Традиции профессиональной подготовки сотрудников тюремной службы по самообороне и дзюдо
А. КАЧМАРЭК — Комендант Главного центра подготовки сотрудников Тюремной службы Республики Польши в г. Калише 1
Профессия сотрудника тюремной службы считается одной из самых трудных, ответственных, вызывающих стресс и требующих способности успешно справляться с нелегкими задачами в экстремальных ситуациях. Выполнение сотрудником служебных функций осуществляется во многом благодаря хорошей физической подготовке. Физическое развитие стоит в одном ряду с личными качествами, общими знаниями, а также состоянием здоровья — основными критериями подбора кандидатов на работу в этой общественно важной службе. Все перечисленные факторы сильно влияют на уровень безопасности пенитенциарных учреждений, а также играют ведущую роль при решении вопроса об увольнении сотрудника из тюремного ведомства.
Проблема физических способностей сотрудников тюремной службы до сих пор не получила должной научной разработки. Настоящая статья является первой попыткой представить традиции и достижения тюремной службы в сфере профессиональной подготовки служащих по самообороне и дзюдо.
Самооборона и дзюдо в программах школ тюремной службы
I. Период между Первой и Второй мировыми войнами (1918-1939 гг.).
Традиции польского тюремного ведомства в области подготовки сотрудников по самообороне восходят к периоду между Первой и Второй мировыми войнами. Систематическое обучение персонала началось в 1923 г., когда в Департаменте по уголовным делам Министерства юстиции создали Школьную комиссию. В задачи комиссии входили подготовка инструкции по обучению, разработка программ обучения, выпуск учебников, надзор, школьная статистика, а также участие членов в работе экзаменационных комиссий.
По инициативе Школьной комиссии 10 сентября 1923 г. министром юстиции в Департаменте тюремного ведомства Министерства юстиции была создана Главная школа для чиновников (служащих) и сотрудников тюремной службы. Кроме того, были открыты школы для младшего персонала в местах, где
помещались апелляционные суды. Процесс обучения в центральной школе в Варшаве на ул. Дзельной продолжался четыре месяца. Управление школой было построено на воинских принципах. Преподавателями работали представители Министерства юстиции, суда и высших учебных заведений. Среди предметов, вошедших в программу подготовки, значилась «Гимнастика с приемами самообороны».
Курсы, которые были организованы в главных тюрьмах, продолжались два месяца. В их программе был и такой предмет, как «Занятия по самообороне с приемами». Из-за организационно-кадровых проблем школы на местах были вскоре закрыты, а сотрудников тюремной службы стали направлять на подготовку в Главную школу.
Структура предмета «Занятия по самообороне с приемами» опиралась на техники джиу-джитсу. Самооборона уже в это время была одной из основных форм физической подготовки сотрудников тюремной службы к практической деятельности.
Большое влияние на изменение системы организации и способов подготовки кадров польского тюремного ведомства оказал Пенитенциарный конгресс в Праге 1930 г. В 1932 г. по распоряжению президента создали Корпус тюремной охраны для исполнения наказания в виде лишения свободы и предварительного заключения. Корпус тюремной охраны подчинялся главному инспектору, который в свою очередь находился в подчинении у министра юстиции. Главным инспектором назначался директор Департамента уголовных дел.
Сотрудники разделялись на две группы: высшие и младшие по должности. К высшим относились главный инспектор, инспектор, старший комиссар, комиссар, заместитель комиссара и аспирант. Младшие были представлены тремя должностями: старший сержант, старший охранник и охранник.
Изменились требования, предъявляемые к будущим сотрудникам. Условиями, которым должен был соответствовать кандидат на должность младшего сотрудника, были: польская национальность, безукоризненное прошлое, возраст от 21 до 35 лет, языковая грамотность, правовая компетентность, определенные психические и физические качества. У всех кандидатов должно было быть среднее образование.
Тогда впервые начал производиться отбор кандидатов в сотрудники. С этой целью в Департаменте уголовных дел Министерства юстиции создали комиссию, в состав которой входили юристы, врачи, педагоги и инженеры. Комиссия проверяла состояние здоровья кандидатов и уровень их психического развития, а затем составляла характеристику и делала вывод о пригодности к службе.
