ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
Кусакина Елена Аркадьевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права, Пермский институт ФСИН России, 614012, Россия, г. Пермь, ул. Карпинского, д. 125, e-mail: [email protected]
Elena A. Kusakina
Candidate of Psychology,
Associate professor of the Department of criminal and penal law, Perm Institute of the Federal Penal Service of Russia, Karpinsky str., 125, Russia, Perm, 614012, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА КАК ВАЖНЕЙШЕГО УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
Аннотация. На сегодняшний день одной из причин увольнения кадров из уголовно-исполнительной системы является нарушение требований профессиональной этики в отношениях с осужденными, что напрямую связано с морально-психологической устойчивостью личности. В статье рассматривается одно из важнейших направлений воспитательной работы в образовательных организациях ФСИН России - формирование морально-психологических качеств личности курсанта. Представлены результаты анонимного анкетирования курсантов 1-го и 4-го курса Пермского института ФСИН России, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». Описаны возможные пути повышения эффективности формирования этих качеств в рамках учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: морально-психологические качества курсанта, требования к личности командира и преподавателя, курсантский коллектив, условия и особенности формирования морально-психологических качеств.
MORAL AND PSYCHOLOGICAL FORMATION OF CADET'S PERSONALITY FEATURES AS THE MOST IMPORTANT CONDITION FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT
Summary. At present one of the reasons for the dismissal ofpersonnel from the Penitentiary System is a violation of professional ethics in relations with convicts requirements which is directly influenced to the moral as well as psychological stability of the person. The article considers one of the most important directions of educational work in educational organizations of the Federal Penal Service of Russia - the formation of moral and psychological qualities of the cadet's personality. The results of an anonymous questionnarier survey of of the 1st and 4-th course cadets of Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia training on «Jurisprudence» sp e-cialty are presented. The possible ways to improve the efficiency of the formation of these qualities in the educational process are given.
Keywords: moral as well as psychological qualities of a cadet, requirements for the personality of a commander and a teacher, cadet collective, conditions and features of the formation of moral and psychological qualities.
Процесс подготовки квалифицированных профессионально компетентных сотрудников уголовно-исполнительной системы на этапе обучения в ведомственных организациях - это первоначальный этап становления не только профессионала, но и личности. М. Литвак отмечает, что профессионализм сотрудника определяется не принадлежностью к своей профессии, наличием профессионально значимых качеств, соответствием квалификационным требованиям, а образом жизни. Профессионализм будет определяться трансформацией личностных и профессиональных компетенций в нравственные убеждения, позицию гражданственности, патриотизма, соблюдения закона, присяги и этических норм [1, с. 34]. Актуальность обозначенной темы заключается в том, что на сегодняшний день увольнение сотрудников из органов и учреждений уголовно-исполнительной системы зачастую происходит по причине нарушений служебной дисциплины, профессиональной этики и закона в целом. Пенитенциарной системе требуются не просто высококвалифицированные кадры, обладающие необходимым уровнем развития компетенций, но и обладающие морально-психологической устойчивостью. Общеизвестно, что сотрудник УИС имеет дело с самой сложной категорией людей - с осужденными, для которых характерно наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность, скрытый характер преступной деятельности,
© 2018 Кусакина Е. А.
ВЕСТНИК СЮИ
противоборство и враждебное отношение к сотрудникам представителям администрации. По данным многочисленных исследований, сами сотрудники редко отмечают характер своей работы как творческий, приносящий удовлетворение и моментально положительный результат [2, с. 45]. Таким образом, особенности службы в уголовно-исполнительной системе требуют, чтобы выпускник образовательной организации ФСИН России обладал высоким уровнем сформированности морально-психологических качеств.
Вопросами формирования морально-психологических качеств обучаемых в различных специализированных вузах занимались ученые в области психологии (О. Г. Ковалев, А. М. Столяренко, А. Н. Сухов, А. И. Ушатиков) и педагогики (В. В. Кареев, Н. И. Климова, Ф. Д. Рассказов). Ряд исследователей обозначили положения по формированию морально-психологических качеств в процессе самовоспитания личности обучаемого (Г. И. Аксенова, П. Н. Осипова и др.). Обозначены условия формирования морально-психологических качеств и разработана программа их формирования в вузах ФСИН России в исследовании А. Г. Малышева. Основной целью нашей работы является изучение условий и особенностей формирования морально-психологических качеств курсантов 1-го и выпускного курса Пермского института ФСИН России. Для достижения поставленной цели нами был проведен теоретический анализ подходов к проблеме формирования морально-психологических качеств и анонимное анкетирование.
