Научная статья на тему 'Стратегия формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития'

Стратегия формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ЭМПАТИЙНАЯ КУЛЬТУРА / ЭМПАТИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ЭМПАТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ДНЕВНИК / МОДЕЛЬ ДРИСКОЛЛА / МЕТОД ОЖИДАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА / ЭМПАТИЙНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / EMPATHIC CULTURE / EMPATHY / REFLECTION / EMPATHIC LISTENING / REFLEXIVE DIARY / DRISCOLL'S MODEL / EXPECTED RESULT METHOD / EMPATHIC-COMMUNICATIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саламатина Юлия Валерьевна

Проблема и цель. Автором исследуется проблема подготовки будущих учителей, обладающих навыками эмпатийного поведения и эмпатийной культурой. Цель статьи заключается в определении стратегии формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития при прохождении студентами любого курса гуманитарного цикла. Методология. Исследование проводилось на основе методологических подходов для построения концепции формирования эмпатийной культуры будущих учителей (системно-синергетический, личностно-герменевтический и конструктивно-деятельностный подходы). Методами исследования послужили обсервационные методы (наблюдение, самооценка); праксиметрические методы (метод изучения результатов деятельности); психодиагностические методы. Результаты. В статье на основе анализа научных исследований выявлено, что феномен эмпатийной культуры будущих учителей практически не исследован, а только определяется как научная проблема. Автор выявил особенности формирования эмпатийной культуры и эмпатического поведения будущих учителей, обосновал необходимость в разработке способов формирования данных эмпатических качеств, адаптированных к использованию в условиях поликультурного образовательного пространства. На основе анализа научных исследований автор выявил и реализовал стратегию формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития. В статье дана подробная характеристика представленной стратегии, обоснована ее значение для процесса обучения при подготовке будущих учителей. Важно, что благодаря данной стратегии, формирование эмпатийной культуры будущих учителей можно осуществлять при прохождении студентами любого курса гуманитарного цикла. Заключение. Обобщается содержание стратегии формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саламатина Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy of forming pre-service school teachers’ empathic culture: Peculiarities of manifestation and development

Introduction. The author studies the problem of initial teacher training with the main focus on developing empathic behavior skills and empathic culture. The purpose of the article is to establish the strategy of forming an empathic culture of pre-service school teachers, taking into account the peculiarities of its manifestation and development when students take any Humanities course. Materials and Methods. The study was conducted on the basis of methodological approaches for modelling the concept of forming pre-service teachers’ empathic culture (system-synergetic, personal-hermeneutic and constructive-activity approaches). The research methods included observational methods (observation and self-assessment); praximetric methods (method of studying the results of activities), and psychodiagnostic methods. Results. The undertaken research indicates that the phenomenon of empathic culture of pre-service school teachers is under-researched at the present time. The author has identified the characteristic features of forming pre-service teachers’ empathic culture and empathic behaviors, justified the need for methods of forming the empathic qualities appropriate for multicultural educational environments. The analysis of scientific literature enabled the author to establish the strategy for forming an empathic culture of pre-service school teachers, taking into account the characteristics of its manifestation and development. The article provides a detailed description of the presented strategy and substantiates its importance for initial teacher training. The strategy contributes to developing empathic culture of pre-service teachers and can be included in any course of Humanities. Conclusions. The article summarizes the research findings about the strategy of forming pre-service school teachers’ empathic culture with the main focus on its manifestation and development.

Текст научной работы на тему «Стратегия формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития»

Science for Education Today

2019, том 9, № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

© Ю. В. Саламатина DOI: 10.15293/2658-6762.1904.12

УДК 378.14

Стратегия формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития

Ю. В. Саламатина (Екатеринбург, Россия)

Проблема и цель. Автором исследуется проблема подготовки будущих учителей, обладающих навыками эмпатийного поведения и эмпатийной культурой. Цель статьи заключается в определении стратегии формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития при прохождении студентами любого курса гуманитарного цикла.

Методология. Исследование проводилось на основе методологических подходов для построения концепции формирования эмпатийной культуры будущих учителей (системно-синерге-тический, личностно-герменевтический и конструктивно-деятельностный подходы). Методами исследования послужили обсервационные методы (наблюдение, самооценка); праксиметрические методы (метод изучения результатов деятельности); психодиагностические методы.

Результаты. В статье на основе анализа научных исследований выявлено, что феномен эмпатийной культуры будущих учителей практически не исследован, а только определяется как научная проблема. Автор выявил особенности формирования эмпатийной культуры и эмпати-ческого поведения будущих учителей, обосновал необходимость в разработке способов формирования данных эмпатических качеств, адаптированных к использованию в условиях поликультурного образовательного пространства.

На основе анализа научных исследований автор выявил и реализовал стратегию формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития. В статье дана подробная характеристика представленной стратегии, обоснована ее значение для процесса обучения при подготовке будущих учителей. Важно, что благодаря данной стратегии, формирование эмпатийной культуры будущих учителей можно осуществлять при прохождении студентами любого курса гуманитарного цикла.

Заключение. Обобщается содержание стратегии формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития.

Ключевые слова: эмпатийная культура; эмпатия; рефлексия; эмпатическое слушание; рефлексивный дневник; модель Дрисколла; метод ожидаемого результата; эмпатийно-коммуника-тивные навыки.

Постановка проблемы постоянном контакте с большим количеством

Для профессиональной деятельности окружающих его людей (учащиеся, родители,

учителя характерна особая специфика спек- коллеги и т. д.). Педагогическая деятельность

тра и содержания задач. Учитель находится в всегда связана с такими факторами, как

Саламатина Юлия Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Уральский государственный экономический университет. E-mail: kpn1308@mail.ru

2019, том 9, № 4

ответственность за обучающихся, работа с огромным количеством информации, напряженность. Существует много факторов, влияющих на предъявление высоких требований к личности учителя: изменения социальных и экономических условий существования современного общества, все более принимающее популярность личностно-ориентированное образование, требующее индивидуального подхода к каждому ребенку, увеличение количества детей, принадлежащих к разным этническим группам и культурам. Все это требует наличия у современного учителя понимания, сочувствия, моральной поддержки. В связи с этим была выдвинута гипотеза, что при разработке концепции формирования эмпатийной культуры будущих учителей процесс профессионально-педагогической подготовки станет наиболее практико-ориентированным и обоснованным согласно социальному заказу современного общества.

