Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325). Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 22-26.
Т. В. Волкова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ С РАЗНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ УСПЕШНОСТИ ДАННОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Представлено авторское определение смыслового чтения. Смысловое чтение рассматривается в аспекте деятельностного подхода. Структура данного феномена исследована в соответствии с общей архитектурой деятельности, разработанной В. Д. Шадриковым применительно к профессиональной деятельности. В ходе анализа выявлены учебно-важные качества, взаимосвязанные с успешностью выполнения данного вида деятельности.
Ключевые слова: смысловое чтение, деятельность, психологическая структура деятельности, учебно-важные качества.
Чтение — это специфический феномен, изучаемый такими дисциплинами, как психология, педагогика, физиология, лингвистика, логопедия и др. Сложность чтения видится исследователями прежде всего в его неоднородности: с одной стороны, чтение — это процесс непосредственного чувственного познания, а с другой — опосредованное отражение действительности (А. Н. Соколов, А. Р. Лурия, Б. Г Ананьев).
Авторы указывают на сложность изучаемого явления и рассматривают его в единстве двух этапов — технического и смыслового. Содержание первого составляет оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова и речевые движения (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин), а содержание второго — понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания, (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин), а также перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова).
Вместе с тем в исследовательской литературе отсутствует единая общепринятая терминология и сравнительно мало работ, посвящённых второму этапу чтения, его содержанию и развитию в рамках обучения в начальной школе.
В связи с этим цель нашего исследования видится в выявлении специфических особенностей психологической структуры изучаемого феномена у учащихся первого класса с разными показателями успешности.
В данной статье, как и в некоторых предыдущих, применительно к изучаемому предмету мы будем использовать термин «смысловое чтение». Смысловое чтение — это специфическая форма сознательной активности человека, направленная
на достижение усвоения содержания и формирование личностного смысла читаемого с использованием нормативно-одобренного способа деятельности [1; 5].
Нормативно-одобренный способ деятельности (НОСД) — это «обобщённый и закреплённый инструкциями, рассчитанный на абстрактного субъекта и усреднённые условия, способ деятельности» [7]. По сути он представляет собой обобщённые опыт и способности предшественников. Следует отметить, что на каждом этапе обучения смысловому чтению имеет место специфический НОСД.
Вслед за А. Н. Леонтьевым, мы определяем личностный смысл как «составляющую индивидуального сознания, которая выражает пристрастность этого сознания, обусловленную связью последнего с потребностно-мотивацион-ной сферой субъекта, с реальностью его жизни в мире» [4]. Обретение личностного смысла исследователь связывал с наличием мотивов, которые формируются в процессе жизни человека и в рамках содержания его жизненных отношений. Последние представляют собой систему представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности — «образ мира» [4]. Таким образом, читатель, встречаясь с литературным произведением, постигает его содержание (значение) и формирует на основе собственного «образа мира» личностный смысл. Последний формируется благодаря наличию зафиксированных в социальном опыте человечества смыслов и ценностей, взаимодействие с которыми рождает индивидуальный «смыслообразовательный процесс».
Исходя из определения, смысловое чтение мы исследуем с точки зрения деятельностного под-
хода. А. Н. Леонтьев указывал на то, что учение и обучение являются формами деятельности [4]. Соответственно, обучение смысловому чтению представляет собой деятельность, которая включает деятельность учителя (преподавание) и деятельность обучающегося (учение).
Таким образом, смысловое чтение осуществляется в ходе взаимодействия читателя с произведением посредством нормативно-одобренного способа чтения, на основе которого, благодаря социальному опыту человека, конструируется личностный смысл.
В основе смыслового чтения, как и любого другого вида деятельности, лежит психологическая структура. Психологическая структура деятельности (ПСД) — это «целостное единство психических компонентов и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность» [10]. Согласно этому подходу, в ПСД выделяются следующие блоки: личностно-мотивационный, представление о целях деятельности и способах её выполнения, информационный блок (качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение информации); управление деятельностью и принятие решений. Собственно психологическая структура смыслового чтения формируется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Материалы и методы исследования. Целью настоящей статьи является исследование специфических особенностей психологической структуры смыслового чтения первоклассников, имеющих разные показатели успешности овладения чтением. На основе имеющихся подходов к определению смыслового чтения и результатов пилотажного исследования были определены структурные компоненты смыслового чтения и разработана методика «Комплексная диагностика психологической структуры смыслового чтения» [1; 5]. Компонентный состав психологической структуры смыслового чтения учащихся первого класса представлен в табл. 1.