В это время изменился и способ подготовки сотрудников: в 1933 г. в Главной школе в Варшаве начала свою деятельность школа для младших и высших сотрудников. Начальником ее стал главный инспектор тюремной службы. Комендант школы занимался административными и материальными вопросами.
Курс для высших сотрудников тюремной службы длился 6 месяцев. В программу подготовки входили
такие предметы, как криминальная антропология, криминальная социология, психопатология, криминальная политика и тюремная педагогика. Курс для младших сотрудников продолжался 3 месяца.
Следующая реформа системы профессиональной подготовки сотрудников тюремной службы была проведена в 1935 г.
В это время в Варшаве в школе тюремной охраны были организованы три рода курсов:
1. 2-месячный курс службы безопасности для младших сотрудников, которые окончили общую школу. После него сотрудник тюремной службы поступал на работу в отделение охраны.
2. 3-месячный воспитательно-пенитенциарный курс для младших сотрудников, у которых есть среднее образование. После него сотрудники тюремной службы могли помогать воспитателям.
3. 8-месячный курс для высших сотрудников. После него сотрудники могли занимать ответственные должности в тюремном ведомстве.
В соответствии с программами этих курсов велись занятия по дисциплине «Гимнастика и строевая подготовка». Стоит подчеркнуть, что занятия по физкультуре посещали и женщины.
Существовали определенные серьезные причины, по которым в 30-е гг. велись занятия по физкультуре. Во-первых, Тюремный устав (распорядок) 1931 г. предусматривал для заключенных ежедневные занятия физкультурой в виде утренней зарядки. Изменилось в это время восприятие предмета физкультура: постепенно она становилась средством воспитательного воздействия. В тюрьмах появились спортивные залы. Занятия велись по расписанию врачей, которые разделяли заключенных на определенные группы. Проводили их инструкторы, которые прошли курс в школе тюремной службы в Варшаве.
Сочетание в рамках одного предмета гимнастики и строевой подготовки было связано с изменением в 1932 г. статуса Корпуса тюремной охраны, который стал тогда военизированным учреждением. Целью предмета «Физкультура» было не только улучшение физического состояния сотрудников, но и повышение служебной дисциплины. Изменение названия предмета отразило тенденцию к сочетанию в рамках одной дисциплины разных форм подготовки (гимнастика, строевая подготовка, джиу-джитсу). По мнению Кондратовича, сочетание разных техник вытекало из методики занятий, которая предполагала одновременное развитие ряда качеств, таких как быстрота реакции, гибкость, ловкость, сила.
II. Подготовка сотрудников в 1949-1955 гг.
После Второй мировой войны, в 1949 г., в тюремном ведомстве началась систематическая подготовка кадров. В это время была открыта Главная школа работников тюремной охраны в Бартошицах, подготовку в которой проходили младшие сотрудники. Учеба в школе продолжалась свыше трех месяцев. Отличников направляли затем в офицерскую школу. В состав предметов системы подготовки сотрудников тюремной службы в Бартошицах входила и физ-
культура. Этот курс прошла, к сожалению, только одна группа обучающихся.
В сентябре 1949 г. школу из Бартошиц перенесли в Илаву и изменили ее название. Теперь она стала Офицерской школой тюремной охраны.
В 1950 г. в Щипёрние создается Школа работников тюремной охраны, в 1954 г. в Варшаве в Главном управлении тюремного ведомства — Центр подготовки кадров тюремной службы. Таким образом, в 50-е гг. тюремная служба распологала тремя центрами подготовки свих сотрудников.
В 1954 г. в программе обучения по физкультуре появляются элементы самообороны, восходящие к техникам дзюдо.
В школе в Щипёрние профессиональную подготовку проходили унтер-офицеры, работающие сторожами и тюремными надзирателями.
Школа в Щипёрние была военизированным учебным заведением. Слушатели были разделены на школьные компании, а компании — на взводы.