Ранее проведенное исследование по формированию эмпатийной культуры будущих учителей показало актуальность данной проблемы, и были обозначены пути для дальнейшего ее исследования [5].

Личностно-деятельностная природа эм-патийной культуры, направленная на осуществление социально-значимой деятельности, объективно активизирует необходимость интеграции личностного и профессионального развития будущих учителей [7]. На современном этапе развития психологической науки, несмотря на имеющиеся исследования, явление эмпатийной культуры остается малоизученным. Следует отметить, что до начала

ISSN 2658-6762

1980-х гг. термин «эмпатийная культура» почти не употреблялся в научной литературе [8]. Объясняется это тем, что специфика формирования самого явления эмпатийной культуры не становилась предметом специальных исследований, а изучалась косвенно, в плане решения общих и специальных задач подготовки студентов к работе в школе [5]. Зарубежные исследователи рассматривают проблему проявления эмпатии уже состоявшихся учителей на основе двух критериев: эмоциональная эмпатия и фактор проявление эмпа-тии в процессе осуществления оценки собственных действий [18]. Также существуют исследования по проблеме формирования и проявления эмпатии у будущих учителей в процессе реализации интервенционной программы электронного обучения [17].

Исследователи педагогического и технологического университета Колумбии проанализировали когнитивную и эмоциональную эмпатию у студентов, которые начали обучение на педагогическом факультете [19], и пришли к выводу, что в учебных программах для учителей необходимо предусмотреть развитие эмпатии с целью укрепления эмоциональных навыков будущих лекторов.

В 2016 г. были опубликованы результаты исследования американских ученых университета Вирджинии и Ричмонда об изменениях уровня эмпатии студентов в течение семестра. Были выявлены причины, связанные с такими изменениями, факторы, затрудняющие проявление эмпатии, а также уровень развития самопознания студентов, связанного с эм-патией1.

http://sciforedu.ru

1 Everhart R. S., Elliott K., Pelco L. E., Westin D., Brio-nes R., Peron E., & associates. March 2016. Empathy Activators: Teaching tools for enhancing empathy development in service-learning classes. Virginia Common-

wealth University and University of Richmond, Rich-mond,VA. Retrieved from Virginia Commonwealth University, Scholars Compass, Division of Community Engagement Resources: http://scholarscom-pass.vcu.edu/community_resources/

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

198

2019, том 9, № 4

Другие ученые рассматривают эмпатию как способность делиться и понимать чужое состояние ума или эмоции. Авторы исследования подробно описали концепцию эмпатии и провели сравнительный анализ между эмпа-тией и эмоциональным интеллектом, обосновали важность проявления данных качеств для успешной социализации и межличностного общения [11].

Проанализировав ряд зарубежных исследований, мы пришли к выводу, что в них не рассматривается эмпатийная культура учителей вообще, в основном внимание зарубежных коллег акцентируется на эмпатии и рефлексии учителя как профессионального качества [12].

Ряд российских исследователей определяют эмпатийную культуру как способность индивида к адекватной интерпретации выразительного поведения другого человека, как

2

интегративное качество личности , и рассматривают в совокупности с проявлением рефлексии когнитивные качества [2-4]. Что касается нашего исследования, мы пришли к выводу, что эмпатийную культуру следует рассматривать с точки зрения профессионально-педагогической культуры учителя и общей культуры личности, поэтому под эмпатийной культурой будущих учителей нами понимается вид его профессиональной культуры, в которой сочувствие, сопереживание и толерантность выступают основными ценностями профессиональной деятельности [5]. Здесь следует добавить, что формирование данного качества должно происходить под постоянным контролем и с обратной связью, а также согласно определенным принципам, которые

ISSN 2658-6762

помогают планировать образовательный процесс целенаправленно, постоянно ориентируясь на конкретный результат.

Как показал анализ зарубежных и научных исследований, существует проблема потребности современного общества в учителях, обладающих эмпатийной культурой и навыками эмпатического поведения. И в то же время нет конкретной методологии и инструментария по формированию данных качеств.

Цель статьи заключается в определении стратегии формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития при прохождении студентами любого курса гуманитарного цикла.

Методология исследования

В ходе педагогического эксперимента реализовалась система формирования эмпа-тийной культуры будущих учителей с учетом выявленных педагогических условий: а) реализация дисциплины по выбору «Рефлексивный практикум»; б) введение ситуативных педагогических задач в обязательные дисциплины вариативной части; в) включение различных видов волонтерской деятельности в программы практик. Были получены следующие результаты: произошло оптимальное и гармоничное формирование эмпатийной культуры в группах, где обеспечивались разработанная система и педагогические условия как в отдельности, так и в совокупности. В эксперименте приняли участие 182 студента всех курсов обучения по направлению «Педагогическое образование» [5].

В качестве критерия эффективности функционирования системы формирования

http://sciforedu.ru

2 Кошкина И. В. Эмпатийная подготовка будущего воспитателя к реализации принципа гуманизации в образовательном процесс ДОО // Гуманизация обра-

зовательного пространства Материалы международной научной конференции [Электронное издание]. 2016. С. 470-476. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=28156991

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

199

2019, том 9, № 4

эмпатийной культуры будущих учителей на фоне педагогических условий были выявлены уровни сформированности: репродуктивный, продуктивный и эвристический.

На протяжении экспериментальной части исследования применялись эмпирические методы:

- обсервационные (наблюдение, самооценка);

- праксиметрические (метод изучения результатов деятельности);

- психодиагностические (анкетирование, тестирование) [8].

Проводимый педагогический эксперимент был ориентирован на проверку эффективности функционирования в образовательном процессе педагогического вуза системы формирования эмпатийной культуры будущих учителей и оценку результативности педагогических условий, направленных на повышение эффективности функционирования разработанной системы [5]. Результаты педагогического эксперимента также показали, что обозначились новые вопросы и проблемы, нуждающиеся в решении: разработка педагогической концепции формирования эмпатий-ной культуры будущих учителей, необходимость выявления закономерностей данного процесса, который протекает в специально созданных условиях, а не естественным путем, применение практических методов формирования эмпатийной ультуры. Исходя из этого, автор пришел к выводу, что при формировании эмпатийной культуры будущих учителей возможно и необходимо переосмыслить эмпа-тию как навык, а не как черту личности или добродетель [9].

