Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСТВА / НАСТАВНИЧЕСТВО / СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ / НАСТАВНИКИ / ПОДШЕФНЫЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Татьяна Геннадьевна, Филиппова Татьяна Витальевна

Введение. Актуальность исследования объясняется сформировавшейся в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС) тенденцией к росту компетенций сотрудников. Развитие психолого-педагогического обеспечения наставничества в учреждениях уголовно-исполнительной системы представляется актуальным и перспективным направлением адаптации молодых специалистов на рабочем месте, совершенствования воспитательной работы с личным составом организации, сохранения и укрепления кадрового потенциала системы исполнения наказаний. Материалы и методы. В статье рассматриваются исследования отечественных ученых в области педагогического обеспечения. Основное внимание уделяется авторской разработке теоретических аспектов психолого-педагогического обеспечения наставничества в УИС с учетом специфики данной организации. В работе используются методы анализа научной литературы, обобщения и систематизации данных. Результаты исследования. Целью исследования являлось проведение теоретического анализа основных подходов к понятию психолого-педагогического обеспечения и разработка понятия «педагогическое обеспечение наставничества в УИС». Авторы определили и описали концепцию «Психолого-педагогическое обеспечение наставничества в УИС». Обсуждение и заключения. В качестве перспективы исследования авторы видят продолжение работы над концепцией «Психолого-педагогическое обеспечение наставничества в УИС». Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут послужить более полному использованию институциональных, организационных и личностных ресурсов пенитенциарной системы, а также явиться основой совершенствования современной модели наставничества ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Татьяна Геннадьевна, Филиппова Татьяна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ENSURING FOR MENTORING IN THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM

Introduction. The relevance of the study is to increase the competencies of employees of the penal enforcement system. The development of for psychological and pedagogical ensuring for mentoring in institutions of the penitentiary system is an urgent and promising direction for the adaptation of young professionals in the workplace. It helps to improve educational work with the staff, to preserve and strengthen the human resources of the penitentiary system. Materials and Methods. The article deals with the research of Russian scientists in the field of psychological and pedagogical ensuring. The main attention is the author's development of the theoretical aspects of the pedagogical support of mentoring in the penal enforcement system, taking into account the specifics of this organization. The research uses methods of analyzing scientific literature, generalizing and systematizing data. Results. The purpose of the study is to carry out a theoretical analysis of the main approaches to the concept of psychological and pedagogical support and to develop the concept of «pedagogical ensuring of mentoring in the penal enforcement system». The authors have defined and described the concept of «psychological and pedagogical ensuring of mentoring in the penal enforcement system». Discussion and Conclusions. The authors consider that the perspective of the study is to continue development of the notion of «psychological and pedagogical ensuring for mentoring in the Penal Enforcement System». The practical significance of the work lies in the fact that its results can serve as a more complete use of the institutional, organizational and personal resources in the Penal Enforcement System, as well as become the basis for improving the modern model of mentoring of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ»

Статья/Аг11с1е

УДК 37.013

Б01: 10.26795/2307-1281 -2022-10-8

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Т. Г. Мухина1'2'3, Т. В Филиппова1

1ФГКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний»,

Рязань, Российская Федерация ФГАОУВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация

о

ФГКА ВО УВО Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. Актуальность исследования объясняется сформировавшейся в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС) тенденцией к росту компетенций сотрудников. Развитие психолого-педагогического обеспечения наставничества в учреждениях уголовно-исполнительной системы представляется актуальным и перспективным направлением адаптации молодых специалистов на рабочем месте, совершенствования воспитательной работы с личным составом организации, сохранения и укрепления кадрового потенциала системы исполнения наказаний.

Материалы и методы. В статье рассматриваются исследования отечественных ученых в области педагогического обеспечения. Основное внимание уделяется авторской разработке теоретических аспектов психолого-педагогического обеспечения наставничества в УИС с учетом специфики данной организации. В работе используются методы анализа научной литературы, обобщения и систематизации данных.

Результаты исследования. Целью исследования являлось проведение теоретического анализа основных подходов к понятию психолого-педагогического обеспечения и разработка понятия «педагогическое обеспечение наставничества в УИС». Авторы определили и описали концепцию «Психолого-педагогическое обеспечение наставничества в УИС». Обсуждение и заключения. В качестве перспективы исследования авторы видят продолжение работы над концепцией «Психолого-педагогическое обеспечение наставничества в УИС». Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут послужить более полному использованию институциональных, организационных и личностных ресурсов пенитенциарной системы, а также явиться основой совершенствования современной модели наставничества ФСИН России.

Ключевые слова: психолого-педагогическое обеспечение наставничества; педагогическое обеспечение наставничества; социально-педагогическое обеспечение наставничества, педагогическая поддержка; воспитательная работа, педагогическое сопровождение наставничества; наставничество; сотрудники уголовно-исполнительной системы;

Федеральная служба исполнения наказания, наставники, подшефные, социализация, адаптация.

Благодарности: выражаем благодарность преподавательскому составу кафедры юридической психологии и педагогики ФГКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» г. Рязань и рецензентам.

Для цитирования: Мухина Т.Г., Филиппова Т.В. Теоретические аспекты психолого-педагогического обеспечения наставничества в уголовно-исполнительной системе // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, №1. С.8.

THEORETICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ENSURING FOR MENTORING IN THE PENAL ENFORCEMENT

SYSTEM

T. G. Mukhina1'2'3, T. V. Filippova1

1Academy of the Russian Federal Penitentiary Service, Ryazan, Russian Federation National Research Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky,

Nizhny Novgorod, Russian Federation Federal State Educational Institution of Higher Education, Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute named after General of the Army I.K. Yakovlev of the troops of the National Guard of the Russian Federation", Novosibirsk, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. The relevance of the study is to increase the competencies of employees of the penal enforcement system. The development of for рsychological and рedagogical ensuring for mentoring in institutions of the penitentiary system is an urgent and promising direction for the adaptation of young professionals in the workplace. It helps to improve educational work with the staff, to preserve and strengthen the human resources of the penitentiary system.

Materials and Methods. The article deals with the research of Russian scientists in the field of рsychological and рedagogical ensuring. The main attention is the author's development of the theoretical aspects of the pedagogical support of mentoring in the penal enforcement system, taking into account the specifics of this organization. The research uses methods of analyzing scientific literature, generalizing and systematizing data.

