Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРОВ-КУРАТОРОВ В ВУЗАХ МВД РОССИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРОВ-КУРАТОРОВ В ВУЗАХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗОВ МВД РОССИИ / ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ И ОФИЦЕРОВ-КУРАТОРОВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Злобин Михаил Николаевич

В статье раскрываются особенности организации образовательного процесса в вузах МВД России, которые обуславливают цели и характер взаимодействия офицеров-кураторов с курсантами; обосновывается необходимость развития психолого-педагогической компетентности офицеров-кураторов, что требует построения особого педагогического сопровождения; детализируется содержание данного педагогического сопровождения и этапы его реализации в образовательном пространстве ведомственного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Злобин Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES OFFICERS-CURATORS IN UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article reveals the peculiarities of the organization of the educational process in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which determine the goals and nature of the interaction of curator officers with cadets; The need to develop the psychological and pedagogical competence of curator officers is justified, which requires the construction of special pedagogical accompaniment; the content of this pedagogical support and the stages of its implementation in the educational space of a departmental university are detailed.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРОВ-КУРАТОРОВ В ВУЗАХ МВД РОССИИ»

6. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов / Л.Н. Ефименкова. - Москва: Просвещение, 1985. - 112 с. - Текст электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001283259.

7. Нищева, Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет) [Текст]: организованная образовательная деятельность / Н.В. Нищева. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. - 455, [1] с. - ISBN 978-5-89814-6689 (в пер.) - Текст электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. - URL: http s://search.rsl.ru/ru/record/01005022172.

8. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. - Москва: Просвещение, 2009. - 365 с. - ISBN 978-591872-037-0 - Текст электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006599731.

9. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - Москва: Дрофа, 2009. - 189 с. - ISBN 978-5358-08661-6 - Текст электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004834753.

10. Чернова, В.И., Тарасов, М.А., Надтока, М.В. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями / под общей редакцией В.И. Черновой: Методическое пособие. - Хабаровск, 2003. - 4-7 с. - Текст электронный - URL: http://pedlib.ru/Books/1/0462/1_0462-23.shtml.

Педагогика

УДК 37.08

старший преподаватель кафедры огневой и физической подготовки Злобин Михаил Николаевич

Волгодонский филиал Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский юридический институт МВД России» (г. Волгодонск)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРОВ-КУРАТОРОВ В ВУЗАХ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье раскрываются особенности организации образовательного процесса в вузах МВД России, которые обуславливают цели и характер взаимодействия офицеров-кураторов с курсантами; обосновывается необходимость развития психолого-педагогической компетентности офицеров-кураторов, что требует построения особого педагогического сопровождения; детализируется содержание данного педагогического сопровождения и этапы его реализации в образовательном пространстве ведомственного вуза.

Ключевые слова: образовательное пространство вузов МВД России, особенности взаимодействия курсантов и офицеров-кураторов, психолого-педагогическая компетентность, педагогического сопровождение, этапы педагогического сопровождения.

Annotation. The article reveals the peculiarities of the organization of the educational process in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which determine the goals and nature of the interaction of curator officers with cadets; The need to develop the psychological and pedagogical competence of curator officers is justified, which requires the construction of special pedagogical accompaniment; the content of this pedagogical support and the stages of its implementation in the educational space of a departmental university are detailed.

Keywords: educational space of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, peculiarities of interaction of cadets and officers-curators, psychological and pedagogical competence, pedagogical support, stages of pedagogical support.

Введение. В решении коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 марта 2012 года «О неотложных мерах по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации» обозначена необходимость развития профессиональных и нравственных качеств курсантов и слушателей ведомственных вузов, строгого следования требованиям служебной дисциплины [7, п. 2.5.3]. Решение этой задачи в образовательных учреждениях МВД связано с институтом кураторства.

Изложение основного материала статьи. Вузы МВД России обладают спецификой не только в содержании образовательной программы, но и в организации учебно-воспитательного процесса. Они являются закрытыми учреждениями, в которых свобода выхода курсантов за их пределы ограничена, в результате чего снижается уровень их взаимодействия с личным кругом общения, активизируется внутригрупповое взаимодействие в учебных группах, в том числе и конфликтные внутригрупповые процессы между курсантами [6]. Это требует проведения постоянной воспитательной и социально-психологической работы с курсантами, которая позволяет сплачивать учебную группу, оценивать состояние морально-психологического климата, выстраивать и корректировать характер взаимоотношений между курсантами, оказывать при необходимости психологическую помощь и поддержку.

