ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Раздел посвящен 120-летию со дня рождения выдающегося психолога В. С. Выготского
УДК 159.9.923.2 Д. П.Борисова
аспирант кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-maiL: [email protected]
ЭМПАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО СЛУЖАЩЕГО
В статье рассматриваются различные взгляды на понимание феномена эмпа-тии, в том числе рассмотрение этого процесса как способности. Внимание уделено особенностям эмпатических способностей сотрудников пенитенциарной системы, непосредственно контактирующих с осужденными. Приведены результаты исследования эмпатических способностей сотрудников УИС. Описываются особенности проявления эмпатии в зависимости от уровня контакта с осужденными, а также наличие ее связей с психологическими защитами и стажем службы. Ключевые слова: эмпатия; эмпатические способности; сотрудники УИС.
D. P. Borisova
Post-graduate, Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU; e-mail: [email protected]
EMPATHIC ABILITIES IN THE ACTIVITIES OF PENITENTIARY OFFICERS
The article discusses different views on the phenomenon of empathy, including the understanding of this process as a capability. Particular attention is paid to the peculiarities of empathic abilities of penitentiary employees who have a direct contact with prisoners. The article discusses the results of the research of the MIS staff's empathic abilities; describes features of empathy display depending on the
LeveL of contact with prisoners, as weLL as the existing Links with psychoLogicaL defenses and Length of service.
Key words: empathy; empathic abilities; staff of UIS.
В своих работах Л. С. Выготский большое значение уделял изучению личности и процессам ее формирования в системе общественных отношений. По мнению ученого, индивидуальная психология складывается в системе социальных отношений. Роль и место категории «личность» в концепции Л. С. Выготского занимает ключевое место. Чтобы понять внутренние психические процессы, происходящие с человеком, нужно выйти за пределы организма и искать их объяснение в общественных отношениях человека со средой. В трудах Л. С. Выготского можно отметить несколько сторон понятия «личность»: в контексте социальной природы психики; определение его места в культурно-исторической теории; формирование личности в контексте системного развития психики и т. д.
Формирование личности, по Л. С. Выготскому, представляет собой процесс культурного развития. Ученый писал, что между личностью ребенка и его культурным развитием можно поставить знак равенства и что личность формируется в результате такого исторического развития и сама по себе исторична [4, с. 1024].
По мнению Л. С. Выготского, главной задачей личности является способность занять определенную позицию в обществе [3]. Это требует от человека ориентации в этом обществе, опору на свой прошлый опыт и четкое представление о поставленных целях в будущем. Для Л. С. Выготского «личность» существует в процессе культурного развития, это социально функционирующий индивид. В его работах высказывалась идея, что человек способен произвольно управлять своим поведением, опираясь на те или иные выполняемые функции в определенной социальной системе. В каждой ситуации происходит актуализация различных усвоенных способов поведения, выработанных в ходе социального взаимодействия.
Формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности происходит, по мнению Л. С. Выготского, главным образом в общении. Общение рассматривается как процесс, основанный на понимании и передаче мыслей и переживаний. При передаче переживаний возможен перенос
индивидуальных характеристик, общающихся и формирование представленности их в чужом «Я».
Понятие «переживание» для Л. С. Выготского представляется как комплексное, включающее в себя эмоциональный, когнитивный и мо-тивационный компоненты. Эмоциональный компонент выражается в презентации в сознании отношения к среде, он является отражением значимости ситуации для личности. Оценка значимости происходит через обобщение, которое в конечном счете происходит в понятийном форме. Так, с развитием системы понятий происходит развертывание когнитивного компонента. Также переживание находит свое отражение и в побуждении человека, готовности к действиям [5].
Проблема понимания чувств других, их осознание и переживание как своих также имеет свое место во взглядах Л. С. Выготского. В его работах можно встретить и другой термин. Так, например, «вчувство-ванием» ученый обозначает объективирование психологической реакции, вызываемое каким-либо предметом, т. е. перенесение в предмет приписываемых ему собственных переживаний.
