Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
853
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПРОБЛЕМЫ СО ЗДОРОВЬЕМ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усынина К.М., Михайлова К.В.

В данной статье рассматривается влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояния обучающегося. Анализируются результаты исследования на выявление психологических проблем у студентов 1 курса, обучающихся удаленно. Проверяется гипотеза о негативном влиянии дистанционного обучения на здоровье учащихся. Обосновывается вывод о необходимости реформирования системы дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усынина К.М., Михайлова К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

Для поддержания здоровья занимается физкультурой, спортом, двигательной активностью. В случае болезни обращается к врачам, выполняет все их требования. Старается правильно питаться. Благодаря удлиненному летнему отпуску, успевает восстановить или поправить своё здоровье. В целом, удовлетворена состоянием своего здоровья.

Занимается самообразованием, участвует в семинарах, мастер-классах, посещает курсы повышения квалификации. Является активным пользователем социальных сетей. Участвует в Интернет-форумах, публикуется на различных образовательных порталах, состоит в различных профессиональных ассоциациях.

В целом, удовлетворена избранной профессией, поскольку считает, что учителя являются уважаемыми членами общества и за последнее время своего отношения к профессии не изменила. Считает главным в профессии учителя - дать максимум знаний и навыков учащимся, необходимых им для жизни в современном обществе, а также помочь обучающимся в раскрытии и развитии их способностей.

К основным факторам, побуждающим педагогов работать в профессии, относит любовь к детям, желание их учить и воспитывать, нестандартность, а также творческий характер труда, возможность проявить способности, индивидуальность и самостоятельность.

К основным факторам, вызывающим неудовлетворительное отношение учителей к работе, относит отсутствие у детей желания учиться, низкий престиж профессии учителя в обществе, а также отношение современных школьников к учителям.

Наиболее трудо- и энергозатратными видами своей профессиональной деятельности считает общую административную работу и классное руководство. Кроме того, к основным проблемам школы относит слабый контингент учащихся, их незаинтересованность в учебе, недостаточную материально-техническую базу общеобразовательного учреждения, плохое социальное обеспечение и условия труда.

Считает, что на сегодняшний день для эффективной работы педагогам школы не хватает навыка работы с учащимися, имеющими проблемы в поведении, а также владения методами обучения учащихся с ОВЗ. При работе с мигрантами сталкивается с низким уровнем владения детьми русским языком, а также с несоответствием уровня знаний ребенка требованиям российской школы.

В целом, удовлетворена жизнью, собой, достигнутыми в жизни успехами, семейным статусом, материальным положением семьи. За последние два года особых изменений в жизни не наблюдалось. Испытывает неопределенность перед будущим, однако, надеется и верит в «светлое» будущее.

© Турковская Н.В., 2021

УДК37

Усынина К.М., студент ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», (г. Екатеринбург)

Михайлова К.В., студент ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», (г. Екатеринбург) Научный руководитель: Тукова Е.А., старший преподаватель кафедры «Мировая экономика и логистика»

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматривается влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

состояния обучающегося. Анализируются результаты исследования на выявление психологических проблем у студентов 1 курса, обучающихся удаленно. Проверяется гипотеза о негативном влиянии дистанционного обучения на здоровье учащихся. Обосновывается вывод о необходимости реформирования системы дистанционного образования.

Ключевые слова:

дистанционное обучение, психоэмоциональное состояние, проблемы со здоровьем, телекоммуникационные технологии, самостоятельная работа, развитие личности.

