Pilyugina Svetlana Anatolyevna SUBJECT OF THE TEACHER .
УДК 372.881.1
DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0049
СУБЪЕКТНОСТЬ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОСТУПНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2020
SPIN-код: 5411-2393
AuthorlD: 408619
Пилюгина Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика обучения и воспитания» Саратовский областной институт развития образования (410001, Россия, Саратов, улица Большая Горная, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматривается субъектность педагога как сложное образование, развивающееся в процессе разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ разной направленности. Предлагается описание исследования доступности дополнительного образования детей Саратовской области: методика исследования, критерии оценки, результаты исследования. Показано изучение различных моделей доступности дополнительного образования детей: модель «Дополнительное образование в школе», модель «Полезные каникулы», модель «Дистанционное обучение». Даны характеристики указанных моделей, их методологические основания, специфика реализации в образовательных организациях области, предложены статистические данные по реализации каждой модели. Модель «Дополнительное образование в школе» имеет целью организацию доступности дополнительного образования детей посредством создания гуманистической образовательной среды в школе. Такая модель позволяет решать противоречие между необходимостью создания в школе условий для успешного освоения учащимися образовательных стандартов и условий для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Модель «Полезные каникулы» ставит целью организацию доступности дополнительного образования детей посредством создания ситуации продолженного образования детей (в контексте различных видов деятельности), реализуемого в каникулярное время (на основе дополнительных общеобразовательных краткосрочных программ). Целью модели «Дистанционное обучение» также является организация доступности дополнительного образования детей через обучение, реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий. Ведущим методологическим подходом данной модели является информационный, поскольку дистанционное обучение строится на передаче, обработке, хранении различных объемов информации при использовании информационных коммуникативных технологий.
Ключевые слова: субъектность педагога, развитие субъектности педагога, национальный проект «Образование», модели доступности дополнительного образования детей, дополнительная общеобразовательная программа, методы исследования моделей доступности дополнительного образования детей, модель «Дополнительное образование в школе», модель «Полезные каникулы», модель «Дистанционное обучение», предметные, метапредметные, личностные результаты учащихся в контексте реализации разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ.
SUBJECT OF THE TEACHER IN THE CONTEXT OF THE STUDY OF ACCESSIBILITY OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN OF THE SARATOV REGION
© 2020
Pilyugina Svetlana Anatolyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of "Theory and Methods of Training and Education" Saratov Regional Institute for the Development of Education (410001, Russia, Saratov, Bolshaya Gornaya street, 1, e-mail: [email protected])
Abstract. The article examines the subjectivity of the teacher as a complex education that develops in the process of developing and implementing additional general education programs of various kinds. A description of the study of the accessibility of additional education for children in the Saratov region is proposed: research methodology, evaluation criteria, research results. The study of various models of the accessibility of additional education for children is shown: the model "Additional education at school", the model "Useful holidays", the model "Distance learning". The study of various models of the accessibility of additional education for children is shown: the model "Additional education at school", the model "Useful holidays", the model "Distance learning". The characteristics of these models, their methodological foundations, the specifics of implementation in educational organizations of the region are given, statistical data on the implementation of each model are proposed. The model "Continuing education at school" aims to organize the accessibility of continuing education for children by creating a humanistic educational environment in the school. This model allows us to resolve the contradiction between the need to create conditions in the school for students to successfully learn educational standards and conditions for the free development of the individual, which is the basis for the humanization of education, proclaimed as the most important principle of education reform. The "Useful Holidays" model aims at organizing the accessibility of additional education for children by creating a situation of continuing education of children (in the context of various types of activities) implemented on vacation (based on additional general educational short-term programs). The aim of the "Distance Learning" model is also to organize the accessibility of additional education for children through training implemented by specific means of Internet technologies. The leading methodological approach of this model is the information one, since distance learning is based on the transfer, processing, storage of various volumes of information using information and communication technologies.
Keywords: the subjectivity of the teacher, the development of the subjectivity of the teacher, the national project "Education", models of accessibility of additional education for children, an additional general educational program, methods for studying models of accessibility of additional education of children, the model of "Additional education at school", the model of "Useful holidays", the model of "Distance learning" , subject, meta-subject, personal results of students in the context of the implementation of multilevel additional general education programs.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» и национальным проектом «Образование», утвержденном на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому планированию и национальным проектам 3 сентября 2018 года, и федеральным проектом «Успех каждого ребенка» система дополнительного образования детей
сегодня мощно изменяется. Дополнительное образование не является обязательным для детей [1; с.10]. Дети и семьи делают свободный выбор относительно участия или неучастия в дополнительных общеобразовательных программах [2; с.7]. При этом признание потенциала дополнительного образования побуждает органы государственной власти Российской Федерации проводить
политику, направленную на расширение участия в нем детей [3; с.5]. Увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования является важной целью государственной политики, реализация которой предусмотрена национальным проектом «Образование», целевой моделью развития региональной системы дополнительного образования детей на территории Саратовской области (Распоряжение Правительства Саратовской области от 29.10.2018 года № 288-Пр) на ближайшую перспективу [4; с.6]. Необходимо признать, что основной вызов реального выполнения ведущих положений указанных документов заключается в доступности дополнительного образования для детей.