Л. С. Выготский, исходя из своей концепции, не только характеризовал чувства и эмоции, но и затронул проблему вчувствования. Процессы, о которых писал ученый, сегодня принято называть эмпатией и относить к ней сочувствие, сопереживание и др.
К настоящему времени издано большое количество научных работ, касающихся данного эмоционально проявляющегося феномена человеческих отношений, эмпатия остается еще недостаточно изученной.
Понятие «эмпатия» берет свое начало в философских учениях, но упоминается в русле этики и эстетики и восходит, прежде всего, к термину «симпатия», которое трактовалось как «понимание, отзывчивость». В таком виде термин использовался в эстетике и относился к искусству. Л. С. Выготский также через творчество обращался к категориям чувств и эмоций личности. Способность человека при восприятии произведений искусства испытывать особые «душевные движения» Аристотель объяснял тем, что в силу природы, общей всем людям, человек способен воспринимать чувства других людей, как в самой жизни, так и в произведении искусства [2].
В психологической литературе данное понятие получило распространение только в 1950-х гг. ХХ в. Благодаря развитию психотерапии и взглядам К. Роджерса, в конце прошлого века эмпатию стали характеризовать как состояние и как процесс.
До сих пор не существует какого-либо общего понимания эмпа-тии и концепций, позволяющих в полном объеме систематизировать многообразие эмпатических феноменов. Содержание понятия само по себе трактовалось в разных значениях, таких как процесс, состояние, способность. Исходя из различных взглядов, вопрос формирования и развития эмпатии психологами однозначно не определен. Ряд исследователей относят эмпатию к приобретенным способностям и высказывают возможность ее развития, некоторые придерживаются точки зрения, что это врожденная структура [1; 11]. Рассмотрим некоторые подходы.
Одни представители считают, что способность считывать эмоции, понимать и реагировать на них заложена в нас генетически. Возможность эмоционального резонанса формируется в онтогенезе раньше, чем возможность вербализации этих чувств [12; 15]. Не все человеческие эмоции мы выражаем с помощью слов. Используя невербальные средства коммуникации, человек получает большее количество информации [12]. Так, ребенок изначально ориентируется на невербальные сигналы, осваивает значение поз, жестов, интонации, а лишь потом осваивает смысловое содержание высказываний [15]. С возрастом взаимосвязь эмоционального и когнитивного компонентов выступает регулирующим звеном в выборе способов поведения. В этом направлении был проведен большой объем исследований психологом из Гарвардского университета Р. Розенталем и его студентами. Результатами их экспериментов стали выводы о том, что способность распознавать чувства по невербальным каналам положительно влияет на адаптационные, коммуникативные и эмоциональные процессы. Также были получены данные о наличии таланта к развитию эмпатиче-ских навыков [10].
Возвращаясь к мнению Л. С. Выготского, отметим, что несмотря на то, что личность - это понятие социальное, оно имеет под собой биологическую основу. Заложенные природой основы представляют большой спектр возможностей для формирования поведения. Однако выбор той или иной линии повеления в различных социальных ситуациях формируется в процессе воспитания [6].Так, в одной из своих работ Л. С. Выготский описывает личность как составляющую двух сфер:
- особенности наследственной конституции человека;
- склад личности, выработанный под влиянием приобретенных реакций.
По мере становления личности в обществе способы поведения не просто копируются, а выбираются. В широком смысле такие «социальные способы поведения, примененные к самому себе», являются высшими психическими функциями. В работе «История развития высших психических функций» они рассматриваются как проявление личности в активной форме или система реакций. По мнению автора, это позволяет изучать личность через внешние проявления, реконструируя внутреннее содержание.
Источником возникновения высших психических функций Л. С. Выготский видит в системе социальных отношений. Механизм протекания социальных отношений становится механизмом протекания психических процессов, которые становятся функциями индивида, т. е. эти отношения получают в психике конкретного индивида новое содержание.
