Научная статья на тему 'Подготовка кадров для тюремного ведомства Российской империи в конце XIX начале XX века'

Подготовка кадров для тюремного ведомства Российской империи в конце XIX начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
150
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАВНОЕ ТЮРЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / MAIN PRISON MANAGEMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ / VOCATIONAL TRAINING / ТЮРЬМА / PRISON / ВЫСШИЕ ТЮРЕМНЫЕ КУРСЫ / PRISON HIGHER RATES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вольский Михаил Валентинович

В статье на материалах Государственного архива Российской Федерации рассматриваются вопросы подготовки кадров для пенитенциарной системы в России во второй половине ХIХ начале ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL TRAINING FOR PRISON AUTHORITIES RUSSIAN EMPIRE IN THE LATE XIX EARLY XX CENTURY

In the article on the material of the State Archives of the Russian Federation deals with training for the prison system in Russia in the second half of the nineteenth early twentieth century.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для тюремного ведомства Российской империи в конце XIX начале XX века»

УДК 947.083 ББК 63.3 (2) 5

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ТЮРЕМНОГО ВЕДОМСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Вольский Михаил Валентинович,

начальник отдела

ФКОУ ВПО Воронежский институт ФСИН России (г. Воронеж)

Аннотация. В статье на материалах Государственного архива Российской Федерации рассматриваются вопросы подготовки кадров для пенитенциарной системы в России во второй половине XIX- начале XX века.

Ключевые слова: Главное тюремное управление, профессиональная подготовка кадров, тюрьма, высшие тюремные курсы.

PERSONNEL TRAINING FOR PRISON AUTHORITIES RUSSIAN EMPIRE IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURY

Volsky M.V.,

head of department

FKOU VPO Voronezh Institute of the Russian Federal Penitentiary Service

Annotation. In the article on the material of the State Archives of the Russian Federation deals with training for the prison system in Russia in the second half of the nineteenth - early twentieth century. Keywords: Main prison management, vocational training, prison, prison higher rates.

История становления и развития пенитенциарной системы России всегда привлекала к себе внимание ведущих исследователей, историков, педагогов, экономистов и публицистов. Это объясняется тем, что любое государство для охраны интересов основной массы населения вынуждено прибегать к насильственным методам воздействия на тех граждан, которые стали социально-опасными для общества, ввиду чего создавать и совершенствовать систему исправления и наказания.

В России во второй половине XIX века был накоплен определенный опыт в данном направлении, что положило начало реформированию тюремной системы.

Система профессиональной подготовки кадров для тюрем в России берет свое начало еще со второй половины XIX века. В те годы тюремная система испытывала серьезные трудности с комплектованием кадров, и связано это было не только с низкой престижностью службы и отсутствием в связи с этим должного денежного содержания, но и с недостатком квалифицированных служащих всех звеньев тюремной кадровой иерархии.

Так, одним из основополагающих правовых документов, определяющим содержание деятельности системы исполнения уголовных наказаний в указанный период был Устав о содержащихся под стражею (1890 года с изменениями 1906, 1908 и 1909 годах).

I- 111

Берегиня • 777 • Сова, 2015, № 4 (27)

Особое внимание в ходе тюремной реформы второй половины XIX века в Российской империи уделялось формированию системы управленческих структур и разработку их функций. Такая система была создана. К ней относились Министерство юстиции и Главное тюремное управление с широкими полномочиями, а также губернаторы и губернские правления с тюремными отделениями в составе губернского тюремного инспектора, его помощника со штатом служащих, выполняли функции по управлению и надзору за деятельностью пенитенциарных учреждений на местах. К тюремной администрации во главе с начальниками тюрем и их помощниками относились также священники, дьяконы и псаломщики при местах заключения, врачи и фельдшеры. В низовом звене особое место занимала тюремная стража - старшие и младшие надзиратели, в обязанности которых входило обеспечение надзора за лицами, отбывающими наказания в виде тюремного заключения.

Для рассмотрения вопроса о тюремном преобразовании в конце XIX века в России была создана комиссия под руководством члена Государственного совета статс-секретаря Его Императорского Величества, действительного тайного советника К.К. Грота.

Было признано, что при введении в действие реформы на основании только общих начал возникает ряд вопросов, разработка которых потребует обязательного привлечения специалистов и представителей разных ведомств. Необходимо было создать такой совещательный орган, который бы помог решать вопросы, находящиеся в компетенции разных ведомств.

