Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мугаттарова Эльвира Рифовна, Сафин Раис Семигуллович

В статье рассматриваются вопросы здоровьесбережения студенческой молодежи в техническом университете; устанавливаются, разбираются успехи, проблемы и пути их решения в здоровьесберегающей среде вуза. Для получения информации был проведен SWOT-анализ организации данной среды, определены степень профилактики, поддержания и сохранения здоровья студенческой молодежи в техническом университете в процессе подготовки будущих специалистов в рамках очного обучения, а также дистанционного в условия пандемии. Был использован метод PSDM (Решения проблем и принятия решений): были установлены возможные решения проблем развития синдромов хронической усталости и эмоционального выгорания у студентов-архитекторов в процессе очного обучения и ухудшения состояния здоровья студентов вуза в процессе дистанционного обучения. Был применен метод психолого-педагогической диагностики - тестирование в онлайн-формате, в результате которого были выявлены проблемы здоровьесбережения в процессе дистанционного обучения. Установлены и применены способы решения данных проблем (использованы универсальные упражнения в условиях ограниченного пространства), определены методы использования дистанционного обучения как средства здоровьесбережения в условиях карантина, а также как средства инклюзивного образования для студентов с временными нарушениями здоровья, рассмотрены перспективные варианты здоровьесбережения студентов в гармоничном сочетании дистанционной и традиционной форм обучения в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мугаттарова Эльвира Рифовна, Сафин Раис Семигуллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HEALTH-SAVING ENVIRONMENT IN A TECHNICAL UNIVERSITY: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article deals with health-saving issues of students at the technical university; identifies and analyzes the progress and problems in health-saving environment of the university. To obtain information, the authors conducted a SWOT analysis of the organization of this environment, determined the degree of prevention, maintenance and preservation of the health of students at the technical university in the process of training of future specialists in full-time education, as well as distance learning in the context of the pandemic. The authors also employed the PSDM method (“Problem Solving and Decision-Making”), during which possible solutions to the problems of the development of chronic fatigue syndromes and emotional burnout in architecture students in the course of full-time training and health deterioration of the university students in the process of distance learning were identified. Moreover, the authors employed the method of psychological and pedagogical diagnostics, as a result of which the problems of health saving in the process were identified. Methods for solving these problems were established and applied (universal exercises were used in conditions of limited space), methods of using distance learning as a means of saving health in quarantine conditions, as well as a means of inclusive education for students with temporary health problems, were considered, promising options for health preservation of students in a harmonious combination of distance and traditional forms of education in the future were considered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК 378.172 DOI 10.37972/chgpu.2021.110.1.021

Э. Р. Мугаттароеа, Р. С. Сафин

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Казанский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Казань, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы здоровьесбережения студенческой молодежи в техническом университете; устанавливаются, разбираются успехи, проблемы и пути их решения в здоровьесберегающей среде вуза. Для получения информации был проведен SWOT-анализ организации данной среды, определены степень профилактики, поддержания и сохранения здоровья студенческой молодежи в техническом университете в процессе подготовки будущих специалистов в рамках очного обучения, а также дистанционного в условия пандемии. Был использован метод PSDM (Решения проблем и принятия решений): были установлены возможные решения проблем развития синдромов хронической усталости и эмоционального выгорания у студентов-архитекторов в процессе очного обучения и ухудшения состояния здоровья студентов вуза в процессе дистанционного обучения. Был применен метод психолого-педагогической диагностики -тестирование в онлайн-формате, в результате которого были выявлены проблемы здоровьесбережения в процессе дистанционного обучения. Установлены и применены способы решения данных проблем (использованы универсальные упражнения в условиях ограниченного пространства), определены методы использования дистанционного обучения как средства здоровьесбережения в условиях карантина, а также как средства инклюзивного образования для студентов с временными нарушениями здоровья, рассмотрены перспективные варианты здоровьесбережения студентов в гармоничном сочетании дистанционной и традиционной форм обучения в будущем.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, здоровье, здоровьесбережение, проблемы, обучение.

