ПЕМГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В РЯДЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН
© 2015 М. А. Абрамов
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарной системы ряда европейских стран.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, пенитенциарная система, европейские государства.
TO THE QUESTION OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE PERSONNEL OF THE PENITENTIARY SYSTEM IN SEVERAL EUROPEAN COUNTRIES
© 2015 M. Abramov
Summary. The article is devoted to questions ofprofessional training ofpersonnel of the penitentiary system in several European countries.
Keywords: professional training, penitentiary system, European countries.
В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России наиболее острой остается проблема кадрового обеспечения ее деятельности. Решение указанной проблемы является не только приоритетным и важнейшим условием функционирования отдельно взятого структурного подразделения (исправительного учреждения, СИЗО), но и условием повышения эффективности деятельности всей пенитенциарной системы в целом1.
В современных пенитенциарных системах все больше признается важность той работы, которую осуществляет персонал на всех уровнях управления пенитенциарными учреждениями и содержания заключенных. Кроме того, более либеральные режимы, принятые в современных пенитенциарных системах, дающие заключенным больше возможностей для общения вне своих камер, усложняют работу персонала. Требуется большая координация, сотрудники должны лучше понимать цели исправительного воздействия на заключенных и свою роль в связи с этим. Это в свою очередь привело к изменению установок и функций персонала2.
1 Морозов В. М. Приоритеты в подготовке специалистов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2001. - № 5.
- С. 23-26.
2 Шляхов В. П. К вопросу о подборе и подготовке кадров для уголовно-исполнительной системы, закреплении их на службе // Использование международного опыта подготовки кадров для правоохранительных органов: сб. науч. докл.
- Владимир: Владимирский юрид. ин-т, 1996. - С. 47-52.
Интеграция Российской Федерации с европейским сообществом, ратификация ряда важнейших правовых документов актуализировали задачу приведения уголовно-исполнительной системы в соответствие с высокими требованиями международных стандартов обращения с заключенными. Выполнение обязательств, принятых при вступлении России в Совет Европы, в первую очередь в сфере обеспечения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и осужденных к уголовному наказанию в виде лишения свободы, в конечном итоге напрямую связано с профессионализмом работников уголовно-исполнительной системы. В частности, 11 января 2006 г. на заседании Совета Европы были приняты Европейские пенитенциарные правила, отражающие гуманизацию пенитенциарной политики его государств-членов . Ряд положений указанных Правил регулирует вопросы, связанные с подбором персонала для работы в исправительных учреждениях. Так, п. 76 Правил гласит: «Персонал должен тщательно подбираться, иметь надлежащую подготовку... и статус, пользующийся уважением в гражданском обществе».
Система подготовки кадров должна быть гибкой, разноплановой, с минимальными затратами и в то же время высокоэффективной. В этих условиях большое значение приобретают не только инновационные проекты реформирования отечественной системы образования, но и положительный опыт подготовки кадров для пенитенциарных учреждений в зарубежных государствах. Во многих странах созданы уникальные системы подготовки и сохранения высокопрофессионального кадрового состава для пенитенциарных учреждений. Анализ системы подготовки сотрудников пенитенциарных систем зарубежных стран (Норвегии, Дании, Нидерландов, Франции, Финляндии, Польши) позволяет выявить некоторые особенности, отличные от подготовки специалистов для пенитенциарных учреждений в России.
Зарубежные образовательные программы основаны на деятельном подходе, акцент в обучении делается на практические навыки и умения. Обучение организовано на достаточно высоком материальном уровне, который на порядок выше, чем в российской пенитенциарной системе, хотя количество осужденных на одного сотрудника значительно меньше.
