ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА 63
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА
Научная статья
УДК 159.9:378.6:343.83
О НЕКОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА В СТРУКТУРЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Ирина Сергеевна Ганишина1, Александр Викторович Заргаров2
1 2 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия
Аннотация. В статье представлены некоторые результаты диагностики личностного компонента в структуре ответственности курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний. В эмпирическом исследовании приняли участие 250 курсантов, обучающихся на 1-5-х курсах, в возрасте от 17 до 27 лет. Установлено, что в состав личностного компонента ответственности курсантов входят: самоотношение, эмоциональная устойчивость, самоконтроль эмоциональных реакций, уровень эмпатии, способность решать личностные и операциональные трудности. Курсанты имеют позитивное отношение к собственному Я. Они достаточно хорошо владеют собственными эмоциональными состояниями, устойчивы в своих целях, рационально оценивают действительность. Однако в стрессовых или конфликтных ситуациях курсанты могут демонстрировать невыдержанность и недисциплинированность. У них хорошо развиты чувства сопереживания и соучастия в решении проблем близких. В процессе выполнения ответственных поручений периодически проявляется зависимость эффективности их деятельности от настроения, самочувствия, возникающих трудностей и препятствий.
Ключевые слова: личностная ответственность, курсанты, личностный компонент, уголовно-исполнительная система
Для цитирования
Ганишина И. С., Заргаров А. В. О некоторых результатах диагностики личностного компонента в структуре ответственности курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний // Векторы психолого-педагогических исследований. 2024. № 1(02). С. 63-71.
© Ганишина И. С., Заргаров А. В., 2024
/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
64 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА
PSYCHOLOGICAL SCIENCE AND PRACTICE
Original article
ON SOME RESULTS OF DIAGNOSTICS OF THE PERSONAL COMPONENT IN THE STRUCTURE OF RESPONSIBILITY OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FPS OF RUSSIA
Irina Sergeevna Ganishina1, Alexander Viktorovich Zargarov2
1 2 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia
Abstract. The article presents some results of the diagnosis of the personal component in the structure of responsibility of cadets of educational organizations of the FPS of Russia. The empirical study involved 250 cadets enrolled in 1-5 courses, aged 17 to 27 years. It is established that the personal component of cadets' responsibility includes: self-attitude, emotional stability, self-control of emotional reactions, the level of empathy, the ability to solve personal and operational difficulties. The cadets have a positive attitude towards their own self. They have a fairly good command of their own emotional states, are stable in their goals, and rationally assess reality. However, in stressful or conflict situations, cadets may show lack of restraint and indiscipline. They have well-developed feelings of empathy and complicity in solving the problems of their loved ones. In the process of fulfilling responsible assignments, the dependence of the effectiveness of their activities on mood, well-being, difficulties and obstacles that arise is periodically manifested.
Keywords: personal responsibility, cadets, personal component, penal enforcement system
For citation
Ganishina, I. S. & Zargarov, A. V. 2024, 'On some results of diagnostics of the personal component in the structure of responsibility of cadets of educational organizations of the FPS of Russia', Vectors of psychological and pedagogical research, iss. 1(02), pp. 63-71.
Актуальность исследования личностной ответственности курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) обусловлена нормативными правовыми актами и руководящими документами, регламентирующими деятельность уголовно-исполнительной системы. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года отмечается необходимость формирования высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала, повышения имиджа уголовно-исполнительной системы и исключения противоправного поведения курсантов образовательных организаций ФСИН России. Отечественные ученые указывают также на необходимость формирования в процессе обучения в образовательной организации антикоррупционного мировоззрения [2],
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА 65
психолого-педагогической устойчивости [3], развитие рефлексивности [5], мотивации профессиональной деятельности [15], успешности обучения в вузе [11] и пр. Реализовать в полном объеме все эти важнейшие задачи возможно только при условии повышения уровня ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России.
Основная роль в подготовке кадрового потенциала для уголовно-исполнительной системы возложена на образовательные организации ФСИН России. Именно благодаря им ежегодно учреждения и органы ФСИН России пополняются молодыми специалистами. В силу этого формировать ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы следует уже на этапе их обучения в образовательных организациях ФСИН России в должности курсанта. Именно в этот период у будущих сотрудников закладываются основные личностные качества, необходимые для их успешной трудовой деятельности.