По мнению А. М. Столяренко, морально-психологические качества являются интегративным продуктом устойчивых личностных детерминант нравственного поведения личности. Морально-психологические качества - это результат взаимодействия всех компонентов морально-психологической подготовленности юриста и основной показатель ее уровня [1, с. 124]. В Психологическом энциклопедическом словаре морально-нравственные качества трактуются как категория нравственного сознания, с помощью которой определяются поведенческие достоинства личности, проявляющиеся как свойства ее характера, подразделяясь на положительные (добродетели) и отрицательные (пороки) [3, с. 175]. Исходя из данного определения вполне закономерны выводы А. Г. Малышева, что результатом сформированности морально-психологических качеств является интегральные образование, структура которого представляет собой синтез взаимосвязанных компонентов: когнитивный, оценочный и эмоциональный. Когнитивный компонент включает в себя систему знаний о нравственных ценностях, нравственных категориях, в оценочном отражена самооценка личности с точки зрения морали и уверенность в правильности выбора. Эмоциональный компонент раскрывает отношение к профессиональным и морально-нравственным качествам [4, с. 101].
В образовательном пространстве вуза ФСИН России учебная, внеучебная и служебная деятельность в одинаковой степени предъявляют достаточно высокие требования не только к знаниям и умениям, но и к личностным качествам, которые приобретаются в образовательной организации и закрепляются в процессе выполнения своих функциональных обязанностей. Одной из главных задач всех субъектов образовательной организации в подготовке квалифицированных специалистов является преобразование и развитие личностных качеств, эмоционально-волевых характеристик, просоциальных установок, социально одобряемого поведения, то есть формирование морально-психологических качеств, которые, в свою очередь, станут «стержнем» личности сотрудника УИС и гражданина РФ.
Для изучения особенностей формирования морально-психологических качеств у курсантов нами было проведено анонимное анкетирование, в котором участвовали курсанты мужского пола, 1-го и выпускного (4-го) курса ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России», обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция», в количестве 89 человек. В первом вопросе анкеты респондентам предлагалось перечислить морально-психологические качества, которые, по их мнению, должны быть сформированы у сотрудника УИС. Наличие офицерской чести и достоинства в ответах курсантов 4-го курса заняло лидирующую позицию (75 %). Кроме того, для выпускного курса важными качествами являются уважение национальных чувств, традиций и обычаев товарищей по службе, имеющих иное вероисповедание; вежливость по отношению к пожилым людям, женщинам и детям; уважение к старшим по возрасту и по званию. Курсанты обозначают в ответах также волевые характеристики личности: умение переносить тяготы службы, быть настойчивым и последовательным в действиях, преданным, соответствовать интересам службы. Для первокурсников основными морально-психологическими качествами является доброта и честность (64 %). Курсанты 1-го курса отмечают, что сотрудник УИС обязательно должен быть решительным, смелым, честным, добрым по отношению к осужденным. В критических и экстремальных ситуациях его должна отличать способность контролировать эмоции.
Анализ результатов показывает, что курсанты старшего курса осознают, что морально-нравственное отношение сотрудника УИС должно проявляться не только в рамках служебной деятельности, но и в обычной повседневной жизни. Как известно, процесс профессионального
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
становления неразрывно связан с жизненными ситуациями. Жизненные ценности приобретают статус профессиональных, и условия жизни приспосабливаются к решению профессиональных проблем и наоборот. Следовательно, формируя морально психологические качества личности на этапе обучения в ведомственном вузе, идет процесс подготовки их к жизни.