ISSN 2658-6762

Конфликты, разногласия между людьми и группами негативно сказываются на развитии современного общества во всех сферах жизни. Эмпатийная культура и ее составляющие могут бороться с этой социальной разобщённостью, помогая людям относиться друг к другу с пониманием, толерантно, способствовать сотрудничеству и единству [15]. В своем исследовании мы согласны с другими учеными и предлагаем уделять преподавателям больше времени на проявление эмпатийной культуры и ее составляющих как во время работы со студентами, так и во внеучебной деятельности, так как невозможно сформировать эмпатийную культуру у будущих учителей, не обладая ею самому3.

Формирование эмпатийной культуры будущих учителей может быть адаптировано в зависимости от академической направленности курса и уровня комфорта самого преподавателя. Интегрирование эмпатийной культуры в процесс обучения может варьироваться от простого понимания студентами самого термина до самостоятельного оценивания ими собственного поведения в процессе освоения курса, с последующим углубленным осознанным формированием основных составляющих эмпатийной культуры. Необходимым условием для формирования данного качества является непредвзятое отношение и творческий подход преподавателя к своим студентам и самому себе.

Задача преподавателя в процессе формирования эмпатийной культуры - создать условия, приближенные к реальной жизни, благодаря которым будущие учителя оказываются в ситуациях, где следует решить социальную

http://sciforedu.ru

3 Everhart R. S., Elliott K., Pelco L. E., Westin D., Brio-nes R., Peron E., associates. March 2016. Empathy Activators: Teaching tools for enhancing empathy development in service-learning classes. Virginia Common-

wealth University and University of Richmond, Richmond, VA. Retrieved from Virginia Commonwealth University, Scholars Compass, Division of Community Engagement Resources: http://scholarscom-pass.vcu.edu/community_resources/

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

200

Science for Education Today

2019, том 9, № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

проблему, столкнуться с людьми, принадлежащими к разным возрастным, социальным категориям, столкнуться с различными вариантами последствий при решении данной проблемы в зависимости от поведения участников данной ситуации, их поступков, а также умения реализовать на практике способность предвидеть дальнейшие действия собеседника и прогнозировать результат взаимодействия.

Можно решить этот диссонанс, переосмыслив свои взгляды на жизнь и на людей, опираясь на знания об эмпатийной культуре, которые они получают, а также руководствуясь собственным опытом и действиями своих сверстников [22]. Эверхарт однажды заметил: «Сталкиваясь лицом к лицу с ситуацией, в которой оказывается другой человек, может произойти переосмысления понятия эмпатии и эмпатийной культуры в целом». Экспериментальный компонент предлагает будущим учителям решить проблему, применяя эмпатиче-ские знания и способности, а рефлексивный компонент выступает обратной связью с преподавателем и дает возможность углубить эти знания и улучшить способности [9].

Несомненно, применение различных интерактивных и активных методов является отправной точкой для повышения уровня сфор-мированности эмпатийной культуры будущих учителей, но этого недостаточно для более эффективного ее формирования.

Результаты исследования

Мы выделили определенную стратегию, внедрение в учебный процесс которой способно более эффективно формировать у будущих учителей основные компоненты эмпатий-ной культуры. Применение хотя бы одной из ниже представленных стратегий позволит сделать процесс формирования сознательным и практико-ориентированным.

• Предоставлять студентам возможность практического применения знаний об эмпа-тийной культуре.

• Включение эмпатии в число коррелятов профессиональной рефлексии будущих учителей.

• Использование комплекса мер по формированию эмпатийной культуры будущих учителей.

• Оценка и переосмысление культуры в группе обучающихся.

• Включение формирования эмпатийной культуры в задачи обучения.

1. Предоставлять студентам возможность практического применения знаний об эмпатийной культуре

Сущность применения первого пункта алгоритма заключается в использовании прямого и косвенного методов педагогического воздействия на будущих учителей. Прямой метод (используется при непосредственном взаимодействии обучающихся с окружающими и друг с другом) оказывает особенно сильное влияние на формирование основных составляющих эмпатийной культуры (когнитивного, эмоционально-деятельностного и мо-тивационно-ценностного компонентов) [5]. Эффективность данного метода связана с когнитивным диссонансом, который возникает, когда будущие учителя сталкиваются лицом к лицу с ситуациями, которые бросают вызов их предвзятым убеждениям.

Однако косвенный метод (например, создание веб-сайтов, анализ и систематизация изученного материала, подготовка исследовательских отчетов) также может способствовать формированию эмпатийной культуры, особенно когда студенты имеют возможность готовить проекты и материалы в группе, обсуждая результаты и договариваться.

2019, том 9, № 4

Для более эффективного формирования эмпатийной культуры у будущих учителей следует использовать прямой и косвенный методы педагогического воздействия вместе. Например, при прохождении педагогической практики можно вовлекать будущих учителей в волонтерскую деятельность: организовывать встречи с детьми, испытывающими трудности с социальной адаптацией, после чего будущие учителя делают отчет о проделанной работе. Либо преподаватель организует встречи студентов с будущими коллегами, такое взаимодействие поможет обучающимся понять общество и окружение, с которым они будут впоследствии общаться. Здесь следует отметить, что, если будущие учителя напрямую взаимодействуют с окружающими (будущими коллегами, детьми, директором школы, преподавателем), это особенно полезно при условии организации встречи с одним и тем же человеком как в рабочей обстановке, так и в неформальной. Такие встречи помогают понять потребности общества, а также получить эмпа-тический опыт общения с окружающими.

В своем экспериментальном исследовании, в котором приняли участие студенты, проходящие курсы подготовки по оказанию социальной помощи, Эверхарт [9] определил пять типов случаев, имеющих решающее значение для эффективного формирования эмпа-тии у студентов. Эти критические случаи проявились, когда студенты:

• наблюдали эмоциональные переживания у других;

• проявляли большую ответственность;

• узнавали много о людях, с которыми им пришлось общаться;

ISSN 2658-6762

• обнаружили личную связь с другими.