Теоретический анализ феномена ответственности в рамках отечественной и зарубежной психологии показал, что в психологической науке не существует единого определения данного понятия. Большинство психологов рассматривают ответственность как базовое свойство личности, проявление которого зависит от уровня сформированности компонентов, составляющих ее структуру [1, с. 93; 14, с. 18]. При описании структуры ответственности наиболее часто применяется трехкомпонентная схема изучения психологических диспозиций и процессов, которая включает в себя когнитивный, эмоциональный и действенный компоненты. Однако мнения авторов, исследовавших структуру ответственности, все же расходятся.
М. М. Калашникова указывает на то, что в состав ответственности входят три элемента: «субъект ответственности (личность), объект (то, за что субъект несет ответственность), социальная инстанция (оценивает деятельность субъекта ответственности и налагает санкции)» [9, с. 160; 10, с. 74]. К структурным компонентам ответственности автор относит «ценностно-мотивационный, познавательно-прогностический, эмоционально-волевой и поведенческий (конатативный) компоненты» [10, с. 76]. Л. И. Дементий выделяет следующие структурные компоненты ответственности: «когнитивный, эмоциональный, пове-денческо-результативный» [7, с. 244; 6, с. 10]. В. Ф. Сафин при определении структуры ответственности отмечает, что ответственность есть «сплав мотивационно-аффективного, интеллектуально-когнитивного, деятельностно-поведенческого компонентов» [16, с. 77]. По мнению В. П. Прядеина «ответственность является системным качеством личности» [12; 13], она включает в себя взаимосвязь следующих компонентов личности: «мотива-ционного, динамического, когнитивного, результативного и регуляторного» [14, с. 21-22].
Учитывая различные подходы к исследованию структуры ответственности, имеющиеся в настоящее время в психологической науке, мы приходим к мнению о том, что в структуре ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России целесообразно выделять такие компоненты, как регуляторно-динамический, мотивационно-смысловой и личностный [4, с. 169; 8, с. 134]. Важно отметить, что ответственность курсантов образовательных организаций ФСИН России является интегральным качеством в структуре психоло -гических свойств личности, следовательно, в определении ее компонентов стоит учитывать такие параметры, как активность, направленность, саморегуляция, личностные и индивидуальные особенности. В связи с этим в состав регуляторно-динамического компонента вклю -чены эргичность, стеничность и интернальность. В состав мотивационно-смыслового - со -циоцентричность, эгоцентричность, осмысленность, мотивация достижения, субъектность, признания ответственности перед нормами, понимание необходимости соблюдения норм. В личностный компонент - самоотношение, эмоциональная устойчивость, самоконтроль
66 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА
эмоциональных реакций, уровень эмпатии, способность решать личностные и операциональные трудности.
Исследование личностного компонента ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России осуществлялось нами с использованием следующих шкал методик: фактор С «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость», фактор Q3 «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» (методика «16-PF» Р. Кеттелл, форма С), шкала «Глобальное самоотношение» (Тест-опросник самоотношения, В. В. Сто-лин, С. Р. Пантилеев), шкалы «Трудности личностные», «Трудности операциональные», «Эмпатия к близким», «Эмпатия к окружающим» (Многомерно-функциональная диагно -стика «0тветственность-110», В. П. Прядеин, О. В. Мухлынина).
Для обработки эмпирических данных и определения значимости различий в выраженности структурных элементов личностного компонента ответственности применялся однофакторный дисперсионный анализ ANOVA, с целью изучения взаимосвязей структурных элементов ответственности курсантов использовался корреляционный анализ с применением рангового коэффициента корреляции Спирмена. Обработка полученных эмпирических данных производилась при помощи компьютерного статистического пакета программ (Statistica-10).
В проведенном исследовании приняли участие 250 курсантов 1-5-х курсов образовательных организаций ФСИН России в возрасте от 17 до 27 лет.
