Научная статья на тему 'Об опыте формирования у осужденных эмпатийного поведения'

Об опыте формирования у осужденных эмпатийного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
303
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ / ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА / СПОСОБНОСТЬ СОЧУВСТВОВАТЬ И СОПЕРЕЖИВАТЬ / СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ СЕНЗИТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дорошенко И. С.

В статье обосновывается актуальность коррекционной деятельности психолога с осужденными по развитию у них способности к эмпатии. В качестве доказательства необходимости формирования у осужденных эмпатийного поведения приводится соответствующий опыт известных писателей и психологов. Представлены также структура и содержание конкретной психокоррекционной программы, успешно применяемой в работе психологической службы УФСИН России по Тульской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об опыте формирования у осужденных эмпатийного поведения»

Об опыте формирования у осужденных эмпатийного поведения

■ И.С. ДОРОШЕНКО - начальник психологической службы УФСИН России по Тульской области, кандидат психологических наук

В статье обосновывается актуальность коррекционной деятельности психолога с осужденными по развитию у них способности к эмпатии. В качестве доказательства необходимости формирования у осужденных эмпатийного поведения приводится соответствующий опыт известных писателей и психологов. Представлены также структура и содержание конкретной психокоррекционной программы, успешно применяемой в работе психологической службы УФСИН России по Тульской области.

Ключевые слова: эмпатия; эмоциональная чувствительность и отзывчивость; понимание эмоционального состояния человека; способность сочувствовать и сопереживать; социально-психологический тренинг сензитивности.

Рост числа убийств в Российской Федерации в последние годы указывает на то, что такая социальная ценность, как человеческая жизнь, подверглась существенной девальвации. В качестве некоторых характерологических особенностей осужденных, отбывающих наказание по ст. 105, 111, 162, 131, 132 УК РФ, то есть совершивших агрессивно-насильственные действия против личности - убийства, изнасилования, причинение тяжких телесных повреждений, разбои, можно отметить агрессивность, пренебрежительное отношение к людям, эгоцентризм. Работая над программой «Формирование эмпатийного поведения», мы предполагали, что

особое место в психокоррекционной работе с осужденными должно уделяться развитию эмоциональной отзывчивости, умению чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему.

Актуальность развития эмпатийного поведения у осужденных обусловлена задачами, стоящими перед сотрудниками УИС в работе с лицами из числа спецконтингента, среди которых:

- предотвращение преступлений против личности в условиях лишения свободы;

- подготовка к жизни на свободе;

- предотвращение рецидива преступления.

Развитие у осужденных таких качеств, как

рефлексивность поведения, сензитивность и

Актуальные вопросы психологии, педагогики и социальной работы

51

эмпатия, представляется нам чрезвычайно важным при решении вышеперечисленных задач.

Среди осужденных нередко встречаются люди, которым свойственна так называемая эмоциональная тупость, выражающаяся в слабой эмоциональной реакции на окружающих. Таким людям присущи вялость, пассивность, у них трудно вызвать какие-либо эмоции, поэтому их часто называют бессердечными.

В.А. Семенов к положительным качествам осужденного относит следующие:

- доброжелательность (умение радоваться успехам других осужденных, готовность оказать им помощь, сделать добро);

- сострадательность (умение проявлять беспокойство за чью-то судьбу);

- впечатлительность (эмоциональное отношение к окружающему, восприимчивость, чуткость);

- оптимизм (вера в будущее);

- отзывчивость (готовность проявить сочувствие, откликнуться на страдания другого человека, сопереживать)1.

В то же время люди, которым свойственна эмоциональная тупость, характеризуются душевной холодностью, опустошенностью, черствостью, бессердечием. Их эмоциональный репертуар резко ограничен, в нем нет реакций, включающих нравственные, этические и эстетические чувства. Такой тип реагирования обозначается иногда как моральная идиотия.

Чтобы правильно выстроить процесс ресо-циализации осужденных, необходимо прежде всего работать над устранением причин и условий, которые привели осужденного к совершению преступления. На наш взгляд, отсутствие у человека способности к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, а также готовности оказать им посильную помощь отражает личностные особенности, вследствие которых человек оказался в местах лишения свободы.

Вольная или невольная изоляция негативно отражается на психологическом состоянии любого человека: повышаются тревожность и возбудимость, появляется эмоциональная неустойчивость, поведение становится непредсказуемым. Тем более это характерно для осужденных. Нередко, находясь в условиях лишения свободы, они проявляют жестокость и агрессивность. Жестокость, усиливающаяся в местах лишения свободы, появляется из-за желания освободиться от запретов, связанных с лишением свободы. Писатель В. Шаламов, отбывавший наказание в ГУЛАГовских лагерях, пишет: «заключенный приучается к лодырничеству, к общаку, к злобе на всех и вся. Он боится повторений своей судьбы - боится соседей, боится всего, чего не должен бояться человек»2.

В. Франкл, узник фашистского лагеря, отмечал, что «человек не свободен от условий. Но свободен занять позицию по отношению к ним. От него в пределах его ограничений зависит,

сдастся ли он, уступит ли он условиям. Он может подняться над ними и таким образом открыться и войти в человеческое измерение. Никогда нельзя сказать, что сделает лагерь с человеком: превратится ли он в типичного лагерника или останется человеком»3.