Основываясь на этих взглядах, Т. Д. Карягина рассматривает эм-патию так же, как высшую психическую функцию, и обозначает принадлежность способности к сопереживанию к врожденной функции, и к первичной форме проявления эмпатии относит «эмоциональное заражение». Однако автор не отрицает влияния на развитие способности к эмпатии внешних факторов, одним из которых является семья и воспитание [11]. С помощью взаимодействия и общения взрослых с ребенком происходит «развертывание» процесса эмпатии с помощью насыщения эмоционального опыта. «Постепенно в ходе общения со взрослыми происходит усвоение форм проявления "разделенных" эмоций, причем как предписаний, так и запретов в этой области» [11]. Усвоению способствуют «разделения» своего эмоционального состояния от чувств другого культурные средства, правила вежливости, чуткости, различного рода ритуалы и правила поведения в жизненных ситуациях. Такое общение позволяет сформировать «эмпатические автоматизмы». В обыденной жизни они представляются в достаточно сжатом варианте и проявляются только в необходимых ситуациях, выходящих за рамки привычной. Такие образования в психике человека помогают ему противостоять дискомфорту и дистрессу, наблюдая негативные эмоции других людей.
К сторонникам второй группы относится Т. П. Гаврилова, которая рассматривала процесс формирования эмпатии как онтогенетический процесс. По мнению исследователя, первоначально формируется способность воспринимать другого в качестве обособленного объекта.
Затем формируется способность занимать позицию другого человека и оценивать окружающий мир с точки зрения своего собеседника [8].
Взгляды М. Хоффман (М. Hoffman) также можно отнести ко второй группе концепций. Исследователь является автором широко известной теории развития эмпатии. Исходя из проведенных исследований, дети в своем развитии проходят ряд преобразований процесса эмпатии: от неосознавания различий между своими и чужими переживаниями к дифференцировке как своих, так и чужих переживаний. По мнению ученого, этот процесс проходит четыре стадии: глобальная эмпатия, эгоцентрическая эмпатия, сочувствие к переживаниям других, сочувствие к общему состоянию другого человека [1].
А.Г. Басова также поддерживает идею, что способность к эмпатии можно приобрести. Так, в своей статье «Формирование эмпатии» автор приводит анализ взглядов на процесс формирования и развития эмпатических способностей [1].
Среди зарубежных исследований выделяются взгляды на приобретение эмпатии, к которым можно отнести процесс научения, социализации и социального взаимодействия (A. Bohart, L. Greenberg), также на формирование данного качества влияют стиль воспитания (M. Shaffer), усвоенные в семье социальные схемы (E. Stotland) (цит. по: [1, с. 632]).
Исследователи данного подхода склонны отмечать зависимость уровня развития эмпатии от возраста, соответственно связывая этот феномен с полученным социальные опытом. Например, К. Брайант (K. Bryant) в своем исследовании эмпатических способностей детей школьного возраста приходит к выводу, что с возрастом у детей наблюдается повышение уровня эмпатии (цит. по: [1, с. 632]).
Однако точных данных, позволяющих определить, в какой момент жизни происходит формирование или развитие эмпатии, сейчас еще нет. Но большинство исследователей, сторонников обоих подходов, ссылаются на проявление эмпатических способностей, хотя и не в полном объеме, еще в детском возрасте.
Эмпатию как способность можно отследить только через деятельность. В процессе межличностного общения нередко мы сталкиваемся с проблемой, связанной с пониманием другого человека. Необходимо учитывать, что способности людей к распознанию эмоций могут значительно расходиться - для кого-то достаточно незначительных
изменений в поведении, чтобы определить актуальное состояние человека, а для кого-то необходимо продолжительное время для отслеживания экспрессивных проявлений для оценки переживаний другого [7]. Большое значение в процессе понимания эмоций других людей многие авторы уделяют личному опыту субъекта, т. е. случаев переживания подобных чувств в прошлом.