Программу подготовки сотрудников составлял Департамент тюрем Министерства внутренних дел. Курс длился 3 месяца, а затем, после введения новых общеобразовательных предметов, — 5 месяцев. Занятия по физкультуре в объеме 10 ч появились в программе подготовки во второй половине 1952 г. Количество их с каждым годом увеличивалось: в 1953 г. — 15 ч, в 1954 г. — 20 ч, в 1955 г. — 20 ч.
III. Подготовка сотрудников в 1955-1974 гг.
1 августа 1955 г. по решению министра внутренних дел Офицерская школа тюремной службы в Илаве и Школа работников тюремной службы в Щипёрние объединяются и образуют Центр обучения тюремной службы в Щипёрние. В 1955 г. он переименовывается в Центр подготовки тюремной службы, а в 1987 г. — Главный центр подготовки тюремной службы.
С самого начала существования Главного центра одним из основных предметов как в офицерской, так и в унтер-офицерской школе была самооборона. Кроме нее в состав программных предметов входили: дзюдо (45 ч), легкая атлетика (45 ч), снарядная гимнастика (25 ч), волейбол (10 ч), гребля (5 ч), плавание (5 ч) и полоса препятствий.
Программа занятий по самообороне была разбита на двухчасовые блоки. Процесс обучения был основан на принципе постепенной выработки навыков — от самых легких упражнений к самым сложным.
В 1957 г. на 5-месячных курсах для младших сотрудников на физкультуру отводилось 45 ч. В рамках этого предмета велась подготовка по самообороне (приемы и техники дзюдо: перевороты, падение, защита от ударов, толчков, тупого оружия, пистолета и транспортные приемы).
Теория дзюдо, а также сведения о болевых точках на теле человека составляли важную часть программы.
В 1958 г. курсы подготовки были разделены на две части: 5-месячный курс для тюремных надсмотрщи-
ков и 3-месячный — для караульных. Занятия по физкультуре проходили на первом из курсов в количестве 45 ч, на втором — в количестве 30 ч.
Здесь следует подчеркнуть, что в 60-е гг. дважды организовывались курсы по самообороне для инструкторов тюремной службы по дзюдо. Занятия вели представители Польского общества любителей дзюдо: Я. Новак, А. Новак, Я. Павлук, Б. Скут, а также тренер польской сборной В. Сикорский.
Программы этих курсов предполагали рассмотрение следующих вопросов: подготовка по техникам дзюдо и джиу-джитсу, процесс выполнения обще-развивающих и специальных упражнений и методика обучения им, применение техник дзюдо в самообороне, основы анатомии, первая помощь, болевые точки на теле человека.
Устойчивые контакты с представителями Польского общества любителей дзюдо положительно повлияли на развитие этого вида спорта в тюремном ведомстве в 60-70-х гг. В 1961 г. в Щипёрние были проведены первые соревнования по дзюдо среди сотрудников Тюремной службы, последние состоялись в 1983 г.
IV. Подготовка сотрудников в 1974-1989 гг.
В 1974 г. в школах тюремной службы изменяются программы подготовки сотрудников. Вместе с этим появляются и новые школы:
1. Стационарная (очная) офицерская школа для сотрудников, у которых есть среднее образование (срок обучения — 1 год).
2. Школа для рядовых (срок обучения — 5 месяцев).
3. Тактико-охранный курс для сотрудников, у которых есть высшее образование.
Программа офицерской школы по физкультуре включала такие предметы, как дзюдо (40 ч) и ручной мяч (20 ч), а также элементы других видов спорта, влияющих на развитие двигательных навыков.
Вопросы по самообороне (дзюдо) в офицерской школе в 1974-1982 гг.:
1. Переворот, прием, падение и удар (защита от ударов кулаком) — 6 ч.
2. Освобождение, защита от приемов, ударов и толчков — 10 ч.
3. Бросок и болевые приемы — 8 ч.
4. Избежание столкновения и защита от удушения — 8 ч.
5. Способы борьбы с вооруженным нападающим — 4 ч.
