защитники в ФК Спартак со средним ростом 185,3 см, а самые низкорослые в ФК Рубин - 177,6 см, что меньше всего на 7,7 см или на 4,2%. Еще меньше отличие в среднем росте команд: 4,4 см или 2,4% разность между самыми высокорослыми ФК Спартак и низкорослыми ФК Уфа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Российская Премьер-Лига - Турнирная таблица М-Лиги. - URL: https://premierliga.ru/tournaments/youthchampionship/tournament-table/ (дата обращения: 25.08.2022).
2. Колесов А. Аналитика футбола: как дата-сайентисты дают новый взгляд на игру / А. Колесов // Берза - Искусственный интеллект и машинное обучение, чат-боты и голосовые ассистенты, роботы и дроны, виртуальная и дополненная реальность, 30.03.2021. - URL: https://berza.ru/analitika-futbola-kak-data-sajentisty-dayut-novyj-vzglyad-na-igru/ (дата обращения: 25.08.2022).
REFERENCES
1. Russian Premier League - M-League Standings, available at: https://premierliga.ru/tournaments/youthchampionship/tournament-table / (accessed: 08/25/2022).
2. Kolesov, A. (2021), "Football Analytics: how data scientists give a new look at the game", Berza - Artificial intelligence and machine learning, chatbots and voice assistants, robots and drones, virtual and augmented reality, available at: https://berza.ru/analitika-futbola-kak-data-sajentisty-dayut-novyj-vzglyad-na-igru / (accessed: 08/25/2022).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.08.2022
УДК 371
К ВОПРОСУ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФСИН РОССИИ
Татьяна Витальевна Филиппова, адъюнкт, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань
Аннотация
Введение. Актуальность исследования объясняется сформировавшейся в Федеральной службе исполнения наказаний тенденцией к росту компетенций у курсантов образовательных организаций уголовно-исполнительной системы и сотрудников организации. Статья посвящена рассмотрению проблемы наставничества в образовательных организациях ФСИН России. Данное исследование является актуальным и перспективным направлением развития личностного потенциала курсантов (молодых сотрудников) и совершенствования воспитательной работы с личным составом. Вывод. В современной практике образовательных организаций ФСИН России возникла необходимость целенаправленной работы по развитию и совершенствованию института наставничества. Одним из перспективных направлений исследований в данном направлении является увеличение воспитательного потенциала наставничества.
Ключевые слова: Федеральная служба исполнения наказания, уголовно-исполнительная система, наставничество, психолого-педагогическое обеспечение наставничества, наставники, подшефные, курсанты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p475-480
ON THE ISSUE OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF MENTORING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE
OF RUSSIA
Tatiana Vitalievna Filippova, the adjunct, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan
Abstract
Introduction. The relevance of the study is expressed in the growth trend of the competencies of educational organizations of the penal system and employees of the organization. The article is devoted to the problem of mentoring in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. .This research is a relevant and promising direction for the development of the personal potential of cadets (young employees) and the improvement of educational work with employees. Conclusion. In the modern practice of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, there is a need for purposeful work on the development and improvement of the institute of mentoring. One of the promising areas of research in this direction is to increase the educational potential of mentoring.
Keywords: criminal-executive system, Federal Penitentiary Service of Russia, mentoring, ensuring; mentors, psychological and pedagogical ensuring; mentors, mentees, cadets.
ВВЕДЕНИЕ
В российской историко-педагогической традиции воспитание - это пожизненный процесс, т. е. он сопутствует развитию и деятельности человека на протяжении всей жизни. Воспитание в образовательных учреждениях и организациях представляет собой сложный социальный процесс, осуществляя который руководители организуют и управляют решением достаточно обширного количества педагогических, социальных и психологических задач.
В настоящее время задача обучения и воспитания сотрудников ФСИН России рассматривается как весьма актуальная образовательная задача: обновляется нормативная база морально-психологического обеспечения деятельности, идут исследования в области профессионального воспитания. Сложность состоит в необходимости учета специфики современных социокультурных условий профессионального становления современных курсантов, с одной стороны, с другой, в формальном учете как теории непрерывного образования, так и андрагогики - образования взрослых [3, с. 92].
В современном понимании наставник (ментор) - это сотрудник высокой профессиональной квалификации, передающий свой опыт: знания, умения и навыки, он не только опытный коллега, но и учитель, тренер, эксперт, критик в одном лице. Наставник обучает подшефного самостоятельно находить ответы на вопросы, помогает намечать траектории дальнейшего профессионального развития и др. [4, с. 19].
