Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ-ЮНОШЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ-ЮНОШЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / КУРСАНТЫ-ЮНОШИ / ЛИДЕРСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ / ТИПЫ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Наталья Михайловна, Романов Алексей Алексеевич

В статье рассмотрены результаты эмпирического исследования по развитию лидерских качеств курсантов-юношей образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний. В ходе экспериментальной проверки авторской программы удалось разработать и применить комплекс психодиагностических методов и методик, психологические условия, показать особенности восприятия курсантами образа идеального лидера, личностные детерминанты и динамику формирования у них лидерских качеств. Диагностика сформированности структурных компонентов лидерских качеств курсантов позволила распределить их в следующей последовательности: адаптивно-коммуникативный, управленческий, эмоционально-волевой, ценностно-мотивационный и когнитивный. По показателю выраженности выявленных интегральных факторов выделено четыре типа личности юношей: нарциссический, самодостаточный, самокритичный и обесценивающий, а также определена их представленность среди курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний. В работе использован гендерный подход в качестве одного из методологических инструментов осуществления научного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Наталья Михайловна, Романов Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEADERSHIP QUALITIES CADETS-YOUNG MENEDUCATIONAL ORGANIZATIONS FEDERAL SERVICE EXECUTION OF PUNISHMENTS

The article considers the results of an empirical study on the development of leadership qualities of cadets-young men of educational organizations of the Federal Penitentiary Service. During the experimental verification of the author's program, it was possible to develop and apply a set of psychodiagnostic methods and techniques, psychological conditions, to show the peculiarities of cadets' perception of the image of an ideal leader, personal determinants and dynamics of the formation of their leadership qualities.Diagnostics of the formation of structural components of cadets' leadership qualities allowed them to be distributed in the following sequence: adaptive-communicative, managerial, emotional-volitional, value-motivational and cognitive. According to the indicator of the severity of the identified integral factors, four personality types of young men were identified: narcissistic, self-sufficient, self-critical and devaluing, and their representation among cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service was determined. The paper uses a gender approach as one of the methodological tools for the implementation of scientific research.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ-ЮНОШЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Научная статья

УДК 159.9:343.83

doi: 10.33463/2072-8336.2022.4(61).011-022

ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

КУРСАНТОВ-ЮНОШЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Наталья Михайловна Мартынова1, Алексей Алексеевич Романов2

1 2 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия

1 m4rt.natal@yandex.nj. https://orcid.org/0000-0001-5042-8003

2 a.romanov@365.rsj.edj.rj. https://orcid.org/0000-0002-0066-6860

Аннотация. В статье рассмотрены результаты эмпирического исследования по развитию лидерских качеств курсантов-юношей образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний. В ходе экспериментальной проверки авторской программы удалось разработать и применить комплекс психодиагностических методов и методик. психологические условия. показать особенности восприятия курсантами образа идеального лидера. личностные детерминанты и динамику формирования у них лидерских качеств.

Диагностика сформированности структурных компонентов лидерских качеств курсантов позволила распределить их в следующей последовательности: адаптивно-коммуникативный. управленческий. эмоционально-волевой, ценностно-мотивационный и когнитивный. По показателю выраженности выявленных интегральных факторов выделено четыре типа личности юношей: нарциссический, самодостаточный, самокритичный и обесценивающий, а также определена их представленность среди курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний. В работе использован гендерный подход в качестве одного из методологических инструментов осуществления научного исследования.

Ключевые слова: гендерный подход, курсанты-юноши, лидерские и личностные качества, структурные компоненты лидерских качеств, типы

© Мартынова Н. М., Романов А. А., 2022

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

личности курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний

Для цитирования

Мартынова Н. М., Романов А. А. Особенности лидерских качеств курсантов-юношей образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний // Прикладная юридическая психология. 2022. № 4(61). С. 11-22. DOI: 10.33463/2072-8336.2022.4(61).011-022.