• получили опыт переосмысления о ситу-

4

ациях, в которых оказывались .

Эти ситуации, по мнению Эверхарта, рассматриваются как «ключевые составляющие развития эмпатии» и могут быть использованы преподавателями при планировании обучения студентов с целью формирования у них коммуникативных и эмпатических навыков [9]. Применительно к нашему исследованию, мы считаем возможным создавать такие ситуации с целью формирования эмпатийной культуры будущих учителей.

Как показало наше исследование, применяя выше описанные ситуации для формирования у будущих учителей эмпатийной культуры, мы определили две группы факторов, которые способствуют формированию основных составляющих эмпатийной культуры, а также препятствующих их формированию (табл. 1).

2. Включение эмпатии в число коррелятов профессиональной рефлексии будущих учителей

Учитель с высокоразвитой эмпатийной культурой способен подвергать рефлексии действия и поведение обучающегося, осмыслять их и уже согласно этому строить дальнейшие межличностные отношения. В процессе общения человек познает себя (рефлексия) через понимание другого (эмпатия). Процесс понимания друг друга опосредован актом рефлексии. Применительно к нашему исследованию рефлексия в деятельности будущих учителей имеет колоссальное значение для процесса

http://sciforedu.ru

4 Everhart R. S., Elliott K., Pelco L. E., Westin D., Briones R., Peron E., & associates. March 2016. Empathy Activators: Teaching tools for enhancing empathy development in service-learning classes. Virginia Common-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

wealth University and University of Richmond, Rich-mond,VA. Retrieved from Virginia Commonwealth University, Scholars Compass, Division of Community Engagement Resources: http://scholarscom-pass.vcu.edu/community_resources/

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

202

2019, том 9, № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

формирования эмпатийной культуры, поскольку выводит будущего учителя за пределы деятельностного акта и заставляет со стороны критически оценить степень соответствия вы-

полненных им действий заданным требованиям. Тем самым именно рефлексия приучает будущих учителей к непрерывному осознанию своей практической деятельности [5].

Таблица 1

Факторы, влияющие на формирование эмпатийной культуры будущих учителей Factors influencing the formation of an empathie culture of would-be school teachers

Table 1

Факторы, способствующие формированию эмпатийной культуры Факторы, препятствующие формированию эмпатийной культуры

1. Более близкое общение с собеседником 1. Проявление эмпатийной культуры будущими учителями одинаково в различных ситуациях (неумение адаптировать теоретические знания об эмпатийной культуре на практике)

2. Уверенность в своих способностях хорошо справиться с заданием и проблемой 2. Изначально при взаимодействии с собеседником проявлять сострадание, а не эмпатию

3. Организация больше практических занятий (практикумы, тренинги) с целью получения эм-патического опыта при непосредственном взаимодействии с окружающими 3. Сложность организации прямого контакта будущих учителей с окружающими

4. Влияние общения будущих учителей с окружающими и как результат переосмысления первых своей деятельности и поведения путем рефлексивного позиционирования 4. Трудности в предвидении поведения собеседника и дальнейшего развития ситуации, в которой могут оказаться будущие учителя

5. Получение эмпатического опыта, даже без вовлечения будущих учителей в непосредственное взаимодействие с окружающими (выполнение заданий на самопознание и анализ собственной деятельности) 5. Возникновение ситуаций, когда студенты даже не подозревают, сколько усилий тратит преподаватель на обучение, в связи с чем ослабевает обратная связь

6. Владение большей информацией о личности до взаимодействия с ней способствует наиболее быстрому формированию эмпатийной культуры у будущих учителей 6. Ситуации, когда будущим учителям задают вопросы, не касающиеся напрямую эмпатийной культуры, но их ответы должны быть с позиции данного качества: почему этот человек занимается данным родом деятельности и т. д.

Опираясь на исследования ОаНпБку [10], ЕуегЬаг! [9], И. В. Гришко5, мы воспользовались их методикой проведения самооценки

5 Гришко И. В. Эмпатийная культура будущего педагога-психолога: вербальные и невербальные характеристики речи // Научные исследования современных ученых: сборник материалов XV Международной

эмпатии у студентов, сущность которой заключалась в проведении мониторинга в начале эксперимента и в конце и выделении уровней эмпатийной культуры:

научно-практической конференции. - Астрахань, 2016. - С. 404-407. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=27598658

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

203

2019, том 9, № 4

1) потрясение,

2) осознание,

3) понимание.

Первый уровень эмпатийной культуры

характеризуется тем, что будущие учителя испытывали шок и потрясение, вызванное социальными и экономическими проблемами людей, с которыми им пришлось общаться (дети из неблагополучных семей, детских домов, учителя в школах и др.).

Уровень осознания характеризуется спокойным восприятием проблем окружающих и их обстоятельства. Будущие учителя пытались провести параллель с собой и своими проблемами, произвести отождествление (стереть границы между «мы» и «они»).

Обладая третьим уровнем эмпатийной культуры, будущие учителя приходят к пониманию, почему все происходит так или иначе, от чего это зависит, и начинают оценивать не самих людей, а их поступки, пытаются разобраться в причинах этих поступков, опять же оценивая сами действия, а не тех, кто их выполняет.

В период эксперимента, будущие учителя определяли самостоятельно свой уровень эмпатийной культуры и в рефлексивный дневник фиксировали объяснения, почему они отождествляли себя с этим уровнем; как их общение с окружающими могло бы способствовать дальнейшему развитию эмпатийной культуры, в том числе, какие взаимодействия были бы наиболее полезны; какие изменения они ожидали увидеть в своем уровне на протяжении всего семестра; почему и как они определят, смогли ли увеличить уровень эмпатийной культуры в течение семестра. Будущие учителя зачитывали рефлексивный дневник всей

ISSN 2658-6762

группе, каждый высказывал свою точку зрения, проводились дискуссии и обсуждения по уровням сформированности эмпатийной культуры. В конце семестра студентов снова попросили оценить уровень эмпатийной культуры и задуматься, изменился ли он в течение семестра, если да, то почему и как.

Адаптированная модель рефлексии Дрисколла ("What? So What? Now what?")

