УДК 159.9
Т. В. Атрохова
Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности
(в начальной школе)
Статья посвящена описанию основных стадий формирования смыслового чтения как особого вида деятельности. Обобщая результаты исследований, посвященных чтению, автор обосновывает необходимость применения системной методологии и системных методов исследования для изучения смыслового чтения. В основу исследования положена концепция сис-темогенеза деятельности В.Д. Шадрикова. В соответствии с ней предметом психологического анализа смыслового чтения являются индивидуальные качества субъекта, образующие психологическую структуру Компонентный состав психологической структуры смыслового чтения включает 16 учебно-важных качеств. Исследование психологической структуры смыслового чтения «успешных» и «неуспешных» обучающихся 1, 2, 3 и 4 классов позволило выделить три стадии формирования смыслового чтения: первичная интеграция, дезинтеграция, вторичная интеграция. Освоение любой деятельности протекает в такой последовательности: выполнение деятельности в соответствии с нормативно заданными требованиями, затем перестройка психологической структуры в соответствии с индивидуальными особенностями субъекта деятельности и формирование оптимальной структуры индивидуальных качеств в соответствии с задачами деятельности. Результаты исследования динамики структуры индивидуальных качеств обучающихся в процессе обучения в начальной школе дают основания полагать, что они отражают реальные изменения, происходящие в деятельности смыслового чтения обучающихся и могут рассматриваться как закономерности психического развития детей в ходе обучения смысловому чтению. Выявленные в исследовании стадии формирования психологической структуры смыслового чтения можно отнести к общим закономерностям системогенеза деятельности.
Ключевые слова: психологическая структура смыслового чтения, психологическая готовность к смысловому чтению, смысловое чтение, стадии формирования смыслового чтения.
T. V. Atrokhova
Dynamics of the Psychological Structure of the Semantic Reading in the Elementary School
The article describes the main stages of formation of semantic reading as a special activity. The author substantiates the need for a systematic methodology and a system research methods to study semantic reading. The research is based on the concept of activity systemogenesis of V.D. Shadrikov. Semantic reading consists of qualities of the subject of the psychological structure. There are 16. The study of the psychological structure of the semantic reading "successful" and "unsuccessful" students of 1,2,3 and 4 classes possible to distinguish three stages of formation of semantic reading: primary integration, disintegration, secondary integration. Mastering any activity takes place in a specific sequence: implementation of activities in accordance with the regulatory requirements, restructuring of the psychological structure, in accordance with the individual characteristics of the subject of activity, formation of the optimal structure of the individual qualities. Results of the study of the dynamics of the psychological structure of individual qualities of the students reflect real changes in the activity of the semantic reading.
Keywords: a psychological structure of the semantic reading, psychological readiness for semantic reading, semantic reading, stages of formation of the semantic reading.
Чтение - это специфический феномен, изучаемый такими дисциплинами, как психология, педагогика, физиология, лингвистика, логопедия и др.
Анализ исследований по проблеме формирования чтения в младшем школьном возрасте позволяет выделить три этапа. Первый этап характеризуется актуализацией проблемы на практическом уровне в связи с введением массового начального образования в середине XIX века. В этот период в основном связан с осознанием противоречия между формируемым навыком механического озвучивания текста и необходимостью использования прочитанного для дальнейшего образования (Ф. И. Буслаев, В. П. Вахтеров,
© Атрохова Т. В., 2014
Н. А. Корф, К. Д. Ушинский; К. Вернике, Д. Де-жерин, Э. Мэйман, Г. Олпорт) и с осознанием трудностей в обучении чтению (Дж. Хиншелвуд, Дж. Керр, У. Морган, С. Ортон, К. Берт). На втором этапе начинается широкое применение тестов с целью диагностики учебной успешности, в том числе чтения (П. П. Блонский, А. П. Болтунов, М. С. Бернштейн; К. Берт, П. Бэллард, С. Геллерштейн, В. Грэй, Э. Торндайк), исследование объективно измеримых физических процессов, обеспечивающих чтение (Г. Бесвелл, О. Бриэн, Ф.Варбург, Р. Додж и Б. Эрдманн, В. Грэй, У. Морган, П. Раншбург), механизмов формирования технического чтения (А. Д. Давы-
дова, П. П. Блонский, А. П. Нечаев, Н. А. Рыбников, Л. М. Шварц; Э. Мюнстенберг, Э. Мэйман). На третьем этапе смысловое чтение выделяется в самостоятельную проблему исследования. Большинство исследований имеют аналитический характер и ставят своей целью поиск тех компонентов, которые составляют смысловое чтение (Н. Г. Морозова), раскрывают психологические механизмы усвоения первоначального чтения, причины трудностей и ошибок, типичных для периода овладения грамотой (Б. Г. Ананьев, Е. В. Гурьянов, Т. Г. Егоров, А.Р. Лурия), изучение смыслового чтения как вида речевой деятельности (А. А. Леонтьев, Н. И.Жинкин, И.
