Научная статья на тему 'Особенности профессиональной подготовки кадров для пенитенциарной системы Франции'

Особенности профессиональной подготовки кадров для пенитенциарной системы Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / PENITENTIARY SYSTEM / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY APPROACH / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / PRACTICE-ORIENTED TRAINING / НАДСМОТРЩИК / ОФИЦЕР / OFFICER / СОТРУДНИК ПРОБАЦИИ / PROBATION OFFICER / JAILER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Елена Александровна, Белоносов Владимир Олегович

В статье рассматривается структура пенитенциарной системы Франции на современном этапе и особенности профессиональной подготовки специалистов для пенитенциарных учреждений страны на примере деятельности Национальной административной пенитенциарной школы Франции в г. Ажан. Это специализированное образовательное учреждение осуществляет подготовку: специалистов кадровых служб для пенитенциарных учреждений; сотрудников региональной группы захвата и обеспечения безопасности; сотрудников для сопровождения в суды; технических инструкторов по освобождению заложников, стрельбе, пенитенциарной и противопожарной безопасности. В современном пенитенциарном образовании Франции прослеживаются следующие тенденции: демократизация процесса отбора в систему профессионального обучения; значимость морально-этической составляющей в образовательном процессе; обязательность среднего образования для поступающих; высокая степень практико-ориентированности обучения будущих пенитенциарных сотрудников; реализация компетентностного подхода при подготовке будущих специалистов; гуманизация и индивидуализация образовательного процесса; стремление к построению пенитенциарного образования в соответствии с европейскими стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимофеева Елена Александровна, Белоносов Владимир Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной подготовки кадров для пенитенциарной системы Франции»

Сведения об авторах

Дворцов Василий Борисович: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск), начальник; Академия ФСИН России (г. Рязань), адъюнкт. E-mail: [email protected]

Диденко Александр Владимирович: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск), заместитель начальника института по учебной и научной работе, доктор медицинских наук, доцент. E-mail: [email protected]

Information about the authors

Dvortsov Vasiliy Borisovich: Tomsk Institute of the professional development of employees of the FPS of Russia (Tomsk), chief; Academy of the FPS of Russia (Ryazan), postgraduate. E-mail: [email protected] Didenko Aleksandr Vladimirovich: Tomsk Institute of the professional development of employees of the FPS of Russia (Tomsk), the deputy chief of institute on educational and scientific work, doctor of medicine, assistant professor. E-mail: [email protected]

УДК 651

Е. А. Тимофеева, В. О. Белоносов

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ ФРАНЦИИ

В статье рассматривается структура пенитенциарной системы Франции на современном этапе и особенности профессиональной подготовки специалистов для пенитенциарных учреждений страны на примере деятельности Национальной административной пенитенциарной школы Франции в г. Ажан.

Это специализированное образовательное учреждение осуществляет подготовку: специалистов кадровых служб для пенитенциарных учреждений; сотрудников региональной группы захвата и обеспечения безопасности; сотрудников для сопровождения в суды; технических инструкторов по освобождению заложников, стрельбе, пенитенциарной и противопожарной безопасности.

В современном пенитенциарном образовании Франции прослеживаются следующие тенденции: демократизация процесса отбора в систему профессионального обучения; значимость морально-этической составляющей в образовательном процессе; обязательность среднего образования для поступающих; высокая степень практико-ориентированности обучения будущих пенитенциарных сотрудников; реализация компетентностного подхода при подготовке будущих специалистов; гуманизация и индивидуализация образовательного процесса; стремление к построению пенитенциарного образования в соответствии с европейскими стандартами.

Ключевые слова: пенитенциарная система; профессиональное обучение; компетентностный подход; практико-ориентированная подготовка; надсмотрщик; офицер; сотрудник пробации.

© Тимофеева Е. А., Белоносов В. О., 2016.