Наиболее распространенный способ решения сложившейся ситуации - это выяснение волнующих нас вопросов с помощью диалога. Но не всегда данный прием может привести к положительным результатам. Различные невербальные способы общения порой могут предоставить нам больше информации. Они позволяют налаживать и поддерживать психологический контакт, помогая выстроить образ собеседника [7]. Такая форма общения необходима для возникновения в собеседнике эмпатического отклика. Так, Г. Б. Горская составляющим звеном эмоциональной компетентности выделяет «способность человека ориентироваться в эмоциях других людей и своих собственных, распознавать их по внешним признакам, и способность выражать свои эмоции так, чтобы они были понятны другим» [9, с. 31].
В качестве одного из механизмов развития способностей может быть рассмотрен потенциал. Соответственно следует ввести такое понятие, как «эмпатийный потенциал личности». «Эмпатийный потенциал - предрасположенность и возможности личности к вчув-ствованию - проникновению в объекты социальной природы, то есть способность к принятию роли, к аффилиации и опыт данного переживания в эмоциональной памяти испытуемого» [7, с. 49]. Лица с достаточно высокими показателями потенциала способны без проблем определять переживания другого лица (модальность) и способны соответствовать данному положению, демонстрировать чувства, предвидеть эмоциональное состояние - давать эмоциональный отклик на актуальное состояние партнера. В свою очередь, лица с низким эмпатийным потенциалом не всегда точно способны распознать эмоциональные состояния объекта эмпатии и соответствовать его переживаниям, а также давать адекватные эмоциональные реакции на происходящее (дают эмоциональный отклик на переживания, испытывая при этом противоположные чувства) [7; 13].
Исходя из описанных аспектов и важности эмпатического процесса в жизни людей сейчас во многих работах, посвященных
исследованию эмоционального компонента личности, а точнее, эмпа-тии, уделяется большое внимание именно гуманитарному направлению, ведь именно в профессиях, связанных с контактом с людьми, важно найти подход к другой личности.
Рассматривая работы в указанной области, чаще встречается ссылка на деятельность психологов, врачей, но упускается из виду одна из основополагающих структур благополучного общества - правоохранительные органы. Деятельность этих специалистов является специфичной. Лица, несущие службу в учреждениях уголовно-исполнительной системы, постоянно вовлечены в атмосферу чужих негативных эмоций. Также сотрудник - это та личность, которая может быть утешителем, ему необходимо вникать в проблемы осужденных, оказывать им посильную помощь в разрешении сложных ситуаций. Данный факт и переживания, связанные с чужими проблемами, не могут не сказаться на личности и работоспособности сотрудника [14].
Сегодня большую популярность имеет изучение эмпатии, но возможные изменения под влиянием негативной ситуации должным образом не рассматривались. Работ, посвященных изучению эмпатии сотрудников уголовно-исполнительной системы, не так много. Однако один из наиболее важных компонентов деятельности - контакт с группой спецконтингента - в научных работах практически не освещается.
Важным для изучения является именно этот контингент, так как, исходя из взглядов Л. С. Выготского, личность является своеобразным синтезом качеств самого индивида, а также интериоризирован-ных субъективно-интенциональных качеств других людей, с которыми происходит его взаимодействие. В работах прослеживается четкое представление о развитии личности в социуме: целостная личность формируется только посредством интериоризации в конкретного человека других личностей («через других мы становимся собой»).
Соответственно возникает вопрос, а как же личность спецконтингента влияет на личность сотрудников, находящихся с ними в контакте. На основании этой проблемы нами было проведено исследование влияния непосредственного общения данных групп на эмпатические способности сотрудников пенитенциарной системы.
