Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиновьева Валентина Николаевна, Демидова Анна Петровна, Овчаренко Влада Владимировна

В статье рассматривается процесс формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, базирующийся на активации сенсорных зон. Описана специфика изучения элементов математики детьми с нарушениями речи. Приведен анализ дидактических игр и упражнений с элементами логоритмики, направленных на математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиновьева Валентина Николаевна, Демидова Анна Петровна, Овчаренко Влада Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL REPRESENTATIONS IN CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article examines the process of forming elementary mathematical concepts in older preschool children with general speech underdevelopment, based on the activation of sensory zones. The specificity of studying the elements of mathematics by children with speech disorders is described. The analysis of didactic games and exercises with elements of logo rhythmics, aimed at the mathematical development of senior preschool children with general speech underdevelopment of the III level of speech development, is given.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Педагогика

УДК 376.37

кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Валентина Николаевна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Демидова Анна Петровна Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); бакалавр Овчаренко Влада Владимировна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, базирующийся на активации сенсорных зон. Описана специфика изучения элементов математики детьми с нарушениями речи. Приведен анализ дидактических игр и упражнений с элементами логоритмики, направленных на математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития.

Ключевые слова: формирование элементарных математических представлений, культура личности, дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, сенсорное развитие, дидактические игры, логопедическая ритмика.

Annotation. The article examines the process of forming elementary mathematical concepts in older preschool children with general speech underdevelopment, based on the activation of sensory zones. The specificity of studying the elements of mathematics by children with speech disorders is described. The analysis of didactic games and exercises with elements of logo rhythmics, aimed at the mathematical development of senior preschool children with general speech underdevelopment of the III level of speech development, is given.

Keywords: the formation of elementary mathematical concepts, personality culture, children of senior preschool age, general speech underdevelopment, sensory development, didactic games, speech therapy rhythm.

Введение. Основной задачей педагогической деятельности является развитие культуры личности ребенка, сюда относят: обучение детей ориентироваться в окружающем мире, свободно и ясно мыслить, пользоваться приобретенными навыками на благо общества, а в большей степени навыками коммуникации. Ни один процесс в жизни человека не может возникнуть и развиваться без навыков коммуникации, речи. Однако, часто встречаются дети с недостатками в речевой сфере. Например, общее недоразвитие речи (ОНР) зачастую проявляется у детей старшего дошкольного возраста. Это нарушение не только отражается на речевой функции, но и значительно замедляет процесс мышления и связанных с ним психических процессов. Кроме того, такие дети часто характеризуются недостатками в моторно-двигательной сфере, что проявляется в проблемах с координацией, ориентацией в пространстве, замедленности в выполнении действий. Перечисленные особенности вместе с замедленным процессом мышления часто приводят к проблемам, связанным с формированием элементарных математических представлений.

Изложение основного материала статьи. Конечной целью любой коррекционной работы является формирование самостоятельной, независимой культурной личности. Базовая культура личности - это интегративное образование, содержанием которого выступает гуманитарный опыт личности, структурно представленный познавательно-мировоззренческим, духовно-нравственным, социально-гражданским, эмоционально-волевым, созидательно-преобразовательным компонентами, что позволяет личности выстраивать свою жизнедеятельность в гармонии с собой и миром (Е.В. Бондаревская).

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это системное проявление речевой аномалии, при котором нарушены или отстают основные все компоненты речи, то есть лексика, грамматика, связная речь и т.п. (С.Н. Сазонова). ОНР зачастую возникает комплексно, вследствие влияния нескольких факторов. Причиной общего недоразвития речи может являться нарушение акустико-гностических процессов, тогда у ребёнка будет снижена способность к восприятию речевых звуков при сохранном слухе. К основным признакам ОНР в дошкольном возрасте можно отнести: позднее начало речи, замедленный темп, нехарактерное течение развития речи, стойкие трудности в формировании грамматического строя речи, нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия [3; 8; 91.