E. A. Timofeeva, V. O. Belonosov

THE PECUTIRIRIES OF STAFF PROFESSIONAL TRAINING FOR THE PENITENTIARY SYSTEM OF FRANCE

The article examines the structure of the Penitentiary System of France at the present stage as well as peculiarities of staff professional training for penitentiary institutions of the country on the example of the National Administrative Penitentiary School of France in Agen.

This specialized educational institution performs preparation: specialists of personnel services for penal institutions; employees of regional group of capture and safety; employees for maintenance in courts; technical instructors on release of hostages, firing, penitentiary and fire safety.

In modern penitentiary formation of France the following tendencies are traced: democratization of selection process in system of professional training; the importance of a moral and ethical component in educational process; obligation of secondary education for arriving; high degree of praktiko-focus of training of future penitentiary employees; implementation of competence-based approach when training future specialists; humani-zation and individualization of educational process; aspiration to creation of penitentiary education according to the European standards.

Keywords: Penitentiary System; training; competency approach; practice-oriented training; jailer; officer; probation officer.

Развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств делает значимыми изучение и возможность использования зарубежного опыта пенитенциарного образования при разработке путей совершенствования профессионального образования в вузах ФСИН России. Усилившаяся тенденция взаимовлияния опыта пенитенциарного образования, а также доля в нем общего в каждой отдельной стране повышают целесообразность и возможность ассимиляции передового зарубежного опыта с целью подготовки сотрудников для УИС России [5].

Проанализируем особенности профессионального образования и профессиональной подготовки сотрудников в Французской Республике.

Управление пенитенциарными учреждениями Франции находится в ведении Министерства юстиции, в составе которого функционирует специальная Дирекция пенитенциарной администрации.

Пенитенциарная система Франции разделена на 9 межрегиональных цен-

тров (регионов): Париж, Бордо, Дижон, Страсбург, Лиль, Лион, Марсель, Ренн, Тулуза. Помимо этого в стране функционирует служба по заморским территориям. В Департамент по заморским территориям входят: Гваделупа, Гвиана, Мартиник, Майот, Новая Каледония, Французская Полинезия, Рэуньон, Сэн-Пьер и Микелон.

В пенитенциарной системе страны работают 34 400 служащих, которых можно условно разделить на 5 групп:

1) начальствующий состав (младший состав и офицеры) — 26 300;

2) сотрудники службы ресоциали-зации и пробации — 4200;

3) административный персонал (руководители разного уровня, секретариат, финансово-экономические отделы, кадровая служба) — 2800;

4) технический персонал (специалисты сферы транспорта, питания, строительства, специалисты 1Т-технологий) — 600;

5) руководители (директора и заместители директоров пенитенциарных учреждений) — 500 [3].

В среднем на 100 осужденных и подследственных приходится 40 человек, занимающихся охраной и надзором, и 1 социальный работник.

Всего во Франции функционирует 187 пенитенциарных учреждений. Из них:

- 86 арестных домов (для арестованных и осужденных к лишению свободы на срок менее 1 года);

- 94 учреждения для отбывания наказаний (центральные тюрьмы, центры лишения свободы, пенитенциарные центры, полусвободные автономные центры);

- 6 учреждений для несовершеннолетних от 13 до 18 лет;

- 1 больница [4].

Во Французской Республике также действуют 103 центра пробации.

По состоянию на 1 января 2016 г. во Франции насчитывалось 76 601 осужденных, из них:

- 66 678 содержалось в тюрьмах;

- 9 923 осуждены условно [1].

Во Франции уделяется особое внимание подбору и подготовке высококвалифицированного персонала для пенитенциарной системы.

К кандидатам на службу в пенитенциарной системе предъявляются строгие требования:

- быть гражданином Франции;

- не привлекаться к юридической ответственности;

- иметь как минимум диплом о полном среднем образовании;

- возраст от 19 до 40 лет;

- рост не менее 160 см;

- хорошая физическая форма;

- пройти вступительное конкурсное тестирование.

Служба считается престижной и высокооплачиваемой. К примеру, месячное жалованье директора региональной пенитенциарной администрации составляет от 3064 до 4659 евро, офицера — от 2000 до 2500 евро, сотрудника отдела охраны — от 1284 до 1983 евро. Кроме того, служащие тюремной адми-

нистрации имеют право на различные социальные льготы.

