Четвертым этапом реализации метода является общее обсуждение-дискуссия используемых дирижерских и педагогических методов в формате музыканты - дирижер. Студенты-музыканты задают вопросы, указывают на неточности и ошибки, студент-дирижер отвечает на вопросы и объясняет свою дирижерскую позицию.
Практика показывает, что чем более детально студент проработал теоретическую часть метода, тем на более высоком методическом уровне происходит реализация практической части.
Данный метод позволяет сформировать определенное психоэмоциональное состояние готовности к педагогической деятельности, при котором студент не только перестает бояться публичных выступлений перед большой аудиторией, но и учится реализовывать свои исполнительские замыслы и идеи на большом коллективе.
Поэтапное использование описанных методов способствует развитию готовности к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств в рамках проведения дисциплины «оркестровый класс».
Выводы. Готовность к педагогической деятельности студентов колледжа искусств является важным качеством будущего музыканта-исполнителя, которое возможно развивать на занятиях оркестрового класса. Основными методами, способствующими развитию данного качества студента, являются, метод теоретического анализа, метод групповой работы, метод работы студента над этапом репетиционной работы, либо над фрагментом музыкального произведения в качестве дирижера. Применение названных методов подходит как для очного, так и для дистанционного формата проведения занятий.
Литература:
1. Витвицкая С.С. Структура и критерии готовности магистров образования к педагогической деятельности // Вектор науки Университета: Педагогика, психология. - № 2 (13). - 2013. - С. 59-63.
2. Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряжённых ситуациях. Психологический аспект. - Минск, Университетское, 1995. - С. 221.
3. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: автореф. диссер. доктора пед. наук. - Москва, 1983. - 24 с.
4. Жуков Г.Н., Дорожкин Е.М., Кубрушко П.Ф. Формирование готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения: монография. Российский государственный профессионально-педагогический университет. - 2019. - 227 с.
5. Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск, БГУ, 1996. - С. 49
6. Романова И.В. Готовность педагога физической культуры к воспитательной работе как составляющая готовности к педагогической деятельности // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. Т. 4. - №1. - С. 14-20
7. Сластенин В.А. Формирование личности учителя как социально-педагогическая проблема. Вопросы психологии развития подростка и юноши. - Тюмень, 1969. - 35 с.
8. Сластёнин В.А. Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. - 1991. - № 10. - С. 79-84.
Педагогика
УДК 376.37
кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Валентина Николаевна
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Демидова Анна Петровна Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); магистр Нестерова Наталья Кирилловна
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме психологического развития детей, которые имеют тяжелые нарушения речи. Представлена психолого-педагогическая характеристика таких детей, а также возможные причины появления тяжелых нарушений речи. Описаны требования к условиям работы учителя-логопеда с детьми данной категории.
Ключевые слова: речевое развитие, психологическое развитие, тяжелое нарушение речи, младший школьный возраст, психолого-педагогическая характеристика, особенности коррекционной работы.
Annotation. The article is devoted to the problem of psychological development of children who have severe speech disorders. The article presents the psychological and pedagogical characteristics of such children, as well as possible causes of severe speech disorders. The requirements for the working conditions of a speech therapist teacher with children of this category are described.
Keywords: speech development, psychological development, severe speech disorder, primary school age, psychological and pedagogical characteristics, features of correctional work.
Введение. Умение говорить - уникальная способность человека. С её помощью мы можем выражать свои желания, потребности или же просто общаться. Чем богаче словарный запас, тем легче нам строить коммуникацию, уточнять свои высказывания и получать информацию от других людей. Также будут более полноценные отношения с окружающим миром.
Бесспорно, речевое развитие играет важную роль в жизни человека. Ещё К.Д. Ушинский упоминал, что родное слово -это основа для умственного развития и сокровищница всех знаний. От своевременного появления речи зависит, как скоро человек овладеет высшим уровнем сознания и произвольности поведения. Что же может препятствовать успешному овладению речью?
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория, у которой имеются отклонения в речевом развитии, при этом у них сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но имеются серьезные речевые дефекты, которые влияют на становление психики. Из-за этого возникает вторичное отставание в развитии психических процессов, что влечет за собой трудности в усвоении образовательной программы в школе и включению в социум.
