S
LU
S
о
LU
* * *
телей и детей (анализируемая выборка - 105 подростков), а также использование адекватных методов и эффективных форм творческой деятельности позволило большинству детей -около 70% (67,3%) - отнести позицию "познание" в первую половину общего списка: 1-HS. Положительным фактом является рост доли детей {с 31,7 до 46,4 %), отнесенных к группе учащихся с высоким уровнем осознания ценности "познание". Важно также и снижение доли детей с низким уровнем осмысления этой ценности - с 32,9 до 18,9 % (табл.).
Таблица - Изменение структуры учащихся по уровню осознания ценности "познание"
< et
LU
Этапы формирующего эксперимента Доля учащихся (%) по уровню осознания ценности «познания» и интервал ее позиции в ряду ценностных ориентаций
высокий средний низкий
1-6 7-12 13-18
Исходный 31,7 35,4 32,9
Достигнутый 46,4 34,7 18,9
Таким образом, интенсификация развития системы социально значимых черт личности, необходимых для жизни в современном обществе, достигается в условиях воспитательной среды, создаваемой совместной деятельностью социальных институтов, Причем, для обеспечения успешности развития личности необходима согласованность действий, способствующая взаимосвязи и преемственности между воспи-та-нием общественным и семейным и росту си-нергетического эффекта в социализации детей. Важнейшим требованием создания условий развития жизнеспособной личности является формирование многофункционального об-
разовательного пространства с использованием непрерывно пополняемых научных знаний. Совокупность таких знаний - база проведения исследования на методологическом уровне, обеспечившим системное решение научной проблемы. Создание оптимальных условий и средств деятельности, объективная оценка их использования, адекватное управление взаимодействием субъектов воспитания должно обеспечиваться результатами педагогической деятельности - объективными научными сведениями об образовательной среде с учетом характеристики детей. В этом случае многофункциональное образовательное пространство на основе проведения творческих занятий, образовательной и просветительской деятельности с использованием системы педагогических, социально-п сихо-логических и других отраслей научных знаний - это реальная помощь повышению воспитательного потенциала социальных субъектов в развитии жизнеспособной личности.
Литература:
1. Воротников A.C. Научно педагогическая деятельность е развитии воспитательных возможностей семьи // Мир науки, культуры, образования. -2015. ■■ №4(53).-С. 57-61.
2. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 12-17.
3. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей / Б.В. Куприянов,
А. Салина, Н,Г. Крылова и др.; под ред. A.B. Муд-рика.-М.: Академия, 2004. - 240с.
DICTANCE LEARNING OF MATHEMATICAL DISCIPLINES FOR STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY TAKING INTO A CCOUNTHEALTH-SA YING FA CTORS
Geybuka Svetlana Vasityevna, PhD of Pedagogical sciences, Department of Algebra and Mathematical Analysis Kovshova Yullya Nikolayevna, PhD of Pedagogical sciences. Associate Professor, Department of Geometry and Methodology of Teaching Mathematics
institute of Physics and Mathematics, Information and Technological Education, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk
This article discusses the problems of teaching mathematical disciplines in the process of switching from traditional learning to distance learning. Modern possibilities of remote communication between a teacher and students and their application in higher education institutions, in particular, in teaching mathematical disciplines, are analyzed. The conditions for effective training in this form are outlined, including taking into account the preservation of health. The readiness of students and teachers to switch to distance learning is considered. A number of problems that arise during the transition from the traditional form of education to distance learning are identified, and the features of teaching mathematical disciplines are taken into account. Adverse health effects have been identified. A possible solution to these problems is proposed, taking into account health saving factors, for which the results of the analysis of the initial approbation of the transition to the distance form of full-time students were used.
Keywords; distance learning; competence; competency; information and communication technologies; mathematics; health-saving; pedagogical university.
DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.45
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МА ТЕМА ТИЧЕСКИМ удк 378.14 ДИСЦИПЛИНАМ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ВАК РФ 13.00.02 С УЧЕТОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ФАКТОРОВ
В данной статье рассматриваются проблемы, возникающие в процессе обуче- ф Гейбука СВ., 2020 ния математическим дисциплинам при переходе на дистанционную форму о Ковшова ЮН, 2020 обучения. Проанализированы современные возможности дистанционного общения преподавателя со студентами и их применение в вузах, в частности, при обучении ма тема тическим дисциплинам. Обозначены условия эффективности обучения при такой форме, в том числе, с: уче том сохранения здоровья. Рассмотрена готовность студентов и преподавателей к переходу на дистанционную форму обучения. Выявлен ряд проблем, возникающих при переходе с традиционной формы обучения на дистанционную, учтены особенности обучения математическим дисциплинам. Выявлены негативные с точки зрения здоровьесбережения факты, имеющие мес то при дистанционной форме обучения. Предложено возможное решение этих проблем с уче том здоровьесбе-регающих факторов, для чего были использованы резуль таты анализа первичной апробации перехода на дистанционную форму студентов очной формы обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение; компетенция; компетентность, ин-формационно-коммуникационные технологии; математические дисциплины; здоровьесбережение; педагогический универси те т.
События 2020 года показали, что образовательные учреждения должны быть готовы к экстренному переходу на дистанционную форму обучения так, чтобы учебный процесс не только не остановился, но и не терял своей эффективности. Если раньше возникали споры о дистанционной форме как основной, то в условиях форс-мажора такой выход зачастую становится единственным, помимо остановки учебного процесса или его переноса на более поздние, неопределённые сроки. Таким образом, организация дистанционного процесса обучения и его оптимизация [5] особенно для тех, кто изначально не выбирал такую форму, является актуальной. В свете событий резкого перехода на дистанционную форму обучения нами было проведено исследование наблюдаемых явлений, имеющих место при таком переходе.
Целью исследования являлось выявление проблем, возникающих в процессе обучения математическим дисциплинам при переходе на дистанционную форму обучения, и поиск путей решения этих проблем с учетом здоровьесбережения.
Задачи исследования:
- проанализировать современные возможности дистанционного общения преподавателя со студентами;
- проанализировать готовность студентов и преподавателей к переходу на дистанционную форму обучения;
- выявить проблемы, возникающие при переходе с традиционной формы обучения на дистанционную;
- рассмотреть возможности решения этих проблем с учетом здо-ровьесберегающих факторов, используя результаты анализа первичной апробации.
В последние годы активно разрабатываются образовательные платформы и другие ресурсы, предполагающие использование ин-формационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для возможностей реализации дистанционного обучения [1; 7; 16], у которого имеются как положительные, так и отрицательные стороны, о чем немало было сказано в научной и педагогической литературе [10; 13; 15]. Как правило, преподаватели вузов имеют свои персональные сайты, а также используют многие другие Интернет-ресурсы. И
ГЕЙБУКА Светлана Васильевна, кандидат педагогических наук, кафедра Алгебры и матема тического анализа
КОВШОВА Юлия Николаевна, кандидат педагогических наук доцент, кафедра Геометрии и методики обучения математики
Институт физико математического, информационного И технологического образования, Новосибирс кий государственный педагогический университет, Новосибирск
если студент изначально выбирает для себя дистанционные (заочная и очно-заочная} формы обучения, то в этом случае предполагается его готовность взаимодействия с преподавателями именно в таком виде. Тем не менее, в ряде случаев даже студенты-заочники не полностью готовы к такому роду общения. Те студенты, которые выбрали очную форму обучения, рассчитывали на непосредственный контакт с преподавателем, и для них переход в дистанционный режим может быть некомфортным, как в психологическом, так и в методическом аспекте. Во-первых, обучение отличается от ожидаемого. Во-вторых, каждый преподаватель не только должен обеспечить студентов необходимыми материалами, но и организовать интерактивную связь так, чтобы студент не чувствовал себя вне привычного активного взаимодействия. В-третьих, дистанционный контакт должен быть универсальным для случаев невозможности или затруднений использования какой-либо одной образовательной платформы. 8-четвертых, выполнение условий эффективности обучения, такие как доброжелательная атмосфера и ситуация успеха, открытость требований и результатов, периодический контроль усвоения, включение в исследовательскую деятельность [6] не должно нарушаться и при дистанционном контакте, В-пятых, дистанционное обучение должно учитывать здоровьесберегающие факторы, Таким образом, проблему, которую порождает противоречие между желанием и готовностью обучаться в традиционной очной форме и невозможностью такой реализации в полной мере, на данном этапе нельзя считать полностью решенной, несмотря на наличие разнообразных средств для дистанционного обучения. Все вышесказанное также относится и к обучению математическим дисциплинам, которое, в дополнение к общим свойствам, имеет и свои особенности, связанные с содержанием.