Воздействие на психику должно осуществляться как косвенно, так и в прямых непосредственных контактах. Очень важно понимать, что на сознание обучаемых, на их поведение, отношение к делу влияет большое количество факторов, начиная с событий в мире, в стране и заканчивая его внутриличностными конфликтами в коллективе. Задача субъектов воздействия на личность курсанта - способствовать усилению факторов, положительно влияющих на оказание сопротивления факторам, препятствующим формированию моральных качеств. Одним из основных путей формирования морально-психологических качеств является изучение положений морали нравственности, ее общечеловеческого характера, усвоение и принятие этих норм. Морально-психологические качества - это результат сформированности морального сознания, поэтому очень важно добиться от обучаемых сформированности всех компонентов морального сознания.
В этом аспекте широкие возможности открываются в рамках учебно-воспитательной работы. У профессорско-преподавательского состава существуют всевозможные средства не только для того, чтобы курсант получил знания в области морали, но и для того, чтобы у него сформировалось положительное отношение и готовность действовать в соответствии с этими нормами. Процесс формирования морально-психологических качеств достигает успеха, если каждый элемент учебы, службы, быта несет как образовательную, так и воспитательную нагрузку. Важно добиваться неукоснительного соблюдения всех установленных норм жизни и деятельности образовательной организации. Точное выполнение распорядка дня, режима, расчет времени на самостоятельную подготовку являются условиями формирования дисциплинированности, собранности, аккуратности и ответственности.
Те же требования предъявляются и к профессорско-преподавательскому составу. Своевременное прибытие на занятие, принятие рапорта, методически грамотное ведение занятия, дисциплина в аудитории непосредственно влияют на собранность курсантов и общий настрой. Любое отступление от норм и требований ведет к утрате воспитательного эффекта и организационных начал образовательной деятельности.
Воздействие на личность курсанта с целью формирования морально-психологических качеств в учебно-воспитательном процессе должно осуществляться на рефлексивно личностном уровне. Несомненно, сила этого воздействия зависит и от личности командира, воспитателя, преподавателя. Установить личный контакт, убедить примерами из жизни или личным примером, завоевать уважение и признание - это одно из условий достижения цели. У обучаемых должна возникнуть потребность «поупражняться» в высоконравственных поступках, приобретая при этом опыт и нравственные привычки. Не менее важным элементом воспитательного воздействия является закрепление положительных проявлений в поведении курсантов, что достигается, когда публично публично отмечают и поддерживают отличившихся. Профессионализм командиров будет заключаться в своевременном дисциплинарном воздействии на курсантов с последующей аргументацией их ошибок. Как правило, среди причин аморальных поступков можно выделить слабость, наличие отрицательных стереотипов поведения, приобретенных до поступления в образовательную организацию. Следовательно, нередко приходится изменять взгляды курсантов, «ломать» сформированное ранее отношение к жизни, искоренять негативные привычки.
Важным условием формирования морально-психологических качеств курсантов является научно обоснованный выбор методов и умелое их применение. Выбор методов определяется индивидуальными и групповыми особенностями. Так, в работе с курсантами младших курсов целесообразно использовать задание, приказание. Со старшекурсниками предпочтительны косвенные требования: предложения, рекомендации, советы. Совершенно недопустимы шантаж, запугивание, давление, вымогательство и т. д. Беседы на нравственные темы должны занимать разумное количество времени в процессе формирования морально-психологических качеств. Более эффективными способами являются мероприятия творческого характера, где требуется инициатива и креативное мышление самих курсантов. При этом творческая индивидуальность командира является основным условием решения педагогических проблем в процессе формирования морально-психологических качеств курсантов.
Существенное значение имеет уровень развития курсантского коллектива, степени его зрелости, сплоченности и организованности. В данном случае необходимо использовать методы коллективного воздействия: предъявление коллективных требований, аппеляция к общественному мнению, коллективные обсуждения в различных ситуаций, связанных с оценкой поведения и поступков. Именно в курсантских коллективах появляется возможность формирования, развития и
ВЕСТНИК СЮИ
закрепления таких чувств, как товарищество и взаимопомощь, честность и справедливость, ответственность за общее дело, стремление подчинить свои личные интересы интересам общественным. Руководство процессом формирования морально-психологических качеств будет заключаться в том, чтобы расширить сферы общения и взаимоотношения обучаемых, включить их в различные виды деятельности и одновременно повысить требования со стороны коллектива.
