DOI: 10.12731/2218-7405-2014-3-12 УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАЗНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Атрохова Т.В.
Цель
В статье рассматривается проблема динамики психологической структуры смыслового чтения у обучающихся с разными показателями успешности деятельности в период обучения в начальной школе. Научная новизна состоит в том, что чтение изучается как деятельность, которая имеет в своей основе психологическую структуру. В основу исследования положена гипотеза о том, что психологическая структура смыслового чтения в период обучения в начальной школе соответствует общей архитектуре деятельности, а ее генезис подчиняется закономерностям системогенеза деятельности, установленным в отношении школьной учебной деятельности и профессионального обучения.
Метод или методология проведения работы
Методологическую основу исследования составляют фундаментальные принципы отечественной психологии, психологические теории деятельности, основные подходы и принципы системной организации деятельности; теоретические принципы и методология системогенетического подхода к деятельности, исследования по психологии чтения.
Результаты
Приведенные данные позволяют выявить компоненты структуры, определяющие успешность смыслового чтения в полярных группах обучающихся.
Область применения результатов Результаты исследования могут быть использованы для формирования тех компонентов, которые определяют успешность усвоения смыслового чтения в младшем школьном возрасте
Ключевые слова: деятельность, психологическая структура деятельности, смысловое чтение
THE PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF THE SEMANTIC READING IN PRIMARY SCHOOL AGE WITH A DIFFERENT OF SUCCESS OF THE ACTIVITY
Atrokhova T.V.
Purpose
The paper regards the problem of the psychological structure of the semantic reading with different of success of the activity during elementary school study. Reading is activity. Activity has got of the psychological structure. The psychological structure of the semantic reading during elementary school study develops in accordance with the laws of development activities.
Methodology
The research is based constitute the fundamental principles of the national psychology, psychological theory of activity, basic approaches and principles of system organization activities, the theoretical principles and methodology approach of the sistemoges, i activities of research on the psychology of reading.
Results
The components of the psychological structure are identified. Some of the components are associated with successful execution of the semantic reading activities.
Practical implications
Psychologist can adjust development of the components are associated with successful execution of the psychological structure activities.
Keywords: activity, the psychological structure of the activity, the psychological structure.
Введение
Актуальность исследования чтения определяется тем, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет чтение не только как учебный предмет, но и как метапредметный результат обучения[10]. Это означает, что чтение становится средством, с помощью которого обучающийся решает учебные и внеучебные задачи.
Чтение - это сложный феномен, изучаемый различными отраслями психологии. Однако, несмотря на свою неоднородность, большинство исследователей выделяют два этапа чтения - технический и смысловой. Содержание первого составляет оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова и речевые движения (Т.Г. Егоров, А.Н. Корнев, А.Р. Лурия, М.И. Оморокова, Л.С.Цветкова, Д.Б. Эльконин), а содержание второго -понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания, а также перевод авторского кода на свой смысловой код (Т.Г Егоров, А.Н.Корнев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Д.Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М.И. Оморокова).
Обзор литературы
Все исследования, проводящиеся в русле этой проблемы можно разделить на три этапа. В рамках первого, феноменологического (описательного) этапа,
происходит актуализация проблемы (В.П. Вахтеров, Н.А. Корф, Ф.И. Буслаев, Э. Мейман, К.Д. Ушинский, Wernike, Dejerine, Wolpert) , систематизация и описание феноменов психологии чтения (Д. Дьюи, Э. Мейман, B. Erdman, R.Dodge, I.B.O'Brien, А.Трошин, Э. Хьюи) и психологических трудностей его усвоения (Wernike, Dejerine, Wolpert, В. Олтушевский, Кац, А.В. Трошин и др). Второй этап отмечен возросшим интересом к диагностике чтения в связи с осознанием трудностей в его усвоении (Э. Торндайк, Берт, Беллард, В. Грей, Е.В. Гурьянов) и становлением методологической основы будущих исследований психологии чтения (Л.С. Выготский, Б.Г.Ананьев, С.Л Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) . На третьем, аналитическом этапе, психология чтения выделяется в специальную область психологии, появляются исследования, направленные на выявление факторов, оказывающих влияние на формирование смыслового чтения (Н.Г. Морозова, Е.В. Гурьянов), исследования чтения с точки зрения теории речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Жинкин, Зимняя, А.Н. Соколов), исследования чтения как деятельности (Б.Г. Ананьев, Т.Г. Егоров, Д.Б.Эльконин), изучение трудностей формирования смыслового чтения (А.Р. Лурии, Ж.И. Шифа, Б.Г. Ананьева, Л.С. Цветковой, N. Geschwind, A. Harris, F.Roswell, Hirsch и др.).
