УДК 159.9
Т. В. Волкова
Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности
у учащихся начальной школы
В статье рассматривается проблема динамики психологической структуры деятельности смыслового чтения в период обучения в начальной школе. В ходе анализа основных показателей динамики психологической структуры смыслового чтения было выявлено, что к четвертому классу у учащихся увеличивается возможность понимания смысла читаемого.
Ключевые слова: смысловое чтение, психологическая структура смыслового чтения, психологическая готовность к смысловому чтению.
Т. V. Volkova
Dynamics of the Psychological Structure of the Semantic Reading as Activity
of Elementary School Pupils
The paper regards the problem of the dynamics of the psychological structure of the semantic reading during elementary school study. During the analysis of key indicators of the dynamics of the psychological structure of semantic reading it was found that the possibility of understanding the meaning of reading is increased in the fourth class students .
Keywords: semantic reading, a psychological structure of semantic reading, psychological readiness for semantic reading.
Чтение как предмет исследования изучается в рамках различных дисциплин: философии, психологии, педагогики, физиологии, социологии, логопедии, в библиотечном деле и др. Проблема чтения имеет междисциплинарный статус, поэтому позиции исследователей полиаспектны, многообразны и противоречивы.
Анализ истории чтения показывает, что изучение этого сложного вида деятельности насчитывает более чем вековой период. Среди направлений изучения чтения в настоящее время можно выделить: когнитивную, социокогнитив-ную, социопсихолингвическую и интерактивную модели процесса и деятельности чтения.
Большинство исследователей соглашаются с тем, что чтение включает в себя два компонента: технический и смысловой. Технический компонент предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устноречевую форму (Т.Г. Егоров, А.Н. Корнев, А.Р. Лурия, М.И. Оморокова, Л.С. Цветкова, Д.Б. Эльконин). Смысловой компонент чтения включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т.Г. Егоров, А.Н. Корнев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Д.Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М.И. Оморокова). У начинающего чтеца понимание
© Волкова Т. В., 2013
возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного - смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (М.Н. Русецкая).
В данной статье мы будем использовать понятие «смысловое чтение». На основании анализа и обобщения существующих определений нами сформулировано собственное определение смыслового чтения, в основу которого легли основные положения концепции системогенеза деятельности (В.Д. Шадриков). Смысловое чтение -это специфическая форма сознательной активности человека, направленная на достижение усвоения содержания и смысла читаемого.
Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что мы рассматриваем чтение как деятельность. В контексте системогенетической парадигмы исследования деятельность определяется как форма активного отношения субъекта действительности к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта [3].
В соответствии с логикой системогенетиче-ского подхода чтение как деятельность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах: фи-
зиологическом, предметно-действенном и психологическом.
В психологическом аспекте рассмотрения деятельность смыслового чтения имеет своей основой психологическую структуру деятельно-стно-важных качеств. Психологическая структура деятельности (ПСД) - это целостное единство психических компонентов и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность [6, с. 29]. В период начального обучения в школе смысловое чтение представляет новый для учащегося вид деятельности и формируется на основе учебной деятельности. В этот момент психологическую структуру деятельности смыслового чтения составляют учебно-важные качества. Учебно-важные качества (УВК) - это качества учащегося, образующие психологическую структуру учебной деятельности [3]. Согласно системоге-нетической концепции, в процессе освоения деятельности индивидуальные качества ученика формируются в подсистему деятельностно важных качеств, влияющих на эффективность деятельности и успешность ее освоения [6]. С этого времени психологическую структуру смыслового чтения составляют деятельностно-важные качества (ДВК), то есть смысловое чтение является уже освоенным видом деятельности со сформированной структурой ДВК.
Таким образом, смысловое чтение как новый для учащегося вид деятельности усваивается в период начального обучения в школе на основе учебной деятельности, а смысловое чтение как освоенный вид деятельности формируется на основе первого.
В основу нашего исследования положена гипотеза о том, что психологическая структура смыслового чтения в период обучения в начальной школе соответствует общей архитектуре деятельности, а ее генезис (освоение) подчиняется закономерностям системогенеза деятельности, установленным в отношении школьной учебной деятельности и профессионального обучения [3;
5].
На основе теоретического анализа исследований психологии чтения, методических материалов, нормативных документов и результатов пилотажного исследования были определены 18 учебно-важных качеств (УВК), обеспечивающих готовность к обучению деятельности смыслового чтения. Рассмотрим особенности психологической структуры деятельности смыслового чтения в 1, 2, 3 и 4 классах начальной школы.
