Литература и источники
1. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М: Ассоциация «Профессиональное образование», 2009. - 512с.
2. Савченко Г.П. Обучение профессионально ориентированному иноязычному общению студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук М, 1990. -16с.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986; Давыдова М.А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам. М, 1990. -172с.
4. Вазина К.Я. Модель саморазвития человека. Нижний Новгород: Изд-во ВИПИ, 2010. - 268с.
5. Беляева А.С. Обучение иноязычному профессионально ориентированному речевому общению с учетом специфики физкультурных, вузов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1997. - 43с.
Лабашева Н.А. - кандидат педагогических наук, доцент филиала Адыгейского государственного университета в г. Белореченске Краснодарского края. Россия, Белореченск ([email protected])
Labasheva, N.A. - PhD in Pedagogics, Associate Professor of the branch of Adyghe State University in Belorechensk. Russia, Belorechensk
УДК
САВИНА И.А.
ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Ключевые слова: логопедия, нарушения речи, дошкольная педагогика, профилактика речевых нарушений
В статье комплексно рассматривается проблема устранения речевых нарушений у детей. Автор показала, что совместная работа ортодонтов, стоматологов, педагогов в детских дошкольных учреждениях позволяет своевременно выявлять отклонения от нормы состояния здоровья детей, обеспечить всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств дошкольника.
По данным мировой статистики нарушения речи в большей или меньшей степени есть у каждого ребенка на стадии ее формирования, в связи, с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей принимает глобальный характер. Но вот только определить степень нарушения или насколько речевое развитие соответствует возрасту ребенка, сможет только квалифицированный специалист.
Являясь педагогической наукой, логопедия занимается изучением дефектов и устойчивых расстройств речи, преодолеваемых с помощью специалистов. Совместная работа ортодонтов, детских стоматологов, логопедов и педагогов в дошкольных учреждениях позволяет выявлять факторы риска и эффективно устранять их с помощью современных эффективных средств ранней коррекции миофункциональных нарушений. Отсюда возникает необходимость тесного взаимодействия логопеда с перечисленными работниками и, несомненно, с педагогом дошкольного учреждения.
Профилактика речевых нарушений в современных условиях у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, нарушение грамматического троя родной речи, а также обеднение словаря ребенка. При этом любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте, правильности, красоте.
На наш взгляд, в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.
Так, например, использование логопедического массажа в коррекционной работе дает поразительно высокие результаты. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж входит в комплексную методико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.
Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера. Работа воспитателя и логопеда в тесном контакте, дополняя друг друга, решает одну из важных проблем - развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе. Воспитатель на своих занятиях и в повседневной жизни закрепляет речевые навыки детей, полученные на занятиях логопеда.
Речевой аппарат человека условно принято делить на два отдела: центральный, в свою очередь подразделяется на две части - воспринимаемую двигательную, и периферический, к которому относятся органы дыхания, голосообразования и артикуляции. Основные органы артикуляции - язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твёрдое нёбо. Язык наиболее подвижный орган артикуляции, способен занимать в ротовой полости самые
разнообразные положения, образуя сближение и полное смыкание с менее подвижными органами артикуляции. Благодаря этому образуются конкретные звуки речи, придающие ей членораздельность. Дефекты в строении челюстей, зубов, языка, недостаточная подвижность последнего затрудняют артикуляцию.
Наиболее распространенные аномалии строения полости рта, требующие корректировки в дошкольном возрасте: аномалийное прикрепление уздечки языка, верхней и нижней губы, мелкое преддверие полости рта, сверхкомплектные зубы. Укороченная уздечка языка нередко передается по наследству от родителей, при этом и аномалии прикуса бывают «унаследованными», когда звуки «Р», «Л», «С», а также шипящие при укороченной уздечке языка обычно произносятся неправильно.
Таким образом, совместная работа ортодонтов, стоматологов, педагогов в детских дошкольных учреждениях позволяет своевременно выявлять подобные отклонения от нормы состояния здоровья детей, обеспечить всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств дошкольника, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, ответственность, самостоятельность.
