Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ (НА МАТЕРИАЛЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)'

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ (НА МАТЕРИАЛЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
812
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕОРИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Людмила Константиновна, Мясникова Татьяна Сергеевна

В настоящее время становится очевидным, что накопление знаний само по себе утратило прежнюю ценность, поэтому на первый план выдвигается задача развития потребностей и умений человека не только самостоятельно добывать и обновлять знания, но и осуществлять этот процесс непрерывно на протяжении всей жизни. Эффективность дистанционного обучения во многом заключается в том, что студенты имеют возможность работать с учебными материалами в таком режиме и объеме, который подходит именно им. В то же время слабые стороны дистанционного обучения проявляются в отсутствии контактной работы преподавателя и обучаемых, а значит и воспитательного воздействия, в развитии мотивации и самодисциплины у студентов, необходимых при дистанционном обучении. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что не по всем специальностям можно эффективно проводить подготовку специалистов в дистанционной форме. В статье представлены результаты социологического опроса преподавателей и студентов о положительных и отрицательных сторонах дистанционного обучения в режиме самоизоляции, в цели которого входило изучение отношения преподавателей и студентов к дистанционному обучению, выделение положительных и отрицательных сторон при работе в дистанционном формате, выявление возможных проблем и трудностей в работе преподавателя и студента. Приводится сравнительный анализ настоящего опроса с исследованиями прошлых лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеева Людмила Константиновна, Мясникова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLYING OF DISTANCE LEARINING IN THE PANDEMIC: PROS AND CONS (ON THE MATERIAL OF A SOCIOLOGICAL SURVEY)

Recently it has become obvious that accumulation of knowledge itself has lost its value, that is why the task of development of the necessity and ability of a person not only to get and renew the knowledge by himself but also accomplish this process throughout his life has reached the first place. The effectiveness of distant learning lies in the fact that students can work with the material how they want and when they can. At the same time the disadvantages of distant learning reveal in the absence of contact work between a teacher and a student, which means lack of pedagogical influence, lack of the development of motivation and self-discipline among students that are vital in the process of distant learning. Furthermore, it is necessary to highlight that not all disciplines can be taught in the form of distant learning. The article shows the results of a sociological survey of teachers and students about the advantages and disadvantages of distant learning in the isolation mode. The aims of the survey are to study the attitude of a teacher and a student to the distant learning, to point out pros and cons of the distant learning and to reveal possible difficulties and problems in the work of a teacher and a student. The comparative analysis with the studies of previous years is being given.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ (НА МАТЕРИАЛЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)»

GORDEEVA Liudmila Konstantinovna and others Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

APPLYING OF DISTANCE LEARINING IN THE PANDEMIC ... 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

УДК 378.147

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0049

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ (на материале социологического опроса)

> Автор(ы) 2021

SPIN: 2741-4404 AuthorID: 924610

SPIN: 8806-2490 AuthorID: 926155

ГОРДЕЕВА Людмила Константиновна, ассистент кафедры «Иностранные и латинский языки»

МЯСНИКОВА Татьяна Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные и латинский языки» Тверской государственный медицинский университет (170100, Россия, Тверь, улица Советская, 4, e-mail: tanya_mak_1987@mail.ru) Аннотация. В настоящее время становится очевидным, что накопление знаний само по себе утратило прежнюю ценность, поэтому на первый план выдвигается задача развития потребностей и умений человека не только самостоятельно добывать и обновлять знания, но и осуществлять этот процесс непрерывно на протяжении всей жизни. Эффективность дистанционного обучения во многом заключается в том, что студенты имеют возможность работать с учебными материалами в таком режиме и объеме, который подходит именно им. В то же время слабые стороны дистанционного обучения проявляются в отсутствии контактной работы преподавателя и обучаемых, а значит и воспитательного воздействия, в развитии мотивации и самодисциплины у студентов, необходимых при дистанционном обучении. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что не по всем специальностям можно эффективно проводить подготовку специалистов в дистанционной форме. В статье представлены результаты социологического опроса преподавателей и студентов о положительных и отрицательных сторонах дистанционного обучения в режиме самоизоляции, в цели которого входило изучение отношения преподавателей и студентов к дистанционному обучению, выделение положительных и отрицательных сторон при работе в дистанционном формате, выявление возможных проблем и трудностей в работе преподавателя и студента. Приводится сравнительный анализ настоящего опроса с исследованиями прошлых лет.