Анализ психологической структуры деятельности смыслового чтения в первом классе показывает, что в структуру вошли 15 учебно-важных качеств. Средний вес компонента структуры составляет 5,1 усл. ед. Диапазон весовых значений УВК варьируется от 1 до 12 усл. ед. Отметим, что для структуры в целом значимы все компоненты, независимо от их «веса», поскольку, образуя связь даже с одним компонентом структуры, качество оказывает влияние на структуру УВК в целом [6]. По весовому значению можно выделить три группы качеств, которые входят в психологическую структуру деятельности чтения в первом классе: качества, имеющие наибольшее количество значимых корреляционных связей и, соответственно, наибольший вес в структуре (базовые); качества, имеющие вес, близкий к среднему; и качества, имеющие наименьшее количество значимых корреляционных связей, следовательно, с весом ниже среднего.
Первую группу составляют базовые УВК: «мотивы учения» (Е= 12), «знание морфологии» (Е = 12), «скорость чтения» (Е = 10) и «правильность чтения» (Е = 8). Наибольший вес в структуре психологической готовности к смысловому чтению имеют УВК «мотивы учения» и «знание морфологии». Полученные данные согласуются с результатами исследований закономерностей освоения профессиональной деятельности, где установлено, что на первом этапе освоения любой деятельности мотивы играют ведущую роль в психологической структуре деятельности [6].
Пять компонентов психологической структуры деятельности смыслового чтения образуют сильные корреляционные связи с интегральным показателем успешности освоения смыслового чтения (Р>0,95; Р>0,99). Ими являются вышеперечисленные базовые УВК, а также «зрительное восприятие». Эти качества оказывают непосредственное влияние на эффективность освоения чтения в первом классе.
В психологической структуре деятельности смыслового чтения в первом классе представляется возможным выделение трех взаимосвязанных подструктур УВК. Центр первой из них составляют базовые качества - «мотивы учения», «знание морфологии», «скорость чтения» и «правильность чтения». Они образуют значимые связи друг с другом и с такими качествами, как «зрительное восприятие» и «целостность восприятия». Очевидно, эта подструктура соответствует специфическому содержанию обучения
Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности у учащихся начальной школы
смысловому чтению в первом классе, а именно -обеспечивает усвоение аналитического чтения. Вторую подструктуру образуют такие качества, как «активный словарь», «пассивный словарь» и «вербальная память». Возможно, эти УВК подготавливают второй этап чтения - становление целостных приемов восприятия. Данный этап чтения характеризуется большим количеством ошибок, связанных с тем, что ребенок некритически относится к догадкам, возникающим у него под влиянием ранее прочитанного текста [1]. Наличие богатого словарного запаса благодаря развитой вербальной памяти создает основу для возникновения адекватной смысловой догадки у первоклассника. И третья подструктура представлена такими качествами, как «принятие задачи», «логическое мышление» и «произвольная регуляция деятельности». По-видимому, назначение данных качеств заключается в том, чтобы в будущем, на ступени становления целостных приемов восприятия, ребенок имел возможность для исправления допущенных при чтении ошибок.
Отметим, что в первом классе «мотивы учения» и «зрительное восприятие» входят в группу ведущих качеств. К таким же результатам ранее пришла Н.В. Нижегородцева в исследовании психологической структуры учебной деятельности первоклассников [3].
На основании полученных данных мы полагаем, что в рамках психологической структуры учебной деятельности формируется психологическая структура деятельности смыслового чтения. Данный вывод основывается на положении С.Г. Якобсон и Т.Н. Дороновой о том, что любая деятельность формируется на основе уже освоенной деятельности, используя в качестве «строительного материала» ее компоненты. Они включаются в структуру осваиваемой деятельности, обеспечивая ее целостность [3].
Анализ психологической структуры деятельности смыслового чтения во втором классе показывает, что количество компонентов структуры увеличивается до 17. Средний вес составляет 11,8 усл. ед., что в два раза больше, чем в первом классе. Структура весьма избыточна, поскольку отличается большим количеством УВК и значимых связей компонентов структуры по сравнению с предыдущим годом обучения. Диапазон весовых значений достаточно широк: от 2 до 29 усл. ед.
Группу базовых УВК составили: «знание морфологии» (Е = 29), «целостность восприятия»
(Е = 23), «принятие задачи» (Е = 22), «скорость чтения» (Е = 19), «правильность чтения» (Е = 18), «смысловая догадка» (Е = 14) и «мотивы учения» (Е = 14). Наиболее значимыми компонентами являются первые три УВК. У каждого из них отмечается увеличение весовых значений на 17 усл. ед. Такие изменения, по-видимому, обусловлены переходом обучающихся от аналитического этапа чтения к этапу образования и развития целостных структур, основным содержанием которого является переход к целостным актам восприятия.
Качества, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность чтения во втором классе, - мотивы учения» (г =0, 572, при р<0,01) «принятие задачи» (г =0, 603, при р<0,001), «смысловая догадка» (г =0, 558, при р<0,01), «знание морфологии» (г =0, 835, при р<0,001), «зрительное восприятие» (г =0, 449, при р<0,05), «целостность восприятия» (г =0, 463, при р<0,05), «скорость чтения» (г =0, 728, при р<0,001), «правильность чтения» (г =0, 604, при р<0,001).