Кадры для всей уголовно-исполнительной системы Франции готовит единственное учебное заведение — Национальная административная пенитенциарная школа (École nationale d' administration pénitentiaire, далее — ENAP или Школа) в г. Ажане на юго-западе Франции, в 650 километрах от Парижа. Ажан находится между городами Бордо и Тулузой.

Школа подчиняется Дирекции пенитенциарной администрации Министерства юстиции Франции.

ENAP — это школа профессиональной подготовки, которая не дает диплома о высшем образовании.

Целями деятельности Национальной административной пенитенциарной школы являются:

- первоначальная подготовка сотрудников для пенитенциарной системы и переподготовка специалистов и государственных служащих пенитенциарных учреждений страны, службы ресо-циализации, пробации и т. д.;

- осуществление научной деятельности;

- развитие партнерских связей с учебными и исследовательскими заведениями Франции и других стран.

Для обеспечения подготовки кадров пенитенциарной системы ENAP располагает штатом сотрудников в количестве 235 преподавателей. Школа осуществляет подготовку до 3500 пенитенциарных сотрудников различного уровня в год. Подавляющее большинство обучаемых (до 2500 человек в год) — это сотрудники младшего начальствующего состава (надзиратели).

Учебно-материальная база комплекса ENAP состоит из:

- основного учебно-административного здания с 3 амфитеатрами, 50 учебными классами, 10 классами информатики и одной медиатекой;

- корпуса с полигонами для отработки профессиональных навыков;

- 1 спортивного и 5 борцовских залов;

- стендового тира;

- столовой (ресторана);

- 3 студенческих зон проживания, рассчитанных на 1300 обучающихся.

Учебные и административные здания ENAP расположены по периметру студенческого городка, оставляя в центре зеленую зону с парком для спортивных площадок.

Обучающиеся в ENAP имеют право бесплатного проживания, питания, а также пользования учебно-материальной базой Школы, в том числе отделом информационных ресурсов, который является партнером Национальной библиотеки Франции в Париже.

В 2005 г. в Школе было построено новое здание площадью 1850 кв. м. Здание включает в себя учебные полигоны и предназначено для обучения и выработки умений и практических навыков будущих сотрудников. Полигоны точно воспроизводят обстановку тюрьмы: камеры содержания, пункты оказания первой медицинской помощи, контрольно-пропускной пункт в тюрьму, ситуативный пожарный центр — с помощью психологических, звуковых и иных методов воздействия (огонь, дым, голоса).

Преподаватели, работающие на полигонах, обладают практическим опытом работы в пенитенциарной системе. При проведении ролевых игр они обучают: обыску в камерах, способам подавления неповиновения заключенного, поведению при пожаре в камере, действиям при попытке самоубийства осужденного и т. д.

Помимо этого, профессорско-преподавательский состав моделирует с обучаемыми различные сценарии побегов с просмотром интерактивного видео: «Охранник на вышке нейтрализует вооруженного заключенного», «Побег при помощи вертолета» и т. д.

Моделирование помогает пережить реальную, а не теоретическую ситуацию, и подготовить будущего сотруд-

ника к эффективным действиям в сложных профессиональных условиях, выработать профессионально грамотное поведение с соблюдением морально-этических правил Деонтологического кодекса (кодекса чести) пенитенциарных сотрудников.

В ENAP имеется медиатека имени Габриэля Тарда (криминолога XIX в.) и центр исследований в области истории преступлений и наказаний, в которых собраны документы, в том числе и редкие, начиная с XVI века, из закрытых фондов. В медиатеке имеются разделы по истории пенитенциарных учреждений и тюрем, криминологии, криминальной психиатрии, уголовной юстиции.