Постановка задачи
Вместе с тем, в исследовательской литературе отсутствует единая общепринятая терминология относительно изучаемого явления, большинство исследований носит аналитический характер и сравнительно мало исследований, в рамках которых чтение исследуется с точки зрения формирования системы [7], а также исследований, посвященных формированию чтения в рамках обучения в начальной школе [12,13] и особенностям чтения у детей с разной успешностью деятельности [11].
В связи с этим, цель нашего исследования заключается в выявлении специфических особенностей психологической структуры смыслового чтения у детей младшего школьного возраста с разными показателями успешности
деятельности. Смысловое чтение определяется нами как специфический вид деятельности [5]. Смысловое чтение - это специфическая форма сознательной активности человека, направленная на достижение усвоения содержания и формирование личностного смысла читаемого [1, 5].
С точки зрения системного анализа деятельности, изложенного в концепции системогенеза В.Д. Шадрикова, деятельность изучается в единстве трех аспектов: физиологического, предметно-действенного и психологического
[9].
Содержанием первого аспекта является последовательность действий, которые необходимо выполнить для достижения цели. Применительно к чтению это способ осуществления данного вида деятельности, скорость и правильность, а также наличие и характер ошибок. Эта внешняя сторона деятельности, изложенная в методических рекомендациях по учебной программе «Литературное чтение», реализуется в форме нормативно-одобренного способа чтения. Соответственно, на этом уровне эффект усвоения будет проявляться и изменении показателей продуктивности и качества чтения, а также в изменении способов выполнения осваиваемых действий.
Физиологический уровень деятельности реализуется соответствующими функциональными системами мозга [4]. Психофизиологической основой функциональной системы чтения является совместная деятельность различных зон головного мозга. Каждая из них вносит свой специфический вклад в осуществление сложного процесса чтения. Нарушение деятельности любого из описанных звеньев приводит к специфическим, связанным с функциями именно этого компонента, отклонениям в работе всей системы, что проявляется в особых типах нарушения чтения [15].
Предметом психологического анализа деятельности являются индивидуальные качества субьекта, которые побуждают, направляют, регулируют и реализуют деятельность [9]. Это внутренняя сторона смыслового чтения. На этом уровне эффект усвоения будет проявляться в развитии
индивидуальных качеств обучающихся, в формировании подсистем психических качеств, обеспечивающих качество и скорость чтения, а также в развитии психологической системы деятельности в целом. Развитие смыслового чтения как и любого вида деятельности предполагает формирование структуры [8]. Психологическая структура деятельности (ПСД) - это целостное единство психических компонентов и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность [8].
Описание исследования
На основе психологического анализа смыслового чтения, нормативных документов, содержания обучения чтению в 1-4 классах и пилотажного исследования был определен компонентный состав психологической структуры смыслового чтения в младшем школьном возрасте и разработана методика «Комплексная диагностика психологической структуры смыслового чтения» (Т.В. Атрохова, Н.В. Нижегородцева) [5]. В нее вошли 16 учебно-важных качеств (УВК), которые предположительно оказывают влияние на успешность усвоения смыслового чтения в 1-4 классах. Эти компоненты структуры распределены по блокам в зависимости от выполняемой функции: личностно-мотивационный, принятие учебной задачи, представления о содержании и способах выполнения деятельности, информационный и блок управления деятельностью (таблица 1). Структура выделена в исследовательских целях и носит условный характер. В реальной деятельности все компоненты и блоки взаимосвязаны, взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга.
Таблица 1
Психологическая структура смыслового чтения _у обучающихся в 1-4 классах_
№ Функциональный блок Учебно-важное Условное
психологической структуры качество обозначение
смыслового чтения
1. Личностно-мотивационный Мотивы учения М
Мотивы чтения МЧ
2. Представление о целях деятельности, принятие учебной задачи Принятие задачи ПЗ
3. Представления и содержании и Смысловая догадка СД
способах выполнения Скорость чтения СЧ
деятельности Правильность чтения ПЧ
Активный словарь АС
Знание морфологии ЗМ
Знание синтаксиса ЗС
4. Информационная основа деятельности Зрительное восприятие пространственно- ориентированных структур ЗВ
Целостность ЦВ
восприятия
Логическое ЛМ
мышление
Вербальная память ВП
Творческое воображение ТВ
5. Управление деятельностью и Обучаемость Об
принятие решений Произвольная регуляция деятельности ПРД
Целью настоящей статьи является исследование специфических особенностей психологической структуры смыслового чтения у детей младшего школьного возраста, имеющих разные показатели успешности усвоения чтения.
