Научная статья на тему 'Особенности формирования чувства ответственности как профессионального качества у курсантов ФСИН России'

Особенности формирования чувства ответственности как профессионального качества у курсантов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / PROFESSIONAL EDUCATION / UPBRINGING / SENSE OF RESPONSIBILITY / PROFESSIONAL RESPONSIBILITY / LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косарев Кирилл Викторович

История развития уголовно-исполнительной системы исключительно свидетельствует о необходимости в комплектации правоохранительных органов людьми способными к выполнению поставленных государством задач, что объективно приводит к необходимости непрерывного повышения эффективности и качества воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы. Общий успех в решении задач, зависит от успешного выполнения обязанностей каждым сотрудником. В этой связи особое значение приобретают вопросы, связанные с формированием профессиональных качеств, одним из которых является чувство ответственности. профессионально важные качества. И не случайно, что проблема воспитания будущих офицеров, в полной мере отвечающего потребностям решаемых уголовно-исполнительной системы задач, всегда относилась к числу наиболее актуальных вопросов ее жизнедеятельности. В статье рассматриваются особенности воспитания обучающихся в образовательных организациях уголовноисполнительной системы. В рамках данной статьи особое внимание уделяется воспитанию профессиональной ответственности. Также рассматривается среда обучения как один из факторов воспитания профессиональных качеств. В статье отмечается, что воспитание ответственности является воспитанием профессионального качества необходимого для будущей профессии обучающегося. Цель статьи выделение общих особенностей воспитания курсантов образовательных организаций уголовноисполнительной системы для последующего создания модели воспитания. Анализ литературных источников показывает необходимость создания единой модели воспитания курсантов образовательных организаций уголовно-исполнительной системы с особым удалением внимание воспитанию профессионально значимых качеств, к которым относится профессиональная ответственность. На сегодняшний день, не смотря на значительный массив правовых актов, регламентирующих вопросы воспитания в уголовно-исполнительной системе единая модель воспитания отсутствует, что является недостатком, по мнению автора. Однако, для создания модели необходимо понять, чем отличается процесс воспитания курсантов образовательных организаций уголовно-исполнительной системы от воспитания в других образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косарев Кирилл Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMING THE SENSE OF RESPONSIBILITY AS PROFESSIONAL QUALITY AT CURSORS OF FSIN OF RUSSIA

The history of the development of the penitentiary system exclusively indicates the need for law enforcement agencies to be capable of fulfilling the tasks set by the state, which objectively leads to the need to continuously improve the efficiency and quality of education of the penitentiary system employees. Overall success in solving problems depends on the successful fulfillment of duties by each employee. In this regard, issues related to the formation of professional qualities, one of which is a sense of responsibility, are of particular importance. professionally important qualities. And it is no coincidence that the problem of educating future officers, which fully meets the needs of the tasks being solved by the penal system, has always been one of the most pressing issues of her life. The article discusses the features of the education of students in educational institutions of the penal system. In the framework of this article, special attention is paid to the development of professional responsibility. The learning environment is also considered as one of the factors in the education of professional qualities. The article notes that the education of responsibility is the education of professional quality necessary for the future profession of the student. The purpose of the article is to highlight the general features of the education of cadets of educational institutions of the penal system for the subsequent creation of a model of education. An analysis of literary sources shows the need to create a unified model for the education of cadets of educational institutions of the penal system with special removal of attention to the education of professionally significant qualities, which include professional responsibility. Today, despite a significant array of legal acts regulating the issues of education in the penal system, there is no single model of education, which is a drawback, according to the author. However, to create a model, it is necessary to understand the difference between the process of education of cadets of educational organizations of the penal system from education in other educational organizations.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования чувства ответственности как профессионального качества у курсантов ФСИН России»

Особенности формирования чувства ответственности как профессионального качества у курсантов ФСИН России

Косарев Кирилл Викторович,

преподаватель кафедры Гражданско-правовых дисциплин, ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России E-mail: writer999@mail.ru

