творчество, воспитанию проектно-мыслящей личности.
Литература:
1. Ахьямова И.А. Формирование культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании: автореф. дис. ... д-ра .пед.наук. М., 2013. 36 с.
2. Байгильдина З.Ф Творческий потенциал личности // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №3. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13025394 (дата обращения 18.09.2020)
3. Белоусова Е.А. Ситуация неопределенности как источник развития личности // Молодой ученый. 2018. №50 (236). С. 459-459 URL: https://moluch.ru/archive/236/54669/(дата обращения 20 октября)
4. Воронов Н.В. Дизайн: русская версия. Тюмень, 2005. - 224 с.
5. Зимина Е.К., Копий А.Г. Творческие проекты социальной направленности для становления личности будущего дизайнера // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. - № 2(54). URL: https://cyberieninka.m/artide/n/tvorcheskie-proekty-sotsialnoy-napravlennosti-sredstvo-professionalno-Hchnostnogo-stanovleniya-buduschego-dizaynera (дата обращения 10.07.2020)
6. Илалтдинова Е.Ю., Оладышкина А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №3. С.3). URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-3 (дата обращения 18.09.2020)
7. Ковешникова Е.Н. Теория и методика художественного образования: дис. . д-ра пед. наук. М., 2000. 388 с.
8. Кожуховская С.М. Дизайн-образование. Структура. Содержание и методы реализации.Нальчик: Изд-во Каб.-Балк. гос.ун-т, 2011. - 411 с.
9. Наумова Л.Ю. Педагогическое стимулирование формирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности: подходы, этапы, средства // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №3. С. 4. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-4: (дата обращения 18.09.2020)
10. Никитина И.Е. Специфика дизайна как современного средства проектирования социокультурного пространства: автореф. дис. ... канд. философ. наук: Ростов-на-Дону, 2007. 21 с.
11. Переверзев Л.Б. Дизайнерское образование в в условиях развивающейся страны // труды ВНИИТЭ. Дизайн в высшей школе. М., 1994. 142 с.
12. Сафьянникова В.И. Макиенко М.А., Вехтер Е.В. Инженерия и дизайн в обществе будущего // Вестник Сибири. 2017. №2 (25) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inzheneriya-i-dizayn-v-obschestve-buduschego (дата обращения 26.09.2020)
13. Тхагапсоев, Х.Г. Дизайн как феномен культуры и образования. Нальчик: Эльфа, 1997. 119 с.
14. Шкляров, В.С. Дизайнерское творчество в эстетическом развитии учащихся общеобразовательной школы // Гуманитарно-художественное образование: проблемы и подходы: сб. науч. тр. Арзамас. гос. пед. инт. М. Арзамас: АГПИ. 2002. - С. 130-134.
15. Яркова Д.Д., Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» // Вестник Мининского университета. 2020.Т. 8, №2. С. 14. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-14 (дата обращения 18.09.2020)
Педагогика
УДК 376. 37
кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Валентина Николаевна
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Демидова Анна Петровна Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); магистр Петрунина Людмила Сергеевна
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Аннотация. Статья посвящена логопедическим проблемам детей, которые изучают иностранный язык на раннем этапе. Представлены возможные причины появления нарушения. Описана специфика работы с детьми данной категории.
Ключевые слова: нарушения речи, раннее развитие, особенности коррекционной работы. Annotation. The article is devoted to speech therapy problems of children who learn a foreign language at an early stage. Possible causes of the violation are presented. The specifics of working with children in this category are described.
Keywords: speech disorders, early development, features of correctional work.
Введение. Современного человека сейчас невозможно представить без владения иностранным языком. В настоящее время среди современных родителей наблюдается колоссальный интерес к более раннему изучению иностранных языков детей и родители не задумываются о реальных возможностях речевого развития своего ребенка. Можно сказать, что это связано с большим количеством внешних факторов, например: развитие туризма между определенными странами, развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами и другое. Новые времена диктуют новые условия. С каждым годом растет потребность в увеличении объема знаний на иностранном языка, но самое главное, о самом иностранном языке, о культуре и традиция страны, изучаемого языка. Как логопеды , мы понимаем риски раннего усвоения иностранных языков при не окрепшем речевом становлении ребенка таких, как билингвизм, нарушения звукопроизношения, письменной и устной речи. Поэтому немаловажно проконсультироваться со специалистами - невропатологом, логопедом, учителем английского языка, воспитателем и учителем начальных классов, для понимания рисков и возможностей своего ребенка, поиска альтернативных современных методик обучения иностранному языку.