В Норвегии, например, один из самых длительных в мире сроков подготовки тюремных сотрудников. Чтобы попасть на аттестованную должность в тюремное ведомство, нужно получить специальное двухгодичное образование в специальном образовательном учреждении службы исполнения наказаний. Отбор курсантов объявляется каждый год, конкурс -10 человек на место. Всего 175 человек каждый год может пройти обучение. Требования к кандидатам: возраст свыше 20 лет, наличие полного среднего образования, водительских прав, прохождение военной службы, отсутствие правонарушений, хорошая физическая подготовка. Помимо теоретического обучения предусматривается обязательное прохождение практики в тюрьмах. В программу подготовки входят тренинги по реабилитации, по конструктивному отношению к тюремной системе, тренинги, направленные на то, чтобы человек почувствовал ответственность за предоставленную ему власть, сумел применить свои властные полномочия, смог применить спецсредства. Среди экзаменов - групповой, когда будущий сотрудник должен продемонстрировать умение взаимодействовать с группой. Если сотрудник не сдал 2 экзамена, то его на службу не принимают. Основанием для отказа в приеме на службу являются и отклонения в поведении во время учебы, в том числе в отношении к сокурсникам. Хотя обучение надзирателя не является университетским образованием, требования к кандидату в тюремные служащие такие же, как при поступлении в университет, а сотрудник, получивший образование, имеет степень бакалавра. Четыре раза в год проводятся рейтинги - оценка знаний и умений студента. Первый год обучения является теоретическим. Второй год обучения проходит в тюрьме.
В Дании отбор кадров для работы в тюремной системе осуществляется учебным центром на конкурсной основе. Ежегодно набирается от 200 до 250 рекрутов в возрасте от
3 Огородников В. И. Управление персоналом в условиях реформирования УИС Минюста России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Рязань, 2003.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
79
21 до 35 лет, которые учатся 3 года, а затем распределяются по тюрьмам. Первое собеседование с кандидатами происходит в одной из тюрем с полной информацией об их будущей работе. Конкурс в учебный центр весьма высок. На одно место могут претендовать до 20 кандидатов. В первую очередь изучаются их коммуникативные способности, психологические качества. Обязательное требование - владение английским языком.
Рассматривается репутация, которая должна быть безупречной с точки зрения соблюдения закона и общего поведения4.
В отличие от Дании, персонал тюрем Нидерландов подбирается и оформляется на службу начальниками учреждений, а затем направляется на учебу за счет средств, выделяемых Министерством юстиции. По усмотрению директора тюрьмы служащие проходят обучение в институте подготовки персонала для пенитенциарных учреждений или в гражданском учебном заведении. Однако первоначальная подготовка для тюремного персонала является обязательной. Программа первоначальной подготовки в институте рассчитана на 40 дней с еженедельным чередованием теоретической подготовки и практических занятий в учреждениях пенитенциарной системы. Подбор кандидатов для работы в тюрьмах осуществляется на конкурсной основе. Обучение в институте ведется путем анализа ситуаций, с которыми служащие тюрем сталкиваются в повседневной работе. Ситуация разыгрывается обучающимися в институте и записывается на видео, а затем воспроизводится для обсуждения правильности действий персонала5.
Пенитенциарную систему Франции характеризует тщательность подготовки и переподготовки персонала. Обучающиеся изучают различные дисциплины, отрабатывают на практике способы и приемы работы с заключенными, используют наглядные пособия и технические средства обучения, проходят практику в учреждениях, взаимодействующих с тюремной системой. Подготовка квалифицированных кадров для пенитенциарной системы - это одна из актуальных проблем, которую пытается решить ее руководство. Помимо Национальной школы пенитенциарной администрации в каждой региональной дирекции пенитенциарной администрации созданы подразделения по обучению сотрудников тюрем. Персонал пенитенциарной системы подбирается в основном через рекламные агентства. Желающих много, поэтому среди них проводится тщательный отбор. Главными задачами пенитенциарной системы Франции являются обеспечение гуманного отношения к заключенным, обучение их профессиям, подготовка к освобождению и социальная реабилитация, исключение побегов, сведение к минимуму рецидивной преступности6.
Интересен опыт организации обучения сотрудников пенитенциарной системы Финляндии. Здесь следует отметить такие моменты, как существование многоступенчатой системы подготовки слушателей, при которой у обучающихся есть возможность составить полное представление о будущих условиях работы. Слушателям предоставляются бесплатное жилье, питание, проезд, государственная стипендия. При этом на первом этапе курсанты занимаются без оформления каких-либо контрактов с государством. Внедрение в российскую практику подобного опыта способствовало бы уменьшению количества сотрудников УИС, увольняющихся на первом году службы, так как им заранее была бы предоставлена возможность оценить все сложности будущей службы7.