Original article

FEATURES OF LEADERSHIP QUALITIES CADETS-YOUNG MEN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

FEDERAL SERVICE EXECUTION OF PUNISHMENTS

Natal'ja Mihajlovna Martynova1, Aleksej Alekseevich Romanov2

1 2 Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia

1 m4rt.natal@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5042-8003

2 a.romanov@365.rsu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0066-6860

Abstract. The article considers the results of an empirical study on the development of leadership qualities of cadets-young men of educational organizations of the Federal Penitentiary Service. During the experimental verification of the author's program, it was possible to develop and apply a set of psychodiagnostic methods and techniques, psychological conditions, to show the peculiarities of cadets' perception of the image of an ideal leader, personal determinants and dynamics of the formation of their leadership qualities. Diagnostics of the formation of structural components of cadets' leadership qualities allowed them to be distributed in the following sequence: adaptive-communicative, managerial, emotional-volitional, value-motivational and cognitive. According to the indicator of the severity of the identified integral factors, four personality types of young men were identified: narcissistic, self-sufficient, self-critical and devaluing, and their representation among cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service was determined. The paper uses a gender approach as one of the methodological tools for the implementation of scientific research.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Keywords: gender approach, young cadets, leadership and personal qualities, structural components of leadership qualities, personality types of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service

For citation

Martynova, N. M. & Romanov, A. A. 2022, 'Features of leadership qualities cadets-young men educational organizations federal service execution of punishments', Applied legal psychology, iss. 4(61), pp. 11-22, doi: 10.33463/2072-8336.2022.4(61).011-022.

В современном обществе есть стабильный запрос на изучение процессов становления человека как профессионала и гражданина, поиск путей овладения гражданами России накопленными человечеством достижениями культуры. Решающими факторами формирования новых поколений людей становятся соответствующие времени системы их образования и воспитания, базирующиеся на фундаментальном научном знании окружающего мира. Особое значение для решения имеющихся и постоянно возникающих вызовов в образовательных системах страны приобретают педагогика и психология, ориентированные на всестороннее развитие человека сегодняшнего дня, уверенно смотрящего в будущее.

Идеи развития человека, разрабатываемые психологией и педагогикой на протяжении всего ХХ века, заложили и ведущие векторы модернизации отечественного образования в начале XXI века. Подтверждение мы находим в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (2015), федеральных государственных образо-

вательных стандартах (ФГОС) начального, основного общего и высшего образования. Среди профессиональных компетенций специалиста выделяются управленческие знания и умения, предполагающие и формирование лидерских качеств. Ярким примером может служить проведение в последние годы открытого конкурса для руководителей нового поколения «Лидеры России», являющегося флагманским проектом президентской платформы «Россия - страна возможностей» [3]. В этом конкурсе, нацеленном на подготовку сообщества лидеров, определяющих будущее России, в 2019-2022 годах участвовало почти 850 000 участников.

Проблема формирования лидерских качеств становится важной для обучающихся в вузах Российской Федерации, в том числе курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России). Для них такая задача соотносится с требованиями Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года, согласно которой в уголовно-исполнительной системе реализуются мероприятия по подготовке высококвалифицирован-

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ных специалистов, созданию резерва управленческих кадров, обладающих сформированными лидерскими качествами и опытом. Следовательно, работа по формированию лидерских качеств у курсантов приобретает особое значение в период их обучения в образовательных организациях ФСИН России.

Теоретические аспекты формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России нами уже докладывались в научных публикациях [4-6]. Использование гендерного подхода как методологического инструмента научного исследования базируется на имеющемся опыте гендерных исследований, проведенных в Рязанском государственном университете имени С. А. Есенина и Академии ФСИН России [1; 2; 7; 8]. В этих исследованиях роли, нормы, ценности, черты характера, традиционно предписывающиеся обществом мужчинам и женщинам, «рассматриваются через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы с тем, чтобы выяснить причины возникновения гендер-ной асимметрии и иерархии власти» [1, с. 418]. Гендерный подход включает в себя идею независимости самореализации личности от половой принадлежности, при этом объяснение всех аспектов развития и социализации личности возможно лишь с помощью теоретических и прикладных разработок гендерной психологии и педагогики [8, с. 57].