В конце 2019 - начале 2020 года на мир обрушилась глобальная проблема - пандемия. Коронавирус внес свои коррективы во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе подвергся изменениям процесс получения образования. В дошкольных, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях Российской Федерация произошел резкий переход на дистанционный формат обучения. И как оказалось, не все звенья системы образования нашей страны были готовы к данной ситуации. Ведь, дистанционное обучение - это такая форма образования, при которой процесс получения информации осуществляется с применением совокупности телекоммуникационных технологий. Их цель -предоставление возможности обучающимся освоить основной объём необходимого им материала, при условиях удалённости от педагога, а также от иных учебных средств, и образовательных ресурсов в ходе процесса получения знаний (который представляется как в синхронной, так и в асинхронной форме). Данный процесс является не только самостоятельной формой обучения, но и дополнением к традиционному формату, к которому относятся: очная, очно-заочная, заочная форма обучения или экстернат. При необходимости он дает возможность человеку изучить курс подготовки, переподготовки или повышения квалификации по необходимым ему дисциплинам, не внося больших изменений в привычный для него образ жизни.[1]

Проблема обучения в режиме онлайн актуальна и сегодня, так как многие ВУЗы России продолжают работать удаленно. Традиционная форма получения образования и дистанционная имеют как совпадающие, так и различающиеся части, и выявление сходства и различия между ними способствует улучшению уровня образования на территории нашей страны.

В дистанционном формате обучения можно выделить одновременно ряд преимуществ и недостатков. В результате введённых ограничений отрицательные последствия, как показала практика, преобладают над положительными. Основной недостаток дистанционного формата - это серьёзное причинение вреда здоровью студента. Существенно изменяется эмоциональное состояние обучающегося, как в благоприятную, так и в критическую сторону. Психическое состояние всякого человека является тончайшей материей, даже самые маленькие колебания которой могут повлечь за собой огромный ряд негативных последствий для будущей полноценной социальной жизни. Основными проблемами, во время дистанционного обучения, являются беспокойство, в связи с частыми техническими проблемами, отсутствие прямых контактов со сверстниками и педагогами, от чего мы получаем меньше положительных эмоций, ведь общаясь в виртуальном мире, отсутствует тактильный контакт, и мы не видим истинных эмоций собеседника. Всё это может привести к серьёзным последствиям, таким как: депрессия, шизофрения, панические атаки, расстройства пищевого поведения (анорексия, булимия), умственная отсталость, аутизм, биполярное аффективное расстройство, психозы.

И именно поэтому целью данного исследования является изучение и оценка влияния дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние обучающихся. Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методы исследования: 1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; обобщение информации; 2) практические: анкетирование; анализ и синтез полученных данных.

Мы провели исследование, в ходе которого студентам 1 курса направления подготовки «экономика» Уральского Государственного Университета путей сообщения необходимо было пройти анкетирование. Все вопросы были в открытом доступе. Наше исследование в большей степени посвящено выявлению

~ 142 ~

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

изменений в психоэмоциональном состоянии студентов, проучившихся 2 семестра в дистанционном формате.

На вопрос о том, как учащиеся адаптировались к условиям дистанционного обучения, 48,4% респондентов ответили, что адаптация прошла отлично; 45,2% участников анкетирования указали, что процесс перехода на дистанционный формат обучения был затруднителен; 6,4% респондентов сообщило о том, что адаптация далась им трудно. Следующим был вопрос о том, удобно ли обучаться в дистанционном режиме, 48,4% респондентов ответили, что данный формат обучения им удобен; 51,6% участников анкетирования ответили, что обучаться в дистанционном режиме затруднительно, неудобно. Одним из вопросов анкетирования мы желали узнать, хотят ли студенты, чтобы дистанционное обучение стало постоянным форматом, предлагаемым ВУЗом на выбор, так же, как и очная, очно-заочная, заочная формы обучения. 58,1 % опрошенных ответили, что желали бы видеть данный формат в списке форм обучения. 41,9 % не оценили такой идеи. По этим результатам можно говорить о том, что дистанционный формат обучения в начале своего развития вызывает проблемы с адаптацией и трудности в использовании новейших технологий, но, не смотря на это большее число респондентов, считает, что у дистанционной формы образования есть будущее, при постоянном совершенствовании технологий по развитию данного формата.