Ключевые слова: обучение, дистанционное обучение, образование, высшее образование, социологический опрос, профессиональное образование, информатизация образования, теория дистанционного образования, подготовка специалистов, эффективность образовательного процесса.

APPLYING OF DISTANCE LEARINING IN THE PANDEMIC: PROS AND CONS (on the material of a sociological survey)

© The Author(s) 2021

GORDEEVA Liudmila Konstantinovna, assistant at the department «Foreign and Latin languages» MYASNIKOVA Tatiana Sergeevna, cansidate of philological sciences, associate professor of the department «Foreign and Latin languages» Tver State Medical University (170100, Russia, Tver, street Sovetskaya 4, e-mail: tanya_mak_1987@mail.ru) Abstract. Recently it has become obvious that accumulation of knowledge itself has lost its value, that is why the task of development of the necessity and ability of a person not only to get and renew the knowledge by himself but also accomplish this process throughout his life has reached the first place. The effectiveness of distant learning lies in the fact that students can work with the material how they want and when they can. At the same time the disadvantages of distant learning reveal in the absence of contact work between a teacher and a student, which means lack of pedagogical influence, lack of the development of motivation and self-discipline among students that are vital in the process of distant learning. Furthermore, it is necessary to highlight that not all disciplines can be taught in the form of distant learning. The article shows the results of a sociological survey of teachers and students about the advantages and disadvantages of distant learning in the isolation mode. The aims of the survey are to study the attitude of a teacher and a student to the distant learning, to point out pros and cons of the distant learning and to reveal possible difficulties and problems in the work of a teacher and a student. The comparative analysis with the studies of previous years is being given.

Keywords: learning, distance learning, education, higher education, sociological survey, professional education, informatization of education, theory of distant education, training of specialists, effectiveness of educational process.

ВВЕДЕНИЕ условлен связью дистанционного обучения с проекти-

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- рованием такой системы образования, которая в рамках ными научными и практическими задачами. Социально- глобализации всех процессов, протекающих в обществе, экономические изменения в обществе требуют принци- «должна предоставлять человеку разнообразные наборы пиально новых подходов к обучению специалистов. Как образовательных услуг, позволяющих учиться без отры-справедливо отмечено в статье [1: 37], принцип «обу- ва от основного вида деятельности» [2: 623]. чение на всю жизнь» сменила парадигма «образование Анализ последних исследований и публикаций, в кото-через всю жизнь», что нашло отражение в действующей рых рассматривались аспекты этой проблемы и на ко-системе образования. За последние десятилетия в рам- торых обосновывается автор; выделение неразрешен-ках информатизации образования большое внимание ных раньше частей общей проблемы. В исследованном было уделено разработке методики профессионального корпусе работ были выявлены следующие аспекты изу-образования в дистанционном обучении. Развитие дис- чения дистанционного обучения: особенности использо-танционного обучения в России связывают с периодом вания дистанционного обучения в образовательном про-90-х годов ХХ века. На сегодняшний момент в поле цессе (в работе Тихомировой А.А. [3]), дистанционное зрения ученых попадают такие вопросы как разработ- обучение как новая форма обучения (в работе Болотиной ка общей теории дистанционного образования, а также Н.В. [4] дистанционное обучение в разных сферах обра-изучение опыта отечественных и зарубежных иссле- зования: в медицинской и фармацевтической (в работах дователей. Неиссякаемый интерес к данным темам об- Н.Г. Денисовой, О.О. Куриловой, А.А. Тихомировой и

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474

ГОРДЕЕВА Людмила Константиновна и другие ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ...

