Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ: ОПЫТ РЕШЕНИЯ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ: ОПЫТ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенова Галина Ивановна, Яковлева Светлана Леонидовна

Перемены в российском обществе, оптимизация деятельности и качественного функционирования уголовно-исполнительной системы, предъявление высоких требований к личности сотрудника обусловили поиск решения проблем подготовки высококвалифицированных кадров для уголовно-исполнительной системы. Предлагаемая теоретическая модель развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний опирается на ключевые теоретические позиции, положенные в основу реализуемого комплекса психологических условий развития нравственных и волевых качеств курсантов на этапе учебно-профессиональной подготовки в вузе. В рассматриваемой модели учтена специфика организации профессиональной подготовки будущих сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний. Теоретическая модель развития нравственных и волевых качеств курсантов направлена на становление профессионального самосознания будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы через принятие ими общечеловеческих и профессиональных ценностей, осознание собственных личностных и профессионально важных качеств. В модели представлено схематичное поэтапное движение от поставленной цели к предполагаемому результату, описаны механизмы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксенова Галина Ивановна, Яковлева Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA: SOLUTION EXPERIENCE

Changes in Russian society, optimization of the activities and quality functioning of the penal enforcement system, the presentation of high demands on the personality of the employee led to the search for solutions to the problems of training highly qualified personnel for the penal enforcement system. The proposed theoretical model of the development of moral and volitional qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service is based on key theoretical positions that form the basis of the implemented complex of psychological conditions for the development of moral and volitional qualities of cadets at the stage of educational and vocational training at the university. The considered model takes into account the specifics of the organization of professional training of future employees of the Federal Penitentiary Service. The theoretical model of the development of moral and volitional qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service is aimed at the formation of professional self-awareness of future employees of the penitentiary system through their acceptance of universal and professional values, awareness of their own personal and professionally important qualities, as well as the formation of motivation for their improvement. The model presents a schematic step-by-step movement from the set goal to the expected result, describes the mechanisms of psychological pedagogical support of the educational process.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ: ОПЫТ РЕШЕНИЯ»

292 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

Научная статья

УДК 378.6:343.83

doi: 10.33463/2687-1238.2023.31(1-4).2.292-300

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ:

ОПЫТ РЕШЕНИЯ

Галина Ивановна Аксенова1, Светлана Леонидовна Яковлева2

1 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия, [email protected]

2 Следственный изолятор № 6 УФСИН России по г. Москве, г. Москва, Россия, miss.

[email protected]

Аннотация. Перемены в российском обществе, оптимизация деятельности и качественного функционирования уголовно-исполнительной системы, предъявление высоких требований к личности сотрудника обусловили поиск решения проблем подготовки высококвалифицированных кадров для уголовно-исполнительной системы. Предлагаемая теоретическая модель развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний опирается на ключевые теоретические позиции, положенные в основу реализуемого комплекса психологических условий развития нравственных и волевых качеств курсантов на этапе учебно-профессиональной подготовки в вузе. В рассматриваемой модели учтена специфика организации профессиональной подготовки будущих сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний. Теоретическая модель развития нравственных и волевых качеств курсантов направлена на становление профессионального самосознания будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы через принятие ими общечеловеческих и профессиональных ценностей, осознание собственных личностных и профессионально важных качеств. В модели представлено схематичное поэтапное движение от поставленной цели к предполагаемому результату, описаны механизмы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Ключевые слова: нравственные качества, волевые качества, психолого-педагогические технологии, курсанты образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний

Для цитирования

Аксенова Г И., Яковлева С. Л. Моделирование процесса развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России: опыт решения // Человек: преступление и наказание. 2023. Т. 31(1-4), № 2. С. 292-300. DOI: 10.33463/2687-1238.2023.31(1-4).2.292-300.

