УДК 378
А. А. Руды кина, Г. С. Остапенко, Р. И. Остапенко
Результаты исследования профессиональных компетентностей студентов медицинского колледжа — будущих медицинских сестер
В статье представлены результаты исследования эмпатических способностей будущих медицинских сестер. В организованном психологическом исследовании на базе Воронежского базового медицинского колледжа была проведена диагностика общих умственных способностей, эмпатии и уровня субъективного контроля. Качественный и количественный сравнительный анализ профессиональных компетентностей студентов 1 и 4 курсов позволил выявить динамику эмпатических способностей, способности к эмоциональному отклику пациента, способности к пониманию и распознанию эмоциональных состояний пациента, способности к содействию — как базовые, впервые диагностированные и изученные профессиональные компетентности студентов — будущих медицинских сестер
Ключевые слова: компетентность, эмпатия, эмпатические способности, интерналы, экстерналы, образованность, компетенция
A. A. Rudy kina, G. S. Ostapenko, R. I. Ostapenko
Results of research of professional competences of students of the medical College — future nurses
This article presents the results of the study empathic abilities of future nurses. In psychological research organized on the basis of the base of the Voronezh M-edical College was held diagnostics of general intellectual abilities, empathy and the level of subjective control. Qualitative and quantitative comparative analysis of students professional competencies 1 and 4 cycles revealed the dynamics of empathic abilities, capacity for emotional response of the patients ability to understand and recognize the emotional states of the patient s ability to promote — as a base, first diagnosed and studied professional competence of students — the future of health sisters
Keywords: competence, empathy, empathic ability, internals, externalities, education,
competence
’ктуальность данной темы обусловлена динамическими изменениями в развитии экономики и социальной сферы, обеспечивающими развитие образования, необходимостью которого является переход среднего профессионального образования на новый федеральный государственный образовательный стандарт, что постулировано в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Положительный потенциал отечественной образовательной системы, задачи, стоящие перед системой общего и профессионального образования России, сложившиеся разграничения полномочий в области управления образованием, определяют одно из направлений — обновление образовательных стандартов. Их успешная реализация предполагает формирование таких качеств личности как: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Основной целью профессионального образования является подготовка компетентных специалистов, которые могут раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире.
В последние десятилетия происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «воспитанность» на понятия «компетентность», «компетенция».
При подготовке специалистов медицинских учреждений среднего профессионального уровня необходимо обратить внимание на формирование не только компетентностей, связанных с идеей опережающего развития, но и общие профессиональные компетентности необходимые для медицинских сестер. Это формирование таких компетенций, как: умения принимать решения в экстремальной ситуации связанной с жизнью и здоровьем пациентов. Умения принять
роль, позицию другого, как умственную коммуникацию, интеллектуальную реконструкцию внутреннего мира другого человека, как сложное явление «вчувствования» одного индивида в психические состояния другого, как способность отражать внутренний мир других людей и сопереживать им.
Будущей медсестре необходимы такие личностные качества, как: мобильность, доброжелательность, общительность, умение быстро реагировать на просьбу больного. Но одним из важнейших профессиональных качеств является эмпатическое слушание.
Новое осмысление понятие «эмпатии» получило в гуманистической психологии в связи с обсуждением проблем психотерапии и консультирования. Так, например, К. Роджерс говорит об эмпатии как о важнейшей установке, свойстве фасилитатора. Фасилитатором, т.е. способствующим процессу (личностного роста, учения, общения), может быть, по его мнению, не только психотерапевт, но и учитель, родитель, супруг. Он рассматривает эмпатию в качестве одного из средств гармонизации любых межличностных отношений, обеспечивающих конструктивные изменения наряду с позитивным безоценочным принятием другого человека и конгруэнтностью [2].
