Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ СВОЙСТВО (КАЧЕСТВО) БУДУЩЕГО СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ЛИЧНОСТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ СВОЙСТВО (КАЧЕСТВО) БУДУЩЕГО СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СВОЙСТВО (КАЧЕСТВО) ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО / КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ ФСИН РОССИИ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Заргаров Александр Викторович

Рассмотрены взгляды ученых на проблему исследования личностной ответственности, дано определение понятию «ответственность». Обозначена важность и актуальность темы исследования исходя из анализа нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность Федеральной службы исполнения наказаний. Проанализирована структура профессионально значимых качеств личности сотрудника уголовно-исполнительной системы и место личностной ответственности в ней. Представлено краткое описание результатов проведенного эмпирического исследования личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России. Описаны некоторые факторы, оказывающие влияние на проявление личностной ответственности у курсантов образовательных организаций ФСИН России в период их обучения в вузе, составлен психологический портрет курсанта с высокоразвитым чувством личностной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL RESPONSIBILITY OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA AS A PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PROPERTY (QUALITY) OF THE FUTURE EMPLOYEE OF THE PENAL SYSTEM

The article examines the views of scientists on the problem of personal responsibility research, defines the concept of "responsibility". The importance and relevance of the research topic is indicated based on the analysis of the regulatory framework regulating the activities of the Federal Penitentiary Service. The structure of professionally significant personality traits of an employee of the penal enforcement system and the place of personal responsibility in it are analyzed. A brief description of the results of an empirical study of the personal responsibility of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia is presented. Some factors influencing the manifestation of personal responsibility among cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia during their studies at the university are described, a psychological portrait of a cadet with a highly developed sense of personal responsibility is compiled.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ СВОЙСТВО (КАЧЕСТВО) БУДУЩЕГО СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

Научная статья

УДК 378.6:34383; ББК 67.409 p 30-0 https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-28-30 NIION: 2018-0077-2/23-309 MOSURED: 77/27-024-2023-02-508

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности

Личностная ответственность курсантов образовательных организаций ФСИН России как профессионально значимое свойство (качество) будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы

Александр Викторович Заргаров

Академия ФСИН России, Рязань, Россия, azargarov@inbox.ru

Аннотация. Рассмотрены взгляды ученых на проблему исследования личностной ответственности, дано определение понятию «ответственность». Обозначена важность и актуальность темы исследования исходя из анализа нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность Федеральной службы исполнения наказаний. Проанализирована структура профессионально значимых качеств личности сотрудника уголовно-исполнительной системы и место личностной ответственности в ней. Представлено краткое описание результатов проведенного эмпирического исследования личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России. Описаны некоторые факторы, оказывающие влияние на проявление личностной ответственности у курсантов образовательных организаций ФСИН России в период их обучения в вузе, составлен психологический портрет курсанта с высокоразвитым чувством личностной ответственности.

Ключевые слова: ответственность, личностная ответственность, свойство (качество) личности, профессионально значимое качество, курсанты образовательных организации ФСИН России, уголовно-исполнительная система

Для цитирования: Заргаров А. В. Личностная ответственность курсантов образовательных организаций ФСИН России как профессионально значимое свойство (качество) будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 2. С. 28-30. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-2-28-30.

Original article

Personal responsibility of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia as a professionally significant property (quality) of the future employee of the penal system

Alexander V. Zargarov

Academies of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia, azargarov@inbox.ru

Abstract. The article examines the views of scientists on the problem of personal responsibility research, defines the concept of "responsibility". The importance and relevance of the research topic is indicated based on the analysis of the regulatory framework regulating the activities of the Federal Penitentiary Service. The structure of professionally significant personality traits of an employee of the penal enforcement system and the place of personal responsibility in it are analyzed. A brief description of the results of an empirical study of the personal responsibility of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia is presented. Some factors influencing the manifestation of personal responsibility among cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia during their studies at the university are described, a psychological portrait of a cadet with a highly developed sense of personal responsibility is compiled.

Keywords: responsibility, personal responsibility, personality property (quality), professionally significant quality, cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, the penal enforcement system

For citation: Zargarov A. V. Personal responsibility of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia as a professionally significant property (quality) of the future employee of the penal system // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(2):28-30. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-2-28-30.