Установлено, что значение по шкале самоотношения (Мх = 20,1) методики «Тест-опросник самоотношения» В. В. Столина, С. Р. Пантилеева у курсантов образовательных организаций ФСИН России среднее. Это означает, что эти лица имеют умеренно позитивное отношение к собственному Я. Они воспринимают себя как достаточно привлекательную и интересную для других личность, высоко ценят свои достоинства и способности и в целом принимают себя такими, какие они есть.
Показатели по шкалам эмоциональной устойчивости (Мх = 7,8) и самоконтроля (Мх = 7,7) методики «16-PF (форма С)» Р. Кеттелла высокие. Следовательно, курсанты достаточно хорошо владеют собой и своими эмоциональными состояниями, умеют кон -тролировать свое поведение, работоспособны, устойчивы в своих интересах и целях, трезво и рационально оценивают действительность. Однако время от времени, особенно в стрессовых или конфликтных ситуациях, могут демонстрировать невыдержанность, недисциплинированность, раздражительность, импульсивность и возбудимость.
На высоком уровне у курсантов выражены эмпатийные способности, об этом свидетельствуют значения по шкалам «Эмпатия к близким» (Мх=25), «Эмпатия к окружающим» (Мх=25) методики «Многомерно-функциональная диагностика "Ответственность-110"» В. П. Прядеина, О. В. Мухлыниной. Сопереживание, соучастие в решении проблем близких, помощь окружающим людям имеют у курсантов стабильный характер и проявляются в большинстве ситуаций.
Значения по шкалам «Трудности личностные» (Мх = 19,6), «Трудности операциональ -ные» (Мх = 19,4) методики «Многомерно-функциональная диагностика "Ответствен-ность-110"» средние. В процессе выполнения ответственных заданий у курсантов периодически проявляется зависимость эффективности их деятельности от настроения, самочувствия, возникающих препятствий и трудностей.
В ходе эмпирического исследования установлено, что у курсантов образовательных организаций ФСИН России трудности (личностные и операциональные) при выполнении ответственных дел демонстрируют некоторые колебания и достигают своих пиковых значений к третьему курсу. В этот период курсанты проявляют наиболее выраженную
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА 67
30,00 25,00 20,00 15,00 10,00 5,00 0,00
о о)" о со ™ т- ™ (N_C0
CD Я2
i— i—
о о
ч:
ш .0 i
5 -й
8 I °
5 ^ га
о. ш с о
с
ю
о
2
га
*
_q i- ^
§ g'l
О ^
4 ф ^
О 1
.0 С о
о. н
■
о
3
а
о
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й
Рис. Средние значения структурных элементов личностного компонента ответственности у курсантов образовательных организаций ФСИН России на разных курсах
зависимость эффективности выполнения порученных заданий от своего эмоционального состояния и внешних препятствий (рис.). На четвертом курсе фиксируется повышение значений рассматриваемых характеристик. На пятом - показатели вновь несколько ослабевают, что может быть связано с актуализацией противоречивых переживаний в связи с окончанием вуза и переходом на новую ступень профессионального развития.
Эмпатия курсантов постепенно снижается с начала обучения и наименее выражена на третьем курсе. После некоторой интенсификации на четвертом курсе, на пятом снова наблюдается ее ослабление. Показатель самоотношения имеет самые высокие значения на первом и четвертом курсах, а самые низкие - на втором и третьем.
Личностные черты (эмоциональная устойчивость и самоконтроль) не проявляют выраженной динамики от курса к курсу. Это вполне объяснимо, поскольку личностные факторы - это устойчивые свойства, которые, как правило, не имеют высокой лабильности и изменчивости.
По результату проведенного однофакторного дисперсионного анализа ANOVA удалось установить статистически достоверные различия между курсантами разных курсов по таким показателям, как эмпатия к окружающим ^ = 2,42; р<0,05) и трудности операци -ональные ^ = 4,90; р<0,001). Способность к эмоциональному переживанию, склонность к оказанию действенной помощи окружающим, а также способность к эффективному выполнению ответственных дел при возникновении трудностей и препятствий претерпевают в процессе обучения существенные изменения. Наиболее уязвимыми с этой точки зрения являются курсанты третьего курса, у которых в этот период обучения наблюдается наименьший уровень эмпатии и наибольший - операциональных трудностей.
В таблице представлены результаты сравнения групп курсантов по показателям личностного компонента ответственности.