Имея большое разнообразие методической литературы по обучению школьников английскому языку, обучение детей с нарушениями речи предполагает поиск и использование новых действенных методов работы, способствующих усвоению иностранного языка детьми с нарушениями речи.
На сегодняшний день особенностями проявления речевых нарушений у детей в процессе изучения ими родного и английского языка изучен в достаточной степени. Данной проблемой занимались такие ученые как: Т.Б. Филичева, М.С. Повзнер, Т.А. Власова, И.А. Зимняя, Е.Н. Соловова, Л.В. Щерба и другие.
При всем многообразии форм нарушения речи, самым распространенным, в большинстве случаев, является нарушение звукопроизносительной стороны речи, идущее как самостоятельным нарушением, так и в комплексе более сложного речевого нарушения. Речевые нарушения затрудняют овладение детьми фонетическим строем языковой системы [1, с. 83], мешают полноценному изучению материала и адаптации ребенка в среде сверстников.
Изложение основного материала статьи. Самым популярным является английский язык, так как данный язык считается межнациональным, межкультурным языком общения. Изучение второго иностранного языка, а в данном случае, английского языка - правомерное желание современных родителей, не уступающих реалиям современного общества.
Не только русские исследователи, но и исследователи из зарубежных стран отмечают, что интерес к изучению иностранного языка растет в последнее время с неимоверной скоростью, однако, в тоже время наблюдается увеличение числа детей, которым просто необходима помощь логопедов. Таким детям требуется особенный подход в школе.
Стандарты дошкольного и школьного образования диктуют использование новых систем для подготовки детей к получению и овладению новыми умения, навыками и знаниями. Считаю, что развивающая роль при изучении иностранного языка будет особенно неоценима на самой ранней ступени обучения. Молниеносно увеличивается число новых методов и средств обучения, которые направлены на обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ученые, которые занимаются конкретно детской речью выявили, что двуязычие оказывает положительное влияние на формирование абстрактного мышления, быстроты реакции, логики [2, с. 69].
Сейчас можно сказать, что изучение иностранных языков в раннем возрасте - это уже не просто тенденция, продиктованная модой и современными реалиями. Оно уже рассматривается как средство, формирующее интеллект ребенка, а также как средство, способствующее развитию его способностей. Также можно сказать, что это определенное средство социального взаимодействия, постигая которое, ребенок учится коммуникации с другими людьми.
Однако, и к огромному сожалению, вместе в постоянно растущими интересом к изучению иностранных языков, в последнее время все больше и больше наблюдается увеличение количества детей, которым просто необходимо специальное обучение или помощь логопедов-дефектологов.
Хотелось бы отметить, что ранний возраст детей оказывает благоприятное воздействие на изучение иностранных языков в силу ряда психологических особенностей, которые, в большей мере, характерны для детей раннего возраста [3, с. 29].
Психологические особенности детей раннего дошкольного возраста:
1. Интенсивное формирование познавательных способностей.
2. Быстрое, а главное, легкое запоминание предъявляемой языковой информации.
3. Способность к имитации.
4. Желание говорить любыми способами и возможностями.
Немаловажным фактом является то, что дошкольном возрасте изучение иностранных языков является не самоцелью. Это всего лишь один из способов развития интеллектуальной всесторонне развитой личности, которая способна легко адаптироваться в любой ситуации, в том числе, если эта ситуация связана с иноязычным общением. Сейчас, в современном обществе, нам сложно представить такую личность без владения иностранными языками. Но, к большому сожалению, есть определенные факторы, которые могут стать преградой на пути изучения иностранного языка.
