УДК 37.015.3 ББК Ю983.521
М. Л. Мельникова
Екатеринбург
СТРУКТУРА ЭМПАТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЯВЛЕНИИ ЭМПАТИИ
ГСНТИ 14.07.05 Код ВАК 19.00.13; 13.00.01
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: структура эмпатии; направленность эмпатических переживаний; социальная позиция; ресурсы личности.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается содержательный аспект компонентного состава эмпатии делинквентных подростков; обозначена проблема социальной позиции подростков-правонарушителей в сфере проявления эмпатии; выявлены факторы, препятствующие проявлению эмпатического отзыва у делинквентных подростков; установлена направленность их эмпатических переживаний; описаны имеющиеся ресурсы подростков, эмоционально значимые аспекты, включенные в систему ценностей.
M. L. Melnikova
Ekaterinburg
STUCTURE OF EMPATHIC FEELING AND SOCIAL POSITION OF DELINQUENT TEENAGERS IN EMPATHY EXPRESSION
KEY WORDS: structure of empathy; direction of empathie feelings; social position; resources of a person.
ABSTRACT. The content aspect of component structure of delinquent teenagers’ empathy is described. The problem of law-breaking teenagers’ social position in the sphere of empathy expression is identified. Factors that hinder empathy expression of delinquent teenagers are singled out. Direction of their empathic feelings is revealed. Resources of these teenagers, emotionally significant aspects included in the value system are described.
Поиск путей конструктивного взаимодействия с подростками является одним из важных условий психолого-педагогической практики.
При этом особую актуальность приобретают знания и умения педагогов в выстраивании форм сотрудничества с девиантными и делинквентными подростками, незрелость эмоциональноволевой сферы которых делает их уязвимыми для действия неблагоприятных факторов окружающей среды, что нарушает или искажает нормальное
© Мельникова М. Л., 2011
функционирование поведенческих актов [4, 5, 8, 10, 14].
Современная наука и практика показывают, что в работе с подростками недостаточным является ослабление или устранение форм деструктивного поведения. Необходимым является выявление ресурсных аспектов, положительных сторон личности, на которые необходимо опираться в воспитательно-образовательном процессе.
Одним из таких ресурсных аспектов, на наш взгляд, выступает эмпатия как
совокупность социально-психологических свойств личности, детерминирующая поведение человека, обеспечивающая сбалансированность межличностных отношений и сдерживающая проявления жестокости и агрессии.
Феномен эмпатии является предметом постоянных дискуссий. В центре внимания исследователей находятся такие аспекты, как: экспликация понятия; характеристики, закономерности и механизмы протекания процесса эмпатии; формы и функции эмпатических переживаний; аспекты эмпатии в общей структуре личности человека и межличностного взаимодействия [2, 3, 6, 15, 16, 18].
К настоящему времени в психологии накоплена богатая эмпирическая база исследований данного феномена, где определены подходы к изучению эмпатии; проанализирован ее компонентный состав, показана роль семейных, детско-родительских отношений в развитии эмпатических переживаний ребенка; показана возможность человека самостоятельно как поощрять, так и подавлять эмпатические проявления, исключая или, напротив, включая некоторую категорию людей из числа достойных сочувствия и сострадания [11, 13, 17 и др.].
Несколько меньше изучена проблема эмпатических проявлений делинквентных подростков. Немногочисленные исследования указывают на низкий уровень развития эмпатии. Недоразвитие высших социальных эмоций сказывается в отсутствии жалости, сопереживания, сочувствия, в проявлении агрессивных форм поведения. При этом отмечается, что у индивидов с трудностями развития данного свойства практически не меняются результаты по увеличению уровня эмпатии, даже после проведения коррекционноразвивающей работы [1, 7, 9 и др.].
На основании идеи А. Г. Ковалева и К. К. Платонова о том, что эмпатия — это сложный аффективно-когнитивный процесс; на основании положения Я. Л. Коломинского о роли задаваемых взрослыми социальных образцов-эталонов в регуляции поведения ребенка; положения Л. С. Выготского о том, что
социальная позиция как сущностная характеристика понятия социальной ситуации развития выступает как единство субъективного и объективного в личности, формирующееся в совместной деятельности с другими, мы выдвинули следующую гипотезу. Содержание когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов эмпатии позволяет делинквентным подросткам испытывать эмпатические переживания. При этом наличие определенной социальной позиции препятствует процессу эмоциональной вовлеченности и реализации готовности подростков к адекватному эмпатическому отзыву.