68 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА
Таблица
Значимость различий в выраженности структурных элементов личностного компонента ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России на разных курсах (ANOVA)
Диагностические шкалы F Р
Глобальное самоотношение 0,816923 0,514753
Фактор С (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость) 0,285981 0,887078
Фактор Q3 (низкий самоконтроль - высокий самоконтроль) 0,333133 0,855674
Эмпатия к близким 1,521419 0,194713
Эмпатия к окружающим 2,415272 0,048029*
Трудности личностные 0,632223 0,639718
Трудности операциональные 4,900349 0,000701**
* Различия на уровне значимости р < 0,05.
** Различия на уровне значимости р < 0,001.
Исходя из анализа полученных данных можно отметить, что значительные изменения рассматриваемых параметров личностного компонента ответственности у курсантов наблюдаются на третьем и пятом курсе и связаны они, на наш взгляд, с внутрилич-ностными кризисами.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Личностный компонент ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России в период их обучения в вузе имеет свою динамику развития. Наиболее сложным периодом в развитии структурных элементов личностного компонента ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России считается третий и пятый (выпускной) год их обучения. Из полученных результатов очевидно, что без специально организованной работы развитие личностного компонента ответственности будет иметь несистемный, а относительно стихийный характер и не будет гарантировать положительной динамики развития. По результатам проведенного эмпирического исследования установлено, что курсанты образовательных организаций ФСИН России нуждаются в проведении с ними психопрофилактической и психокоррекционной работы по повышению ответственности.
Список источников
1. Абульханова К. А. Жизненный путь и ответственность личности // Познание и переживание. 2022. Т. 3, № 2. С. 87-102.
2. Ганишина И. С., Сундукова В. В. О необходимости формирования антикоррупционного мировоззрения у будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы // Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и за рубежом : сб. тез. выступ. и докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 28-29 ноября 2018 г.) : в 2 томах. Рязань : Академия ФСИН России, 2018. Т. 2. С. 962-966.
3. Ганишина И. С., Чернышов А. А. Формирование психолого-педагогической устойчивости курсантов образовательных организаций ФСИН России как необходимое условие их профессиональной компетентности // Казанская наука. 2016. № 10. С. 131-133.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА 69
4. Ганишина И. С., Заргаров А. В. Личностная ответственность курсантов образовательных организаций ФСИН России как необходимый элемент в структуре их профессиональной деятельности // Осознание культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества : материалы XXIV Всерос. науч.-практ. конф. (Севастополь, 14-15 апреля 2023 г.). Севастополь : Рибест, 2023. С. 167-170.
5. Косцова М. В., Гришина А. В., Ганишина И. С. Рефлексивность курсантов высшего военно-морского училища как фактор личностной самоэффективности // Человек: преступление и наказание. 2023. Т. 31, № 1. С. 124-137.
6. Дементий Л. И., Гроголева О. Ю. К вопросу о возрастных особенностях структуры ответственности // Вестник Омского университета. Сер. Психология. 2004. № 3. С. 4-22.
7. Дементий Л. И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2005. 357 с.
8. Заргаров А. В. Ответственность в структуре личности курсантов образовательных организаций ФСИН России // Антропоцентрические науки в образовании : сб. науч. ст. XVII Междунар. науч.-практ. конф. (Воронеж, 24-25 ноября 2022 г.). Воронеж : Научная книга, 2022. С. 133-135.
9. Калашникова М. М. Ответственность личности как объект исследований в отечественной психологии // Психолого-педагогический поиск. 2011. № 19. С. 156-165.
10. Калашникова М. М. Психология ответственности личности несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях : монография. Рязань : Академия ФСИН России, 2015. 171 с.
11. Курдин Д. А. Психологическое прогнозирование рисков отчисления курсантов образовательных организаций ФСИН России : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2023. 21 с.
12. Прядеин В. П. Комплексное исследование ответственности как системного каче -ства личности : дис. ... д-ра психол. наук. Екатеринбург, 1999. 299 с.
13. Прядеин В. П. Психодиагностика личности: избранные психологические методики и тесты. Сургут : РИО СурГПУ, 2013. 245 с.
14. Прядеин В. П. Ответственность как системное качество личности : учеб. пособие. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2001. 209 с.