Results. The purpose of the study is to carry out a theoretical analysis of the main approaches to the concept of рsychological and рedagogical support and to develop the concept of «pedagogical ensuring of mentoring in the penal enforcement system». The authors have defined and described the concept of «psychological and рedagogical ensuring of mentoring in the penal enforcement system».

Discussion and Conclusions. The authors consider that the perspective of the study is to continue development of the notion of «рsychological and рedagogical ensuring for mentoring in the Penal Enforcement System». The practical significance of the work lies in the fact that its results can serve as a more complete use of the institutional, organizational and personal resources in the Penal

Enforcement System, as well as become the basis for improving the modern model of mentoring of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Keywords: psychological and pedagogical ensuring; pedagogical ensuring of mentoring; psychological ensuring of mentoring; psychology and pedagogy ensuring of mentoring, social and pedagogical ensuring of mentoring, pedagogical support; mentoring; young employees of the penal enforcement system; Federal Penitentiary Service of Russia, mentors, mentees, socialization, adaptation.

Acknowledgments: we are grateful for the cooperation of the faculty of Academy of the Russian Federal Penitentiary Service Ryazan, to the reviewers.

For citation: Mukhina T.G., Filippova T.V. Theoretical aspects of the development of psychological and pedagogical ensuring for mentoring in the penal enforcement system // Vestnik of Minin University. 2022. Vol. 10, no. 1. Р.8.

Введение

Анализ современных научных исследований свидетельствует о росте интереса к наставничеству как научной проблеме. Вместе с тем наставничество представляет собой мультидисциплинарный «социально-педагогический, психологический, экономический и производственный феномен» [19, 36, 53]. Стоит отметить, что одной из мировых тенденций развития современных общественных институтов, в том числе зарубежных и отечественных исправительных учреждений, является многократное увеличение требований к профессиональным стандартам и компетенциям сотрудников, что усложняет и продлевает адаптационный период, а также способствует более длительному формированию практически-ориентированного профессионала [26, 58].

Настоящее исследование обусловлено наличием проблемы: молодые сотрудники УИС в силу недостаточной сформированности профессионально важных и личностных качеств, а также отсутствия служебного опыта не в полной мере готовы исполнять предъявляемые требования. В то же время наставники (практические работники), обладая необходимым профессиональным мастерством, не всегда могут его передать в полном объеме в силу ряда причин. В связи с этим назрела необходимость в преобразовании института наставничества и пересмотре части концептуальных положений касательно наставничества в УИС. Одним из актуальных путей модификации наставничества в УИС авторы данной статьи полагают разработку концепции психолого-педагогического обеспечения наставничества.

Обзор литературы

Реализация наставничества в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», Приказом ФСИН России от 28.12.2010 №555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» и др. Учитывая отсутствие определения наставничества в вышеперечисленных

нормативно-правовых актах, обратимся к наиболее распространенному трактованию наставничества. Наставничество представляет собой метод (способ) передачи знаний, навыков и определенных установок от более опытного человека к менее опытному. Согласно Приказу, наставничество осуществляется «в целях воспитания и обучения сотрудников, стажеров по должности учреждений и органов УИС, оно направлено на их профессиональное становление, развитие необходимых личностных качеств и навыков, для успешного выполнения ими служебных обязанностей» [28]. Таким образом, наставничество неразрывно связано с педагогической деятельностью и с воспитательной работой с личным составом [1]. В связи с этим весьма насущными являются вопросы определения терминологической базы.

Если обращаться к опыту зарубежных исследователей, то мы видим общую тенденцию, характерную для гуманитарных наук - попытки универсального определения наставничества не увенчались успехом [60]. Несмотря на то, что многие зарубежные исправительные учреждения инициируют наставничество для своих сотрудников, необходимо обратить внимание на необходимость избирательности заимствования иностранного опыта педагогического обеспечения и сопровождения наставничества в исправительных учреждениях. В силу специфики пенитенциарных систем (государственные и частные учреждения), их финансирования, а также многообразия подходов к пониманию и реализации наставничества в рамках различных образовательных систем [58, 61]. Под наставничеством зачастую понимается не только процесс сопровождения более опытным сотрудником менее опытного в рамках пенитенциарного учреждения, но и сертифицированные программы (бакалавриата, магистерские, программы, аналогичные повышению квалификации, курсы профессионального мастерства, психологические курсы, коучинговые программы и др.). Например, в США действуют следующие программы наставничества для сотрудников исправительных учреждений: Correctional Officer Mentoring Programs, Criminal Justice Programs by Walden University, B.S. in Justice Studies and M.S. in Criminal Justice: Law Enforcement by Grand Canyon University, A.S. in Criminal Justice, B.S. in Criminal Justice - Corrections, and M.S. in Criminal Justice by SNHU и др. [59, 62, 63].

Возвращаясь к отечественным исследованиям, стоит отметить недостаточное внимание отечественной науки (диссертационные и докторские исследования) к изучению фундаментальных проблем наставничества и его обеспечения, в т.ч. педагогического обеспечения наставничества. Проблема психолого-педагогического обеспечения была рассмотрена в диссертационных исследованиях В.С. Торохтий (1997), М.Э. Гузич (2002), В.Р. Кулешова (2002), А.З. Мурзабаева (2002), А.Ю. Ежкова (2004), Г.П. Кузиной (2004), Л.Н. Валишиной (2006), М.Г. Захаренко (2006), О.В. Крюкова (2006), А.В. Вашкевич (2008), Н.В. Ермилова (2010), С.П. Черного (2007), Ю.Н. Шмелевой (2007). [50, 12, 29, 38, 16, 28, 5, 18, 27, 7, 17, 53, 55].