Эмпатия выступает основным приемом кли-ент-центрированной терапии, в которой психолог вступает в глубокий эмпатический контакт с клиентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя решение собственных проблем. Благодаря исследованиям в гуманистической психологии, эмпатия стала обсуждаться в педагогической и психологической практике, в системе субъект-объект, субъект-субъект, в системе семейного воспитания, появились исследования индивидных переживаний в становлении духовных ценностей человека в развитие нравственной перспективы его личности.
Эмпатия (греч. Empatheia — сопереживание, вчувствование) постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека [7]. Эмпатия является одной из профессионально значимых компетенций необходимой медицинской сестре.
Группа американских психологов разработала сестринскую теорию эмпатии. В соответствии с этой теорией эмпатия определяет качество взаимодействия, организует восприятие, создает понимание, обеспечивает уважение других и признание их ценности, способствует осмыслению роли медицинской сестры.
Американский психолог Дэниел Гоулмен считает эмпатию составляющей частью эмоционального интеллекта. По его мнению, личность, имеющая высокий EQ — инициативна, найдет выход из любой сложной ситуации легко и конструктивно решит все проблемы.
Характерный признак хорошо развитого интеллекта — доброжелательность. Обладатель высокого эмоционального интеллекта приятен в общении, старается избегать конфликтных ситуаций, самодостаточен и независим, реалистично оценивает свои способности [3]. Такие по нашему мнению качества современных медицинских работников должны формироваться в течение учебного процесса у студентов, будущих специалистов, работающих в системе здравоохранения.
В связи с изменением требований к подготовке специалистов, нами были не только осмыслены основные компетенции, которые необходимо формировать у будущих медсестер, но, и проведены экспериментальные исследования, которые бы подтвердили или опровергли наши ожидания.
Теоретический анализ современных и зарубежных исследователей роли эмпатии в формировании профессиональной компетенции, позволил убедиться в том, что проблема формирования эмпатии студентов медколледжей не изучена.
Поэтому наше исследование заключается не только в изучении основных концепций, имеющих прямое отношение к осмыслению данного понятия, но и исследовать феномен эмпатии, как развитие способности (по мнению Б. М. Теплова), как признака живого воображения, необходимого для чуткого отношения к людям.
Проблема изучения такого феномена как эмпатия изучается недавно. Анализ научных трудов отечественных и зарубежных психологов показал, что изучением эмпатии занимались: М. Аргаил, Э. Титченер, Т. П. Гаврилова, Т. Липпс, Ф. Олпорт, Э. Фром, Т. Райк, Н. Н. Обозов, И. М. Юсупов.
Была обнаружена положительная зависимость между уровнем эмпатии, проявляемой медсестрой при взаимодействии с пациентом, и уровнем ее оценки пациентом; отрицательную зависимость между уровнем проявляемой медсестрой эмпатией и уровнем дистресса, в котором находится пациент. Положительное влияние проявляемой медсестрой эмпатией на состояние пациента очевидно [4].
Актуальность исследования эмпатических способностей у студентов медицинских колледжей обоснована необходимостью формированием одной из профессиональных компетенций, а также теоретическим анализом имеющихся исследований, которые носят весьма мозаичный характер.
В условиях реформирования системы высшего и профессионального образования необходимо формировать целый ряд профессиональных компетенций, среди них такие компетентности как способности к эмоциональному отклику пациента, способности к пониманию и распознанию эмоциональных состояний пациента и способности к содействию.
Организация условий обучения и воспитания в условиях медицинского колледжа должна способствовать формированию таких компетенций как: умения принимать решения в экстремальной ситуации связанной с жизнью и здоровьем пациентов; принять роль и позицию другого человека; осуществлять интеллектуальную реконструкцию внутреннего мира другого человека.
Наше предположение заключалось в том, что повышение уровня эмпатических способностей студентов может быть достигнуто, если качественно повлиять на содержание учебно-воспитательного процесса данного учреждения, если использовать методы активного социально-психологического обучения. Если изменить систему подготовки будущих специалистов, ориентированных на решение современных задач не только обучения и профессионального становления, но и изменения субъектно-объектных отношений между сестринским составом системы здравоохранения и пациентами.
