Научная статья на тему 'Зарубежный опыт подготовки кадров для пенитенциарных учреждений'

Зарубежный опыт подготовки кадров для пенитенциарных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт подготовки кадров для пенитенциарных учреждений»

но. Ну и кроме того - это люди. Они дают шанс на новое начало», - считает Франк Кренер.

«Немцы вон сколько денег на одного подростка тратят»

Днем в центре Тевриза идет бойкая торговля: многочисленные ларьки и мини-маркеты соседствуют с импровизированным рынком - продают и мясо, которое рубят прямо здесь, на бревнышке, и рыбу, и цыплят; прямо с машины торгуют свежим хлебом.

Раньше основным работодателем здесь был леспромхоз, теперь, по словам местных жителей, работы все меньше. Живут трудно, выживают. Пьяные на улицах с утра -обычная картина. Среди них есть и молодые люди - по виду, чуть постарше Дэвида.

Татьяна Евгеньевна Втюрина, заведующая отделением профилактики безнадзорности детей и подростков, рассказала, что на учете в местном социальном центре состоят 77 неблагополучных семей, где есть трудные подростки: «Мы выявляем семью и работаем с каждым индивидуально. Составляем план работы на год».

Специалисты социального центра жалуются на недостаток финансирования. «У нас нет таких возможностей. Немцы вон сколько денег на одного подростка тратят. Раньше мы возили своих подопечных в путешествие по реке - и те, которые постоянно дрались, совсем иначе себя вели», - отметила одна из сотрудниц центра. По ее словам, ребятам в Тевризе просто нечем заняться. На весь поселок есть только один спортивный центр и все.

Татьяна Евгеньевна подчеркивает, что их центр работает со всей семьей, «потому что подросток потом вновь возвращается в семью». По опыту местных педагогов, есть дети, на которых никакие воспитательные программы не действуют. И беседуют с ними, и в лагеря отправляют, и в колонии на экскурсию водят, а все без толку.

«Плохо взаимодействуют профилактические структуры, - сетует Втюрина. - Все знают, что вот есть у нас сложная девочка, все время из школы сбегает. У нее много знакомых среди водителей, сядет в машину - и где она - никто не знает. А власти считают, зачем на ее перевоспитание тратить время и деньги, если она все равно сбежит? Что вот с ней делать?! Наверное, в Германию отправить надо».

Франк Кренер также убежден: воспитательная программа для трудного подростка имеет смысл только тогда, когда она продолжается и по возвращению домой. Трудно сказать сейчас, насколько успешным окажется сибирский опыт для Дэвида. Спроси его, он бы с удовольствием уехал домой к родителям, хотя они и ругают его иногда.

Дэвиду предстоит пробыть в Тевризе три месяца. «Он пока не свернул с правильной дороги, не убежал, не употребляет наркотики, но стремления к успеху у него не видно, - говорит Кренер. - Его основная проблема - лень, но сможет ли он ее преодолеть, я не могу гарантировать».

Обострение криминогенной ситуации в стране и в учреждениях уголовно-исполнительной системы, ухудшение социально-психологических характеристик осужденных ставят перед учреждениями и органами пенитенциарной системы новые сложные и ответственные задачи, требуют более результативной работы по преодолению агрессии преступного мира, обеспечения эффективного психолого-педагогического воздействия на осужденных, привития им трудовых навыков, обеспечения их социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы1. В свете стоящих перед Федеральной службой исполнения наказаний задач особые требования предъявляются и к системе подготовки кадров для пенитенциарных учреждений. Учебные заведения уголовно-исполнительной системы должны готовить профессионалов, соответствующих требованиям международных стандартов, высококвалифицированных, широко образованных, юридически грамотных, обладающих гражданской зрелостью и высокими моральнонравственными качествами. Система подготовки кадров должна быть гибкой, разноплановой, с минимальными затратами и в то же время высокоэффективной.

В этих условиях большое значение приобретают не только инновационные проекты реформирования отечественной системы образования, но и положительный опыт подготовки кадров для пенитенциарных учреждений в зарубежных государствах.