© Аксенова Г И., Яковлева С. Л. , 2023

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 293

Original article

MODELING OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT

OF MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA: SOLUTION EXPERIENCE

Galina Ivanovna Aksenova1, Svetlana Leonidovna Jakovleva2

1 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia, [email protected]

2 Pre-trial detention Center No. 6 of the FPS of Russia in Moscow, Moscow, Russia, miss.

[email protected]

Abstract. Changes in Russian society, optimization of the activities and quality functioning of the penal enforcement system, the presentation of high demands on the personality of the employee led to the search for solutions to the problems of training highly qualified personnel for the penal enforcement system. The proposed theoretical model of the development of moral and volitional qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service is based on key theoretical positions that form the basis of the implemented complex of psychological conditions for the development of moral and volitional qualities of cadets at the stage of educational and vocational training at the university. The considered model takes into account the specifics of the organization of professional training of future employees of the Federal Penitentiary Service. The theoretical model of the development of moral and volitional qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service is aimed at the formation of professional self-awareness of future employees of the penitentiary system through their acceptance of universal and professional values, awareness of their own personal and professionally important qualities, as well as the formation of motivation for their improvement. The model presents a schematic step-by-step movement from the set goal to the expected result, describes the mechanisms of psychological pedagogical support of the educational process.

Keywords: moral qualities, volitional qualities, psychological and pedagogical technologies, cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia

For citation

Aksenova, G. I. & Jakovleva, S. L. 2023, 'Modeling of the process of development of moral and volitional qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia: solution experience', Man: crime and punishment, vol. 31(1-4), iss. 2, pp. 292-300, doi: 10.33463/2687-1238.2023.31(1-4).2.292-300.

В настоящее время в российском обществе идут процессы обновления и оптимизации деятельности во многих сферах социальной жизни, включая уголовно-исполнительную систему (УИС). Однако анализ статистических данных свидетельствует о значи-

294 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

тельном увеличении количества уволенных со службы в УИС сотрудников в 2021 г. по сравнению с 2020 г. (на 3,67 %), по отрицательным основаниям - 380 чел. в 2020 г., 352 чел. в 2019 г. [3]. Данные показатели указывают, с одной стороны, на рост числа нарушений служебной дисциплины, дисциплинарных проступков и преступлений различной степени тяжести, с другой - на аморальное поведение сотрудников, их неспособность противостоять провокациям осужденных, устоять от соблазна легкого обогащения, низкую психологическую готовность, недостаточно сформированные морально-нравственные идеалы.

Развитие нравственных и волевых качеств сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) уже на этапе профессионализации в условиях образовательных организаций ФСИН России становится необходимой задачей современной образовательной организации, обусловленной растущим накалом противоречий, характерных для российского общества. В этих условиях возрастает роль образования, с особой остротой встает проблема разработки теоретической модели развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Широко используемый метод моделирования в психологических исследованиях отражает их сущностные характеристики. В процессе разработки нашей модели учтены принципы моделирования, позволяющие выделить цель, задачи, содержание и результат, а также особенности профессиональной подготовки, направленной на развитие нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Предлагаемая модель несет две структурно-функциональные нагрузки. Одна из них связана с реализацией концептуальных предписаний на моделирование процесса развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России, другая - с разработкой психологических условий реализации данного процесса. Теоретическая модель представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов в виде социального заказа, цели, задач, компонентов, психологических условий, форм, методов, средств реализации программы развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России. Каждый элемент выполняет определенную системообразующую функцию.

Для обоснования выбранной модели изучены психолого-педагогические исследования личности обучающихся в вузах (Г И. Аксенова, 1999 г.; И. Б. Гетте-Борисова, 2005 г.; В. Б. Тепликов, 2006 г.; П. В. Замкин, 2008 г.; О. В. Самофалова, 2008 г.; А. А. Аксенов, 2009 г.; Ю. С. Исмагилова, 2010 г.; С. Н. Карасева, 2015 г.; А. Г. Малышев, 2017 г.; М. В. Але-щенко, 2019 г.; Р. М. Абдулгалимов, 2019 г.; В. В. Сундукова, 2020 г.).