Изучение дефекта при ОНР позволило Р.Е. Левиной определить три уровня речевого развития по степени проявления речевого дефекта. Из этих трёх уровней речевого развития первые два отличаются глубоким недоразвитием речи, а третий, более высокий, характеризуется лишь наличием пробелов в звукопроизношении и лексико-грамматическом строе речи. Четвёртый уровень речевого развития был выделен в начале XXl века Т.Б. Филичевой. Своеобразие нарушения слоговой структуры у этих детей заключается в том, что, понимая значение слова, они не могут удержать в памяти его фонематический образ, а потому возникает искажение звуконаполняемости в разных вариантах [8; 9].

Поскольку в исследовании принимали участия дети дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития, уместным будет дать характеристику развития их речевой сферы и психолого-педагогическую характеристику. К симптомам нарушения речевой функциональной системы у детей с ОНР III уровня речевого развития относят недостаточное слуховое внимание, низкую речевую активность, незавершённость речевой деятельности, инертность появления речевых стереотипов, быстрое забывание изученного языкового материала. Достаточно ярко проявляются недостатки грамматического строя речи, отсюда часто складывается ситуация речевой беспомощности в непредсказуемых ситуациях. У детей, имеющих ОНР III уровень развития, наблюдаются крайне низкий объем знаний об окружающем их мире, недостаток сведений о свойствах и функциях предметов, здесь же характерны трудности в установлении причинно-следственных связей. Недоразвитие речи у таких детей часто вызывает нарушение сенсорного восприятия, это выражается в нехватке чувственного познания мира ребенком [6; 8].

В умственном развитии детей старшего дошкольного возраста с ОНР значительная роль отводится математическому развитию. Математическое развитие ребёнка - это качественные изменения в формах его познавательной активности, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и развития логического мышления (Л.Б. Баряева). В.В. Давыдов и Л.В. Занков, проводя психологические эксперименты пришли к выводу, что сенсорные, мыслительные, перцептивные, вербальные и многие другие компоненты способностей детей формируются посредством систематического обучения дошкольников математике [1; 5].

Формирование математических представлений у старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития осуществляется по нескольким направлениям:

1. Формирование системы элементарных математических представлений.

Работа в этом направлении предполагает формирование представлений о таких элементарных понятиях как «множество», «число», «величина».

2. Формирование предпосылок логического мышления.

Работа в этом направлении предполагает формирование умения осуществлять логические операции.

3. Формирование и развитие сенсорики, как основы любого психического действия.

Данное направление работы предполагает работу по формированию пространственных представлений, развитию координации ребёнка в пространстве [2; 10].

Существуют авторские методики для формирования математических представлений у дошкольников с ОНР. Однако, любая из них может осуществляться при следующих условиях:

- будет разработана с учётом однородных речевых особенностей;

- будет включать себя игры и упражнения для активизации познавательной деятельности и понимания окружающих детей явлений [10].

Формирование математических представлений должно реализовываться посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр. Они позволяют ставить учебную задачу перед детьми не прямым путём, то есть детям не даётся новый материал в готовом виде. Необходимо открывать материал путём творческого поиска и анализа. Следовательно, на каждом занятии дети будут самостоятельно открывать для себя новый материал. Кроме того, педагогу рекомендуется создавать подходящий к занятию эмоциональный фон, помогать детям погрузиться в игру, что позволяет развивать воображение и познавательную активность [1; 5; 9].

Известно, что дети с недостатками речевого развития, поступая в школу, имеют трудности в освоении учебных программ (Р.Е. Левина, А.Н. Корнеев, И.Н. Садовникова). В структуре генезиса этих трудностей лежит дисфункция межанализаторских связей, которая проявляется в слабости слуховых, зрительных и двигательных координаций. Развитие слухо-зрительно-двигательной координации осуществляется путём музыкально-ритмических, логоритмических занятий. Задаваемый музыкой темп и ритм позволяют достигать корректности движений, их автоматизации, также добиваться осознанного кинестетического и кинетического контроля движений путём счета ритмических единиц [3; 4; 7; 8].

При формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР логоритмические занятия будут решать следующие задачи:

- развитие пространственной ориентации;

- воспитание переключаемости внимания с одного вида деятельности на другой;

- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

- развитие чувства ритма путём счета тактов и определением музыкального метра;

- развитие речевой моторики;

- активизация представлений о геометрических фигурах;

- формирование умения читать схемы букв и фигур [3; 4].