© Заргаров А. В., 2023

28

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

№ 2 / 2023 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ответственность является профессионально значимым свойством (качеством) личности сотрудника уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). В Федеральном законе от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями и дополнениями), обозначены виды ответственности, возлагаемые на сотрудника УИС [8].

Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года») предполагает решение задач, по «совершенствованию организации профессиональной деятельности, формированию высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала, способного добросовестно осуществлять свой служебный долг» [7].

В основе эффективности трудовой деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы лежит понимание и осознание уровня ответственности за любое его действие или бездействие. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой имеется следующее определение понятию «ответственный -имеющий высоко развитое чувство долга, ревниво относящийся к своим обязанностям» [5, с. 459].

М. Г. Дебольский, П. С. Яшмолкина указывают, что «ответственность входит в ядро наиболее значимых личностных свойств, необходимых для успешной трудовой деятельности сотрудника УИС» [3].

Над исследованием феномена ответственности работали: В. П. Прядеин, К. А. Абульханова-Слав-ская, К. Муздыбаев, О. Н. Шалдыбина, А. Ф. Никитин, Ф. Хайдер, К. Хелкман и др.

В. П. Прядеин указывал на то, что «рассмотрение ответственности как системного качества личности предполагает рассмотрение функционального единства мотивационных, эмоциональных, когнитивных, динамических, регуляторных и результативных составляющих» [6, с. 21-22].

К. А. Абульханова-Славская определяет ответственность как активность и инициативность самого субъекта деятельности, по ее мнению «именно благодаря «самостоятельности личности» субъект остается независимым от внешнего контроля при решении какой либо задачи» [1, с. 3-18].

К. Муздыбаев выделяет «признаки ответственности: пунктуальность, справедливость, точность, готовность отвечать за последствия собственных действий, верность в исполнении возложенных обязанностей, честность, принципиальность, сострадание, умением радоваться успехам других, настойчивость, смелость, усердие, выдержка» [4], что крайне необходимо в деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Проведенное нами эмпирическое исследование личностной ответственности сотрудников УИС, ор-

ганизованное на базе образовательных организаций ФСИН России, позволило сделать выводы, что на уровень личностной ответственности курсантов оказывают влияние: мотивация, самооценка, способность к прогнозированию развития ситуации в профессиональной деятельности, степень риска, волевой потенциал, цели в жизни, способность к эмоциональной саморегуляции, саморазвитие, уровень интеллекта. Некоторые, выявленные детерминанты, входят в структуру профессионально значимых качеств личности сотрудника УИС и требуют периодической коррекции, в связи со спецификой трудовой деятельности сотрудника. Определение личностной ответственности сотрудников УИС, было осуществлено с использованием пакета программ SPSS Statistics 17.0.1.

На основании полученных данных был составлен психологический портрет курсанта образовательной организации ФСИН России с высокоразвитым чувством личностной ответственности: поощрений больше, чем взысканий; трудовая мотивация, направленна на достижение успеха; позитивная, адекватная самооценка; способность к прогнозированию развития ситуации в профессиональной деятельности; умеренная степень готовности к необоснованному риску; высокий волевой потенциал; цели в жизни носят устойчивый характер и не изменяются при внезапных служебных и жизненных ситуациях; способен к эмоциональной саморегуляции; стремится к постоянному всестороннему развитию, обогащению и пополнению своих профессиональных знаний и умений; высокий уровень интеллекта. Полученные данные позволили определить направление и способы работы с курсантами, у которых данное личностное свойство слабо развито.

По мнению О. Н. Шалдыбиной «ответственность развивается и формируется в учебно-воспитательном процессе и в конечном итоге выступает одним из основных элементов составляющих социальное поведения, определяющее направленность всей его дальнейшей жизнедеятельности» [9, с. 62-64]. По этой причине, «работу, направленную на развитие личностной ответственности сотрудника УИС необходимо проводить уже с начала его обучения в образовательной организации ФСИН России, будучи курсантом» [2, с. 25-28].

Полученные в ходе проведенного исследования данные будут использованы в разработке комплекса мер психопрофилактического характера, направленных на развитие ответственности как профессионально значимого свойства (качества) личности сотрудника УИС.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 5. С. 3-18.

