М. В. Вольский
Воронежский институт ФСИН России
ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА
ISSUES OF TRAINING FOR PRISON OFFICIALS IN RUSSIA IN THE LATE XIX — EARLY XX CENTURY
Статья посвящена проблемам формирования кадров для пенитенциарной системы в России в конце XIX — начале XX века.
Article is devoted to the framing for the prison system in Russia in the late XIX — early XX centuries.
История становления и развития пенитенци -арной системы России всегда привлекала к себе внимание ведущих исследователей, историков, педагогов, экономистов и публицистов. Это объясняется тем, что государство в своих интересах вынуждено обращаться к насильственным методам в отношении тех граждан, которые стали опасными для общества. Тюремные учреждения образуются в нашей стране издавна.
В пенитенциарной истории России второй половины XIX — начала ХХ века был накоплен значительный опыт по реформированию данной сферы.
Исследователями не раз делались попытки обобщения вопросов реформирования тюремной системы России в масштабе всей страны, но до сих пор в отечественной пенитенциарной педагогике нет единого подхода к вопросу подготов -ки кадров для тюремных учреждений в России в указанный период.
Данная проблема, как нам представляется, особенно важна в контексте активно идущего процесса реформирования уголовно-исполнительной системы России.
Об этом, в частности, идет речь в принятой Правительством Российской Федерации в 2010 году Концепции развития уголовно-исполни -тельной системы России до 2020 года, которая определяет направления реформирования ведомства на ближайшие годы. Поэтому особенно ценен исторический опыт Российской империи конца XIX — начала XIX века, когда схожие проблемы стояли на повестке дня.
Профес сиональная подготовка пенитенциарного персонала в России существовала со второй половины XIX века. В те годы тюремная система испытывала трудности с комплектованием кадров, так как служб а была непре стижна и малооплачив аема.
Российская тюремная система на рубеже XIX — XX веков имела достаточно серьезную нормативную базу, разработка которой осуществлялась в течение 30-90-х гг. XIX века.
Одним из основополагающих правовых документов определяющих содержание деятельности мест лишения свободы был «Устав о содержащихся под стражею» (1890 года с изменениями 1906, 1908 и 1909 г.) [5. — С. 3427].
Большое внимание в ходе начавшейся во второй половине XIX века тюремной реформы в
Российской империи уделялось созданию управленческих структур и разработке их функ -ций. Под эгидой Министерства юстиции было создано Главное тюремное управление с широкими полномочиями.
К вышеуказанной системе относились также губернаторы и губернские правления с тюремными отделениями в составе губернского тюремного инспектора, его помощника со штатом служащих, которые выполняли функции по управлению и надзору за деятельностью тюрем на местах.
К тюремной администрации относились также священники и врачи, старшие и младшие надзиратели, в обязанности которых входило обеспечение надзора за лицами, отбывающими наказания.
Важно отметить, что законом были выделены в отдельную юрисдикцию места лишения свободы, расположенные в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Царском Селе. Для надзора за здешними местами лишения свободы создавались особые комиссии в составе граждан, избранных городскими думами, а также прокурорских работников и членов различных благотворительных комитетов.
Трудность подбора тюремных служащих вызывала необходимость установления правительством льгот, которые бы обеспечивали интерес к продолжению службы в пенитенциарной системе. Так, например, надзиратели освобождались от призыва из запаса в армию, а также службы в ополчении. При условии отличной службы в тюремной страже в течение пяти и более лет назначенный сотрудникам денежный оклад увеличивался на одну треть; прослужившим десять лет к окладу добавлялась еще одна треть; прослужившим пятнадцать лет назначался двойной оклад содержания.
В тюремном ведомстве подразделения охраны занимали одно из главных мест. Охрана обеспечивала основное требование — надежность изоляции заключенных. Эту функцию в указанный период выполняли две службы: тюремная стража в составе старших и младших надзирателей, обеспечивающая внутренний и внешний надзор в местах заключения, и конвойная стража, порядок организации и несения службы которой регламентировался Уставом конвойной службы, утвержденным в 1878 году [4].
Законом были введены также должности надзирательниц и смотрительниц женских отделений, а также состоящих при местах лишения
свободы священников и врачей [1. — C.19].
Важной доминантой, влияющей на кадровую политику в пенитенциарном ведомстве в середине XIX века, являлось отсутствие надле -жащей регламентации профессиональной дея-тельности, а также отсутствие в центральном аппарате специального ведомства, осуществ-ляющего отбор и подготовку кадров.
В начале ХХ века Главным тюремным управлением обосновывалась идея о создании образовательного заведения для подготовки тю -ремного персонала. В 1914 году инспектор Глав -ного тюремного управления Н.Ф. Лучинский выступил с инициативой создания в Санкт-Петербурге тюремного лицея при образцовой одиночной тюрьме (на Выборгской стороне) со сроком обучения два года.
Сюда должна была приниматься молодежь, окончившая средние учебные заведения, преимущественно военные, в том числе и состоящие на службе офицеры. Задачей лицея была подготовка будущих сотрудников тюрем к этой специальной службе. Основной идеей выдвигалось их ознакомление с такими понятиями, как преступление и наказание, уголовное право, управление тюрьмой. Количество выпускников ежегодно должно было составлять более 50 человек, «что было вполне достаточно для нужд тюремного дела» [2. — C. 18].
В 1909 году Главным тюремным управлением были разработаны проекты законов об учреждении в Санкт-Петербурге Высших тюремных курсов и Школы старших тюремных надзирателей, а в Москве — Школы тюремных надзирательниц.
Особая роль в данном образовательном проекте отводилась Высшим тюремным курсам, при которых планировалось создание музея и библиотеки. Предполагалось, что курсы будут посещать не только тюремные служащие, но и все желающие поступить на тюремную службу, окончившие при этом высшие или средние учебные заведения, юристы или военные.