На сегодняшний день накопленный опыт реализации дополнительного образования детей в Саратовской области позволяет провести исследование разнообразных моделей доступности дополнительного образования детей. Доступность дополнительного образования детей как категория трактуется широко.
Так, Д.В. Дмитриев дает довольно краткое толкование данного термина: «.. ..доступным называют то, что соответствует возможностям, способностям кого-либо» [5; с.67]. Говоря о дополнительном образовании детей, необходимо уточнение понятия «доступность услуги», включающее транспортную (пешеходную) и ценовую доступность, которые в интеграции представляют общую доступность, трактуемую как возможность использования какого-либо блага различными категориями населения. В.И. Сухочев рассматривает доступность дополнительного образования с позиций равенства различных социальных групп в их взаимоотношениях с организациями образования, реализующими программы дополнительного образования: доступность дополнительного образования - это «... возможность выбора различными социальными группами организации образования, а также зачисления и обучения в ней» [6; с. 16].
Л.М. Конькова понятие «доступность образования» раскрывает через определение приоритетных направлений образовательной политики в сфере дополнительного образования: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; единство обучения, воспитания, развития; обновление структуры и содержания образования. Общедоступность обеспечивается многоуровневым характером образовательных программ, позволяющим каждому желающему освоить содержание, соответствующее его индивидуальным возможностям и потребностям [7; с. 21].
Все выше указанные трактовки аккумулируются в определении А.В. Золотаревой, которая понимает под доступностью дополнительного образования «.совокупность организационных, информационных, территориальных, финансовых, социальных, институциональных и педагогических условий, обеспечивающих детям объективные и субъективные равные возможности и права получать дополнительное образование» [8; с. 28].Мы будем придерживаться последней трактовки. Объект: доступность дополнительного образования детей в рамках реализации моделей доступности дополнительного образования детей (далее - модели доступности ДОД).
Инструменты: исследование и описание доступности ДОД.
Раскроем сущность моделей доступности ДОД, реализуемых на территории Саратовской области. К ним необходимо отнести: модель «Дополнительное образование в школе», модель «Полезные каникулы», модель «Дистанционное обучение».
Модель (от лат. modulus «мера, аналог, образец») - система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе. Модель это
своеобразное абстрактное представление реальности в какой-либо форме (например, в математической, физической, символической, графической или дескриптивной), предназначенное для представления определённых аспектов этой реальности и позволяющее получить ответы на изучаемые вопросы. В нашем случае описание модели доступности ДОД представляет собой дескриптивное представление ее цели и содержания.
Модель «Дополнительное образование в школе» имеет целью организацию доступности дополнительного образования детей посредством создания гуманистической образовательной среды в школе.
Такая модель позволяет решать противоречие между необходимостью создания в школе условий для успешного освоения учащимися образовательных стандартов и условий для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования [9-12].
Гуманистическая образовательная среда отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования создает условия для развития каждого учащегося как личности.
Модель «Дополнительное образование в школе» способствует расширению образовательной среды школы, увеличивая возможности общего образования за счёт использования потенциала дополнительного образования. Модель способствует оказанию помощи ребёнку в вариативном выборе индивидуального образовательного маршрута, а технологии дополнительного образования позволяют учащемуся реализовать себя в творчестве на основе интересов и увлечений.
Эта модель реализуется в нескольких вариантах. Первый вариант характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Организация дополнительного образования школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатываются. Этот вариант организации доступности дополнительного образования в школе способствует занятости детей, определению спектра их внеурочных интересов, охвату детей.
Второй вариант реализации модели доступности ДОД «Дополнительное образование в школе» строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей, учреждением культуры - клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и учреждение-партнер, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.
Таким образом, модель «Дополнительное образование в школе» расширяет возможности развития личности учащегося, обеспечивает учащемуся ситуацию успеха, способствует выбору индивидуального образовательного маршрута, содействует более полной самореализации личности ребенка, способствует более полному охвату детей дополнительным образованием. Другими словами, такая модель ориентирована на гуманизацию всей жизни школы, ее образовательной среды.