Проанализировав современные диссертационные исследования, касающиеся проблематики наставничества по специальности 13.00.01 - Общая педагогика, история образования и педагогики, авторы статьи пришли к выводу, что за последние 5 лет различные аспекты наставничества широко представлены в исследованиях отечественных педагогов, однако вопросы наставничества рассмотрены в данных работах поверхностно. Исследования в большей мере посвящены сотрудникам федеральных органов исполнительной власти (МВД, Национальная гвардия, военнослужащие, ФСИН и др.), в частности профессиональной социализации сотрудников (Лопатько С.В., 2019, Поляков А.В., 2019), различным аспектам воспитания и воспитательной работы (Воробьев И.Ю., 2019, Калыбек Б.К., 2019,

Никоноров А.А., 2020) [33, 43, 8, 22, 40]. При этом в библиотечных архивах размещено достаточно большое количество статей (преимущественно соответствующих требованиям высшей аттестационной комиссии), касающихся изучения наставничества и его обеспечения различными средствами и методами. Однако стоит отметить, что современные исследования по специальности 19.00.07 косвенно рассматривают проблематику наставничества -профессионального саморазвития и профессионально значимых качеств участников педагогического процесса (Овчинникова Л. А., 2007, Горбачев А.Л., 2009, Немолот Е.В., 2014, Эстерле А.Е., 2018) [41, 10, 39, 56]. При подготовке данной статьи было обнаружено, что вопрос психолого-педагогического обеспечения наставничества в учреждениях уголовно-исполнительной системы недостаточно изучен в исследованиях пенитенциарных научных сотрудников.

Материалы и методы

В связи с проведенным анализом отечественной и зарубежной литературы основой настоящего исследования явились отечественные психолого-педагогические работы, применительно к которым использовались методы систематизации и классификации, а также общенаучные методы анализа, обобщения и синтеза. Проведен проблемно-сравнительный и историко-рефлексивный анализ динамики развития концепта «педагогическое обеспечение», а также системно-структурный анализ сущности педагогического обеспечения, исходя из различных психолого-педагогических концепций.

Однако, несмотря на широкое разнообразие определений, подавляющее большинство программ психолого-педагогического сопровождения и психолого-педагогического обеспечения базируется на общих теоретико-методологических основаниях, в качестве которых выступают:

— системный подход (Б.Ф. Ломов, Г. Олпорт), основывающийся на том, что человек и его психика являются системой, т.е. представляют собой многомерное, иерархически организованное, динамически целостное образование [4, 32, 42]. При этом подразумевается, что личность сотрудника рассматривается с точки зрения ее структуры и отдельных свойств, а также принимается во внимание то, что молодой сотрудник УИС находится в системе социальных отношений «наставник - подшефный», «молодой сотрудник - рабочий коллектив»;

— деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов и др.), подразумевающий, что в ходе взаимодействия молодого сотрудника с наставником, рабочим коллективом и профессиональной средой внешние причины воздействуют на него посредством создания внутренних условий, которые формируются в процессе конкретной профессиональной деятельности [4, 46, 30]. У молодых сотрудников трансформируются такие профессиональные и личностные компоненты, как мотивы, цели и действия;

— личностно ориентированный подход (К. Роджерс, И. С. Якиманская), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности молодого сотрудника при построении программы наставничества и психолого-педагогического сопровождения, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей молодого сотрудника [45, 57].

Результаты исследования

Понятие «психолого-педагогическое обеспечение» начало использоваться в научной литературе сравнительно недавно - в конце XX - начале XXI вв. Осуществляя исторический экскурс, стоит отметить, что психолого-педагогическое обеспечение сформировалось на фундаменте исследований педагогического обеспечения. Так, уже в 1990-х годах педагоги акцентируют, что педагогическое обеспечение представляет собой сложное и многогранное понятие, научно-практическую систему (Лашкеева В.Д., 1999), включающую в себя комплекс условий (экономических, технологических, психологических), созданных педагогами (Мерцалова Т.А, 1996); совокупность познавательно-методологических, сущностно-категориальных, общетеоретических, инструментально-методологических, технолого-методологических составляющих (по Н.К. Чапаеву), связанных с развертыванием во времени мотивационного сопровождения деятельности, когда с каждым элементом учебной и воспитательной работы соотносится определенный мотивационный компонент (Суслина А.А., 1999) [6, 16, 37].

В XXI веке на развитие отечественной педагогики и психологии наложили отпечаток стремительная демократизация общества, необходимость в постоянном повышении уровня знаний, навыков и умений, приоритет рациональных представлений о человеке, отказ от идеи идентификации человека исключительно с его социальной ролью и агентами. Акценты психолого-педагогических исследований смещаются на формирование личности как цельного и в то же время адаптивного, т.е. гибкого конструкта. Актуализируются идеи свободного развития, наблюдается возвращение к гуманистической парадигме образования и развитие личностно ориентированных концепций [31, 35]. А.В. Гусева, характеризуя особенности XXI века, отмечает, что одной из тенденций развития является необходимость поддержания талантов у творческих молодых людей, в том числе путем создания ряда условий для их свободного развития [13]. Похожая идея содержится в работе Е.Ю. Илатдиновой [21]. Указанная тенденция наблюдается при трансформации проблематики педагогического обеспечения, на становление которого значительное влияние оказали концепции педагогической поддержки (О.С. Газман, Е.А. Александрова), педагогического и социально-педагогического сопровождения (М.И. Рожков, А.Л. Уманский, Е.М. Кочнева), социально-педагогического обеспечения (Л.М. Бочкова, И.А. Гусева, О.Л. Еремина, А.И. Кивилевич, Т.Е. Коровкина, А.И. Тимонин), педагогических условий и средств (И.В. Протасова, Н.Ю. Шепелева, П.П. Шереметова), а также отдельные научно-методические разработки педагогического обеспечения и другие исследования [9, 2, 47, 51, 25, 49, 44, 54].

Рассматривая концепцию О.С. Газмана, мы видим, что «педагогическая поддержка» является деятельностью профессионалов, представителей образовательного учреждения, направленной на оказание превентивной и оперативной помощи, обращенной на решение индивидуальных проблем обучающихся, связанных с физическим и психическим здоровьем; успешным продвижением в обучении; эффективной деловой и межличностной коммуникацией; жизненным самоопределением - экзистенциальным, нравственным, гражданским, семейным, индивидуально-творческим выбором» [9]. Т.В. Макеева придерживается схожей позиции и предлагает классифицировать педагогическую поддержку: по виду (прямая, непосредственная или опосредованная); по форме (индивидуальная, групповая или общая); по содержанию (педагогическая, психологическая или социальная помощь) [34].