Рассмотрим проявления неготовности студентов к дистанционному обучению,
1. Студенты бывают не готовы к организации самостоятельного изучения материала. Это проявляется в том, что подготовку и выполнение заданий они оставляют на последний момент, что отражается на качестве усвоения материала и, как следствие, на оценках выполненных работ.
2. При самостоятельном изучении материала, даже если представлены видеолекции, студентам не хватает интерактивной формы взаимодействия, когда преподаватель может
отвечать на вопросы по ходу занятия именно в тот момент, когда у студента возникает непонимание, а не отсрочено.
3. Менталитет некоторых студентов еще недостаточно принимает необходимость честного самостоятельного выполнения заданий с целью реального овладения компетенциями, а не с целью получить достаточную оценку. Трудно проверить, кто решал сам, а кто пользовался посторонней помощью или списал, и насколько обучающимся действительно понятна тема. Были прецеденты, когда разные студенты присылали одну и туже работу. 8 случае же достаточной сознательности студентов, которая пока наблюдается не у всех обучающихся, качество усвоения материала при дистанционном способе и высокой степени самостоятельности может существенно отличаться в лучшую сторону от соответствующих показателей при обучении в традиционной форме [7], так как системы для дистанционного обучения имеют разнообразные и широкие возможности. Например, можно создавать персональные варианты для каждого студента, при этом так, чтобы числа в заданиях автоматически генерировались удобно для расчетов, а проверка была автоматизированной. Также, обладая достаточно большим банком интерактивных заданий, можно оптимально распределять их между студентами, формируя различные варианты. Авторы принимали участие в создании и использовании подобных модулей.
4. У части студентов, особенно живущих в отдаленной сельской местности, возможностей связи недостаточно для качественного участия в онлайн-занятиях (чатах, вебинарах, собраниях и т.п.), особенно в интерактивной форме. Это может быть связано с "плохим" Интернетом, дороговизной трзфика, неприспособленностью устройств связи, устаревшим программным обеспечением и т.д.
Все эти проблемы неготовности студентов ни в коем случае не являются причинами для отказа от дистанционной формы, но, тем не менее, они должны бытьучтены, а способы взаимодействия усовершенствованы. Для этого необходимо постоянное повышение ИКТ-ком-петентности как студентов, так и преподавателей, так как ИКТ-компетентность уже многие годы является неотъемлемым качеством современного человека.
Рассмотрим негативные явления, не связанные с готовностью студентов к дистанционному обучению, но наносящие вред физическому и психологическому здоровью.
1. Некоторые студенты отмечают, что усугубились их вредные привычки. Так, например, присутствуя на очном занятии, студент не имеет возможности курить, неконтролируемо есть, употреблять напитки, в том числе, вредные. Во времядистанционных занятий, (например, во время просмотра видеолекций, он-лайн-лекций) или в процессе выполнения заданий практического занятия ониэтоделать могут и, как показывает опрос, некоторые не отрицают, что делают это. Таким образом, возрастает вред, наносимый организму путем увеличения злоупотреблений различного рода.
2, Студент может себе позволить не приводить себя в надлежащий порядок, как если бы он посещал общественное место. Если это происходит довольно длительное время, то у человека происходит размытие понятий, что допустимо в обществе, а что нет. Так, например, некоторые студенты присылали некадриро-ванные фотографии, на которых, помимо листов с выполненной работой, присутствовали бытовые посторонние предметы, не относящиеся к учебному процессу.