Еще один из способов включения эмпа-тии в рефлексию студентов - это использование модели рефлексии Дрисколла6 [14], сущность которой заключается в предоставлении будущим учителям неких вопросов-подсказок, касающихся эмпатийной культуры и рефлексии. В зависимости от ситуации и решаемой проблемы данные вопросы адаптируются.

Так, в представленном исследовании, в группе, где проводился эксперимент, будущих учителей попросили составить собственную оценку уровня сформированности эмпатий-ной культуры и зафиксировать это в своих рефлексивных дневниках, а также ответить на вопрос в начале семестра: «Какое поведение, по вашему мнению, является эмпатическим?» и в конце эксперимента: «Как изменилось ваше эмпатическое поведение с момента начала семестра?»

Метод ожидаемого результата. Это третий, используемый нами в эксперименте, способ включения эмпатии в число коррелятов профессиональной рефлексии будущих учителей [11]. Студентам было предложено изучить и сформулировать собственные ожидания от процесса формирования эмпатийной культуры посредством метода социальных проектов в начале и конце семестра, чтобы впоследствии увидеть насколько ожидания отличаются от реального результата [9].

http://sciforedu.ru

6 Roth P.A. What is reflective practice? // Body, Movement and Dance in Psychotherapy. - 1989. - Vol. 8 (3).

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

204

2019, том 9, № 4

Поскольку самосознание является как пороговым навыком по отношению видения ситуации с точки зрения других людей, так и неотъемлемым компонентом эмоциональной отзывчивости, задания, формирующие самосознание могут способствовать наиболее эффективному формированию эмпатийной культуры будущих учителей. Разумеется, следует признать, что термин «ожидание» многогранный, и ожидания будущих учителей могут варьироваться.

Так, метод ожидания в данном исследовании включал ожидания студентов об эффективности метода социальных проектов, об их предстоящей активности и взаимодействии с окружающими, с которыми они будут работать, о потенциальных социальных проблемах или причинах их возникновения, с которыми они столкнуться и т. д. Любой из этих приемов данного метода представляет собой огромную возможность для повышения уровня самосознания и самопонимания.

3. Комплекс мер по формированию эмпатий-ной культуры будущих учителей

Данный пункт плана по формированию эмпатийной культуры будущих учителей включает обучение таким навыкам, как активное слушание, эмпатическое общение, культурной компетентности и взаимоуважения [13]. В период данного исследования преподаватель помогал будущим учителям формировать составляющие эмпатийной культуры посредством выявления и понимания, связанных с данным качеством навыков.

Наиболее эффективное использования данного пункта оказалось, когда будущим

ISSN 2658-6762

учителям на примере конкретной изучаемой дисциплины («Конфликтология», «Педагогическая психология», «Методика преподавания иностранных языков») показали эффективность применения эмпатических навыков. Одним из полезных подходов оказалось применение и обучение комплексом мер по формированию эмпатийной культуры будущих учителей. Преподаватели анализируют и отбирают те навыки, которые будут необходимы при освоении преподаваемой дисциплины и включают их в свои учебные планы, как навыки, которым следует обучить студентов в период прохождения курса. В представленном исследовании нами были отобраны и включены в дисциплины ключевые, на наш взгляд, эмпатические навыки.

Эмпатийно-коммуникативные навыки К данной группе формируемых навыков относится в первую очередь эмпатическое слушание, которое представляет собой наше внутреннее состояние, когда мы искренне, всей душой и сердцем хотим понять собеседника. Вот несколько интернет-ресурсов, которые использовались в данном исследовании по формированию основных эмпатийно-ком-муникативных навыков:

«Пять способов лучше слушать»7 «Хотите помочь кому-то? Помолчите и слушайте"8

Навыки, которые вам нужны9 Культурная компетентность Культурная компетентность относится к уровню навыков, необходимых для обучения и общения с людьми разных культур. Четыре ключевых признака включены в концепцию

http://sciforedu.ru

7 Джулиан Трежер. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=c Sohj 1YQI2A (дата обращения: 20.01.2018)

8 Эрнесто Сироли. URL: Https://www.ted.com/ta1ks/ ern-esto_siro11i_want_to_he1p_someone_shut_up_and_1is-

ten?1anguage=en (дата обращения: 20.01.2018)

9 Активное (эмпатическое) слушание. URL: http://www.ski11syouneed.com/ips/active-1istening.htm1 (дата обращения: 20.01.2018)

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

205

Science for Education Today

2019, том 9, № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

культурной компетентности: осознание, отношение, знания и навыки, каждому из которых можно обучить как навыку эмпатийной культуры. Так, преподаватели, участвующие в эксперименте, развивали интерес у будущих учителей к культурным различиям, посредством включения в планирование своей дисциплины таких культурных вопросов, как пол, раса, возраст, религия и язык. Широкий спектр образовательных материалов для культурной компетентности доступен в Интернете. Несколько бесплатных ресурсов включают: комплекс упражнений и инструментов по межкультурной компетенции10, большая международная база данных по межкультурному обучению, включающая разнообразный комплекс упражнений и тренингов11.

Для установления контакта и поддержания доброжелательной тональности профессионального общения используется речевой этикет, который также входит в состав эмпа-тийной культуры - систему ритуалов и соответствующих словесных формул. Важно заметить, что культура речи - это способность использовать оптимальные для конкретной ситуации языковые средства. Эмоционально-положительное влияние (поощрение) и эмоционально-негативное влияние (наказание) регулируют общие действия коммуникативного процесса, углубляют понимание ситуативных целей, повышают эффективность профессионального взаимодействия специалиста и кли-12

ента

10 Упражнения по межкультурной компетенции. URL: http://www.bothell.washington.edu/globalinitiatives/re-sources/intercultural-competence-tool-kit (дата обращения: 18.04.2018)

11 Презентации, видео, тренинги, анкетирование и др. для межкультурного обучения в классах. URL: http://www.apa.org/apags/governance/subcommit-tees/cultural-competency.aspx (дата обращения: 28.04.2018)

4. Оценка и переосмысления культуры в группе обучающихся

Культура в группе также влияет на формирование эмпатийной культуры: настроение обучающихся, виды занятий и динамика работы, климат и даже оформление классной комнаты - все это способствует становлению культуре в группе, которые либо поощряют, либо препятствуют формированию эмпатий-ной культуры будущих учителей.