Для формирования у курсантов таких морально-психологических качеств, как коллективизм, чувство дружбы и товарищества, необходимо настойчиво разъяснять суть принципов морали и нравственности, как они отражаются в уставе. Для этого требуются конкретные примеры и факты, которые демонстрируют недопустимость в курсантской среде проявлений эгоизма, подхалимства, круговой поруки и других аморальных черт и поступков. Коллективное обсуждение вопросов жизни и деятельности курсантов дает возможность выступить с принципиальной критикой недостатков с последующим установлением правильных взаимоотношений. Кроме того, необходимо поддерживать и поощрять поступки, в которых проявляется внимательность и взаимовыручка. Формирование морально-психологических качеств, несомненно, осуществляется через влияние на психологию курсантских коллективов и микрогрупп, через коллективное (групповое) мнение и настроение. Управление этими динамичными социально-психологическими явлениями в коллективе должно быть сведено к систематической постановке конкретных практических задач и организации вокруг них положительных умонастроений, которые способны вызвать коллективное решение.
Очень важным является разъяснение социальной роли формируемого морально-психологического качества с обязательным анализом поступков, в которых оно проявляется. В связи с этим актуально включение курсанта в реальные отношения, которые требуют проявления определенных действий, привычек и качеств. Великий педагог А. С. Макаренко отмечал, что «...нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество». Совокупность специально созданных и закономерных жизненных ситуаций позволяет курсантам осмысливать накопленный опыт, переживать удачи и поражения, закреплять положительные результаты и превращать их в привычки с целью дальнейшего совершенствования.
Как отмечалось выше, эффективность функционирования исправительных учреждений наравне с профессиональными знаниями во многом зависит от морально-психологической устойчивости сотрудника. При ответе на вопрос, «Что, по вашему мнению, является причиной незаконного поведения сотрудников при исполнении служебных обязанностей?» респонденты отмечают несоответствие личностных качеств требованиям экстремальных условий службы, слабый профессионализм, эмоциональную несдержанность в ситуации провокации (оскорбление чести и достоинства), влияние менталитета и несформированность морально-психологических качеств.
Формирование у курсантов необходимых морально-психологических качеств - это достаточно длительный и трудоемкий процесс, охватывающий весь период обучения в вузе. Поэтому субъектам воспитательного процесса очень важно не только спроектировать, предвидеть возможные достижения или неудачи, но и проявлять педагогический оптимизм, когда в поведении курсанта происходит изменения в нежелательную сторону. В курсантских коллективах возникают ситуации, противоречащие принципам морали. В связи с этим был задан вопрос: «Если вы станете свидетелем безнравственной ситуации в коллективе, как вы себя поведете?», на который 34 % курсантов 1-го курса отвечают, что испытывают ощущение дискомфорта и стеснения принять волевое решение и проявить себя с хорошей стороны. Незначительная часть (23 %) беспокоится за нежелательные последствия в отношении себя («Я могу лишиться увольнения», «За это может быть наложено взыскание - назначение вне очереди в наряд»). Следовательно, курсантам не хватает волевых усилий для проявления морально-нравственных качеств, хотя на когнитивном уровне они относятся к происходящему отрицательно. Несколько иной характер имеют ответы курсантов 4-го курса. Большая часть выпускников (76 %) отмечает, что за период обучения повысился уровень нетерпимости к отступлениям от норм морали и нравственности не только в отношениях с курсантами, но и в повседневной жизни. Сегодня они готовы предпринять конкретные действия по установлению порядка и справедливости.
Как мы уже отмечали ранее, ключевой фигурой в процессе формирования профессионально значимых качеств является командир учебно-строевых подразделений. На вопрос «Кто, по вашему мнению, является образцом нравственности?» 45 % респондентов выпускного курса ответили, что это командиры, 35 % профессорско-преподавательский состав и 20 % составили друзья, родственники и иные лица. Идеалом морали и нравственности для курсантов 1 -го курса являются родные (отец, брат, дядя) - 65 %; командиры и профессорско-преподавательский состав - 24 %.