A.Зимняя, А. Н. Соколов), исследование чтения как сложного интеллектуального процесса, имеющего специфическую психологическую структуру на каждом этапе освоения (А. Р. Лурия, Т. В. Ахутина, Л. С. Цветкова), исследование нарушений чтения (О. Б. Иншакова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, М. Н. Русецкая и др.). Таким образом, аналитическая стратегия исследования позволила определить структурную и функциональную сложность чтения.
Вместе с тем объективная логика развития научного знания, накопленные в различных областях психологии представления о структуре и закономерностях развития и функционирования различных видов деятельности требуют применения системной методологии и системных методов исследования для изучения смыслового чтения на современном этапе развития психологической науки.
С точки зрения системного анализа деятельности, изложенного в концепции системогенеза
B. Д. Шадрикова, деятельность изучается в единстве трех аспектов: физиологического, предметно-действенного и психологического [5].
Предметом психологического анализа деятельности являются индивидуальные качества субьекта, которые побуждают, направляют, регулируют и реализуют деятельность [5]. Развитие смыслового чтения как и любого вида деятельности предполагает формирование структуры [5]. Психологическая структура деятельности (ПСД) - это целостное единство психических компонентов и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность [5].
В ходе проведенного нами исследования определена структурная организация психологической структуры смыслового чтения. Исходя из положения об универсальности общей архитектуры дея-
тельности и опыта структурного анализа профессиональных видов деятельности [5] и учебной деятельности [4], в психологической структуре смыслового чтения выделены пять функциональных блоков: личностно-мотива-ционный, принятие задачи, представление о содержании и способах выполнения деятельности, информационный и блок управления деятельностью [1].
На основе имеющихся подходов к определению смыслового чтения и результатов пилотажного исследования были определены структурные компоненты деятельности смыслового чтения и разработана методика «Комплексная диагностика готовности к смысловому чтению (КДЧ)» (Т. В. Атрохова, Н. В. Нижегородцева). Уровень готовности к смысловому чтению определяется с помощью индивидуального индекса обучающегося (уровень развития учебно-важных качеств с учетом их весового значения) и отражает степень сформированности психологической структуры деятельности смыслового чтения. Поэтому наряду с термином «психологическая структура деятельности смыслового чтения» мы используем понятие «психологическая готовность к деятельности смыслового чтения».
В проведенном нами исследовании компонентный состав психологической структуры чтения представлен 16 учебно-важными качествами [1]: мотивы учения (М), мотивы чтения (МЧ) -компоненты личностно-мотивационного блока, принятие задачи (ПЗ) - компоненты блока принятия задачи, смысловая догадка (СД), скорость чтения (СЧ), правильность чтения (ПЧ), активный словарь (АС), знание морфологии (ЗМ), знание синтаксиса (ЗС) - компоненты блока, содержащего представления о содержании и способах выплнения деятельности, зрительное восприятие пространственно-ориентированных структур (ЗВ), целостность восприятия (ЦВ), логическое мышление (ЛМ), вербальная память (ВП), творческое воображение (ТВ) - компоненты, составляющие информационную основу деятельности, обучаемость (Об) и произвольная регуляция деятельности (ПРД) - компоненты блока управления деятельностью).