Как утверждают А. К. Осницкий (1996 г.), Г. И. Аксенова (1999 г.), И. А. Зимняя (2004 г.), Е. Н. Волкова (2018 г.), в процессе обучения «личностная активность проявляется в становлении человека в качестве субъекта деятельности, у него возникает своеобразное отношение к ней» [2, с. 62]. Процесс развития нравственных и волевых качеств курсанта сочетает в себе деятельностный подход и учет индивидуальных особенностей, а также взгляды субъекта на субъективную и объективную реальность и его отношение к ней. В данном случае принцип субъектности предполагает, что учебная деятельность курсанта детерминирована не только учебно-воспитательной системой, но и уникальностью личности каждого курсанта, который включен в образовательный процесс как субъект, ответственный за его результаты. Это включение базируется на самодетерминации курсантами собственной учебной активности и всей деятельности.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 295

Анализ научной литературы показывает, что субъектная позиция курсантов образовательных организаций ФСИН России невозможна без реализации принципа свободы. По убеждению отечественных и зарубежных психологов, воля рождается тогда, когда человек будет способен к рефлексии своих влечений, может по-разному их воспринимать, но уметь абстрагироваться от них и сделать свой выбор сознательно, как субъект. При этом не его влечения будут определяющими для принятия им решения, а он сам. Следовательно, воля появляется как результат становления индивида в качестве самоопределяющегося субъекта, который единолично, самостоятельно, свободно и произвольно выбирает свое поведение и несет за него ответ.

Обучающийся как субъект учебно-профессиональной деятельности строит свои реальные отношения с действительностью и проявляется как субъект активности [1]. В связи с этим субъектную активность личности курсанта можно рассматривать как необходимое условие для саморазвития и успешного профессионального самостановления с целью прогрессивного развития в профессиональной деятельности.

Предложенная авторская модель позволяет теоретически представить, затем выстроить процесс развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России, основывается на единой системе решения новой образовательной задачи, раскрывает поэтапное движение от поставленной цели к предполагаемому результату (рис.).

Цель исследуемого процесса детерминируется социальным заказом, который, в свою очередь, находит отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, потребность ФСИН России представлена как развитие нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России. Структура развития нравственных и волевых качеств курсантов представлена нравственно-ценностным, эмоционально-волевым, поведенческим и рефлексивным компонентами.

Комплекс методов и психодиагностических методик, направленных на исследование развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России, включает в себя: праксиметрический метод (изучение личных дел курсантов, наблюдение); экспериментальный метод (беседа, анкетирование, экспертный опрос, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент); методы структурно-функционального анализа, поперечных срезов, психодиагностики (шкала «Патриотизм»); методики «Оценка и самооценка уровня сформированности гражданской идентичности» (Л. В. Байбородова, Н. К. Андреева, В. Н. Рябкова, модификация И. Ф. Бережная, И. И. Болдырев); методику «Честность» (azps.ru); опросник «Волевые качества личности» И. И. Купцова и Ю. Л. Еремкина; шкалу общего самоконтроля опросника «Оценка уровня волевого самоконтроля» Е. В. Эйдмана и А. Г. Зверкова; опросник «Оценка личностной установки «Альтруизм-эгоизм» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов); методику «Уровень развития нравственных качеств личности» (Т. В. Пивоварова, И. И. Купцов); шкалу «Индекс меры рефлексивности» методики «Диагностика уровня развития рефлексивности» А. В. Карпова; методику изучения уровня самооценки А. С. Будасси (в авторской модификации изучения нравственных и волевых качеств личности).

Факторы, оказывающие влияние на исследуемые структурные компоненты: ориентация на процесс; развитие коллективно поддерживаемых патриотических ценностей; осознание и принятие бескорыстного служения, общечеловеческих ценностей (альтруизм); эмоционально-волевая устойчивость; самостоятельное решение; соблюдение

296 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

m о ix го о ср

£

ш I-

о ф

т го

* s

¡§8 ®CL «31 ш S s О X©

if

m го

™ 3 ° ?