Е. R. Mugattarova, R. S. Safin

FORMATION OF HEALTH-SAVING ENVIRONMENT IN A TECHNICAL UNIVERSITY: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russia

Abstract. The article deals with health-saving issues of students at the technical university; identifies and analyzes the progress and problems in health-saving environment of the university. To obtain information, the authors conducted a SWOT analysis of the organization of this environment, determined the degree of prevention, maintenance and preservation of the health of students at the technical university in the process of training of future specialists in full-time education, as well as distance learning in the context of the pandemic. The authors also employed the PSDM method ("Problem Solving and Decision-Making"), during which possible solutions to the problems of the development of chronic fatigue syndromes and emotional burnout in architecture students in the course of full-time training and health deterioration of the university students in the process of distance learning were identified. Moreover, the authors employed the method of psychological and pedagogical diagnostics, as a result of which the problems of health saving in the process were identified. Methods for solving these problems were established and applied (universal exercises were used in conditions of limited space), methods of using distance learning as a means of saving health in quarantine conditions, as well as a means of inclusive education for students with temporary health problems, were considered, promising options for health preservation of students in a harmonious combination of distance and traditional forms of education in the fUture were considered.

Keywords: students, physical education, health, saving health, problems, training.

Введение. В современном обществе устанавливаются высокие требования к уровню владения профессиональными умениями, знаниями, навыками, к интеллектуальному, личностному, физическому развитию будущих специалистов; в совокупности они являются основными задачами современной системы образования [10, с. 767]. Вследствие этого в подготовке современного специалиста актуальной становится целостность, выражающаяся в следующих объективных показателях: активная работоспособность, социализация (профессионально-трудовая), высокие морально-нравственные качества, а также осознание необходимости в сохранении здоровья. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья, является поддержание оптимальной физической активности и здоровьесбе-режения в течение всей жизни [4, с. 51]. Здоровьесбережение - это существенная динамическая характеристика процесса жизнедеятельности индивидуума, которая характеризуется наличием знаний, умений и навыков, нужных для реализации здоровьесберегающей деятельности и определяющая в образовательном социуме приоритеты личности [2, с. 154].

Национальная доктрина образования в РФ четко определяет, что государство в образовании обязано установить приоритетной задачей и наивысшей социальной ценностью обеспечение всесторонней заботы о здоровье учащихся и студентов, воспитание в молодых людях ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих [5], [8].

Актуальность исследуемой проблемы. В вузе процесс формирования здоровьесберегающей среды сформирован на взаимосвязанной практической деятельности всех участников образовательного процесса (руководства<->-преподавателей<->студентов):

1. Работа руководства вуза сосредоточена на следующих шагах: а) организация результативного функционирования всех субъектов образовательного процесса; б) формирование предельно комфортных условий для совместной деятельности преподавателей и студентов; в) осуществление контроля и корректирования вопросов по здоровьесберегающей работе в вузе;

2. Деятельность научно-педагогических работников (преподавателей) сконцентрирована на адаптации и внедрении здоровьесберегающих технологий в свой учебный предмет.

3. В здоровьесберегающей образовательной среде работа студентов сосредоточена на сбережении собственного здоровья, развитие ценностных ориентаций, направленных на поддержание здоровьесбережения в процессе учебы.

Структуру и сущность здоровьесберегающей образовательной среды вуза можно рассматривать как совокупность факторов (материальных, педагогических, психологических), функционально связанных, упорядоченных компонентов деятельности ее субъектов, взаимодействующих друг с другом с целью достижения определенных результатов по здоровьесбережению в вузе.