Во многих странах созданы уникальные системы подготовки и сохранения высокопрофессионального кадрового состава для правоохранительных органов, пенитенциарных учреждений. В странах Западной Европы существует разветвленная сеть учебных заведений полиции, где готовят работ-

Старший лейтенант внутренней

службы Н. В. МОТОРОВА, преподаватель ВИПЭ ФСИН России

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ДЛЯ

ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

ников различных категорий фактически для всех ее отраслевых служб. Для проведения занятий в полицейских учебных заведениях активно привлекаются не только опытные практические сотрудники, но и представители государственной и муниципальной администрации, судебных органов, вооруженных сил, профсоюзов, преподаватели университетов, научные работники. В дополнение к этому в отдельных государствах, например, в Швейцарии обучение полицейских осуществляется еще и в частных центрах подготовки. Преподавательский состав в них формируется в основном из сотрудников региональных и федеральных правоохранительных органов. Выплата зарплаты, реклама, закупка оборудования, продовольствия и другие расходы, связанные с обучением,

покрываются за счет слушателей. Подобная практика признается весьма экономичной и способствует сокращению соответствующих расходов органов власти.

Интересен опыт организации обучения сотрудников пенитенциарной системы Финляндии. Здесь следует отметить такие моменты, как существование многоступенчатой системы подготовки слушателей, при которой у обучающихся есть возможность составить полное представление о тюрьме, ее персонале и контингенте заключенных (т. е. о будущих условиях работы). Слушателям предоставляются бесплатное жилье, питание, проезд, государственная стипендия. При этом на первоначальном этапе курсанты занимаются без оформления каких-либо контрактов с государ-ством2. На наш взгляд, внедрение в российскую практику подобного опыта способствовало бы уменьшению количества сотрудников УИС, увольняющихся на первом году службы, так как им заранее была бы предоставлена возможность оценить все сложности будущей службы.

Немало положительных достижений и наработок в подготовке сотрудников для пенитенциарных учреждений можно найти и в практике тюремной службы (далее - ТС) Польши. В пенитенциарную систему этого государства

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

входят и учебные заведения, готовящие специалистов для ТС. К ним относятся двенадцать центров совершенствования кадров, расположенных в отдельных районах республики, а также Центр совершенствования кадров ТС в г. Попове и Главный центр подготовки сотрудников ТС в г. Калише (далее - Главный центр подготовки).

Как и в любой другой стране, к работникам пенитенциарных учреждений Польши предъявляются особые требования. Согласно уставу о службе работником «может стать польский гражданин с безупречной характеристикой, несудимый, пользующийся полностью публичными и гражданскими правами, имеющий не менее чем среднее образование, профессиональную квалификацию, физическую и психическую способность служить в вооруженной структуре». Необходимо добавить, что он должен быть не старше 35 лет, хотя генеральный директор (тюремной службы - прим. ред.) вправе допустить исключение3.

Исходя из положений устава о службе, сотрудники пенитенциарной системы Польши должны обладать определенной профессиональной квалификацией, которая обеспечивается соответствующей системой образования, совмещенной с профессиональной деятельностью. Каждый поступающий на службу должен пройти два года подготовительной службы, которую можно сократить в случае особых служебных достижений или продлить в случае объективных причин (например, болезни). Во время подготовительной службы все проходят полное обучение (вводное обучение и в зависимости от специальности и уровня общего образования - унтер-офицеров, прапорщиков или офицеров).

Вводное обучение состоит из практики в тюремном учреждении и стационарного подготовительного курса в Главном центре подготовки. Практика не может продолжаться больше одиннадцати месяцев (обычно все ее проходят за три месяца). Начинающий сотрудник согласно программе, за которую отвечает директор учреждения, знакомится с условиями и характером службы всех отделений и условиями безопасности. Обучение заканчивается экзаменом. После этого будущий сотрудник направляется на подготовительный курс, который идет по программе коменданта Главного центра подготовки, утвержденной генеральным директором тюремной службы. Обучение

ведется по 12 предметам (112 часов), независимо от того, на каком отделении слушателю придется работать. После обучения слушатели сдают экзамены. Неудача на повторном экзамене означает непригодность к службе.