Медиатека ENAP состоит из 2 частей:

- современные фонды — издания и журналы, в том числе на иностранных языках;

- отдел истории — исторические документы в специализированной библиотеке (2500 документов), содержащие редкие издания (книга Ш.-Л. Монтескье «О духе законов» 1748 г.; книга Ч. Беккария «Преступления и наказания» 1764 г. и т. д.).

В Школе имеется стендовый тир (50 м), оснащенный современными моделями оружия производства Австрии, США, Германии, Канады, в том числе помпового, применяемого сотрудниками пенитенциарной системы Франции.

В современных спортивных залах ENAP действуют секции по дзюдо, карате, регби и другим видам спорта.

Набор на обучение в Школу осуществляется на конкурсной основе. ENAP, в отличие от других национальных государственных образовательных учреждений Франции и даже Министерства юстиции, не участвует в организации конкурса и вступительных экзаменов. Конкурс организуется Дирекцией пенитенциарной администрации Парижа. Экзамены проводятся в 9 межрегиональных управлениях, в том числе в департаменте заморских территорий.

Для каждой группы слушателей существует 2 или 3 временных уровня набора, для которых в Школе разработаны специальные программы (с описанием длительности подготовки, содержания курсов, стажировок и методик оценок).

Обучение в ENAP предполагает чередование теоретического курса с практикой, что делает подготовку пенитенциарных кадров более качественной, практико-ориентированной, соответствующей европейским пенитенциарным стандартам.

Одним из базовых документов, регламентирующих деятельность сотрудника пенитенциарной службы, является Деонтологический кодекс (кодекс чести) пенитенциарной службы [2]. Данный кодекс был принят Декретом Дирекции пенитенциарной администрации № 2010-1711 от 30 декабря 2010 г. и дополнен Декретом № 2016-155 от 15 февраля 2016 г. Он состоит из 3 частей, 5 глав, 35 статей.

Первая часть посвящена общим вопросам, касающимся предназначения пенитенциарной системы в государстве. Ее деятельность направлена на соблюдение интересов Республики, общественного порядка, безопасности. В кодексе говорится о необходимости соблюдения прав и свобод граждан, в том числе осужденных.

Далее в документе указывается, что пенитенциарная система призвана заниматься вопросами исполнения наказаний, профилактики рецидивной преступности, подготовки осужденного к возвращению в общество. При выполнении своих служебных обязанностей сотрудники пенитенциарных учреждений должны руководствоваться Декларацией прав и свобод человека и гражданина, Конституцией, международными соглашениями, в частности, Европейской декларацией защиты основных прав и свобод граждан, законов и правил.

Вторая часть регламентирует отношения, возникающие у сотрудни-

ков пенитенциарной администрации: глава 1 — общие обязанности пенитенциарных сотрудников, глава 2 — служебные обязанности пенитенциарных сотрудников по отношению к осужденным, глава 3 — права и обязанности сотрудников, возникающие в системе иерархического подчинения.

В кодексе особое внимание обращается на профессиональное выполнение обязанностей сотрудниками пенитенциарной системы в интересах общества, государства, что и является предметом морально-этического регулирования.

Третья часть посвящена морально-этическим вопросам, возникающим у персонала пенитенциарной службы. В главе 1 говорится о морально-этических правилах взаимоотношений сотрудников пенитенциарной службы с осужденными, во 2 главе — об условиях, допускающих вариативность выполнения служебных обязанностей в зависимости от морально-этических требований.

Также в этой части регламентируется различного вида ответственность за несоблюдение предусмотренных кодексом норм: дисциплинарная, административная и уголовная.

Первоначальная подготовка младшего начальствующего состава — надзирателей и надсмотрщиков — в ENAP длится не менее 8 месяцев.

Для получения права работать в пенитенциарном учреждении в качестве младшего начальствующего состава кандидаты проходят следующие этапы:

- вступительный экзамен (письменный, устный, по физической подготовке, медицинское освидетельствование);

- направление на первоначальную подготовку в ENAP;

- обучение в качестве слушателя (3 месяца);

- подписание контракта о поступлении на службу Французского государства;

- последующая 5-месячная подготовка, завершающаяся экзаменами;

- выбор места работы в зависимости от учебного рейтинга обучаемого;

- работа в течение года в качестве стажера в пенитенциарном учреждении.