Цель исследования - выделить факторы формирования здоровьесберегающей среды технического вуза в условиях традиционного (контакта преподавателя и студента на занятиях) и дистанционного обучения для сохранения здоровья студенческой молодежи. Задачи исследования: выявить уровень (сильные и слабые стороны) сформированности здоровьесберегающей среды технического вуза; определить практические действия по решению проблем организации учебного процесса при очном и дистанционном обучении (ДО).

Материал и методы исследования. Для достижения поставленной цели нами использовались следующие методы исследования: SWOT-анализ организации данной среды, метод PSDM (Решения проблем и принятия решений), метод психолого-педагогической диагностики - тестирование в онлайн-формате.

Результаты исследования и их обсуждение. Главную роль в организации учебного процесса играет грамотно организованная здоровьесберегающая среда университета. В процессе исследования данной среды были получены следующие результаты с использованием указанных методов.

1. SWOT-анализ. Для определения уровня сформированности здоровьесберегаю-щей среды университета в 2018-2019 уч. г. мы использовали универсальный, удобный метод стратегического планирования (SWOT-анализ - определение сильных, слабых направлений развития, внешних угроз) [9, с. 96] и установили следующее:

а) сильное направление университета - активное применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе: медико-гигиенические технологии, мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающие образовательные технологии, организация экологически безопасной внешней среды вуза, а также активное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (вузу присвоены следующие звания: 2015 г. - «Самая спортивная организация в республиканской отрасли образования»; 2017 г. - «Лучший вуз РТ по постановке массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»; 2018 г. - победитель всероссийского смотра-конкурса «На лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы среди образовательных организаций высшего образования») [5, с. 22];

б) слабой стороной является последствие влияния внешних факторов (внешних угроз) и усугубление данных проблем в период обучения студентов в Институте архитектуры и дизайна (ИАиД): постоянное стрессовое состояние в период сессии и сплошного проектирования, что, в свою очередь, вызывает ухудшение в состоянии здоровья и развитие синдрома хронической усталости (СХУ) - заболевания, которое проявляется при психоэмоциональном напряжении в процессе многозадачности и выражается в постоянном переутомлении, не прекращающимся после продолжительного отдыха, усугубляется провоцирующими факторами (несбалансированной интеллектуальной, эмоциональной нагрузкой в ущерб физической деятельности) [1], [5]. На фоне физического и психического истощения может развиваться синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это состояние, характеризующееся нарастающим эмоциональным истощением [11, с. 141], проявляющееся в безразличии ко всему вокруг, в дегуманизации, в неудовлетворенности своей учебой, будущей профессией, что вызывает развитие различных заболеваний, обусловленных психосоматикой.

2. Метод PSDM (Problem Solving & Decision Making). Для решения уже имеющихся и, возможно, будущих проблем в формировании здоровьесберегающей среды вуза в условиях пандемии и дистанционного обучения мы применили метод PSDM, в процессе которого были установлены возможные решения проблем развития синдромов хронической усталости и эмоционального выгорания у студентов-архитекторов в процессе очного обучения; ухудшения состояния здоровья студентов вуза в процессе ДО.

Для профилактики развития СХУ и СЭВ у студентов-архитекторов в процессе очного обучения, проделана работа по сбору материалов для методического пособия, в котором были установлены методы и принципы использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, а также определены правила здорового образа жизни (ЗОЖ). Для более мягкого преодоления несбалансированной учебной нагрузки в процессе интеллектуальной деятельности, а также физического воспитания на занятиях по физической культуре студентам-архитекторам предлагали изучать комплексы оздоровительных систем, состоящие из адаптированных упражнений ментального фитнеса для выполнения на учебном месте.

В 2019-2020 уч. г. в весеннем семестре на фоне пандемии, мы определили, что еще одной слабой стороной в здоровьесберегающей среде вуза в условиях дистанционного обучения является профилактика ухудшения состояния здоровья и сохранение здоровья студентов вуза в процессе ДО.