6. Приемы с применением специальных средств безопасности — 4 ч.
Общее количество часов — 40.
В ходе процесса подготовки раз в две недели проводились 2-часовые занятия по дзюдо. Остальное время отводилось на легкую атлетику и общеразви-вающие упражнения.
Особую роль в процессе развития физических способностей у сотрудников тюремной службы, по мнению многих знатоков темы, сыграл в это время ручной мяч. Именно этот вид спорта совершенствовал три основных двигательных навыка человека: бег, прыжок и бросок.
Ручной мяч был очень популярным видом спорта (уже в V классе начальной школы велись соответствующие занятия), и можно было быть уверенным, что каждый слушатель умеет играть в него и знает принципы игры. Благодаря этому была возможность совершенствовать психофизические способности: силу, рефлекс, выносливость, сообразительность, ловкость, сопротивляемость усталости и физической боли.
Ручной мяч положительно влиял на групповые процессы, развивая такие качества, как дружба, групповая ответственность, сотрудничество, стремление к общей цели и общая жажда победы.
В 1975 г. директор Главного управления пенитенциарных учреждений принял новую программу по физкультуре для школы рядовых. На самооборону тогда отводилось 40 ч.
Вопросы по самообороне (дзюдо) в школе рядовых в 1975-1987 гг.:
1. Переворот, прием, падение и удар (защита от ударов кулаком) — 6 ч.
2. Освобождение, защита от приемов, ударов и толчков — 10 ч.
3. Бросок и болевые приемы — 8 ч.
4. Избежание столкновения и защита от удушения — 8 ч.
5. Способы борьбы с вооруженным нападающим — 4 ч.
6. Приемы с применением специальных средств безопасности — 4 ч.
Общее количество часов — 40.
Для сотрудников с высшим образованием были организованы тактико-охранные курсы.
Вопросы по самообороне (дзюдо) на тактико-охранных курсах в 1974-1982 гг.:
1. Переворот, прием, падение и удар (защита от ударов кулаком) — 6 ч.
2. Освобождение, защита от приемов, ударов и толчков — 10 ч.
3. Бросок и болевые приемы — 8 ч.
4. Избежание столкновения и защита от удушения — 8 ч.
5. Способы борьбы с вооруженным нападающим — 4 ч.
6. Приемы с применением специальных средств безопасности — 4 ч.
Общее количество часов — 40.
Следующая модификация системы профессиональной подготовки тюремной службы была введена в 1987 г. В это время появляются новые школы:
1. Стационарная офицерская школа (срок обучения — 3,5 месяца).
2. Офицерская школа для высшего медицинского персонала (экстернат).
3. Стационарная школа хорунжих (срок обучения — 10 месяцев; 3-месячная стажировка в пенитенциарном учреждении).
4. Школа хорунжих для сотрудников, работающих в медицинских службах (экстернат).
5. Стационарная школа рядовых:
— 5-месячная — для сотрудников, у которых есть основное образование;
— 3-месячная — для сотрудников, у которых есть среднее образование;
— 1,5-месячная — для сотрудников среднего медицинского персонала.
Во всех формах школ сотрудники проходили подготовку по самообороне:
— в офицерской школе — 20 ч;
— 5-месячной унтер-офицерской школе — 40 ч;
— 3,5-месячной унтер-офицерской школе (охрана) — 30 ч;
— 3,5-месячнаой унтер-офицерской школе (другие специальности) — 20 ч;
— 1,5-месячной унтер-офицерской школе — 20 ч.
V. Подготовка после 1989 г.
Политические изменения в 1989 г. сильно повлияли на польскую пенитенциарную систему. Модель тоталитарно-репрессивного учреждения, оторванного от общественной жизни, сменилась на модель, осуществляющую ресоциализационную форму наказания. Согласно принципам последней тюрьма является прообщественным учреждением, открытым, следующим демократическим идеалам в части способов исполнения наказания в виде лишения свободы. При этом система профессиональной подготовки тюремного персонала должна формировать прообщественное мышление у сотрудников тюремной службы. Из программ подготовки исчез политический компонент, а в новых стандартах подчеркивается связь польской пенитенциаристики с международным опытом.