Данная специфика вузов МВД России определяет педагогический потенциал их образовательного пространства. Поскольку «всякий потенциал отражается в ресурсах, возможностях и способностях» [4], то педагогический потенциал вуза МВД России проявляется в учебном, воспитательном, развивающем и интерактивном аспектах.

Учебный потенциал обеспечивает достижение курсантами заданного в нормативных документах профессионального уровня и приобретения ими общекультурных и профессиональных компетенций, активизацию ценностно-смысловой сферы правоохранительной деятельности. Учебный потенциал направлен на то, чтобы курсанты могли не только получить и усвоить профессиональные знания, но и на активное формирование мировоззренческой сферы, морально-нравственного облика будущего офицера, положительной мотивации к профессии, воспитание уважения к правам, законным интересам, чести и достоинству граждан [8].

Воспитательный потенциал образовательного пространства ведомственного вуза обеспечивает курсантам нацеленность на развивающие жизненные цели, формирует уважительное отношения к человеку, обществу, окружающему миру, признание приоритета моральных норм и долга в профессиональном поведении сотрудника полиции. Воспитание как процесс позволяет организовать целенаправленное и управляемое воздействие социальных институтов или уполномоченных ими лиц на воспитуемых с целью формирования у них определенных личностных характеристик, соответствующих социальному заказу и представлениям общества о человеке на данном историческом этапе общественного развития [15]. Воспитательная деятельность имеет особое значение для развития личности будущего сотрудника правоохранительной системы государства, а также для создания условий, в которых субъект осознает необходимость работы над собой, самовоспитания и саморазвития [9].

Воспитательная работа в вузах МВД России реализуется не только в регламентированное учебой и несением службы время, но и в рамках свободного, внеслужебного времени, когда курсантам предоставляется возможность отдыхать, развлекаться, общаться, выполнять общественную работу, участвовать в культурно-досуговой работе, заниматься самообразованием, творческом и другими направления. В любом случае она должна быть направлена на формирование субъект-субъектных отношений офицеров-кураторов с курсантами [10].

Развивающий аспект потенциала образовательного пространства ведомственного вуза выполняет результативно-рефлексивную функцию. Это объясняется том, что происходящие у курсантов количественные и качественные изменения в личностных структурах приводят к развитию интеллектуальной, психофизической, эмоциально-волевой сфер, адаптационного потенциала и иных личностных качеств. Развивающий аспект нацелен на результативную сторону профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России, когда выпускник становится высококвалифицированным специалистом в правоохранительной системе.

Интерактивный аспект образовательного пространства выполняет коммуникативную функцию. Выше уже говорилось о том, что в вузах МВД России курсанты ограничены в свободе общения и передвижения за пределами университета, у них четкий распорядок, возникающие эмоционально острые моменты учебы и выполнения служебных задач не обсуждаются курсантами с референтными для них людьми. Все это усиливает воздействие внутрисредовых факторов, ограничивая влияние внешней среды и создавая эффект напряженных условий обучения. Важно отметить, что представления о поступлении образовательные учреждения МВД России абитуриентов с высокой нервно-психической устойчивостью и развитыми волевыми качествами, сформированными умениями противостоять стрессам и кризисным ситуациям являются не совсем правильными. В ряде исследований доказано, что многие курсанты тревожны и беспокойны, у них нет уверенности в завтрашнем дне, в правильном выборе профессии, возможностях личностной и профессиональной самореализации, в своих силах [4, 17]. Внешние признаки «кризисоустойчивости», обусловленные необходимостью следовать имиджу сотрудника полиции, зачастую не согласуются с внутренней тревогой, что в напряжённый (например, сессионный) период может привести развитию кризисной ситуации [2].

В этой связи постоянная работа с курсантами офицеров-кураторов, которые для курсантов являются центральной фигурой, способствует конструктивной учебной, служебной и социальной адаптации к условиям ведомственного университета, способна обеспечить полное и разноплановое погружение курсантов в образовательный процесс вуза, создать им условия для самореализации в учебной, воспитательной, служебной, научно-исследовательской, проектной и иных направлениях образовательного процесса, сформированность представления у курсантов об обучении в вузе как возможности профессионального развития и совершенствования [9].