Важным этапом при формировании элементарных математических представлений у детей с ОНР будет работа над мелкой моторикой руки, положительно влияющая на целостное развитие ребёнка. На логопедических занятиях предлагают проводить упражнения по обведению предметов по контуру, рисованию по трафаретам, разной штриховке предметов. Позднее нужно учить дошкольников рисовать геометрические фигуры и предметы в воздухе каждой рукой и пальцами поочередно. Таким образом происходит активизация представлений о геометрических фигурах, идёт активное развитие мелкой моторики и мышления [1; 10].

В работе с детьми с ОНР можно использовать игры и упражнения не только для формирования математических представлений, но и сенсорного развития детей. Такие игры активно воздействуют на разные анализаторы. Здесь выделяются следующие игры и приемы: экскурсия и наблюдение; чтение художественной литературы в играх с математическим содержанием; пальчиковая гимнастика, игры с водой, игры с песком, драматизации при обучению решению арифметических задач; игры с бытовыми предметами [2; 10].

Выводы. Общее недоразвитие речи (ОНР) - патология речи у детей с нормальным слухом и интеллектом, которая характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы, как звуковой стороны, так и смысловой (Р.Е. Левина). Существует четыре уровня речевого развития. Из этих уровней речевого развития первые два отличаются глубоким недоразвитием речи, третий, более высокий, характеризуется лишь наличием пробелов в звукопроизношении и лексико-грамматическом строе речи, четвёртый уровень речевого развития характеризуется искажением звуконаполняемости слов. Специфика изучения элементов математики детьми старшего дошкольного возраста с ОНР осуществляется с учетом уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, для дальнейшего перехода к абстрактно-логической форме мышления. В процессе формирования математических представлений у детей с ОНР происходит обогащение словаря, связная речь становится более развёрнутой и систематизированной, у дошкольников совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность. Формирование математических представлений старших дошкольников предлагается осуществлять за счет использования игр и упражнений, направленных на актуализацию знаний о математических понятиях, на развитие счётных навыков и операций, на формирование умения ориентироваться во времени и пространстве. Так как несформированность математических представлений у детей с ОНР зависит от нарушений сенсорного и моторного развития детей, рекомендуется использовать логоритмические занятия для развития координации движений и сенсорных систем организма.

Литература:

1. Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. -479 с. - (Коррекционная педагогика) - ISBN5-8064-0587-7 ISBN6-94033-135-1 - Текст: непосредственный.

2. Белошистая, А.В. Психологическое обоснование системы математического развития дошкольников и принципы отбора содержания этого обучения / А.В. Белошистая // Психология обучения, 2008. - № 5. - С. 17-32. - ISSN: 1561-2457 -Текст электронный // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11136698.

3. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-00936-2 - Текст электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000973666.

4. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет: В 2-х ч. - Часть 2 - 2-е изд., перераб. - Москва: ТЦ Сфера, 2016. -64 с. - (Библиотека логопеда). - ISВN 978-5-9949-1602-5 - Текст: непосредственный.

5. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Москва: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 613 с. - ISBN (В пер.) (В пер.): 1 р. 60 к. - Текст электронный // Российская электронная библиотека [сайт]. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001290788.

6. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов / Л.Н. Ефименкова. - Москва: Просвещение, 1985. - 112 с. - Текст электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001283259.

7. Нищева, Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет) [Текст]: организованная образовательная деятельность / Н.В. Нищева. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. - 455, [1] с. - ISBN 978-5-89814-6689 (в пер.) - Текст электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. - URL: http s://search.rsl.ru/ru/record/01005022172.

8. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. - Москва: Просвещение, 2009. - 365 с. - ISBN 978-591872-037-0 - Текст электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006599731.

9. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - Москва: Дрофа, 2009. - 189 с. - ISBN 978-5358-08661-6 - Текст электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004834753.

10. Чернова, В.И., Тарасов, М.А., Надтока, М.В. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями / под общей редакцией В.И. Черновой: Методическое пособие. - Хабаровск, 2003. - 4-7 с. - Текст электронный - URL: http://pedlib.ru/Books/1/0462/1_0462-23.shtml.

