Science for Education Today
2019, том 9, № 4
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
© Н. П. Копцева, М. Г. Смолина, К. В. Резникова, В. А. Разумовская DOI: 10.15293/2658-6762.1904.15
УДК 7.033.3+378.16
Анализ современных образовательных технологий формирования национально-культурных идентичностей студентов через представление
Н. П. Копцева, М. Г. Смолина, К. В. Резникова, В. А. Разумовская (Красноярск, Россия)
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема формирования мировоззрения, национально-культурной идентичности молодежи. Целью исследования является выявление структурных и функциональных особенностей современных образовательных технологий формирования национально-культурных идентичностей студентов посредством изучения множественности эстетических картин мира.
Методология. Основным методом исследования является образовательный эксперимент с применением электронного образовательного ресурса в курсе «Основы искусства стран ислама». Помимо эксперимента, в процессе проведения исследования применялись такие методы, как анкетирование, сравнительный анализ, интерпретация, а также обзор научной литературы.
Результаты. Эксперимент позволил тщательно контролировать процесс обучения, постоянно отслеживая активность студентов. Тем самым были выявлены наиболее эффективные элементы и факторы, оказывающие влияние на спад студенческого интереса, а также определены закономерности студенческого поведения в образовательной среде. Студенты в процессе освоения курса получили представление о специфике становления региональной культуры, своеобразия мусульманской художественной картины мира. Полученные результаты свидетельствуют о толерантном отношении студентов к изучаемой культуре, что позволяет прогнозировать дальнейшее развитие взаимопонимания между представителями разных конфессий, народов, а следовательно - снижение угрозы социокультурных конфликтов.
Заключение. Авторы обобщают выявленные особенности современных образовательных технологий формирования национально-культурных идентичностей студентов посредством изучения множественности эстетических картин мира.
Копцева Наталья Петровна - доктор философских наук, заведующая кафедрой культурологии, Сибирский федеральный университет. E-mail: decanka@mail.ru
Смолина Майя Гавриловна - кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии, Сибирский федеральный университет. E-mail: smomg@yandex.ru
Резникова Ксения Вячеславовна - кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии, Сибирский федеральный университет. E-mail: axu-ta@mail.ru
Разумовская Вероника Адольфовна - кандидат филологических наук, профессор кафедры делового иностранного языка, Сибирский федеральный университет. E-mail: veronica_raz@hotmail.com
© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены
о множественности эстетических картин мира
Science for Education Today
2019, том 9, № 4
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
Ключевые слова: образовательные технологии; современный университет; национально-культурная идентичность; эстетическая картина мира; искусство стран ислама; электронный образовательный ресурс.
Постановка проблемы
Современные университеты перестали быть образовательными учреждениями исключительно в традиционном понимании, предполагающем освоение студентами основ профессиональной деятельности [1-4]. Из аббревиатур отечественных вузов ушла литера «П», отсылающая к «профессиональности» получаемого образования. Задачи современного образования сводятся не к получению практических трудовых навыков, но к освоению компетенций. Студенты должны научиться учиться и постараться сформировать собственное мировоззрение, понять грани своей идентичности [5-7]. Причем идентичности не только и не столько профессиональной, сколько культурной, региональной, национальной [8; 9]. Данной проблематике посвящена статья В. И. Дятлова и Н. П. Копцевой, в которой авторы поднимают вопросы социального проектирования и конструирования идентичности [10]. Процессы этнической самоидентификации молодежи, в том числе и студентов, исследует Ю. Н. Авдеева, заостряя внимание на взаимосвязи идентификации и культурной памяти и приходя к выводу, что молодые мигранты в Красноярском крае часто отождествляют себя с принимающей культурой, но при этом речь идет только о этнической ассимиляции, но не о этнокультурной консолидации [11].
Очевидно, что формирование идентичности предполагает ознакомление с предоставляемыми миром возможностями, с вариантами картин мира, которое происходит в процессе освоения курсов эстетического цикла максимально концентрированно. Это
могут быть картины мира региональные, религиозные, исторические, языковые и др. Так, с позиции картины мира исследуют специфику индийской исламской архитектуры времени Великих Моголов Н. П. Копцева, К. В. Резникова, В. А. Разумовская, рассматривающие исламскую архитектуру Индии как репрезентант идеалов, стандартов и ценностей ислама [12].
Важно обратить внимание и на средства, с помощью которых транслируются знания в современных университетах, ведь информационные технологии и предоставляемые Интернетом возможности активно влияют на многие сферы человеческой жизни, образование не стало исключением: все чаще аудиторные часы заменяются освоением учебных курсов дистанционно с помощью электронных курсов [13; 14]. Для нашей работы важными являются публикации, в которых авторы концентрируют внимание на особенностях электронных образовательных ресурсов, их функциях, оценке их эффективности [15-19]. Общие вопросы внедрения электронных образовательных ресурсов в процесс обучения рассматривают Т. Анисимова и Л. Краснова, обращающие внимание на особенности современного образования, ориентированного не на усвоение знаний, но на научение их поиску и применению [20]. Вопросы внедрения электронных образовательных ресурсов рассматривают И. Шаршов и Е. Белова, обнаруживая их преимущества перед традиционными средствами образования, а также обращая особое внимание на элементы автодидактики в электронных образовательных ресурсах [21]. Н. Цанков разрабатывает системы критериев эффективности электронных образовательных
2019, том 9, № 4
ресурсов, уделяя внимание целям и задачам создания электронных образовательных ресурсов, которые должны быть отражены в критериях эффективности [22]. Оценивая эффективность современных образовательных технологий, отдельные авторы отмечают, что практическое внедрение не в полной мере использует технологический потенциал [23], или же скептически относятся к обыденному представлению о технологиях в образовании как о способных кардинально его улучшить [24; 25].