История развития уголовно-исполнительной системы исключительно свидетельствует о необходимости в комплектации правоохранительных органов людьми способными к выполнению поставленных государством задач, что объективно приводит к необходимости непрерывного повышения эффективности и качества воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Общий успех в решении задач, зависит от успешного выполнения обязанностей каждым сотрудником. В этой связи особое значение приобретают вопросы, связанные с формированием профессиональных качеств, одним из которых является чувство ответственности. профессионально важные качества. И не случайно, что проблема воспитания будущих офицеров, в полной мере отвечающего потребностям решаемых уголовно-исполнительной системы задач, всегда относилась к числу наиболее актуальных вопросов ее жизнедеятельности. В статье рассматриваются особенности воспитания обучающихся в образовательных организациях уголовно-исполнительной системы. В рамках данной статьи особое внимание уделяется воспитанию профессиональной ответственности. Также рассматривается среда обучения как один из факторов воспитания профессиональных качеств. В статье отмечается, что воспитание ответственности является воспитанием профессионального качества необходимого для будущей профессии обучающегося.

Цель статьи - выделение общих особенностей воспитания курсантов образовательных организаций уголовно-исполнительной системы для последующего создания модели воспитания.

Анализ литературных источников показывает необходимость создания единой модели воспитания курсантов образовательных организаций уголовно-исполнительной системы с особым удалением внимание воспитанию профессионально значимых качеств, к которым относится профессиональная ответственность. На сегодняшний день, не смотря на значительный массив правовых актов, регламентирующих вопросы воспитания в уголовно-исполнительной системе единая модель воспитания отсутствует, что является недостатком, по мнению автора. Однако, для создания модели необходимо понять, чем отличается процесс воспитания курсантов образовательных организаций уголовно-исполнительной системы от воспитания в других образовательных организациях.

Ключевые слова: профессиональное образование, воспитание, чувство ответственности, профессиональная ответственность, правоохранительные органы.

о с

U

сэ см о см со

Введение. На сегодняшний день мы наблюдаем реформирование системы высшего образования и уголовно-исполнительной системы. Несмотря на то, что реформирование системы образования и реформирование уголовно-исполнительной системы преследуют свои цели, следует отметить, что их точкой соприкосновения являются вопросы, возникающие в сфере профессионального образования. В уголовно-исполнительной системе существуют образовательные организации целью, которых является подготовка кадров. На сегодняшний день в уголовно-исполнительной системе существую 7 образовательных организаций высшего образования, которые осуществляют подготовку будущих офицеров правоохранительных органов.

Следует отметить, что в рамках Федеральный закон от 29.12.2012 N273^3 «Об образовании в Российской Федерации» образование представляет собой единство обучения и воспитания. Государство ставит перед уголовно-исполнительной системой задачи по подготовке профессиональных сотрудников правоохранительных органов. Для реализации этой задачи необходимо создание образовательных и воспитательных моделей для обучения курсантов образовательных организаций ФСИН России (далее - курсантов).

Целью написания данной статьи является выделение особенностей воспитательного процесса курсантов и, прежде всего, воспитания чувства ответственности.

Методология. Вопросы о воспитании ответственности рассматривались различными категориями авторов. Методологическую и теоретическую базу исследования составили труды авторов указанных ниже.

В научной литературе проблемам воспитания посвящены работы А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и других.

Общие вопросы воспитания ответственности рассматривались в трудах зарубежных авторов к которым можно отнести; К.Н. Вентцель, Р. Сел-маном, С. Смайлсом и др.

Современные тенденции воспитания ответственности в разные годы исследуются Е.Д. Дорофеевым, Н.Б. Елисеевой, Л.А. Косолаповой, К. Муздыбаевым, А.С. Слободской, С.П. Яриковой и другими.

Однако, при этом исследование воспитания ответственности курсантов уголовно-исполнительной системы не проводилось, что представляется не верным, так как чувство ответственности является необходимым качеством сотрудника пра-

воохранительных органов. В этой связи представляется правильным рассмотрение процесса воспитания курсантов образовательных организаций уголовно-исполнительной системы и выделение специфических черт.

Выбор методов исследования определялся многоплановым характером исследовательских задач и включал в себя применение как общетеоретических (анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация, систематизация и др.), так и эмпирических методов (наблюдение, беседа, опрос, изучение документов и результатов деятельности и др.).

Основная часть. Рассмотрим общие положении о воспитании ответственности. В литературе отмечают, что «служба в УИС предъявляет высокие требования к профессиональным личностным качествам сотрудников УИС. Формирование у курсантов образовательных организаций ФСИН России профессионально-значимых личностных качеств происходит в процессе обучения, воспитания и развития личности на протяжении всего периода обучения в вузе». [2 с. 71-73].