В исследовании приняли участие 89 человек. Возрастная категория: от 23 до 60 лет. Стаж службы - от 1 года до 18 лет. В исследование включены мужчины и женщины. Группы сформированы в зависимости
от рода деятельности: 67 человек - служащие пенитенциарной системы (22 сотрудника УИС, которые работают в инспекциях, имеют контакт с условно осужденными; 24 - работающие в следственных изоляторах; 21 - не имеющих контакта с осужденными) и 22 человека - гражданские работники, не связанные с правоохранительными органами.
В исследовании использовались:
• методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко (тестовая методика позволяет определить значимость параметров в структуре эмпатии, таких как: «Рациональный канал эмпатии», «Эмоциональный канал эмпатии», «Интуитивный канал эмпатии», «Установки, способствующие или препятствующие эмпатии», «Проникающая способность в эмпатии», «Идентификация в эмпатии»);
• методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна (позволяет установить общие эмпатические тенденции испытуемого);
• опросник Плутчика-Келлермана Конте для определения «Индекса жизненного стиля» (дает возможность получить показатели по восьми видам защитных механизмов: вытеснение, отрицание, подавление, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, рационализация и регрессия).
Значимое различие (р -0,003) в уровне эмпатии между сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции (среднее значение (М) -27,57) и сотрудниками СИЗО, работающих без контакта с осужденными (М - 16,17) по методике «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна. У сотрудников второй группы не стоит задача оценки эмоционального состояния и оказания воспитательных воздействий на спецконтингент, поэтому они в меньшей степени уделяют внимание переживаниям и общему состоянию других.
Отмечается разница между сотрудниками правоохранительных органов и гражданскими лицами в проявляемых защитных механизмах: служащие уголовно-исполнительных инспекций в меньшей степени склонны прибегать в своем поведении к регрессии и замещению, также сотрудники СИЗО, контактирующие с осужденными, менее склонны использовать подавление.
Используя корреляционный анализ Спирмена, нами был проведен анализ имеющихся связей между параметрами, в результате которого получены следующие результаты.
подразделение Меап Rank
Регрессия р -0,002 УИИ 16,55
Гр.л. 28,45
Замещение р -0,001 УИИ 16,14
Гр.л. 28,86
Подавление р -0,004 СИЗО 18,13
Гр.л. 29,36
Таблица
Результаты, полученные с помощью критерия и Манна-Уитни для сотрудников УИС и гражданских лиц
У сотрудников (со стажем от 5 до 10 лет), контактирующих с осужденными, наблюдается снижение значений по параметру «рациональная эмпатия» (гб = 0-,367*, р -0,012). Это находит подтверждение и в связи других параметров - общего уровня эмпатии со стажем: у служащих 5-10 лет сотрудников отмечается снижение эмпатийного потенциала (гб = -0,362*, р -0,013), т. е. имеется обратная связь между параметрами «стаж» и «эмпатия». Такие проявления возможны в силу того, что при работе с большим количеством людей не возникает повышенного интереса к переживаниям окружающих. Однако у сотрудников со стажем более 10 лет уровень эмпатии повышается (чем больше стаж - тем выше уровень эмпатии) (гб = 0,329*, р -0,025). Это может быть обусловлено тем, что эти сотрудники более эмоционально устойчивы, у них не наблюдается колебаний в эмоциональной сфере, и они способны допускать некоторые чувства по отношению к окружающим, нежели молодые сотрудники, которым приходится еще справляться с ситуациями постоянного нахождения в стрессе.
У сотрудников СИЗО, работающих без контакта с осужденными, отмечаются отрицательные корреляционные связи стажа с интуитивной эмпатией (для молодых сотрудников до 5 лет: гб = -0,527*, р -0,014) и с проникающей способностью (для сотрудников со стажем более 10 лет: гб = -0,502*, р -0,020). Это может быть обусловлено тем, что молодые сотрудники еще не обладают развитыми навыками общения с профессиональной группой и на интуитивном уровне не могут разграничивать поступающую информацию в полном объеме. У сотрудников этой же группы с большим стажем происходит обратный
процесс - большой опыт позволяет им достаточно быстро и точно определять изменения в эмоциональном фоне людей.