Под социальной позицией понимаем: взгляды, представления, установки, диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые в референтных группах [12].
Таким образом, основными задачами работы выступали: 1) описание содержательного аспекта компонентного состава эмпатии делинквентных подростков; 2) установление направленности их эмпатических переживаний; з) выявление имеющихся ресурсов подростков, эмоционально значимых аспектов, включенных в систему ценностей; 4) определение типов социальной позиции, препятствующих проявлению эмпатии среди делинквентных подростков.
Для изучения уровня развития эмоционального компонента эмпатии нами использовалась методика «Определение уровня эмпатии» И. М. Юсупова. Для изучения уровня развития когнитивного компонента эмпатии использовались сюжетные картинки, содержащие эмоциональные проявления людей в жизненных ситуациях (радость, грусть, страх, вина, обида, удивление, злость, уныние, усталость). С целью изучения поведенческого компонента эмпатии использовалась Карта наблюдений по методике ‘^-сорти-ровка” (В. Стефансон). Кроме того, в индивидуальной беседе подросткам предлагалось рассказать о том, случалось ли им помогать людям и как они проявляют свою заботу о тех, кто им дорог. В свободной беседе подростки могли также выразить свое мнение о
том, стоит ли проявлять сочувствие и сопереживание к другим людям, если да, то что можно сделать, чтобы им помочь. Для изучения тенденций к определенной социальной позиции была использована проективная методика Э. Вагнера «Рука» (Hand Test). Данная методика направлена на изучение когнитивной составляющей в выборе и оценке собственной реакции на поведение окружающих, роли эмоциональных аспектов в общей организации социального поведения индивида.
В исследовании принимали участие 112 подростков мужского пола, в возрасте от 13 до 15 лет, направленных по решению суда за совершенные правонарушения и преступления в специальное учреждение закрытого типа (Свердловская обл.).
На первом этапе исследования подростки были разделены на 3 группы в зависимости от уровня развития эмоционального компонента эмпатии. На втором этапе проводился анализ компонентного состава эмпатии по каждой из выделенных групп подростков. На третьем этапе при помощи метода ранговой корреляции Спирмена изучались связи между показателями личностных характеристик и поведенческими проявлениями делинквентных. На четвертом этапе, при обобщении результатов исследования, были установлены типы социальных позиций делинквентных подростков, препятствующие проявлению эмпатических переживаний.
Первая группа подростков характеризуется очень низким уровнем развития эмоционального компонента эмпатии (М-6). Наибольшее значение по группе отмечается по показателю эмпатии к героям художественных произведений (М-3,4); наименьшее значение — эмпатия к родителям (М-0,8). Эти данные могут указывать на то, что подростки в целом, отличаясь от других групп наименьшими значениями по уровню развития эмпатии, все же могут испытывать сочувствие и сопереживание по отношению к героям художественных произведений. При этом реальные жизненные отношения, связанные с эмоциональной вовлеченностью к сверстникам, старикам и просто незна-
комым людям, остаются для данной группы подростков «закрытой», не имеющей эмоционального отклика. Особую тревогу вызывает факт полного эмоционального отчуждения подростков от родителей.
На наш взгляд, эти данные можно рассматривать как полное исключение эмоций из сферы детско-родительских отношений. Реагирование без чувств и эмоций — наиболее яркое проявление симптома «личностной отстраненности» и отчужденности, при котором функционирует деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой по отношению к окружающим.
При изучении когнитивного компонента эмпатии у первой группы подростков отмечается его высокий уровень развития (М-16,5). Они достаточно хорошо описывают ситуации, в которых представлены персонажи, с легкостью называют эмоцию, которую испытывает человек. Данная группа подростков также дает несколько вариантов предположительных действий, которые может совершить этот человек впоследствии.
При изучении поведенческого компонента эмпатии у первой группы подростков также отмечается достаточно высокий уровень развития (М-7). При описании возможных вариантов оказания помощи людям подростки использовали понятия «поделился», «успокоил», «проведал», «развеселил», «помог» (в данном случае: дал денег; сходил за него поговорил; защитил и т. д.). При этом рассказы о реальных жизненных ситуациях, где они могли бы помочь окружающим, отличались бедным содержанием и нереальностью их описания. В рассказах об окружающих прослеживалось отсутствие глубины переживаний и устойчивой привязанности, описание ситуаций носило поверхностный, как бы упрощенный характер, что указывало на отсутствие склонности к внутренней переработке чувств и переживаний, отсутствие мотивации к проявлению помощи.