Е.Н. Гордеева при изучении педагогической поддержки развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел пришла к выводу, что педагогическая поддержка в целом представляет собой индивидуальную помощь, психолого-педагогическое сопровождение и взаимодействие. Определяя психолого-педагогические требования к педагогической поддержке, Е.Н. Гордеева обращает внимание на

— влияние социальных и личностных факторов;

— необходимость ориентации на создание ситуации развития сотрудника, его личности;

— подход к личности, при котором сотрудник предстаёт как активный преобразователь определенной среды и своей собственной личности;

— необходимость содействия ценностным изменениям в ценностной, потребностно-мотивационной и др. сферах личности [11]. Полагаем, данные выводы уместно применить относительно педагогической поддержки как составного элемента педагогического обеспечения наставничества в уголовно-исполнительной системе.

Согласно исследований М.И. Рожкова, социально-педагогическое сопровождение направлено на поддержку в построении социальных отношений, на обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, а также на преодоление трудностей социализации. В.А. Сластенин полагает, что «педагогическое сопровождение» представляет собой, с одной стороны, заинтересованное наблюдение, личностное участие, консультирование, а с другой -поощрение максимальной самостоятельности воспитуемого» [47]. Вместе с тем концепция социально-педагогического сопровождения послужила одной из отправных точек развития психолого-педагогического обеспечения.

Значительный вклад в становление и развитие проблематики педагогического обеспечения внес А.И. Тимонин. Так, согласно его исследованиям, социально-педагогическое обеспечение представляет собой специфическую педагогическую деятельность по управлению функционированием и развитием системной совокупности ресурсов, привлекаемых для осуществления процесса формирования личностно-профессиональной позиции индивида [49]. Для решения конкретных задач предполагается использование личностных, институциональных ресурсов, а также ресурсов среды. В.В. Измайлова полагает, что содержанием обеспечивающей деятельности является разрешение противоречия между наличием ресурса как такового и актуализацией его потенциальных и реальных возможностей в определенных организационных формах [20], что является весьма актуальным для предотвращения конфликтов интересов со стороны организации (УИС) и сотрудников. Это ведет к созданию кадровой стабильности внутри организации и предотвращению оттока специалистов. И.В. Протасова отмечает, что педагогическое обеспечение является взаимосвязанным и взаимообусловленным единством двух системообразующих элементов: ресурсного и средового. Она выделяет дополнительные составляющие педагогического обеспечения, к которым относит: соответствующую образовательную среду, тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса; партнерские отношения субъектов и объектов образовательной деятельности [44]. Учитывая специфику УИС, авторы статьи приходят к выводу, что подходы А.И. Тимонина и И.В. Протасовой представляются наиболее эффективными для обоснования и описания концепции педагогического обеспечения наставничества в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Применяя положения данных подходов к реалиям УИС, возможно заключить, что ресурсы среды формируются в связи с требованиями действующей нормативно-правовой базы уголовно-исполнительной системы, они представлены текущим

социальным заказом ФСИН России; действующими указаниями руководителей, сложившимися традициями привлечения молодых специалистов к решению различных служебных и профессиональных вопросов, т.е. они определяют фон, на основании которого осуществляется правовое и методологическое регулирование социально-педагогического обеспечения наставничества в УИС.

Касаясь вопроса психологического обеспечения деятельности военнослужащих, представляет интерес диссертация М.В. ахаренко, посвященная психолого-педагогическому обеспечению профессиональной успешности специалистов военно-морского флота. Согласно его исследованиям, психологическое обеспечение деятельности сотрудников представляет собой «комплекс мероприятий по выявлению, первоначальной оценке нормативности и последующему мониторингу индивидуально-психологических, социально-психологических и психофизиологических характеристик, оказывающих влияние на успешность специалистов (ВМФ)». В качестве основной задачи (функции) психолого-педагогического обеспечения деятельности сотрудников М.В. Захаренко отмечал оперативное представление субъектам военно-педагогического процесса информации об индивидуально-психологических, социально-психологических и психофизиологических характеристиках отдельных сотрудников и их коллективов [18]. Полагаем, что результаты данного исследования в полной мере применимы в рамках психолого-педагогического обеспечения наставничества сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Также представляет интерес авторская концепция психолого-педагогического обеспечения профессиональной подготовки курсантов пожарно-технического училища, разработанная А.В. Крюковым. Автор выделяет следующие компоненты психолого-педагогического обеспечения:

_ материально-технический (программное обеспечение и внедрение информационных технологий в профессионально-образовательный процесс);

_ информационный (систематизированные информационные потоки); _ методический (действующий алгоритм разработки учебных программ); _ социально-психологический (программа психолого-педагогического становления будущих специалистов);

_ научно-исследовательский (функционирование творческих лабораторий); _ кадровый (научно-практическое сотрудничество с заинтересованными организациями) [27].

Идеи психолого-педагогического и педагогического сопровождения адаптации будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы во время обучения в образовательной организации изучались Л.В. Ковтуненко и М.Б. Трубчаниновым. Исследователи определили, что педагогическое сопровождение будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы охватывает:

_ профессионально-психологический отбор кандидатов на службу; _ психолого-педагогическое просвещение; _ педагогическую помощь и поддержку;

_ мониторинг, а также контроль формирования и развития профессионально значимых качеств, профессиональной компетентности будущих сотрудников [23].

Рассматривая вопрос наставничества в УИС, невозможно обойти вниманием специфику профессионально-служебной среды, к которой относятся:

_ иерархичность и соподчиненность, наличие военизированных элементов (тактико-специальная, боевая, огневая и физическая подготовка и др.);

_ работа со спецконтингентом - подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, в том числе несение службы в закрытых и замкнутых помещениях с особым режимным порядком, с применением специальных средств, оружия и т.д.

_ особенности режима рабочего времени в выходные и праздничные дни, несение службы в ночное время;

_ несение службы сопряжено с риском для жизни и здоровья [24].

Социально-профессиональная среда в учреждениях УИС характеризуется такими показателями, как климат в служебном коллективе, уровень мотивации сотрудников, степень их удовлетворенности (в профессиональной среде, отношениями с коллегами, семьёй и др.), системная оценка труда, организационная культура, система поощрений, стиль руководства и т.д.

Личностные ресурсы представляют собой психологические аспекты деятельности субъектов, вовлеченных в наставничество: ценностные ориентации, мотивы и приоритеты личности; определённый уровень имеющихся компетенций, конкретный жизненный и социальный опыт наставников и их подшефных, систему межличностных отношений и социальных связей личности и т.д.