При проведении данного эксперимента студенты были разделены на две группы: первая группа занималась в типичном классе, организованном в ряды столов: обучающиеся сидят лицом к преподавателю и, зачастую, к мультимедийному экрану. Такая организация занятий показала сущность обучения: в центре внимания находится сам преподаватель, а не студенты.

Вторая группа студентов обучалась в классе, где преподаватель постоянно находился среди обучающихся, а не в центре класса перед ними. Занятия при таком обучении строились в виде дискуссий и подчеркивали, что именно будущие учителя находятся в центре процесса обучения.

Даже небольшие изменения в оформлении класса, могут увеличить взаимодействие учащихся друг с другом и повысить эффективность формирования эмпатийной культуры.

Следует понимать эмпатийную культуру как профессиональное качество, а не личностное, в связи с этим оно требует формирования и постоянной практики. Ниже представлены

12 Гришко И. В. Эмпатийная культура будущего педагога-психолога: вербальные и невербальные характеристики речи // Научные исследования современных ученых: Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. - Астрахань, 2016. - С. 404-407. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=27598658

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

206

Science for Education Today

2019, том 9, № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

некоторые методы обучения, целью которых является практика межличностного взаимодействия будущих учителей и практическое формирования эмпатийной культуры.

• Технология смешанного обучения «Перевернутый класс» ("Flipped classroom") подразумевает самостоятельное усвоение учебного материала вне класса при просмотре видеолекций, чтение учебной литературы, прохождение учебных тестов на усвоение темы, при котором аудиторное время посвящается анализу проблемных аспектов теоретической части, а также решению практических заданий и выполнению исследовательских задач под наблюдением педагога [1]. Благодаря данной технологии применительно к формированию эмпатийной культуры будущих учителей, студенты демонстрируют свое понимание, интерпретируют и обобщают полученную информацию, практикуют применение своих полученных знаний в актуальной ситуации, используя свое критическое мышление, обсуждают новые знания и идеи в группах или парно; на этом уровне развивается творческое мышление и происходит обратная связь.

• Сопоставление с личным опытом: поиск способов личного социального взаимодействия может помочь будущим учителям формировать основные компоненты эмпатийной культуры. Преподаватель может организовать неофициальные встречи студентов, например, с людьми старшего возраста с целью нахождения взаимосвязи, сопоставления с личным опытом.

• Использование тестов имплицитных ассоциаций (IAT) - это короткие онлайн-опросы, которые определяют отношение человека к чему-либо на бессознательном уровне. Можно использовать один или несколько тестов как способ обратной связи и мониторинга эффективности формирования эмпатийной культуры будущих учителей.

5. Включение формирования эмпатийной культуры в задачи обучения

Чтобы целенаправленно формировать эмпатийную культуру будущих учителей, преподавателю следует отнести этот процесс к одной из цели обучения. Вне зависимости от преподаваемого предмета это сделать вполне возможно: включать вопросы на самопознание, связанные с проявлением эмпатийной культуры в начале и конце прохождения курса, давать задания будущим учителям, при выполнении которых требуется проявлять эм-патийную культуру и т. д.

Заключение

В процессе исследования выявлены следующие особенности формирования эмпатий-ной культуры будущих учителей:

- преподавателям следует уделять больше времени на проявление эмпатийной культуры и ее составляющих как во время работы со студентами, так и во внеучебной деятельности, так как невозможно сформировать эмпатийную культуру у будущих учителей, не обладая ею самому;

- формирование эмпатийной культуры происходит в процессе создания условий, приближенных к реальной жизни, благодаря которым будущие учителя оказываются в ситуациях, где следует решить социальную проблему, столкнуться с людьми, принадлежащими к разным возрастным, социальным категориям;

- процесс формирования эмпатийной культуры происходит более эффективно, если преподаватель включает в свой учебный план развитие таких навыков, как активное слушание, эмпатическое общение, культурная компетентность и взаимоуважение;

- эмпатийную культуру следует рассматривать, прежде всего, как профессиональное, а не личностное качество; исходя из этого,

Science for Education Today

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019, том 9, № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

формировать ее нужно целенаправленно и под постоянным контролем, используя при этом интегрированные методы, и, переосмыслив культуру и атмосферу в группе обучающихся в целом.

В представленной статье была определена и реализована стратегия формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития при прохождении студентами любого курса гуманитарного цикла.

Проведенный эксперимент показал, что зачастую группа людей ценит не установленные связи, а авторитет и успех отдельных личностей. Преподавателю в данном случае следует тщательно подходить к оценке работы в группе и рассматривать ситуацию и процесс обучения с точки зрения эмпатии, а не собственной ценности. Также адекватно оценить собственный уровень эмпатийной культуры и научить этому будущих учителей. Мы выделили несколько способов для формирования эмпатийной культуры в группе в целом.

• Давать время подумать, прежде чем обсуждать тот или иной вопрос.

• Составлять план в начале прохождения курса совместно со студентами, в котором отмечаются ожидаемые результаты будущих учителей от изучения данного курса.

• Постоянно создавать ситуации или приводить в качестве примера истории не только успеха, но и борьбы, неудачи, уязвимости, личностного роста.

• Провоцировать эмоциональные реакции в группе, анализировать их, обсуждая, как они влияют на исход ситуации и на наше самочувствие в целом.

• Создавать эмпатическое общение между будущими учителями.

На современном этапе развития общества университеты XXI в. все чаще становятся платформами общения, обмена опытом и информацией людей разных культур и многие педагоги работают над пониманием и обучением студентов навыкам общения, которые на сегодня считаются бесценными. Как показало представленное исследование по использованию метода социальных проектов с целью формирования эмпатийной культуры будущих учителей, многие преподаватели различных курсов обучения заинтересованы в формировании способности своих студентов сопереживать другим. В стремлении создавать инклюзивные пространства как в самом университете, так и на более высоком социальном уровне, формирование эмпатийной культуры и ее составляющих является очень актуальным и востребованным. В процессе исследовании мы пришли к выводу, что именно на преподавателя возлагается ответственность и главная роль в ее формировании при подготовке будущих учителей, задача которых будет воспитать и сформировать у учащихся сочувствие, понимание, способность эффективного эмпатического взаимодействия с окружающими.