Комплексная реализация обучающего, воспитательного, развивающего и интерактивного аспектов образовательного пространства в вузе МВД России в рамках профессиональной подготовки курсантов требует от офицеров-кураторов проявления высокого уровня интеллектуальных, коммуникативных, поведенческих, профессионально-педагогических, морально-нравственных и иных качеств. Их работа обеспечивает:

- воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности будущего сотрудника правоохранительных органов, выполняющего профессиональную деятельность с опорой на моральную ответственность за принимаемые решения;

- формирование у курсантов духовно-нравственных, культурных, гражданско-правовых ценностей и потребностей, этических норм и правил поведения в обществе;

- творческую самореализацию курсантов в условиях досуговой и внеаудиторной работы;

- создание социально-педагогической воспитывающей среды, нацеленной на личностно развивающее взаимодействие с курсантами [6, п. 2].

Для эффективного решения вышеуказанных задач офицерам-кураторам необходимы компетенции психолого-педагогического характера, которые включают в себя знания в психолого-педагогической области, способности использовать личностные качества для активного воздействия на развитие и саморазвитие личности курсантов, умения формировать мотивацию на выполнение социально-значимых функций сотрудника в обществе. Помимо этого, профессионально-педагогические компетенции выполняют функции анализа и оценки результатов своей деятельности и деятельности вверенного подразделения курсантов, обеспечивают организационные и управленческие функции, направленные на активизацию совместной с курсантами деятельности, достижение высоких результатов в учебе и службе, построение педагогически и психологически грамотных взаимоотношений с курсантами.

Однако регламентированность и иерархичность, заложенная в систему отношений между участниками образовательного процесса в вузах МВД России, не дают возможности офицерам-кураторам учитывать личностно развивающие аспекты при взаимодействии с курсантами, отобрать наиболее адекватные приемы, которые позволяют учитывать индивидуально-психологические особенности курсантов, создавать эффективную педагогически обоснованную систему взаимодействия с ними [17]. В этой связи считаем актуальным создание особых условий, которые способны обеспечить развитие психолого-педагогической компетентности курсовых офицеров, дать возможность осуществлять профессионально-педагогическую деятельность на высоком уровне.

С этой целью эффективной помощью офицерам-кураторам может стать особое педагогическое сопровождение, которое будет обращено к их индивидуальному опыту, личным потребностям в овладении психолого-педагогическими знаниями и умениями, будет способствовать самоорганизации, саморазвитию и личностной и профессиональной самореализации.

В педагогической литературе педагогическое сопровождение обозначено многофункциональным способом целенаправленного развития личностных и профессиональных качеств субъекта, его потенциала в определенной области деятельности, способом разрешить проблемные аспекты с помощью нового практического опыта, приобретенного на основе субъект-субъектного взаимодействия с более компетентным специалистом. Также актуализируется в содержании педагогического сопровождения нацеленность на личностный потенциал субъекта, на его право делать самостоятельный выбор пути решения поставленных задач, направления своего развития, на ответственность самого человека за этот выбор. Педагогическое сопровождение позволяет нацелить субъекта на активизацию своих сильных сторон и ресурсов, способствует восстановлению или укреплению веры в себя и свои силы, повышению адаптационного потенциала по отношению к внешним и внутренним факторам, нарушающим равновесие. Как видим, сопровождение - это не только процесс, обеспечивающий более успешное осуществление субъектом какой-либо деятельности, но и способ организации помощи человеку в принятия максимально эффективного решения разнообразных профессионально и жизненно важных проблем [5]. Как следствие, он актуален для оптимизации процессов личностного развития, личностного и профессионального потенциала, что позволяет представить педагогическое сопровождение как возможность обеспечения развития личностных качеств, способствующих профессиональному росту офицеров-кураторов.

Для организации педагогического сопровождения развития психолого-педагогической компетентности офицеров-кураторов необходимо понимать, какие механизмы его функционирования, средства и способы реализации возможны в условиях вузов МВД России.

В работе Ульяновой И.В. и Свинаревой О.В. [14] анализируются как структурно-содержательные, так и процессуально-деятельностные стороны педагогического сопровождения, совокупность которых позволяет обеспечивать процессуальность, пролонгированность, недирективность помощи субъекту, погруженность в конкретные обстоятельства, особый характер отношений между участниками, нацеленность на внутренний потенциал субъекта.