Подготовка будущих специалистов основана на компетентностном подходе. В процессе профессиональной подготовки особое внимание преподавательским составом уделяется формированию 6 основных компетенций:

- знание особенностей профессиональной среды (целей, задач пенитенциарной системы; субординации, прав и обязанностей сотрудников пенитенциарной системы и т. д.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- знание основ профессионального общения (владение навыками профессиональной устной и письменной речи, коммуникативные способности, эмпа-тия, наблюдательность);

- знание основ обеспечения безопасности осужденных и сотрудников (умение действовать в различных сложных ситуациях: при массовых беспорядках, пожарах, наводнениях и т. д.);

- знание основ правоприменения оружия, физической силы и специальных средств; оказания первой медицинской помощи;

- знание особенностей функционирования инженерно-технических средств охраны пенитенциарных учреждений;

- знание основ охраны и сопровождения осужденных.

Помимо этого Школой проводится подготовка офицерского состава, длящаяся до 2 лет. Офицерский состав пенитенциарной системы Франции немногочислен и представляет собой ее кадровую элиту.

Офицерами становятся лица, имеющие опыт службы в пенитенциарной системе, хорошую служебную характеристику и преимущественно высшее образование. К углубленному изучению вышеупомянутых 6 компетенций у офицеров добавляются основы менеджмента и управления персоналом. Подготовка офицерского состава проходит по очной форме.

Промежуточный и итоговый контроль обучения как младшего, так и

старшего начальствующего состава помогают определить сильные и слабые стороны в профессиональной подготовке сотрудника с целью возможной корректировки его программы обучения.

Курс обучения завершается теоретическими и практическими экзаменационными испытаниями. Большое значение при оценке результатов обучения слушателей играет соблюдение служебной дисциплины. Слушатели, успешно усвоившие 6 компетенций, но имеющие грубые нарушения служебной дисциплины, подлежат отчислению. Лучшим ученикам предоставляется возможность выбора будущего места службы, типа пенитенциарного учреждения и т. д., что позволяет мотивировать учебную активность и качество подготовки обучающихся.

В Школе также обучаются специалисты службы ресоциализации и проба-ции, которые во Франции являются штатными сотрудниками пенитенциарной системы. Срок первоначальной подготовки сотрудников названной службы составляет 2 года (один год в ENAP и один год стажировки в службе ресоциализации и пробации Франции).

Служба ресоциализации и пробации во Франции очень престижна. В процессе обучения сотрудников службы ресо-циализации и пробации особое внимание уделяется основам правовой подготовки (уголовного права, криминологии, криминалистики), соблюдению европейских стандартов в защите прав осужденных, навыкам коммуникативного общения, взаимодействию с институтами гражданского общества, соблюдению прав иностранных граждан.

Сотрудники службы ресоциализа-ции и пробации занимаются осужденными и работают как в тюрьмах, так и за их пределами. По окончании учебного заведения они обеспечивают исполнение судебных решений; организуют индивидуальную работу с осужденными; осуществляют подготовку осужденных к выходу из тюрем и их ресоциали-зацию; контролируют исполнение

взысканий, наложенных на условно осужденных (общественные работы, условное освобождение и т. д.). При подготовке в ENAP будущих сотрудников служба ресоциализации и пробации готовят к работе в Центрах электронного мониторинга подконтрольных лиц, которых во Франции более 10 тысяч человек.

Подготовка административного персонала (руководители разного уровня, секретариат, финансово-экономические отделы, кадровая служба) длится в ENAP от 1 до 6 месяцев.

Обучение технического персонала занимает от 5 недель до 3 месяцев. Данный персонал обеспечивает организацию и техническое функционирование пенитенциарных учреждений, а также занятость заключенных. В межрегиональных управлениях и наиболее крупных центрах на технический персонал возлагаются задачи проектирования, обслуживания и выполнения технических работ, ремонта и соблюдения норм гигиены и безопасности. На местном уровне технический персонал обеспечивает обслуживание пенитенциарных объектов. После обучения в ENAP сотрудники могут работать в области информатики, в производственных мастерских в качестве начальников производств и т. д.