Изложение основного материала статьи. Тяжелые нарушения речи, к которым относятся: алалия, ринолалия, дизартрия, общее недоразвитие речи 1 и 2 уровня речевого развития, иногда заикание могут по-разному повлиять на общее развитие ребенка, но, тем не менее, обязательно затронут его психическую деятельность. Это чаще всего проявляется в нарушении познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сфере ребенка.
Долгие годы ученые занимались вопросом изучения влияния отклонений речевого развития на становление психики ребенка, такие как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, К.С. Лебединская. В ходе своей работы им удалось выделить некоторые особенности психологического развития детей с тяжелыми нарушениями речи:
- нарушение восприятия: страдают пространственные представления, а именно наблюдаются трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под»;
- нарушение внимания. У таких детей низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых может наблюдаться неустойчивое внимание, а также ограниченные возможности его распределения;
- развитие воображения у детей с тяжелыми нарушениями речи в значительной степени отстает от нормально развивающихся сверстников;
- психическая деятельность характеризуется однообразием действий (появлением штампов), медленным включением в работу, быстрой утомляемостью.
Всё вышеперечисленное, безусловно, сказывается на мнемической функции ребенка с тяжелыми нарушениями речи. У таких детей снижена вербальная память, то есть продуктивность запоминания мыслей и слов, при этом сама смысловая и логическая память сохранна. В процессе обучения сложные инструкции в заданиях воспринимаются с трудом, некоторые моменты объяснения заданий пропускаются, а иногда даже меняется их последовательность.
Психическое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи, чаще всего опережает их речевое развитие. Поэтому возможно у части детей будет присутствовать критичность к своей речи. Нарушение речи как первичный дефект имеет огромное негативное влияние на изначально сохранный интеллект. И только при своевременной коррекции в рамках логопедической работы происходит выравнивание интеллектуальных процессов.
Многочисленные исследования показали, что у детей с тяжелыми нарушениями речи низкая осведомленность об окружающем мире. Заметны отставания в представлении временных отношений. К началу школьного обучения такие дети плохо дифференцируют понятия «вчера» и «завтра», «утро, день, вечер» и связанные с этим делением суток «завтрак, обед, ужин». Час путают с минутой, а месяц с годом.
В работах В.П. Глухова отражено, что воображение детей с речевыми нарушениями отличается стереотипностью, а проявляется это в однообразных рисунках, в медленном темпе создания объектов, в неточной детализации воссоздаваемых образов. Ко всему этому можно добавить то, что решение проблемных ситуаций для такого ребенка проходит по «шаблонному» сценарию. Это говорит о том, что у детей с тяжелыми нарушениями речи в недостаточной степени развита оригинальность воображения.
Хотелось бы отметить, что степень выраженности нарушений зависит от формы речевого нарушения. Например, ребенку с ринолалией проще опираться на зрительное, чем на слуховое восприятие. Ребенок с дизартрией легче запоминает информацию на слух, чем поданную через зрительный анализатор. Несмотря на это, при сравнении показателей восприятия времени с нормально развивающимися детьми, дети, имеющие нарушения речи значительно от них отстают.
Имея тяжелые нарушения речи, дети часто имеют функциональные отклонения в ЦНС, из-за которого они излишне эмоциональны. Например, услышав плохую оценку, ребенок может агрессивно отреагировать на нее. Часто их поведение характеризуется негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или же наоборот, повышенной застенчивостью и пугливостью.
Помимо описанной классификации ТНР, в научной литературе существует еще одна классификация, которая выделяет 3 группы на основе клинической характеристики детей обозначенной категории:
- неосложненная форма характеризуется минимальной мозговой дисфункцией: плохая регуляция мышечного тонуса, моторных дифференцировок, а также отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы;
- осложненная форма включает в себя детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и т.д.;
- грубое недоразвитие речи отмечается у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга.
Причиной всему этому могут, стать как внешние, так и внутренние факторы. Внутриутробная патология может
повлиять на речевое развитие плода: гипоксия, токсикозы, вирусные и эндокринные заболевания матери, также травмы, конфликт резус-факторов и др. Особенно опасно влияние нескольких неблагоприятных факторов одновременно.