С этой целью мы поделим детей с помощью метода полярных групп на условно успешных и условно неуспешных учащихся. Первые - обучающиеся, имеющие по результатам диагностики высокие показатели индивидуального развития (ИГЧ), вторые - отличающиеся низкими показателями индивидуального развития (ИГЧ).
В ходе исследования предстоит решить ряд задач: выявить значимые взаимосвязи учебно-важных качеств (УВК), образующих психологическую структуру смыслового чтения; определить функциональное значение каждого УВК и его функциональый «вес» в психологической структуре деятельности; выяснить, какое влияние оказывают УВК, имеющие различное функциональное значение, на успешность смыслового чтения; выявить общие тенденции динамики психологической структуры смыслового чтения на протяжении обучения в начальной школе.
На первом этапе анализ психологических структур смыслового чтения «успешных» и «неуспешных» обучающихся 1,2,3 и 4 классов заключался в проверке их гомогенности/гетерогенности с помощью метода экспресс х2. Обработка результатов исследования указанным способом показала статистически-достоверную разнородность психологических структур смыслового чтения у «успешных» и «неуспешных» обучающихся 1,2,3 и 4 классов. Это свидетельствует о том, что психологические структуры смыслового чтения обучающихся 1,2,3 и 4 классов являются различными и качественно гетерогенными и, соответственно, вскрывают достаточно глубокие качественные различия.
Полученный результат показывает целесообразность проведения более детального анализа структурного показателя успешности смыслового чтения и психологической структуры смыслового чтения в целом.
Таблица 2
Основные показатели психологической структуры смыслового чтения
«успешных» обучающихся младшего школьного возраста
№ Показатели Результат
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1. Количество компонентов структуры 12 14 15 16
2. Общее количество г связей компонентов структуры 30 50 62 74
3. Количество сильных г связей (р<0,01) 16 16 22 30
4. Средний вес компонента структуры (Хср.) 4,3 4,6 5,3 4,2
5. Индекс когерентности структуры (ИКС) 34 70 70 82
6. Индекс дивергентности структуры (ИДС) 20 4 14 6
7. Индекс организованности структуры (ИОС) 14 66 56 76
8. Базовые компоненты ПЗ, СЧ, ПЗ, СЧ, МЧ, ПЗ, МУ,
ТВ ПЧ, ЗМ, ЦВ, ЗМ АС, СЧ, ПЧ, ЛМ, ОБ МЧ, ПЧ, ЗМ, СД, ЦВ, ОБ
9. Ведущие компоненты СЧ ЗМ, СЧ АС, ПС, ВП, ПЧ ТВ, ПЗ
Примечание: Индекс когерентности структуры определяется как функция числа положительных значимых связей в структуре и меры их значимости. Индекс дивергентности структуры определяется как функция числа отрицательных значимых связей в структуре и меры их значимости. Индекс организованности структуры определяется как функция общего количества положительных и отрицательных связей, а также меры их значимости [3]. Базовые компоненты - это учебно-важные качества, имеющие наибольшее количество связей с компонентами структуры. Ведущие компоненты - учебно-важные качества, имеющие сильные связи с интегральным показателем успешности деятельности [6].
В процессе анализа показателей психологической структуры смыслового чтения в группе условно успешных обучающихся зафиксировано увеличение
общего количества компонентов, r-связей компонентов, количества сильных связей, индекса когерентности и индекса организованности структуры.
Полученные данные позволяют говорить о том, что к четвертому классу психологическая структура смыслового чтения начинает постепенно приобретать свойства системы. Согласно положениям концепции системогенеза деятельности и общей теории систем, увеличение количества и тесноты связей между компонентами структуры ведет к возрастанию ее функциональных возможностей [9]. Возрастание индекса когерентности более чем в два раза (с 34 до 82) от первого к четвертому классу свидетельствует об установлении новых функциональных связей между отдельными компонентами в процессе усвоения чтения. Вследствие, увеличиваются возможности структуры в обеспечении необходимого уровня понимания.