2. Ганишина, И. С. Перспективы развития высшего и дополнительного образования в Федеральной службе исполнения наказаний России / И. С. Ганишина // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности : материалы XIV

ЕСКИЕ НАУКИ 29

Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2021. С. 25-28.

3. Дебольский, М. Г. Сравнительный анализ личности сотрудников различных служб исправительного учреждения / М. Г. Дебольский, П. С. Яшмолкина. URL:// http://www.jp.mgppu.ru/forum/index.php?topic=121.0.

4. Муздыбаев, К. Переживание бедности как социальной неудачи: атрибуция ответственности, стратегии совладания и индикаторы депривации / К. Муздыбаев. URL://http://www/nir.ru/socio/scipubl/sj/sj1-01muz.html.

5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Российская АН.; Российский фонд культуры. 3-е изд., испр. и доп. М. : АЗЪ, 1995. 928 с.

6. Прядеин, В. П. Ответственность как системное качество личности : учебное пособие / В. П. Прядеин. Екатеринбург : Урал.гос.пед.ун-т., 2001. С. 7.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р «Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года».

8. Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изм. и доп.).

9. Шалдыбина, О. Н. О субъекте ответственности / О. Н. Шалдыбина // Психология XXI века. Актуальные проблемы и тенденции развития : Материалы международной научно-практической конференции. М. : МНЭ-ПУ, 2007. С. 62-64.

Bibliographic list

1. Abulkhanova-Slavyanskaya, K. A. Typology of personality activity / K. A. Abulkhanova-Slavskaya // Psychological Journal. 1985. Vol. 6. No.. 5. Рp. 3-18.

2. Ganishina, I. S. Prospects for the development of higher and additional education in the Federal Penitentiary Service of Russia / I. S. Ganishina // Anthropocentric sciences: innovative view on education and personal development : materials of the XIV International Scientific and Practical Conference. Voronezh, 2021. Pp. 25-28.

3. Debolsky, M. G. Comparative analysis of the personality of employees of various correctional institution services / M. G. Debolsky, P. S. Yashmolkina. URL://http:// www.jp.mgppu.ru/forum/index.php?topic=121.0.

4. Muzdybaev,K. Experiencing poverty as a social failure: attribution of responsibility, coping strategies and indicators of deprivation / K. Muzdybaev. URL://http://www/ nir.ru/socio/scipubl/sj/sj1-01muz.html.

5. Ozhegov, S. I. Explanatory dictionary of the Russian language: 80,000 words and phraseological expressions / S. I. Ozhegov, N. Y. Shvedova / / Russian Encyclopedia.; Russian Cultural Foundation. 3rd ed., ispr. and add. M. : AZ, 1995. 928 p.

6. Pryadin, V. P. Responsibility as a systemic quality of personality: a textbook / V. P. Pryadkina. Yekaterinburg: State Pedagogical University, 2001, P. 7.

7. Decree of the Government of the Russian Federation No.. 1138-R dated April 29, 2021 «The concept of the development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030».

8. Federal Law No.. 197-FZ of July 19, 2018 «On Service in the Penal Enforcement System of the Russian Federation and on Amendments to the Law of the Russian Federation» On Institutions and Bodies Executing Criminal Penalties in the form of imprisonment» (with amendments and additions).

9. Shaldybina, O. N. About the subject of responsibility / O. N. Shaldybina / / psychology of the XX century. Actual problems and development trends: materials of the international scientific and practical conference. Moscow : MNEPU, 2007. Pp. 62-64.

Дополнительная информация об авторе А. В. Заргаров - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академий Федеральной службы исполнения наказаний России, старший преподаватель кафедры административной деятельности.

Additional information about the author A. V. Zargarov - Adjunct of the Faculty of Training of Scientific and Pedagogical Personnel of the Academies of the Federal Penitentiary Service of Russiasenior teacher of the Department of Administrative Activities.

Статья поступила в редакцию 27.03.2023; одобрена после рецензирования 25.01.2023; принята к публикации 16.06.2023.

The article was submitted 27.03.2023; approved after reviewing 25.01.2023; accepted for publication 16.06.2023.

30

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.