Рассмотрим психологическую структуру смыслового чтения у обучающихся в 1, 2, 3 и 4 классах с разными показателями успешности деятельности. Выборка была поделена при помощи метода полярных групп. Первую группу составили обучающиеся с высокими значениями интегрального показателя сформированности смы-
елового чтения (индекс готовности к чтению), а вторую - с низкими значениями.
Таблица 1
Основные показатели психологической структуры смыслового чтения «успешных» обучающихся младшего школьного возраста
Анализ психологических структур смыслового чтения у «успешных» обучающихся 1, 2, 3 и 4 класса, показал их качественные различия (табл. 1). В первом классе психологическая структура смыслового чтения отличается низкими показателями развития и является наименее развитой. Во втором классе наблюдается увеличение показателей психологической структуры. В третьем классе обнаруживаются противоречивые тенденции: структура характеризуется возрастанием числа и тесноты связей компонентов, однако ин-
декс организованности уменьшается, а количество базовых качеств увеличивается. На этом этапе развития деятельности структура характеризуется избыточностью. В четвертом классе психологическая структура является наиболее развитой: она характеризуется полнотой компонентного состава, возрастанием количества связей УВК, уменьшением среднего веса УВК и наиболее высокими показателями интегрированности структуры и низкими значениями дифференцированно-сти. Такие показатели являются свидетельством того, что на этом этапе в структуру вовлечено максимальное число элементов при максимальном количестве связей между ними.
Выявлены различия в значениях интегрального показателя сформированности психологической структуры смыслового чтения в группах «успешных» и «неуспешных» обучающихся в 1, 2, 3 и 4 классах.
Имеет место следующая закономерность: в четвертом классе максимум значений интегрального показателя сформированности психологической структуры смыслового чтения наблюдается при показателях организованности структуры на уровне выше среднего.
Таблица 2
Основные показатели психологической структуры смыслового чтения «неуспешных» обучающихся младшего школьного возраста
№ Показатели Результат
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1. Количество компонентов структуры 8 11 10 11
2. Общее количество г связей компонентов структуры 24 42 42 32
3. Количество сильных г связей (р<0,01) 12 20 26 6
4. Средний вес компонента структуры (Хср.) 4,4 5,4 7,1 3
5. Индекс когерентности структуры (ИКС) 24 54 72 36
6. Индекс дивергентно-сти структуры (ИДС) 18 8 0 0
7. Индекс организованности структуры (ИОС) 6 46 72 36
8. Базовые компоненты ПЗ, СЧ, ПЧ, ЛМ М, СЧ, ЗМ М , й С Ч, М, ПЧ, ЗМ
9. Ведущие компоненты СЧ ЗМ СД, ЗМ, ЗВ, -
№ Показатели Результат
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1. Количество компонентов структуры 12 14 15 16
2. Общее количество г связей компонентов структуры 30 50 62 74
3. Количество сильных г связей (р<0,01) 16 16 22 30
4. Средний вес компонента структуры (Хср.) 4,3 4,6 5,3 4,2
5. Индекс когерентности структуры (ИКС) 34 70 70 82
6. Индекс дивер-гентности структуры (ИДС) 20 4 14 6
7. Индекс организованности структуры (ИОС) 14 66 56 76
8. Базовые компо- ПЗ,СЧ, ПЗ,СЧ, ОЧ,ПЗ, М, ОЧ,
ненты ТВ ПЧ,ЗМ, ЦВ,ЗМ АС,СЧ, ПЧ,ЛМ, ОБ ПЧ,ЗМ, СД,ЦВ, ОБ
9. Ведущие компоненты СЧ ЗМ, СЧ АС,ПС, ВП, ПЧ ТВ, ПЗ
Интегральный пока- 35,8 43,7 39,4 43,8
затель сформирован-
ности психологиче-
ской структуры смы-
слового чтения
(ИГЧ)
Интегральный пока- 4,5 5 4,2 4,1
затель успешности
смыслового чтения
(ИПУЧ)
М, СЧ, ПЧ
Интегральный показатель сформированности психологической структуры смыслового чтения (ИГЧ) 30,5 39,3 35,9 41
Интегральный показатель успешности смыслового чтения (ИПУЧ) 4,3 4 3,7 3,5
Примечание: Индекс когерентности структуры определяется как функция числа положительных значимых связей в структуре и меры их значимости. Индекс дивергентности структуры определяется как функция числа отрицательных значимых связей в структуре и меры их значимости. Индекс организованности структуры определяется как функция общего количества положительных и отрицательных связей, а также меры их значимости.