Вместе с тем, увеличение количества сильных связей и практически не меняющийся средний «вес» компонента могут говорить о том, что структура еще не динамична, не подвижна, возможности ее перестройки и образования новых подструктур пока нет.
От первого к четвертому классу постепенно ослабляется связь между успешностью усвоения смыслового чтения (оценка по чтению) и уровня развития отдельных индивидуальных качеств обучающихся. Так, в первом классе значимые корреляции с интегральным показателем успешности смыслового чтения образует одно УВК - «скорость чтения» (r=0,734, при p<0,01); во втором - два - «знание морфологии» (r=0,804, при p< 0,01) и «скорость чтения»(r=0,768, при p<0,01); в третьем - «активный словарь»(r=0,844, при p< 0,01), «пассивный словарь»(r=0,803, при p<0,01), «правильность чтения» (r=0,836, при p< 0,01) и «вербальная память» (r=0,807, при p< 0,01); в четвертом - «принятие задачи»(г=0,896, при p<0,001) и «творческое воображение» (r=0,766, при p<0,01).
Таким образом, в группе условно успешных обучающихся наблюдается рост ведущих учебно-важных качеств от первого ко второму и от второго к третьему классу, а к концу четвертого - уменьшение.
Эти изменения можно рассматривать как начавшийся процесс оптимизации психического обеспечения показателей эффективности деятельности чтения. На этом этапе постепенно начинают складываться комплексы учебно-важных качеств: компоненты объединяются в подсистемы и весь механизм усвоения чтения постепенно начинает переходить на качественно иной уровень [2].
Это согласуется с логикой и закономерностями этапов освоения чтения, нашедших отражение в работах Б.Г. Ананьева, Е.В. Гурьянова, Т.Г. Егорова, Д.Б. Эльконина и других авторов. Психологический анализ чтения показывает, что процесс усвоения чтения в 1-4 классах представляет собой переход от аналитических и аналитико-синтетических к синтетическим способам чтения.
К концу четвертого класса в психологической структуре смыслового чтения складываются две подструктуры учебно-важных качеств. Первая подструктура обеспечивает беглость чтения («принятие задачи», «целостность восприятия» и «творческое воображение»), а вторая - обеспечивает работу тех приемов чтения, которые характерны для предыдущих периодов освоения (аналитический и аналитико-синтетический) и используются обучающимся для чтения трудных текстов или сложных оборотов речи («мотивы учения», «мотивы чтения», «смысловая догадка», «правильность чтения», «знание морфологии» и «обучаемость»).
Таблица 3
Основные показатели психологической структуры смыслового чтения
«неуспешных» обучающихся младшего школьного возраста
№ Показатели Результат
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1. Количество компонентов структуры 8 11 10 11
2. Общее количество г связей компонентов структуры 24 42 42 32
3. Количество сильных г связей (р<0,01) 12 20 26 6
4. Средний вес компонента структуры (Хср.) 4,4 5,4 7,1 3
5. Индекс когерентности структуры (ИКС) 24 54 72 36
6. Индекс дивергентности структуры (ИДС) 18 8 0 0
7. Индекс организованности структуры (ИОС) 6 46 72 36
8. Базовые компоненты ПЗ, СЧ, МУ, МУ, МУ,
ПЧ, ЛМ СЧ, ЗМ СЧ, ПЧ, ЗМ, ЗВ ПЧ, ЗМ
9. Ведущие компоненты СЧ ЗМ СД, ЗМ, ЗВ, МУ, СЧ, ПЧ
Анализ показателей психологической структуры смыслового чтения в группе условно неуспешных обучающихся показал рост общего количества компонентов от первого к четвертому классу. Такие показатели структуры как общее количество г-связей компонентов, количество сильных связей, индекс когерентности и индекс организованности структуры растут от первого к третьему классу, но снижаются от третьего к четвертому. Полученные данные могут говорить о том, что от первого к третьему классу психологическая структура смыслового чтения начинает постепенно приобретать свойства системы, а к четвертому классу этот процесс заметно снижается. По этой причине психологическая структура демонстрирует уменьшение функциональных возможностей. Полученные данные согласуются с
результатами Т.Г. Егорова, выявленными на основе исследований механизма чтения на синтетическом этапе. Обучающийся, встречаясь с трудными оборотами речи, прибегает к аналитико-синтетическим и аналитическим приемам чтения, характерных не только для предыдущей стадии, но иногда и для начальных приемов чтения. Вместе с тем, уменьшение количества сильных связей и уменьшение среднего «веса» компонента говорит о том, что имеет место тенденция приобретения динамичности, подвижности и формирование возможности ее перестройки и образования новых подструктур.