Вторую часть системы обучения составляют школы: унтер-офицерская, прапорщиков и офицеров. В унтер-офицерскую школу направляются лица со средним общим образованием, в школу прапорщиков - окончившие унтер-офицерскую школу, в офицерскую школу - лица с высшим образованием.

Третья часть системы обучения ориентирована на повышение квалификации сотрудников, так как постоянно меняются общественные требования, международные стандарты, исполнительный закон, уголовный закон, внутренние законы, распоряжения и правила4. В этих условиях постоянное совершенствование и обновление знаний являются обязательными.

Таким образом, подготовка кадров для тюремной службы Республики Польша представляет собой трехуровневую систему и включает начальную специальную подготовку, профессиональное образование и повышение квалификации. Следует отметить при этом, что все уровни образования носят специализированный характер и преследуют главную цель -подготовку специалистов именно для пенитенциарных учреждений. Как отмечает К. Гавор, в учебных заведениях тюремной службы даже не стараются учить психолога психологии, педагога педагогике и врача медицине, а исходят из положения, что такую подготовку сотрудник уже имеет, получив образование в гражданских вузах. Таким образом реализуется достаточно интересный подход к комплектованию и обучению кадров для пенитенциарной системы в целом. В тюремной службе Республики Польша отсутствуют учебные заведения, предлагающие «общепрофессиональное образование», пусть даже с определенным уклоном для службы в исправительных учреждениях. На службу принимаются граждане, уже имеющие среднее или высшее профессиональное образование. Ведомство сокращает расходы по подготовке специалистов, возлагая эту задачу на гражданские учебные заведения.

Заслуживает внимания и накопленный в результате многолетней деятельности опыт обучения будущих сотрудников. Так, в Главном

центре подготовки разработаны уникальные методики и подходы в подготовке кадров для пенитенциарных учреждений, использование и применение которых возможно и в российской практике.

По своей сути вся система ведомственного образования направлена на переподготовку, специализированное образование и повышение квалификации будущих и действующих сотрудников пенитенциарных учреждений. Так, например, в Главном центре подготовки предлагается система обучения пенитенциарных сотрудников (в частности, психологов) на базе высшего и среднего специального образования, приобретенного претендентами на службу в гражданских учебных заведениях. При этом слушатели обучаются по программам, различающимся по объему и содержанию в зависимости от предполагаемой должности, и существенная доля времени отводится на освоение тактико-специальных дисциплин и физическую подготовку.

Подобная практика позволяет точечно решать задачи по подготовке необходимых специалистов, оперативно реагировать на потребности пенитенциарной системы и минимизировать потерю подготовленных кадров. Думается, что частичное внедрение такого подхода к кадровому обеспечению позволило бы решить определенные проблемы уголовноисполнительной системы России.

Следует также отметить и отдельные положительные моменты процесса обучения сотрудников, в частности - особенности практической подготовки к выполнению служебных обязанностей в экстремальных условиях, систему контроля и оценки качества подготовки и др.

Так, практическая подготовка сотрудников к выполнению служебных обязанностей в экстремальных условиях реализуется в двух направлениях: практическом и психологическом. Практическая подготовка осуществляется в форме практических занятий на определенных курсах и по определенным специальностям. Главной целью этих занятий являются овладение активными формами защиты и выработка правильной реакции в экстремальных условиях. В рамках такой подготовки сотрудники участвуют в тренингах, осваивают упражнения, имитирующие настоящие опасные ситуации. К этим упражнениям относятся: тренинги по стрельбе «резиновый горо-

док», имитация опасных ситуаций, упражнения по развитию командирских способностей, превентивное обеспечение, нападение, бегство, приемы обездвиживания преступников, транспортировка агрессивных лиц и т. п.