Представленная структура выделена в исследовательских целях и носит условный характер. В реальной деятельности все компоненты и блоки тесно взаимосвязаны, взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга.
В качестве гипотезы выдвинуто утверждение о том, что фактор индивидуального развития (ИГЧ) влияет на изменение результативного признака (ИПУЧ) — показателя успешности обучения смысловому чтению [6]. Первое представляет собой индивидуальный индекс готовности к обучению смысловому чтению (ИГЧ), а второе — оценку учителя по литературному чтению (ИПУЧ). Индивидуальный индекс
Таблица 1
Компонентный состав психологической структуры смыслового чтения
№ Функциональный блок психологической структуры смыслового чтения (ПСДч) Учебно-важное качество (УВК)
1 Личностно -мотивационный Мотивы учения
2 Принятие учебной задачи Принятие задачи
3 Представление о содержании деятельности и способах её выполнения Смысловая догадка Скорость чтения Объём активного словаря Объём пассивного словаря Знание морфологии Знание синтаксиса
4 Информационный Зрительное восприятие пространственно-ориентированных структур Целостность восприятия Логическое мышление Вербальная память Творческое воображение
5 Управление деятельностью Обучаемость Произвольная регуляция деятельности
готовности к обучению чтению — это уровень развития учебно-важных качеств с учётом их весового значения, который отражает степень сформированности психологической структуры смыслового чтения. Таким образом, наряду с термином «психологическая структура смыслового чтения» мы используем понятие «психологическая готовность к смысловому чтению». Психологическую готовность к смысловому чтению мы определяем как интегральное свойство индивидуальности человека, отражающее уровень развития и качественную специфику индивидуальной психологической структуры смыслового чтения. Эти два понятия взаимосвязаны так же, как и философские категории «качество» и «свойство». Свойство — это внешнее выражение качества объекта [6]. В нашем случае свойство — это готовность к смысловому чтению, а качество — психологическая структура смыслового чтения.
Рассмотрим основные показатели психологической структуры смыслового чтения у обучающихся с разными показателями успешности данного вида деятельности. С этой целью мы поделим детей с помощью метода полярных групп на условно успешных и условно неуспешных учащихся. Первые — обучающиеся, имеющие высокие показатели индивидуального развития (ИГ),
вторые — отличающиеся низкими показателями индивидуального развития (ИГЧ).
Результаты исследования и их обсуждение. Следует отметить, что психологические структуры индивидуальных качеств получились неоднородными по компонентному составу, отличаются по значимости и функциональному весу входящих в них учебно-важных качеств.
В первом классе в психологическую структуру деятельности смыслового чтения успешных учащихся вошли 12 учебно-важных качеств, а в структуру неуспешных — 9. Средний вес компонента структуры составляет у первых 4,3 усл. ед., а у вторых — 4,4 усл. ед. Диапазон весовых значений УВК варьирует от 1 до 9 усл. ед. и от 1 до 6 усл. ед. соответственно. Отметим, что для структуры в целом значимы все компоненты, независимо от их «веса», поскольку, образуя связь даже с одним компонентом структуры, качество оказывает влияние на структуру УВК в целом [7].