На заседании Государственного Совета все предложения комиссии К.К. Грота были одобрены и ратифицированы, результатом чего стало образование 27 февраля 1879 года Главного тюремного управления, института инспекторов и Совета по делам тюремного управления. На должность первого начальника ГТУ был назначен М.Н. Галкин-Врасской.

Штат управления состоял к моменту образования из 21 штатной единицы [2, Ф.122. Оп. 6. Д.55. Л.444].

Организационно-штатная структура Главного тюремного управления включала в себя 15 делопро-изводств, а также статистическую, техническую и журнальную часть.

Осмотр мест заключения и изученные материалы нашли свое отражение в ходе пересмотра законодательных актов по тюремной части. Особого внимания в данном вопросе заслуживал свод извлечений из тюремных уставов государств Западной Европы по предмету дисциплинарной власти на-

чальников тюрем над арестантами. В частности, при пересмотре устава о содержащихся под стражей в 1886 году, виды дисциплинарных взысканий, налагаемые на арестантов претерпели существенные изменения и были утверждены в соответствии с уставами Антверпенской, Гассельтской и Гентской тюрем [2, Ф.122. Оп. 6. Д. 37. Л. 14-17].

Особого внимания в первые годы тюремного реформирования заслуживает вопрос увеличения штатной численности тюремных служителей и их жалований. Решение данного вопроса позволило бы в кратчайшие сроки уменьшить число массовых беспорядков в местах заключений и повысить эффективность работы на местах.

Однако штат тюремных служителей в местах заключения на всей территории России, по оценке губернаторов и сотрудников Главного тюремного управления, оставаясь в прежней структуре и численности, вряд ли мог оказать положительное влияние на поддержание уставной дисциплины и правопорядка среди арестантов.

Одной из основных причин, влияющих на кадровую политику и профессиональную подготовку кадров для пенитенциарного ведомства, рассматривалось отсутствие надлежащей и четкой регламентации в профессиональной деятельности, а также отсутствие в центральном аппарате специального подразделения, осуществляющего и курирующего систему отбора и подготовки собственных кадров.

В начале XX века Главным тюремным управлением высказывалась мысль о создании образовательного заведения для тюремного персонала. В 1914 голу инспектор Главного тюремного управления Н.Ф. Лучинский выступил инициатором создания в Санкт-Петербурге двухлетнего тюремного лицея закрытого типа при образцовой одиночной тюрьме (на Выборгской стороне), куда принимались молодые люди, окончившие средние учебные заведения, преимущественно военные, а также состоящие на службе офицеры. Целью лицея ставилась основательная подготовка будущих тюремных деятелей к тюремной службе. Ключевой идеей выдвигалось их ознакомление с областью научных понятий о преступлении и наказании, с историческими и настоящими системами уголовного наказания, а также обучение слушателей искусству управления тюрьмой. Предполагаемая численность выпускников ежегодно составляла 50 человек, «что было вполне достаточно для нужд тюремного дела» [4, с. 18].

В развитие своих начинаний Главное тюремное управление в 1909 году разработало проекты законодательных актов об учреждении в Санкт-Петер-

бурге высших тюремных курсов и школы старших тюремных надзирателей, а в Москве - школы тюремных надзирательниц.

Таким образом, во второй половине XIX - начале XX века заслугой Главного тюремного управления стала организация централизованного управления всеми местами заключений.

В немалой степени достигнутым прогрессом Россия обязана интересу власти и общества к развитию уголовно-исполнительной системы, прежде всего, а также ее открытому для контроля и влияния со стороны общественности характеру.

Опыт, полученный на рубеже XIX - XX веков, сегодня, в связи с проведением в жизнь политики реформирования пенитенциарных учреждений Рос-

сии, представляет несомненный интерес для изучения и обобщения его в рамках указанной практики.

Литература:

1. Гернет, М.Н. История царской тюрьмы. - М., 1951, Т.2, Т.3.

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)

3. Кашпур, Л.Н. Страницы истории: Отец тюремной реформы дореволюционной России / Л.Н. Кашпур // Преступление и наказание. Объединенная редакция уголовно-исполнительной системы Минюста России. 2002. - № 5.

4. Лучинский, Н.Ф. Основы тюремного дела // Тюремный вестник. - СПб, 1904. - № 7.

5. Устав конвойной службы. - СПб, 1907.

Г 113

116-gg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.