Анализ психологических структур смыслового чтения у «неуспешных» обучающихся 1, 2, 3 и 4 класса показал их качественные различия (табл. 2). Психологическая структура смыслового чтения «неуспешных» обучающихся первого класса оказывается наименее развитой, что проявляется в наименьшей ее интегрированности и организованности, в равном количестве сильных и слабых связей. Во втором классе показатели психологической структуры смыслового чтения увеличиваются (возрастает число и теснота связей, индексы когерентности и организованности структуры), что ведет к возрастанию ее функциональных возможностей. Психологическая структура «неуспешных» обучающихся третьего класса является наиболее развитой, чем у «неуспешных» обучающихся в 1 и 2 классе: она характеризуется избыточными, жесткими связями компонентов, более высоким уровнем развития учебно-важных качеств (высоким средним весом компонента структуры), увеличением базовых качеств и наиболее высоким значением интегрированности и низкими значениями дифференцированности структуры. Это означает, что в структуре наблюдается максимальное количество взаимосвязей между элементами. В четвертом классе структура характеризуется полнотой компонентного состава, оптимальным количеством связей УВК, уменьшением базовых УВК и снижением организованности структуры. Это говорит о развитии структуры, о повышении ее динамичности и подвижности в целом. Возрастают возможности ее перестройки, образования новых подструктур в соответствии с содержанием и целями обучения чтению.
Выявлены различия в значениях интегрального показателя сформированности психологической структуры смыслового чтения в группах «успешных» и «неуспешных» обучающихся в 1, 2, 3 и 4 классах. Имеет место такой вид оптимума в четвертом классе: максимум значений интегрального показателя сформированности психологической структуры смыслового чтения наблюдается при средних показателях организованности структуры.
Для исследования внутренних механизмов изменения психологической структуры смыслового чтения в процессе обучения в начальной школе были рассмотрены корреляции учебно-важных качеств в группах «успешных» и «неуспешных» обучающихся в 1, 2, 3 и 4 классах. Если принять в качестве исходного положение концепции системогенеза деятельности о том, что показатель эффективности деятельности одновременно является показателем сформированности системы, на гипотетическом уровне можно выделить три стадии развития смыслового чтения в процессе обучения чтению в начальной школе. Основные показатели стадий представлены в таблице 3 и в структурограммах на рис. 1, 2 и 3.
Таблица 3
Основные показатели стадий развития психологической структуры смыслового чтения в 1-4 классах
Показатели 3 ну 3 у 4 у
1. Количество компонентов структуры 10 15 16
2. Общее количество г связей компонентов структуры 42 62 74
3. Количество сильных г связей (р<0,01) 26 22 30
4. Средний вес компонента структуры (£ср.) 7,1 5,3 4,2
5. Индекс когерентности структуры (ИКС) 72 70 82
6. Индекс дивергентности структуры (ИДС) 0 14 6
7. Индекс организованности структуры (ИОС) 72 56 76
8. Базовые компоненты М,СЧ, ОЧ,ПЗ, М,ОЧ,
ПЧ,ЗМ, АС, ПЧ,ЗМ,
ЗВ СЧ,ПЧ, ЛМ,ОБ СД,ЦВ, ОБ
9. Ведущие компоненты СД,ЗМ, ЗВ, М, СЧ, ПЧ АС,ПС, ВП, ПЧ ТВ, ПЗ
Интегральный показатель 35,9 39,4 43,8
сформированное™ психоло-
гической структуры смысло-
вого чтения (ИГЧ)
Интегральный показатель 3,7 4,2 4,1
успешности смыслового чте-
ния (ИПУЧ)
Первая стадия - первичная интеграция («неуспешные» обучающиеся 3 класса). Успешность усвоения определяется уровнем развития отдельных УВК, структура избыточна, возможности установления компенсаторных связей ограничены. Обучающиеся строго воспроизводят заданную последовательность операций: зрительное восприятие, проговаривание, осмысление прочитанного. Однако, в силу недостаточного читательского опыта, структура смыслового чтения характеризуется избыточностью, в выполнение деятельности вовлекаются все возможности учащегося.