3.8 комплектации современных аудиторий для занятий санитарно-гигиенические нормы и эргономичность оборудования играют одну из ключевых ролей, в том числе, существуют аудитории, приспособленные для студентов с ОВЗ. Вне учреждения студент может заниматься дистанционно в неприспособленных для этого, неэргономичных местах и в неудобных позах, что тоже может привести к ухудшению его физического состояния.
4, Усугубляется гиподинамия.
Теперь рассмотрим готовность преподавателей к дистанционной работе со студентами и трудности, возникающие в процессе такой работы.
1. Для дистанционного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) уже существуют разработки, но чаще всего такие случаи единичны, и то не все педагоги к этому были готовы [9). 8 настоящее время наблюдается массовое внедрение дистанционной формы обучения. Многие, даже опытные преподаватели, не всегда могут принять такую форму в связи с тем, что многие годы они вырабатывали свой подход к обучению, применяли авторские приемы, ориентируясь на непосредственное общение с обучающимися.
2. Дистанционная форма, особенно на начальном этапе, приводит к большим затратам времени профессорско-преподавательского состава по сравнению с традиционной формой обучения (создание материалов, их раз-
мещение, контроль усвоения). Казалось бы, при качественной автоматизации (электронные учебники, тренажеры, тесты, опросы) время, затрачиваемое на контроль, должно уменьшаться. Почему же нередко происходит обратное? Следует отметить, что математические дисциплины, часто предполагают не только ответы в тестовой форме, но и доказательства утверждений. Причем важен не столько сам ответ, а именно процесс доказательства утверждения сформулированного в условии задачи, Преподаватель должен оценить полноту доказательства, его непротиворечивость, достаточность. В этом случае предпочтительнее проводить его в обычной, письменной или печатной форме с высылкой файла. То же самое можно сказать о задачах, требующих развернутого представления решения, так как способы решения могут быть разными,
3. Воспитательную функцию также трудно реализовать в полном объеме при дистанционной работе. Человек - существо социальное. С развитием Интернета у многих наблюдается деградация навыков непосредственного общения. Важны ли такие навыки в современном информационном мире? Ведь во многих случаях личный пример бывает очень важен. При полной за мене живого общения опосредованным может возникнуть ощущение обесценивания роли человека в информационном обществе, что может привести не только к серьёзным психологическим проблемам, но и к социальным и экономическим кризисам. Как не только не потерять, но и развивать социальные навыки в процессе дистанционного общения? Нами уже рассматривался вопрос реализации воспитательной функции обучения в условиях информатизации образования [4], который в условиях полного перехода на дистанционную форму приобретает особую актуальность, но требует дальнейших исследований и разработок, в частности, обеспечения психологического комфорта как здоровьесбе-регающего фактора.
4. При дистанционной форме обучения, особенно при резком переходе на нее с очной формы возникает проблема полноценной реализации программ. Как следствие, студентам и преподавателям приходится проводить значительное количество времени за компьютером, больше чем положено по стандартам. При изучении математических дисциплин это может приводить дополнительно к трудоемким процессам набора формул, построения сложных чертежей и т. п., что также ведет к увеличе-
ш S
О ш
<
С[ ш
* * *
нию времени, потраченного на создание электронного документа.
Поэтому, как никогда актуально формирование компетентности в области здоровьес-бе ре тающих технологий у будущих педагогов [2]. Исследованиями было доказано, что здо-ровьеформирующие методы позволяют уменьшать тревожность студентов, тремор, и в то же время положительно влияют на другие "хорошие" показатели [3]. Много внимания уделяется здорозьесбережению дошкольников, школьников, лиц с ОВЗ [12,11,14, 17; 19]. Исследований, посвященных здоровь-есбережению студентов, не так много, хотя некоторые авторы рассматривают этот вопрос для условий очного обучения [8; 17]. Но как это организовать при дистанционном обучении? Формирование мотивации здоро-вьесбережения у студента является одной из важнейших частей воспитательного процесса в вузе [18], Необходимо создание здоровь-есберегающей образовательной среды в вузе в целом и в психологической подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности, в том числе и в школе, с точки зрения оздоровительной, здоровьесберегающей деятельности [17]. Возможно, ситуация резкого перехода к дистанционной форме обогатит опыт студентов и позволит им быть готовыми к такой деятельности в будущем уже в качестве обучающего.