В первом, втором и третьем классах возрастает зависимость успешности освоения чтения от уровня развития отдельных индивидуальных качеств, а от третьего к четвертому - резко снижается. Это подтверждается тем, что в первом и втором классе значимые корреляции с интегральным показателем успешности образует одно УВК - «скорость чтения» (r=0,697, при р<0,01)и «знание морфологии» (r=0,751, при р<0,001) соответственно, к третьему классу количество УВК возрастает до четырех - «мотивы учения» (r=0,900, при р<0,001), «смысловая догадка» (r=0,658, при р< 0,01), «знание морфологии» (r=0,854, при р<0,001), «скорость чтения» (r=0,690, при р<0,01), «правильность чтения» (r=0,823, при р<0,001) и «зрительное восприятие» (r=0,837, при р<0,001). В четвертом классе такие УВК отсутствуют. Эти изменения можно рассматривать как следствие неоднородности усвоения смыслового чтения обучающимися в четвертом классе: часть обучающихся уже перешла к синтетическим приемам чтения, а часть еще использует аналитико-синтетические приемы, характерные для предыдущего этапа.
В психологической структуре смыслового чтения условно неуспешных обучающихся в четвертом классе представляется возможным выделение двух взаимосвязанных подструктур УВК: центром первой из них являются «мотивы учения», «знание морфологии» и «правильность чтения», а центром второй -«зрительное восприятие» и «целостность восприятия».
Заключение
Приведенные данные позволяют высказать предположение о том, что полученные в результате экспериментального исследования структуры индивидуальных качеств не являются автономными образованиями, а отражают стадии развития психологической структуры смыслового чтения в младшем школьном возрасте.
Список литературы
1. Волкова, Т.В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности у учащихся начальной школы / Т.В. Волкова // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. Том 2 (Психолого-педагогические науки). С.200-204 http://elibrary.ru/item.asp?id=20406749
2. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т.Г. Егоров. - СПб.: КАРО, 2006. - 304 с.
3. Карпов, А.В. Психология принятия управленческих решений [Текст] / А.В. Карпов / под. ред. д-ра психол. наук, академика РАО, проф. В.Д. Шадрикова. - М.: Юристъ, 1998. - 440 с.
4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во МГУ, 1973.
5. Нижегородцева, Н.В., Волкова, Т.В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности / Н.В. Нижегородцева, Т.В. Волкова // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. Том 2 (Психолого-педагогические науки). С. 257-262. http://elibrary.ru/item.asp?id=18920759
6. Нижегородцева, Н.В. Генезис психологической структуры учебной деятельности на разных уровнях образования [Текст] // Н.В. Нижегородцева / Н.В. Нижегородцева, Е.В. Карпова, Н.П. Ансимова Проблемы системогенеза учебной деятельности [Текст] / под ред. А.В. Карпова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - 420 с.
7. Мосунова Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2006. 291 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=16106905
8. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: Наука, 1982. - 183 с.
9. Шадриков, В.Д. Психологический анализ деятельности как системы [Текст] / В.Д. Шадриков // Психологический журнал. - 1980, № 3. - С. 20-31.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования второго поколения. Литературное чтение [Текст]// М., 2009.
11. International book of dyslexia: a guide to practice and recourses. Edited by Ian Smythe, John Everatt and Robin Salter.John Willey & Sons, Ltd, 2004.
12. Kendeou P., Savage R., van den Broek P. Revisiting the simple view of reading
British Journal of Educational Psychology, no. 79 (2009): 353-370. http://elibrary.ru/item.asp?id=14498383
13. Fluss J., Billard C., Ziegler J.C., Warszawski J., Ducot B., Richard G. Poor reading in french elementary school: the interplay of cognitive, behavioral and socioeconomic factors. Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, no.3 (2009): 206-216. http://elibrary.ru/item.asp?id=14269504
14. Couto J.M., Livne-Bar I., Huang K., Association of reading disabilities with regions marked by acetylated h3 histones in kiaa0319.// American Journal of Medical Genetics. Part B. Neuropsychiatry genetics. No. 2 (2010): 447-462. http://elibrary.ru/item.asp?id=15390987
15. Subgrouping of readers based on performance measures: a latent profile analysis wolff //Reading and Writing. no. 2 (2010): 209-238. http://elibrary.ru/item.asp?id=15393148
References
1. Volkova T.V. Dinamika psikhologicheskoy struktury smyslovogo chteniya kak deyatel'nosti u uchashchikhsya nachal'noy shkoly [Dynamics of the Psychological Structure of the Semantic Reading as Activity of Elementary School Pupils], Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik, no.2 (2013): 200-204
2. Egorov T.G. Psikhologiya ovladeniya navykom chteniya [Psychology of reading development]. St. Petersburg, KARO, 2006. 304 p.
3. Karpov A.V. Psikhologiya prinyatiya upravlencheskikh resheniy [Psychology of Management]. Moscow, Yurist, 1998. 440 p.
4. Luriya A.R. Osnovy neyropsikhologii [Fundamentals of neuropsychology] M, 1973.
5. Nizhegorodtseva N.V., Volkova T.V. Psikhologicheskiy analiz smyslovogo chteniya kak spetsificheskogo vida deyatel'nosti [Psychological Analysis of Semantic Reading as a Specific Kind of Activity]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. no. 2 (2012). Tom 2 (Psikhologo-pedagogicheskie nauki): 257-262.
6. Nizhegorodtseva N.V. Genezis psikhologicheskoy struktury uchebnoy deyatel'nosti na raznykh urovnyakh obrazovaniya. Problemy sistemogeneza uchebnoy deyatel'nosti [Problems of development of educational activities]. Yaroslavl, 2009. 420 p.
7. Mosunova L.A. Struktura i psikhologicheskie usloviya razvitiya smyslovogo ponimaniya khudozhestvennykh tekstov [Structure and psychological conditions of development of the semantic understanding of literary texts]. M., 2006. 291 p.
8. Shadrikov V.D. Problemy sistemogeneza professional'noy deyatel'nosti [Problems of development of professional activity]. M, 1982. 183 p.
9. Shadrikov V.D. Psikhologicheskiy analiz deyatel'nosti kak sistemy [Psychological analysis the system of activity]. Psikhologicheskiy zhurnal, no. 3 (1980): 20-31.
10. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart obshchego nachal'nogo obrazovaniya vtorogo pokoleniya. Literaturnoe chtenie [Federal State Educational Standard primary education of the second generation. Literary reading]. M., 2009.
11. International book of dyslexia: a guide to practice and recourses. Edited by Ian Smythe, John Everatt and Robin Salter.John Willey & Sons, Ltd, 2004.
12. Kendeou P., Savage R., van den Broek P. Revisiting the simple view of reading
British Journal of Educational Psychology, no. 79 (2009): 353-370. http://elibrary.ru/item.asp?id=14498383
13. Fluss J., Billard C., Ziegler J.C., Warszawski J., Ducot B., Richard G. Poor reading in french elementary school: the interplay of cognitive, behavioral and socioeconomic factors. Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, no.3 (2009): 206-216. http://elibrary.ru/item.asp?id=14269504
14. Couto J.M., Livne-Bar I., Huang K., Association of reading disabilities with regions marked by acetylated h3 histones in kiaa0319.// American Journal of Medical Genetics. Part B. Neuropsychiatric genetics. No. 2 (2010): 447-462. http://elibrary.ru/item.asp?id=15390987
15. Subgrouping of readers based on performance measures: a latent profile analysis wolff //Reading and Writing. no. 2 (2010): 209-238. http://elibrary.ru/item.asp?id=15393148
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Атрохова Татьяна Витальевна, ассистент кафедры педагогической психологии
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ул. Республиканская, д.108, г. Ярославль,, 150000, Россия e-mail: taty-voronchikhina@yandex. ru
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 1567-6470
DATA ABOUT THE AUTHOR Atrokhova Tatyana Vitalevna, assistant
Yaroslavl State Pedagogical University
108, Ruspublikanskaya, Yaroslavl', 150000, Russia
e-mail: taty-voronchikhina@yandex. ru
Рецензент:
Нижегородцева Надежда Викторовна, заведующая кафедрой педагогической психологии, доктор психологических наук, профессор, Ярославский государственный педагогический университет