Учеными было установлено, что область головного мозга - мозжечок, имеет крошечные отделы, в которых хранится память обо всех языках, которые существуют на Земле. Пробуждение определенного блока мозжечка ребенка зависит от того, на каком языке с ним начинают говорить окружающие его люди. Данный отдел отправляет сигнал к органам речи. Если нет нарушений в строении артикуляционного аппарата, то процесс запускается естественным образом. Но в том случае, если у ребенка есть поражения органов артикуляционного аппарата (короткая подъязычная уздечка, плохо шевелятся губы и т.п.) головной мозг будет получать неадекватный сигнал. Связь нарушится. В таком случае ребенок либо замолкает, либо начинает искажать слова. В таком случае, в первую очередь родителям, не стоит усложнять жизнь своему ребенку. И, прежде чем отвести его на занятия иностранным языком, необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Специалист определит уровень речевого развития ребенка, правильное ли у него произношение, словарный запас, соответствует ли грамматический строй его возрастной группе. Возможно, такому ребенку, прежде всего, потребуются специальные логопедические занятия, а раннее изучение иностранного языка правильнее будет отложить на время. Если же у ребенка нет нарушений в формировании языковых структур родного языка, то возраст 5-6 лет является оптимальным для начала пропедевтики обучения иностранному языку. Причиной появления речевых нарушений в иностранном языке не является само введение и изучение иностранного языка. Формирование знаний второго иностранного языка у ребенка вырастает на базе первого, а уровень речевого развития первого языка задает основу для изучения второго [4, с. 94].
Так как игровая деятельность является ведущим видом деятельности у дошкольного возраста, то обучение иностранному языку лучше строить в такой форме, с переменной сменой видов деятельности, которые будут способствовать предотвращению отвлекаемости и снижению утомляемости. Чтобы избежать лингвистической дезадаптации детей, владеющих двумя и более языками, и не снижать ее, в свою очередь не вызывать затруднения в правильной, адекватной оценке их общего речевого и когнитивного развития. Использование игровой формы при обучении иностранному языков для детей с нарушениями речи способствует непринужденному усвоению предоставленного учителем материала, в таком случае хорошо использовать картинки, кубики, игровые наборы, например можно использовать книги-бизиборды, которые позволят за счет увлечения ребенка способствовать легкому и не принужденному усвоению иностранного
языка. Развитие игрового замысла способствует активизации внимания, памяти и общего умственного развития ребенка. Совмещение речевого анализатора и двигательного (штриховка, раскрашивание, обведение по контуру и т.д.) позволит обогащение активного словаря ребенка совместить с практической деятельностью.
Как известно, нет такого физически и психически здорового человека, не способного овладеть родным языком в полной мере, следовательно, и изучение иностранного языка является доступным. В любой стране есть люди, имеющие дефекты речи, что касается иностранного языка, то это естественно, что дети могут не выговаривать некоторые языковые единицы, но это, может быть, не дефект речи. При работе с детьми дошкольного возраста необходимо определить какой анализатор является ведущим - зрительно-тактильный или зрительно-слуховой и исходя из этого опираться на пособия или картинного типа или действовать рука (игра с предметами, а не картинками). Как замечено из практики дошкольники делятся на две категории -первая, кто любит и может слушать, слышать и видеть и запоминать и вторая, более распространённая -обязательно нужно потрогать, поиграть, томлько потом воспринимают информацию на слух.
Основная цель педагога - организовывать и направлять личную инициативу учащихся по получению знаний, сделать уроки любимыми, учение - доступным и привлекательным, не пренебрегать повторением и анализом ранее изученного материала. Это дает возможность усвоить и запомнить учебный материал в соответствии с индивидуальными возможностями. Изучение второго иностранного языка для ребенка является сложной задачей, в таком случае важным является желание. Само по себе желание - это мощный толчок к дальнейшим действиям. Семья, в таком случае, будет немаловажным фактором для поддержания такого рода желания. На начальных этапах просто необходима поддержка ребенка, вера в него и его силы. Но, в тоже время, иностранный язык вполне может оказать положительное влияние на развитие фонематического восприятия у учащихся, правильно организовав учебный процесс [5, с. 127].