Обращение к институту наставничества в ФСИН России служит обеспечению передачи профессиональных знаний, умений и навыков, формированию преемственности и традиций служебной деятельности и корпоративной/служебной культуры организации. В связи с чем наставничество приобретает особое значение как комплексный эффективный ресурс в воспитании[1, с. 58]. Именно в период обучения закладываются отношение к службе, интеллектуальные и моральные составляющие курсантов - будущих сотрудников ФСИН России.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В классической педагогике понятие воспитание употребляется в широком и узком смысле. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы. Одной из слабых позиций данного подхода к воспитанию является то, что в широком социальном смысле мало проясняется его конкретно-социальная и педагогическая сущность. Сложность заключатся в том, что воспитанием - передачей накопленного опыта - занимаются не только профессиональные педагоги. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, коллективы на работе и т. д. Так, в уголовно-исполнительной системе воспитание сопровождает весь профессионально-служебный путь сотрудников. Поэтому общее понятие «воспитание» нуждается в конкретизации.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений и нравственных ценностей. При наличии многих воспитательных сил успеха в воспитании можно достичь только путем строгой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. При нескоординированных воспитательных воздействиях человек подвергается влияниям, способным деформировать общую цель воспитания. Координаторами воспитательного воздействия, прежде всего, выступают учебно-воспитательные учреждения, управляемые высококвалифицированным психо лого-педагогическим составом. Данное утверждение в полной мере применительно к Федеральной службе исполнения наказаний, где работа с сотрудниками начинается с момента зачисления на службу, в основном, с курсантской скамьи и регламентируется локальными нормативными актами образовательных организаций ФСИН России [6, с.123].
Таким образом, воспитание сотрудников в ФСИН России представляет собой целенаправленную и планомерную деятельность государственных и общественных агентов и организаций, органов управления и должностных лиц ФСИН России по формированию и развитию личности сотрудника в соответствии с требованиями системы исполнения наказаний, обеспечения готовности сотрудников к выполнению служебных обязанностей и задач, реализация которых служит поддержанию законности и правопорядка. Воспитание и обучение личного состава начинается с момента принятия на службу и заканчивается по её окончании.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведение воспитательной работы регламентировано Приказом ФСИН России «Об организации воспитательной работы с сотрудниками УИС» от 28.12.2010 № 555. Согласно данному нормативно-правовому акту, воспитательная работа с личным составом осуществляется непрерывно, т. е. при решении оперативно-служебных и производственно-хозяйственных задач в повседневной деятельности учреждений и органов УИС. Анализ данного нормативно - правового документа позволяет прийти к выводу, что наставничество рекомендуется использовать «в целях воспитания и обучения сотрудников, стажеров по должности (далее - подшефных) учреждений и органов УИС, направленных на их профессиональное становление, развитие необходимых личностных качеств и навыков, для успешного выполнения ими служебных обязанностей».
Наставник в Федеральной службе исполнения наказаний представляет собой сотрудника высокой профессиональной квалификации, передающего свой опыт: знания, умения и навыки. Как правило, он выбирается из числа наиболее компетентных, грамотных, авторитетных сотрудников, имеющих достаточный опыт работы.
Согласно Положению отношения в рамках наставничества устанавливаются сроком от трех месяцев до одного года с момента назначения подшефного на должность, однако не оговаривается, от чего зависит этот срок установления наставничества. Наставничество осуществляется над одним, двумя, в исключительных случаях - над тремя подшефными одновременно. Отметим, чтобы наставничество не превращалось в формальность, количество подшефных большим быть не может, так как наставник вряд ли сможет совместить выполнение своих профессиональных обязанностей с обучением большого числа подшефных.
Важно обратить внимание на то, что профессиональный опыт и знания, в сфере которых строятся отношения наставничества, касаются не только профессиональной сферы, но вопросов личностного развития. Как правило, деятельность наставника способствует поддержке и раскрытию потенциала подшефного, развитию и совершенствованию его личностных и морально-волевых и профессионально значимых качеств [2, с. 10].
В Положении о наставничестве определены цели института наставничества - это воспитание и обучение сотрудников и стажеров учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, которые направлены на профессиональное развитие навыков и умений, формирование необходимых качеств личности для успешного выполнения ими служебных обязанностей. Основные задачи наставничества заключаются в достижении вышеназванных целей различными путями и способами в зависимости от категории подшефного.