Pilyugina Svetlana Anatolyevna SUBJECT OF THE TEACHER .
Описывая модель «Полезные каникулы», стоит отметить, что ее целью является организация доступности дополнительного образования детей посредством создания ситуации продолженного образования детей (в контексте различных видов деятельности), реализуемого в каникулярное время (на основе дополнительных общеобразовательных краткосрочных программ).
Указанная модель предполагает понимание краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы как средства организации различных видов деятельности детей (ограничение объема 16 академических часов) в период каникул. В основе данной модели лежит деятельностный методологический подход, который означает единство деятельности и личности, проявляющееся в том, что деятельность в ее многообразных формах изменяет психическую структуру личности, а личность, в свою очередь, осуществляет выбор видов и форм деятельности и преобразования действительности. Деятельность выступает как средство становления и развития субъектности ребенка, способного принимать решения на основе результатов деятельности и ее перспектив.
Доминантой дополнительного образования в контексте данной модели можно считать деятельность в различных ее проявлениях (образовательная, культур-но-досуговая, исследовательская и пр.). В силу своей специфики дополнительное образование предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных образовательных областях, детских объединениях, группах. Оно ориентировано на включение детей в практическое освоение выбранных ими образовательных областей.
Деятельностный подход к обеспечению доступности ДОД означает: добровольное и осознанное включение обучающихся в разнообразную деятельность (в рамках выбранной краткосрочной программы); выработку целей и задач предстоящей деятельности; осуществление различных видов деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств и действий.
Основаниями для проектирования и реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ являются следующие положения: свобода выбора образовательных программ и режима их освоения; соответствие образовательных программ
и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; ориентация на личностные результаты образования; творческий и продуктивный характер образовательных программ.
Реализация краткосрочных программ (в рамках модели «Полезные каникулы») обеспечивает ряд преимуществ всем участникам образовательного процесса: для учащихся - это возможность «попробовать» себя в разных видах деятельности, определиться с выбором направления деятельности; для родителей - это возможность разобраться с логикой дополнительного образования, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию индивидуального развития своего ребенка; для педагогов - это реальный шанс сформировать контингент детей, а также, стимул к разработке долгосрочной программы.
Основными задачами реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ являются: знакомство с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области; овладение первоначальными знаниями по передаче, поиску, преобразованию и хранению информации; развитие л ю -бознательности, наблюдательности, памяти, пространственных представлений; развитие коммуникативных навыков психологической совместимости и адаптации в коллективе; воспитание потребности в самообразовании и творческой реализации; формирование самооценки и
чувства коллективизма. Так, представленная модель доступности ДОД позволяет организовывать непрерывное образование детей, используя каникулярный период.
Целью модели «Дистанционное обучение» также является организация доступности дополнительного образования детей через обучение, реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий. Ведущим методологическим подходом данной модели является информационный, поскольку дистанционное обучение строится на передаче, обработке, хранении различных объемов информации при использовании информационных коммуникативных сетей, электронной почты, телевидения, радио и пр.
Дополнительным методологическим подходом, трактующим данную модель доступности ДОД, становится антропоцентрический подход. В рамках такого подхода при рассмотрении проблем доступности ДОД приоритет отдается созданию условий для самовыражения, самораскрытия индивидуального и уникального «я» учащегося, его самости. Антропоцентрический подход в контексте данной модели рассматривает свободный выбор ребенком сфер деятельности (на основе свободного выбора дополнительных общеобразовательных программ дистанционной формы реализации), ориентацию на личностные интересы, потребности, способности ребенка, возможность свободного самоопределения, практи-ко-деятельностную основу образовательного процесса.
Характерная черта модели состоит в том, что обучающийся оказывается в ситуации доступа ко всем образовательным компонентам дистанционного «блога» для удовлетворения своих образовательных потребностей при разработке индивидуального образовательного маршрута. В рамках данной модели в дополнительных общеобразовательных программах дистанционной формы реализации используются кейсы, включающие основное содержание, инструментарий, методические рекомендации. Кейсы объединены в единый образовательный дистанционный «блог», реализуемый при включении всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, социальных партнеров), которые содействуют управлению и конструированию образовательного маршрута обучающегося. Содержание образования, реализуемого с использованием дистанционных технологий, «блогосферы» дополнительного образования, технологий индивидуализации и дифференциации, создаёт образовательные условия с возможностью самореализации учащегося в различных видах исследовательской, творческой, проектной деятельности.
Модель «Дистанционное образование» позволяет реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в рамках различных форм обучения: чат-занятия, веб-занятия, телеконференция и пр.
