Soltanbekova Burliyat Abdullabekovna, Dagestan State Pedagogical University, senior lecturer, the Faculty of Social Pedagogy and Psychology,
E-mail: [email protected]
The specificity of the empathic process in the advisory activity of the psychologist
Abstract: In this article is described the specificity of the empathic process in psychological counseling. Empathy is defined as a multichannel and multistage phenomenon. The features and conditions of an effective empathic interaction between client and consultant are analyzed.
Keywords: counseling, psychologist, client, empathic process, empathic interaction.
Солтанбекова Бурлият Абдуллабековна, Дагестанский государственный педагогический университет, факультет социальной педагогики и психологии,
старший преподаватель E-mail: [email protected]
Специфика эмпатического процесса в консультативной деятельности психолога
Аннотация: В статье раскрывается специфика эмпатического процесса в психологическом консультировании. Эмпатия характеризуется как многоканальный и многоступенчатый феномен. Проанализированы особенности и условия эффективного эмпатического взаимодействия консультанта и клиента.
Ключевые слова: консультирование, психолог, клиент, эмпатический процесс, эмпатическое взаимодействие.
Консультирование — один из основных видов деятельности практического психолога, направленный на оказание профессиональной помощи людям в решении актуальных жизненных проблем (внутри-личностных, межличностных, поведенческих). Как и любой вид деятельности, он складывается из определенных умений и навыков, однако не сводится исключительно к ним. Консультативный процесс — это не только совокупность технических приемов, но и сложный процесс восприятия, анализа психической реальности другого человека, требующий эмоциональной включенности и активных волевых усилий. Поэтому для осуществления консультативной деятельности необходимо осваивать ее важнейшие составляющие.
Среди комплекса профессиональных и личностных качеств консультанта особое место занимают эмпатические способности, которые признаются всеми исследователями непременной основой, ядром консультативной деятельности. При этом эмпатия рассматривается в широком контексте. По мнению
Р. Кочюнас, способность к эмпатии заключена в «своеобразном видении клиента» [5]. В связи с этим перед консультантом стоит задача овладения «уникальным видением» внутреннего мира другой личности.
Исследованием феномена эмпатии занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Было установлено, что эмпатия в консультировании наполняется своим специфическим содержанием. Специалисты обращают внимание на необычайную сложность эмпатического процесса, его многозначность, многоаспектность.
Одним из первых понятие «эмпатия» в практике консультирования использовал К. Роджерс, совершивший путь от понимания эмпатии как состояния к ее пониманию как процесса. Автор раскрывает глубокий, содержательный смысл эмпатического процесса, который заключается в постижении восприятия внутреннего мира другой личности (со всем богатством эмоциональных и смысловых оттенков) и переживании его как своего [9]. В определении, предложенном автором, особо выделяются аффек-
Бес^оп 5. Work РвусИо^ду
тивно-эмоциональная и когнитивная составляющие эмпатического акта.
Р. Мэй называл эмпатию «ключом» к процессу консультирования, характеризуя ее как глубокое переживание духовного единения личностей, когда психолог настолько проникается чувствами собеседника, что достигает временного отождествления с ним, как бы растворяясь в нем [7]. Тождественность означает слияние психического состояния консультанта и клиента в единое целое. Автор понимает эмпатию больше, чем просто диалог или монолог, рассматривая ее как загадочный процесс возникновения взаимопонимания, взаимовлияния и взаимодействия между людьми. Данная интерпретация показывает единство аффективного, когнитивного и поведенческого аспектов эмпатического процесса.
В. В. Бойко определяет эмпатию не только как форму рационально-эмоционального, но еще и интуитивного отражения, являющегося тонким инструментом проникновения в психоэнергетическое пространство другой личности [1]. Эмпатия характеризуется здесь как процесс, опирающийся на подсознательные психологические механизмы.
Г. В. Старшенбаум определяет эмпатию как процесс понимания системы внутренних координат другого. По мнению автора, эмпатия включает в себя следующие составляющие: 1) познание другого человека — способность выделять существенные детали внутреннего мира индивида и анализировать то, что скрывается за его внешними характеристиками; 2) познание ситуации — способность на основе опыта, логического анализа или интуиции распознавать тип ситуации и безошибочно определять правила игры и распределения ролей; 3) познание самого себя, то есть адекватное представление о своих психических особенностях, о сильных и слабых сторонах своей личности [11]. Сапогова Е. Е. центральными категориями процесса консультирования считает категории переживания и смысла, а к системообразующим аспектам относит понимание и интерпретацию [10]. Оба автора, не преуменьшая значимости эмоционального и интуитивного каналов восприятия, основной акцент делают на когнитивной составляющей эмпатического процесса.