Вторая стадия - дезинтеграция («успешные» обучающиеся 3 класса). Общий уровень индивидуального развития УВК выше, чем на предыдущей стадии. Наблюдается дезинтеграция структуры, ее «распад» на несколько подструктур, объединенных слабыми функциональными связями, уровень интегрированности структуры, по сравнению с первой стадией, снижается. Успешность усвоения в большей степени определяется не уровнем развития отдельных качеств, а их комплексами. Повышается возможность взаимокомпенсации УВК.
Рис. 2. Психологическая структура смыслового чтения «успешных» обучающихся третьего класса
Примечание. Здесь и далее
положительные корреляции на уровне значимости р<0,05;
- положительные корреляции на уровне значимости р<0,01;_
Третья стадия - вторичная интеграция («успешные» обучающиеся 4 класса). Психологическая структура достигает максимального уровня интеграции. Структурные компоненты образуют устойчивые функциональные связи, обеспечивающие их взаимодействие в процессе выполнения учебных задач. Успешность усвоения определяется уровнем развития структуры в целом, проявляется «эффект системности». Выражены две подструктуры УВК. Первая подструктура обеспечивает беглость чтения («принятие задачи», «целостность восприятия» и «творческое воображение»), а вторая - обеспечивает работу тех приемов чтения, которые характерны для предыдущих периодов освоения (аналитический и аналитико-синтетический) и используются обучающимся для чтения трудных текстов или сложных оборотов речи («мотивы учения», «мотивы чтения», «смысловая догадка», «правильность чтения», «знание морфологии» и «обучаемость»).
Рис. 1. Психологическая структура смыслового чтения «неуспешных» обучающихся третьего класса Примечание. Здесь и далее
—па ложите льные корреляции на уровне значимости р<0,05;
- положительные корреляции на уровне значимости р<0,01;
и^рложительные корреляции на уровне значимости р<0,001._
Рис. 3. Психологическая структура смыслового чтения «успешных» обучающихся четвертого класса Примечание. Здесь и далее
- положительные корреляции на уровне значимости р<0,05;
- положительные корреляции на уровне значимости р<0,01;
■положительные корреляции на уровне значимости р<0,001._
Выделенные стадии развития психологической структуры смыслового чтения соответствуют стадиям освоения смыслового чтения в процессе обучения в начальной школе и совпадают со стадиями освоения профессиональной [5] и учебной деятельности [4], описанными в других исследованиях, следовательно, имеют закономерный характер. Освоение любой деятельности протекает в такой последовательности: выполнение деятельности в соответствии с нормативно заданными требованиями, затем перестройка психологической структуры в соответствии с индивидуальными особенностями субъекта деятельности и формирование оптимальной структуры индивидуальных качеств в соответствии с задачами деятельности.
Сравнительный анализ стадий развития психологической структуры смыслового чтения позволяет выявить ряд закономерностей динамики психологической структуры смыслового чтения в процессе обучения в начальной школе.
Во-первых, наблюдается тенденция повышения эффекта системности структуры УВК от первой к третьей стадии: увеличивается индекс когерентности структуры (от 72 до 82), снижается число ведущих учебно-важных качеств (с 6 до 2). Развитие структуры идет неравномерно и ге-терохронно: ряд показателей снижает свое значение на 2 стадии и повышает на 3 стадии (количество сильных г-связей, индекс когерентности и индекс организованности структуры).