Так, чат-занятия представляют собой учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. В процессе чат-занятий все участники имеют одновременный (синхронный) доступ к чату; при помощи чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников. Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференция проводится, как правило, на ос-
нове списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются электронной почтой в регионы.
Модель «Дистанционное обучение» позволяет учащимся (особенно отдаленных районов Саратовской области, где отсутствуют учреждения дополинтелнього образования, а также учащимся с ОВЗ) иметь доступ к целому спектру дополнительных общеобразовательных программ (не всегда доступных в очном обучении), свободно выбирать разнообразные программы, самостоятельно моделировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут.
Таким образом, представленное описание моделей доступности ДОД на территории Саратовской области дает возможность более детализировать наше исследование.
Методика проведения исследования
В проводимом исследовании изучалась реализация моделей доступности ДОД Саратовской области. В рамках такого исследования использовались мониторинг, рейтингование, социологические опросы, статистические методы.
Наше исследование проводилось по следующим этапам: 1 этап - подготовительный, на котором уточнялась сущность моделей доступности ДОД, проводилась выработка критериев оценки доступности ДОД, отбор методов диагностики; 2 этап - сбор диагностических данных; 3 этап - анализ полученных данных на основе количественной и качественной обработки, 4 этап - формулировка выводов и заключения.
В рамках первого этапа нами были отобраны следующие критерии:
1. Количество муниципалитетов, реализующих данную модель доступности ДОД.
2.Реализация (в рамках модели доступности ДОД) дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей.
3.Удовлетворенность родителей качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ.
4.Удовлетворенность детей качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ.
5. Информирование родителей и детей о реализации модели доступности ДОД.
Результаты исследования
Первая модель доступности ДОД Саратовской области «Дополнительное образование в школе». В результате мониторинга, проводимого в период с конца августа по ноябрь 2019 года, было выявлено расширение спектра поставщиков услуг дополнительного образования; среди них - гимназии, лицеи, общеобразовательные школы, общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр. Установлено, что в 28 муниципалитетах реализуются дополнительные общеобразовательные программы в разных типах школ, что составляет 66,7 % от общего количества муниципалитетов Саратовской области. Это такие муниципалитеты, как Александрово-Гайский, Балаковский, Балтайский, Базарно-Карабулакский, Вольский, Воскресенский, Дергачевский, Екатериновский, Ершовский, муниципальное образование «Город Саратов», Ивантеевский, Калининский, Красноармейский, Краснокутский, Краснопартизанский, Лысогорский, Новобурасский, Новоузенский, Озинский, поселок Михайловский, Перелюбский, Петровский, Питерский, Ртищевский, Советский, Турковский, Федоровский, Хвалынский, Та-тищевский, Энгельсский.
Наиболее распространенным вариантом осуществления данной модели в указанных муниципалитетах (по данным опроса) является вариант, характеризующийся произвольным набором кружков, секций, клубов, рабо-
та которых не всегда сочетается друг с другом. Однако этот вариант позволяет охватить дополнительным образованием достаточно большое количество детей, организовать их досуг, обучить культуросообразным способам свободного времяпрепровождения.
Второй вариант реализации модели доступности ДОД «Дополнительное образование в школе» предполагает (как мы указывали выше) сотрудничество общеобразовательной школы с различными учреждениями культуры, спорта и пр. на регулярной основе. Так, МОУ «Гимназия № 89» Ленинского района города Саратова во взаимодействии с муниципальным учреждением спорта «Физкультурно-оздоровительный комплекс 2Школьный2», стоящим во дворе гимназии, реализует совместно спроектированные дополнительные общеобразовательные программы по обучению школьников плаванию, каратэ, фитнесу, аэробике, спортивным танцам и пр. При этом, важную роль в реализации этих программ играют не только специалисты школы, но и специалисты физкультурно-оздоровительного комплекса. МОУ «СОШ № 44» совместно с муниципальным учреждением дополнительного образования Дом детского творчества 2Солнечный2 Ленинского района города Саратова, располагаясь в одном здании, также реализуют совместные дополнительные общеобразовательные программы по обучению школьников вокалу, декоративно-прикладному творчеству, изобразительному искусству и т.д.