Подготовка руководителей осуществляется в течение 2 лет и предполагает год прохождения теоретического курса обучения в ENAP, а также 1 год стажировки в пенитенциарном учреждении. В процессе подготовки руководителей пенитенциарных служб особое внимание уделяется формированию у них способностей принимать правильные управленческие решения, эффективно действовать в кризисных ситуациях, а также знанию психологии, социологии и конфликтологии.

ENAP играет центральную роль в переподготовке пенитенциарных сотрудников Франции.

В качестве специальных образовательных программ в ENAP проводится:

- подготовка специалистов кадровых служб для пенитенциарных учреждений, часть из которых в последующем осуществляет контроль за стажировкой обучающихся в ENAP в период их первоначальной подготовки;

- подготовка сотрудников специальной группы ЭРИС (региональной группы захвата и обеспечения безопасности) — подразделения, осуществляющего сопровождение опасных и особо опасных преступников и участвующего в проведении специальных силовых мероприятий;

- подготовка сотрудников для сопровождения в суды. Данную задачу ранее выполняли сотрудники национальной полиции и жандармерии;

- подготовка технических инструкторов: по освобождению заложников; стрельбе; пенитенциарной и противопожарной безопасности.

Таким образом, комплектование и подготовка кадров для пенитенциарной системы непосредственно связана:

- во-первых, с постоянным изменением правовых норм как регуляторов уголовно-исполнительной деятельности;

- во-вторых, с особенностями развития правового мировоззрения будущего сотрудника в зависимости от ценностных и профессиональных ориента-ций, присущих данной стране;

- в-третьих, с высокой социальной значимостью данной деятельности, необходимостью соблюдать права и свободы, уважать достоинство граждан.

В современном пенитенциарном образовании Франции прослеживаются следующие тенденции:

- демократизация процесса отбора в систему профессионального обучения;

- значимость морально-этической составляющей в образовательном процессе, что подтверждается не только принятием в 2010 г. Деонтологического кодекса пенитенциарных сотрудников, но и строгим соблюдением персоналом пенитенциарных учреждений морально-этических правил;

- обязательность среднего образования для поступающих в Школу;

- высокая степень практико-ориентированности обучения будущих пенитенциарных сотрудников (чередование теоретической и практической подготовки независимо от длительности обучения);

- реализация компетентностного подхода при подготовке будущих специалистов;

- гуманизация и индивидуализация образовательного процесса;

- стремление к построению пенитенциарного образования в соответствии с европейскими стандартами.

Литература

1. Chifres clés. Bilan 2015. Perspectives 2016. — Paris, 2016.

2. Code de déontologie de service public pénitentiaire. — Paris, 2016.

3. Les chiffres clés de l' administration pénitentiaire au 1-er janvier 2016. — Paris, 2016.

4. Слепцов И. В. Пенитенциарная система Франции (краткий обзор) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.juristlib.ru/book_6413.html (дата обращения: 10.06.2016).

5. Тимофеева Е. А. Особенности профессиональной подготовки будущих сотрудников пенитенциарной системы в зарубежных странах // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. — 2014. — № 2 (22). — С. 192-202.

Сведения об авторах

Тимофеева Елена Александровна, Самарский юридический институт ФСИН России (г. Самара), заместитель начальника по научной работе, доктор педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected]

Белоносов Владимир Олегович, Самарский юридический институт ФСИН России (г. Самара), профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики, доктор юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]

Сведения об авторах

Timofeeva Elena Alexandrovna: Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Samara), Deputy Head on scientific work, Doctor in Pedagogy, Associate Professor. E-mail: [email protected]

Belonosov Vladimir Olegovich: Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Samara), Professor at the Department of Criminal Procedure and Criminal-istics, Doctor of Law, Associate Professor. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.