Вместе с воспитателем логопед осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляю структуру речевого нарушения, поведение, личностные характеристики «новичка». Основная задача этого периода - создание дружного детского коллектива в группе. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку. В процессе создания коллектива также выявляются особенности поведения детей, их характера, тактично корригируются отклонения во время проведения соответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов. Опыт работы показывает, что если не создать спокойной обстановки в группе, не научить детей вместе играть, правильно общаться друг с другом и со взрослыми, не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то переход непосредственно к речевой работе будет невозможен.
Немаловажная роль отводится перспективным тематическим планам, которые выстраиваются и согласовываются воспитателем совместно с логопедом. На занятиях по развитию речи рекомендуется знакомство или уточнение представлений об изучаемом предмете или объектах, пассивный или активный словарь, речь с движением или стихотворный текст и дидактические игры.
Важнейшие условия правильной речи - это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Воспитатель, проводя игровые дыхательные
паузы, следит, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены, а сам вдох и выдох правильный (в соответствии с заданием).
Работа по преодолению нарушений фонематического слуха у детей находит продолжение на занятиях воспитателя и вне их.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Практически всегда у детей с нарушениями речи, наблюдаются нарушения в формировании общей моторики: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Мы наблюдаем у детей нарушения костно-мышечного аппарата, недостаточно развитое дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, нарушение осанки, походки и грации движений. Так как развитие общей моторики способствует развитию речи, большое внимание я уделяю на занятиях логоритмическим упражнениям. Логоритмика - это система
двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Воспитатели включает такие паузы и в занятия, и используют их в течение дня.
Таким образом, основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. Для того чтобы повысить эффективность коррекционно-образовательной работы и исключить прямое дублирование воспитателем занятий логопедом, необходимо при коррекционной работе в группе решение следующих задач:
• логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
• воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Воспитатель обеспечивает практическое знакомство с предметами и
явлениями, логопед углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий. В группе воспитатели читают детям сказки, рассказы, беседуют о прочитанном, учат пересказывать. Полученные знания дети воплощают в своих играх, инсценировках, в театрализованной деятельности.
Целесообразно привести функции логопеда и воспитателя
Функции логопеда:
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
• Коррекция звукопроизношения.
• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
• Устранение недостатков слоговой структуры слова.
• Отработка новых лексико-грамматических категорий.
• Обучение связной речи.
• Развитие психических функций.
Функции воспитателя:
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение двух недель.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
• Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
Воспитатель может предложить детям потренировать мелкую моторику рук в лепке, рисовании, штриховании, обведении фигур по контуру, вырезывании. Тем самым идет не только отработка общих задач (научить новому навыку), но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата (особенно у детей с дизартрическим компонентом).
Большое значение для развития речи имеет качественное выполнение воспитателем всего процесса ухода за ребенком: одевание, раздевание его, умывание, кормление (особенно в младших группах). В перечисленных ситуациях речь воспитателя не должна быть стереотипной, т. е. состоять из одних и тех же слов. Если речь воспитателя будем стереотипной, то она не будет способствовать развитию ребенка. Все время бодрствования детей (вне занятий) следует использовать для организации индивидуального общения. Воспитатель должен поддерживать любое обращение ребенка, развивать общение с ним путем вопросов, обращения к наглядным предметам и действиям.
Делается вывод, что совместная работа логопеда в контакте с воспитателем ведет к повышению профессионального уровня и к более качественным результатам коррекции речи у дошкольников, что помогает последним предотвратить или полностью избавиться от речевых нарушений.
Литература и источники
1. Инновационные подходы к профилактике нарушений развития/ Под ред. Лынской М.И., Покровской Ю.А. В 2х частях. Ч.2. М.: ЛОГОМАГ, 2013. - 124 с.;
2. База данных Фонда Общественного Мнения. - точка удаленного доступа: http: //fom. ru/story/internet
Савина И.А. - воспитатель Д/С комбинированного вида №1 г. Белореченска Краснодарского края. Россия, Белореченск