В результате обозначенных задач было организовано психологическое исследование студентов Воронежского базового медицинского колледжа, отделения «сестринское дело». В пилотажном исследовании принимало участие 325 человек, студенты первого и четвертого курсов. Для выявления уровня общих умственных способностей, эмпатии и уровня субъективного контроля было проведено психологическое исследование студентов медицинского колледжа. С использованием методик:
- краткий отборочный тест (КОТ) Вандер-лика, относящийся к тесту общих умственных способностей (IQ) [4];
- методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко [1];
- метод исследования субъективного контроля (УСК) [5];
- методика экспресс диагностики эмпатии И. М. Юсупов [2].
Исследование студентов осуществлялось в течение 4-х лет с 2008 г. по 2012 г.
В констатирующем эксперименте принимали участие 200 человек. Формирование групп осуществлялось по возрастным особенностям. Были задействованы студенты 1 и 4 курсов, из них по 100 учащихся с каждого курса. По гендерному признаку:
- юношей — 9 человек, из них 4 учащихся с 1 курса и 5 учащихся с 4 курса;
- девушек — 191 человек, из них 96 учащихся с 1 курса и 95 учащихся с 4 курса.
В ходе исследования студенты, как первого, так и четвертого курсов были разделены на 2 группы — контрольную и экспериментальную, в каждой группе находилось по 50 человек.
Для исследования развития уровня эмпатии использовались две методики: методика диагностики эмпатических способностей В. В. Бойко и методика экспресс диагностики эмпатии И. М.
Юсупова Целью этого исследования являлось определение степени развития эмпатии студентов на различных этапах обучения (на 1 и 4 курсах).
Методика диагностики эмпатических способностей В. В. Бойко содержала 34 утверждения, с которыми исследуемый должен был выразить свое согласие, либо несогласие (т.е. ответить «да» или «нет»).
Методика экспресс диагностики эмпатии И. М. Юсупова состояла из 36 утверждений, на которые испытуемые должны были выбрать следующие варианты ответов: «не знаю», «нет, никогда», «иногда», «часто», «почти всегда», «да, всегда». Ответы оценивались по 5-ти бальной системе. За ответ «не знаю» оценка не присваивалась (0 баллов), за ответ «нет, никогда» присваивался 1 балл, за ответ «иногда»
— 2 балла, за ответ «часто» — 3 балла, за ответ «почти всегда» — 4 балла, за ответ «да, всегда»
— 5 баллов.
Для исследования уровня субъективного контроля (УСК) использовалась методика УСК. Целью исследования являлась оценка у испытуемых сформировавшегося уровня субъективного контроля на разнообразные жизненные ситуации. Методика УСК содержала 44 вопроса, на которые исследуемый давал положительный (+) или отрицательный (-) ответ.
Для исследования такого психологического феномена, как эмпатические способности у студентов медицинского колледжа был подобран набор психологического инструментария, среди которого: краткий отборочный тест (КОТ) Вандерлика, предложенный тест относится к категории тестов общих умственных способностей (Ю). Тесты ^ свидетельствуют об общем уровне интеллектуального развития индивида. Основной задачей исследования по предложенной методике явилось изучение степени развития общих умственных способностей студентов, будущих медицинских сестер. Методика содержала 50 заданий, на решение которых отводилось 15 минут. За отведенное время испытуемый должен был выполнить максимальное количество заданий, не задерживаясь на вопросах, вызывающих затруднения. Тест имел единственный интегральный показатель (ПТ) — число (количество) правильно решенных задач.
В ходе исследования для расчета однородности двух зависимых и независимых экспериментальных выборок использовался статистический критерий ^-Пирсона. Чем больше расхождение между двумя экспериментальными распределениями, тем больше эмпирическое значение %2. При полном совпадении сопоставляемых распределений ^эмп = 0.