Большое количество положительных достижений и наработок в подготовке сотрудников для пенитенциарных учреждений можно найти и в практике тюремной службы Польши. Как и в любой другой стране, к работникам пенитенциарных учреждений Польши предъявляются особые требования. Согласно уставу о службе работником «может стать
4 Огородников В. И. Указ. соч.
5 Киселев М. В. Профессиональная подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений // Сибирское образование на рубеже тысячелетий: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Томск, 28-29 октября 2004 г.).
- Томск: Лито-Принт, 2004. - С. 151-153.
6 Огородников В. И. Управление персоналом в условиях реформирования УИС Минюста России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Рязань, 2003.
7 Тимофеева Е. А. Особенности организации профессионального образования и правовой подготовки сотрудников пенитенциарной системы Финляндии // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - № 6.
- С. 141-145.
польский гражданин с безупречной характеристикой, несудимый, пользующийся полностью публичными и гражданскими правами, имеющий не менее чем среднее образование, профессиональную квалификацию, физическую и психическую способность служить в вооруженной структуре», он должен быть не старше 35 лет. Исходя из положений устава о службе сотрудники пенитенциарной системы Польши должны обладать определенной профессиональной квалификацией, которая обеспечивается соответствующей системой образования, совмещенной с профессиональной деятельностью. Каждый поступающий на службу должен пройти два года подготовительной службы (ее можно сократить в случае особых служебных достижений), во время которой все проходят полное обучение (вводное обучение и в зависимости от специальности и уровня общего образования - унтер-офицеров, прапорщиков или офицеров). Вводное обучение состоит из практики в тюремном учреждении и стационарного подготовительного курса в главном центре подготовки. Начинающий сотрудник согласно программе знакомится с условиями и характером службы всех отделений и условиями безопасности. Обучение заканчивается экзаменом, затем будущий сотрудник направляется на подготовительный курс, где проходит обучение по 12 предметам, независимо от того, где ему придется работать. После обучения слушатели сдают экзамены. Неудача на повторном экзамене означает непригодность к службе.
Вторую часть системы обучения составляют школы: унтер-офицерская, прапорщиков и офицеров. В унтер-офицерскую школу направляются лица со средним общим образованием, в школу прапорщиков - окончившие унтер-офицерскую школу, в офицерскую школу - лица с высшим образованием.
Третья часть системы обучения ориентирована на повышение квалификации сотрудников, так как постоянно меняются общественные требования, международные стандарты, исполнительные и уголовные законы, распоряжения и правила. В этих условиях постоянное совершенствование и обновление знаний являются обязательными.
Таким образом, подготовка кадров для тюремной службы Республики Польша представляет собой трехуровневую систему и включает начальную специальную подготовку, профессиональное образование и повышение квалификации. Следует отметить при этом, что все уровни имеют специализированный характер и преследуют главную цель - подготовку специалистов именно для пенитенциарных учреждений. Таким образом реализуется достаточно интересный подход к комплектованию и обучению кадров для пенитенциарной системы в целом. В тюремной службе Польши отсутствуют учебные заведения, предлагающие «обще профессиональное образование», пусть даже с определенным уклоном для службы в исправительных учреждениях. На службу принимаются граждане, уже имеющие среднее или высшее профессиональное образование. Ведомство сокращает расходы по подготовке специалистов, возлагая эту задачу на гражданские учебные заведения.
По своей сути вся система ведомственного образования направлена на переподготовку, специализированное образование и повышение квалификации будущих и действующих сотрудников пенитенциарных учреждений. Так, в главном центре подготовки предлагается система обучения пенитенциарных сотрудников (в частности, психологов) на базе высшего и среднего специального образования, приобретенного претендентами на службу в гражданских учебных заведениях. При этом слушатели обучаются по программам, различающимся по объему и содержанию в зависимости от предполагаемой должности, и существенная доля времени отводится на освоение тактико-специальных дисциплин и физическую подготовку. Подобная практика позволяет точечно решать задачи по подготовке необходимых специалистов, оперативно реагировать на потребности пенитенциарной системы и минимизировать потерю подготовленных кадров. Думается, что частичное внедрение такого подхода к кадровому обеспечению позволило бы решить определенные проблемы уголовно-исполнительной системы России. Следует также отметить и отдельные положительные моменты процесса обучения сотрудников, в частности, особенности практической подготовки к выполнению служебных обязанностей в экстремальных условиях, систему контроля и оценки качества подготовки и др. Так, практическая
ПЕААГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
81
подготовка сотрудников к выполнению служебных обязанностей в экстремальных условиях реализуется в двух направлениях - практическом и психологическом.