К внешним неблагоприятным факторам относят речевое развитие детей, которые воспитываются глухими родителями. Или же появление заикания у ребенка, если у одного из родителя имеется тоже речевое нарушение.
Чем раньше обнаружились отклонения в речевом развитии ребенка, тем больше шансов, что такой ребенок приблизится к развитию нормально развивающимся сверстников. Если вовремя не предпринять меры по коррекции нарушения, то это повлечет за собой стойкие нарушения письма и чтение, что затруднит освоение образовательной программы ребенком.
На сегодняшний день в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи имеется несколько направлений:
«Диагностическая работа»:
- в этом направлении важно крайне подробно изучить и проанализировать данные, представленные в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, об особых образовательных потребностях детей с тяжелыми нарушениями речи;
- также на основании диагностической информации, которую предоставили специалисты различного профиля, необходимо выполнить комплексный сбор сведений о ребенке с тяжелыми нарушениями речи;
- необходимо выявить симптоматику речевого нарушения и уровня речевого развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи;
- установить этиологию, механизм, а также структуру речевого дефекта у детей с тяжелыми нарушениями речи;
- изучить условия воспитания в семье и социальной ситуации развития детей с тяжелыми нарушениями речи;
- после всего вышеперечисленного необходимо сделать обобщение диагностических данных для определения цели, задач, содержания и методов работы с ребенком, у которого имеются тяжелые нарушения речи;
- необходимо регулярное осуществление мониторинга с целью отслеживания динамики развития детей с тяжелыми нарушениями речи, а также успешность в освоении им АООП НО в целью внесения корректировок в занятия.
«Коррекционно-развивающая работа».
Включает в себя:
- совершенствование коммуникативной деятельности, а также развитие и коррекцию моторики, сенсорных функций, психики у детей с тяжелыми нарушениями речи;
- корректировка речевых отклонений и системное разностороннее развитие речи;
- развитие познавательной деятельности;
- развитие высших психических функций;
- формирование общефункциональных и специфических механизмов речевой деятельности, а также их коррекцию;
- коррекция эмоционально-волевой сферы;
- достижение уровня речевого развития при котором ребенок будет иметь возможность использовать умения и навыки в учебной, внеучебной и коммуникативных ситуациях.
«Консультативная работа»:
- составление рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи;
- консультация педагогам от специалистов различного профиля по выбору дифференцированных индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи;
- оказать консультативную помощь семье, где воспитывается ребенок с тяжелыми нарушениями речи, по вопросу выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения.
«Информационно-просветительская работа»:
- необходимо проводить просветительскую работу (собрания, беседы, лекции, консультации), которые прежде всего направлены на разъяснения участникам образовательного процесса и обучающимся, их родителям, вопросов, которые связаны с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи;
- также проводить тематические обсуждения индивидуальных и типологических особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи с участниками образовательного процесса и их родителями.
Большая трудность в работе с такими детьми вызывает сложная структура дефекта. У таких детей имеются проявления психоневрологические и соматические расстройства, а также низкая устойчивость к различным инфекциям, аллергическим реакциям и хроническим заболеваниям внутренних органов. Поэтому при занятии логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи рекомендуется уделять не малую часть времени лечебным и профилактическим мероприятиям. Большинство детей, которые посещают логопеда, находятся под наблюдением педиатра, невропатолога, психиатра и отоларинголога.
Успешность обучения ребенка с речевыми нарушениями зависит также от работы в специализированной логопедической группе по строго продуманной системе, а также тесной связью логопеда с учителями.
Специальные образовательные условия обучения, воспитания и речевого развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи помогут преодолеть сформировавшиеся трудности. Для этого необходима возможность выбора адаптационной программы в учебном заведении; возможность выбора индивидуального темпа обучения; щадящий, здоровье сберегающий режим; использование наглядных материалов, которые могут включить в работу сразу несколько анализаторов; использование игровых приемов и методов обучения.
При соблюдении вышеперечисленных условий и своевременном выявлении нарушения речи, возможно практически полное восстановление ребенка.
Выводы. Таким образом, исходя из полученной информации, мы можем сделать вывод, что работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи требует учета специфических особенностей детей, профессиональной подготовки, а также ранней диагностики речевого нарушения. Для успешно развития речевого процесса ребенку необходимо создавать благоприятную речевую среду на всех этапах его взросления.