Таким образом, первая группа подростков хорошо «считывает» эмоции людей, имеет представления, как и в
какой ситуации можно помочь человеку. При этом знания оставались нереализованными в реальной жизненной ситуации, а в ряде случаев определенное состояние человека использовалось с целью манипуляции, достижения собственных целей.
Проведенный корреляционный анализ по методу Спирмена позволил установить следующие статистически достоверные связи между показателями личностных характеристик и поведенческими проявлениями делинквентных подростков первой группы: (при р<0,01) «не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами», «склонен руководить товарищами», «может быть коварным и вкрадчивым», «возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться»; (при р<0,05) «становится на сторону лидера при групповых разногласиях», «стремится удерживать свое высокое положение в группе», «директивность», «демонстративность», «агрессия».
Полученные данные свидетельствуют о преобладании тенденций к отчуждению в сочетании со стремлением держать под контролем поведение окружающих. В данном случае можно говорить о наличии «отчужденнодирективной» социальной позиции, при которой эмпатирующий необоснованно проецирует на окружающих свои негативные качества, подавляет и игнорирует собственные чувства и переживания. Наличие внутренней глухоты к собственным эмоциональным состояниям и отрицательной установки к объекту эмпатии проявляется у подростков в виде отрыва эмоций от поведения, в виде выражения непереживаемой эмоции, симуляции и игнорирования чувств другого.
Во второй группе подростков наиболее выраженным эмоциональным аспектом является эмпатия к героям художественных произведений (М-
6.00) и эмпатия к животным (М-5,5). Наименьшим аспектом в проявлении данного свойства личности является эмпатия к незнакомым людям (М-1,83). На наш взгляд, преобладание эмоционального отклика к животным в сочетании со сниженным уровнем эмпатии
к незнакомым людям может указывать на имеющуюся тенденцию к избеганию конкретных жизненных ситуаций, ситуаций, связанных с вступлением в контакт. Отстраненность в данном случае может выступать как защитный механизм с целью ограждения себя от влияния другого человека, зависимости от чужого мнения, неумения отстоять свою точку зрения.
При изучении когнитивного компонента эмпатии у второй группы подростков выявился его средний уровень развития (М-13,5). Подростки достаточно адекватно описывают происходящее на представленных картинках, при этом больший акцент сделан на описание самой ситуации, чем на описание эмоций, которые испытывает человек. При рассмотрении вариантов предположительных действий, которые может совершить человек на изображенной картинке впоследствии, подростки данной группы испытывали существенное затруднение. В беседе подростки либо прямо говорили, что не знают, что может сделать человек впоследствии, либо просто пожимали плечами.
При изучении поведенческого компонента эмпатии у второй группы подростков отмечается низкий уровень развития (М-2). При описании возможных вариантов оказания помощи людям они использовали понятие «помог», никак его не конкретизировав. Рассказы о реальных жизненных ситуациях, где они могли бы помочь окружающим, отличались бедным содержанием и были связаны в большей степени с описанием ситуации помощи родителям в домашних делах. В рассказах об окружающих прослеживалась позиция неуверенности в себе, амбивалентность, склонность к беспокойству, неспособность утвердить себя, найти признание и понимание со стороны окружающих.
Проведенный корреляционный анализ позволил установить следующие статистически достоверные связи между показателями личностных характеристик и поведенческими проявлениями делинквентных подростков второй группы: (при р<0,01) «нравится похвала лидера», «склонен поддержи-
вать настроение своей группы», «хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы», «склонен к компромиссам»; (при р<0,05) «предпочитает оставаться нейтральным в споре», «пытается не показывать свои истинные чувства», «зависимость», «коммуникативность», «аффектация», «страх».