* * *

Исследование образа лидера у юношей-курсантов (рис. 1) показало,

что из предложенных 36 личностных качеств лидера наиболее значимыми юноши считают такие качества, как «отсутствие агрессивности» (Мх = 4,39), «ответственность» (Мх = 4,31), «психологическая устойчивость» (Мх = 4,24), «эмоциональная устойчивость» (Мх = 4,20), «дисциплинированность» (Мх = 4,19), «надежность» (Мх=4,19], «внимательность» (Мх=418]. К наименее важным для лидеров качествам курсанты отнесли высокую самооценку (Мх = 3,2) и высокие жизненные притязания (Мх = 3,45). В целом отмечается относительно невысокая дифференциация значимости различных лидерских качеств: средние ее оценки располагаются в диапазоне от 3,2 до 4,4 балла. Имеющийся у юношей-курсантов образ идеального лидера носит выраженный функциональный характер и наиболее симметричен деловому типу лидерства.

Сопоставление образа идеального лидера и представлений о себе как о лидере демонстрирует достаточно высокую степень совпадения по ключевым позициям. Так, подавляющее большинство опрошенных курсантов отмечают у себя наличие таких качеств, как отсутствие агрессивности, дисциплинированность, ответственность, психологическая устойчивость и надежность. Общая степень соответствия представления о себе образу идеального лидера составляет 89,8 %.

Сравнение представленных на рисунке данных позволяет определить и основные направления развития лидерских качеств, то есть те позиции, которые имеют достаточно высокую значимость и при этом относительно

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

-Образ лидера -Я-лидер

Рис. 1. Средние оценки значимости и обладания личностными качествами лидера в группе юношей-курсантов

слабо развиты у большинства опрошенных курсантов. К таким характеристикам могут быть отнесены коммуникативно-организаторские умения и самостоятельное целеполагание и планирование, а также сходные по смыслу и более узкие по реализации:

выработка стратегии действий по достижению целей, сплочение обучающихся на добросовестную учебную и ежедневную деятельность, мотивация курсантского коллектива на достижение общей цели. Таким образом, наиболее типичными затруднениями

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

юношей-курсантов при реализации лидерского потенциала выступают недостатки навыков целеполагания и коммуникативно-организаторских способностей.

Структурный анализ образов лидерства позволил определить ведущие (ядерные) характеристики, имеющие наибольший структурный вес в каждой из рассматриваемых систем. В системе представлений об идеальном лидере в качестве основополагающих характеристик выступают «успешное решение поставленных задач» (структурный вес равен 18,31) и «внимательность» (структурный вес равен 18,24). Именно оценка значимости для лидера этих качеств в наибольшей степени взаимосвязана со всеми другими чертами лидера и формирует всю систему представлений о лидерстве в целом. В данном случае можно еще раз подчеркнуть выраженную «функ-ционерскую» основу представлений о лидерстве у юношей-курсантов.

В системе представлений о себе как о лидере ведущими характеристиками, имеющими наибольший структурный вес, выступают «храбрость» (структурный вес равен 7,18) и «коммуникативно-организаторские умения» (структурный вес равен 6,93). Иными словами, оценка собственного лидерства у юношей-курсантов основана прежде всего на их оценках своей способности преодолевать страхи и решительно двигаться к поставленной цели, а также грамотно и эффективно выстраивать межличностное общение.

Диагностика сформированности структурных компонентов лидерских качеств у юношей-курсантов показала

средний (достаточный) уровень их развития (рис. 2). При этом более сформированным, по сравнению с другими, выступает адаптивно-коммуникативный компонент (Мх = 57,27), а наиболее слабую сформированность демонстрирует когнитивный компонент лидерских качеств (Мх = 51,31).

Адаптивно-коммуникативный компонент лидерских качеств описывает способности курсантов к конструктивному межличностному взаимодействию, особенности коммуникативной активности, а также уровень адаптивности и гибкости мышления и поведения.

Относительно высокая его сфор-мированность у юношей определена их ярко выраженной общительностью, экстравертированностью в сочетании с социальной смелостью, инициативностью и стремлением к самостоятельности и доминированию. Курсанты могут быть описаны как уверенные в себе, энергичные и активные личности, хорошо чувствующие себя в социальной среде и демонстрирующие настойчивость, напористость и энтузиазм.