Первое, на что следует обратить внимание - это правильно поставленная фонетика, произношение. Оно играет одну из важнейших ролей, но, к сожалению, правильное английское произношение встречается очень редко, даже у преподавателей иностранного языка. Многие из них отдают предпочтение грамматико-переводной системе, которая представляет собой механическое заучивание слов и изучение правил. Но гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем в последствие их устранять. В связи с этим, тренировать английское произношение необходимо с самого начала изучения языка. С проблемой произношения на начальных этапах изучения языка сталкивался каждый. Важно с начала обучения освоить звуковую речь, научиться произносить звуки так, как это делают носители языка. Для этого требуются немалые временные затраты, но без правильного произношения невозможно всесторонне и в совершенстве овладеть языком. Порядок усвоения второго иностранного языка начинается, прежде всего, с усвоения названий предметов и понятий. Чем больше иностранный язык входит в обиход учащегося, тем быстрее перераспределяются значения слов, а также строится иначе мысль.
Пропедевтика нарушений фонематического слуха предусматривает: стимулирующее воздействие на формирование моторных функций артикуляционного аппарата, правильного речевого дыхания; активизацию звукоподражания у детей, развитие фонетического, а не фонологического произношения. Фонетическое произношение предполагает использование всех артикуляционных тонкостей языка - постановка ударения, интонации, специфического ритма языка, положение кончика языка при артикуляции, степень придыхания, длительность, влияние процессов взаимодействия звуков, характер слогоделения, ритмическая организация, вариативность просодической структуры и много других факторов.
Но, тем не менее, развитие фонематического восприятия представляет актуальную проблему, так как число детей с нарушением фонематической стороны речи неуклонно растет. Актуальность этой проблемы в том, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы. Именно раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и оказание им логопедической помощи помогает корректировать речевую функцию у дошкольников и младших школьников [6, с. 152].
Изучая иностранные языки, дети с проблемами речи испытывают большие трудности, так как сформированный фонематический слух является основой правильного звукопроизношения, артикуляционный аппарат также настроен на привычные родной речи движения. Так как специальной программы обучения иностранному языку для детей с проблемами речи нет, учатся они по общей программе, что значительно затрудняет их обучение.
С первых же школьных уроков английского языка у таких детей возникают серьезные трудности: у них может теряться уверенность в себе, пропадает желание заниматься на уроках и дома, появляются страхи и комплексы. Н данном этапе крайне важна взаимосвязь учителя иностранного языка, логопеда и родителей, поскольку только сотрудничество может привести к положительным результатам. Необходимо привить ребенку уверенность в себе, интерес, любовь к предмету.
Основной способ обучения, используемый в раннем обучении иностранному языку, - специально организованная игра. Она позволяет задействовать внутренние мотивы овладения языком, создавать мотивы речевых действий для учеников. Специально организованная игра учитывает способности и возможности ребенка и позволяет избежать билингвизма, а также нарушений звукопроизношения, а в дальнейшем письменной и устной речи. Главное дозированное преподнесение иностранной информации с учетом сформированности звукопроизносительной стороны речи родного языка.
Чтобы научить детей хорошему произношению на английском языке, необходимо проводить тренировочные упражнения на развитие фонематического восприятия звуков английского языка и их правильную артикуляцию. Полезно каждый урок начинать с «фонематической разминки» - подготовки речевого аппарата к «говорению» на непривычном языке.
Обучение английскому языку школьников с нарушениями речи тесно связано с коррекционно-педагогической работой. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
• развитие сенсорных и моторных функций;
• формирование основы артикуляторных движений;
• развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания);
• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
• формирование черт гармоничной личности (дружбы, любви, уважение и самоуважение, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).
Только совместными усилиями семьи и школы возможно стимулировать детей к изучению иностранных языков, вызвать интерес и любовь к предмету и преодолеть возможные трудности на этом трудном, но увлекательном пути.
