Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ «МНЕМОТЕХНИКА» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ «МНЕМОТЕХНИКА» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНЕМОТЕХНИКА / МНЕСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / АССОЦИАЦИИ / АКТУАЛИЗАЦИЯ / ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Е.Ю.

В данной статье представлена система работы по формированию навыков воспроизведения стихотворного текста при помощи использования приёмов мнемотехники. Освещены вопросы влияния приёмов данной методики на эффективность запоминания текстов различной сложности детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ «МНЕМОТЕХНИКА» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

2004 - 191 p.

15. Konstantinova, I. S. Musical classes with a special child. The view of a neuropsychologist / I. S. Konstantinova-ed. 3rdand add. - M.: Tere-vinf, 2018. - 392 p.

16. Krasnykh V. V. Fundamentals of psycholinguistics: a lecture course. 2nd ed., additional M.: Gnosis, 2012 -332 p.

17. Cultural studies. History of world culture: textbook.for universities / ed. by Professor A. N. Markova. - 2nd ed., reprint. 18. Nazaykinsky,

E. V. On the psychology of musical perception. / E. V. Nazaykinsky, M.: Muzyka, 1972. - 384 p.

19. Ushinsky, K. D. Pedagogical anthropology: in 2 t, T2, textbook.for universities / K. D. Ushinsky. - M.: Yurayt Publishing House, 2018. - 488s.

20. Petrovsky, A. B. Psychology (textbook for students studying at pedagogical spec.) / A. B. Petrovsky, M. G. Yaroshevsky. - M.: Academia, 2000. - 510 p.

21. Rogers, K. The formation of personality. A look at psychotherapy. - per. s engl. M. Zolotnik. - M.: publishing house EKSMO, 2001. - 416s.

22. Rubinstein, S. L. Fundamentals of general psychology / S. L. Rubinstein. - St. Petersburg: AST Publishing House, 2020. - 960 p.

23. Senko, Yu. V. Humanistic foundations of pedagogical education [Text]. Moscow: Academia, 2000. - 237 p.

24. Sentsova, A. G., Polishchuk, Polishchuk L. L. Vocal culture as a psychological phenomenon: to the history of the question [Text] / / Azimuth scientific researches: pedagogy and psychology. Tolyatti, 2018. - P. 377-380

© HH H^3Hb, 2021

УДК 376.37

Сергеева Е.Ю.

учитель-логопед Дошкольное отделение МБОУ Школы №99 г.Самара, РФ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ «МНЕМОТЕХНИКА» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация

В данной статье представлена система работы по формированию навыков воспроизведения стихотворного текста при помощи использования приёмов мнемотехники. Освещены вопросы влияния приёмов данной методики на эффективность запоминания текстов различной сложности детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова

Мнемотехника, мнестические процессы, ассоциации, актуализация, паралингвистические средства

В современном мире отмечается неуклонный рост числа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. «Общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте» [1, с.614]. В структуру дефекта входит нарушение связной речи, которое наиболее ярко проявляется в виде значительных трудностей при

~ 135 ~

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

воспроизведении стихотворного текста. Речевое недоразвитие, а именно недоразвитие связной речи, препятствует успешному обучению в школе и приводит к школьной неуспеваемости, которая способствует возникновению профессиональной дезадаптации и трудностей социализации в современном обществе.

Исходя из опыта логопедической работы, можно отследить значительный рост числа детей с общим недоразвитием речи в дошкольных образовательных учреждениях.

Дошкольные образовательные учреждения имеют своей целью подготовку детей к обучению в школе. Приоритетным направлением в коррекционно-логопедической работе с данной категорией детей является преодоление речевого недоразвития и формирование связной речи. В педагогической практике встречаются трудности на этапе формирования навыков связного высказывания. Данные трудности проявляются при воспроизведении стихотворных текстов. Низкое качество запоминания текстов различной сложности связано с недостаточным уровнем развития мнестических процессов, а также с недоразвитием различных компонентов речевой деятельности (лексического, грамматического строя, языкового анализа и синтеза).