Практическая подготовка осуществляется в форме практических занятий на определенных курсах и по определенным специальностям. Главными целями этих занятий являются овладение активными формами защиты и выработка правильной реакции в экстремальных условиях. В рамках такой подготовки сотрудники участвуют в тренингах, осваивают упражнения, имитирующие настоящие опасные ситуации. К этим упражнениям относятся стрельба, имитация опасных ситуаций, тренинги по развитию лидерских качеств, превентивное обеспечение, нападение, бегство, приемы обездвиживания преступников, транспортировка агрессивных лиц и т. п.
В психологическом направлении подготовка к выполнению служебных задач в экстремальных условиях реализуется в форме ситуационных тренингов, во время которых слушатели обнаруживают в себе способности и черты личности, необходимые для правильного реагирования в трудной ситуации.
Весьма интересна и практика контроля качества подготовки сотрудников в Главном центре подготовки. Система контроля и оценки качества обучения слушателей формируется на основании их ответов на вопросы анкет, разработанных для каждой из школ. В офицерской и унтер-офицерской школах, а также в школе прапорщиков в рамках каждой из специальностей и на всех курсах после окончания учебы слушатели заполняют анкеты (добровольно), отвечая на вопросы, касающиеся соответствия данной дисциплины выполнению служебных задач, способа реализации учебного материала, атмосферы занятий, их динамики, методов и форм, применяемых преподавателем в ходе занятий. Обучающиеся оценивают также бытовые условия в Главном центре подготовки, способ реализации задач руководителем компании, воспитателем взвода, преподавателем данного предмета, оценивают медицинскую помощь. Затем слушатели делают свои предложения и замечания. Кроме общих анкет есть и индивидуальные, которые каждый из преподавателей может предложить своим слушателям после реализации данного предмета. Таким образом, при помощи анкетирования налаживается обратная связь между слушателями и педагогическими, административными работниками главного центра подготовки, направленная в первую очередь на совершенствование образовательного процесса, приближение его к потребностям практических органов8. Подобный опыт был бы весьма полезен и для образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний РФ.
Важнейшей составляющей реформирования пенитенциарной системы России является подготовка персонала, способного на высоком профессиональном уровне понимать и реализовывать требования международных стандартов в сфере обращения с заключенными. Это тем более важно для уголовно-исполнительной системы России, которая является самой большой в Европе. Эта подготовка должна носить непрерывный характер, так как быстро меняющиеся социально-экономические условия страны оказывают непосредственное влияние на функционирование УИС. В этих условиях в высших учебных заведениях ФСИН России необходима организация не только подготовки специалистов, но и профессиональной переподготовки и повышения квалификации действующего персонала пенитенциарных учреждений.
Библиографический список
Киселев, М. В. Профессиональная подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений / М. В. Киселев // Сибирское образование на рубеже тысячелетий : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Томск, 28-29 октября 2004 г.). - Томск : Лито-Принт, 2004. - С. 151-153.
8 Моторова Н. В. Зарубежный опыт подготовки кадров для пенитенциарных учреждений // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2010. - № 9. - С. 6-10.
Морозов, В. М. Приоритеты в подготовке специалистов / В. М. Морозов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2001. - № 5. - С. 23-26.
Моторова, Н. В. Зарубежный опыт подготовки кадров для пенитенциарных учреждений / Н. В. Моторова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2010. - № 9. - С. 6-10.
Огородников, В. И. Управление персоналом в условиях реформирования УИС Минюста России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В. И. Огородников. - Рязань, 2003.
Тимофеева, Е. А. Особенности организации профессионального образования и правовой подготовки сотрудников пенитенциарной системы Финляндии / Е. А. Тимофеева // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - № 6. - С. 141-145.
Шляхов, В. П. К вопросу о подборе и подготовке кадров для уголовно-исполнительной системы, закреплении их на службе / В. П. Шляхов // Использование международного опыта подготовки кадров для правоохранительных органов : сборник научных докладов. - Владимир : Владимирский юридический институт, 1996. - С. 47-52.