В целом эмпатию можно охарактеризовать как сложное образование, включающее следующие структурные компоненты: аффективный (эмоциональный), когнитивный (познавательный), интуитивный (подсознательный) и конативный (поведенческий). Эмоциональный компонент — сопереживание или
сочувствие консультанта клиенту. Когнитивный компонент — понимание и интерпретация эмоционального состояния и высказываний клиента. Интуитивный канал — непосредственное постижение, предвосхищение состояния и мыслей клиента без логического анализа. Конативный — активная помощь клиенту со стороны консультанта.
Причиной столь большого разнообразия компонентов является, по мнению Т. Д. Карягиной, многомерность диалогического пространства, в котором осуществляется эмпатический процесс. Так же как и другие авторы, она предлагает описывать различные стороны эмпатии как «проявления сущностно единого процесса» [4, с. 51].
Эмпатия не только многокомпонентный, но еще и многоступенчатый процесс. Исследователи определили следующие звенья данного процесса: сопереживание, восприятие другого, сочувствие, внутреннее содействие, реальное содействие. Выговская Л. П. отмечает, что для каждого звена характерно автономное функционирование компонентов эмпатического процесса либо их сочетание при доминирующей роли одного из них. При этом было установлено, что каждое предыдущее звено влияет на функционирование последующего [3]. Похожую точку зрения высказывает М. А. Пономарева, которая рассматривает полный эмпатический процесс как последовательность трех звеньев: сопереживания, сочувствия и содействия [8]. Данные подходы выявляют динамический и фазовый характер феномена эмпатии.
Таким образом, эмпатический процесс является многоканальной системой отражения психической реальности, имеющей сложную динамику развития.
Совершенно очевидно, что эффективная консультативная деятельность требует от специалиста-психолога высокого уровня развития эмпатических способностей. В структуре данных способностей особо выделяют навыки слушания, которые трактуются исследователями как навыки «слышания» другого человека [2]. Их образно называют «алфавитом» или «нотами» консультирования; благодаря им становятся доступны «поэмы» и «симфонии» человеческой души. Слушание является главным инструментом при решении основых консультативных задач, направленных на: 1) понимание и создание безопасного пространства для клиента; 2) оказание помощи в актуальной жизненной ситуации.
Слушание заключается в восприятии широкого спектра сообщений, полученных от собеседника и выраженных как в вербальной, так и невербальной
форме. Процесс эмпатического слушания включает в себя также собственные ощущения и впечатления консультанта. Таким образом, к источникам знания о клиенте относят: 1) вербальные и невербальные проявления клиента; 2) личные наблюдения и переживания консультанта.
В ходе эмпатического слушания анализу подвергаются:
1. Лингвистические параметры речи: словосочетания и высказывания, используемые собеседником для информирования консультанта о своих переживаниях.
2. Паралингвистические и экстралингвистические аспекты речи. К ним относятся невербальные звуковые явления, которые передают эмоционально-интонационные и смысловые оттенки речи. Паралингвистические характеристики — темп и ритм речи, диапазон, громкость и высота голоса, тембр (окраска) голоса и др. Экстралингвистические аспекты речи — это своеобразные вкрапливания в речь: речевые паузы, крик, смех, плач, вздохи, кашель.
3. «Язык тела». К аспектам невербальной коммуникации, требующим психологического анализа, относят мимику, жестику, пантомимику, проксемику, постурологию, тактильные контакты.
Паралингвистические и экстралингвистические характеристики речи, а также «язык тела» предоставляют психологу ценную информацию о внутреннем мире собеседника.
Моделирование и анализ психической реальности другого человека требует понимания специфики эм-патической коммуникации и соблюдения ее основных условий. Среди особенностей и условий эмпатического взаимодействия консультанта и клиента можно выделить следующие.
1. Эмпатический процесс имеет свои границы. Ко-чюнас Р. отмечает, что консультант, входя в пространство собеседника, должен сохранять автономность (самость). Автор солидарен с мнением К. Роджерса, который указывал на две крайние закономерности: тенденцию полного растворения в проблемах клиента, когда консультант утрачивает самостоятельность и начинает смотреть на жизнь глазами собеседника, и тенденцию излишнего отстранения, когда чрезмерный анализ приводит к изоляции, отчуждению клиента. Поэтому сопереживание не может носить тотальный характер, а только частичный и временный [5].
2. Эмпатический процесс не может быть адекватным, если подвержен влиянию субъективного опыта консультанта. Проведение аналогий между своим опы-
том и историей клиента может привести к ошибочным выводам. Мэй Р. подчеркивает, что личные воспоминания консультанта, являющиеся свидетельством эгоцентризма, прямо противоположны эмпатии. Целью консультирования должно быть понимание клиента в соответствии с его уникальной личностной моделью. Проецирование консультантом своего опыта на состояние собеседника может иметь только вспомогательное значение. Чтобы процесс общения с клиентом был эмпатическим, консультанту необходимо абстрагироваться от личного прошлого опыта [7].