Рассмотрим некоторые возможности здо-ровьесбережения при дистанционном обучении математическим дисциплинам.
1. Разрешать студентам выполнять некоторые работы в рукописной форме и присылать преподавателю в сканированном виде или в виде фотографии в хорошем качестве. Таким образом, можно избежать потери навыков письма и уменьшить время, проведенное за компьютером для студента. Но в таком случае могут возникнуть неудобства при проверке, а время, проведенное за компьютером, для преподавателя увеличивается. Тем не менее, при достаточном опыте, время, затрачиваемое на проверку работ в электронном виде, практически не отличается от времени, затрачиваемого на проверку "бумажных" работ,
2. При создании автоматизированных контролирующих материалов сделать ввод ответов максимально удобным (без сложных формул), в том числе, для проверки и вывода результатов,
3. Устанавливать сроки сдачи заданий так, чтобы выполнение их происходило в рамках санитарно-гигиенических норм использова-
ния ИКТ, предпочтительно устраняя возможность отсылки всех заданий в последний день. При этом с пониманием относиться к медицинским справкам и, в случае наличия таких документов, индивидуально продлевать сроки сдачи работ.
4. Разместить на сайте, с помощью которого происходит дистанционное общение, правила здоровьесбережения при работе за компьютером, информацию о культуре поведения и правилах поведения во время присутствия на онлайн-занятиях.
5. Организовывать деятельность во время онлайн-занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Напоминать студентам о гигиенических паузах во время онлайн-занятий.
6. Использовать задачи, сюжетно связанные со здоровьесберегающими методами, например, текстовые задачи, решаемые арифметическим способом [11], задачи оптимизации питания, трудовых и временных затрат, эргономики, физической культуры и спорта, о вреде курения и других злоупотреблений. Можно использовать эти идеи для творческих и исследовательских заданий, например, для кейсов, особенно в курсе методики обучения математике.
7. Проводить опросы студентов с целью выяснения путей улучшения организации дистанционной работы.
8. Вовлекать студентов в творческую деятельность по созданию и усовершенствованию формированию материалов для дистанционного обучения с учетом их опыта как пользователей: участие в проведении занятий, придумывание задач, тестов, интерактивных модулей, создание учебных видеоматериалов, исследовательская деятельность и участие в конференциях.
Таким образом, можно организовать динамичную информационную образовательную среду, учитывающую потребности современного студента и преподавателя.
Литература:
1. Бабаян А.В., Везиров Т.Г. Обеспечение эффек тивности профессиональной подготовки магистров на основе дистанционных образовательных технологий // Высшее образование сегодня. -2016.- №1. -С. 38-41.
2. Ьузинская Я,М. Формирование компетентности здоровьесбережения у будущих педагогов И Проблемы современного педагогического обра зования, - 2015. - № 46-1. - С. 205-208.
3. Буйнов Л.Г., Айзман Р.П., Герасев А.Д„ Сорокина Л.А., Плахов ШШ, Шангй н А.Б. Здоровьеформиру-ющее образование - одна из важнейших задач современности // Гигиена и санитария. - 2018. -Т. 97,-- С 869-872.
4. Гейбука C.B., Шрвшова Ю.Н. Воспитательный аспект обучения математическим дисциплинам студентов педагогического университета «условиях информатизации образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. -■ НЙ 4 (29). - С. 55-58.
5. Гейбука C.B., Ковшова Ю.Н. Оптимизация применения дистанционного и смешанного обучения при изучении математических дисциплин студентами педагогических вузов // ЦИТИСЭ 2019. - № 3 (20).- С, ja,
6. Гейбука C.B. Подготовка будущих учителей математики к формированию исследовательской деятельности школьников (на примере курса ал гебры) :автореф.дис. ...канд.пед. наук.- Новосибирск, 2005.- 17 с.
/. Гончарова З.Г. Дистанционное обучение как инновационная модель преподавания математики в высшей школе II Педагогика и психология образования. - 2019. - № 4. - С. 95 103.