Количественный анализ с использованием методов математической статистики (см. Табл.18) позволил сделать соответствующие выводы.
Таблица 1
Результаты по методике КОТ
Общие умственные способности 1 курс 4 курс
Показатели (кол-во чел / %) Показатели (кол-во чел / %)
Эксперимент. группа Контрольная Эксперимент. группа Контрольная
Высокие 12 / 24% 14 / 28% 15 / 30% 16/32%
Средние 30 / 60% 28 / 56% 31/62% 32 / 64%
Низкие 8/ 16% 8 / 16% 4 / 8% 2 / 4%
Более наглядно полученные результаты представлены на рисунке 1.
70%!
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
□ Высокие
□ Средние
□ Низкие
1 курс ЭГ 1 курс КГ 4 курс ЭГ 4 курс КГ
Рис.1. Диаграмма результатов по методике КОТ
Выводы по методике КОТ. В результате проведения констатирующего эксперимента получены следующие результаты:
- на 1 курсе низкие показатели общих умственных способностей выявлены у 16% опрошенных, как в экспериментальной, так и в контрольной группах;
- на 4 курсе низкие показатели общих умственных способностей отмечены у 8% студентов экспериментальной и у 4% контрольной групп;
- высокий уровень показателей общих умственных способностей, выявленный у 24% и 28% студентов 1 курса, к 4 курсу отмечен у 30%
студентов экспериментальной и 32% студентов контрольной групп;
- значительной разницы между показателями экспериментальной и контрольной групп студентов 1 и 4 курсов не выявлено;
- общие умственные способности студентов к 4 курсу увеличиваются незначительно.
Результаты статистической обработки описанных выше результатов (см. Табл.1) представлены в таблице 2.
Все эмпирические значения критерия Х2 не превышают критические. Следовательно, статистически достоверных изменений по уровням умственных способностей не выявлено.
Таблица 2
Таблица результатов по критерию х2-Пирсона
ЭГ 1 1,68 ЭГ 4
0,22 4,54
КГ 1 4,00 КГ 4
* - различия значимы на уровне р<0,05 (2-х ст.)
** - различия значимы на уровне р<0,01 (2-х ст.)
Выводы по методике Бойко. В результате исследования уровня эмпатии студентов по методике Бойко В.В. получены следующие результаты:
- в констатирующем эксперименте студентов первого курса значительных отличий в экспериментальной и контрольной группах не выявлено;
- при сравнении показателей уровня эмпатии у студентов 1 и 4 курсов, отмечено повышение эмпатических способностей у студентов 4 курса. В частности, высокие показатели эмпатии на 1 курсе были отмечены у 16% опрошенных, а на 4 курсе уже у 40% и 32% студентов. На 4 курсе также снизилось количество студентов с низким уровнем эмпатии. Если на 1 курсе их было 30% в экспе-
Таблица 3
Результаты по методике Бойко
Уровень эмпатии 1 курс 4 курс
Показатели (кол-во чел / %) Показатели (кол-во чел / %)
Эксперимент. группа Контрольная Эксперимент. группа Контрольная
Высокий 8 / 16% 8 / 16% 20 / 40% 16/32%
Средний 27 / 54% 30 / 60% 27 / 54% 29 / 58%
Низкий 15/ 30% 12 / 24% 3 / 6% 5 / 10%
Более наглядно полученные результаты представлены на рисунке 1.
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0% ....
1 курс ЭГ 1 курс КГ 4 курс ЭГ 4 курс КГ
Рис.2. Диаграмма результатов по методике Бойко
Таблица 4 Таблица результатов по критерию х2-Пирсона
ЭГ 1 13,14** ЭГ 4
0,49 1,02
КГ 1 5,57 КГ 4
- различия значимы на уровне p<0,05 (2-х ст.)
- различия значимы на уровне p<0,01 (2-х ст.)
