144
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # IV (9), 2015/ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
- работа над новыми проектами и разработка инноваций. Позволяет экономить временные ресурсы, находить новые пути без привлечения внешних управленческих консультантов;
- проведение совещаний, делает их более конструктивными и повышается результативность;
- решение конфликтных ситуаций, которые не могут быть решены директивным методом.
В стиле коучинга гармонично сочетаются два основных принципа управления персоналом: принцип осознанности и принцип ответственности. В случае, когда сотрудник действует в соответствии с этими принципами, он свободен в процессе разработки, принятия и реализации решения.
Свобода появляется именно тогда, когда сотрудник полностью осознал поставленную цель; выяснил, где, в каком месте он находится на пути к реализации цели; наметил пути, с помощью которых он может эту цель достичь, выбрал из всего многообразия намеченных путей свой единственный и стал действовать в соответствии с выработанным им планом для достижения конкретного результата.
Для эффективности управления персоналом в стиле коучинга необходимо соблюдать три простых правила:
1. Сотрудник должен быть готов к такому стилю взаимодействия.
2. Коуч-технологии должны вписываться в характер и содержание труда сотрудника и соответствовать организационной культуре.
3. Руководителю необходимо самому понять управление в стиле коучинга и внедрять его в систему управления персоналом организации.
Таким образом, современная технология коучинга в управлении персоналом - это процесс постановки и достижения целей организации через раскрытие потенциала сотрудников, их сильных сторон и талантов в той или иной области, создание поддерживающей доверительной атмосферы в процессе взаимодействия, а также совместный поиск ресурсов и новых возможностей.
Литература
1. Мазур, И.И. Управление проектами: учебное пособие / под общ. Ред. И.И. Мазура. 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2014. - 664 с.
2. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте / У. Тимоти Голви. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. -252 с.
3. Справочник по управлению персоналом // Журнал российской HR-практики. - №12, 2014. - 128 с.
4. Уитмор, Дж. «Coaching - новый стиль менеджмента и управления персоналом»: практическое пособие / Дж. Уитмор. - М.: Финансы и статистика, 2001. -160 с.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Нагуманова Эльвира Рауфатовна
Кандидат психологических наук, Башкирский государственный университет, г.Уфа
FEATURES MANIFESTATION OF EMPATHY AT THE FUTURE PSYCHOLOGISTS NAGUMANOVA ELVIRA RAUFATOVNA PhD, Bashkir State University, Ufa АННОТАЦИЯ
Сообщение посвящено описанию типологизации и особенностей проявлений профессионально -значимых качеств будущих психологов. ABSTRACT
The message is devoted to the description of the typology and characteristics of the manifestations of professionally significant feature of future psychologists.
Ключевые слова: эмпатия, рефлексивность. Keywords: empathy, reflexivity.
Невозможно оценить роль эмпатии в профессиональной деятельности, связанной с взаимодействием с другими людьми, эффективность, которой зависит от успеха межличностного общения. Развитая эмпатия является фактором успеха в видах деятельности, требующих сочувствия (1). В современной науке отсутствует единое понимание термина, несмотря на простоту и доступность определения как способности человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним (5). Введенное Э. Тит-ченером понятие «эмпатия», заимствованное из теории воздействия искусства, и объединившее «вчувствование» Т. Липпса и Э. Клиффорда с идеями симпатии в философии, побудило интерес к изучению предмета (1). По З.
Фрейду соучастие в эмоциональном состоянии другого осуществляется с помощью заражения и подражания (10). По М. Шелер эмпатия - механизм познания личности другого как наивысшей ценности (1). Т. Рибо рассматривал эмпатию как синергию на психофизиологическом и синестезию на психологическом уровнях (9). По К. Роджерс эмпатия является осознанным сопереживанием текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания (5). Х. Кохут вводит положение об эмпатической откликаемости окружения ребёнка в теории нарциссиче-ского развития Я (7). Р. Мэй считает основополагающим личностным качеством успешности способность к эмпатии, которая обеспечивает понимание (4). По Джорж Р.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # IV (9), 2015 / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
145
эмпатия включает в себя идентификацию с другим человеком, являясь условием взаимопонимания людей и более глубокого понимания клиента, представляя собой аффективный и когнитивный навык (6). Н. Эйзенберг отмечает роль когнитивных процессов в эмпатическом реагировании, считая, что эмпатическое переживание может быть относительно автоматическим или базирующимся на когнитивных процессах обработки информации, относящейся к эмоциональному состоянию другого человека (9). Н. Фенбач указывает, что на когнитивном уровне эмпатия зависит от способности идентифицировать эмоциональные состояния других, с другой стороны это способность принять роль другого, что отражает более высокий уровень развития когнитивных способностей, третьим компонентом является прочувствование эмоций схожих с переживаниями партнёра (1). По М. Дэвис эмпатия - конструкт, включающий в себя когнитивный компонент, отражающий способность к пониманию другого человека и к идентификации с ним, и эмоциональный компонент, характеризующийся переживанием чувств беспокойства и сочувствия к другому человеку (1).