др.), в преподавании иностранному языку (в работе Х.Б. Акбаевой [5]), публикации последних лет также отражают стремление ученых 1) изучить роль преподавателя в дистанционном обучении (в работах Ю.Г. Биричевской, Т.В. Ильиных [6]); 2) раскрыть процесс организации и обеспечения дистанционного образования (в работах В.Л Шатуновского, Е.А. Шатуновской [7]). Основное внимание исследователей сосредоточено на выявлении преимуществ и недостатков данного вида обучения (в работах Ю.А. Комаровой, М.В. Мухиной, Е.С. Мухиной, А.Е. Булганиной, Е.Ф. Касьяненко, Л.Н. Рубцовой и др. [8]).

Обосновывается актуальность исследования. Актуальность предпринятого исследования обосновывается общим вкладом в развитие педагогических наук, а также в необходимости проанализировать дистанционную работу вузов, чтобы впоследствии при возникновении чрезвычайных ситуаций минимизировать возможные проблемы и удержать качество образования на высшем уровне.

МЕТОДОЛОГИЯ. В процессе нашего исследования были использованы следующие методы: анализ интернет источников и научной литературы по проблеме исследования с последующим анализом, контент-анализ, анализ статистических данных, сопоставительный анализ.

Формирование целей статьи. В цели нашего исследования входило: 1) изучить отношение педагогов к дистанционному образованию; 2) изучить отношение студентов к дистанционному образованию; 3) выделить положительные и отрицательные стороны работы в дистанционном формате; 4) выявить возможные проблемы и трудности в работе преподавателя и студента.

Постановка задания. Исследование потребовало решения следующих задач: 1) осуществить анализ источников сети Интернет по проблеме исследования; 2) организовать и провести социологических опрос педагогов и студентов; 3) интерпретировать полученные результаты; 4) сравнить результаты с исследованиями предыдущих лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В социологическом опросе приняли участие 25 студентов, получающих образование по специальностям «Лечебное дело» и «Стоматология» 1 и 2 курса в возрасте от 18 до 22 лет Тверского государственного медицинского университета и 20 педагогов из этого же вуза, а также педагоги из Тверского государственного университета и Тверского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Опрос проводился в июле 2020 года. Социологический опрос включал 10 вопросов и состоял из 3 частей: 1) техническая возможность для осуществления дистанционной работы/учебы; 2) компьютерная грамотность респондентов; 3) отношение респондентов к дистанционному обучению.

Первый блок вопросов был направлен на установление технических возможностей для проведения занятий в дистанционной форме и выявил относительно схожие результаты. Например, как у всех опрошенных педагогов, так и студентов есть возможность выхода в Интернет из дома. Подавляющее большинство (92 % студентов и 85,7% педагогов) использует для занятий персональный компьютер.

Второй блок опроса отражает уровень компьютерной грамотности респондентов. В результате проведенного исследования выяснилось, что 100% респондентов умеют пользоваться поисковыми системами. Большинство студентов и преподавателей активно пользуются популярными мессенджерами (88% студентов и 85,7% преподавателей), при ответе на этот вопрос студенты и преподаватели также выбирали вариант, когда она используют мессенджеры только при ответе на входящие

сообщения: среди студентов таких людей оказалось 12%, среди преподавателей процент был немного - выше 14,3%. На вопрос умеют ли респонденты пользоваться офисными программами 14,3% преподавателей отметили, что пользуются ими на уровне «новичка». Среди студентов уровень «новичка» оказался выше - 24%, однако 12% процентов из опрошенных студентов отметили, что пользуются офисными программами на продвинутом уровне. В ответах педагогов таких результатов не было. Последний вопрос из этого блока был посвящен умению респондентов пользоваться программами для проведения онлайн конференций. Интересно, что среди ответов студентов 16% вообще не умеют пользоваться такими программами, 44% пользуются лишь одной из перечисленных программ и 40% ответили, что умеют пользоваться всеми программами. В ответах преподавателей обнаружилось, что 57,1% пользуются всеми программами, 42,9% - лишь одной из перечисленных.