В психологическом направлении подготовка к выполнению служебных задач в экстремальных условиях реализуется в форме психологических ситуационных тренингов, во время которых слушатели обнаруживают в себе способности и черты личности, необходимые для правильного реагирования в трудной ситуации.

Весьма интересна и практика контроля качества подготовки сотрудников в Главном центре подготовки. Система контроля и оценки качества обучения слушателей формируется на основании их ответов на вопросы анкет, разработанных для каждой из школ. В офицерской и унтер-офицерской школах, а также в школе прапорщиков в рамках каждой из специальностей и на всех курсах после окончания учебы слушатели заполняют анкеты (добровольно), отвечая на вопросы, касающиеся соответствия данной дисциплины выполнению служебных задач, способа реализации учебного материала, атмосферы занятий, их динамики, методов и форм, применяемых преподавателем в ходе занятий. Обучающиеся оценивают также бытовые условия в Главном центре подготовки, способ реализации задач руководителем компании, воспитателем взвода, преподавателем данного предмета (анкета «Помоги мне стать лучшим преподавателем»), оценивают медицинскую помощь. Затем слушатели дают свои предложения и замечания.

Кроме общих анкет есть и индивидуальные, которые каждый из преподавателей может предложить своим слушателям после реализации данного предмета.

Таким образом, при помощи анкетирования налаживается обратная связь между слушателями и педагогическими, административными работниками Главного центра подготовки, направленная в первую очередь на совершенствование образовательного процесса, приближение его к потребностям практических органов. Подобный опыт был бы весьма полезен и для образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний.

На современном этапе развития общества в период информационной перегруженно-

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

ОРГАНИЗАЦИЯСЛУЖЕБНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ

сти любой управленческой системе, предприятиям и учреждениям требуются высококвалифицированные специалисты. Не являются исключением и пенитенциарные системы различных государств. В этих условиях следует признать, что высокого уровня профессионализма возможно добиться, занимаясь и совершенствуясь в очень ограниченной сфере деятельности. Следовательно, и система образования вынуждена готовить «узких» специалистов по отдельным направлениям профессиональной деятельности. Именно такую систему ведомственного образования можно наблюдать на примере Главного центра подготовки тюремной службы Республики Польша, опыт работы которого должен быть весьма интересен для российских ученых, практиков и управленцев.

В завершение следует отметить, что на сегодняшний день существует большое количество примеров успешного решения отдельных задач подготовки кадров для пенитенциарных учреждений, изучение и внедрение которых возможно и в российскую практику.

1 См.: Концепция развития кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы на период до 2011 года //http:// www.fsin.ru/

2 Варушкин А. Организация обучения сотрудников пенитенциарной системы Финляндии // Ведомости уголовноисполнительной системы. 2007. № 12. С. 35.

3 Гавор К. Система обучения и повы-

шения квалификации кадров в школах тюремной службы в Польше в 2004 -2005 годах // Проблемы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и применения иных мер уголовноправового характера в отношении несовершеннолетних: Сб. материалов

международной научно-практической конференции (Вологда, 7 декабря 2005 г.): В 2 ч. - Вологда: ВиПэ ФСИН России. 2006. Ч. 1. С. 129 - 134.

4 Гавор К. Указ. соч. С. 129 - 134.

Подполковник внутренней службы Р. М. ВОРОНИН, старший преподаватель Академии ФСИН России, кандидат медицинских наук

ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ В АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ

Решение вопроса сохранения здоровья молодежи является важнейшим условием благополучия современного общества и его прогрессивного развития. Данная проблема чрезвычайно актуальна и с точки зрения экономической и военной безопасности России. По данным отдельных авторов, профессиональная работоспособность и боеспособность на 65% обусловлена функциональным состоянием организма1. Вместе с тем само понятие «здоровье» неразрывно связано с проблемой при-спосабливаемости человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Таким образом, сегодня вопросы исследования разнообразных адаптационных механизмов приобретают особое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.