По весовому значению можно выделить три группы качеств, которые входят в психологическую структуру деятельности чтения в первом классе: качества, имеющие наибольшее количество значимых корреляционных связей и, соответственно, наибольший вес в структуре (базовые); качества, имеющие вес, близкий к среднему; и качества, имеющие наименьшее количество
Таблица 2
Основные показатели психологической структуры смыслового чтения в первом классе
№ Показатель ПСД(ч) «Успешные » «Неуспешные»
1 Количество компонентов структуры 12 9
2 Общее количество г-связей компонентов структуры 30 24
3 Количество сильных г-связей (р < 0,01) 16 12
4 Средний вес компонента структуры (Хср.) 4,3 4,4
5 Индекс когерентности структуры 34 24
6 Индекс дивергентности структуры 20 18
7 Индекс организованности структуры 14 6
8 Базовые компоненты ПСДЧ ПЗ, СЧ, ТВ ПЗ, СЧ, ПЧ, ЛМ
9 Ведущие ПСДЧ СЧ СЧ
Примечание. Индекс когерентности структуры определяется как функция числа положительных значимых связей в структуре и меры их значимости. Индекс дивергентности структуры определяется как функция числа отрицательных значимых связей в структуре и меры их значимости. Индекс организованности структуры определяется как функция общего количества положительных и отрицательных связей, а также меры их значимости [2]. АС — активный словарь, ВП — вербальная память, ЗМ — знание морфологии, ЛМ — логическое мышление, МУ — мотивы учения, ОБ — обучаемость, ПЗ — принятие задачи, ПС — пассивный словарь, ПЧ — правильность чтения, СЧ — скорость чтения, ТВ — творческое воображение, ЦВ — целостность восприятия.
значимых корреляционных связей, следовательно, с весом ниже среднего.
Первую группу составляют базовые УВК, набор которых выглядит следующим образом. Это учебно-важные качества «принятие задачи» (У = 6) и «скорость чтения» (У = 6), которые и у «успешных» и у «неуспешных» имеют одинаковый функциональный вес. Однако у первой группы данные качества представлены компонентом «творческое воображение» (У = 9), который имеет наибольший вес в психологической структуре смыслового чтения, а у второй группы обучающихся это «правильность чтения» (У = 6) и «логическое мышление» (У = 6). Стоит отметить, что у обучающихся с низкими показателями индивидуального развития все УВК данной группы имеют одинаковое количество связей в психологической структуре с другими компонентами, а у учеников с высокими показателями на первое место по «функциональному весу» выходит «творческое воображение». Полученные данные согласуются с результатами исследований Т. Г. Егорова применительно к слогоаналитической ступени чтения. В ходе экспериментальной работы и наблюдения за первоклассниками психолог выяснил, что для читателя характерен такой элемент нормативно-одобренного способа деятельности, как повторение. Слово или часть фразы повторяется с целью осмыслить контекст и восстановить смысловую нить повествования или описания. Очевидно, воображение играет ключевую роль в воссоздании образов произведений [2].
Следует отметить, что в обеих экспериментальных группах базовые УВК представлены блоками принятия задачи, представления о содержании и способах выполнения деятельности и информационным блоком ПСД(ч), а качества личностномотивационного и блока управления деятельностью в данной группе не представлены. Данные результаты можно объяснить содержанием обучения чтению в первом классе. Первые полгода ученик овладевает первоначальным чтением (по А. Р. Лурии, Т. Г Егорову, Д. Б. Эльконину,
Н. В. Нижегородцевой), где нормативно-одобренным способом деятельности является правильное, плавное слоговое чтение небольших текстов со всеми буквами алфавита с темпом чтения 20-25 слов в минуту. А вторые полгода он начинает читать словами, используя повторение как средство восстановления потерянного смысла. На данном этапе понимание идёт не совместно с чтением, а следом за ним. Таким образом, от-
сутствие компонентов личностно-мотивационного и блока регуляции деятельности говорит о характерных особенностях смыслообразования на данном этапе. Смыслообразования как такового ещё нет, есть только процесс понимания значения слов и отдельных фраз, который имеет место вследствие повторений. Именно поэтому такие компоненты, как «смысловая догадка» (У = 1), «обучаемость» (У = 1) и «произвольная регуляция деятельности» (У = 1) имеют минимальное количество связей в психологической структуре смыслового чтения.
Один компонент психологической структуры деятельности смыслового чтения образует сильные корреляционные связи с интегральным показателем успешности освоения смыслового чтения в обеих группах обучающихся (Р > 0,95; Р > 0,99). Им является «скорость чтения» (г = 0,734 и 0,697 соответственно; при р < 0,01). Это качество оказывает непосредственное влияние на эффективность освоения чтения в первом классе. Данные результаты ещё раз подтверждают многочисленные мнения психологов и педагогов о том, что овладение смыслом читаемого невозможно без достаточно развитой скорости чтения. Низкий темп затрудняет процесс понимания и смысло-образования.