15. Самофалова О. В. Психологическая модель развития профессиональной мотивации курсантов-психологов: на примере Академии ФСИН России : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2008. 254 с.
16. Теория и практика формирования коммунистического сознания. Уфа, 1986. 129 с.
References
1. Abulkhanova, K. A. 2022, 'The life path and responsibility of the individual', Cognition and experience, vol. 3, iss. 2, pp. 87-102.
2. Ganishina, I. S. & Sundukova, V. V. 2018, 'On the need to form an anti-corruption worldview among future employees of the penal system', in Theoretical and practical problems of the development of the penal system of the Russian Federation and abroad: collection of abstracts of speeches and reports of participants of the International Scientific and Practical Conference, Ryazan, November 28-29, 2018, vol. 2, pp. 962-966, Academy of the FPS of Russia, Ryazan.
3. Ganishina, I. S. & Chernyshov, A. A. 2016, 'Formation of psychological and pedagogical stability of cadets of educational organizations of the FPS of Russia as a necessary condition for their professional competence', Kazan Science, iss. 10, pp. 131-133.
70 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА
4. Ganishina, I. S. & Zargarov, A.V. 2023, 'Personal responsibility of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia as a necessary element in the structure of their professional activity', in Awareness of Culture is the key to the renewal of society. Prospects for the development of modern society: materials of the XXIV All-Russian Scientific and Practical Conference, Sevastopol, April 14-15, 2023, pp. 167-170, Ribest, Sevastopol.
5. Kostsova M. V., Grishina, A.V. & Ganishina, I. S. 2023, 'Reflexivity of cadets of the higher naval school as a factor of personal self-efficacy', Man: crime and punishment, vol. 31, iss. 1, pp. 124-137.
6. Dementii, L. I. & Grogoleva, O. Yu. 2004, 'On the issue of age-related features of the structure of responsibility', Bulletin of Omsk University, Series Psychology, iss. 3, pp. 4-22.
7. Dementiy, L. I. 2005, Personal responsibility as a property of the subject of vital activity: Sc.D thesis (Psychology), Moscow.
8. Zargarov, A. V. 2022, 'Responsibility in the personality structure of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia', in Anthropocentric sciences in education: collection of scientific articles of the XVII International Scientific and Practical Conference, Voronezh, November 24-25, 2022, pp. 133-135, Nauchnaya kniga, Voronezh.
9. Kalashnikova, M. M. 2011, 'Personal responsibility as an object of research in Russian psychology', Psychological and pedagogical search, iss. 19, pp. 156-165.
10. Kalashnikova, M. M. 2015, Psychology of responsibility of the personality of juvenile female convicts serving sentences in educational colonies: monograph, Academy of the FPS of Russia, Ryazan.
11. Kurdin, D. A. 2023, Psychological forecasting of the risks of expulsion of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia: PhD thesis (Psychology), Ryazan.
12. Pryadein, V. P. 1999, Comprehensive study of responsibility as a systemic quality of personality: Sc.D thesis (Psychology), Yekaterinburg.
13. Pryadein, V. P. 2013, Psychodiagnostics of personality: selected psychological techniques and tests, RIO SurGPU, Surgut.
14. Pryadein, V. P. 2001, Responsibility as a systemic quality of personality: textbook, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg.
15. Samofalova, O. V. 2008, Psychological model of development of professional motivation of psychology cadets: on the example of the Academy of the FPS of Russia: PhD thesis (Psychology), Ryazan.
16. Theory and practice of the formation of communist consciousness 1986, Ufa.
Информация об авторах
И. С. Ганишина - доктор психологических наук, профессор, начальник кафедры юридической психологии и педагогики;
А. В. Заргаров - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров.
Information about the authors
I. S. Ganishina - Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the Department of Legal Psychology and Pedagogy;
A.V. Zargarov - Associate Professor of the Faculty of Training Scientific and Pedagogical Personnel.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА 71
Примечание
Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности (психологические науки).
Статья поступила в редакцию 05.02.2024; одобрена после рецензирования 19.02.2024; принята к публикации 28.02.2024.
The article was submitted 05.02.2024; approved after reviewing 19.02.2024; accepted for publication 28.02.2024.