На основании результатов психологического мониторинга вышеуказанных элементов руководители в УИС осуществляют управление компонентами данной среды и определяют основные мишени воспитательной работы с личным составом в подразделениях.

Обсуждение и заключения

Таким образом, развитие психолого-педагогического обеспечения происходило на стыке двух дисциплин - психологии и педагогики, в неразрывной связи с господствующей в обществе социальной обстановкой и господствующей научной парадигмой. В соответствии с нормативно-правовыми актами наставничество и его обеспечение в УИС осуществляется в рамках воспитательной работы с личным составом. Исходя из анализа нормативно-правовой базы и научной литературы, авторами дана авторская интерпретация определения психолого-педагогического обеспечения наставничества в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Мы предлагаем рассматривать психолого-педагогическое обеспечение наставничества в УИС как комплекс педагогических условий и психологических мероприятий по выявлению, первоначальной оценке индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик молодых сотрудников, а также личностно-профессиональной позиции молодых специалистов ФСИН России.

Выявление личностно-профессиональной позиции молодых сотрудников представляет собой:

_ контроль формирования и развития личности молодых сотрудников, их профессионально значимых качеств, профессиональной компетентности;

_ мониторинг адаптации и психолого-педагогическую работу с лицами вышеуказанной категории;

_ оказание методической, организационной, социальной, психологической и педагогической помощи, а также поддержки в развитии и саморазвитии сотрудников, задействованных в наставнической деятельности.

Таким образом, психолого-педагогическое обеспечение наставничества в УИС способно оптимизировать социально-психологическую и воспитательную работу руководителей и наставников с целью повышения эффективности сопровождения обучения,

социализации и адаптации молодых сотрудников, формирования у молодых сотрудников корпоративной культуры и присвоения организационных норм и ценностей, а также создания условий для самоактуализации и саморазвития молодых сотрудников и их наставников. Применение педагогического обеспечения наставничества обладает значительным потенциалом в рамках снижения негативных влияний социализации и адаптации молодых сотрудников, повышения позитивного влияния ценностных ориентаций, мотивации, развития социальной активности участников, задействованных в ходе наставничества.

Список использованных источников

1. Аксенов С.И., Илалтдинова Е.Ю. Педагогика А.С. Макаренко: воспитание и жизнь // Вестник Мининского университета. 2013. №1(1). С. 25.

2. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования в условиях мультикультурного общества // Институт системных исследований и координации социальных проектов: Библиотека. URL: http://www.siksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html (дата обращения: 26.09.2020).

3. Андреева А.Д. , Данилова Е.Е. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы в современных социокультурных условиях: новые проблемы и факторы риска // Вестник Мининского университета. 2016. №2(15). С. 30.

4. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2014. №4(8). С. 25.

5. Валишина Л.Н. Психолого-педагогическое обеспечение преодоления неуспешности в учебно-воспитательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 174 с.

6. Вантеев Д.А. Сущность и структурные компоненты педагогического обеспечения образовательного процесса // Вестник Тверского государственного университета. Педагогика и психология. 2020. №2(51). С. 229-234.

7. Вашкевич А.В. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки инспекторов ДПС ГИБДД к служебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2008. 185 с.

8. Воробьев И.Ю. Инновационные педагогические технологии профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел: дис. ... канд. пед. наук. М., 2019. 235 с.

9. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 294 с.

10. Горбачев А.Л. Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Нижний Новгород, 2009. 24 с.

11. Гордеева Е.Н. О педагогической поддержке личности сотрудников Органов внутренних дел в ситуациях развития их эстетической культуры // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2020. №6-3. С. 106-112.

12. Гузич М.Э. Психолого-педагогическое обеспечение проектной формы обучения: на примере естественнонаучного проекта «Мой дом»: дис. ... канд. псих. наук. М., 2002. 214 с.

13. Гусева А.В. Новая педагогика XXI века и информационные технологии в России // Открытое образование 2005. №2. С. 90-91.

14. Гусева И.А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006. 205 с.

15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

16. Ежкова А.Ю. Психолого-педагогическое обеспечение интереса к спортивной деятельности начинающих борцов: дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2004. 183 с.

17. Ермилова Н.В. Психолого-педагогическое обеспечение преемственности развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов: дис. ...канд. псих. наук. Нижний Новгород, 2010. 197 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Захаренко М.Г. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной успешности специалистов ВМФ в современных условиях формирования личности военнослужащих: дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2006. 199 с.

19. Игнатьева Е.В., Базарнова Н.Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №2(23). С. 1. Б01: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-1.

20. Измайлова В.В Педагогическое обеспечение сущность и структура понятия // Ярославский педагогический вестник. 2012. №2 (Т.2). С. 11-14.

21. Илалтдинова Е.Ю., Аксенов С.И. Исторический контекст модернизации педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. №2(15). С. 15.

22. Калыбек Б.К. Совершенствование нравственного воспитания военнослужащих национальной гвардии Республики Казахстан в условиях возрастания религиозного фактора: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2019. 24 с.

23. Ковтуненко Л.В., Трубчанинов М.Б. Теоретические аспекты профессиональной социализации будущего сотрудника ФСИН России // Пенитенциарная наука. 2020. Т.14, №2. С. 283-287.

24. Кочкина О.В. Наставничество в Уголовно-исполнительной системе // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2020. №1(3). С. 114-119.

25. Кочнева Е.М., Гришина А.В. О создании модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родительства // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3(28). С. 10. Б01: 10.26795/2307-1281-2019-7-3-10.

26. Кочнева Е.М., Морозова Л.Б. Профессиональная ответственность как предмет психологических исследований // Вестник Мининского университета. 2016. №4(17). С. 30.

27. Крюков О.В. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной подготовки курсантов пожарно-технического училища: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2006. 224 с.

28. Кузина Г.П. Психолого-педагогическое обеспечение эффективного отбора абитуриентов и последующей их адаптации к вузу: дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 271 с.

29. Кулешов В.Р. Психолого-педагогическое обеспечение личностного роста обучающихся профессионально-технического лицея: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2002. 215 с.

30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл: Изд. центр «Академия», 2004. 352 с.

