Научная статья на тему 'Кадровый аппарат тюремной системы Российской Империи во второй половине XIX - начале ХХ вв. '

Кадровый аппарат тюремной системы Российской Империи во второй половине XIX - начале ХХ вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
269
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тюремная система / преступление / наказание / кадровое обеспечение / Главное тюремное управление. / the prison system / crime / punishment / staffing / the Main prison management

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вольский Михаил Валентинович

Статья рассматривает вопросы совершенствования кадрового обеспечения тюремной системы в Российской Империи во второй половине XIXначале ХХ века, исследуя вопросы деятельности российской пенитенциарной системы в указанный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL UNIT PRISON SYSTEM RUSSIAN EMPIRE IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES

The article considers the issues of improvement of staffing of the prison system in the Russian Empire in the second half of the nineteenth century. Simultaneously explores the issues of activities of the Russian penitentiary system.

Текст научной работы на тему «Кадровый аппарат тюремной системы Российской Империи во второй половине XIX - начале ХХ вв. »

УДК 359:947.08 ББК 68.53 (2) 5-1

Вольский Михаил Валентинович, аспирант Воронежский государственный аграрный университет им. Петра I

(г. Воронеж)

КАДРОВЫЙ АППАРАТ ТЮРЕМНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

Аннотация. Статья рассматривает вопросы совершенствования кадрового обеспечения тюремной системы в Российской Империи во второй половине XIX- начале ХХ века, исследуя вопросы деятельности российской пенитенциарной системы в указанный период.

Ключевые слова: тюремная система, преступление, наказание, кадровое обеспечение, Главное тюремное управление.

В изучении истории отечественной тюремной системы большое значение имеет анализ развития ее кадровых и управленческих особенностей.

Изучая указанную систему, ее особенности в конце XIX - начале XX вв. в Российской Империи, источники отмечают, что важным условием проведения карательной политики в сфере исполнения наказания царское правительство видело постоянное совершенствование управления местами заключения.

Важно отметить, что усложнение задач и функций тюрьмы выразилось в увеличении численности тюремного персонала и повышении требований, предъявляемых к кандидатам на тюремные должности.

Важным шагом по пути преобразования тюремной системы и ее кадрового аппарата стала начавшаяся в 1879 году тюремная реформа, в результате которой, в частности, было образовано Главное тюремное управление - ГТУ, ставшее центральным органом управления всей тюремной системы Российской Империи. Кроме того, следующим важным шагом по пути реформирования тюремной системы была передача ГТУ в 1895 году из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции Российской Империи.

Главное тюремное управление, ставшее высшей контролирующей и распорядительной инстанцией, осуществляло непосредственное руководство подчиненными местными органами тюремного ведомства через Тюремные инспекции и Совет по тюремным делам.

Главное тюремное управление действовало, в том числе, через систему издаваемых циркуляров, которые направлялись в адрес губернаторов. В частности, в них затрагивались вопросы режима и охраны арестованных и осужденных, вопросы их быта и жизни, вопросы прохождения службы тюремного персонала и др.

При этом особые требования к подготовке тюремных кадров в наибольшей степени применялись к надзирательскому составу мест заключения. В записке начальника Главного тюремного управления, М.Н. Галкина-Враского, относящейся к 1879 году, говорится, в частности: «... до настоящего времени между местными учреждениями тюремного управления и центральным органом не было постоянной и неразрывной связи, которая давала бы органу возможность следить за правильностью действий подчиненных ему учреждений»[1].

Исходя из вышеуказанной оценки положения дел, Правительство и Государственный Совет Российской Империи пришли к выводу, что «исправи-тельно-карательные учреждения, предназначенные законом для содержания виновных в важных преступлениях, должны быть устроены единообразно по всей Империи и, следовательно, состоять под непосредственным надзором правительственной власти» [2].

Таким образом, в организационно-штатном плане наиболее крупным результатом тюремной реформы стало формирование, так называемой, трехзвенной системы управления тюремными учреждениями.

Анализируя историю деятельности Правительства Российской Империи по реформированию тюремной системы и его кадрового аппарата, необходимо отметить создание в составе Главного тюремного управления - Тюремной инспекции, на которую возлагались обязанности осуществления ревизий местных тюремных учреждений, руководство их деятельностью, а также разработка законодательных предложений.

Другим важным органом по реализации кадровой политики в тюремной системе государства стало усиление контрольных функций, совершенствования управления местами заключения. Был

ою

История России

создан такой коллегиальный орган, как Совет по тюремным делам. В его состав Императорским указом вводились лица высшего эшелона власти, представляющие различные ведомства.

По замыслу учредителей Совета по тюремным делам, на его обсуждение, по усмотрению министра юстиции, могли выноситься проекты смет доходов и расходов; вопросы тюремного устройства, пересылки арестантов, исправления заключенных, управления и отчетности и другие, имеющие важное значение для системы мест заключения.

На уровне губерний управление местами заключения гражданского ведомства высшая власть принадлежала губернаторам, начальникам областей и градоначальникам. Им вменялись в обязанность наблюдение за благоустройством мест заключения, а также контроль за исполнением всех постановлений правительства о порядке содержания заключенных.

Российским губернаторам в указанный период предоставлялось право назначения, перемещения и увольнения от должности начальников тюрем и их помощников, состоящих в должностях от XIV до VII класса включительно. Законом от 31 марта 1890 года для местного заведывания тюремной частью были учреждены в некоторых местностях губернские тюремные инспекции.

Так, за период с 1890 по 1896 год такие инспекции были созданы в двадцати четырех губерниях [3].

Губернский тюремный инспектор становился фактически главой местного тюремного управления. Именно на тюремных инспекторов возлагалась задача проведения тюремных преобразований на местах, где им были подведомственны все места заключения как «общеуголовные, так и политические».