На вопросы о том, как изменился уровень мотивации к обучению в рамках дистанционной формы и какой стала учебная нагрузка в данный период времени, респонденты отметили следующее: 12,9% считает, что стимул получать новые знания увеличился, а учебная нагрузка уменьшилась; 29% участников анкетирования указали, что уровень мотивации к обучению в данном формате, так же как и учебная нагрузка не изменились; 58,1% респондентов ответили, что тяга к получению знаний, к самосовершенствованию уменьшилась, и нагрузка в период дистанционного обучения увеличилась. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что уровень нагрузки на студента увеличился, так как в большинстве случаев онлайн обучение предполагает самостоятельную работу обучающихся. Сложность восприятия обширного количества материала приводит к тому, что студенты теряют интерес и мотивацию к дальнейшему саморазвитию.

Тема сосредоточения на учёбе актуальна, так как в домашних условиях, существует множество факторов, которые могут отвлекать от процесса получения знаний (например: члены семьи, домашние животные, соседи, делающие ремонт и т.д.). 61,3 % респондентов поддержали наше утверждение об этом. 38,7% опрошенных отметили, что сосредоточиться дома намного легче. Кроме учебного процесса, нас также интересовало свободное время студентов. 41,9% участников анкетирования указало на то, что во время дистанционного обучения его стало больше. 32,3% респондентов считают, что время на отдых увеличивается при очном обучении. 25,8% утверждают, что свободного времени одинаково в различных формах получения образования. При этом физическая нагрузка 71% студентов снизилась во время дистанционного формата. Вследствие чего появились проблемы со здоровьем (ухудшение зрения, остеохондроз, нервозность и т.д.) У 29% осталась неизменной, или даже повысилась. Изменение физической нагрузки ведет за собой корректировку психоэмоционального состояния, это можно увидеть в результатах нашего анкетирования. Дистанционное обучение отрицательно повлияло на психику 48,4% студентов 1 курса (ухудшился сон, появилось постоянное ощущение усталости, навязчивое чувство беспокойства и т.д.). 32,3% респондентов считают, что онлайн обучение никак не повлияло на них. И 19,4% обучающихся отметили положительное влияния дистанционного обучения. Выявленные данные указывают на проблемы получения образования удаленно, студенты вынуждены большую часть дня работать сидя за электронно-вычислительными устройствами, которые оказывают негативное влияние на здоровье. Вследствие чего нарушается гармоничное единство физических, психических, эмоциональных и социальных функций человека, способствующих реализации его возможностей.

В результате нашего исследования, на основе полученных данных, можно сделать следующие выводы:

1) Дистанционное обучение - это форма получения знаний, при которой в образовательном

~ 143 ~

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных технологиях.

2) На первых этапах использования дистанционного формата обучения у студентов возникают проблемы с восприятием, пониманием, памятью и мышлением.

3) Дистанционное обучение негативно сказывается на общем самочувствии респондентов. Ухудшается физическое и психо-эмоциональное здоровье.

4) Большинство учащихся желали бы использовать дистанционную форму обучения в дальнейшем, при условии улучшения этого формата образования.

Наша гипотеза нашла подтверждение: дистанционная система обучения обладает особенностями. Также она негативно влияет на здоровье и психическое состояние учащихся. Что в совокупности понижает уровень образования в стране.

Список использованной литературы:

1. Артюхов А.А. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ «ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (рус.) // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - Т. Выпуск 5. - С. 51. - ISSN 2303-9868. -doi:10.23670/IRJ.2021.107.5.111.

2. Всемирная организация здравоохранения. Информационная бюллетень на тему: «Психические расстройства»// URL: https: //www .who.int/ru/news -room/fact-sheets/detail/mental-disorders

3. Исакова Т.Б. Сущность понятия «Самостоятельная работа» // Вестник Волжского университета имени В.Н Татищева: электрон. науч. журн. 2009. No 2. С. 93-105. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/suschnost-ponyatiya-samostoyatelnaya-rabota

4. Трофимова И. Что такое психоэмоциональное состояние и от чего оно зависит?// Энциклопедия развития wikigrowth. URL: https://wikigrowth.ru/psyhologiya/psihoemoczionalnoe-sostoyanie/

© Усынина К.М., Михайлова К.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.