В психологической структуре деятельности смыслового чтения в первом классе представляется возможным выделение трёх взаимосвязанных подструктур УВК.
У первой группы испытуемых центр первой из них составляют такие качества, как «принятие задачи», «логическое мышление» и «вербальная память». Они образуют значимые связи друг с другом, а также с такими качествами, как «творческое воображение» и «произвольная регуляция деятельности». Вторую подструктуру образуют такие качества, как «правильность чтения», «скорость чтения» и «знание морфологии». И третья подструктура представлена «целостностью восприятия» и «мотивами учения».
У второй группы центр первой подструктуры УВК составляют те же «принятие задачи» и «логическое мышление», однако «вербальная память» здесь не входит ни в одну подструктуру. Первые два компонента образуют значимые связи друг с другом, а также с такими качествами, как «объём активного словаря» и «объём пассивного словаря». Вторую подструктуру образуют такие качества, как «правильность чтения», «скорость чтения» и «знание морфологии». И третья
подструктура в основной структуре не представлена, она существует автономно и включает в себя «целостность восприятия», «мотивы учения», «зрительное восприятие» и «обучаемость». Заметим, что у обучающихся с высокими показателями индивидуального развития эти компоненты включены в структуру через УВК «творческое воображение», которое у обучающихся из второй экспериментальной группы отсутствует. По всей видимости, именно оно является связующим звеном, определяющим успешность освоения чтения на данном этапе.
Общее количество г-связей компонентов структуры (30 и 24) и количество сильных г-связей (16 и 12) демонстрируют более высокий уровень развития психологической структуры смыслового чтения у обучающихся из группы «условно успешных». Аналогичную тенденцию мы видим по показателям когерентности (34 и 24) и организованности структуры (14 и 6).
Среди компонентов психологической структуры смыслового чтения выделяются те УВК, которые оказывают непосредственное влияние на успешность обучения по основным предметам школьной программы (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир): «скорость чтения» (г = 0,809 и г = 0,711 соответственно, прир < 0,01) в обеих группах, «знание морфологии» (г = 0,843, при р < 0,01) в группе условно успешных и «правильность чтения» (г = 0,691, при р < 0,01) у условно неуспешных.
Значимо различаются такие УВК, как «мотивы учения» (и = 35,000, прир < 0,05) и «знание морфологии» (и = 39 500, прир < 0,05). Это означает, что у условно успешных учащихся эти компоненты развиты лучше, чем у условно неуспешных.
Выводы:
1. Были выявлены специфические особенности психологической структуры смыслового чтения в первом классе начальной школы, определяющие успешность выполнения данного вида деятельности.
2. Были выявлены качества, развитие которых необходимо для успешного овладения чтением в первом классе,— это «мотивы учения», «знание морфологии», «скорость чтения» и «творческое воображение».
Список литературы
1. Волкова, Т. В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности у учащихся начальной школы / Т. В. Волкова // Ярослав. пед. вестн. 2013. № 2, т. 2. С. 200-204.
2. Егоров, Т. Г Психология овладения навыком чтения / Т. Г Егоров. М. : АПН РСФРС, 1953. 264 с.
3. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981.
4. Карпов, А. В. Психология принятия управленческих решений / А. В. Карпов / под ред. В. Д. Шадрикова. М. : Юристъ, 1998. 440 с.
5. Нижегородцева, Н. В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности / Н. В. Нижегородцева, Т. В. Волкова // Ярослав. пед. вестн. 2012. № 2, т. 2. С. 257-262.
6. Нижегородцева, Н. В. Генезис психологической структуры учебной деятельности на разных уровнях образования / Н. В. Нижегородцева, Е. В. Карпова, Н. П. Анисимова. Ярославль : ЯГПУ, 2009. 420 с.
7. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадри-ков. М. : Наука, 1982. 183 с.