ш х го го

х о

К ч/ s Т.

I- -о

S X СО -О

со q ГО ф q.i-

| £

¡3

О го ^ а 0Ю

> о ф

s

^

о ф

т

S !_

о ц

о X S

о IZ

Социальный ^_^Федеральный государственный образовательный ^_^ Потребность

заказ общества стандарт высшего образования ФСИН России

:

L

ЦЕЛЬ: развитие нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России

J.

ЗАДАЧИ: изучить психологические основы развития нравственных и волевых качеств; сформировать положительную мотивацию к профессиональной подготовке и развитию нравственных и волевых качеств как ее компоненту; обеспечить знаниями технологии саморазвития, саморегуляции и самоконтроля, накопление опыта проявления нравственных и волевых качеств в профессиональной деятельности, а также активизацию процесса развития нравственных и волевых качеств курсантов на _основе результатов исходной и текущей диагностики_

т

Структура развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России

К О М П О Н Е Н Т Ы

-4'--- — -

нравственно- эмоционально- поведенческий рефлексивный

ценностный волевой

Программа развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России

Формы: индивидуальная, фронтальная и групповая

Методы: взаимодействия, соревновательные, оценочные, имитационные; анализ проф. задач и ситуаций

Средства: общие, специальные (приближенные к проф. деятельности)_

1. Подготовительный этап (формулировка и детальная проработка гипотезы; оценка состояния уровня развития нравственных и волевых качеств курсантов; исследование мнения преподавателей и курсантов о состоянии проблемы и создания специальных условий развития нравственных и волевых качеств; изучение документации, содержащей требования к профессиограмме сотрудников ФСИН России).

2. Основной этап (реализация Программы/

3. Заключительный этап (определение эффективности опытно-экспериментальной работы).

I

Психолого-педагогические технологии

Общие

1 1

Информационные, Коррекционно-

психопросветительские развивающие

Локальные

I

Мероприятия, соответствующие _выделенным типам_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТИПЫ КУРСАНТОВ

переменный потенциальный конструктивный критический

Результат - сформированность нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России

Рис. Теоретическая модель развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 297

профессионально-этического эталона поведения; высокая организованность; уровень волевого самоконтроля; соблюдение общественных норм (честность); внутренняя дисциплинированность.

При реализации теоретической модели необходимо указать психологические условия, оказывающие влияние на развитие нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России:

- введение в профессиональную деятельность;

- учебно-профессиональная деятельность;

- меры психологического воздействия с учетом индивидуальных особенностей при создании субъект-субъектных отношений;

- сопровождение кураторами и наставниками;

- коллективно поддерживаемая деятельность.

Таким образом, развитие нравственных и волевых качеств у курсантов образовательных организаций ФСИН России представляет собой всесторонний процесс развития личности, базирующийся на развитии ее структурных компонентов (нравственно-ценностный, эмоционально-волевой, поведенческий, рефлексивный).

Достижение цели планируется через решение следующих задач: формирование положительной мотивации к профессиональной подготовке и развитию нравственных и волевых качеств как ее компоненту; обучение курсантов технологиям самоактуализации и саморазвития нравственных и волевых качеств, навыкам саморегуляции и самоконтроля, необходимым для осуществления профессиональной деятельности; создание условий для приобретения и накопления курсантами опыта проявления нравственных и волевых качеств в профессиональной деятельности; активизация процесса развития нравственных и волевых качеств курсантов на основе результатов исходной и текущей диагностики.

Рассмотрим предложенные компоненты более подробно. Нравственно-ценностный компонент характеризует вектор волевого усилия в определенной ситуации, обусловливая смысл его проявления. Развитые морально-нравственные качества определяют направленность, вектор волевых усилий, что, по мнению И. М. Сеченова, «дает возможность человеку совершить нравственный подвиг, получая при одолении трудностей позитивный эмоциональный оттенок» [4, с. 45].

