Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ШКОЛЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МОДЕЛЬ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турковская Н.В.

В статье описана психолого-педагогическая модель среднестатистического учителя общеобразовательной школы (на примере МБОУ СОШ №32 г.Сургута). Модель учителя получена в результате проведенного исследования, в котором приняли участие 135 человек преподавательского состава образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турковская Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MODEL SECONDARY SCHOOL TEACHERS

The article describes the psychological and pedagogical model of the average teacher of a secondary school (on the example of secondary school No. 32 in Surgut). The model of the teacher was obtained as a result of the conducted research, which was attended by 135 people of the teaching staff of the educational institution.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

Эти результаты отражены в следующей таблице:

Таблица 2

Итоговые показатели сформированности навыков воспроизведения текста

Направление Лексико- Языковой анализ и Паралингвистические Итоговые результаты:

исследования грамматическая синтез: средства максимальное

сторона речи: максимальное максимальное количество баллов - 3 коммуникации: максимальное количество баллов-9 баллов (100%)

количество баллов -3 балла (33%) количество баллов - 3

балла (33%) балла (33%)

Ф.И.ребёнка начало конец начало конец начало конец начало конец

исследо- иссле- исследо- иссле- исследо- иссле- иссле- иссле-

вания дования вания дования вания дования дования дования

1.Алексей Б. 0б (0%) 3б (33%) 0б (0%) 3б (33%) 0 б (0%) 3б (33%) 0 б (0%) 9б (100%)

2.Данил Л. 1б (11%) 3б (33%) 1 б (11%) 3б (33%) 0 б (0%) 3б (33%) 2 б (22%) 9б (100%)

3.Дарья У. 1 б (11%) 3б (33%) 0 б (0%) 3б (33%) 0 б (0 %) 3б (33%) 1 б (11%) 9б (100%)

4.Егор В. 2 б (22%) 3б (33%) 1 б (11%) 3б (33%) 0 б (0%) 3б (33%) 3 б (33%) 9б (100%)

5.Мария П. 1 б (11%) 3б (33%) 1 б (11%) 3б (33%) 1 б (11%) 3б (33%) 3 б (33%) 9б (100%)

б.Полина К. 1 б (11%) 3б (33%) 1 б (11%) 3б (33%) 0 б (0%) 3б (33%) 2 б (22%) 9б (100%)

7.София М. 1 б (11%) 3б (33%) 0 б (0%) 3б (33%) 0 б (0%) 2 б (22 ) 1 б (11%) 8б (89%)

8.Татьяна М. 1 б (11%) 3б (33%) 1 б (11%) 3б (33%) 0 б (0%) 3б (33%) 2 б (22%) 9б (100%)

9. Семён Л. 1 б (11%) 3б (33%) 0 б (0%) 3б (33%) 0 б (0%) 3б (33%) 1 б (11%) 9б (100%)

10.Степан М. 0 б (0%) 3б (33%) 1 б (11%) 3б (33%) 1 б (11%) 3б (33%) 2 б (22%) 9б (100%)

На основании полученных результатов следует отметить, что сравнительный анализ итоговых показателей сформированности навыков воспроизведения стихотворных текстов свидетельствуют об успешности предлагаемых приёмов методики «мнемотехника».

Эффективность данной методики является основанием для её дальнейшего использования в коррекционно-логопедическом процессе, а также для рекомендаций другим специалистам в области дефектологии и родителям детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Список использованной литературы:

1.Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия/Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических высших учебных заведений. Изд.3-е, перераб.и доп. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.680 с.

2.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика/ Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Изд.2-е, перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000.416 с.

3.Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2002. 160 с.

4.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. М.: Просвещение, 1989. 239 с.

© Сергеева Е.Ю., 2021

УДК 37

Турковская Н.В.,

канд. пед. наук, учитель информатики, МБОУ СОШ №32 г. Сургут

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Аннотация

В статье описана психолого-педагогическая модель среднестатистического учителя общеобразовательной школы (на примере МБОУ СОШ №32 г.Сургута). Модель учителя получена в

~ 139 ~

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

результате проведенного исследования, в котором приняли участие 135 человек преподавательского состава образовательного учреждения.

Ключевые слова:

учитель школы, психолого-педагогическая модель, модель учителя.

Turkovskaya Nina Viktorovna

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MODEL SECONDARY SCHOOL TEACHERS

(based on the results of the study)

Abstract

The article describes the psychological and pedagogical model of the average teacher of a secondary school (on the example of secondary school No. 32 in Surgut). The model of the teacher was obtained as a result of the conducted research, which was attended by 135 people of the teaching staff of the educational institution.

Keywords:

school teacher, psychological and pedagogical model, teacher model.