Третий блок анкетирования представляет наибольший интерес для нашего исследования и непосредственно связан с отношением преподавателя и студента к дистанционному обучению. Основные результаты опроса наглядно представлены на рисунках 1 и 2 (см. рисунки 1, 2).

Большинство респондентов отметили экономичность дистанционного образования (48% студентов и 57,1% преподавателей). Использование современных методов обучения стало также наиболее частым ответом для преподавателей, в то время как для студентов это преимущество оказалось на предпоследнем месте. Также немаловажными преимуществами, отмеченными всеми участниками опроса, выступили гибкость и дальнодействие дистанционного обучения (среди студентов 36%, среди преподавателей 28,6%).

Отмечая наиболее важные недостатки дистанционного обучения, преподаватели и студенты сошлись во мнении, что самым важным недостатком данного вида обучения является отсутствие контактной работы между преподавателем и студентом. Пункт «Технические неполадки» также получил немалое количество голосов (60% у студентов и 57,1% у преподавателей), при том, что первый и второй блоки нашего опроса отражают и техническую готовность к проведениям дистанционных занятий, и сформированную компьютерную грамотность респондентов. «Высокая трудоемкость» также была выбрана большинством участников опроса (44% студентов и 57,1% преподавателей). Интересно, что в графе «Другое» студенты отметили также незаинтересованность преподавателей в проведении занятий во время дистанционного обучения и отсутствие мотивации с их стороны. Ни один из преподавателей эту графу не заполнял.

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

197

GORDEEVA Liudmila Konstantinovna and others

APPLYING OF DISTANCE LEARINING IN THE PANDEMIC .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

Примечательно также то, что более сложной формой обучения для студентов явилась очная форма обучения, вопреки нашим ожиданиям, что самой сложной формой все-таки окажется дистанционная. В графе «Другая» ряд студентов отметили, что каждая из данных форм обучения имеет свои сложности, но при очной форме полученные знания усваиваются лучше. На вопрос возрос ли интерес к учебе в связи с переходом на дистанционное обучение 72% студентов ответили отрицательно, лишь у 28% опрошенных учащихся возрос интерес к учебе при смене формата обучения. Большинство студентов (60%) отказались бы от дистанционного обучения, 8% предложили оставить в дистанционном формате только лекции.

Если бы преподаватели смогли выбрать форму обучения, то 71,4% выбрали бы очное образование с элементами дистанционного обучения, 42,9% выбрали бы только очное обучение, ни один из преподавателей не выбрал бы дистанционный формат. Преподавателям также был задан вопрос: «При каких условиях использование дистанционных образовательных технологий положительно влияет на эффективность обучения студентов», в ответах на который нами были отмечены следующие пункты:

- Если эти технологии являются дополнительными при традиционном аудиторном обучении;

- Если дистанционное обучение совмещено с очным;

- Если нет возможности личной встречи;

- При повышении квалификации, когда есть достаточный багаж знаний;

- При наличии гибкого графика и доступности современных технологий.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Сравнивая результаты настоящего исследования с работами других исследователей [914], были как сходства, так и различия в ответах испытуемых. В работе [9] сказано, что студенты предпочитают очную форму обучения дистанционному (34% за очную форму, 30% за дистанционную). Эти цифры коррелируют с нашим исследованием, в котором 60% студентов отказались бы от дистанционного обучения в пользу очного. Также в исследовании Г.З. Адильгазинова подчеркивается, что основным недостатком в дистанционном обучении, выделенным студентами, являются технические неполадки. В нашем социологическом опросе пункт «технические неполадки» также занял лидирующую позицию как среди студентов (60%), так и среди преподавателей (57,1%). В исследовании [45] 50,8% студентов признали дистанционную форму обучения более трудной, чем очную, в то время как в нашем опросе 52% студентов отметили очную форму обучения как наиболее сложную. В работах [10] и [16] студенты выбирают дистанционную форму обучения как наиболее подходящую для учебы (59,62% в исследовании [16] и 77,8% в исследовании [10]). В данной работе и студенты и преподаватели выступают за очную форму обучения, в отдельных случаях - за очную форму с элементами дистанционного обучения.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Проведенное социологическое исследование является ценным материалом для реализации мероприятий по обеспечению качества учебного процесса в дистанционном формате. Результаты, полученные нами на каждый отдельный вопрос, логичны и дополняют друг друга. В ходе анализа результатов исследования было выявлено действительное отношение студентов и преподавателей к дистанционному обучению, а также была сделана попытка определить настрой респондентов на возможное дистанционное обучение в перспективе. Как справедливо отмечено в работе [1], «Полноценное образование с использованием дистанционных технологий возможно только при сочетании должного уровня качества контента с сервисом, в котором присутствует удобная навигация между лекциями, ясная структура учебного процесса и бесперебой-