Как показал теоретический анализ научных источников, морально-нравственные правила и нормы являются регуляторами поведения человека лишь при условии их субъективной ценности, когда человек начинает добровольно ориентироваться на них, если ему предстоит сделать моральный выбор. Если человек принял нравственные нормы как духовную ценность, то можно заключить, что его личность отличается зрелостью и устойчивостью. Эту точку зрения разделяют многие исследователи. Например, как указывает В. Э. Чудновский, нравственная устойчивость человека означает наличие у него способности хранить и реализовывать в разных обстоятельствах личностные позиции, уметь противостоять обстоятельствам, противоречащим его собственным установкам и убеждениями [5, с. 54].

Эмоционально-волевой компонент характеризуется способностью напряженно двигаться к поставленной цели, порой длительно выполнять не очень привлекательные (монотонные) поручения, напряженно трудиться, делать то, что от него требует преподаватель, командир (начальник), соблюдая установленный распорядок образовательной организации, позволяет тренировать волевое усилие, формируя манеру доводить начатое дело до завершения.

298 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

Поведенческий компонент включает в себя особенности нравственного воспитания человека, диалектику морального регулирования его поведения, индивидуальное отношение к окружающему и в целом систему ценностей и нравственных убеждений.

Рефлексивный компонент предполагает самооценку собственных нравственных и волевых качеств и поступков, соотнесение их с существующими этическими нормами и ценностями. Способность к рефлексии и саморегуляции помогает курсантам анализировать и критически оценивать свои возможности, качественно решать профессиональные задачи в разных, включая экстремальные, условиях.

Развитие каждого компонента определяется с помощью специфических индикаторов (показателей):

- нравственно-ценностный компонент: ориентация на процесс, развитие коллективно поддерживаемых патриотических ценностей, осознание и принятие бескорыстного служения, общечеловеческих ценностей;

- эмоционально-волевой компонент: эмоционально-волевая устойчивость, самостоятельное решение;

- поведенческий компонент: опыт нравственно-волевого поведения (соблюдение профессионально-этического эталона поведения, высокая организованность);

- рефлексивный компонент: уровень волевого самоконтроля (самообладания, настойчивости), соблюдение общественных норм, внутренняя дисциплинированность.

С целью оптимизации развития нравственных и волевых качеств разработана авторская программа развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России, которая состоит из трех блоков: эмпирический (направлен на создание, подбор и апробацию комплекса методик, предназначенных для исследования состояния развития нравственных и волевых качеств), теоретический (рассматривает теоретические вопросы профессиональной этики; нравственный характер пенитенциарной деятельности; волевые качества сотрудника УИС) и развивающий (направлен на развитие нравственных и волевых качеств).

Авторская программа включает в себя формы взаимодействия с курсантами образовательных организаций ФСИН России (индивидуальная, фронтальная и групповая); методы взаимодействия: (объяснение, проблемные ситуации, имитационные методы, анализ конкретных ситуаций и профессиональных задач, а также соревновательные и оценочные методы; общие, применяемые для любого элемента образовательного процесса, и локальные, используемые для реализации психологического тренинга). При этом в этой модели общие средства предполагают организацию специальных предельно приближенных к профессиональной деятельности сотрудников ФСИН России условий и ситуаций, неоднократное проигрывание конкретных эпизодов и выполнение учебно-тренировочных задач, соревнования.

Психологические условия, реализация авторской программы их взаимосвязи фиксируют индивидуально-качественную специфику проявлений на разных уровнях развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России.

На основании анализа эмпирических данных обоснована типология курсантов образовательных организаций ФСИН России по уровню развития нравственных и волевых качеств (переменный, потенциальный, конструктивный, критический).

В рамках реализации программы предложено использование психолого-педагогической технологии с опорой на принципы диалогичности, последовательности, преем-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 299

ственности; координации и интеграции нравственного развития личности; сознательности, самостоятельности и творческой активности курсантов, принцип целостности.