Актуальность представленной в данной статье методики заключается в том, что она направлена на преодоление вышеуказанных нарушений: способствует развитию мнестических процессов, совершенствует составляющие компоненты речи и, в конечном итоге, способствует успешному формированию навыков воспроизведения стихотворного текста различной сложности, а значит, и успешному развитию связной речи. На основе анализа источников литературы по данному вопросу можно сформировать представление о мнемотехнике как о системе приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехническое запоминание состоит из 4 этапов: кодирование в образы, запоминание на основе соединения двух образов, запоминание последовательности, закрепление в памяти. Среди приёмов мнемотехники следует выделить приём образования связей (ассоциации) и схематизации. Изучая опыт работы других специалистов в области дефектологии, важно отметить, что приоритетными видами коррекционного воздействия для них является использование мнемотехнических таблиц без изображения графических опорных схем для установления количества и последовательности слов в предложении.

Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть основные отличия представленной в данной статье методики, определяющие её новизну:

1. Использование графических опорных схем предложений;

2. Разработка направления по освоению паралингвистических средств коммуникации;

3. Разработка и внедрение алгоритма по формированию громкости голоса.

Направление работы по формированию паралингвистических средств коммуникации было создано с целью преодоления нарушений в невербальном оформлении стихотворных текстов, а разработка мнемотехнических приёмов на основе графических опорных схем предложений обусловлена наличием трудностей в выполнении операций языкового анализа и синтеза.

Исходя из данных положений, следует определить ведущие цели исследования:

1.Создать качественно новые условия для преодоления трудностей в воспроизведении стихотворного текста детьми с общим недоразвитием речи;

2. Познакомить научное сообщество с результатами реализованной методики;

3. Выявить значимость формирования мнестических способностей в процессе развития навыков связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием.

Задачи исследования:

1.Развивать мнестические процессы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием

речи;

2.Пополнять и обогащать импрессивный и экспрессивный словарь;

3.Развивать лексико-грамматический строй речи;

4.Формировать умение эффективно использовать паралингвистические средства коммуникации;

~ 136 ~

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

5.Формировать операции языкового анализа и синтеза.

Недостаточный уровень развития мнестических процессов, значительные трудности в воспроизведении стихотворных текстов были выявлены на основе наблюдения, проводимого в рамках подготовки детей старшего дошкольного возраста к детским праздникам, а также различным мероприятиям речевой направленности. Данное наблюдение позволило выявить систему параметров процесса воспроизведения текста, формирование которых вызывало наибольшие затруднения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Среди данных параметров следует выделить лексико-грамматический строй речи, языковой анализ и синтез и паралингвистические средства коммуникации. Данные компоненты определяют успешность воспроизведения стихотворного текста. Наблюдение показало, что по всем перечисленным направлениям были получены низкие результаты в начале исследования. Они представлены в следующей таблице.

Таблица 1

Параметры сформированности навыков воспроизведения текста

Направление Лексико- Языковой анализ и Паралингвис- Итоговые результаты:

исследования грамматическая сторона синтез максимальное тические средства максимальное

речи максимальное количество баллов - 3 коммуникации количество баллов - 9

количество баллов - 3 балла (33%) максимальное баллов (100%)

балла (33%) количество баллов - 3 балла (33%)

Ф.И.ребёнка начало исследования начало исследования начало исследования начало исследования

1.Алексей Б. 0 б (0%) 0 б (0%) 0 б (0%) 0 б (0%)

2.Данил Л. 1 б (11%) 1 б (11%) 0 б (0%) 2 б (22 %)

З.Дарья У. 1 б (11%) 0 б (0%) 0 б (0 %) 1 б (11%)

4.Егор В. 2 б (22%) 1 б (11%) 0 б (0%) 3 б (33%)

5.Мария П. 1 б (11%) 1 б (11%) 1 б (11%) 3 б (33%)

б.Полина К. 1 б (11%) 1 б (11%) 0 б (0%) 2 б (22 %)

7.София М. 1 б (11%) 0 б (0%) 0 б (0%) 1 б (11%)

8.Татьяна М. 1 б (11%) 1 б (11%) 0 б (0%) 2 б (22 %)

9. Семён Л. 1 б (11%) 0 б (0%) 0 б (0%) 1 б (11%)

10.Степан М. 0 б (0%) 1 б (11%) 1 б (11%) 2 б (22 %)

Таким образом, на основе анализа полученных данных в начале исследования можно сделать вывод: необходимо создание качественно новых условий для преодоления имеющихся трудностей, а, следовательно, создание новой методики по формированию навыков связного высказывания.