31. Лескова И.А. Идея образования: структура и содержание в контексте смены философских оснований // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №3(36). Б01: 10.26795/2307-1281-2021-9-3-10.

32. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.

33. Лопатько С.В. Педагогическая реабилитация военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации в ходе выполнения служебно-боевых задач: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2019. 343 с.

34. Макеева Т.В. Индивидуализация педагогической поддержки старшеклассников в решении жизненных проблем: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2004. 23 с.

35. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании XXI века // Вестник Мининского университета. 2015. №2(10). С. 6.

36. Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях современного производства: дис. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2014. 428 с.

37. Мерцалова Т.А. Педагогическое обеспечение самопознания подростков в условиях общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1996. 21 с.

38. Мурзабаева А.З. Психолого-педагогическое обеспечение технологии лекторской деятельности в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2006. 165 с.

39. Немолот Е.В. Ценностно-смысловые характеристики профессиональной самореализации личности педагога-психолога в условиях малого города: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Кемерово, 2014. 24 с.

40. Никоноров А.А. Развитие мотивации офицеров к служебно-боевой деятельности в частях войск национальной гвардии Российской Федерации: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2020. 263 с.

41. Овчинникова Л.А. Развитие самоактуализации в структуре интегральной индивидуальности студента средствами психологического тренинга: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Москва, 2007. 24 с.

42. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды / [пер. с англ. Л.В. Трубицыной и Д.А. Леонтьева]; под общ. ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2005. 169 с.

43. Поляков А.В. Организационно-педагогические условия профессиональной социализации молодых сотрудников исправительных учреждений: дис. ... канд. пед. наук.. Великий Новгород, 2019. 202 с.

44. Протасова И.В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2001. 235 с.

45. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 526 с.

46. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2002. 720 с.

47. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. С. 251.

48. Соколов С.А. Педагогическое обеспечение как научно-педагогический феномен // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Выпуск 18. Тверь, 2020. С. 20-23.

49. Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Кострома, 2008. 22 с.

50. Торохтий В.С. Психолого-педагогическое обеспечение социальной работы с семьей военнослужащего: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. 376 с.

51. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2005. 318 с.

52. Черный С.П. Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательных школ: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2007. 181 с.

53. Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. Эволюция системы наставничества в педагогической практике // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №4(25). С. 11. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-4-11.

54. Шепелева Н.В. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударственном образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2004. 211 с.

55. Шмелева Ю.Н. Психолого-педагогическое обеспечение адаптации старшеклассников сельской школы к обучению в лицейских классах: дис. ... канд. псих. наук. Астрахань, 2007. 210 с.

56. Эстерле А.Е. Психолого-педагогические условия профессионального саморазвития педагогов-психологов: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Самара, 2018. 25 с.

57. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. 164 с.

58. Correctional Officer Success: Mentoring Training Programs. Available at: https://www.correctionalofficeredu.org/2013/07/correctional-officer-success-mentoring-training-programs (accessed: 29.04.2021).

59. Grand Canyon University. Available at: https://explore.gcu.edu/criminal-political-social-sciences/?gcu=TLBRAND%7CThruline%7CDisplay%7CCriminalPolicital%7 Ccorrectionalofficeredu.org45798&utm_source=Thruline&utm_medium=display&utm_campai gn=CriminalJustice&utm_content=correctionalofficeredu.org45798 (accessed: 29.04.2021).

60. Jones J. An Analysis of Learning Outcomes within Formal Mentoring Relationships // International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring. 2012. Vol. 10, no. 1. Pp. 57-73.

61. Peter M. Wittenberg Successful Mentoring in a Correctional Environment // Federal probation. 1998. Vol. 62, no. 2. Pp.75-80.

62. SNHU / Online degrees in criminal justice. Available at: https://degrees.snhu.edu/subjects/criminaljustice?utm_source=Keypath&utm_medium=PPL&u tm_campaign=PROS_Linkout&utm_content=correctionalofficeredu.org45798FSB&snhu_seg ment=OL (accessed: 29.04.2021).

63. Walden University // Online Criminal Justice Programs. Available at: https://info.waldenu.edu/walden-programs/criminal-justice/at-a-glance?comm_code=WAL-1022175&utm_source=thruline&utm_medium=affiliates&utm_campaign=ACTION&utm_kxc onf=vrgv5ep46 (accessed: 29.04.2021).

References

1. Aksenov S.I., Ilaltdinova E.YU. Pedagogika A.S. Makarenko: education and life. Vestnik Mininskogo universiteta, 2013, no. 1(1), p. 25. (In Russ.)

2. Aleksandrova E.A. Types of pedagogical support and support for individual education in a multicultural society. Institut sistemnyh issledovanij i koordinacii social'nyh proektov: Biblioteka. Available at: http://www.siksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html (accessed: 26.09.2020). (In Russ.)

3. Andreeva A.D., Danilova E.E. Psychological and pedagogical support of elementary school students in modern socio-cultural conditions: new problems and risk factors. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 2(15), p. 30. (In Russ.)

4. Vaganova O.I., Ermakova O.E. System-activity approach in the development of vocational education. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 4(8), p. 25. (In Russ.)

5. Valishina L.N. Psychological and pedagogical support for overcoming failure in the educational process: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Moscow, 2006. 174 p. (In Russ.)

6. Vanteev D.A. The essence and structural components of the pedagogical support of the educational process. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika i psihologiya, 2020, no. 2(51), pp. 229-234. (In Russ.)

7. Vashkevich A.V. Psychological and pedagogical support for the preparation of traffic police inspectors for official activities: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. St. Petersburg, 2008. 185 p. (In Russ.)

8. Vorob'ev I.YU. Innovative pedagogical technologies of professional education of employees of internal affairs bodies: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Moscow, 2019. 235 p. (In Russ.)

9. Gazman O.S. Non-classical education: from authoritarian pedagogy to the pedagogy of freedom. Moscow, MIROS Publ., 2002. 294 p. (In Russ.)

10. Gorbachev A.L. Psychological conditions and mechanisms of spiritual and moral development of the personality of students: the author's abstract of the thesis of the candidate of psychological sciences. Nizhny Novgorod, 2009. 24 p. (In Russ.)

11. Gordeeva E.N. On the pedagogical support of the personality of employees of the Internal Affairs Bodies in situations of development of their aesthetic culture. Obshchestvennaya bezopasnost', zakonnost' i pravoporyadok v III tysyacheletii, 2020, no. 6-3, pp. 106-112. (In Russ.)

