Научная статья на тему 'Роль эмпатических способностей в профессиональном становлении личности'

Роль эмпатических способностей в профессиональном становлении личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1922
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / РАЦИОНАЛЬНЫЙ КАНАЛ ЭМПАТИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КАНАЛ ЭМПАТИИ / ИНТУИТИВНЫЙ КАНАЛ ЭМПАТИИ / УСТАНОВКИ / СПОСОБСТВУЮЩИЕ ИЛИ ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭМПАТИИ / ПРОНИКАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ В ЭМПАТИИ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ЭМПАТИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колосунин И. А., Савочкина М. Г., Родин О. В., Токарева Н. Г.

В статье приводятся результаты изучения такого показателя психического здоровья как эмпатия. Проанализированы показатели эмпатических способностей в аспекте профессионального становления личности. Изучены диагностические показатели общего уровня эмпатии и отдельные компоненты эмпатии: рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие или препятствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии, идентификация в эмпатии. Проведена оценка совокупности признаков, характеризующих психический склад индивидов: способность входить в эмоциональный резонанс с окружающими, действовать в условиях дефицита исходной информации о партнерах, диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Исследование проведено с использованием психодиагностической методики: «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, направленной на изучение показателей эмпатии. Выявлены достоверные зависимости психологических характеристик разноуровневых показателей эмпатии и их обобщенностью. Обоснованы закономерности взаимосвязи психологических характеристик каналов эмпатии и профессионального становления личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Колосунин И. А., Савочкина М. Г., Родин О. В., Токарева Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EMPATHIC ABILITIES IN THE PROFESSIONAL FORMATION OF THE PERSONALITY

The article presents the results of study of such indicator of mental health as empathy. The article analyses indicators of empathic abilities in the aspect of professional formation of the personality. Diagnostic indicators of the General level of empathy and individual components of empathy were studied: rational channel of empathies, emotional empathy channel, intuitive channel of empathy, guidlines, promotins or inhibiting empathy, penetration ability in empathy, identification in empathy. Assessment of the totality of signs characterizing the mentality makeup of individuals: the ability to enter into emotional resonance with others, to operate in conditions of lack of initial information about the partners, the range of emotional responsiveness and empathic perception. The study was conducted with the use of psychodiagnostic methods: Methods of diagnosing the level of empathic abilities by Boyko focused on the study of indicators of empathy. Reliable dependence of psychological characteristics of the multi-level indicators of empathy and their generality were demonstrated. Recommendations the lows of interrelationship of the psychological characteristics of the empathy channels and professional formation of the personality were substantiated.

Текст научной работы на тему «Роль эмпатических способностей в профессиональном становлении личности»

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва

УДК 159.923:61:37

РОЛЬ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ

ЛИЧНОСТИ

Колосунин И.А., Савочкина М.Г., Родин О.В., Токарева Н.Г.

ФГБОУ ВО Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г.

Саранск, Российская Федерация

Аннотация. В статье приводятся результаты изучения такого показателя психического здоровья как эмпатия. Проанализированы показатели эмпатических способностей в аспекте профессионального становления личности. Изучены диагностические показатели общего уровня эмпатии и отдельные компоненты эмпатии: рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие или препятствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии, идентификация в эмпатии. Проведена оценка совокупности признаков, характеризующих психический склад индивидов: способность входить в эмоциональный резонанс с окружающими, действовать в условиях дефицита исходной информации о партнерах, диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Исследование проведено с использованием психодиагностической методики: «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, направленной на изучение показателей эмпатии. Выявлены достоверные зависимости психологических характеристик разноуровневых показателей эмпатии и их обобщенностью. Обоснованы закономерности взаимосвязи психологических характеристик каналов эмпатии и профессионального становления личности. Ключевые слова: личность, рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие или препятствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии, идентификация в эмпатии.