Сегодня подготовка офицеров и унтер-офицеров тюремной службы проходит в Главном центре подготовки тюремной службы в Калише. Программы обучения были приняты в 1992 г. и модифицированы в 1997 г. Систему школ тюремной службы образуют:
— офицерская школа для выпускников вузов, работающих на офицерских постах (срок обучения — 10 месяцев; 10 встреч с октября по июль);
— школа хорунжих для сотрудников-выпускников унтер-офицерской школы, которые прошли 3-месячную стажировку после окончания школы (экстернат);
— стационарная унтер-офицерская школа для сотрудников, работающих на унтер-офицерских постах (срок обучения — 3 месяца);
— стационарная унтер-офицерская школа для сотрудников, работающих на унтер-офицерских постах: среднего персонала медицинской службы, секретарей, связистов, шоферов (сокращенная форма обучения: 52-62 дня).
Занятия по самообороне в количестве 50 ч в офицерской школе по специализации «Охрана» завершаются тестом по физкультуре. Оценивается качество применения слушателями техник самообороны в симулированной опасной ситуации.
Резюме
Изучение самообороны в процессе подготовки польских пенитенциарных кадров имеет разные функции: оборонные, моральные, оздоровительные и служебной полезности.
Полиция и армия уже во времена между двумя мировыми войнами глубоко заинтересовались техниками джиу-джитсу и начали применять их в служебной деятельности. В 1923 г. вышла в свет книга Г. Йезиоровского «Рукопашный бой джиу-джитсу», предназначенная для армейских инструкторов. Самым популярным учебником по физкультуре была книга «Принципы рукопашного боя джиу-джитсу» Ч. Стрончака.
В 1918-1939 гг. в польской армии по примеру армий других государств началась профессиональная подготовка по джиу-джитсу, включавшая элементы бокса, фехтования, штыкового боя, борьбы с палкой.
Сегодня из-за отсутствия фактографического материала трудно точно определить, в котором году самооборона появилась в программах подготовки Тюремной службы. Можно только сказать, что в 20-е гг. сотрудники уже упражнялись в ней. Потом название изменилось на «Гимнастика и строевая подготовка», но элементы самообороны остались. Воспринималась она тогда как «гимнастика джиу-джитсу». Долгие годы не выходило новых книг по методике самообороны. В последние годы произошло много изменений: благодаря сотрудничеству с представителями научной среды появился учебник «Самооборона. Основные принципы рукопашного боя в тюремной службе». Авторами книги стали преподаватели Главного центра подготовки Тюремной службы в Калише А. Качмарэк, М. Кусвик, С. Засядлый и 3. Зимох.
Принятие в тюремном ведомстве формы физкультуры, в которой важное место занимает самооборона, оказалось правильным выбором. Современное обучение сотрудников Тюремной службы должно сочетать физическую подготовку с нравственным воспитанием. Занятие борьбой обеспечивает реализацию этого требования. Кроме того, оно способствует формированию готовности пенитенциарных кадров к применению физической силы и средств непосредственного принуждения в опасных ситуациях, служит усилению безопасности сотрудников и повышает эффективность реакции и интервенции в трудных условиях, положительно влияя на престиж Тюремной службы, и в целом улучшает качество реализации ведомством своих задач.
Н ПРИМЕЧАНИЯ:
1 На основании Соглашения о сотрудничестве от 10 июля 2006 г. ВИПЭ ФСИН России осуществляет взаимодействие с Главным центром подготовки сотрудников Тюремной службы Республики Польши в г. Калише в области совершенствования подготовки квалифицированных кадров для пенитенциарных учреждений и служб и деятельности по исполнению уголовных наказаний. В рамках сотрудничества происходит постоянный обмен делегациями Польши и России, проводятся совместные научные исследования и мероприятия, осуществляется перевод материалов по актуальным проблемам исполнения наказаний и подготовке кадров для пенитенциарной службы, организован обмен научными продуктами и периодическими изданиями.