*
**
риментальной и 24% в контрольной группах, то на 4 курсе их стало только 6% и 10% соответственно. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о появлении более выраженных эмпатических способностях у студентов 4 курса.
Результаты статистической обработки описанных выше результатов (см. Табл.З) представ-
лены в таблице 4.
Эмпирическое значение критерия ^=13,14 между экспериментальными группами 1 и 4 курсов превышает критическое на 1% уровне значимости. Следовательно, выраженность эмпатии у студентов 4 курса экспериментальной группы достоверно выше.
Таблица 5
Результаты по методике УСК
Уровень субъективного контроля 1 курс 4 курс
Показатели (кол-во чел / %) Показатели (кол-во чел / %)
Эксперимент. группа Контрольная Эксперимент. группа Контрольная
Высокий 8 / 16% 10 / 20% 6 / 12% 5 / 10%
Средний 29 / 58% 28 / 56% 29 / 58% 31/62%
Низкий 13/ 26% 12 / 24% 15 / 30% 14 / 28%
Выводы по методике УСК. Исследование периментальной и контрольной групп в конста-
уровня субъективного контроля не выявило тирующем эксперименте. В то же время, пока-
значительных отличий между показателями экс- затели 1 и 4 курсов отличаются между собой в
□ Высокие
□ Средние
□ Низкие
1 курс ЭГ 1 курс КГ 4 курс ЭГ 4 курс КГ Рис.3. Диаграмма результатов по методике УСК
Таблица 6 Таблица результатов по критерию х2-Пирсона
ЭГ 1 0,43 ЭГ 4
0,28 0,19
КГ 1 1,97 КГ 4
■ различия значимы на уровне р<0,05 (2-х ст.) различия значимы на уровне р<0,01 (2-х ст.)
следующем. Если на 1 курсе высокий уровень субъективного контроля обнаружен у 16% студентов экспериментальной и 20% контрольной групп, то на 4 курсе он отмечен у 12% и 10 % студентов соответственно.
Результаты статистической обработки описанных выше результатов представлены в таблице 6
Все эмпирические значения критерия Х2 не превышают критические. Следовательно, статистически достоверных изменений по уровням субъективного контроля не выявлено.
Высокие уровни субъективного контроля соответствуют интернальному типу поведения. Интерналы менее склонны подчиняться дав-
Таблица 7
Результаты по методике Юсупова
Уровень эмпатии 1 курс 4 курс
Показатели (кол-во чел / %) Показатели (кол-во чел / %)
Эксперимент. группа Контрольная Эксперимент. группа Контрольная
Высокий 2 / 4% 2 / 4% 16/32% 14 / 28%
Средний 45 / 90% 46/92% 34 / 68% 36/72%
Низкий 3/ 6% 2 / 4% - -
Более наглядно полученные результаты представлены на рисунке 3.
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
□ Высокие
□ Средние
□ Низкие
1 курс ЭГ 1 курс КГ 4 курс ЭГ 4 курс КГ Рис.3. Диаграмма результатов по методике Юсупова
Таблица 8 Таблица результатов по критерию х2-Пирсона
ЭГ 1 15,42** ЭГ 4
0,21 0,19
КГ 1 12,22** КГ 4
■ различия значимы на уровне p<0,05 (2-х ст.) различия значимы на уровне p<0,01 (2-х ст.)
лению других и не позволяют манипулировать собой. Они реагируют сильнее, чем экстерналы на утрату личной свободы. Интерналы лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или во время видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное. Снижение уровня субъективного контроля на 4 курсе можно объяснить тем, что профессия медицинской сестры подразумевает работу в команде, где нужно уметь четко и быстро выполнять распоряжение врача. Проявлять свои личные амбиции в некоторых ситуациях просто недопустимо. Нельзя надеяться только на себя и полученные знания, не имея достаточного опыта работы.
К 4 курсу меньшее количество студентов имеет отклонение от нормы (5,5 стенов) в сторону интернальности.