12. Guzich M.E. Psychological and pedagogical support of the project form of education: on the example of the natural science project "My House": the dissertation of the candidate of psychological sciences. Moscow, 2002. 214 p. (In Russ.)

13. Guseva A.V. New Pedagogy of the 21st Century and Information Technologies in Russia. Otkrytoe obrazovanie,2005, no. 2, pp. 90-91. (In Russ.)

14. Guseva I.A. Socio-pedagogical support for the development of the student's subjectivity at the university: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Kostroma, 2006. 205 p. (In Russ.)

15. Davydov V.V. Problems of developmental education: the experience of theoretical and experimental psychological research. Moscow, Pedagogika Publ., 1986. 240 p. (In Russ.)

16. Ezhkova A.YU. Psychological and pedagogical support of interest in sports activities of novice wrestlers: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. St. Petersburg, 2004. 183 p. (In Russ.)

17. Ermilova N.V. Psychological and pedagogical support for the continuity of development of children of senior preschool and primary school age: the dissertation of the candidate of psychological sciences. Nizhny Novgorod, 2010. 197 p. (In Russ.)

18. Zaharenko M.G. Psychological and pedagogical support for the professional success of Navy specialists in modern conditions for the formation of the personality of military personnel: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. St. Petersburg, 2006. 199 p. (In Russ.)

19. Ignat'eva E.V., Bazarnova N.D. Mentorship in the modern school: myth or reality? Vestnik Mininskogo universiteta, 2018, vol. 6, no. 2(23), p. 1, doi: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-1. (In Russ.)

20. Izmajlova V.V. Pedagogical support essence and structure of the concept. YAroslavskij pedagogicheskij vestnik, 2012, no. 2 (vol. 2), pp. 11-14. (In Russ.)

21. Ilaltdinova E.YU., Aksenov S.I. Historical Context of Modernization of Pedagogical Education. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 2(15), p. 15. (In Russ.)

22. Kalybek B.K. Improving the moral education of the military personnel of the National Guard of the Republic of Kazakhstan in the face of an increase in the religious factor: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Moscow, 2019. 24 p. (In Russ.)

23. Kovtunenko L.V., Trubchaninov M.B. Theoretical aspects of professional socialization of the future employee of the Federal Penitentiary Service of Russia. Penitenciarnaya nauka, 2020, vol. 14, no. 2, pp. 283-287. (In Russ.)

24. Kochkina O.V. Mentorship in the penitentiary system. Vestnik Tomskogo instituta povysheniya kvalifikacii rabotnikov FSINRossii, 2020, no. 1(3), pp. 114-119. (In Russ.)

25. Kochneva E.M., Grishina A.V. On the creation of a model of psychological and pedagogical support of positive parenting. Vestnik Mininskogo universiteta, 2019, vol. 7, no. 3(28), p. 10, doi: 10.26795/2307-1281-2019-7-3-10. (In Russ.)

26. Kochneva E.M., Morozova L.B. Professional responsibility as a subject of psychological research. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 4(17), p. 30. (In Russ.)

27. Kryukov O.V. Psychological and pedagogical support of professional training of cadets of the fire-technical school: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Voronezh, 2006. 224 p. (In Russ.)

28. Kuzina G.P. Psychological and pedagogical support for the effective selection of applicants and their subsequent adaptation to the university: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Moscow, 2004. 271 p. (In Russ.)

29. Kuleshov V.R. Psychological and pedagogical support of personal growth of students of a vocational lyceum: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Tomsk, 2002. 215 p. (In Russ.)

30. Leont'ev A.N. Activity. Consciousness. Personality. Moscow, Smysl: Izd. centr «Akademiya» Publ., 2004. 352 p. (In Russ.)

31. Leskova I.A. The idea of education: structure and content in the context of changing philosophical foundations. Vestnik Mininskogo universiteta, 2021, vol. 9, no. 3(36), doi: 10.26795/2307-1281-2021-9-3-10. (In Russ.)

32. Lomov B.F. Systems in psychology. Moscow, Institut prakticheskoj psihologii Publ., Voronezh, NPO "MODEK" Publ., 1996. 384 p. (In Russ.)

33. Lopat'ko S.V. Pedagogical rehabilitation of military personnel of the troops of the national guard of the Russian Federation in the course of performing service and combat tasks: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Moscow, 2019. 343 p. (In Russ.)

34. Makeeva T.V. Individualization of pedagogical support for high school students in solving life problems: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Yaroslavl, 2004. 23 p. (In Russ.)

35. Mamedov N.M., Vinokurova N.F., Demidova N.N. The Phenomenon of the Culture of Sustainable Development in the Education of the 21st Century. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 2(10), p. 6. (In Russ.)

36. Masalimova A.R. Corporate training of technical specialists for the implementation of mentoring activities in the conditions of modern production: the dissertation of the doctor of pedagogical sciences. Ufa, 2014. 428 p. (In Russ.)

37. Mercalova T.A. Pedagogical support of self-knowledge of adolescents in the conditions of a comprehensive school: abstract of the thesis: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Moscow, 1996. 21 p. (In Russ.)

38. Murzabaeva A.Z. Psychological and pedagogical support of the technology of lecturer activity in the educational process: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. St. Petersburg, 2006. 165 p. (In Russ.)

39. Nemolot E.V. Value-semantic characteristics of the professional self-realization of the personality of a teacher-psychologist in a small town: the author's abstract of the thesis of the candidate of psychological sciences. Kemerovo, 2014. 24 p. (In Russ.)

40. Nikonorov A.A. The development of the motivation of officers for service and combat activities in parts of the troops of the National Guard of the Russian Federation: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Moscow, 2020. 263 p. (In Russ.)

41. Ovchinnikova L.A. The development of self-actualization in the structure of the integral individuality of the student by means of psychological training: the author's abstract of the thesis of the candidate of psychological sciences. Moscow, 2007. 24 p. (In Russ.)

42. Olport G. Becoming a Personality: Selected Works / [translated from English by L.V. Trubitsyna and D.A. Leontiev]; under the general editorship of D.A. Leontiev. Moscow, Smysl Publ., 2005. 169 p. (In Russ.)