Полученные данные свидетельствуют о преобладании тенденций к зависимым, комфортным формам поведения, неуверенности в себе, неспособности утвердить себя, найти признание и понимание со стороны окружающих. В данном случае можно говорить о наличии «зависимо-неопределенной» социальной позиции, при которой эм-патический отзыв не происходит по причине слабой ориентировки в осмыслении собственных переживаний. Отсутствие согласованности чувств и поступков, а также навыков осмысления собственного опыта приводит к замене выражения переживаемой эмоции выражением другой непереживае-мой эмоции (маскировки). Это не позволяет подросткам данной группы перейти от процесса «сопереживания» к процессу «сочувствия» как осознанной, обобщенной форме эмпатического переживания. При этом основным содержанием эмоционального отзыва подростков данной группы будет служить преобладающий в группе эмоциональный фон, особенно тот, который свойственен лидерам данной группы.
По третьей группе подростков наиболее выраженным эмоциональным аспектом является эмпатия к родителям (М-10,67), а также эмпатия к героям художественных произведений (М-
10,0). Наименьшим аспектом в проявлении данного свойства личности — эмпатия к старикам (М-4,67). Данная группа подростков является наиболее «развитой» в плане проявления эмпатии. Сохраняя некую эмоциональную связь с родителями, они совершают уход из дома порой по причине неудач в школе, боязни быть наказанными, не понятыми и отвергнутыми. Бродяжничество, свойственное данной группе подростков, в данном случае может выступать как следствие и причина нарушения субъективно-личностной и
социальной идентичности, которые связаны с характером внутрисемейных отношений.
Сниженный уровень развития эмпатии к старикам может быть объяснен фактами отношения к ним как носителям социального контроля, социальных статусов и ролей.
При изучении когнитивного компонента эмпатии у третьей группы подростков выявился средний уровень развития (М-10). Подростки достаточно адекватно описывают происходящее на представленных картинках, при этом большой акцент был сделан на поиск причин подобного проявления эмоций людей, изображенных на картинках. При рассмотрении вариантов предположительных действий, которые может совершить человек на изображенной картинке впоследствии, подростки данной группы продолжали описывать предложенную ситуацию, как бы «застревая» на происходящем, либо говорили о вещах, несколько отстраненных от данной ситуации.
При изучении поведенческого компонента эмпатии у третьей группы подростков отмечается средний уровень развития (М-4). При описании возможных вариантов оказания помощи людям, они описывали ситуации помощи близким по дому, а также ситуации, когда пытались успокоить свою мать и младших братьев или сестер, или найти средства для пропитания всей семьи. В рассказах об окружающих прослеживалась эмоциональная вовлеченность подростков в семейные проблемы, впечатлительность, склонность к внутренней переработке чувств и переживаний.
Проведенный корреляционный анализ позволил установить следующие статистически достоверные связи между показателями личностных характеристик и поведенческими проявлениями делинквентных подростков третьей группы: (при р<0,01) «возникает тревога, когда в группе начинается конфликт», «испытывает симпатии к одному-двум членам группы», «радуется общению с одним-двумя друзьями», «когда обвиняют — теряется и молчит», «болезненно относится к замечаниям
товарищей»; (при р<0,05) «возникает нервное беспокойство во время группового разногласия», «старается избегать быть втянутым в спор», «аффектация», «страх», «социальная кооперация».
Полученные данные свидетельствуют о преобладании тенденций к высокой эмоциональной вовлеченности, впечатлительности, склонности к внутренней переработке чувств и переживаний. Способность предвосхищать эмоциональные состояния и поступки людей в сочетании с неумением сохранить независимость собственных переживаний свидетельствует о наличии «тревожно-отзывчивой» социальной позиции, при которой эмпатический отзыв может быть не реализован по причине сокрытия и подавления испытываемых эмоций, боязни заражения эмоциональным состоянием другого и потери чувства контроля над собственными эмоциями.
Таким образом, на основании данных, полученных в результате исследования, можно заключить следующее:
1. Изучение особенностей эмпатиче-ских проявлений делинквентных подростков показало, что данную форму поведения нельзя рассматривать с позиции внешних проявлений. Эмпатия представляет собой сложную, структурную, динамическую форму организации поведения, проявление которой зависит от уровня сформированности компонентов эмпатии, эмоционального опыта и социальной позиции подростков.
2. В результате исследования было установлено, что содержание когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов эмпатии позволяет делинквентным подросткам испытывать эмпатические переживания. При этом наличие определенной социальной позиции препятствует процессу эмоциональной вовлеченности и готовности подростков к адекватному эмпа-тическому ответу.