Психолого-педагогическая технология авторской программы развития нравственных и волевых качеств курсантов основывается на методологии когнитивно-поведенческого подхода, обеспечивающего развитие эмоциональных навыков и конструктивной поведенческой стратегии личности, гуманистического подхода, рассматривающего человека как активного субъекта, рефлексирующего и способного изменять себя и свою жизнь (Ф. Е. Василюк), объединившего разные методы, техники, информационные, психопросветительские приемы и приемы коррекционно-развивающей работы, воздействуя на имеющиеся каналы восприятия информации.

В зависимости от уровня развития нравственных и волевых качеств предполагается участие курсантов в соответствии с выявленным типом личности с использованием локальных технологий. Комплекс упражнений подбирается с учетом выраженности типологических особенностей.

С курсантами переменного типа необходимо применение коррекционно-развива-ющих упражнений, направленных на развитие самостоятельности, саморегуляции, настойчивости, дисциплинированности, готовности преодоления трудностей, а также снижение уровня тревожности.

Коррекционно-развивающая работа с курсантами критического типа ориентирована на развитие альтруизма, повышение мотивации усвоения профессиональной этики, организованности, развитие саморегуляции, коммуникативных навыков, навыков бесконфликтного общения.

Заключительным, но важным элементом разработанной модели является результат. В качестве результата выступает высокий уровень сформированности нравственных и волевых качеств курсантов. Такой уровень характеризуется наличием у курсантов сформированных нравственных идеалов и принципов, которые служат регуляторами поведения. Характерная для курсантов с высоким уровнем сформированности нравственных и волевых качеств нравственная устойчивость личности как способность сохранять и реализовывать в разнообразных условиях личностные позиции, иметь определенный иммунитет к отрицательным воздействиям сопровождается устойчивым проявлением нравственных и волевых качеств как в повседневной деятельности, так и в учебной и учебно-профессиональной с переходом ее в профессиональную. Волевая активность курсанта при этом опирается на систему имеющихся у него целостных смысловых образований, знания нравственно-этических норм, определяющих профессиональную деятельность сотрудника ФСИН России.

Результатом теоретической модели развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России является подготовка высококвалифицированных кадров для уголовно-исполнительной системы с высоким уровнем развитых нравственных и волевых качеств.

Список источников

1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М. : Наука, 1980. 335 с.

2. Аксенова Г И. Психология и педагогика становления субъекта. М. ; Рязань : РИНФО, 1999. 210 с.

3. Основные показатели деятельности УИС. Январь-декабрь 2021 г. : информ.-аналит. сб. Тверь : НИИИТ ФСИН России, 2021. 406 с.

300 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

4. Сеченов И. М. Избранные произведения / под ред. В. М. Каганова. М. : Учпедгиз, 1953. 335 с.

5. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. Психологическое исследование : монография. М. : Педагогика, 1981. 208 с.

References

1. Abul'hanova-Slavskaja, K. A. 1980, About the subject of mental activity, Science, Moscow.

2. Aksenova, G. I. 1999, Psychology and pedagogy of the formation of the subject, RINFO, Moscow, Rjazan'.

3. The main indicators of the activity of the UIS, January-December 2021: information and analytical collection 2021, NIIIT of the Federal Penitentiary Service of Russia, Tver.

4. Sechenov, I. M. 1953, Selected works, V. M. Kaganov (ed.), Uchpedgiz, Moscow.

5. Chudnovskij, V. Je. 1981, Moral stability of personality, Psychological research: monograph, Pedagogy, Moscow.

Информация об авторах

Г. И. Аксенова - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и педагогической психологии;

С. Л. Яковлева - старший инспектор отдела кадров и работы с личным составом.

Information about the authors

G. I. Aksenova - Doctor of Psychological Sciences, Professor, Professor of the Department of General and Pedagogical Psychology;

S. L. Jakovleva - Senior Inspector of the Personnel and Personnel Department.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки).

Статья поступила в редакцию 09.03.2023; одобрена после рецензирования 21.04.2023; принята к публикации 01.06.2023.

The article was submitted 09.03.2023; approved after reviewing 21.04.2023; accepted for publication 01.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.