Ф.М. Достоевский определил тюрьму, как «мертвый» дом: «Я бы никак не мог представить себе, что страшного и мучительного в том, что все десять лет моей каторги ни разу, ни одной минуты не буду один? На работе всегда под конвоем, дома с двумястами товарищей и ни разу, ни разу - один!»4

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение (вчувствование) в переживания другого человека. Термин «эмпатия» ввел Э. Тит-ченер, обобщивший развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. Эмпатия представляет собой «сплав» эмоционального отклика, сопереживания эмоциональному состоянию другого человека и понимания его. Для определения понятия «эмпатия» нередко пользуются термином «вчувствование в другого». По словам американского психолога К. Роджерса, «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Так ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает».

Эмпатия - одно из важнейших свойств личности, без которого невозможно полноценное общение. Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека, когнитивную эмпатию, которая базируется на интеллектуальных процессах (сравнивание, аналогия и т.п.), и предикативную эмпатию - способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Эмпатию можно выражать как вербаль-но, так и невербально, с помощью языка тела, пространства, времени и т.д.

Установлено, что эмпатическая способность человека возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта, так как важным фактором для развития эмпатии является формирование рефлексивной стороны (самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, знание и понимание субъектом самого себя), отсутствие замкнутости в рамках непосредственного эмоционального опыта. Эмпатия легче реализуется в случае сходства в поведенческих и эмоциональных реакциях субъектов.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ • НАКАЗАНИЕ • ИСПРАВЛЕНИЕ

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитое чувство эмпатии у человека - ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению при осуществлении межличностных взаимоотношений, контактов. В основе эффективного общения, несомненно, лежит методика эффективного слушания и умения говорить. Б. Бест и М. Бердж включают и эмпатию: «Общаясь, всегда полезно войти в положение другого человека и попытаться понять его чувства, то есть сделать то, что называют "влезть в его шкуру" и "войти в его ботинки и пройти хотя бы милю", может быть, вспомнить, что и с вами было что-то подобное»5.

При формировании эмпатийного поведения у осужденных мы использовали такой метод, как тренировка чувствительности в форме социально психологического тренинга сензитивности. Психологической базой для этого метода служит перестройка установок личности, определяющая изменение отношения к себе и другим людям. С этой целью метод развивает такие личностные качества, как чувствительность, восприимчивость к психологическому состоянию окружающих, их установкам и стремлениям. Выбранная форма - групповой социально психологический тренинг - обеспечивает условия, где человек имеет возможность видеть себя со стороны, а других как бы изнутри, именно поэтому мы решили отдать предпочтение данной форме работы.

Для того чтобы развить у человека желаемые качества, следует, прежде всего, показать ему неэффективность имеющихся у него стереотипов взаимодействия с другими людьми. Затем нужно целенаправленно изменить его поведение и, наконец, закрепить новые, более гибкие стратегии общения. В соответствии с этими задачами в процессе тренинга можно выделить три стадии: «оттаивание», изменение и «замораживание». Главная задача первой стадии - уменьшить силу, стабильность и ценность прежних установок; второй - изменить стереотипы своего поведения и поведения участников, а третьей - стабилизировать те способы, которые оказались наиболее полезными.

В соответствии с поставленными целями и задачами исследования нами был использован психодиагностический комплекс методик: методика исследования уровня эмпатийных тен-

денций, Басса-Дарки, РНЖ, уровня эмпатийных способностей. В эксперименте приняли участие 32 осужденных.

При проведении тренинга мы использовали несколько блоков:

1. Самосовершенствование, развитие у осужденных самопознания и самопонимания.

2. Развитие наблюдательской сензитивности.

3. Развитие понимания свойств, качеств и состояний других людей.

4. Развитие способности к сочувствию и сопереживанию по отношению к другим людям.

Эффективность тренинговой программы доказывают следующие показатели:

- улучшение понимания осужденными себя и своих проблем, высокая степень осознания своего преступления, стремление к самовоспитанию, а именно: осужденные после участия в тренинге неоднократно обращались с просьбой о консультации по личной инициативе (до участия было всего два обращения, после участия - 13, то есть количество обращений увеличилось в 6,5 раз), стали проявлять заинтересованность в психологическом просвещении (обращение с просьбами об участии в дальнейших тренингах и проведении лекционных занятий);

- адекватное условиям колонии поведение, приобретение умения утверждать свои права и собственную ценность, не ущемляя прав и ценности других людей, о чем свидетельствуют следующие факты: трое осужденных - участников занятий - подали заявление о полном признании своей вины в совершенном преступлении, ни один из участников тренинга не выступил участником конфликтных ситуаций, а также не совершал противоправных действий, направленных против личности человека в последующем.

Следствием изменений в психическом состоянии и поведении осужденных стали уменьшение количества конфликтных ситуаций и улучшение социально-психологического климата в коллективах осужденных.

■ ПРИМЕЧАНИЯ:

1 См.: Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология: Учеб. 2-е изд. Рязань, 2003. С. 191.

2 Шаламов В. Красный крест. М., 1982. С. 30.

3 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 138139.

4 Достоевский Ф.М. Записки из мертвого дома. М., 1965. Т. 3. С. 140-141.

5 Цит. по: Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 1995. С. 56. _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.