Выводы по методике И. М. Юсупова. В результате исследования уровня эмпатических способностей по методике И. М. Юсупова получены следующие результаты. В ходе констатирующего эксперимента отличия между экспериментальной и контрольной группами не выявлены. Отмечено повышение эмпатии у студентов 4 курса. Если на 1 курсе у 6% и 4% студентов в экспериментальной и контрольной группах выявлен низкий уровень эмпатии, то к 4 курсу низких показателей нет. Высокий уровень эмпатии на 1 курсе был выявлен у 4% студентов в экспериментальной группе и 4% в контрольной. На 4 курсе этот показатель увеличился и был отмечен у 32% студентов экспери-
ментальной группы и 28% контрольной группы, что является свидетельством повышения уровня эмпатии студентов на 4 курсе.
Результаты статистической обработки описанных выше результатов представлены в таблице 8
Эмпирическое значение критерия х2=15,42 между экспериментальными группами 1 и 4 курсов превышает критическое на 1% уровне значимости. Следовательно, выраженность эмпатии у студентов 4 курса экспериментальной группы достоверно выше. Эмпирическое значение критерия х2=12,22 между контрольными группами 1 и 4 курсов превышает критическое на 1% уровне значимости. Следовательно, выраженность эмпатии у студентов 4 курса контрольной группы также достоверно выше.
Анализ результатов нашего исследования позволяет сделать вывод, что наблюдаемые качественные и количественные изменения эмпатических способностей студентов медицинского колледжа имеет позитивный характер. Высокий уровень эмпатии обнаружен у студентов 4 курса. Данные высокие показатели были достигнуты не только в результате организации учебно-воспитательного процесса, но и использования методов активного социально-психологического обучения, включая тренинги, способствующие развитию эмпатических способностей, как основных профессионально значимых качеств будущего медицинского работника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. - СПб.: Издательство "Речь", 2002. - С. 114-118.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Вопр. психологии. - 1993. - №4. - С. 61-68.
3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д.Гоулман. - Москва, Владимир; ВКТ, 2009 - 478 [2] с. 158-180.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., переработ., доп./ Э.Ф. Зеер М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. -С.486-490.
6. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Учеб. пособие. Сост.: Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконов. - М., 1996.
7. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 2001. - 440 с.
8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. - С.277-280.
9. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ. - Пб: Изд-во СПб. ун-та, 2001. - 224 с.
10. Остапенко Г.С., Капустин А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение в формировании профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Мир образования - образование в мире, 2009. № 1. С. 214-219.
11. Рудыкина А. А., Остапенко Г. С. Влияние образовательного процесса на психологические характеристики студентов медицинского колледжа // Среднее профессиональное образование. 2013. № 1. С. 42-46.
12. Остапенко РИ. Латентное в социо-гуманитарном знании: понятие и классификация // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 7 (15). С. 5.
13. Остапенко Р.И. Структурное моделирование в науке и образовании: краткий обзор и перспективы развития //
Современные научные исследования и инновации. 2013. № 9 (29). С. 30.
14. Остапенко Р.И. Краткий обзор и перспективы развития методов структурного моделирования в отечественной науке и
практике // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 56-59.
15. Остапенко Р.И. Математические основы психологии: учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов
психологических и педагогических специальностей вузов. Воронеж: ВГПУ 2010. 76 с.
/ Ed. and comp. I.B.Dermanova]. Saint Peterbburg, Rech', 2002, pp. 114-118.
2. Gippenreiter Iu. B. Phenomenon congruent empathy. Voprosi psikhologii - Questions of psychology, 1993, no.4, pp.61-68 (in Russian).
3. Goulman D. Emotsional'nyi intellekt [Emotional intelligence]. Moscow, VKT, 2009. 478 p.
4. Zeer E.F. Psikhologiiaprofessii: Uchebnoeposobie dlia studentov vuzov [Psychology professions: a textbook for University students]. Moscow, Akademicheskii Proekt, 2003. 336 p.
5. Prakticheskaia psikhodiagnostika. Metodiki i testy. Uchebnoe posobie. Red. i sost. Raigorodskii D.Ia. [Practical psychodiagnostics. Methods and tests. The tutorial. Ed. and comp. D.Ya.Raigorodskiy]. Samara, 2001. pp.486-490.
6. Psikhologicheskie issledovaniia. Praktikum po obshchei psikhologii dlia studentov pedagogicheskikh vuzov. Ucheb. posobie. Sost.: T.I.Pashukova, A.I.Dopira, G.V.D'iakonov [Psychological research. Workshop on General psychology for students of pedagogical universities. Textbook. Comp.: T.I.Pashukova, A.I.Dopira, G.V.Dyakonov]. Moscow, 1996.
7. Psikhologicheskii slovar [Psychological dictionary ]/ Pod red. V. P Zinchenko, B. G. Meshcheriakova [Ed. by B. N. Zinchenko, B. G. Meshcheryakov]. Moscow, Pedagogika-Press, 2001. 440 p.
8. Rogov E. I. Nastol'naia kniga prakticheskogo psikhologa v obrazovanii: Uchebnoe posobie [Handbook practical psychologist in education: a Training manual]. Moscow, VLADOS, 1996. pp.277-280.
9. Rean A.A. Prakticheskaia psikhodiagnostika lichnosti: Ucheb. posob [Practical psychodiagnostics personality: Textbook manual]. Saint Petersburg, SPbGU, 2001. 224 p.
10. Ostapenko G.S., Kapustin A.N. Psycho-pedagogical support in formation of professional competence of students of pedagogical institutions of higher education. Mir obrazovaniia - obrazovanie v mire - The World of education - education in the world, 2009, no.1, pp.214-219 (in Russian).
11. Rudykina A.A., Ostapenko G.S. Influence of the educational process on the psychological characteristics of students of medical College. Srednee professional'noe obrazovanie - Secondary professional education, 2013, no.1, pp.42-46. (in Russian).
12. Ostapenko R.I. Latent in socio-humanitarian knowledge: concepts and classification. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii - Modern scientific research and innovation, 2012, no.7(15), p.5. (in Russian).
13. Ostapenko R.I. Structural modeling in science and education: overview and perspectives of development. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii - Modern scientific research and innovation. 2013. № 9 (29). S. 30. (in Russian).
14. Ostapenko R.I. Overview and prospects of development of methods of structural modeling in science and practice. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.5, pp.56-59. (in Russian).
15. Ostapenko R.I. Matematicheskie osnovy psikhologii: uchebno-metodicheskoeposobie dlia studentov i aspirantovpsikhologicheskikh i pedagogicheskikh spetsial nostei vuzov [Mathematical foundations of psychology: educational-methodical manual for students and postgraduate students of psychological and pedagogical specialties]. Voronezh, VGPU, 2010. 76 p.
Информация об авторах Рудыкина Анастасия Александровна
Заведующая отделением Воронежский базовый медицинский колледж
Information about the authors
Rudykina Anastasiia Aleksandrovna
Head of the Department Voronezh Basic Medical College
Остапенко Галина Сергеевна
(Россия, Воронеж)
Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования E-mail: [email protected]
Ostapenko Galina Sergeevna
(Russia, Voronezh)
Associate Professor, PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Psychology
Voronezh Regional Institute of Improvement of Professional Skill and Retraining of Workers of Education E-mail: [email protected]
Остапенко Роман Иванович
(Россия, Воронеж)
Кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры математики. Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина E-mail: [email protected]
Ostapenko Roman Ivanovich
(Russia, Voronezh)
Ph.D. in Pedagogy Lecturer of the Department of Mathematics Zhukovsky-Gagarin Air Force Academy E-mail: [email protected]