Представленное исследование не является исчерпывающим, но наглядно представляет обзор стратегии по формированию эмпа-тийной культуры будущих учителей, который, по нашему мнению, будет полезен для преподавателей, занимающихся подготовкой будущих учителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балева М. В. Влияние произвольной групповой самоидентификации на социальную перцепцию групп разного типа // Сибирский психологический журнал. - 2018. - N° 68. - C. 109130. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36482986

Science for Education Today

2019, том 9, № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

2. Волчков Э. Г. Национальное самосознание и самоиндентификация // Филология и культура. -2014. - № 3 (37). - С. 315-318. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22939611

3. Дубровина И. В., Лубовский Д. В. Развитие психологической культуры обучающихся в контексте реализации образовательных стандартов // Психологическая наука и образование. -2017. - Т. 22, № 6. - С. 25-33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30773805

4. Медведева Е. Н., Смирнова В. А., Гайворонская А. А. Влияние уровня межличностной тревожности на эмпатию у студентов // Смоленский медицинский альманах. - 2016. - № 4. -С. 235-237. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29423695

5. Саламатина Ю. В. Формирование эмпатийной культуры будущих учителей: монография. -Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2016. - 98 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29983310

6. Троицкая Е. А. Природа эмпатии в зарубежной психологии конца XX начала XXI века // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2011. - № 613. - С. 52-64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16518626

7. Уварина Н. В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала учащихся в образовательном процессе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. -№ 4 (263). - С. 34-37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17715191

8. Федоров И. В. Предположения о респонзивной природе эмпатии // Сибирский психологический журнал. - 2014. - № 53. - С. 64-72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22138151

9. Everhart R. S. Teaching tools to improve the development of empathy in service-learning students // Journal of Higher Education Outreach and Engagement. - 2016. - Vol 20, № 2. - P. 129. URL: http://openjournals.libs.uga.edu/index.php/jheoe/article/view/1652/939

10. Galinsky A. D., Moskowitz G. B. Perspective-taking: decreasing stereotype expression, stereotype accessibility, and ingroup favoritism // Journal of Personality and Social Psychology. - 2000. -Vol. 78 (4). - P. 708-724. DOI: https://doi.org/10.1037//0022-3514.78.4.708

11. Akhtar F. Empathy: What it is and Why it Matters // Journal of Social Work Practice. - 2013. -Vol. 27, Issue 4. - P. 474-476. DOI: https://doi.org/10.1080/02650533.2013.849442

12. Kim M.-R., Lee E.-H., Lee Y.-J. The effect of teacher's stress, teacher-child interaction and teacher's efficacy on teacher's happiness // The Spanish Journal of Psychology. - 2018. - Vol. 23, Issue 4. - P. 57-76. DOI: https://doi.org/10.20437/K0AECE23-4-03

13. Konrath S. H., O'Brien E. H., Hsing C. Changes in dispositional empathy in American college students over time: a metaanalysis // Personality and Social Psychology Review. - 2011. - Vol. 15, Issue 2. - P. 180-198. DOI: https://doi.org/10.1177/1088868310377395

14. Leigh J., Bailey R. Reflection, reflective practice and embodied reflective practice // Body, Movement and Dance in Psychotherapy. - 2013. - Vol. 8, Issue 3. - P. 160-171. DOI: https://doi.org/10.1080/17432979.2013.797498

15. Rehman J. Feel Our Pain: Empathy and Moral Behavior. 2015. DOI: https://doi.org/10.13140/RG.2.1.2297.1763

16. Song J. H., Colasante T., Malti T. Helping Yourself Helps Others: Linking Children's Emotion Regulation to Prosocial Behavior Through Sympathy and Trust // Emotion. - 2018. - Vol. 18, Issue 4. - P. 518-527. DOI: https://doi.org/10.1037/emo0000332

17. Stehlfkova J., Valihorova M. Possibilities of targeted development of empathy in teachers' undergraduate training // The New Educational Review. - 2016. - Vol. 45. - P. 186-198. DOI: https://doi.org/10.15804/tner.2016.45.3.15

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2019, том 9, № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

18. Stojiljkovic S., Djgic G., Zlatkovic B. Empathy and Teachers' Roles // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. - Vol. 69. - P. 960-966. DOI: https://doi.Org/10.1016/j.sbspro.2012.12.021

19. Torres L. H., Bonilla R. E., Moreno A. K. Empathy in future teachers of the Pedagogical and Technological University of Colombia // Journal of New Approaches in Educational Research. -2016. - Vol. 5, № 1. - P. 30-37. DOI: https://doi.org/10.7821/naer.2016.L136

20. Uvarina N. V., Ismagulova G. K., Baymenova K. S., Razumova L. P., Kunduzay A. K. Formation of communicative competence as a condition of development of social orientation of the future teacher // Man in India. - 2017. - T. 97, № 16. - C. 407-414. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=32429859

21. Walter H. Social Cognitive Neuroscience of Empathy: Concepts, Circuits, and Genes // Emotion Review. - 2012. - Vol. 4, Issue 1. - P. 9-17. DOI: https://doi.org/10.1177/1754073911421379

22. Wilson J. C. Service-learning and the development of empathy in US college students // Education & Training. - 2011. - Vol. 53 (2-3). - P. 207-217. DOI: https://doi.org/10.1108/00400911111115735

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

2019, Vol. 9, No. 4 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

DOI: 10.15293/2658-6762.1904.12

Yulia Valerjevna Salamatina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Department of Foreign Languages,

Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6527-2793 E-mail: kpn1308@mail.ru

The strategy of forming pre-service school teachers' empathie culture:

Introduction. The author studies the problem of initial teacher training with the main focus on developing empathic behavior skills and empathic culture. The purpose of the article is to establish the strategy of forming an empathic culture of pre-service school teachers, taking into account the peculiarities of its manifestation and development when students take any Humanities course.

Materials and Methods. The study was conducted on the basis of methodological approaches for modelling the concept of forming pre-service teachers' empathic culture (system-synergetic, personal-hermeneutic and constructive-activity approaches). The research methods included observational methods (observation and self-assessment); praximetric methods (method of studying the results of activities), andpsychodiagnostic methods.