Для предупреждения распространения COVID-19 в российских вузах Министерством науки и высшего образования РФ, предписаны новые правила организации образовательной деятельности (приказ от 14.03.2020 года): ввести индивидуальные каникулы для студентов, осуществлять дистанционное обучение до улучшения эпидемиологической обстановки [7]. В этих условиях остро встал вопрос организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой студентов вуза во время самоизоляции [3, с. 27].

Для преодоления проблем, возникших со здоровьем у студентов всех институтов КГАСУ на ДО в условиях изоляции, мы применили практику преодоления синдромов хронической усталости и эмоционального выгорания для студентов ИАиД:

- было дополнено методическое пособие, ранее готовившееся для студентов-архитекторов, в котором помимо принципов, правил, методов поддержания ЗОЖ в период учебного процесса были добавлены комплексы ментального фитнеса, упражнения различных фитнес-программ на развитие выносливости, силы, гибкости в условиях самоизоляции и ограниченного пространства;

- на дистанционных занятиях по физической культуре для преодоления несбалансированной интеллектуальной, эмоциональной, физической нагрузки все студенты обучались специальным комплексам упражнений из оздоровительных систем на учебном месте за компьютером и в условиях ограниченного пространства квартиры для более эффективной проработки всего мышечного корсета и снятия психоэмоционального напряжения [6, с. 55].

3. Метод психолого-педагогической диагностики - тестирование. Для определения проблем здоровьесбережения в процессе очного и дистанционного обучения было проведено онлайн-тестирование студентов КГАСУ с применением Google Forms. Всего участвовали 1066 человек, из них по тендерному признаку: девушек - 57,6 % (614), юношей - 42,4 % (452); по курсам обучения: 1-31,9 % (340), 2 - 35,6 % (380), 3 - 30,1% (321), 4 - 2,4 % (25); по группам здоровья: основная - 81,5 % (869), подготовительная -4,9 % (52), специальная медицинская - 8,9 % (95), ЛФК - 4,7% (50); по институтам: строительства -31,1 % (332), архитектуры и дизайна - 36,4 % (388), транспортных сооружений - 15,3 % (163), экономики и управления в строительстве - 9,9 % (105), строительных технологий и инженерно-экологических систем - 7,3 % (78).

На вопрос «Посещаете ли вы занятия по физической культуре (ФК) в вузе?» ответили «да» 89,9 % (958 чел.), из них большинство составили девушки -56,7% (605) и 33,2 % (353) - юноши; ответили «нет» 10,1 % (108): юноши - 5,9 % (63), девушки - 4,2 % (45).

«Для чего вы посещаете занятия ФК?» - 43,8 % (467 чел.) ответили «для получения зачета»: юноши - 18,7 % (199) и девушки - 25,1 % (268); «для поддержания и развития физической формы» ответили 39,5% (421), из них юноши -18,7 % (199) и девушки -20,8 % (222); «для переключения с интеллектуальной деятельности на физическую» ответили 16,7 % (178): юноши - 4,6 % (49) и девушки - 12,1 % (129), т. е. большинство студентов ходят на занятия ФК осознанно с определенной целью.

На вопрос «Нравятся ли вам занятия ФК в вузе?» 34,2 % (365) ответили «очень интересно», из них юноши - 14,5 % (155) и девушки - 19,7 % (210); «да» ответили 52,2 % (556): юноши -19,3 % (206) и девушки - 32,8 % (350); «нет» ответили 13,6 % (145): юноши - 8 % (85) и 5,6 % (60) - девушки. В итоге 86,4 % (921) респондентов нравятся занятия ФК в вузе.