Содержание методики представлено в виде параметров успешности воспроизведения стихотворных текстов, которые определили направления работы. Рассмотрим эти направления в динамике с точки зрения трёх позиций:

1. Характеристика трудностей, выявленных в начале исследования;

2. Характеристика приёмов методики (описание условий для формирования навыков);

3. Описание результатов, полученных в конечном итоге.

Первое направление - лексико-грамматический строй речи. В начале исследования воспитанники с общим недоразвитием речи испытывали трудности актуализации языковых единиц. Улучшением условий для запоминания слова в составе предложения послужило предъявление графических изображений, отражающих лексическое значение данного слова. В представленной методике использовались следующие приёмы: 1.создание яркого образа на основе выделения главного существенного признака; 2.изображение предмета на полимодальной основе с целью сохранения лексического значения языковой единицы (восприятие и запоминание образа предмета происходило через зрительный, слуховой, двигательный анализатор). В методике использовался приём изображения слова при помощи жеста, а также при помощи движений общей моторики. В процессе наблюдения было установлено, что дети с общим недоразвитием речи неверно употребляют предлоги и окончания имён существительных, пропускают глаголы. Данные нарушения грамматического строя речи исправлялись при помощи приёма визуализации глаголов на графической схеме посредством изображения действия, при помощи

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

обозначения окончаний слов и предлогов в виде букв. Вышеуказанные приёмы методики «мнемотехника» способствовали развитию импрессивного и экспрессивного словарного запаса, увеличению его объёма и улучшению показателей сформированности лексико-грамматического строя. Дети старшего дошкольного возраста безошибочно употребляли предлоги, глаголы, а также падежные окончания имён существительных.

Второе направление - языковой анализ и синтез. В начале исследования воспитанники с общим недоразвитием речи испытывали значительные трудности, связанные с определением количества и последовательности языковых единиц в структуре предложения. Улучшением условий для формирования навыков языкового анализа и синтеза являлось воспроизведение предложения на основе графической опорной схемы. Языковые единицы обозначались соответствующими изображениями предметов. Данное условие обеспечило сохранение исходного количества и логической последовательности слов во фразе. Текст предложения предъявлялся одновременно с опорой на зрительную схему и каждая языковая единица связывалась с отдельным графическим элементом. Мнемотехнические приёмы с учётом фактора одновременности подачи внешних опорных стимулов и непосредственно речевого материала существенно улучшили процесс запоминания детьми фразы в составе целого текста и обеспечили получение высоких результатов по данному направлению реализации методики.

Третье направление - паралингвистические средства коммуникации. В процессе наблюдения за воспроизведением стихотворного текста детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи были выявлены следующие особенности использования ими паралингвистических средств коммуникации: нарушения регуляции темпа высказывания, недостаточное использование громкости голоса, низкий уровень сформированности интонационной выразительности. Работа над темпом речи осуществлялась при помощи восприятия и повторения ритмического рисунка целой фразы. Для формирования функции использования громкости голоса на достаточном уровне создавались следующие условия:

1. Введение в схему предложения символьного обозначения громкости в виде звенящего колокольчика (в верхнем левом углу схемы);

2. Создание алгоритма по формированию громкости голоса.

Последовательность этапов данного алгоритма представлена ниже:

2.1. Предварительная словарная работа, целью которой являлось уточнение и закрепление лексических значений слов, входящих в состав фразы;

2.2. Совершенствование звукопроизношения с целью повышения уровня уверенности при воспроизведении стихотворного текста;

2.3. Регуляция темпа речи;

2.4. Регуляция громкости голоса.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что функция громкости голоса совершенствуется при условии высокого уровня развития словарного запаса, сформированности звукопроизносительной стороны и достаточного уровня развития навыков регуляции речевой деятельности. В процессе работы над громкостью практическим путём было установлено, что применение данного алгоритма способствовало успешному преодолению имеющихся трудностей.