Стоит отметить, что курсанты образовательных организаций ФСИН России отсутствуют в перечне Положения, однако наставничество (в т.ч. в виде кураторства) в отношении данной категории сотрудников осуществляется согласно локальным нормативным актам образовательных организаций ФСИН России. Что говорит о повсеместном признании высокого воспитательного потенциала наставничества.
Основной целью воспитательной работы и наставничества в частности является содействие и сопровождение становления курсантов образовательных организаций ФСИН России как действующих сотрудников и будущих наставников, т. е. профессионально-компетентных, ответственных, морально и физически крепких сотрудников, способных к выполнению профессиональных обязанностей и к организации выполнения служебных задач.
Так, не стоит забывать, что курсанты пенитенциарной системы представляют собой достаточно сформированную личность, получающую высшее образование, имеющую свой собственный социальный опыт и мировоззрение. Такие личностные основы, как умственное и физическое развитие личности, её интересы, стремления и мотивация, отношение к жизни, к людям, работе, образованию, определяют поведение человека и оказывают влияние на взаимоотношения с людьми. Данный аспект необходимо учитывать при осуществлении воспитательной работы с курсантами, кроме того, наставникам необходимо дифференцированно подходить к осуществлению воспитательного процесса, уметь находить индивидуальный подход к своему подшефному, уделять особое внимание проблемным зонам развития личности и профессионализма своего подопечного.
К формам осуществления воспитательной деятельности (в т.ч. в части наставничества) относят осуществление комплекса:
- информационно-пропагандистских;
- индивидуально-психологических;
- правовых;
- социально-экономических;
- морально-этических;
- культурно-досуговых;
- спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности [1, с. 254].
Таким образом, воспитательная работа в образовательных организациях ФСИН России представлена проведением информационно-пропагандистской работы, индивидуальных и коллективных психологических бесед, правового информирования курсантов, а также культурно-оздоровительных мероприятий, необходимых для формирования у обучающихся вузов морально-этических норм, психологической устойчивости и профессионально-нравственного отношения к будущей профессиональной деятельности в пенитенциарной системе. Воспитательный процесс обучающихся направлен на всестороннее развитие личности, обладающей культурными, нравственными, моральными нормами поведения, имеющей профессиональную и психологическую подготовку, стремящейся достойно проявить себя в профессиональной деятельности. «Проведение мероприятий по воспитательной работе требует многоуровневого многопланового и согласованного взаимодействия всех субъектов воспитательной работы. Круг воспитателей достаточно широк, поскольку процесс воспитания в вузе - это многоплановая деятельность, которая
осуществляется на разных уровнях». После окончания ведомственной образовательной организации молодой сотрудник направляется на службу с определенным запасом теоретических знаний. Зачастую случается так, что бывший курсант (до 1 года службы - молодой сотрудник) назначается на должности и сам становится наставником. Поэтому наставничество играет весьма важную роль в процессе службы: от формирования профессиональных навыков и умений до их трансляции. [2, с. 108]. В последнем случае уместно сравнить наставничество с преподаванием, так как преподаватель владеет знаниями и передает их ученикам, а ученики эти знания приобретают, как происходит в описанной ситуации. Полагаем, что наиболее часто применяемым способом воздействия наставника на подшефного являются беседы профилактического и воспитательного характера по различным вопросам: от служебной деятельности и обучения в системе занятий по служебной подготовке, до самообразования и поведения подшефного вне службы, в быту, участия в общественной жизни и т. д.
Кроме того, не следует забывать, что одним из факторов, обуславливающих успешное наставничество, служит личный пример наставника, который является важным элементом системы воспитательного воздействия на подшефного. Так дисциплинированность, добросовестное исполнение наставником своих должностных обязанностей и правовых предписаний, соблюдение норм общественного порядка, аккуратный и подтянутый внешний вид, уважительное отношение к коллегам, ориентация на постоянное повышение профессионального уровня и личностное развитие являются внушающим уважения и достойным подражания образцом. Если наставник пользуется в коллективе заслуженным уважением и авторитетом, то подшефный, безусловно, будет ориентироваться на него, как на значимую фигуру [6, с. 61].
Стоит отметить, что для обеспечения успешного наставничества необходима и подготовка руководителей в образовательных организациях ФСИН России, которые могут выступать в качестве кураторов, организаторов наставничества в силу их ответственности за морально-психологическое обеспечение деятельности в целом. Наставничество в области профессий обеспечения общественного порядка и безопасности не может основываться только на формальном, технологическом подходе. Для его эффективности необходима актуализация знаний в педагогической и психологической сферах.