При взаимодействии с коллегами (В.Г. Колясникова, А.С. Поликарпова, С.В. Овчаренко, Р.Х. Шаймарданов и др.) учителем информатики, кандидатом педагогических наук Турковской Ниной Викторовной было проведено исследование «Психолого-педагогическая модель учителя», в рамках которого преподавательскому составу МБОУ СОШ №32 г. Сургута было предложено пройти анкетирование по специально разработанной и любезно предоставленной авторами анкете учителя (50 специально разработанных вопросов); полученные данные были систематизированы, проанализированы и представлены в виде своеобразной «психолого-педагогической модели учителя» общеобразовательного учреждения.

Основываясь на анализе полученных в данных, на тех ответах, которые были среди учителей в приоритете, была выявлена психолого-педагогическая модель современного учителя общеобразовательного учреждения. Рассмотрим, кто на сегодняшний день является среднестатистическим учителем общеобразовательной школы (на примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №32 г. Сургута).

Русская женщина в возрасте 40-49 лет. Состоит в официальном браке, имеет одного ребенка. Имеет высшее педагогическое базовое образование, полностью соответствующее преподаваемым дисциплинам. Стаж работы в данном образовательном учреждении составляет более 10 лет. Не имеет квалификационной категории.

Оценивает свою профессиональную подготовку на высоком уровне, считая, что уровень ее профессиональной подготовки абсолютно соответствует запросам участников образовательного процесса.

Определяющими факторами выбора педагогической профессии называет собственное желание, а также пример любимого учителя. Считает, что профессия учителя не лучше и не хуже других профессий.

Приходит на работу в школу с положительным настроем. Легко выстраивает межличностные отношения с другими участниками образовательного процесса. Однако, считает, что администрация школы не всегда адекватно оценивает работу педагога.

Доход на одного члена семьи в месяц составляет примерно 30 - 40 тысяч рублей. Денег достаточно только для приобретения необходимых продуктов и одежды. Тем не менее, в качестве репетитора не подрабатывает. Считает, что в школе низкая зарплата, поэтому в школе должна работать женщина, а мужчина должен обеспечивать семью. По ее мнению, феминизация педагогических кадров абсолютно не влияет на функционирование школы, а также выполнение ею своих общественно-социальных задач.

В свободное от работы время занимается домашними делами и проводит время с семьёй. Однако, свободного времени очень мало (от 2-х до 3-х часов). Вне школы общественной деятельностью не занимается. Наиболее значимыми жизненными ценностями считает семью, детей, а также здоровье.

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

Для поддержания здоровья занимается физкультурой, спортом, двигательной активностью. В случае болезни обращается к врачам, выполняет все их требования. Старается правильно питаться. Благодаря удлиненному летнему отпуску, успевает восстановить или поправить своё здоровье. В целом, удовлетворена состоянием своего здоровья.

Занимается самообразованием, участвует в семинарах, мастер-классах, посещает курсы повышения квалификации. Является активным пользователем социальных сетей. Участвует в Интернет-форумах, публикуется на различных образовательных порталах, состоит в различных профессиональных ассоциациях.

В целом, удовлетворена избранной профессией, поскольку считает, что учителя являются уважаемыми членами общества и за последнее время своего отношения к профессии не изменила. Считает главным в профессии учителя - дать максимум знаний и навыков учащимся, необходимых им для жизни в современном обществе, а также помочь обучающимся в раскрытии и развитии их способностей.

К основным факторам, побуждающим педагогов работать в профессии, относит любовь к детям, желание их учить и воспитывать, нестандартность, а также творческий характер труда, возможность проявить способности, индивидуальность и самостоятельность.

К основным факторам, вызывающим неудовлетворительное отношение учителей к работе, относит отсутствие у детей желания учиться, низкий престиж профессии учителя в обществе, а также отношение современных школьников к учителям.

Наиболее трудо- и энергозатратными видами своей профессиональной деятельности считает общую административную работу и классное руководство. Кроме того, к основным проблемам школы относит слабый контингент учащихся, их незаинтересованность в учебе, недостаточную материально-техническую базу общеобразовательного учреждения, плохое социальное обеспечение и условия труда.

Считает, что на сегодняшний день для эффективной работы педагогам школы не хватает навыка работы с учащимися, имеющими проблемы в поведении, а также владения методами обучения учащихся с ОВЗ. При работе с мигрантами сталкивается с низким уровнем владения детьми русским языком, а также с несоответствием уровня знаний ребенка требованиям российской школы.

В целом, удовлетворена жизнью, собой, достигнутыми в жизни успехами, семейным статусом, материальным положением семьи. За последние два года особых изменений в жизни не наблюдалось. Испытывает неопределенность перед будущим, однако, надеется и верит в «светлое» будущее.

© Турковская Н.В., 2021

УДК37

Усынина К.М., студент ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», (г. Екатеринбург)

Михайлова К.В., студент ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», (г. Екатеринбург) Научный руководитель: Тукова Е.А., старший преподаватель кафедры «Мировая экономика и логистика»

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматривается влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.