (дата обращения: 12.06.2013).

Подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений в некоторых скандинавских странах : аналит. обзор / пер. с англ. М. В. Стыкалиной. - Рязань : Академия ФСИН России, 2010. - 47 с.

Поездка в Норвегию. Норвежские тюрьмы [Электронный ресурс]. - URL: http://an-babushkin.livejournal.com/3479.html (дата обращения: 18.02.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постановление Правительства РФ от 22.05.1998 № 478 «О подписании соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о научно-техническом сотрудничестве».

Проблемы преступности в капиталистических странах : ежемесячный информационный бюллетень. - М. : ВИНИТИ, 1990. - № 11.

Протасова, И. Ознакомительная поездка в Норвегию. Окончание [Электронный ресурс] / И. Протасова. - URL: http://7x7-journal.ru/post/49167 (дата обращения: 14.03.2015).

Разное перевоспитание [Электронный ресурс]. - URL: http://platformarb.com/ penitenciarnaya-shveciya-sauna-velotrenazhery-i-lazanya/ (дата обращения: 06.03.2015).

Российские правозащитники ознакомились с работой пенитенциарной системы Норвегии [Электронный ресурс] // Вся Норвегия на русском. Новости из Норвегии. - URL: http://www.norge.ru/news/2014/10/30/25716.html (дата обращения: 17.02.2015).

Тимофеева, Е. А. Правовая подготовка сотрудников пенитенциарной системы: историко-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта : монография / Е. А. Тимофеева.

- Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2013.

Тюрьма в Дании [Электронный ресурс]. - URL: http://gynecolog.net/2011/04/%D1%82 (дата обращения: 20.02.2015).

Тюрьма по-норвежски [Электронный ресурс]. - URL: http://norvegus.ru/interesnoe/tyurma-po-norvezhski.html (дата обращения: 14.03.2015).

Тюрьмы Норвегии: «Добро пожаловать в тюрьму Осло» [Электронный ресурс]. - URL: http://prisonlife.ru/mesta-lishenya-svobodi/2766-tyurmy-norvegii-dobro-pozhalovat-v-tyurmu-oslo.html (дата обращения: 17.02.2015).

Фролова, Е. О. Психолого-педагогическая помощь по коррекции личностного развития несовершеннолетних осужденных воспитательной колонии [Электронный ресурс] / Е. О. Фролова, Т. В. Калинина // Культура и образование. - 2014. - № 6. - URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1986 (дата обращения: 15.03.2015).

Чеглаков, К. В. История возникновения и развития полиции Финляндии (историко-правовой обзор) / К. В. Чеглаков, Н. Г. Янгол // История государства и права. - 2000. - № 1.

- С. 44-47.

Чорный, В. Н. Исполнение наказаний в Финляндии и подготовка персонала для пенитенциарной системы : учебное пособие / В. Н. Чорный. - Рязань, 2013.

Щербаков, А. В. Положительный опыт функционирования пенитенциарных учреждений Норвегии и возможности его использования в российских условиях / А. В. Щербаков, А. Б. Налдеев // Молодой ученый. - 2015. - № 2. - С. 393-396.

Юнкари, Т. Актуальные проблемы тюремной службы Финляндии / Т. Юнкари // Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М. : НИИ УИС Минюста России, 2005. - С. 79-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.