ВЫВОДЫ
Таким образом, наставничество в образовательных организациях ФСИН России имеет важнейшее значение для пенитенциарной системы, институт наставничества является частью системы сохранения и передачи преемственности в организации, обеспечивающей непрерывное функционирование системы и обеспечивающее эффективную деятельность подразделений и всей системы в целом. В части наставничества пересекаются интересы пенитенциарной системы, сотрудников-наставников и интересы курсантов. В результате успешной реализации потенциала данной деятельности выигрывают все субъекты наставничества. Наставник в ходе своей деятельности имеет возможность совершенствовать свои управленческие и психолого-педагогические навыки, а также создает репутацию компетентного сотрудника, профессионала высокого уровня, приобретает доверие коллег. При этом подшефный получает своевременную, компетентную помощь на этапе вхождения в профессиональную среду, сопровождение адаптации в служебной деятельности, помощь и поддержку в профессиональном и личностном развитии, а уголовно-исполнительная система функционирует по принципу кадрового самообеспечения высококвалифицированным личным составом. Следует отметить необходимость целенаправленной работы по развитию и совершенствованию института наставничества в современной практике образовательных организаций ФСИН России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенова А.В. Институт наставничества в уголовно-исполнительной системе: социально-правовой аспект / А.В. Аксенова, Е.А. Дроздова // Пробелы в Российском законодательстве. - 2018. - № 4. - С. 253-255.
2. Газизулин А.И. Организация воспитательного процесса обучающихся вузов ФСИН России / А.И. Газизулин, О.З. Титова // Вестник Самарского юридического института. - 2019. - № 4(35). - С. 107-110.
3. Долженко Р. А. Новые направления наставничества в РФ / Р. А. Долженко, А.А. Сальцев // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 9. - С. 6-12.
4. Илакавичус М.Р. Наставничество как практика поддержки личностно-профессионального воспитания молодого сотрудника полиции / М.Р. Илакавичус // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2022) : материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 15 апреля 2022. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. - С. 256-259.
5. Канева Ю.О. Роль и актуальность технологий наставничества в организациях Республики Коми: результаты исследования / Ю.О. Канева, И.В. Зимина // Наставничество как эффективный инструмент развития кадрового потенциала Республики Коми : сборник материалов научно-практической конференции. - Сыктывкар, 2014. - С. 267-270.
6. Мельникова М.В. Проблемные вопросы организации наставничества / М.В. Мельникова // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. - 2019. - № 4 (8). - С. 58-67.
7. Степанов П.В. Понятие «Воспитание» в современных педагогических исследованиях / П.В. Степанов // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 2. - С. 121-129.
REFERENCES
1. Aksenova, A.V., Drozdova, E.A (2018), "Institute of mentoring in the penitentiary system: social and legal aspect", Gaps in Russian legislation, No. 4, pp. 253-255.
2. Dolzhenko R.A. Saltsev A. A. (2018), "New directions of mentoring in the Russian Federation", Pedagogical education in Russia, No. 9, pp.6-12.
3. Gazizulin A.I. Titova O.Z. (2019), "Organization of the educational process of students of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia", Bulletin of the Samara Law Institute, No. 4 (35), pp. 107-110.
4. Ilakavicius, M.R. (2022), "Mentoring as a practice of supporting the personal and professional education of a young police officer", Actual problems of the psychology of law enforcement: concepts, approaches, technologies (Vasilieva readings - 2022): materials of the international scientific and practical conference, St. Petersburg, pp. 256-259.
5. Kaneva, I.O. and Zimina, I.V. (2014), "The character and relevance of mentoring technologies in organizations of the Komi Republic: research results", Mentoring as an effective tool for developing the human resources potential of the Komi Republic : collection of materials of the scientific and practical conference, Syktyvkar, pp.267-270.
6. Melnikova M. V. (2019), "Problematic issues of mentoring organization", Theory and practice of scientific research: psychology, pedagogy, economics and management, No. 4 (8), pp. 58-67.
7. Stepanov P. V. (2017), "The concept of "Education" in modern pedagogical research", Siberian Pedagogical Journal, No. 2, pp. 121-129.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.09.2022
УДК 796.03
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ РИСКОВ ВО
ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ТРЕНЕРА И СПОРТСМЕНА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ
Юрий Алексеевич Фролов, педагог-психолог, Екатерина Викторовна Дежурова, кандидат психологических наук, доцент, педагог-психолог, Областное государственное