При этом на низовом уровне непосредственное управление местами заключения осуществляла тюремная администрация. Законом от 15 июня 1887 года к органам управления отдельных мест заключения были отнесены: начальники тюрем и их помощники; помощницы начальников тюрем или смотрительницы женских отделений; состоящие при местах заключения священники, дьяконы и псаломщики; врачи, фельдшеры и фельдшерицы. Надзор за заключенными и их окарауливание возлагалось на тюремную стражу, состоявшую из старших и младших надзирателей и надзирательниц [4].

Отдельно нужно охарактеризовать такую категорию сотрудников, как смотрители тюремных замков.

Смотрители тюремных замков, приравненные по классу должности и разряду пенсии к помощникам полицмейстеров и уездных исправников, назначались губернским начальством, а содержание их относилось на счет городских доходов (статьи 21, 22 Устава о содержащихся под стражей и дополнения к статье 21). Закон не определял прямого указания на порядок подчиненности тюремных смотрителей. В разных статьях Устава о содержащихся под стражей, при определении направлений их служебной деятельности, предписывалось, что смотрители ставились в зависимость не только от коллегиальных составов тюремных Комитетов и тюремных начальников в частности, но и от разных лиц административного и судебного ведомств, и даже от Конторы тюрьмы (статьи 23, 24, 82, 647, 648, 658, 659, 660 Устава о содержащихся под стражей).

Российская тюремная система на рубеже XIX-XX веков имела в своей основе достаточно серьезную правовую базу, разработка которой осуществлялась главным образом в течение 30-90-х гг. XIX века. Так, одними из основополагающих правовых документов, определяющими содержание деятельности системы исполнения уголовных наказаний, были: Устав о содержащихся под стражею (1890 года с изменениями 1906, 1908 и 1909 годов) и Устав о ссыльных (1909 года) [5].

В начале ХХ века Главным тюремным управлением высказывалась мысль о создании образовательного заведения для тюремного персонала. Так, инспектор Главного тюремного управления Н.Ф. Лучинский выступил инициатором создания в Санкт-Петербурге двухлетнего тюремного лицея закрытого типа при образцовой одиночной тюрьме (на Выборгской стороне), куда принимались молодые люди, окончившие средние учебные заведения, преимущественно военные, а также состоящие на службе офицеры. Целью лицея ставилась основательная подготовка будущих тюремных деятелей к тюремной службе. Ключевой идеей выдвигалось их ознакомление с областью научных понятий о преступлении и наказании, с историческими и настоящими системами уголовного наказания, а также обучение слушателей искусству управления тюрьмой. Предполагаемая численность выпускников ежегодно составляла 50 человек, «что было вполне достаточно для нужд тюремного дела» [6].

Тюремные курсы были рассчитаны на то, чтобы в короткие сроки (до 1,5 месяцев) осуществить дополнительную профессиональную подготовку работников тюремного ведомства.

Первые занятия на высших тюремных курсах в Санкт-Петербурге начались 1 марта 1912 года и продолжались до 10 июля 1912 года.

П2П

Среди преподавателей преобладали сотрудники Главного тюремного управления, которые свои лекции посвящали вопросам истории и современного состояния пенитенциарных учреждений России и за рубежом, рассмотрению проекта общей тюремной инструкции, правам и обязанностям тюремного персонала, тюремному хозяйству и строительству, воспитательно-исправительным заведениям для несовершеннолетних, тюремной гигиене

[7].

Данная инициатива была продолжена и после Февральской революции 1917 года. По постановлению Временного Правительства 11 апреля 1917 года были открыты Пенитенциарные курсы с 1 мая 1917 года при Главном управлении мест заключения Минюста.

«.На курсах будут преподаваться: общее законоведение, начала уголовного права, тюрьмове-дение, уголовная политика и социология, тюремная гигиена и санитария, общие начала бухгалтерии, товароведение.

Общее руководство взял. начальник Управления профессор Жижиленко. В состав преподавателей курсов вошли профессор С.Н. Гогель, И.П. Люблинский, П.А. Останкин, приват-доценты: М.М. Исаев, Д.П. Никольский, Э.Э. Понтович.

Занятия будут проходить в кабинете Уголовного права при Петроградском университете» [8].

Однако данная инициатива была прервана Октябрьской революцией 1917 года.

Таким образом, важным условием кадровой политики в тюремной системе Российской Империи в конце XIX - начале ХХ века стало ее коренное реформирование, в частности, создание новой организационно-штатной структуры управления тюрьмами и иными местами заключения.

Примечания:

1. ГАРФ. - Ф. 122. - Оп. 1. - Ч. 1. - Делопроизводство.

- Д. 138. - Л. 11.

2. ГАРФ. - Ф. 122. - Оп. 1. - Ч. 1. - Делопроизводство.

- Д. 138. - Л. 27.

3. ГАРФ. - Ф. 122. - Оп. 1. - Ч. 1. - Делопроизводство 1. - Д. 182. - Л. 1.

4. Выс. утв. мн. Гос. Совета. Об устройстве управлений отдельными местами заключения гражданского ведомства и тюремной стражи. 15 июня 1887 // ПСЗ.

- Собр. 2-е. - № 4593. - СПб., 1889. - Т. VII.

5. Полный свод законов Российской Империи. - СПб, 1911. - С. 3427-3548.

6. Лучинский, Н.Ф. Основы тюремного дела // Тюремный вестник. - СПб, 1904. - № 7. - С. 18.

7. Опыт систематических чтений по тюрьмоведению при Главном тюремном управлении // Тюремный вестник. - СПб, 1912. - №№ 6-7. - С. 1207-1208

8. ГАРФ. - Ф. 122. - Оп. 13. - Д. 1. - Л. 1.

аи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.