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что изучение второго иностранного языка для ребенка является сложной задачей, на пути которой могут встретиться своего рода трудности. Для более успешного развития речевого процесса важно, чтобы была благоприятная обстановка в процессе коррекционной работы, а также во время изучения иностранных языков. На начальных этапах просто необходима поддержка ребенка, вера в него и его силы. С ребенком можно параллельно заниматься и с логопедом и с воспитателем и четко дозировать полученную информацию на иностранном языке. Желательно чтобы педагог по иностранному языку имел правильное произношение и хороший фонематический слух.
Литература:
1. Демидова А.П., Зиновьева В.Н. Особенности диалогового взаимодействия учителя начальной школы и ребенка-логопата в рамках инклюзивного образования. - Сб. науч.тр.: Ялта: РИО ГПА, 2019 -Выпуск 64.-1, С. 83
2. Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы. - М., 2005.
3. Разумова, Л.И. Коррекция нарушений речи у дошкольников [Текст] / под ред. Л.С. Сековец. - М.: АРКТИ, 2007. - 248 с.
4. Стрельцова М.А., Реутова А.А. Психологические аспекты формирования языковой компетентности у детей - билингвов, имеющих речевые дисфункции. - Успехи гуманитарных наук, Махачкала, № 4, 2020, С. 148-151.
5. Знаменская Т.А. Формирование двуязычной компетенции при изучении иностранного языка. [Текст] - Образование и наука. 2013. С. 94
6. Багана Ж., Хапилина Е.В. Контактная лингвистика: взаимодействие языков и билингвизм. [Текст] -М.: Флинта; Наука, 2010
7. Залевская А.А. Медведева И.А. Психолингвистические проблемы учебного двуязычия. [Текст] -Тверь, 2000, 322 с.
Педагогика
УДК 371
доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Зотова Ирина Васильевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматриваются особенности методического обеспечения взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в реализации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются основные понятия исследования «досуговая деятельность», «методическое обеспечение». Выделены и раскрыты критерии и показатели освоения досуговой деятельности старшими дошкольниками, перечислен диагностический инструментарий. Описаны уровни освоения досуговой деятельности старшими дошкольниками (высокий, средний, низкий, нулевой), а также представлены результаты экспериментальной деятельности, направленные на выявление актуального уровня освоения досуговой деятельности старшими дошкольниками. Представлены и обоснованы педагогические условия, направленные на повышение эффективности методического обеспечения взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в организации досуга детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: досуговая деятельность, методическое обеспечение, взаимодействие семья, педагогические условия, критерии, показатели, уровни.
Annotation. The article discusses the features of methodological support for interaction between preschool educational organizations and families in the implementation of leisure activities of older preschool children. The main concepts of the research «leisure activities», «methodological support» are revealed. Criteria and indicators for the development of leisure activities by older preschoolers are identified and disclosed, and diagnostic tools are listed. The levels of development of leisure activities by senior preschoolers (high, medium, low, zero) are described, and the results of experimental activities aimed at identifying the current level of development of leisure activities by senior preschoolers are presented. The article presents and substantiates pedagogical conditions aimed at improving the effectiveness of methodological support for interaction between preschool educational organizations and families in organizing leisure activities for older preschool children.
Keywords: leisure activities, methodological support, family interaction, pedagogical conditions, criteria, indicators, levels.
Введение. Детский досуг - это сложное и многофакторное явление, сочетающее в себе отдых, развлечения, праздник, самообразование и творчество. При взаимодействии педагогов и родителей досуговая деятельность дошкольников становится одним из важнейших средств социализации и индивидуализации личности ребенка, позволяя детям по своему усмотрению использовать свободное время для накопления и обогащения опыта, саморазвития, проявления индивидуальных склонностей и развития способностей как в условиях дошкольной образовательной организации, так и в семье.
Взаимодействие педагогов и родителей при организации досуговой деятельности старших дошкольников понимается как совместная и взаимодополняющая деятельность, в которой каждый из субъектов взаимодействия в полной мере использует потенциал детского сада и семьи, направленный на решение общих задач, но прежде всего на развитие ребенка как субъекта детского досуга.
Методическое обеспечение в ДОО - это целенаправленная работа, системно выстроенная в соответствии со структурными компонентами. Структура образовательной организации, а также созданное содержание методической работы (как одного из видов деятельности ДОО) призваны для того, чтобы обеспечить