Results. The undertaken research indicates that the phenomenon of empathic culture of pre-service school teachers is under-researched at the present time. The author has identified the characteristic features of forming pre-service teachers' empathic culture and empathic behaviors, justified the need for methods of forming the empathic qualities appropriate for multicultural educational environments.

The analysis of scientific literature enabled the author to establish the strategy for forming an empathic culture of pre-service school teachers, taking into account the characteristics of its manifestation and development. The article provides a detailed description of the presented strategy and substantiates its importance for initial teacher training. The strategy contributes to developing empathic culture of pre-service teachers and can be included in any course of Humanities.

Conclusions. The article summarizes the research findings about the strategy of forming pre-service school teachers' empathic culture with the main focus on its manifestation and development.

Empathic culture; Empathy; Reflection; Empathic listening; Reflexive diary; Driscoll's model; Expected result method; Empathic-communicative skills.

1. Baleva M. V. The effects of ingroup self-identity on the social perception of different groups. Siberian Journal of Psychology, 2018, no. 68, pp. 109-130. (In Russian) URL: https : //elibrary.ru/item .asp?id=36482986

2. Volchkov E. G. National self-conscience and self-identity. Philology and Culture, 2014, no. 3, pp. 315-318. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22939611

© 2011-2019 Science for Education Today All rights reserved

Peculiarities of manifestation and development

Abstract

Keywords

REFERENCES

211

2019, Vol. 9, No. 4 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

3. Dubrovina I. V., Lubovsky D. V. Developing psychological culture of schoolchildren as a means of supporting implementation of basic education standards. Psychological Science and Education, 2017, vol. 22, no. 6, pp. 25-33. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30773805

4. Medvedeva E. N., Smirnova V. A., Gaivoronskaya A. A. The influence of the level of personality anxiety on empathy in students. Smolensk Medical Almanac, 2016, no. 4, pp. 235-237. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29423695

5. Salamatina Yu. V. Formation of empathic culture of future teachers. Monograph. Yekaterinburg, Ural State University of Economics Publ., 2016, 98 p. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29983310

6. Troitskaya Y. A. The concept of empathy in foreign psychology in the late 20th - early 21st century. Bulletin of Moscow State Linguistic University Education and Pedagogical Studies, 2011, no. 613, pp. 52-64. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16518626

7. Uvarina N. Core of a pedagogical concept: Laws, actualization principles of pupils' creative potential in an educational process. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2012, no. 4, pp. 34-37. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 17715191

8. Fedorov I. V. On the responsive nature of empathy. Siberian Journal of Psychology, 2014, no. 53, pp. 64-72. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22138151

9. Everhart R. S. Teaching tools to improve the development of empathy in service-learning students. Journal of Higher Education Outreach and Engagement, 2016, vol. 20, no. 2, pp. 129. URL: http://openjournals.libs.uga.edu/index.php/jheoe/article/view/1652/939

10. Galinsky A. D., Moskowitz G. B. Perspective-taking: Decreasing stereotype expression, stereotype accessibility, and ingroup favoritism. Journal of Personality and Social Psychology, 2000, vol. 78 (4), pp. 708-724. DOI: https://doi.org/10.1037//0022-3514.78.4.708

11. Akhtar F. Empathy: What it is and why it matters. Journal of Social Work Practice, 2013, vol. 27, issue 4, pp. 474-476. DOI: https://doi.org/10.1080/02650533.2013.849442

12. Kim M.-R., Lee E.-H., Lee Y.-J. The effect of teacher's stress, teacher-child interaction and teacher's efficacy on teacher's happiness. Spanish Journal of Psychology, 2018, vol. 23, issue 4, pp. 57-76. DOI: https://doi.org/10.20437/K0AECE23-4-03

13. Konrath S. H., O'Brien E. H., Hsing C. Changes in dispositional empathy in American college students over time: A metaanalysis. Personality and Social Psychology Review, 2011, vol. 15, issue 2, pp. 180-198. DOI: https://doi.org/10.1177/1088868310377395

14. Leigh J., Bailey R. Reflection, reflective practice and embodied reflective practice. Body, Movement and Dance in Psychotherapy, 2013, vol. 8, issue 3, pp. 160-171. DOI: https://doi.org/10.1080/17432979.2013.797498

15. Rehman J. Feel Our Pain: Empathy and Moral Behavior. 2015. DOI: https://doi.org/10.13140/RG.2.1.2297.1763

16. Song J. H., Colasante T., Malti T. Helping Yourself helps others: Linking children's emotion regulation to prosocial behavior through sympathy and trust. Emotion, 2018, vol. 18, issue 4, pp. 518-527. DOI: https://doi.org/10.1037/emo0000332

17. Stehlikova J. Valihorova M. Possibilities of targeted development of empathy in teachers' undergraduate training. New Educational Review, 2016, vol. 45, pp. 186-198. DOI: https://doi.org/10.15804/tner.2016.45.3.15

18. Stojiljkovic S., Djgic G., Zlatkovic B. Empathy and teachers' roles. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2012, vol. 69, pp. 960-966. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2012.12.021

© 2011-2019 Science for Education Today All rights reserved

212

2019, Vol. 9, No. 4 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

19. Torres L. H., Bonilla R. E., Moreno A. K. Empathy in future teachers of the pedagogical and technological university of Colombia. Journal of New Approaches in Educational Research, 2016, vol. 5, no. 1, pp. 30-37. DOI: https://doi.org/10.7821/naer.2016.L136

20. Uvarina N. V., Ismagulova G. K., Baymenova K. S., Razumova L. P., Kunduzay A. K. Formation of communicative competence as a condition of development of social orientation of the future teacher. Man in India, 2017, vol. 97, no. 16, pp. 407-414. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32429859

21. Walter H. Social cognitive neuroscience of empathy: Concepts, circuits, and genes. Emotion Review, 2012, vol. 4, issue 1, pp. 9-17. DOI: https://doi.org/10.1177/1754073911421379

22. Wilson J. C. Service-learning and the development of empathy in US college students. Education & Training, 2011, vol. 53 (2-3), pp. 207-217. DOI: https://doi.org/10.1108/00400911111115735

Submitted: 01 May 2019 Accepted: 08 July 2019 Published: 31 August 2019

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

© 2011-2019 Science for Education Today

All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.