При этом, следует отметить, что чувство ответственности должно рассматриваться во взаимосвязи с нравственно-личностными качествами, такими как: чувство долга, чувство справедливости, совесть.

Следует отметить, что личностные качества будущих юристов в литературе вообще рассматриваются как синонимы ответственности [1].

В рамках изучения теоретической литературы мы пришли к выводу о том, что чувство ответственности это социально-нравственное качество, включающее морально-этический, (личностные, моральные, нравственные ценности) и социальный (специфические профессиональные стандарты, традиции и нормы,) аспекты.

Кроме того, мы полагаем, что чувство ответственности сотрудника правоохранительных органов является частным случаем профессиональной ответственности. Профессиональная ответственность является частью социальной ответственности индивидуума.

Выделим специфические черты воспитания ответственности курсантов образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы.

1) Одной из особенностей является возможность осуществления воспитания как во время учебной, так и во время внеурочной деятельности. При этом, внеурочная деятельность занимает достаточное время в учебной деятельности курсантов (несение суточных нарядов, участие в мероприятиях учебного заведения).

2) Другая особенность состоит в том, что чувство ответственности формируется при овладении общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями при реализации образовательного стандарта 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата). Данный аспект относится к учебной деятельности.

3) Особенностью является и то, что воспитательная работа в образовательных организациях

ФСИН РФ осуществляется на основании плана воспитательной работы вуза, который формируется с опорой на следующие документы: «Конституция Российской Федерации», «Концепция воспитания работников УИС», распоряжения и указы Президента РФ, действующие федеральные законы, распоряжения и постановления Правительства РФ, распоряжения и приказы Минюста России и ФСИН России.

На основании Приказа Федеральной службы исполнения наказания от 28 декабря 2010 года № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы», план воспитательной работы образовательной организации ФСИН России включает в себя несколько направлений работы: работу по укреплению законности и служебной дисциплины, информационно-пропагандистскую, социальную и культурно-досуговую работу.

4) Также следует выделить в качестве особенности и организационно педагогические условия, в рамках которых проходит воспитание курсантов, к таким следует отнести:

- принципы, форм, методов обучения и воспитания с учетом специфики подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН Россия, а также их реализацию в процессе формирования профессиональной ответственности юриста;

- обеспечение образовательно-воспитательного процесса вуза необходимыми дидактическими и методическими материалами, а также их внедрение в процесс обучения, воспитания и развития курсантов образовательных организаций ФСИН Россия;

- мотивация и стимулирование деятельности курсантов образовательных организаций ФСИН Россия;

- интеграция учебной деятельности и самостоятельной работы, так называемой безконтактной деятельности, курсантов образовательных организаций ФСИН Россия в процессе формирования профессиональной ответственности юриста;

- непрерывность обучения, воспитания и развития в течение всего периода обучения в вузе;

- осуществление педагогического мониторинга состояния результатов сформированности профессиональной ответственности юриста в процессе обучения и воспитания в вузе и корректировка системы работы в случае необходимости. Следует отметить, что в процессе формирования профессиональной ответственности юриста можно использовать все вышеприведенные принципы, но целесообразным представляется основной упор сделать на принципах, наиболее полно определяющих их направленность на достижение поставленных целей и задач, решаемых в условиях образовательных организаций ФСИН России [3], [7]:

1) Принцип мотивации к учебной деятельности и стимулирования социально ценностной активности. В основе принципа лежит большая общественная значимость профессиональ-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

CJ

см со

ной деятельности будущего юриста, которая требует от него высокой степени самоотдачи и понимания им своей личной ответственности за судьбы окружающих.

2) Принцип гуманистической направленности профессионального воспитания курсантов ФСИН России. Ориентирован на уважение к личности, ее суверенитет, веру в творческие силы и возможности, а также субъект-субъектный характер педагогического взаимодействия.

3) Принцип демократизации. Отвечает за обеспечение демократических норм, а также развитие способности самоуправления во всех сферах жизнедеятельности курсантов; избавляет от формализма в процессе воспитания.

4) Принцип интеграции системного-деятельност-ного, индивидуального и комплексного подходов в воспитании. Предполагает отбор содержания, эффективных методов и средств воспитательной работы в различных видах деятельности в соответствии с особенностями курсантов.