3. Эмпатический процесс является безоценочным. Бадхен А. говорит об этическом парадоксе, характерном для процесса консультирования. Как известно, этика отвечает на вопросы о критериях добра и зла. Этическое — это общее и обязательное для всех. В процессе консультирования и терапии происходит трансформация этической, нравственной реакции в эмпатический отклик. Когда психолог оказывается свидетелем момента наивысшей открытости и беззащитности человека, нравственный закон вытесняется состраданием [6]. Этические категории добра и зла остаются за пределами эмпатического процесса. Безоценочное отношение консультанта позволяет клиенту: 1) принимать свое «Я» таким, какое оно есть; 2) быть предельно искренним; 3) настроиться на внутреннюю работу по самоизменению, самокоррекции.
4. Эмпатический процесс требует овладения языком другого человека. Мэй Р. считает, что полного отождествления можно добиться лишь при использовании языка собеседника [7]. Сапогова Е. Е. также утверждает, что понимание текстов, представляющих собой связные, последовательные и целостные сообщения клиента о себе, возможно лишь при условии понимания языка, на котором этот текст излагается. Похожие проблемы могут объясняться клиентами разными словами, высказывания могут отличаться разным уровнем обобщенности и детализированно-сти, поэтому консультант должен проявлять внимание к индивидуальным «языкам» самопрезентации клиента [10].
5. Неотъемлемой частью эмпатического процесса является обратная связь с клиентом. «Считывая» невербальные реакции, психологу не следует опираться исключительно на свои ощущения. По мнению Ф. Бурнарда, выводы о правильности «языка тела» консультант должен соотносить с реальными ощущениями собеседника. Телесные проявления могут быть обусловлены комплексом разнообразных факторов: настроением, ситуацией, особенностями взаимоот-
Section 5. Work Psychology
ношений с консультантом, личностными предпочтениями собеседника. Поэтому в процессе общения психологу необходимо прояснять значение тех или иных невербальных сигналов, поступающих от клиента, а не предлагать собственные интерпретации [2].
6. Эмпатический процесс тесно связан с рефлексией, сущность которой заключается в самонаблюдении и самоанализе, в стремлении увидеть себя со стороны. Консультант должен анализировать личные переживания и реакции на собственное поведение, а также отслеживать реакции клиента на свое поведение для того, чтобы осознавать, как он воспринимается собеседником и какое влияние на него оказывает. Рефлексия является условием продуктивного анализа профессиональных ошибок и позитивных изменений личности консультанта.
В ходе консультативной деятельности у психолога могут возникать определенные проблемы. Старшен-баум Г. В. отмечает, что трудности в процессе консультирования и терапии могут проявляться на трех уровнях: телесном, эмоциональном и умственном. Соответственно, автор выделяет три пути повышения эмпатии у будущих специалистов по консульти-
рованию: 1) освобождение от телесной скованности, мышечных зажимов; 2) обучение непосредственному, искреннему выражению своих чувств; 3) освобождение от предубеждений и психологических комплексов, негативно влияющих на принятие решений [11].
Выводы:
1. Эмпатия в консультировании представляет собой сложный процесс восприятия и анализа внутреннего мира другого человека.
2. Эмпатический процесс является многоканальной системой отражения психической реальности, имеющей сложную динамику развития.
3. Основу эмпатических способностей составляют навыки слушания.
4. Эффективность консультирования определяется пониманием особенностей эмпатического процесса и соблюдением многообразных условий эмпатического взаимодействия, играющих большую роль в формировании «уникального видения клиента».
5. Тренировка эмпатии необходима для развития и совершенствования у будущих профессионалов способности к адекватному пониманию консульта-
тивного процесса.
Список литературы:
1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филинъ, 1996. - 472 с.
2. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. - СПб.: Питер, 2002. - 256 с.
3. Выговская Л. П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07/Л. П. Выговская; НИИ психологии. - Киев, 1991. - 20 с.
4. Карягина Т. Д. Философские и научные контексты проблемы эмпатии./Московский психотерапевтический журнал. - 2009. - № 4. - С. 50-74.
5. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999. - 240 с.
6. Мастерство психологического консультирования./Под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной. - СПб.: Речь, 2007. - 240 с.
7. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2002. - 256 с.
8. Пономарева М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография/М. А. Пономарева. - Минск: Бестпринт, 2006. - 76 с.
9. Роджерс К. Эмпатия [Электронный ресурс]//Под ред. Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Психология эмоций. Тексты. - М.: МГУ; 1984. - Режим доступа: http://www.klex.ru/vc, свободный. (Дата обращения: 28.04.2016).
10. Сапогова Е. Е. Понимание в психологическом консультировании./Понимание: опыт междисциплинарного исследования/Под общ. ред. Брудного А. А., Уткина А. В., Яцуты Е. И. - М.: Смысл, 2006. - С. 122-133.
11. Старшенбаум Г. В. Тренинг навыков практического психолога. Интерактивный учебник: Игры, тесты, упражнения. - М.: Психотерапия, 2008. - 416 с.