Подобная социальная и коммуникативная активность при этом сопряжена с недостаточно развитой гибкостью и способностью оперативно адаптироваться к переменам. Так, в привычных условиях курсанты ощущают себя уверенно и проявляют необходимые лидерские качества. Однако перед лицом неопределенности, при необходимости быстро сменить поведенческую стратегию, изменении привычного хода вещей юноши склонны ощущать выраженный дискомфорт, растерянность и снижение эффективности деятельности.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ч <

2 о

Рис. 2. Средние значения структурных компонентов лидерских качеств юношей-курсантов

Примечание. Для возможности сопоставления компонентов между собой их значения были приведены к интервалу от 0 до 100 относительно их минимумов и максимумов среди вычисленных значений.

Кроме того, можно отметить средний уровень выраженности у юношей таких характеристик, как дипломатичность, эмпатия и толерантность. В ряде случаев им может не хватать чуткости, понимания переживаний других людей и различных социальных нюансов, дипломатичности и тактического мастерства при общении в эмоционально сложных или неоднозначных ситуациях.

Вторую по уровню сформирован-ности позицию занимает управленческий компонент лидерских качеств (Мх = 56,24). Он включает в себя шкалы, измеряющие организаторские способности, управленческие ориентации и особенности нормативности поведения, степени автономности и зависимости (независимости) от группы. В рамках данного компонента наи-

более ярко выраженными чертами у курсантов выступают: стремление к доминированию, дисциплинированность, организованность, способность к принятию ответственности,хороший самоконтроль и развитая система самоуправления, организаторские склонности. При достижении поставленных целей курсанты в большей мере ориентированы на задачу, а не на людей, в связи с чем проявляют себя как требовательные и работоспособные члены коллектива.

Курсанты-юноши демонстрируют высокую продуктивность преимущественно в хорошо организованной среде с четко установленными правилами и критериями работы. Они испытывают определенную потребность в контроле и указаниях, действуют осознанно, комфортно себя ощущают в роли на-

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

дежных и усердных исполнителей. При необходимости организовывать и (или) оказывать влияние на других юноши больше склонны опираться на свой статус, нежели личностную позицию или убеждения.

На третьем месте по степени сформированности располагается эмоционально-волевой компонент лидерских качеств (Мх = 54,35). Он описывает особенности эмоционально-волевой сферы курсантов, их способности к самоконтролю и самоуправлению.Среди отдельных элементов данного компонента высоким уровнем развития отличаются такие личностные характеристики, как эмоциональная устойчивость, самоконтроль, ответственность, смелость, самопринятие, спокойствие. Юноши-курсанты выдержаны, надежны, хорошо владеют собой и своими состояниями, устойчивы к эмоциональным нагрузкам, готовы к риску и ответственности, следуют принятым обязательствам, открыты к эффективному сотрудничеству с другими и ориентированы на цель.

Проблемными аспектами в сфор-мированности эмоционально-волевого компонента лидерских качеств выступают недостаточно развитая гибкость и адаптивность курсантов к переменам, здесь же относительно невысокое развитие таких звеньев системы самоуправления, как анализ противоречий, самоконтроль и коррекция. В ряде случаев юноши-курсанты могут затрудняться в адекватном восприятии и понимании сложившейся ситуации, отслеживании процессов выполнения плана в реальной действительности и при попыт-

ках изменить собственные действия и поведение.

Ценностно-мотивационный компонент лидерских качеств отражает особенности самооценки и мотивацион-но-ценностных устремлений курсантов (Мх = 52,72). Наиболее развитыми его элементами выступают: социальная смелость и активность, аналитичность и критичность мышления, готовность к риску и неординарным решениям, ориентация на задачу, настойчивость и энергичность в достижении целей, хорошая регуляция потребностной сферы, свобода от значимых внутренних конфликтов, удовлетворенность собой и своей жизнью.

Недостатки в уровне развития этого компонента связаны по большей части с несформированностью целостной системы самоуправления на таких ее этапах, как целеполагание, планирование, принятие решения и оценка качества. Особенно большая вероятность ошибок возникает у курсантов на этапе разработки плана как системы средств и последовательности их применения для достижения поставленной цели.