Анализ практики такой модели доступности ДОД позволяет утверждать, что реализация дополнительного образования в условиях общеобразовательной организации, во-первых, предоставляет возможность проектирования целостного образовательного пространства. В этом пространстве школьники имеют преимущество выбора своего индивидуального пути, что означает их включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии со способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Модель «Дополнительное образование в школе» увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать способности. Во-вторых, в рамках указанной модели выявляется воспитательная доминанта дополнительного образования, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на неявное, а значит и более эффективное воспитание. В-третьих, реализуется компенсаторная функция, так как именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда поддерживаются в учебном процессе. Будучи слабо успевающими по основным школьным дисциплинам, школьники в художественной студии или в спортивной секции могут оказаться в числе лидеров. В - четвертых, дополнительное образование (как показывает исследование) осуществляет эмоциональную функцию. Ее важность объясняется дополнением развития интеллектуальной сферы (осуществляющимся в основном образовании) развитием эмоциональной сферы, поскольку эмоциональная сфера значима в детском возрасте как средство формирования целостной картины мира.
Стоит отметить также, что в зависимости от возраста, среди детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в образовательной организации, численно преобладают учащиеся младшего и среднего школьного возраста - 79,2 %. В то время как удельный вес старшеклассников составляет 20,8 %. Что показывает недостаточное количество разработанных дополнительных программ, вызывающих интерес старшеклассников.
Важным является и факт включенности в обучение по данным программам детей различных категорий: детей с ОВЗ, детей-сирот, оставшихся без попечения роди-
Pilyugina Svetlana Anatolyevna pedagogical
SUBJECT OF THE TEACHER ... sciences
телей, учащихся, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, детей из многодетных семей.
Наиболее востребованными (по результатам рей-тингования) являются программы социально-педагогической (29,6% от общего количества программ, реализуемых в школах) и художественной (24,9%) направ-ленностей, а также физкультурно-спортивной (17,3%), технической (11,8 %) направленностей; программы естественнонаучной (11,7%) и туристско-краеведческой (4,7%) направленностей. Причем, сельские школы чаще реализуют программы художественной и физкультурно-спортивной направленностей, исходя из кадровых возможностей. В городских школах спектр программ чаще представлен всеми направленностями.
Доступность ДОД в рамках модели «Дополнительное образование в школе» также обеспечивается повышением квалификации учителей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы. Так, на базе ГАУ ДПО «СОИРО» были обучены педагоги Александрово-Гайского муниципального района (МБОУ СОШ № 2, МБОУ СОШ №3, МБОУ СОШ с. Новоалександровка), Аркадакского (МБОУ СОШ №1, МБОУ СОШ №2, МБОУ СОШ № 3), Аткарского (МОУ СОШ № 1, МОУ СОШ № 3, МОУ СОШ № 6, МОУ СОШ № 8, МОУ СОШ № 9, МОУ СОШ № 10, МОУ СОШ с. Большая Екатериновка, МОУ СОШ с. Елизаветино, ООШ №2 г. Аткарск, МАОУ СОШ № 2, МАОУ Гимназия № 1, МАОУ СОШ № 7, МАОУ Гимназия № 2, МАОУ СОШ № 1, МАОУ СОШ № 4, МАОУ СОШ № 3, МАОУ ООШ № 10, МАОУ СОШ № 12, МАОУ СОШ № 13, МАОУ СОШ № 15, МАОУ СОШ № 18, МАОУ СОШ № 22, МАОУ СОШ № 25), Вольского (МОУ «ООШ № 10 г.Вольска», МОУ «СОШ № 16 г.Вольска», МОУ «ООШ с. Богатое», МОУ «СОШ с. Терса» и пр. муниципальных районов.
Таким образом, курсы повышения квалификации по проблемам дополнительного образования и/или профессиональной переподготовки за 2019 год прошли 548 педагогов.
Метод социологического опроса позволил выявить уровень удовлетворенности родителей и детей качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ. Высокий уровень удовлетворенности отмечается у родителей младших школьников и учащихся средней школы; наибольший интерес родителей вызывают программы социально-педагогической, художественной, технической, физкультурно-спортивной направленностей. Удовлетворенность детей (высокого уровня) качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ отмечается у учащихся начальной школы; наибольший интерес у них вызывают программы художественной и физкультурно-спортивной направленностей. Уровень удовлетворенности (выше среднего) показали учащиеся средней и старшей школы; их преимущественное внимание сосредоточено на программах социально-педагогической, технической, художественной направленностей.
Важным в нашем исследовании стало изучение и системы информирования родителей и детей о реализации модели «Дополнительное образование в школе». Опросом было выявлено, что эффективными средствами информационного оповещения названы выступления учителей на родительских собраниях и классных часах, объявления на сайтах образовательных организаций, телефонные консультации для родителей, оказываемые сотрудниками Регионального модельного центра дополнительного образования детей Саратовской области. Менее значимыми указаны рекламные листовки, неформальные каналы получения информации (принцип «сарафанного радио») из-за отсутствия точной информации в системе обратной связи.