Рост количества компонентов структуры (с 15 до 17), количества сильных корреляций (с 27 до 37), среднего «веса» компонента (с 5,1 до 11,8 усл. ед.), индекса когерентности (с 37 до 93 усл. ед.) и увеличение количества базовых УВК говорит об избыточности структуры.
Анализ психологической структуры деятельности смыслового чтения в третьем классе показал, что в структуру входят 11 УВК. Весовые значения отличаются вариативностью - от 1 до 14 усл. ед. Средний вес компонента структуры составляет 5,7 усл. ед., что в два раза меньше, чем во втором классе (11,8 усл. ед.).
В первую группу качеств (базовые УВК) вошли: «мотивы учения» (Е = 11), «принятие задачи» (Е = 11), «смысловая догадка» (Е = 10), «скорость чтения» (Е = 11), «правильность чтения» (Е = 14) и «знание морфологии» (Е = 14). Наблюдается уменьшение функционального веса компонентов по сравнению со вторым классом, что однако не говорит о снижении понимания смысла учащимися. Полученные данные могут свидетельствовать о начавшемся процессе оптимизации психологической структуры деятельности смыслового чтения. По сравнению со вторым классом уменьшился вес всех качеств, кроме «мотивы чтения». Заметим, что данное УВК не было представлено в психологической структуре деятельности смыслового чтения в первом и втором классе.
Сопоставляя группы базовых и ведущих УВК, мы можем заметить, что отличаются они незначительно. Одновременно и теми, и другими являются «мотивы учения» (г =0, 817, при р<0,001), «принятие задачи» (г =0, 591, при р<0,05), «смысловая догадка» (г =0, 692, при р<0,001), «знание морфологии» (г =0, 797, при р<0,001), «скорость чтения» (г =0, 697, при р<0,001), «правильность чтения» (г =0, 779, при р<0,001). Они оказывают наиболее значимое влияние на успешность понимания смысла читаемого в третьем классе. Эти результаты подтверждают уже известные факты. Набор ведущих качеств практически идентичен с тем же набором во втором классе, поскольку второй и третий классы обучения в начальной школе соотносятся с третьей ступенью развития чтения (ступень становления целостных приемов восприятия). По мере развития деятельности смыслового чтения обучающийся постепенно начинает «улавливать композицию рассказа» (Т.Г. Егоров) благодаря некоторым накопленным знаниям по строению предложений и словосочетаний («знание синтаксиса»).
Уменьшение количества компонентов структуры (с 17 до 11), количества сильных корреляций (с 37 до 27), среднего «веса» компонента (с 11,8 до 5,7 усл. ед.), индекса когерентности (с 93 до 39 усл. ед.) и уменьшение количества базовых УВК говорит о начавшемся процессе оптимизации структуры.
Анализ психологической структуры деятельности смыслового чтения в четвертом классе показал, что количество компонентов структуры - 12 УВК. Диапазон весовых значений варьируется от 1 до 11 усл.ед., что несколько меньше, чем в третьем классе. Средний вес компонента в структуре ниже, чем в третьем классе - 5,4 усл.ед.
В группу базовых качеств вошли такие как «мотивы учения» (Е = 9), «принятие задачи» (Е = 8), «правильность чтения» (Е = 11), «знание морфологии» (Е = 10) и «творческое воображение» (Е = 8). В целом, наблюдается тенденция на снижение количества корреляционных связей компонентов структуры. Возможно, это связано с тем, что продолжается процесс оптимизации. Отметим, что снижается значимость компонента «мотивы учения» (с 11 до 10 усл. ед.), однако повышается - «мотивов чтения» (с 1 до 5 усл. ед.). Наиболее значимым компонентом структуры становится «творческое воображение», его вес вырос с 1 до 8 усл. ед. Отметим увеличение весовых значений и других УВК, входящих вме-
сте с ним с блок информационной основы деятельности: «зрительное восприятие» - с 2 до 6 усл. ед., «целостность восприятия» - с 1 до 6 усл. ед., «логическое мышление» - с 1 до 2 усл. ед. Причины данного явления мы видим в изменении психологического содержания чтения. На данном этапе основная задача чтения - понимание читаемого - решается через целостные процессы восприятия и работу воображения. Чтеца больше не затрудняют процессы восприятия, и поэтому он может уделить основное внимание осмысливанию содержания. Это находит отражение в увеличении функционального веса УВК четвертого блока.
Ведущими УВК являются «мотивы учения» (г =0, 535, при р<0,01), «принятие задачи» (г =0, 644, при р<0,001), «смысловая догадка» (г =0, 575, при р<0,01), «правильность чтения» (г =0, 399, при р<0,05), «целостность восприятия» (г =0, 431, при р<0,01) и «творческое воображение» (г =0, 519, при р<0,01).