В ряде работ современных исследователей раскрыты этапы и последовательность педагогического сопровождения [1, 3, 11, 13, 16 и др.]:

- диагностический - диагностика и понимание сути проблемы, с которой столкнулся человек, выяснение ее причин, участников, потенциальных возможностей для разрешения проблемы;

- поисковый - поиск методов, средств, способов педагогического сопровождения, выбор направления и специалистов, которые способны оказать квалифицированную помощь субъекту в разрешении проблемы;

- консультативно-проектный - анализ всеми участниками педагогического сопровождения возможных путей решения проблемы, выбор наиболее целесообразного из них;

- деятельностный - оказание человеку помощи в рамках педагогического сопровождения;

- рефлексивный - оценка эффективности проведенной работы с субъектом педагогического сопровождения.

Конкретизируя цель педагогического сопровождения офицеров-кураторов, сформулируем ее как создание в

образовательном пространстве вуза МВД России условий, способствующих разносторонней реализации личностного и профессионального потенциала и развитию у них психолого-педагогической компетентности. Для внедрения педагогического сопровождения должна быть разработана сопровождающими и утверждена на административном уровне комплексная программа, направления которой позволяют в максимальной степени раскрыть индивидуальный опыт офицеров-кураторов в аспекте их взаимодействия с курсантами, сформировать установку на овладение психолого-педагогическими знаниями и умениями, создать условия для саморазвития и профессиональной самореализации личности офицеров.

В программу должны быть включены способы, методы, приемы и средства, владение которыми необходимо для построения более конструктивных и гибких форм профессионального поведения, избегания непродуктивных способов организации учебно-воспитательной деятельности с курсантами, активизации рефлексии, самопознания, развития навыков саморегуляции, проявления эмоциональной гибкости, повышения адаптированности и лабильности к изменяющимся требованиям образовательного процесса вуза и условиям труда.

Этапы реализации педагогического сопровождения развития психолого-педагогической компетентности офицеров-кураторов вузов МВД России направлены на решение следующих задач:

• диагностико-целевой:

анализ с психолого-педагогических аспектов взаимодействия с курсантами офицеров-кураторов, фиксирование имеющихся недостатков, анализ трудностей и ошибок, которые встречаются в работе курсовых офицеров, поиск причин, их обуславливающих;

привлечение командиров рот курсантов, начальников факультетов и курсов, преподавателей к оценке профессионально-педагогической компетентности курсовых офицеров, самодиагностика и самооценка уровня данной компетентности;

• поисковый:

разъяснительная работа с офицерами-кураторами о необходимости развития профессионально-педагогической компетентности, выявление их потребностей в педагогическом сопровождении и совместное формулирование его целей;

подбор необходимых теоретических и методических материалов, разработка методического инструментария;

подбор специалистов в соответствии с индивидуальными запросами офицеров-кураторов на педагогическое сопровождение (психологи, преподаватели-предметники, иные специалисты);

• консультативно-проектный:

составление плана индивидуального и группового консультирования офицеров-кураторов;

разработка и утверждение учебного курса, направленного на развитие психолого-педагогической компетентности офицеров-кураторов;

проектирование форм обучения, способствующих обогащению опыта офицеров-кураторов в области организации взаимодействия с курсантами;

• деятельностный:

индивидуальное и групповое консультирование офицеров-кураторов;

изучение офицерами-кураторами специального курса по развитию психолого-педагогической компетентности;

реализация комплекса методов обучения офицеров-кураторов, которые в комплексе способствуют развитию их психолого-педагогической компетентности (проблемно-поисковые, модульное обучение, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, групповые дискуссии, кейсовое обучение, элементы тренинга и др.);

• оценочно-рефлексивный:

оценка результатов развития у офицеров-кураторов психолого-педагогической компетентности, запрос на дальнейшую работу с ними, уточнение целей и внесение коррективов в процесс педагогического сопровождения.

Выводы. В целом, представленные этапы педагогического сопровождения развития психолого-педагогической компетентности офицеров-кураторов позволяют выстроить целенаправленную комплексную работу в отношении качества и уровня психолого-педагогической компетентности офицеров-кураторов.

Литература:

1. Битянова, М.Р. Личность педагога как «инструмент» воспитания (тренинг «Я - воспитатель») [Текст] // Вестник практической психологии образования. - 2007. - № 3. - С. 67-70.

2. Грозная, Т.А. Роль психологической службы вуза в организованном преодолении курсантами СПб университета МВД кризисных ситуаций жизни и деятельности [Текст] // Современные проблемы психологии развития и образования человека: сборник материалов международной конференции. - Санкт-Петербург, ЛГУ им. Пушкина. - СПб., 2010. - Т. 2. -С. 182-185.