3. Наличие тенденции к «отчужденно-директивной» позиции обусловлено такими личностными качествами, как: стремление держать под контролем поведение окружающих, директивность, агрессия. Внутренние факторы,
препятствующие реализации эмпатии: проецирование на окружающих своих негативных качеств, подавление и игнорирование собственных чувств и переживаний, внутренняя «глухота» к собственным эмоциональным состояниям, отрицательная установка к объекту эмпатии, игнорирование чувств другого.
4. Наличие тенденции к «зависимонеопределенной» позиции обусловлено такими личностными качествами, как: зависимость, комфортность, неуверенность в себе, неспособность утвердить себя, найти признание и понимание со стороны окружающих. Внутренние факторы, препятствующие реализации эмпатии: слабая ориентировка в осмыслении собственных переживаний, отсутствие согласованности чувств и поступков, низкий уровень развития навыков осмысления собственного эмоционального опыта, замена выражения переживаемой эмоции выражением другой непереживаемой эмоции (маскировки).
5. Наличие тенденции к «тревожноотзывчивой» позиции обусловлено такими личностными качествами делинквентных подростков, как: впечатлительность, склонность к внутренней переработке чувств и переживаний, эмоциональная вовлеченность, способность предвосхищать эмоциональные состояния и поступки людей. Внутренние факторы, препятствующие реализации эмпатии: неумение сохранить независимость собственных переживаний, сокрытие и подавление испытываемых эмоций, боязнь заражения эмоциональным состоянием другого и потеря чувства контроля над собственными эмоциями.
6. В качестве ресурсных аспектов можно обозначить содержание компонентного состава эмпатии делинквентов. Подростки устанавливают причинно-следственные связи между поведением и эмоциональным состоянием окружающих, предвосхищают поступки людей, знают способы проявления сочувствия. Для реализации эмпатии на поведенческом уровне необходимо включить в систему ценностей делинквентных подростков объект эмпатии.
При этом на первом этапе работы необходимо использовать лишь отвлеченные образы — героев художественных произведений. Художественное восприятие — это, безусловно, вид творческой активности, происходящий с большим участием конструктивного воображения. Захват впечатлением, имеющим ту или иную суггестивную силу, бессознательной сферы психической деятельности человека — непременное условие воздействия на моти-
вацию его поступков, исходящую из его потребностей.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в деятельности практических психологов в ходе проведения профилактической и коррекционной работы с подростками, а также педагогами и родителями по развитию у них толерантности, процессов саморегуляции, умения проявлять формы эмпатии по отношению к окружающим.
ЛИТЕРАТУРА
1. БОЙКО В. В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и других. М., 1996.
2. ГАВРИЛОВА Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2.
3. ДЖРНАЗЯН Л. Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях. Тбилиси, 1984.
4. ДОЗОРЦЕВА Е. Г. Аномальное развитие личности у подростков и юношей с делинквентным и криминальным поведением : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000.
5. ДОЛГОВА А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981.
6. КАРАМУРАТОВА Р. Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе. Алма-Ата, 1984.
7. ЛАРИНА Т. Н. Психологические деформации смысловой сферы юношей, находящихся в условиях следственного изолятора. Ростов-на-Дону, 2007.
8. МЕЛЬНИКОВА М. Л. Когнитивная составляющая агрессивного поведения подростков // Образование и наука. 2008. № 8.
9. ПЕТРУШИНА Л. В. Психология эмпатии несовершеннолетних осужденных женского пола. Рязань, 2007.
10. ПИРОЖКОВ В. Ф. Криминальная психология. Психология личности несовершеннолетнего в условиях социальной изоляции. М., 1998.
11. САМАРИН А. Н. Актуальность солидарности в российском контексте // Системы безопасности. М., 2006.
12. СЛОВАРЬ практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск, 1998.
13. СОРОКОУМОВА С. Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников с ЗПР к сверстникам
через оптимизацию детско-родительских отношений : дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2005.
14. ШИХИРЕВ П. Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
15. ЮСУПОВ И. М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. Казань, 1993.
16. DECETY, J., & JACKSON, P.L. The functional architecture of human empathy. Behavioral and
Cognitive Neuroscience Reviews. 2004.
17. HOFFMAN M.L. Toward a theory of empathic arousal and development //The development of affect. N.Y., L.: Plenum press, 1978.
18. OHBUCHI K, OHNO T, Mukai H. Empathy and aggression: effects of self-disclosure and fearful appeal //J. Soc. Psychol., 1993.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова