УДК 159.942
Горева Анна Дмитриевна
Вологодский государственный университет goreva_anna@rambler.ru
НАУЧНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЭМПАТИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Данная статья посвящена феномену «эмпатия». Автор сосредотачивает внимание на интерпретациях понятия «эмпатия», употребляемых в настоящее время в современной отечественной и зарубежной литературе. В статье затрагивается проблема взаимосвязи эмпатии и общества, эмпатии как социальной компетенции, эмпа-тии и понимания. Эмпатическая способность, эмпатическая культура в ряде работ выступают синонимами термина «эмпатия».
Эмпатия закладывает основы необходимого эмоционального фона общения, способствует выстраиванию эффективного взаимодействия. Изучение и осмысление эмпатических процессов на примере иноязычной культуры расширяет эмоциональный мир обучающихся и способствует более быстрому пониманию ими окружающих их людей.
Ключевые слова: интерпретация, эмпатия, социальная эмпатия, эмпатическая способность, эмпатическая культура, процесс социализации.
В научной литературе в настоящее время существует большое количество толкований греческого термина «empatheia» -эмпатия. С тех пор как термин появился в философии, он подвергался различным интерпретациям и рассматривался, как: вчувствование (Т. Липпс, И. Фолькельт), симпатия ( А. Шопенгауер, Т. Риббо), понимание (В. Дильтей), сопереживание (К. Роджерс), как процесс (Л.Н. Джрназян, А.П. Сопиков, Л.П. Стрелкова, Р.Г. Селиванова). Под эмпатией понимается и способность (Дж. Мид, Даниэль Го -улмен, А.Н. Поддьяков, Т.П. Гаврилова), и культура (Р.Р. Хаертдинов), и компетенция (A. Moritz, J. Ripplinger).
В связи с ростом интереса к феномену «эм-патия», увеличивается и количество толкований данного термина. Немецкий ученый Юрген Рип-плингер (Jürgen Ripplinger) относит эмпатию к социальным компетенциям, понимая под ней сопереживание другим людям, восприятие потребностей других и адекватное реагирование, проявление уважения, понимание взглядов других людей [12].
Основатель сайта www.soft-skills.com Андре Моритц (André Moritz) также относит эмпатию к социальной компетенции (soft skills), определяя ее как способность осознавать мысли и чувства других людей и понимать высказывания и эмоции других с позиции их мировоззрения. Андре Моритц утверждает, что эмпатия не обязательно будет связана с поддержкой, заботами о другом человеке, как это часто понимается на первый взгляд. Скорее, считает он, эмпатия распространяется на широкую область «понимания». Понимание не будет при этом означать, что вы что-то одобряете. Но с точки зрения эмпатии, уже имеет смысл то, что вы «понимаете» или хотя бы пытаетесь понять, что побудило человека к конкретному поступку, под влиянием чего человек переживает определенные чувства [10].
То, что эмпатия ближе к пониманию, чем к разделению эмоционального состояния, считает В. Колер. Термин «социальная эмпатия» был вве-
ден Робертом Райхом. Он считает, что смысл существования общества сводится к минимуму без сочувствия [11].
Социальную роль эмпатии подчеркивает О.А. Полюшкевич, отводя ей ключевую роль в социальном взаимодействии общества, определяя ее, как «систему выработанных ценностей, норм поведения и мышления, отражающих понимающее поведение в данный конкретный исторический период». Механизм социальной эмпатии не может работать, если внешние обстоятельства мешают людям проявлять ее. О.А. Полюшкевич называет социальную эмпатию «зеркалом социальных перемен», т. е. эмпатия может выступать опорой преемственности и консолидации, но, в то же время, она может стать и формой разобщения и разрушения социальных норм [8].
В своей монографии В.И. Долгова и Е.В. Мельник рассматривают эмпатию с одной стороны «как свойство личности психолога», с другой - как «процесс эмоционального отклика одной личности на переживания другой», такой процесс, по их мнению, выражается в стремлении человека понять своего собеседника, оказывать ему посильную помощь и поддержку [5].
Эмпатию как способность рассматривают в своей статье Т.Д. Карягина и А.В. Иванова. Они разрабатывают модель эмпатических способностей (на основе модели способностей В. Д. Шадрикова), определяют ее структуру, выделяя функциональные, операционные и мотивационные компоненты. Свой подход они определяют как практико-ори-ентированное изучение эмпатии, основываясь на двух общепсихологических категориях - высшей психической функции и способности [7].
Термин «эмпатическая способность» в ряде отечественных исследований также выступает в качестве синонима термина «эмпатия» [6; 9]. В работе А. А. Буданцевой мы встречаемся с понятием эмпатии как эмпатической культуры, под которой она понимает «системное образование, включающее в себя гуманное отношение к другим людям;
© Горева А.Д., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №3
187
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
способность эмоционально проникаться переживаниями других людей и откликаться на них»; «умение вслушиваться, всматриваться, вчувствоваться в состояние другого человека»; «способность не только воспринимать другого, но и стараться для него сделать что-то»; «психологическое состояние, в котором доминирующим является эмоциональное разделение переживаний другой личности»; «эмоциональная идентификация, личностная рефлексия», «нравственное сознание личности», «процесс вхождения в мир другого и пребывание в нем как дома»; «механизм общения, который позволяет добиться созвучия в нем» [1].
Интересен подход американского писателя, психолога Дэниеля Гоулмана. Он подчеркивает сущность эмпатии, сравнивая ее с «социальным радаром». Недостаток эмпатии может вылиться, на его взгляд, в отношение к другим как стереотипным существам, истинная природа людей, заключающаяся в их индивидуальности, к сожалению, не будет учитываться. Людям с недостатком эмпа-тии, считает он, характерно состояние «выключен-ности», «социальной неуклюжести» [3].
Дэниел Гоулман рассматривает эмпатию, как один их компонентов эмоционального интеллекта. Ее задача как минимум - расшифровать эмоции других людей, как максимум, утверждает он, - реагировать на эмоции, которые не видны. Высшим уровнем развития эмпатии он называет понимание проблем другого человека [3].
Преподаватель Берт Сверси причисляет эмпа-тию вместе с взаимопониманием, убедительностью, сотрудничеством и достижением согласия к «пяти простым секретам успеха» [4].
В нашем исследовании мы разрабатываем модель для целенаправленного формирования эмпа-тических способностей у обучающихся 5 и 6 классов на занятиях иностранного языка (английский). Мы считаем, что иностранный язык не может оставаться в стороне, когда речь идет о процессе социализации обучающихся. Процесс социализации, в свою очередь, не может протекать в полной мере без проявления эмпатии, которая закладывает основы необходимого эмоционального фона общения, таким образом, способствуя выстраиванию эффективного взаимодействия. Как показывает наше исследование, изучение и осмысление эмпа-тических процессов на примере иноязычной культуры расширяет эмоциональный мир обучающихся и способствует более быстрому пониманию ими окружающих их людей.
Все взгляды, рассмотренные в статье, подчеркивают важность проявления эмпатии в современном мире, рассматривают ее как неотъемлемую часть благополучия функционирования нашего общества. Феномен «эмпатия» непростой. К нему обращаются ученые, врачи, психотерапевты, психологи, преподаватели, учителя, писатели и др., тем самым еще
раз подтверждая его актуальность и необходимость широкого рассмотрения с разных сторон.
Библиографический список
1. Буданцева А.А. Формирование эмпатиче-ской культуры у учащихся 5-7 классов на эт-нопедагогической основе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat. com/content/formirovanie-empaticheskoi-kultury-u-uchashchikhsya-5-7-klassov-na-etnopedagogicheskoi-osnov#ixzz5FhPjB4st (дата обращения: 30.03.2018).
2. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1977. - 178 с.
3. Гоулман Д. Эмпатия зарождается в душе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psixologiya.org/socialnaya/emocionalnyj-intellekt/1802-empatiya-zarozhdaetsya-v-dushe.html (дата обращения: 20.01.2018).
4. Гоулман Д. Эмоциональная компетентность и 5 секретов успеха [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psixologiya.org/socialnaya/ emocionalnyj-intellekt/1766-emoczionalnaya-kompetentnost-i-5-sekretov-uspexa.html (дата обращения: 10.02.2018).
5. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия. - М.: Перо, 2014. - 185 с.
6. Ичаловская Е.А. Развитие эмпатических способностей педагогов, работающих с творчески одаренными учащимися: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 1999. - 24 с.
7. Карягина Т.Д., Иванова А.В. Эмпатия как способность // Консультативная психология и психотерапия. - 2013. - № 4. - С. 182-207.
8. Полюшкевич О.А. Социальная эмпатия: вопросы консолидации российского общества // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2015. - № 6. - С. 3-18.
9. Щербакова Н.А. Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Курск, 2003. - 17 с.
10. André Moritz. Soft Skills - verstehen, lernen, trainieren [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.soft-skills.com/empathie/ (дата обращения: 15.01.2018).
11. Reich R. Supercapitalism. - N. Y.: Knopf, 2007. - 288 с.
12. Ripplinger J. Lernziel Sozialkompetenz. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// bildung.bmbwf.gv.at/schulen/unterricht/uek/sozial. html (дата обращения: 30.01.2018).
References
1. Budanceva A.A. Formirovanie ehmpaticheskoj kul'tury u uchashchihsya 5-7 klassov na ehtnopedagogicheskoj osnove [EHlektronnyj
188
Вестник КГУ 2018
resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.dissercat. com/content/formirovanie-empaticheskoi-kultury-u-uchashchikhsya-5-7-klassov-na-etnopedagogicheskoi-osnov#ixzz5FhPjB4st (data obrashcheniya: 30.03.2018).
2. Gavrilova T.P. EHmpatiya i ee osobennosti u detej mladshego i srednego shkol'nogo vozrasta: dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 1977. - 178 s.
3. Goulman D. EHmpatiya zarozhdaetsya v dushe [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.psixologiya.org/socialnaya/emocionalnyj-intellekt/1802-empatiya-zarozhdaetsya-v-dushe.html (data obrashcheniya: 20.01.2018).
4. Goulman D. EHmocional'naya kompetentnost' i 5 sekretov uspekha [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://psixologiya.org/socialnaya/ emocionalnyj-intellekt/1766-emoczionalnaya-kompetentnost-i-5-sekretov-uspexa.html (data obrashcheniya: 10.02.2018).
5. Dolgova V.I., Mel'nik E.V. EHmpatiya. - M.: Pero, 2014. - 185 s.
6. Ichalovskaya E.A. Razvitie ehmpaticheskih sposobnostej pedagogov, rabotayushchih s tvorcheski
odarennymi uchashchimisya: avtoref. diss. ... kand. psihol. nauk. - Rostov n/D, 1999. - 24 s.
7. Karyagina T.D., Ivanova A.V EHmpatiya kak sposobnost' // Konsul'tativnaya psihologiya i psihoterapiya. - 2013. - № 4. - S. 182-207.
8. PolyushkevichO.A. Social'naya ehmpatiya:voprosy konsolidacii rossijskogo obshchestva // Monitoring obshchestvennogo mneniya: EHkonomicheskie i social'nye peremeny. - 2015. - № 6. - S. 3-18.
9. SHCHerbakova N.A. Razvitie ehmpaticheskih sposobnostej studentov-psihologov sredstvami hudozhestvennoj literatury: avtoref. diss. ... kand. psihol. nauk. - Kursk, 2003. - 17 s.
10. André Moritz. Soft Skills - verstehen, lernen, trainieren [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.soft-skills.com/empathie/ (data obrashcheniya: 15.01.2018).
11. Reich R. Supercapitalism. - N. Y.: Knopf, 2007. - 288 s.
12. Ripplinger J. Lernziel Sozialkompetenz. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// bildung.bmbwf.gv.at/schulen/unterricht/uek/sozial. html (data obrashcheniya: 30.01.2018).
Педагогика. Психология. Социокинетика J №3
189