Учебные, служебные обстоятельства образовательной среды вуза могут также оказывать влияние на формирование морально-психологических качеств курсантов. Завершающим вопросом анкеты «Какие факторы, на ваш взгляд, влияют на формирование морально-психологических ка-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
честв» мы выяснили, что это различные жизненные ситуации (случай на практике в учреждениях УИС, во время учебы, ситуация из детства). Для курсантов 1-го курса - это разговоры с отцом после психотравмирующих ситуаций.
Коллективный просмотр художественного фильма, содержащего сцены морального выбора и проявления нравственных качеств человека, для курсантов является достаточно интересной формой, позволяющей взглянуть на себя со стороны и оценить уровень развития морально-нравственных качеств. По мнению специалистов СМИ и военных психологов, в подразделениях должна проводится специальная работа по подготовке и подбору специальных видеоматериалов на нравственную тематику. Все 100 % респондентов отмечают, что просмотр художественных фильмов вызывает такие чувства, как сопереживание, волнение, сострадание, появляется желание переосмыслить свои поступки и поведение. На наш взгляд, данная форма формирования морально-психологических качеств у курсантов является самой эффективной и интересной.
Кроме того, курсанты отмечают, что проявить себя и подготовить к правильному моральному выбору в последующем на службе в учреждениях УИС возможно на практических занятиях по дисциплине «Уголовно-исполнительное право», «Воспитательная работа с осужденными», «Огневая подготовка».
Встреча со священнослужителями для выпускников - это возможность пересмотреть свои взгляды на жизнь и принять правильное решение в сложной жизненной ситуации.
На курсантов 1 -го курса огромное впечатление производит общение с практическими сотрудниками, в частности с представителями ОСН «Медведь» ГУФСИН России по Пермскому краю. На таких встречах обсуждаются случаи из боевой и служебной деятельности, демонстрирующие высокий уровень развития моральных качеств, таких как героизм, патриотизм, смелость, уверенность в себе.
К сожалению, согласно результатам анкетирования 10 % респондентов не видят смысла соответствовать общепризнанным принципам этики и морали, так как несправедливость в принятии решении командиров снижает уровень мотивации к обучению в вузе и желание добиваться конкретных результатов в служебной и учебной деятельности.
Таким образом, поскольку личность сотрудника является важным элементом эффективного функционирования уголовно-исполнительной системы, необходимо обращать внимание на ее всестороннюю подготовку к служебной деятельности. Наравне с теоретической и практической подготовкой образовательные организации ФСИН России должны на достаточно высоком уровне осуществлять морально-психологическую готовность, результатом которой является сформиро-ванность морально-психологических качеств, позволяющих сотрудникам противостоять отрицательному влиянию со стороны осужденных и на высоком профессиональном уровне выполнять поставленные задачи.
Библиографический список
1. Кусакина Е. А. Профессионально-личностное становление специалиста-кинолога: монография. Пермь: Пермский институт ФСИН России, 2017.
2. Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. М., 1986. 108 с.
3. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2006. 560 с.
4. Малышев А. Г. Формирование морально-психологических качеств курсантов в процессе их профессиональной подготовки в вузах Федеральной службы исполнения наказаний: дис. ... канд. пед. наук. Калуга, 2013. 188 с.
References
1. Kusakina E. A. Professional'no-lichnostnoe stanovlenie specialista kinologa: monografiya [Personal and Professional formation of a specialist dog handlers]. Perm': Permskij institut FSIN Rossii, 2017 [in Russian].
2. Kudryavcev T. V. Psihologiya professional'nogo obucheniya i vospitaniya [Psychology of vocational training and education]. Moscow, 1986, 108 p. [in Russian].
3. Enikeev M. I. Psihologicheskij ehnciklopedicheskij slovar' [The Psychological encyclopaedic dictionary]. Moscow: Prospekt, 2006, 560 p. [in Russian].
4. Malyshev A. G. Formirovanie moral'no-psihologicheskih kachestv kursantov v processe ih pro-fessional'noj podgotovki v vuzah federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Rossii. Diss. kand. ped. nauk. [Formation of moral and psychological qualities of students in the process of their professional training in the universities of the Federal penitentiary service. Candidate's of Pedagogy thesis]. Kaluga, 2013, 188 p. [in Russian].