В отечественной психологии А.А. Бодалев рассматривает эмпатию как способность осознавать характер эмоционального состояния другого человека, откликаться и подстраиваться под него (2). Т.П. Гаврилова под эмпа-тией понимает сопереживание, возникающее по механизму эмоционального заражения, и сочувствие, сопровождающееся стремлением к оказанию помощи (5). По И.С. Кон эмпатия - это способность непосредственного эмоционального отклика на переживания другого, а когнитивная способность осознания эмоциональных состояний другого - понимание (8). В.В. Бойко рассматривает эмпатию как рациональную, эмоциональную, интуитивную форму отражения другого человека, являясь «ценнейшим средством познания человеческой индивидуальности в целях воспитания и обучения, лечения и профилактики» (3). В современной отечественной психологии эмпатию понимают, как системное образование, состоящее из аффективного, когнитивного и конативного компонентов. Л.П. Стрелкова, Л.П. Выговская, М.А. Пономарева описывает эмпатийный процесс как сопереживание, сочувствие и внутреннее содействие (7,9).
Таким образом, многопрофильное использование знаний об эмпатии в исследованиях различных психических явлений, их практическая значимость, и недостаточная разработанность понятия определили актуальность данного исследования.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе Башкирского государственного университета, в период с 15.01.13 по 15.02.13. В исследовании приняли участие 80 студентов 1-5 курсов факультета психологии, средний возраст 20 лет (58 девушек и 22 юношей).
Методы и методики. Методика диагностики уровня развития рефлексивности (А. В. Карпова), методика диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко). Кластерный анализ.
Результаты и их обсуждение. Для проверки гипотезы о взаимосвязях показателей шкал тестов «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко и «Диагностика уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова и типологизации результатов на выборке будущих
психологов использовался кластерый анализ. Полученные результаты описаны тремя кластерами. Первый кластер «Интуитивный» отмечен самыми низкими значениями по показателям «ретроспективная рефлексия», «ситуативная рефлексия» и «рефлексия взаимодействия» (тест Карпова). При этом у данной группы испытуемых интуитивный канал (тест Бойко) развит лучше, чем у других испытуемых. Испытуемые, вошедшие во второй кластер «Рефлексивный», отличаются высокими результатами по всем предоставляемым шкалам теста Карпова, и наименьшим значением по интуитивному каналу эмпатии (тест Бойко), что позволяет сделать вывод о взаимосвязи уровня развития рефлексивности и способности к интуитивной эмпатии. Опираясь на тот факт, что интуитивный канал эмпатии даёт возможность действовать в условиях дефицита информации, становиться закономерным выдвижение предположения о том, что высокая способность к рефлексивности отрицательно сказывается на работе интуитивного канала эмпатии. Третий кластер «Перспективная рефлексия» характеризуется средними результатами по всем показателям теста Бойко и теста Карпова за исключением одного - «перспективной рефлексии» (тест Карпова), где значение этой шкалы является самым низким среди двух других групп. Вероятно, сформированное^ способности личности к перспективной рефлексии обусловливается не только показателями эмпатических и рефлексивных возможностей личности, но и другими, предположительно, когнитивными механизмами.
Список литературы
1. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / А. Г. Басова // Молодой ученый. -2012. - №8. - С. 254-256.
2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: МГУ.- 1982.-200 с.
3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.-М.: Информационно-издательский дом «Филинъ».-1996.-472с.
4. Велозерская, И.А. Система подготовки психологов в США / И.А. Велозерская, Н.М. Лизунова // Вестник Московского университета. - 1989.-серия 14.-Психология.-№3.-с.50-61.
5. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной пси-хологии//Вопросы психологии.-1975.-№2.-с.147-158.
6. Джорж, Р. Консультирование: теория и практика / Р. Джорж, Т. Кристиани. - М.: Изд-во Эксмо.- 2002. -200с.
7. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. - Минск: Бестпринт.-2006.-76с.
8. Психологическое сопровождение деятельности педагога в дополнительном профессиональном образовании [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко.-М.: Флинта.- 2014.
9. Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Л.П. Стрелкова; АПН СССР, НИИ дошк. воспитания.-М.-1987.-24 с.
10. Фрейд З. Остроумие и его отношение к беознатель-ному.-М.:Азбука-классика.-2006.-288 с.