Литература:
1. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: сб. упражнений / С.Е. Большакова. - М.: Сфера, 2005 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). - 124, [1] с.; - ISBN 5-89144-511-5 - Текст электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002568610
2. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст]: Материалы к курсу лекций / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. - Москва: Изд-во МГУ, 1978. - 118 с.; 21 см. (Возрастная психология) -Текст электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007641989
3. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - [2-е изд., испр. и доп.]. - М.: АРКТИ, 2004. - 166 с.; 21 см. - (Библиотека практикующего логопеда).; ISBN 589415-211-9 - Текст электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002477505
4. Громова, О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей 2-3 лет: разработка анкеты для дифференцированной оценки речи в раннем возрасте / О.Е. Громова // Дефектология. - 2009. - №2. - С. 66-67 - ISSN 0130-3074. - Текст: непосредственный.
5. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол. исслед.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - М.: Академия, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 282, [1] с.; 22 см. - (Высшее образование) (Классическая учебная книга: Classicum). - ISBN 5-7695-1598-8 - Текст электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002426728
6. Демидова А.П., Зиновьева В.Н. Особенности диалогового взаимодействия учителя начальной школы и ребенка-логопата в рамках инклюзивного образования. - Сб. науч.тр.: Ялта: РИО ГПА, 2019. - Выпуск 64.-1. - С. 83 (научная статья) ВАК - ISSN: 2311-1305 - Текст электронный // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41194742
7. Назарова, Н.М. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) - Педагогика: в трех томах / под ред. Н.М. Назаровой. - Москва: Академия, 2007. - 22 см. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). т. 3: Педагогические системы специального образования / Н.М. Назарова [и др.]. - 2008. - 397 с.; ISBN 978-5-7695-4701-0 - Текст электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. - URRL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004076935
8. Павлова О.А., Демидова А.П. К вопросу об особенностях формирования представлений о числе и счете у дошкольников с ОНР. // Гуманизация образования. - 2/2019. - С. 74 (научная статья) ВАК - ISSN: 1029-3388 - Текст электронный // URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38163255
9. Разумова, Л.И. Коррекция нарушений речи у дошкольников / [авт.-сост.: Л.С. Сековец и др.]. - М.: Изд-во АРКТИ, 2005. - (Домодедово: ДПК Роспатента). - 21 см. - (Коррекционная педагогика). ч. 1: Организационные вопросы программно-методического обеспечения. - 2005. - 244 с.; ISBN 5-89415-483-9 - Текст электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. - URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01002792793
10. Рубинштейн, С.Л. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Academia, 1999. - 553 с.: ил., табл.; 21 см. - (Высшее образование).; ISBN 5-7695-0438-2 - Текст электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000642884
11. Чиркова Н.И., Демидова А.П. Развитие коммуникативных действий у детей -логопатов средствами занимательных математических заданий. // Гуманизация образования. - 3/2019. - С. 111 (научная статья) ВАК - ISSN: 1029-3388 - Текст электронный // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38564066
Педагогика
УДК 376.37
кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Валентина Николаевна
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Демидова Анна Петровна Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); бакалавр Овчаренко Влада Владимировна
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, базирующийся на активации сенсорных зон. Описана специфика изучения элементов математики детьми с нарушениями речи. Приведен анализ дидактических игр и упражнений с элементами логоритмики, направленных на математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития.
Ключевые слова: формирование элементарных математических представлений, культура личности, дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, сенсорное развитие, дидактические игры, логопедическая ритмика.
Annotation. The article examines the process of forming elementary mathematical concepts in older preschool children with general speech underdevelopment, based on the activation of sensory zones. The specificity of studying the elements of mathematics by children with speech disorders is described. The analysis of didactic games and exercises with elements of logo rhythmics, aimed at the mathematical development of senior preschool children with general speech underdevelopment of the III level of speech development, is given.
Keywords: the formation of elementary mathematical concepts, personality culture, children of senior preschool age, general speech underdevelopment, sensory development, didactic games, speech therapy rhythm.