На вопрос «Участвуете ли вы в физкультурно-массовых мероприятиях, проводимых в вузе?» ответили «да» 12,4 % (132) студентов, из них юноши - 8,3 % (88) и девушки - 4,1 % (44); «стараюсь по возможности» ответили 16,8 % (179): юноши - 9,3 % (99) и девушки - 7,5 % (80); «нет свободного времени» у 33,2 % (354): юноши - 10,8 % (115) и девушки - 22,4 % (239); ответили «нет» 37,6 % (401), из них юноши - 13,3 % (142) и девушки - 24,3 % (259), итого 29,2 % (311) студентов участвуют в мероприятиях вуза, но большинство, 70,8 % (755 чел.), отдают предпочтение учебе.

На вопрос «Занимаетесь ли вы спортом в свободное от занятий время?» - 10,2 % (109) ответили «нет»: юноши - 4,2 % (45) и девушки - 6 % (64); «занимаются самостоятельно» 51,3 % (547): юноши - 17,3 % (184) и девушки - 34 % (364); «тренируются в фитнес клубе, оздоровительном центре, бассейне и т. д.» 25,1 % (267): юноши - 7,5 % (80) и девушки - 17,6 % (187); «тренируются в сборных университета» 13,4 % (143): юноши - 1,6 % (17) и девушки - 11,8 % (126), т. е. многие студенты, 89,8 % (957), занимаются спортом, но в связи карантином (самоизоляцией) временно были вынуждены перейти на самостоятельные занятия дома.

На вопрос «Можно ли проводить занятия физической культурой в вузе ДО на постоянной основе?» отвечали, что «необходим личный контакт с преподавателем», 19,5 % (208): юноши - 3,8 % (41) и девушки - 15,7 % (167); согласились применять ДО «только в период карантина, в условиях острой необходимости» 44,9 % (479): юноши -15,1 % (161) и девушки - 29,8 % (318); в итоге 64,4 % (858) студентов не хотели бы заниматься ФК дистанционно постоянно, но 35,6 % (379) из них, юноши - 11,8 % (126) и девушки -23,7 % (253) могли бы заниматься ФК дистанционно.

Отвечая на вопрос «Какие физические проблемы возникли в период карантина (самоизоляции) в процессе дистанционного обучения?», отметили «ухудшение состояния здоровья» 3,3 % (35): юноши - 1,9 % (20) и девушки - 1,4 % (15); «появилась острая необходимость в движении, в физических нагрузках» у 12,8 % (137) студентов: юноши -4,7 % (50) и девушки - 8,1 % (87); «испытывали психоэмоциональную нагрузку» 23 % (245): юноши - 8,9 % (95) и девушки - 14,1 % (150); «возникли все вышеперечисленные проблемы» у 20,9 % (223) студентов: юноши - 5,7 % (61) и девушки -15,2 % (162), в итоге у 60 % (640) студентов появились какие-либо проблемы со здоровьем, у 40 % (426) не возникло значительных проблем в процессе ДО на самоизоляции.

Выводы. Проведенное исследование помогло определить с помощью 8\¥ОТ-анализа сильные и слабые стороны в системе здоровьесбережения университета (развитие синдромов хронической усталости и эмоционального выгорания не только у будущих архитекторов, но и у студентов всех институтов в процессе принудительного дистанционного обучения). С использованием метода Р8БМ были установлены возможные решения данных проблем (применили практику преодоления СХУ И СЭВ для студентов всех институтов в процессе ДО). Проведенное анкетирование позволило установить положительную статистику, большинство студентов очной формы обучения осознанно посещают занятия ФК для поддержания физической формы и переключения с интеллектуальной деятельности на физическую, что, в свою очередь, позволяет сохранять здоровье (физическое и психическое). Из-за высокой загруженности в техническом вузе многие студенты не участвуют в физкультурно-массовых мероприятиях, а отдают предпочтение учебе, но в то же время активно занимаются спортом самостоятельно (дома, в студенческом спортклубе университета, фитнес-клубах и т. д.). Также данное исследование выявило основные проблемы студентов, возникшие в процессе ДО: у большинства респондентов возникли проблемы со здоровьем, увеличилось психоэмоциональное напряжение на фоне гиподинамии, многие студенты не захотели заниматься ФК дистанционно на постоянной основе, предпочли использовать ДО только в условиях острой необходимости.