Интонационная выразительность формировалась при помощи следующих приёмов мнемотехники:

1. Изображение на графической опорной схеме знаков пунктуации, которые обозначали логическую и интонационную завершённость предложения;

2. Создание ярких, выразительных образов для изображения главных смысловых звеньев фразы.

Таким образом, были созданы условия для формирования интонационной выразительности, а также

для повышения мотивации к воспроизведению стихотворного текста у данной категории детей.

Разнообразие и эффективность приёмов методики «мнемотехника», представленных в данной статье, в полной мере способствовало получению высоких результатов итоговых показателей сформированности навыков воспроизведения речевого материала детьми с общим недоразвитием речи.

~ 138 ~

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

Эти результаты отражены в следующей таблице:

Таблица 2

Итоговые показатели сформированности навыков воспроизведения текста

Направление Лексико- Языковой анализ и Паралингвистические Итоговые результаты:

исследования грамматическая синтез: средства максимальное

сторона речи: максимальное максимальное количество баллов - 3 коммуникации: максимальное количество баллов-9 баллов (100%)

количество баллов -3 балла (33%) количество баллов - 3

балла (33%) балла (33%)

Ф.И.ребёнка начало конец начало конец начало конец начало конец

исследо- иссле- исследо- иссле- исследо- иссле- иссле- иссле-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вания дования вания дования вания дования дования дования

1.Алексей Б. 0б (0%) 3б (33%) 0б (0%) 3б (33%) 0 б (0%) 3б (33%) 0 б (0%) 9б (100%)

2.Данил Л. 1б (11%) 3б (33%) 1 б (11%) 3б (33%) 0 б (0%) 3б (33%) 2 б (22%) 9б (100%)

3.Дарья У. 1 б (11%) 3б (33%) 0 б (0%) 3б (33%) 0 б (0 %) 3б (33%) 1 б (11%) 9б (100%)

4.Егор В. 2 б (22%) 3б (33%) 1 б (11%) 3б (33%) 0 б (0%) 3б (33%) 3 б (33%) 9б (100%)

5.Мария П. 1 б (11%) 3б (33%) 1 б (11%) 3б (33%) 1 б (11%) 3б (33%) 3 б (33%) 9б (100%)

6.Полина К. 1 б (11%) 3б (33%) 1 б (11%) 3б (33%) 0 б (0%) 3б (33%) 2 б (22%) 9б (100%)

7.София М. 1 б (11%) 3б (33%) 0 б (0%) 3б (33%) 0 б (0%) 2 б (22 ) 1 б (11%) 8б (89%)

8.Татьяна М. 1 б (11%) 3б (33%) 1 б (11%) 3б (33%) 0 б (0%) 3б (33%) 2 б (22%) 9б (100%)

9. Семён Л. 1 б (11%) 3б (33%) 0 б (0%) 3б (33%) 0 б (0%) 3б (33%) 1 б (11%) 9б (100%)

10.Степан М. 0 б (0%) 3б (33%) 1 б (11%) 3б (33%) 1 б (11%) 3б (33%) 2 б (22%) 9б (100%)

На основании полученных результатов следует отметить, что сравнительный анализ итоговых показателей сформированности навыков воспроизведения стихотворных текстов свидетельствуют об успешности предлагаемых приёмов методики «мнемотехника».

Эффективность данной методики является основанием для её дальнейшего использования в коррекционно-логопедическом процессе, а также для рекомендаций другим специалистам в области дефектологии и родителям детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Список использованной литературы:

1.Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия/Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических высших учебных заведений. Изд.З-е, перераб.и доп. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.680 с.

2.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика/ Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Изд.2-е, перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000.416 с.

3.Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2002. 160 с.

4.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. М.: Просвещение, 1989. 239 с.

© Сергеева Е.Ю., 2021

УДК 37

Турковская Н.В.,

канд. пед. наук, учитель информатики, МБОУ СОШ №32 г. Сургут

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Аннотация

В статье описана психолого-педагогическая модель среднестатистического учителя общеобразовательной школы (на примере МБОУ СОШ №32 г.Сургута). Модель учителя получена в

~ 139 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.