5) Принцип самоконтроля и ответственности за свои достижения. Реализуется за счет развития способности самоорганизации и самокоррекции своей учебной и внеучебной деятельности, самооценки и самоанализа результатов, а также за счет формирования ответственности за результат.

Выделенные нами в ходе исследования принципы выступают в тесной взаимосвязи и образуют единую целостную систему, которая требует выбора оптимальных форм и методов в процессе воспитания профессиональной ответственности юриста.

Заключение. Таким образом, были определены особенности воспитания профессиональной ответственности юриста у курсантов образовательных организаций ФСИН РФ, выявлены организационно-педагогические условия ее формирования в учебной и внеучебной деятельности, определены эффективные подходы, методы и формы, а также принципы, на которые мы будем опираться в процессе формирования профессионально-значимых, личностных качеств и профессиональной ответственности юриста у курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Литература

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М.: Гарда-рики, 2004. - 472 с.

2. Киселев М.В., Степанова О.Н. Процесс становления выпускников образовательных учреждений ФСИН России в профессиональной деятельности //Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 2. С. 71-73

3. Левитан К.М. Юридическая педагогика: учебник. - М.: Норма, 2008. - 432 с.

4. Муздыбаев, К. Психология ответственности Текст. / К. Муздыба-ев.-Л., 1983.

5. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование,1998. - 430 с.

6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -Изд-во Питер, 2007. - 720 с.

7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

8. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: материалы семинара / Под ред. А.В. Великановой. - Самара: Изд-во Профи, 2001. - 60 с.

PECULIARITIES OF FORMING THE SENSE OF RESPONSIBILITY AS PROFESSIONAL QUALITY AT CURSORS OF FSIN OF RUSSIA

Kosarev K.V.

FKOU VO Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

The history of the development of the penitentiary system exclusively indicates the need for law enforcement agencies to be capable of fulfilling the tasks set by the state, which objectively leads to the need to continuously improve the efficiency and quality of education of the penitentiary system employees.

Overall success in solving problems depends on the successful fulfillment of duties by each employee. In this regard, issues related to the formation of professional qualities, one of which is a sense of responsibility, are of particular importance. professionally important qualities. And it is no coincidence that the problem of educating future officers, which fully meets the needs of the tasks being solved by the penal system, has always been one of the most pressing issues of her life. The article discusses the features of the education of students in educational institutions of the penal system. In the framework of this article, special attention is paid to the development of professional responsibility. The learning environment is also considered as one of the factors in the education of professional qualities. The article notes that the education of responsibility is the education of professional quality necessary for the future profession of the student. The purpose of the article is to highlight the general features of the education of cadets of educational institutions of the penal system for the subsequent creation of a model of education. An analysis of literary sources shows the need to create a unified model for the education of cadets of educational institutions of the penal system with special removal of attention to the education of professionally significant qualities, which include professional responsibility. Today, despite a significant array of legal acts regulating the issues of education in the penal system, there is no single model of education, which is a drawback, according to the author. However, to create a model, it is necessary to understand the difference between the process of education of cadets of educational organizations of the penal system from education in other educational organizations.

Keywords: professional education, upbringing, sense of responsibility, professional responsibility, law enforcement agencies.

References

1. Huseynov A.A., Apresyan R.G. Ethics. - M .: Gardariki, 2004. -472 p.

2. Kiselev M.V., Stepanova O.N. The process of formation of graduates of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia in professional activities // Institute Herald: crime, punishment, correction. 2012. No2. P. 71-73

3. Levitan K. M. Legal pedagogy: a textbook. - M .: Norma, 2008. -432 p.

4. Muzdybaev, K. Psychology of responsibility Text. / K. Muzdy-ba-ev.-L., 1983.

5. Pedagogy / Ed. P.I. Fagot. - M.: Higher education, 1998. - 430 p.

6. Rubinstein, S.L. Fundamentals of General Psychology / S.L. Rubinstein. Publishing House of Peter, 2007. - 720 p.

7. Slastenin V. A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogy: Textbook. allowance for students. higher ped textbook. institutions. - M.: Publishing Center "Academy", 2002. - 576 p.

8. Modern approaches to competency-based education: seminar materials / Ed. A.V. Velikanova. - Samara: Publ. Profi, 2001. - 60 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.