Введение. Основной задачей педагогической деятельности является развитие культуры личности ребенка, сюда относят: обучение детей ориентироваться в окружающем мире, свободно и ясно мыслить, пользоваться приобретенными навыками на благо общества, а в большей степени навыками коммуникации. Ни один процесс в жизни человека не может возникнуть и развиваться без навыков коммуникации, речи. Однако, часто встречаются дети с недостатками в речевой сфере. Например, общее недоразвитие речи (ОНР) зачастую проявляется у детей старшего дошкольного возраста. Это нарушение не только отражается на речевой функции, но и значительно замедляет процесс мышления и связанных с ним психических процессов. Кроме того, такие дети часто характеризуются недостатками в моторно-двигательной сфере, что проявляется в проблемах с координацией, ориентацией в пространстве, замедленности в выполнении действий. Перечисленные особенности вместе с замедленным процессом мышления часто приводят к проблемам, связанным с формированием элементарных математических представлений.
Изложение основного материала статьи. Конечной целью любой коррекционной работы является формирование самостоятельной, независимой культурной личности. Базовая культура личности - это интегративное образование, содержанием которого выступает гуманитарный опыт личности, структурно представленный познавательно-мировоззренческим, духовно-нравственным, социально-гражданским, эмоционально-волевым, созидательно-преобразовательным компонентами, что позволяет личности выстраивать свою жизнедеятельность в гармонии с собой и миром (Е.В. Бондаревская).
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это системное проявление речевой аномалии, при котором нарушены или отстают основные все компоненты речи, то есть лексика, грамматика, связная речь и т.п. (С.Н. Сазонова). ОНР зачастую возникает комплексно, вследствие влияния нескольких факторов. Причиной общего недоразвития речи может являться нарушение акустико-гностических процессов, тогда у ребёнка будет снижена способность к восприятию речевых звуков при сохранном слухе. К основным признакам ОНР в дошкольном возрасте можно отнести: позднее начало речи, замедленный темп, нехарактерное течение развития речи, стойкие трудности в формировании грамматического строя речи, нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия [3; 8; 91.
Изучение дефекта при ОНР позволило Р.Е. Левиной определить три уровня речевого развития по степени проявления речевого дефекта. Из этих трёх уровней речевого развития первые два отличаются глубоким недоразвитием речи, а третий, более высокий, характеризуется лишь наличием пробелов в звукопроизношении и лексико-грамматическом строе речи. Четвёртый уровень речевого развития был выделен в начале XXl века Т.Б. Филичевой. Своеобразие нарушения слоговой структуры у этих детей заключается в том, что, понимая значение слова, они не могут удержать в памяти его фонематический образ, а потому возникает искажение звуконаполняемости в разных вариантах [8; 9].
Поскольку в исследовании принимали участия дети дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития, уместным будет дать характеристику развития их речевой сферы и психолого-педагогическую характеристику. К симптомам нарушения речевой функциональной системы у детей с ОНР III уровня речевого развития относят недостаточное слуховое внимание, низкую речевую активность, незавершённость речевой деятельности, инертность появления речевых стереотипов, быстрое забывание изученного языкового материала. Достаточно ярко проявляются недостатки грамматического строя речи, отсюда часто складывается ситуация речевой беспомощности в непредсказуемых ситуациях. У детей, имеющих ОНР III уровень развития, наблюдаются крайне низкий объем знаний об окружающем их мире, недостаток сведений о свойствах и функциях предметов, здесь же характерны трудности в установлении причинно-следственных связей. Недоразвитие речи у таких детей часто вызывает нарушение сенсорного восприятия, это выражается в нехватке чувственного познания мира ребенком [6; 8].
В умственном развитии детей старшего дошкольного возраста с ОНР значительная роль отводится математическому развитию. Математическое развитие ребёнка - это качественные изменения в формах его познавательной активности, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и развития логического мышления (Л.Б. Баряева). В.В. Давыдов и Л.В. Занков, проводя психологические эксперименты пришли к выводу, что сенсорные, мыслительные, перцептивные, вербальные и многие другие компоненты способностей детей формируются посредством систематического обучения дошкольников математике [1; 5].
Формирование математических представлений у старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития осуществляется по нескольким направлениям:
1. Формирование системы элементарных математических представлений.