Во-вторых, в процессе обучения сглаживаются различия в показателях индивидуального развития обучающихся. Так, если между первой и второй стадиями была разница в 5 компонентов структуры, то между второй и третьей - всего один компонент. Разница в общем количестве компонентов структуры на 1 и 2 стадиях составила 20 единиц (42 и 62 соответственно), а на 2 и 3 стадиях - 12 единиц (62 и 74 соответственно).
Результаты исследования динамики структуры индивидуальных качеств обучающихся в процессе обучения в начальной школе дают основания полагать, что они отражают реальные изменения, происходящие в деятельности смыслового чтения обучающихся и могут рассматриваться как закономерности психического развития детей в ходе обучения смысловому чтению. Это позволяет сделать вывод о том, что выявленные в исследовании стадии формирования психологической структуры смыслового чтения можно отнести к общим закономерностям системогенеза деятельности.
Библиографический список
1. Волкова, Т.В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности у учащихся начальной школы [Текст] / Т.В. Волкова // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. Том 2 (Психолого-педагогические науки). - С.200-204 http://elibгaгy.гu/item.asp?id=20406749
2. Карпов, А.В. Психология принятия управленческих решений [Текст] / А.В. Карпов / под. ред. д-ра психол. наук, академика РАО, проф. В.Д. Шадрикова. - М.: Юристъ, 1998. - 440 с.
3. Нижегородцева, Н.В., Волкова, Т.В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности [Текст] / Н.В. Нижегородце-ва, Т.В. Волкова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. № 2. Том 2 (Психолого-педагогические науки). С. 257-262. http://elibгaгy.гu/item.asp?id=18920759
4. Нижегородцева, Н.В. Генезис психологической структуры учебной деятельности на разных уровнях образования [Текст] // Н.В. Нижегородцева / Н.В. Нижегородцева, Е.В. Карпова, Н.П. Ансимова Проблемы системогенеза учебной деятельности [Текст] / под ред. А.В. Карпова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - 420 с.
5. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] /В.Д. Шадриков. - М.: Наука, 1982. - 183 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования второго поколения. Литературное чтение [Текст]. - М., 2009.
Bibliograficheskij spisok
1. ^Ш^а, Т^. Dinamika psikhologicheskoj struktury smyslovogo chteniya как deyatel'nosti и uchashhikhsya nachal'noj shkoly [Tekst] / Т^. Volkova // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2013. - № 2. Тот 2 (Psikhologo-pedagogicheskie шиИ). - S.200-204 http://elibrary.ru/item.asp?id=20406749
2. Karpov, А.V. Psikhologiya prinyatiya upravlenche-skikh reshenij [Tekst] / А.V. Karpov / pod. red. d-ra psik-hol. nauk, akademika ЯАО, prof. V.D. SHadrikova. - М.: YUrist", 1998. - 440 s.
3. Nizhegorodtseva, N.V., Volkova, T.V. Psikholo-gicheskij analiz smyslovogo chteniya kak spetsifiche-skogo vida deyatel'nosti [Tekst] / N.V. Nizhegorodtse-va, T.V. Volkova // YAroslavskij pedagogicheskij vest-nik. -2012. № 2. Тот 2 (Psikhologo-pedagogicheskie шиИ). S. 257-262. http://elibrary.ru/item.asp?id=18920759
4. Nizhegorodtseva, N.V. Genezis psikhologicheskoj struktury uchebnoj deyatel'nosti na raznykh urovnyakh obrazovaniya [Tekst] // КУ Nizhegorodtseva / N.V. Nizhegorodtseva, Е^. Karpova, N.P. Аnsimova РГО-blemy sistemogeneza uchebnoj deyatel'nosti [Tekst] / pod red. А.V. Karpova. - YAroslavl': Izd-vo YAGPU, 2009. -420 s.
5. SHadrikov, V.D. Problemy sistemogeneza pro-fessional'noj deyatel'nosti [Tekst] / V.D. SHadri-kov. -М.: Nauka, 1982. - 183 s.
6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'-nyj standart obshhego nachal'nogo obrazovaniya vtorogo pokoleniya. Literatumoe chtenie [Tekst]. - М., 2009.