В психологической структуре деятельности смыслового чтения в четвертом классе выделяются две взаимосвязанные подструктуры УВК. Центр первой из них составляют «мотивы учения», «мотивы чтения», «знание морфологии» и «правильность чтения». Вторую подструктуру образуют такие качества, как «принятие задачи», «зрительное восприятие», «целостность восприятия» и «творческое воображение». Очевидно, эти подструктуры соответствуют специфическому содержанию обучения смысловому чтению на синтетической ступени: первая обеспечивает процессы осмысливания содержания читаемого, а вторая - процессы восприятия текста. В совокупности эти процессы обеспечивают чтение как единый, целостный акт. С этого момента ребенок переходит к синтетическому этапу в развитии деятельности чтения. Об этой особенности чтения у учеников 4 класса писал Т.Г. Егоров.
На основе результатов проведенного исследования сформулированы следующие выводы.
Во-первых, в первом классе в рамках учебной деятельности постепенно начинают складываться предпосылки для усвоения деятельности смыслового чтения. Исходя из положения о том, что психологическая структура деятельности с самого начала складывается как целостность (В. Д. Шадриков), можно утверждать, что психологическая структура деятельности смыслового чтения начинает формироваться в первом классе. Полученные данные соотносятся с положением Л.С. Выготского о том, что есть так называемый
Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности у учащихся начальной школы
первоначальный период обучения, во время которого «пробуждаются», развиваются и перестраиваются психические функции ребенка. Н.В. Нижегородцева соотносит этот период с формированием стартовой готовности к обучению. В дальнейшем эти функции составляют основу для усвоения письма, чтения и математики как новых для учащегося видов деятельности. Складывание психологических предпосылок для этих видов деятельности связывают с формированием вторичной готовности к обучению.
Во-вторых, во втором классе наблюдается избыточность структуры выполняемой деятельности. Для достижения успеха обучающийся использует все имеющиеся резервы психики, поэтому выделение отдельных подструктур, влияющих на чтение, невозможно.
В-третьих, в третьем и четвертом классе начинается процесс оптимизации психологической структуры деятельности смыслового чтения. Для достижения успеха обучающийся уже не использует все имеющиеся резервы психики.
Библиографический список
1. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т. Г. Егоров. - М.: АПН РСФРС, 1953. - 264 с.
2. Карпов, А. В. Психология принятия управленческих решений [Текст] / А. В. Карпов / под ред. В. Д. Шадрикова. - М. : Юристъ, 1998. - 440 с.
3. Нижегородцева, Н. В. Генезис психологической структуры учебной деятельности на разных уровнях образования [Текст] // Проблемы системогенеза учебной деятельности [Текст] / под ред. А.В. Карпова. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. - 420 с.
4. Нижегородцева, Н. В., Волкова, Т. В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности / Н.В. Нижегородцева, Т.В. Волкова // Ярославский педагогический вестник. -
2012. - № 2. - Том 2 (Психолого-педагогические науки). - С. 257-262.
5. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : Наука, 1982. - 183 с.
6. Шадриков, В.Д. Психологический анализ деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1979. - 90 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Yegorov T. G. Psikhologiya ovladeniya navykom chteniya [Tekst] / T. G. Yegorov. - M.: APN RSFRS, 1953. - 264 s.
2. Karpov, A. V. Psikhologiya prinyatiya uprav-lencheskikh resheniy [Tekst] / A. V. Karpov / pod red. V.D. Shadrikova. - M. : Yurist, 1998. - 440 s.
3. Nizhegorodtseva, N. V. Genezis psikhologicheskoy struktury uchebnoy deyatel'nosti na raznykh urovnyakh obrazovaniya [Tekst] // Problemy sistemogeneza uchebnoy deyatel'nosti [Tekst] / pod red. A.V. Karpova. -Yaroslavl' : Izd-vo YaGPU, 2009. - 420 s.
4. Nizhegorodtseva, N. V., Volkova, T. V. Psik-hologicheskiy analiz smyslovogo chteniya kak spetsi-ficheskogo vida deyatel'nosti / N.V. Nizhegorodtseva, T.V. Volkova // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. -2012. - № 2. - Tom 2 (Psikhologo-pedagogicheskiye nauki). - S. 257-262.
5. Shadrikov, V. D. Problemy sistemogeneza profes-sional'noy deyatel'nosti [Tekst] / V. D. Shadrikov. - M. : Nauka, 1982. - 183 s.
6. Shadrikov, V.D. Psikhologicheskiy analiz deyatel'nosti [Tekst] / V. D. Shadrikov. - Yaroslavl': Izd-vo YarGU, 1979. - 90 s.