43. Polyakov A.V. Organizational and pedagogical conditions of professional socialization of young employees of correctional institutions: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Veliky Novgorod, 2019. 202 p. (In Russ.)

44. Protasova I.V. Pedagogical support of the process of accumulation of social experience by students in the conditions of a gymnasium school: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Kostroma, 2001. 235 p. (In Russ.)

45. Rodzhers K., Frejberg D. Freedom to learn. Moscow, Smysl Publ., 2002. 526 p. (In Russ.)

46. Rubinshtejn S. L. Fundamentals of general psychology. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 720 p. (In Russ.)

47. Slastenin V.A., Isaev I.F., SHiyanov E.N. . Pedagogy: a textbook for students of higher pedagogical educational institutions / edited by V. A. Slastenin. Moscow, Akademiya Publ., 2002. P. 251. (In Russ.)

48. Sokolov S.A. Pedagogical support as a scientific and pedagogical phenomenon. Tradicii i novacii v professional'noj podgotovke i deyatel'nosti pedagoga: sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Vypusk 18. Tver, 2020. Pp. 20-23. (In Russ.)

49. Timonin A.I. Socio-pedagogical support for the professional development of students of the humanities faculties of the university: the author's abstract of the dissertation of the doctor of pedagogical sciences. Kostroma, 2008. 22 p. (In Russ.)

50. Torohtij V.S. Psychological and pedagogical support of social work with the family of a military man: the dissertation of the doctor of pedagogical sciences. Moscow, 1997. 376 p. (In Russ.)

51. Umanskij A.L. Pedagogical support of children's leadership: the dissertation of the doctor of pedagogical sciences. Yaroslavl, 2005. 318 p. (In Russ.)

52. CHernyj S.P. Psychological and pedagogical support of the process of formation of skills of safe behavior in emergency situations among students of secondary schools: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Krasnoyarsk, 2007. 181 p. (In Russ.)

53. CHelnokova E.A., Tyumaseva Z.I. The evolution of the mentoring system in pedagogical practice. Vestnik Mininskogo universiteta, 2018, vol. 6, no. 4(25), p. 11, doi: 10.26795/23071281-2018-6-4-11. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54. SHepeleva N.V. Pedagogical support of the process of socialization of students in a non-state educational institution: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Kostroma, 2004. 211 p. (In Russ.)

55. SHmeleva YU.N. Psychological and pedagogical support for the adaptation of high school students of a rural school to learning in lyceum classes: the dissertation of the candidate of psychological sciences. Astrakhan, 2007. 210 p. (In Russ.)

56. Esterle A.E. Psychological and pedagogical conditions for the professional self-development of psychologists: the author's abstract of the thesis of the candidate of psychological sciences. Samara, 2018. 25 p. (In Russ.)

57. YAkimanskaya I.S. Technology of personality-oriented education. Moscow, Sentyabr' Publ., 2000. 164 p. (In Russ.)

58. Correctional Officer Success: Mentoring Training Programs. Available at: https://www.correctionalofficeredu.org/2013/07/correctional-officer-success-mentoring-training-programs (accessed: 29.04.2021).

59. Grand Canyon University. Available at: https://explore.gcu.edu/criminal-political-social-sciences/?gcu=TLBRAND%7CThruline%7CDisplay%7CCriminalPolicital%7 Ccorrectionalofficeredu.org45798&utm_source=Thruline&utm_medium=display&utm_campai gn=CriminalJustice&utm_content=correctionalofficeredu.org45798 (accessed: 29.04.2021).

60. Jones J. An Analysis of Learning Outcomes within Formal Mentoring Relationships. International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring, 2012, vol. 10, no. 1, pp. 57-73.

61. Peter M. Wittenberg Successful Mentoring in a Correctional Environment. Federal probation, 1998, vol. 62, no. 2, pp.75-80.

62. SNHU / Online degrees in criminal justice. Available at: https://degrees.snhu.edu/subjects/criminaljustice?utm_source=Keypath&utm_medium=PPL&u tm_campaign=PROS_Li nkout&utm_content=correcti onalofficeredu.org45798FSB & snhu_seg ment=OL (accessed: 29.04.2021).

63. Walden University // Online Criminal Justice Programs. Available at: https://info.waldenu.edu/walden-programs/criminal-justice/at-a-glance?comm_code=WAL-1022175&utm_source=thruline&utm_medium=affiliates&utm_campaign=ACTION&utm_kxc onf=vrgv5ep46 (accessed: 29.04.2021).

© Мухина Т.Г., Филиппова Т.В., 2022

Информация об авторах Мухина Татьяна Геннадьевна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий факультета социальных наук, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация; профессор кафедры юридической психологии и педагогики, ФГКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», Рязань, Российская Федерация; ФГКА ВО УВО Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации», Новосибирск, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

Филиппова Татьяна Витальевна - адъюнкт кафедры юридической психологии и педагогики, ФГКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

Information about the authors Mukhina Tatyana G. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Social Security and Humanitarian Technologies of the Faculty of Social Sciences, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "National Research Nizhny Novgorod State University named after NI Lobachevsky", Nizhny Novgorod, Russian Federation; Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy, Federal State Educational Institution of Higher Education "Academy of Law and Management of the Federal Service for the Execution of Punishments", Ryazan, Russian Federation; Federal State Educational Institution of Higher Education, Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute named after General of the Army I.K. Yakovlev of the troops of the National Guard of the Russian Federation", Novosibirsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Filippova Tatyana V. - adjunct of the department of juridical psychology and pedagogy of Academy of the Russian Federal Penitentiary Service, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Вклад соавторов

Мухина Татьяна Геннадьевна - представление данных в тексте; критический анализ и доработка текста; научное руководство; развитие методологии, анализ теоретического материала.

Филиппова Татьяна Витальевна - обеспечение ресурсами; представление данных в тексте, подготовка начального варианта текста; проведение анализа теоретической базы.

Contribution of authors Mukhina Tatyana G. - presentation of data in the text; critical analysis and revision of the text; scientific leadership; methodology development; theoretical analysis.

Filippova Tatyana V. - provision of resources; preparation of the initial version of the text; preparation of the initial version of the text; conducting a theoretical analysis.

Поступила в редакцию: 12.10.2021 Принята к публикации: 11.01.2022 Опубликована: 25.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.