Описывая реализацию второй модели доступности ДОД «Полезные каникулы», стоит отметить, что нами 218
также проводилось исследование реализации этой модели в образовательных организациях муниципалитетов Саратовской области в каникулярный период. Как показало исследование, данная модель реализуется также в двух вариантах. Первый из них предполагает предложение учащимся краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ, на основе которых организуются занятия в период каникулярного отдыха. Этот вариант также дает охват детей дополнительным образованием; и имеет наибольшее распространение в учреждениях дополнительного образования области. Второй вариант представляет пролонгированное обучение: вначале по увлекательной краткосрочной дополнительной общеобразовательной программе в каникулы, носящей пропедевтический и мотивирующий характер. А затем - на основе сформированного устойчивого интереса учащихся к данной сфере деятельности - предлагаются дополнительные программы на 108, 144 и более часов. Таким образом, педагог, реализуя программу в каникулярный период, формирует будущую учебную группу.
Такая модель доступности ДОД реализуется в различных образовательных организациях: в муниципальном учреждении дополнительного образования «Станция юных техников» города Ртищево Саратовской области, в муниципальном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского творчества» города Новоузенска Саратовской области, в муниципальном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» Ленинского района города Саратова, в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования 2Созвездие2» г. Балашова Саратовской области» и пр.
Стоит отметить, что на запрос Регионального модельного центра ГАУ ДПО «СОИРО» о реализации модели доступности ДОД «Полезные каникулы» предоставили информацию следующие муниципальные опорные центры: Александрово-Гайского района, Балаковского района, Балашовского района, Базарно-Карабулакского района, Вольского района, Дергачевского района, Ершовского района, Калининского района, Краснокутского района, Новоузенского района, Петровского района, Советского района.
Согласно предоставленным данным, модель реализуется в образовательных организациях 12 муниципальных районов региона. В основном это учреждения дополнительного образования: центры дополнительного образования, дома детского творчества. Участниками модели «Полезные каникулы» в равном соотношении стали воспитанники учреждений дополнительного образования и обучающиеся общеобразовательных организаций. Стопроцентное участие воспитанников в данной модели зафиксировано в отчетной информации МБУ ДО «ДЮЦ» г. Петровска. Следует отметить, что в ряде районов (Балаковский, Вольский, Ершовский, Калининский и пр.) включенными в мероприятия в рамках указанной модели доступности ДОД стали и школьники общеобразовательных организаций, не являющиеся воспитанниками учреждений дополнительного образования.
Одной из важных и необходимых форм взаимодействия образовательного учреждения с родителями является наглядно - информационное просвещение родителей (законных представителей) школьников. Среди используемых способов информационного оповещения детей и их родителей о реализации модели доступности ДОД «Полезные каникулы» эффективными отмечены выступления педагогов дополнительного образования на родительских собраниях, классных часах и информирование через воспитанников учреждений дополнительного образования. Самыми неэффективными, по мнению педагогов дополнительного образования, являются рекламные листовки, объявления в общественных местах. Можно предположить, что профессионально выстроенный педагогами мотивированный диалог с родителями способствует большему охвату детей дополни-
тельным образованием.
Модель «Полезные каникулы» в муниципалитетах представлена либо дополнительными общеобразовательными программами, либо планом мероприятий. Так, в Александрово-Гайском, Балаковском, Балашовском, Базарно-Карабулакском, Дергачевском, Калининском, Краснокутском, Новоузенском и Петровском муниципальных районах реализуются краткосрочные дополнительные общеразвивающие программы; в Ершовском и Советском муниципальных районах модель «Полезные каникулы» реализуется в форме отдельных планов. В Вольском муниципальном районе данная модель реализуется и в форме отдельных планов, и в виде дополнительных общеобразовательных программ.
Лидером по разработке краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ является МБУДО «Центр дополнительного образования 2Созвездие2» г. Балашова Саратовской области» (32 программы). Затем следует МБУДО «Дом детского творчества» р.п. Базарно-Карабулакского муниципального района (9 программ) и МУДО «Дом детского творчества» г. Новоузенска (8 программ).
Краткосрочные дополнительные общеобразовательные программы реализуются на основе различных видов деятельности (образовательной, культурно-досуговой, исследовательской и др.); а также реализуются по всем направленностям. Наибольшее количество составляют дополнительные общеобразовательные программы художественной направленности (24), технической (12), туристско-краеведческой (9), социально-педагогической (8), естественно-научной (6) и физкультурно-спор-тивной направленностей (4). С учетом направленностей дополнительных общеразвивающих программ педагогами дополнительного образования используются различные формы обучения: мастер-классы, творческие проекты, квесты, тренинги, виртуальные экскурсии и походы и пр.