ная трансляция учебных аудио-видеоматериалов».

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Перспективой дальнейших исследований нам представляется изучение комбинированной формы дистанционного и очного обучения, благодаря чему могут быть устранены недостатки дистанционного обучения, а также внедрение новых концепции дистанционного обучения, сущность которых заключается в высокой интерактивности и активном участии студентов в формировании учебного контента. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Денисова Н.Г., Курилова О.О. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования //Региональный вестник. 2019. №11. С. 37.

2. Инновационные технологии российского и зарубежного образования: коллективная монография / под. ред. Нагорновой А.Ю. Ульяновск: Зебра, 2018. 653 с.

3. Тихомирова А.А. Особенности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе медицинского вуза //Медицина: теория. И практика. 2019. №S. С. 540-541.

4. Болотина Н.В. Дистанционное обучение как новая форма обучения //Гуманитарный вестник. 2015. №2. С. 27-34.

5. Акбаева Х.Б. Дистанционное обучение как эффективная форма обучения иностранному языку // Мировая наука. 2020. №4(37). С. 138-139.

6. Биричевская Ю.Г., Ильиных Т.В. О роли личности преподавателя в дистанционном обучении // Научный взгляд в будущее. 2019. Т.2. №4. С 40-42.

7. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Еще раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. 2020. №9-1. С. 53-56.

8. Мухина М.В., Мухина Е.С., Булганина А.Е., Голубев А.А., Бычков Д.А. Дистанционное обучение как современная тенденция развития общества // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №6(40). С. 57-64.

9. Адильгазинов Г.З. Дистанционное обучение — глазами студентов // The Scientific Heritage. № 49-3 (49). 2020. С. 5-11.

10. Касьяненко Е.Ф., Рубцова Л.Н., Димов И.Д., Богомолова В.Ю. Дистанционное и мобильное обучение в медицинских вузах: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. 2019. №5. С.39.

11. Кириллова А.В., Усатова И.Ю. Влияние covid-19 на психологический комфорт обучающихся иностранному языку в дистанционном формате в вузе //Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 4 (10). С. 29-32.

12. Вольчик В.В., Ширяев И.М. Дистанционное высшее образование в условиях самоизоляции и проблема институциональных ловушек //Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14. № 2. С. 235248.

13. Богданова А.В., Глазова В.Ф., Коростелев А.А. Современные тенденции в организации учебного процесса при обучении студентов педагогических направлений подготовки с применением дистанционных образовательных технологий //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 21-24.

14. Павличева Е.Н. Развитие информационных ресурсов для обеспечения непрерывного образования и передачи знаний в технических университетах // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2020. Т. 9. № 3 (51). С. 50-55.

15. Козуля С.В., Добрин А.В. Результаты анкетирования студентов медицинской академии имени С.И. Георгиевского по вопросам, связанным с дистанционным обучением // Вопросы педагогики. 2020. №7-2. С. 80-83

16. Комарова Ю.А. Дистанционное обучение: отношение студентов 4 курса бакалавриата к современной тенденции обучения // Научный журнал «Меридиан». 2020. №9(43). С. 174-176.

Статья поступила в редакцию 24.12.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.