Для сотрудников инспекций со стажем от 5 до 10 лет характерно снижение общего уровня эмпатии (гз = -0,547**, р -0,008), т. е. чем больше стаж работы, тем ниже величина эмпатии. Это может быть обусловлено эмоциональной опустошенностью за время становления себя в профессиональной деятельности, потребностью и стремлением к самосовершенствованию и карьерному росту, что обусловливает большую обращенность на себя, свой внутренний мир и трудовую деятельность.
В выборке не контактирующих с осужденными отмечается больший спектр использования различных защит в отличие от контакти-руемой выборки. Сотрудники, работающие в непосредственном контакте с осужденными, склонны в своем поведении прибегать к таким защитам, как отрицание, при хорошо развитом эмоциональном канале эмпатии (гз = 0,440*, р -0*,002); подавление при сниженных показателях способности к идентификации и проникающей способности (проникающая способность: гз = 0,361*, р -0,014; идентификация гз = 0-,373*, р -0,011); реактивное образование при установках, не способствующих эмпатии (гз = 0-,294*, р -0,047).
Перечисленные выше особенности работы пенитенциарных служащих и полученные нами результаты исследования дают основание считать, что высокий уровень эмпатии по отношению к спецконтингенту может мешать выполнению служебных задач, но и недостаток эмпатии способен провоцировать коммуникативные трудности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басова А. Г. Формирование эмпатии // Молодой ученый. - 2013. - № 5. -С. 631-633.
2. Бенеш Н. Л. Эмпатия как важнейшее личностное качество // Альманах современной науки и образования. - 2007. - № 1. - С.49-51.
3. Выготский Л. С. Дефект и сверхкомпенсация // Собр. соч. : в 6 т. - Т. 5. -М. : Педагогика, 1983. - С. 34-49.
4. Выготский Л. С. Конкретная психология человека // Психология развития человека. - М. : Смысл ; Эксмо, 2005. - С. 1020-1038.
5. Выготский Л. С. Лекции по психологии // Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. - Т. 2. - М. : Педагогика, 1982. - С. 363-465.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Краткий курс. - М. : Работник просвещения, 1926.
7. Гончаренко Е. С. Развитие эмпатийного потенциала личности (на материале исследования детей 7-8 лет) : дис. ... канд. психол. наук. - Краснодар, 2003. - 244 с.
8. Горбатова Е. А. Эмпатия: психологическая структура и механизмы реализации. Исследования в области практической психологии. Ученые записки СПбГИПСР. - 2014. - Вып. 1. - Т. 21. - С. 23-29.
9. Горская Г. Б. Программа «Учение всю жизнь в Европе»: цели и пути осуществления // Содержание социально-гуманитарного образования в меняющемся мире: междициплинарный подход / под ред. А. Н. Ким-берга, О. А. Оберенко. - Краснодар : КубГУ, 2000. - С. 31-32.
10. Гришкова Н. М. Эмпатия в профессиональной деятельности юриста // Уголовно-исполнительная система России в условиях реформирования : Сборник материалов Межвузовск. науч.-практ. конф. адъюнктов, курсантов, студентов и слушателей (Вологда, 30 апреля 2010 г.). - Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2010. - С. 124-127.
11. Карягина Т. Д., Иванова А. В. Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию. Консультативная психология и психотерапия. - 2013. - № 4. - С. 182-207.
12. Крылов А. А. Психология : учебник. - 2-е изд. - Проспект, 2005. - 752 с.
13. Лабунская В. А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В. А. Лабунскя, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. - М. : Академия, 2001. - 288 с.
14. Погадаева Е. В. Специфика эмоционального интеллекта сотрудников уголовно-исполнительной системы // Молодой ученый. - 2014. - № 4. -С. 711-713.
15. Юсупов И. М. Психология эмпатии : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. -СПб., 1995. - 21 с.