Среди указанных краткосрочных программ преобладают дополнительные общеобразовательные программы объемом 16 часов.
Исследование реализации третьей модели доступности ДОД «Дистанционное обучение» было проведено также на основе данных мониторинга, которые показали, что данная модель предполагает осуществление различных дистанционных дополнительных общеобразовательных программ: пропедевтическая дополнительная общеразвивающая программа, знакомящая с основами деятельности в той или иной области, мотивирующая учащихся на дальнейшее освоение знаний в очной форме; дополнительная общеразвивающая программа как самостоятельный дистанционный модуль, который может стать частью дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой в очно-заочной форме; краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа; долгосрочная дополнительная общеразвивающая программа; дополнительная общеразвивающая программа как модуль сетевой дополнительной общеразвивающей программы.
Так, в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» Энгельсского муниципального района Саратовской области реализуется краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа (с использованием дистанционных образовательных технологий) «Изобретательная лоция» (16 часов), в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» Кировского района города Саратова осуществляется обучение по дополнительной общеобразовательной программе (с использованием дистанционных образовательных технологий) «Жанры живописи» (16 часов) и пр.
Проводимое исследование в период с конца августа по ноябрь 2019 года выявило постепенное увеличение числа муниципалитетов и образовательных организа-
ций, воплощающих данную модель доступности ДОД. Мониторинг констатировал, что из 44 муниципалитетов в 9 предлагаются дополнительные общеобразовательные программы дистанционной формы. Это составляет 20,45 % от общего количества муниципалитетов Саратовской области; среди них: Александрово-Гайский, Дергачевский, Лысогорский, Новобурасский, Новоузенский, Озинский, Петровский, Хвалынский, Энгельсский. В 2020 году ожидается увеличение числа муниципалитетов, реализующих такие программы (в связи с поставкой оборудования в рамках внедрения Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей на территории Саратовской области).
Среди образовательных организаций, предоставляющих образовательные услуги в рамках дистанционных общеобразовательных программ, стоит отметить общеобразовательные организации, учреждения дополнительного образования детей, детские дошкольные учреждения. Данные образовательные организации обладают техническим оснащением и кадровым потенциалом, позволяющим реализовывать такого вида программы.
В процессе исследования зафиксировано, что дополнительные общеобразовательные программы дистанционной формы реализации чаще всего ориентированы на учащихся среднего школьного возраста - 29,2 %, на разновозрастную аудиторию учащихся - 25 %, на учащихся начальной школы - 25 %. Программы, рассчитанные на старшеклассников, составляют - 16,6%, на старших дошкольников - 4,2 %. Небольшой охват старшеклассников дополнительными программами дистанционной формы реализации обусловлен высокой учебной нагрузкой, дефицитом свободного времени у старших подростков. Говоря о старших дошкольниках, стоит указать на недостаточный уровень психологической готовности учащихся 6-7 лет заниматься в дистанционной форме, такие дети (в силу возрастных особенностей) чаще нуждаются в непосредственном (контактном) общении с педагогом, в более детальном педагогическом сопровождении их деятельности, слабо владеют умением самоорганизации собственной самостоятельной деятельности. В этом случае необходимы краткие методические рекомендации родителям (в программах) по сопровождению занятий с детьми старшего дошкольного возраста в дистанционной форме.
Спектр направленностей дополнительных программ, реализуемых в дистанционной форме, представлен социально-педагогической - 33,3 % (от общего числа программ), художественной - 25%, туристско-краеведче-ской - 25%, естественнонаучной - 12,5 %, технической - 4,2% направленностями. В нескольких муниципалитетах планируется разработка дистанционных дополнительных общеобразовательных программ по изучению шахмат; что даст возможность в 2020 году представить программы и физкультурно-спортивной направленности.
Характеризуя программы по срокам реализации, можно отметить, что чаще они носят краткосрочный характер; часовой объем составляет от 16 до 22 часов. Чаще программы ориентированы на нормативно развивающихся детей - 91,7%; на детей с особыми возможностями здоровья ориентировано только 8,3 %, что объясняется сложностью учета особенностей здоровья таких детей при разработке программ.
В направлении информационного просвещения родителей (законных представителей) о реализации дополнительных общеобразовательных программ в рамках модели «Дистанционное обучение» стоит отметить традиционные родительские собрания, классные часы, форумы и чаты в сети Интернет, новостные странички на сайте ГАУ ДПО «СОИРО»; особенно отмечается педагогами и родителями (по результатам опроса) значимость тематических видеороликов на телевизионных
Pilyugina Svetlana Anatolyevna pedagogical
SUBJECT OF THE TEACHER ... sciences
каналах Саратова (ГТРК, Саратов-24, ТНТ-Саратов).