После полученного опыта ДО в условиях изоляции обучение студентов уже не будет прежним, для формирования здоровьесберегающей среды в университете необходимо сделать следующие шаги.

1. Обеспечить безопасность процесса традиционного обучения и ДО, т. е. соблюдение режима труда и отдыха, ограничение периодов работы за ПК, правил использования персональных компьютеров, грамотного расписания занятий и распреде-ления учебного материала в процессе занятий.

2. Использовать онлайн-технологип как средство здоровьесбереженпя в период карантина (пандемии) в условиях изоляции (разделение коллективов педагогов и обучающихся позволяет предотвратить вероятность распространения инфекции, обеспечивая безопасность и сохранение здоровья).

3. Применять ДО индивидуально как средство инклюзивного образования в процессе обучения студентов с временными нарушениями здоровья (сезонные заболевания, различные травмы, беременность), а также студентов, относящихся к маломобильным группам населения), тем самым оказывать образовательные услуги в полном объеме.

4. Уделять особое внимание изучению здоровьесберегающих технологий в процессе ДО на курсах повышения квалификации научно-педагогических работников.

5. Комбинировать модели образовательного процесса, в которых традиционное взаимодействие студентов и преподавателей, практическая, научная и социальная деятельность будут сочетаться с использованием онлайн-курсов, а также с синхронным обучением в дистанционном формате.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белик С. Н., Дорохова И. М, Османова У. Ш., Сайпулаева М. М. Синдром хронической усталости как основной признак дезадаптации у студентов первого курса медицинского университета : сб. конф. НИЦ Социосфера. - 2014. - № 43. - С. 201-206.

2. Быков В. С., Викторов Д. В. Здоровьесбережение студенческой молодежи технического вуза в условиях поиска новой образовательной парадигмы//Успехи современного естествознания. -2010. -№ 9. -С. 154-156.

3. Воронов Н .А., Новожилова С. В., Игнатова Е. В., Авдеева С. Н. Самостоятельные занятия физической культурой студентов вуза во время самоизоляции с элементами дистанционного контроля в рамках дисциплины «прикладная физическая культура» // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://science-education.ni/pdf/2020/5/30131.pdf.

4. Драндров Г. Л., Бурцев В. А., КудяшевМ. Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у взрослого населения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2013. -№ 1(77), ч. 2. - С. 51-57.

5. Мугаттарова Э. Р. Формирование здоровьесберегающей среды технического вуза с использованием метода стратегического планирования // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 1(132). - С. 20-24.

6. Насибуллина Д. М, Насибуллин Т. Р., Красулина Н. А. Коррекция физической подготовленности студентов специальной медицинской группы с использованием индивидуальных программ // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 4. - С. 54-56.

7. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 №7 51 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронныйресурс]. - Режимдоступа: http://www.consultant.ru/docmnent/cons_doc_LAW_97368/.

8. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» от 16 марта 2020 г. № 635-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/ru/docmnents/card/?id_4=1064.

9. Решетников А. М. Swot-анализ как инструмент экономической диагностики // Modern Science. -2019.-№9-1.-С. 95-97.

10. Скиба И. А., Евсеева А. Р., Корпев О. А. Теоретико-методические и психолого-педагогические аспекты физического воспитания в высшем учебном заведении // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры : материалы всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. - Казань, 2018. - С. 767-770.

11. Стебловская А. А. Теоретическое представление понятия «синдром эмоционального выгорания» в психо лого-педагогической литературе // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - S1. -С. 140-146.

Статья поступила в редакцию 08.02.2021

REFERENCES

1. Belik S. iV., Dorohova I. M, Osmanova U. Sh., Sajpulaeva M M Sindrom hronicheskoj ustalosti как osnovnoj priznak dezadaptacii u studentov pervogo kursa medicinskogo universiteta : sb. konf. NIC Sociosfera. - 2014. -№ 43.-S. 201-206.