8. Егорычева Е.В,,Мазырина A.M., Чернышева И.В., Шлемов a M.S., Мусина C.B. Модель формирования готовности к з д о ров ь е с бе реже н и ю студентов // Наука, образование, общество. - 2015.-№1 (3). - С. 112-118.
9. Земш М.Б. Инклюзивный подход в профессиональном обучении студентов с особыми образовательными потребностями // Kant. - 2018. - № 3 (28).-С. 50-54.
10. Карабанов A.A., Лужецкий C.B. Информати зация образования: проблемы и решения // Вестник военного образования. - 2017. - N9 4 (7). -С. 24-28.
11. Корощенко H.A., Кушнир Т.И., Шебанова Л.П., Яркова ГА. Региональный компонент здоров ьее бережения в заданном материале по математике для основного общего образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - N® 8-2. - С 358-361.
12. Медведева CA. здоровьесбережение как основополагающий фактор психофизического развития дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. - 2016.- № 516. -С 266-272.
13. Миронов В.В. Информатизация образования: достижения и проблемы // Информатизация образования и науки. - 2017. - !\!й 4 (36). - С. 3-18,
14. Морозов A.B. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном и дистанционном образовании при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья //Концепт. - 2016.- 1\Р8.-С. 1 5.
15. Сабирова Ф.М., Исмагилова Е.И. Проблемы и перспективы информатизации ф из и ко-ма тематического образования (некоторые итоги научно-практической конференции) // Международный журнал прикладных и фундаментальных иссле дований. ?01 /. № 4 -2,- С. 336-340.
16. Слепцова Л.Н., Николаев F.B. Внедрение системы дистанционного обучения Moodle для работы со студентами с индивидуальным графиком обучения как ключевое направление развития образовательных учреждений профессионального об , разования // Kant. - 2017. - № 4 (25). - С 109-112. :
17.Тюмасева З.И., Валеева Г .В., Орехова И.Л., Романова Е.А. Критерии и показатели психолого-оз-дороеительной оценки безопасности и здоровь-есбережения образовательной среды в системе "вуз - школа"// Фундаментальные исследования. - 2015, - № 8-1.- С. 158-167.
18. Черкасова И.В., СгрельченкоВ.Ф., Богданов О.Г. Формирование мотивации з д оро в ьес бережения у студентов вуза II Научно-исследовательские публикации. - 2015. - № 1 (21). - С, 76-86.
19. Храмцов П.И., Березина Н.О. Критерии оценки эффективности технологий здоровьесбережения дошкольников // Здоровье населения и среда обитания. - 2015,- № 1 (262). - С. 17-19.
О си О OJ
Â
LD
m
OJ
ел 2
5
22S
NETWORK TOOLS IN THE ORGANtZATtON OF TEAM BUILDING FOR STUDENTS
Gerasimova Elena Konstantinovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Informatics, Institute of Information Technologies and Telecommunication.1;, North-Caucasus Federal University, Stavropol
The article provides practical recommendations for organizing team building in remote mode for students. As tools for its implementation, network tools are shown, which include accessible Internet applications, in particular, Google services that allow users to work together, which is an integral component of teamwork. The forms of organizing team building for students in the Network are described, options for using specific services depending on their functions are described, and examples of tasks based on them are given. Attention is paid to the role of an interactive itinerary, network presentation material, as well as mind maps in the implementation of team building events.
Keywords: team; team building; web quest; training network project; hackathon; flash mob; online services; Google applications; Calameo; Mindomo; interactive itinerary; network presentation material; mind map.
DO! 10.24923/2222-243X.2020-3S.46
СЕТЕВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ удк 371.3
ТИМБИЛДИНГА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВАК РФ 13.00.02
в статье даются практические рекомендации по организации в дистанцион в> Герасимова ЕЖ., 2020 ном режиме тимбилдинга для обучающихся, в качестве средств его реализации рассматриваются сетевые инструменты, к которым относятся доступные приложения Интернета, в частности сервисы Google, позволяющие осуществлять совместную деятельность пользователей, что является неотъемлемым