3. Казакова, Е.И. Разработка и принятие управленческих решений. Учебно-методическое пособие. [Текст]. - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ. - Санкт-Петербург, 2011. - 122 с.

4. Митрахович, В.А. Потенциал как педагогическая категория [Текст] / В.А. Митрахович // Известия ВГПУ. Сер.: Педагогические науки. - 2008. - № 9(33). - С. 16-20.

5. Плугина, М.И. Психологическое сопровождение образовательной деятельности преподавателей высшей школы в системе повышения квалификации: Научно-методическое пособие. [Текст] / М.И. Плугина. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. - 98 с.

6. Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования: письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 марта 2002 г. № 30-55181/16.

7. Решение коллегии МВД России от 15 марта 2012 г. № 2 км: утверждено Приказом МВД России от 23 марта 2012 г. № 211.

8. Светличный Е.Г., Балдецкий О.А., Осипченко Н.И. Методологические основы формирования профессиональной культуры будущих юристов в образовательном процессе ВУЗа // Проблемы современного педагогического образования. -Ялта. - 2018. - Выпуск 58 (1). - С. 204-207.

9. Светличный Е.Г., Горбунова Н.В. Мотивация будущих юристов к формированию профессиональной культуры на основе контекстного обучения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе» 30 марта 2018 года. - Рязань. -2018 г. - С. 201-209.

10. Светличный Е.Г., Каспер С.В., Осипченко Н.И. «Культурологический подход в формировании профессиональной культуры будущего юриста» // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2018. - Выпуск 58 (1). -С. 331-334.

8. Семаго, М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: метод. пособие [Текст] / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. - М.: АРКТИ, 2005. - 336 с.

9. Сидорова, М.В. Функциональная самодиагностика курсового офицера как фактор успешного управления процессом адаптации к обучению [Текст] / М.В. Сидорова, И.Ю. Кретова // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2002. - №1

10. Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в педагогическом вузе [Текст]: Научно-методическое пособие / отв. ред. Л.Н. Бережнова, В.И. Богословский, В.В. Семикин. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 18 с.

11. Ульянова, И.В. Особенности педагогического сопровождения обучающихся в контексте различных педагогических подходов [Текст] / И.В. Ульянова, О.В. Свинарева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4

12. Федулов, Б.А. Особенности проведения кураторской работы в учебной группе курсантов юридических институтов МВД России [Текст] Б.А. Федулов, Д.О. Заречнев // МНКО. - 2014. - №3 (46).

13. Харавинина, Л.Н. Технология педагогического сопровождения личностно-профессионального развития молодого преподавателя [Текст] / Л.Н. Харавинина // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - №4

14. Шанько, В.В. Векторы взаимодействия культуры и образования [Текст] // Kant. - 2013. - №3 (9).

Педагогика

УДК 376.36-053.4(045)

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Золоткова Евгения Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Никашкина Наталья Сергеевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Статья посвящена развитию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: графомоторные навыки, дети с общим недоразвитием речи, дошкольный возраст, речь, мелкая моторика, координация движений, пространственно-временные ориентировки, зрительно-моторная координация, техника письма, коррекционно-развивающая работа.

Annоtation. The article is devoted to the development of graphomotor skills in preschool children with general speech underdevelopment.

Keywords: graphomotor skills, children with speech underdevelopment communities, preschool age, speech, fine motor skills, coordination of movements, spatial-temporal orientation, hand-eye coordination, writing technique, correctional and developmental work.

Введение. В настоящее время число детей дошкольного возраста с речевой патологией, в частности детей с общим недоразвитием речи, увеличилось. Так как такие дети отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки, то у них будут возникать трудности в овладении графомоторными навыками. Целенаправленная работа по преодолению этих нарушений способствует более успешному обучению грамоте [5, с. 16].

Проблема обучения дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) графомоторным навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. В дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы для овладения техникой письма, поскольку именно неподготовленность к письму в дальнейшем может вызывать тревожное состояние ребенка в школе, неразборчивый почерк, негативное отношение ребенка к обучению в школе [3, с. 123].

Цель исследования заключалась в совершенствовании коррекционно-развивающей работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Изложение основного материала статьи. Дети с ОНР отличаются несформированностью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей наблюдается нарушение ориентировки на плоскости бумаги, неправильное положение руки во время графомоторной деятельности, слабая развитость мелкой моторики. Дети плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Отмечается снижение темпа графической деятельности, а как известно, низкий уровень подготовки руки к овладению письмом в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе. Многих сложностей при обучении детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.