Введение. Феномен эмпатии имеет социально - психологическое происхождение и многоуровневую структуру, в которую входят психологические, психофизиологические и социально-психологические уровни. Эмпатия включает в себя множество различных процессов, в том числе и восприятие людей и их поступков на эмоциональном уровне, которому свойственна собственная специфика. Большое количество исследований посвящено изучению структуры, уровней и особенностей эмпатии [1-4]. Под эмпатийным пониманием подразумевают некую социализацию личности человека, которая формируется благодаря взаимодействию между собой аффективных, когнитивных и действенных элементов. Эмпатия состоит из двух наиболее важных факторов, коими являются интуитивное восприятие и отзывчивость. Впрочем, не следует упускать из виду и то, что существенная роль отводится рациональному восприятию респондента. Негативное оценочное суждение и соответствующая реакция на переживания и чувства оппонента, на определенные его действия, вовсе не исключают хорошего к нему отношения в целом, проявляя эмпатию в отношении респондента, можно оставаться совершенно нейтральным в эмоциональном плане. Развитая эмпатия — является наиболее важным составляющим успеха в той сфере человеческой деятельности, где необходимо не только уметь воспринимать другого человека на эмоциональном уровне, но и прекрасно понимать душевное состояние своего оппонента. Подытожив выше сказанное, можно с уверенностью утверждать, что эмпатии отводится одна из самых важных ролей в процессе формирования личности. Кроме того, эмпатия оказывает самое что ни на есть прямое влияние на то, какие люди будут окружать в дальнейшем, то есть, формирует не только личностные качества, но и круг общения. С ее помощью человек приобщается к миру переживаний других людей, формирует представление не только о своих ценностях, но и о ценностях других людей, происходит профессиональное становление личности.

Материал и методы исследования. В данном исследовании приняло участие 157 подростков в возрасте от 15 до 19 лет из них: студентов медицинского колледжа -78 человек: девушек - 79%, юношей - 21% (1 группа), студентов медицинского института - 79 человек: девушек - 66%, юношей - 34% (2 группа). Изучение показателей эмпатии проведено с использованием следующего психодиагностического метода: «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко. Данная методика позволяет выявить общий уровень эмпатии, а также каналы эмпатии: рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие или препятствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии, идентификация в эмпатии [5].

Результаты исследования. В ходе исследования проведен анализ такого показателя психического здоровья как общий уровень эмпатии, а также каналов эмпатии: рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие или препятствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии, идентификация в эмпатии.

ISSN 2226-7417

2017, том 19 [12]

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2017-19-12

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва

Анализируя результаты методики диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко установлено, что у большинства обследуемых 1-й и 2-й групп выявлен средний уровень эмпатии (53% и 65% соответственно), у обследуемых 1-й группы показатель низкого уровня эмпатии отмечен у 24%, у обследуемых 2 группы - у 13%.

Сравнительный анализ эмпатических способностей показал, что у большинства обследуемых как 1-й группы так и 2-й группы преобладающими являются установки способствующие эмпатии (20% и 20% соответственно) -это совокупность устойчивых поведенческих реакций индивида, непосредственно влияющих на действие каждого из каналов эмпатии и обусловливающих повышение или понижение их результативности, предрасположенность к устранению препятствий в общении.

У обследуемых 1-й группы ведущими являются показатели интуитивного канала эмпатии (18%) - способность к формированию представлений о состоянии и поведении эмпатируемого посредством заключённого в подсознании личного опыта. Эта величина характеризует возможность действовать при наличии недостаточных сведений о партнёре. При интуитивном восприятии роль оценочных стереотипов отчасти снижается по сравнению с условиями сознательной деятельности. В то же время подсознание способно обработать существенно больший объём информации, заключённый в предыдущем опыте межличностного взаимодействия, благодаря чему происходит эффективное обобщение знаний и предположений о другом человеке.

У 18% обследуемых 2-й группы выявлен рациональный канал эмпатии, у 17% выявлена проникающая способность в эмпатии, в равной степени представлены эмоциональный канал эмпатии (15%), идентификация в эмпатии (15%), у 14% - интуитивный канал эмпатии.

У обследуемых 1 группы в равной степени (15%) представлены показатели следующих каналов: 1. Эмоциональный канал эмпатии - способность сочувствовать, сопереживать другому человеку, возможности развития эмоциональных процессов, соответствующих состоянию партнёра. Проявление эмоциональной отзывчивости служит важным фактором появления устойчивой взаимосвязи между эмпатирующим и эмпатируемым, которая создаёт условия для эффективного взаимовлияния и межличностного взаимодействия. 2. Проникающая способность в эмпатии - поведенческое и коммуникативное свойство, указывающее на возможность создания доверительной, доброжелательной атмосферы при общении, которая позволяет обеспечить стабильно высокий уровень взаимодействия, повысить степень эмпатии. 3. Идентификация в эмпатии - способность к пониманию другого человека через ощущение самого себя в его роли, важнейшим фактором идентификации является способность к подражанию.