Исследование удовлетворенности родителей качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ дистанционной формы реализации показало, что высокий уровень удовлетворенности отмечается у родителей старших дошкольников и учащихся среднего школьного возраста. Родители старших дошкольников видят в таких программах возможность знакомства детей с новыми знаниями, умениями, в контексте занятий дома. Родители учащихся 8-9 классов усматривают в таких программах потенциал профессиональной ориентации своих детей.
Наиболее высокий уровень удовлетворенности детей обучением в рамках дополнительных общеобразовательных программ дистанционной формы реализации отмечается у учащихся среднего и старшего школьного возраста, поскольку дистанционное обучение - это, по их мнению, современная форма обучения, позволяющая мобильно получать информацию, подробные объяснения педагога, многократно посмотреть записи мастер-классов, задать вопросы и получить адресно направленные ответы педагога.
Выводы. Выше описанное исследование позволяет утверждать, что наиболее широко в Саратовской области представлены следующие модели доступности ДОД: «Дополнительное образование в школе», «Полезные каникулы», в меньшей мере - модель «Дистанционное обучение» (что обусловлено новизной такого направления, недостаточной сформированностью материально-технической базы).
Изучение реализации указанных моделей дает возможность определить пути более полного обеспечения доступности ДОД; к ним стоит отнести:
- формирование у субъектов образовательного процесса, родителей заинтересованного отношения к получению дополнительного образования детей;
- организация более детальной диагностики интересов и склонностей детей, их профессиональных планов;
- формирование запроса, потребностей у детей и родителей на дополнительное образование;
- организация более широкого информирования детей и родителей о возможностях получения дополнительного образования, о возможностях оформления сертификата дополнительного образования детей, о реализации той или иной модели доступности дополнительного образования детей;
- предоставление учащимся разнообразных дополнительных общеобразовательных программ (дистанционных, сетевых, разноуровневых и пр.), удовлетворяющих их потребности, учитывающих особенности проживания, востребованные и перспективные профессии, кадровые и материальные ресурсы;
- своевременное и систематическое повышение квалификации педагогов для реализации современных дополнительных общеобразовательных программ;
- дальнейшее развитие материально-технической базы;
- более детальная разработка соответствующей нормативной базы с учетом целевой группы детей, особенностей образовательных организаций и их социального окружения;
- организация мониторинга доступности дополнительного образования детей; учет результатов мониторинга в дальнейшей работе по повышению уровня доступности дополнительного образования.
В заключение стоит отметить, что субъектность учителя, педагога дополнительного образования претерпевает значительные изменения при разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ разных направленностей в контексте реализации различных моделей доступности дополнительного образования детей. Нами выявлены следующие уровни сфор-мированности субъектности учителя. Первый (репродуктивный) - учитель выступает принимающим цель 220
план, средства реализации учебной деятельности, предложенные андрагогом; второй (частично-поисковый) -учитель - субъект частичного управления своей учебной деятельностью, третий (продуктивный) - учитель
- субъект управления своей учебной деятельностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Национальный проект «Образование»/ утвержден на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому планированию и национальным проектам 3 сентября 2018 года.
3. Приказ Минпросвещения РФ «Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 9 ноября 2018 г. N 196).
4. «О внедрении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей на территории Саратовской области» /Распоряжение Правительства Саратовской области от 29 октября 2018 года №288 - Пр.
5. Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка. — М.: Астрель, 2013.-178 с.).
6. Сухочев В.И. Доступность высшего образования в условиях перехода к экономике знаний.// Креативная экономика. -2009. —Т.№. -№9. — С.8-16.
7. Конькова Л.М. О доступности дополнительного образования в сельской местности. — М.: Изд-во Юрайт, 2018. — 146с.
8. Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования: коллективная монография/ под ред. А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009.
- 300 с.
9. Ахаев А.В., Стеблецова И.С., Ахаева Н.В. Теоретико-методологические и практические аспекты конструирования системы педагогического сопровождения организаций дополнительного образования в условиях обновленного содержания образования // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 5-9.
10. Тетькова Н.А. Примерные требования к общеобразовательной (общеразвивающей) программе дополнительного образования как инструменту развития методической компетенции педагогов дополнительного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 186-189.
11. Щербакова И.В. Эстетическое развитие обучающихся в процессе реализации общеразвивающихся программ дополнительного образования //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 37-40.
12. Кондаурова И.К., Федорова Л.С. Литературно-математическая гостиная как инновационная форма дополнительного образования младших подростков //Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 27-29.
Статья поступила в редакцию 15.02.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020