Наименее сформированным компонентом лидерских качеств является когнитивный компонент (Мх = 51,31), который описывает особенности познавательной активности курсантов, их профессионального становления и личностного развития. Курсанты характеризуются достаточно развитыми познавательными способностями, они проницательны, хорошо информированы, заботятся о практических вопросах и при этом способны работать как с реальными, так и с абстрактными проблемами. Для них характерен доста-

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

точный уровень оперативности мышления, общей культуры и эрудиции. Они в средней степени настроены на понимание других людей, восприимчивы к социальным тонкостям и нюансам. При склонности к предварительному планированию своих действий в ряде случаев юношам-курсантам может не хватать способности к четкому самоуправлению и умений ориентироваться в ситуации, прогнозировать, ставить цели, планировать и принимать решения.

Обобщая результаты анализа структурных компонентов лидерских качеств и их отдельных элементов, можно отметить, что наиболее нуждающимися в дополнительном развитии у юношей-курсантов выступают такие личностные характеристики, как гибкость и система самоуправления. Недостаточность сформированности указанных элементов негативно отражается на всей структуре лидерских качеств, затрагивая все стороны проявлений лидерства.

Для поиска интегральных факторов, которые могут оказывать значимое влияние на развитие лидерских качеств курсантов, был проведен факторный анализ (метод главных компонент с последующим варимакс-враще-нием). С его помощью были выявлены два фактора, которые уместно рассматривать как личностные детерминанты сформированности лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России. Суммарная доля объясненной дисперсии - 0,53.

Первый фактор - образ идеального лидера - имеет наибольшую информативность (36 %) и включает в себя различные личностные черты, которыми

обладает идеальный лидер. Наиболее высокие факторные нагрузки в составе этого фактора имеют такие лидерские характеристики, как ответственность, внимательность, психологическая и эмоциональная устойчивость, самоконтроль, коммуникативно-организаторские умения.

Второй фактор - образ «Я-лидер» (информативность 17 %) - включает в себя представления о собственных лидерских качествах. Наибольшие факторные нагрузки при этом имеют: коммуникативно-организаторские умения, храбрость, твердая воля, активная жизненная позиция, мотивация курсантского коллектива на достижение общей цели.

Для решения задачи выявления типов личности курсантов после анализа выявленных факторов мы осуществили понижение размерности пространства, переведя значения всех наблюдаемых показателей в двухмерное пространство факторов. Затем был проведен кластерный анализ методом К-Меаns Clustering. В результате были выявлены четыре типа личности курсантов образовательных организаций ФСИН России, которые были нами обозначены как нарциссический, самодостаточный, самокритичный и обесценивающий.

На рисунке 3 представлено процентное распределение юношей-курсантов, имеющих различный тип личности.

Подавляющее большинство курсантов (суммарно около 76 %) обладают самодостаточным и самокритичным типом личности.

Самодостаточный тип (43,3 % юношей) может рассматриваться как наи-

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Рис. 3. Процентное распределение юношей-курсантов по показателю принадлежности к разным типам личности

более психологически благополучный. Курсанты этого типа отличаются достаточно высокими требованиями к качествам лидера в целом, что сочетается с довольно высокими оценками и собственных лидерских проявлений. Таким образом, для данного типа личности характерна наибольшая степень совпадения образов идеального лидера и образа Я-лидер.

Самокритичный тип (32,6 % юношей) характеризуется сочетанием повышенных требований к лидеру (чертам личности, умениям, проявлениям) при сниженной самооценке собственного лидерского потенциала. Иными словами, обладая довольно идеализированным представлением о сущности истинного лидера, юноши указанного типа не видят в себе нужного уровня развития необходимых качеств и умений.

Представители обесценивающего типа (12,6 % юношей) характеризуются низкими значениями по обоим интегральным факторам. У них нет четко сформированного образа лидера

и осознанных представлений о необходимых ему качествах и компетенциях, свои собственные личностные особенности и лидерский потенциал курсанты данного типа оценивают также невысоко.

Наименее распространенным среди юношей-курсантов является нарцисси-ческий тип личности (11,5 %). Для этого типа характерно сочетание высоких самооценок своей личности и лидерства с невысокими оценками значимости для лидера различных качеств. Фактически на фоне сниженных требований к роли лидера у курсантов данного типа сформирована завышенная оценка собственных лидерских качеств и умений.

Результаты проведенного исследования позволили доказать возможность формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России. Перспективным продолжением научных изысканий могут стать исследования психолого-педагогических детерминант формирования лидерских качеств со-

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

трудников ФСИН России на различных этапах службы, влияния степени развитости лидерских качеств на про-

фессиональную карьеру и успешность сотрудниковуголовно-исполнительной системы и др.