2. Bykov V S., Viktorov D. V Zdorov'esberezhenie studencheskoj molodezhi tekhnicheskogo vuza v usloviyah poiskanovoj obrazovatel'noj paradigmy //Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. -2010. -№ 9. - S. 154-156.

3. Voronov N .A., Novozhilova S. V., Ignatova E. V., Avdeeva S. N. Samostoyatel'nye zanyatiya fizicheskoj kul'turoj studentov vuza vo vremya samoizolyacii s elementami distancionnogo kontrolya v ramkah discipliny «prikladnaya fizicheskaya kul'tura» // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2020. - № 5 [Elektronnyj resurs], -Rezhim dostupa : https://science-education.ni/pdf/2020/5/30131.pdf.

4. Drandrov G. L., Burcev V. A., KudyashevM. N. Formirovanie motivacii к zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj u vzroslogo naseleniya // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2013. -№ 1(77), ch. 2. - S. 51-57.

5. Mugattarova E. R. Formirovanie zdorov'esberegayushchej sredy tekhnicheskogo vuza s ispol'zovaniem metoda strategicheskogo planirovaniya // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2019. - № 1(132). - S. 20-24.

6. Nasibullina D. M, Nasibullin T. R., Krasulina N. A. Korrekciya fizicheskoj podgotovlennosti studentov special'noj medicinskoj gruppy s ispol'zovaniem individual'nyh programm // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. -2019.-№ 4,-S. 54-56.

7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.10.2000 №7 51 «О nacional'noj doktrine obrazovaniya v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/.

8. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 14 marta 2020 g. № 397 «Ob organizacii obrazovatel'noj deyatel'nosti v organizaciyah, realizuyushchih obrazovatel'nye programmy vysshego obrazovaniya i sootvetstvuyushchie dopolnitel'nye professional'nye programmy, v usloviyah preduprezhdeniya rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii na territorii Rossijskoj Federacii» ot 16 marta 2020 g. № 635-r. [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064.

9. Reshetnikov A. M. Swot-analiz как instrument ekonomicheskoj diagnostiki // Modern Science. - 2019. -№ 9-1.-S. 95-97.

10. Skiba I. A., Evseeva A. R., Kornev O. A. Teoretiko-metodicheskie i psihologo-pedagogicheskie aspekty fizicheskogo vospitaniya v vysshem uchebnom zavedenii // Problemy i perspektivy fizicheskogo vospitaniya, spor-tivnoj trenirovki i adaptivnoj fizicheskoj kul'tury : materialy vseros. s mezhdunar. uchastiem nauch.-prakt. konf. -Kazan', 2018.-S. 767-770.

11. Steblovskaya A. A. Teoreticheskoe predstavlenie ponyatiya «sindrom emocional'nogo vygoraniya» v psihologo-pedagogicheskoj literature //Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. -2017. - SI. - S. 140-146.

The article was contributed on February 8, 2021

Сведения об авторах

Мугаттароеа Эльвира Рифовна - аспирант кафедры профессионального обучения, педагогики и социологии Казанского государственного архитектурно-строительного университета, г. Казань, Россия; e-mail: asan611@yandex.ru

Сафин Раис Семигуллович - доктор педагогических наук, заведующий кафедрой профессионального обучения, педагогики и социологии Казанского государственного архитектурно-строительного университета, г. Казань, Россия; e-mail: safin@kgasu.ru

Author information

Mugattarova, Elvira Rifovna - Post-graduate Student, Department of Professional Training, Pedagogy and Sociology, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russia; e-mail: asan611@yandex.ru

Safin, Rais Semigullovich - Doctor of Pedagogics, Head of the Department of Professional Training, Pedagogy and Sociology, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russia; e-mail: safin@kgasu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.