Активное участие в создании Высших тю -ремных курсов принимали представители российской научной мысли, в частности профессор Петербургского университета А.А. Жижиленко (один из основоположников пенитенциарного
права России). Он высказал свои предложения по организации учебного процесса и изучению предметов на курсах тюрьмоведения.
А.А. Жижиленко считал, что занятия нужно проводить ежедневно в течение учебного года; учебное время надо разбить на два семестра — осенний и весенний, при этом набор слушателей должен составлять не менее 60 человек. В программе курсов значилось проведение лекций и собеседований по отдельным отраслям тюремного управления и хозяйства, антропометрии и дактилоскопии, общим вопросам пенитенциарной науки. Планировалось приглашение в качестве преподавателей практических работников. Практическая подготовка предполагалась при тюрьме. По окончании курсов каждый слушатель обязан был представить краткий обзор полученных знаний.
Однако руководство Главного тюремного управления шло в своих планах гораздо дальше, чем курсовая подготовка квалифицированного пер-
сонала для нужд ведомства. Обозначенные курсы рассматривались как первая ступень для создания в будущем высшего учебного заведения для подготовки кадров в пенитенциарном ведомстве.
Тюремные курсы были рассчитаны на
то, чтобы за 1,5 месяца осуществить дополни -тельную профессиональную подготовку работников тюремного ведомства.
Количество учащихся на курсах определя -лось ежегодно начальником Главного тюремного управления. Из общего количества обучаемых можно было выделить две группы: лица, уже занимающие штатные должности, и лица, же -лающие впервые поступить на службу в тюремное ведомство. Для первой категории данные курсы были возможностью повысить свою ква -лификацию, а для вторых — средством получить первоначальную подготовку для службы в тюрь -ме .
При этом преимуществом при зачислении на курсы пользовались лица, имеющие высшее юридическое образование или состоящие на действительной военной службе в офицерском чине. За слушателями, состоящими на службе, сохранялось денежное довольствие по месту службы, а успешно закончившие обучение имели преимущество при продвижении по служебной лестнице.
Первые занятия на Высших тюремных курсах в Санкт -Петербурге начались 1 марта 1912 года и продолжались до 10 июля 1912 года.
Среди преподавателей преобладали сотруд-ники Главного тюремного управления. Здесь читались лекции, посвященные вопросам истории и современного состояния пенитенциарных учреждений России и за рубежом, правам и обязанностям тюремного персонала, тюремному хозяйству и строительству, воспитательно -исправительным заведениям для несовершеннолетних и тюремной гигиене [3. — С. 1207].
Школа для подготовки кандидатов на должности старших тюремных надзирателей состояла при Санкт-Петербургских местах заключения. Непосредственное руководство школой осуществлял начальник, назначаемый руководителем Главного тюремного управления. Именно он лично устанавливал внутренний распорядок школы, издавая соответствующие правила, определял учебную программу, а также назначал преподавателей.
Курс обучения был рассчитан на четыре месяца по два набора в год: с 15января по 15 августа и с 15 августа по 15 декабря. В школу принимались исключительно младшие тюремные надзиратели, которые прослужили в тюрьме не менее двух лет. В период обучения за слушателями сохранялось их служебное денежное содержание, и сверх того они обеспечивались продуктами и квартирой. После окончания выпускники школы пользовались преимуществом при замещении вакантных должностей старших надзирателей.
Первый выпуск Школы старших тюремных надзирателей состоялся 18 декабря 1913 года в С анкт -Петербурге.
Школа тюремных надзирательниц в Москве состояла при Московской женской тюрьме. По -этому должность начальника школы отсутство-вала, и непосредственное руководство данным
учебным заведением осуществляли начальник тюрьмы и его помощница.
Курс обучения в школе был рассчитан на шесть месяцев с 1 сентября по 1 марта. Число учащихся составляло 25 человек.
Обучение было бесплатным, и все ученицы получали пособие. Выпускницы пользовались преимуществом при зачислении на вакантные должности по тюремному ведомству.
В числе преподавательского состава были теоретики и практики тюремной деятельности. Так, например, курс теоретического тюрьмове-дения преподавал известный ученый, один из основателей российского пенитенциарного права профессор юридического факультета Москов -ского университета С .В. Познышев.
Осознавая необходимость специальной ведомственной подготовки кадрового состава, российское правительство прилагало в этом направлении немало усилий.
Таким образом, именно в указанные годы были созданы качественные предпосылки для последующей подготовки квалифицированных работников пенитенциарной системы, а опыт тюремных курсов дореволюционной России был не только не забыт, но и успешно использован в дальнейшем, в частности при профессиональной подготовке тюремных служащих в период между двух революций в 1917 году.
Сегодня, в связи с проведением в жизнь политики реформирования пенитенциарных учреждений России, опыт, полученный на рубеже XIX — XX веков представляет особый интерес для изучения и обобщения его в рамках указанной практики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гернет М. Н. История царской тюрьмы. М.: Г ос. изд -во юрид. лит., 1952. — Т.3. — 400 с.
2. Лучинский Н. Ф. Основы тюремного дела. СПб.: Ред. журн. «Тюрем. вестн.», 1904.
3. Опыт систематических чтений по тюрьмове-дению при Главном тюремном управлении // Тюремный вестник. — СПб., 1912. — № 6. — С. 1207.
4. Устав конвойной службы. — СПб.: Тип. Тренке и Фюсно, 1907. — 140 с.
5. Устав о ссыльных // Свод законов Российской империи (СЗРИ). — СПб.: Дъятель, 1912. — Т. 14. — С. 3427.