Список источников

1. Воловик А. К., Романов А. А. Гендерная идеология как составная часть метапарадигмы «Педагогика XXI века» // Педагогические подвижники в переломные эпохи ХХ века : избранные научные статьи и очерки. Рязань : Концепция, 2017. С. 417-428.

2. Девиантное поведение подростков: гендерное измерение. Теоретические и прикладные аспекты работы с несовершеннолетними правонарушительница-ми : сб. науч. ст. / под ред. А. А. Романова, Т. В. Калашниковой. Рязань : РГПУ, 2003. 164 с.

3. Лидеры России. Конкурс управленцев. URL: https://xn--d1achcanypala0j. xn--p1ai/#about (дата обращения: 25.09.2022).

4. Мартынова Н. М. Изучение образа лидера у курсантов образовательных организаций ФСИН России // Глобальный научный потенциал. 2022. № 5(134). С. 153-156.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Мартынова Н. М. Особенности формирования лидерских качеств у девушек-курсантов образовательных организаций ФСИН России // Перспективы науки. 2022. № 5(152). С. 199-201.

6. Мартынова Н. М. Целеполагание в процессе психолого-педагогического сопровождения формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России // Перспективы науки. 2021. № 4(139). С. 48-50.

7. Романов А. А., Воловик А. К. Потенциал гендерного подхода в научно-педагогической работе университета // Педагогическое образование и наука. 2006. № 3. С. 55-58.

8. Романов А. А., Воловик А. К. Практико-ориентированные гендерные педагогические исследования // Фундаментальные и прикладные исследования проблем образования : материалы Всерос. методол. семинара : в 2 т. ; под науч. ред. Н. В. Бордовской. СПб. : Изд-во РГПУ имени А. И. Герцена, 2004. Т. II. С. 56-60.

References

1. Volovik A. K., Romanov A. A. Gender ideology as an integral part of the meta-paradigm "Pedagogy of the XXI century'// Pedagogical ascetics in the critical epochs of the twentieth century : selected scientific articles and essays. Ryazan : Concept, 2017. pp. 417-428.

2. Deviant behavior of adolescents: gender dimension. Theoretical and applied aspects of work with juvenile delinquents : collection of scientific articles / edited by A. A. Romanov, T. V. Kalashnikova. Ryazan : RSPU, 2003. 164 p.

3. Leaders of Russia. Competition of managers. URL: https://xn--d1achcanypala0j.xn--p1ai/#about (accessed: 25.09.2022).

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

4. Martynova N. M. Studying the image of a leader among cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia // Global Scientific potential. 2022. No. 5(134). pp. 153-156.

5. Martynova N. M. Features of the formation of leadership qualities in female cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia // Prospects of science. 2022. No. 5(152). pp. 199-201.

6. Martynova N. M. Goal-setting in the process of psychological and pedagogical support for the formation of leadership qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia // Prospects of science. 2021. No. 4(139). pp. 48-50.

7. Romanov A. A., Volovik A. K. The potential of gender approach in the scientific and pedagogical work of the University // Pedagogical education and science. 2006. No. 3. pp. 55-58.

8. Romanov A. A., Volovik A. K. Practice-oriented gender pedagogical research // Fundamental and applied research of problems of education : materials of All-Russian. methodol. seminar : in 2 volumes ; under the scientific editorship of N. V. Bordovskaya. St. Petersburg : Publishing House of the A. I. Herzen State Pedagogical University, 2004. Vol. II. pp. 56-60.

Информация об авторах

Н. М. Мартынова - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров;

А. А. Романов - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, почетный профессор РГУ имени С. А. Есенина.

Information about the authors

N. M. Martynova - adjunct of the Faculty of training of scientific and pedagogical personnel;

A. A. Romanov - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Honorary Professor of S. A. Yesenin Russian State University.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред.

Статья поступила в редакцию 19.09.2022; одобрена после рецензирования 23.10.2022; принята к публикации 01.11.2022.

The article was submitted 19.09.2022; approved after reviewing 23.10.2022; accepted for publication 0111.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.