У 14% обследуемых 1 группы выявлен рациональный канал эмпатии — показатель, связанный со способностью фокусировать внимание на разнообразных сторонах сущности другого человека. При этом у эмпатирующего самопроизвольным образом возникает интерес к индивиду — объекту эмпатии, его внутреннему состоянию, особенностям мышления и поведенческим реакциям. Рациональный канал не подразумевает устойчивой мотивации к восприятию другого человека: это стремление появляется спонтанно, что, в свою очередь, становится основой для возникновения эмоционального и интуитивного отражения. (Рис.1).

25 20 15 10

Рациональный канал эмпатии

Эмоциональный Интуитивный канал эмпатии канал эмпатии

Установки, способствующие эмпатии

Проникающая способность в эмпатии

Идентификация в эмпатии

I группа 1

14

16

18

20

16

16

I группа 2

18

15

14

20

17

15

Рис.1 Показатели эмпатии

Заключение. Анализируя результаты проведённого исследования можно сделать заключение, что у обследуемых 1 группы (студенты медицинского колледжа) и 2 группы (студенты медицинского института) выявлен средний уровень эмпатических способностей, примерно треть обследуемых обладает низким уровнем эмпатии, что свидетельствует о необходимости развития эмпатии в процессе профессионального обучения.

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва

Развитая эмпатия позволяет больше внимания уделять не впечатлениям, производимым другим человеком, а его внутренним переживаниям и проблемам, она служит серьезным трамплином для становления личных отношений. Эмпатия - качество, развивающее общечеловеческие ценности, способствующее росту личности и являющееся основным признаком профессионального роста. Эмпатию можно развивать намеренно и осознанно. Особенно легко данное личностное свойство поддается коррекции в подростковом возрасте, обеспечивая человеку более успешную социальную жизнь в будущем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Бенеш Н.Л. Эмпатия как важнейшее личностное качество // Альманах современной науки и образования. 2007. №1. - С. 49-51

[2] Ситяева С.М. Психологические особенности эмпатии подростков // Амурский научный вестник. 2013. №3. - С. 151-15

[3] Холл К.С. Теории личности. М. 2000. - 280 с.

[4] Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. М.: Гардарики, 2003. - 314 с.

[5] Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. - 472с.

THE ROLE OF EMPATHIC ABILITIES IN THE PROFESSIONAL FORMATION OF THE PERSONALITY

Kolosunin I.A., Savochkina M.G., Rodin O.V., Tokareva N.G.

National Research Mordovia State University N.P. Ogarev, Saransk, Russian Federation

Annotation. The article presents the results of study of such indicator of mental health as empathy. The article analyses indicators of empathic abilities in the aspect of professional formation of the personality. Diagnostic indicators of the General level of empathy and individual components of empathy were studied: rational channel of empathies, emotional empathy channel, intuitive channel of empathy, guidlines, promotins or inhibiting empathy, penetration ability in empathy, identification in empathy. Assessment of the totality of signs characterizing the mentality makeup of individuals: the ability to enter into emotional resonance with others, to operate in conditions of lack of initial information about the partners, the range of emotional responsiveness and empathic perception. The study was conducted with the use of psychodiagnostic methods: Methods of diagnosing the level of empathic abilities by Boyko focused on the study of indicators of empathy. Reliable dependence of psychological characteristics of the multi-level indicators of empathy and their generality were demonstrated. Recommendations the lows of interrelationship of the psychological characteristics of the empathy channels and professional formation of the personality were substantiated.

REFERENCES

[1] Benesh N.L. Jempatija kak vazhnejshee lichnostnoe kachestvo // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija. 2007. №1.- p. 49-51

[2] Sitjaeva S.M. Psihologicheskie osobennosti jempatii podrostkov // Amurskij nauchnyj vestnik. - 2013. №3. - p. 15115

[3] Holl K.S. Teorii lichnosti. M. 2000. - 280 p.

[4] Jusupov I.M. Psihologija vzaimoponimanija. M. : Gardariki, 2003. - 314 p.

[5] Bojko V. V. Jenergija jemocij v obshhenii: vzgljad na sebja i na drugih. M.: Filin, 1996. - 472 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.