Педагогика

УДК 37.08

старший преподаватель кафедры огневой и физической подготовки Злобин Михаил Николаевич

Волгодонский филиал Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский юридический институт МВД России» (г. Волгодонск)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРОВ-КУРАТОРОВ В ВУЗАХ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье раскрываются особенности организации образовательного процесса в вузах МВД России, которые обуславливают цели и характер взаимодействия офицеров-кураторов с курсантами; обосновывается необходимость развития психолого-педагогической компетентности офицеров-кураторов, что требует построения особого педагогического сопровождения; детализируется содержание данного педагогического сопровождения и этапы его реализации в образовательном пространстве ведомственного вуза.

Ключевые слова: образовательное пространство вузов МВД России, особенности взаимодействия курсантов и офицеров-кураторов, психолого-педагогическая компетентность, педагогического сопровождение, этапы педагогического сопровождения.

Annotation. The article reveals the peculiarities of the organization of the educational process in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which determine the goals and nature of the interaction of curator officers with cadets; The need to develop the psychological and pedagogical competence of curator officers is justified, which requires the construction of special pedagogical accompaniment; the content of this pedagogical support and the stages of its implementation in the educational space of a departmental university are detailed.

Keywords: educational space of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, peculiarities of interaction of cadets and officers-curators, psychological and pedagogical competence, pedagogical support, stages of pedagogical support.

Введение. В решении коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 марта 2012 года «О неотложных мерах по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации» обозначена необходимость развития профессиональных и нравственных качеств курсантов и слушателей ведомственных вузов, строгого следования требованиям служебной дисциплины [7, п. 2.5.3]. Решение этой задачи в образовательных учреждениях МВД связано с институтом кураторства.

Изложение основного материала статьи. Вузы МВД России обладают спецификой не только в содержании образовательной программы, но и в организации учебно-воспитательного процесса. Они являются закрытыми учреждениями, в которых свобода выхода курсантов за их пределы ограничена, в результате чего снижается уровень их взаимодействия с личным кругом общения, активизируется внутригрупповое взаимодействие в учебных группах, в том числе и конфликтные внутригрупповые процессы между курсантами [6]. Это требует проведения постоянной воспитательной и социально-психологической работы с курсантами, которая позволяет сплачивать учебную группу, оценивать состояние морально-психологического климата, выстраивать и корректировать характер взаимоотношений между курсантами, оказывать при необходимости психологическую помощь и поддержку.

Данная специфика вузов МВД России определяет педагогический потенциал их образовательного пространства. Поскольку «всякий потенциал отражается в ресурсах, возможностях и способностях» [4], то педагогический потенциал вуза МВД России проявляется в учебном, воспитательном, развивающем и интерактивном аспектах.

Учебный потенциал обеспечивает достижение курсантами заданного в нормативных документах профессионального уровня и приобретения ими общекультурных и профессиональных компетенций, активизацию ценностно-смысловой сферы правоохранительной деятельности. Учебный потенциал направлен на то, чтобы курсанты могли не только получить и усвоить профессиональные знания, но и на активное формирование мировоззренческой сферы, морально-нравственного облика будущего офицера, положительной мотивации к профессии, воспитание уважения к правам, законным интересам, чести и достоинству граждан [8].

Воспитательный потенциал образовательного пространства ведомственного вуза обеспечивает курсантам нацеленность на развивающие жизненные цели, формирует уважительное отношения к человеку, обществу, окружающему миру, признание приоритета моральных норм и долга в профессиональном поведении сотрудника полиции. Воспитание как процесс позволяет организовать целенаправленное и управляемое воздействие социальных институтов или уполномоченных ими лиц на воспитуемых с целью формирования у них определенных личностных характеристик, соответствующих социальному заказу и представлениям общества о человеке на данном историческом этапе общественного развития [15]. Воспитательная деятельность имеет особое значение для развития личности будущего сотрудника правоохранительной системы государства, а также для создания условий, в которых субъект осознает необходимость работы над собой, самовоспитания и саморазвития [9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.