Анализ академических источников по смежной тематике позволил выявить наличие проблемы, состоящей в отсутствии исследования возможностей образовательных технологий современного университета в конструировании идентичностей обучающихся. Следовательно, целью исследования является выявление структурных и функциональных особенностей современных образовательных технологий формирования национально-культурных идентичностей студентов посредством изучения множественности эстетических картин мира.
Методология исследования
Основным методом исследования является образовательный эксперимент, в котором поучаствовали 39 студентов Сибирского федерального университета. Помимо эксперимента, в процессе проведения исследования применялись такие методы, как анкетирование (со студентами, поучаствовавшими в эксперименте), сравнительный анализ, интерпретация, а также обзор научной литературы.
Для проведения исследования был создан электронный курс «Основы искусства стран ислама» в качестве современной образо-
ISSN 2658-6762
вательной технологии, знакомящей обучающихся с одной из эстетических картин мира и тем самым способствующей формированию национально-культурных идентичностей студентов. Платформа, на которой разработан курс, Moodle, Beta-версия (2.9.1.5.1.m). Программное обеспечение, при помощи которого созданы элементы курса, Windows 2007, облачные хранилища Google Chrome. Площадка, на которой курс размещен, E-learning SibFU (режим доступа: https://e.sfu-
kras.ru/course/view.php?id=385 ); разработчик площадки - Центр обучающих систем, Сибирский федеральный университет (https://e.sfu-kras.ru). Студенты могут смотреть курс с помощью операционных систем Android и IOS.
Структура электронного образовательного ресурса (ЭОР) «Основы искусства стран ислама» содержит введение, два раздела (рис. 1). Первый раздел посвящен архитектуре стран ислама (темы 2-9). Второй раздел служит раскрытию декоративно-прикладного искусства и миниатюры стран ислама (темы 10-15). В курсе активно используются такие элементы, как «форум», «чат», «задание», «глоссарий», «гиперссылки», «лекции», «файлы» и видеозаписи. Также используются облачные технологии Google, вебинары в системе видеосвязи Mind. В курсе выложены необходимые требования к экзамену, экзаменационные вопросы и изобразительные материалы, позволяющие качественно подготовиться к семинарам и экзамену. Привлекательным для студентов наглядным материалом должны служить виртуальные туры по мечетям, а также аэрофотосъемки, редкие фотографии памятников архитектуры.
http://sciforedu.ru
© 2011-2019 Science for Education Today
Все права защищены
249
2019, том 9, № 4
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
Рис. 1. Топ-часть ЭОР «Основы искусства стран ислама» Fig. 1. Top part of the EES "Fundamentals of the Art of the Islam Countries"
Режим обучения - смешанный: проводится очные занятия (лекции и семинары), в ходе которых студент выполняет задания, защищает проекты, получает оценки. Оценки вносятся в ведомость ЭОР. В электронном обучающем курсе в поддержку прошедшему очно занятию предлагаются задания для самостоятельного изучения темы, прилагаются дополнительные материалы для ознакомления по теме. Здесь имеется полная возможность подготовиться к семинарам и сдаче экзамена. Есть все необходимые для этого материалы. Студент в любое время может задать преподавателю вопрос на форуме.
Результаты исследования
Через курс прошли две учебные группы студентов бакалавриата Гуманитарного института СФУ. Направление подготовки: культурология. Профиль: Культура стран и народов мира. Курс: 1, семестр обучения: второй (весенний).
Группа 1, время обучения с помощью электронного курса было небольшим: с мая по
июль 2014 года, состоит из 12 человек (100 % девушки). Тестирование по разделам не проводилось, были локальные тесты по некоторым темам, контрольные срезы проводились в аудиторном формате. В соответствии с потребностями студентов при подготовке к экзаменам, к 1 июля 2014 года активность студентов резко возросла, затем снизилась.
Группа 2 имела возможность обучения в данном электронном обучающем курсе с февраля по июль 2018 года: 27 человек, из них 4 -юноши, 23 - девушки. Тестирование по разделу первому проводилось с помощью электронного образовательного ресурса. Диапазон оценок: 1-10 баллов. Тест даёт возможность трёх попыток прохождения, высшая оценка засчитывается как финальная.
Результаты прохождения теста по разделу 1 (группа 27 человек): сдавших на 89 баллов («отлично») - 8 человек: из них общее количество юношей - 2 человека (50 % от общего количества); сдавших на 6-7 баллов («хорошо») - 8 человек; сдавших ниже 4 баллов («неудовлетворительно») - 2 человека; не
© 2011-2019 Science for Education Today
Все права защищены
250
Science for Education Today
2019, том 9, № 4
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
было попыток пройти тест - 9 человек: из них пришедших на пересдачу экзамена впоследствии - 9 человек (из них общее количество юношей - 2 человека).
В 2018 году группой будущих бакалавров тест по разделу 2 не был пройден по техническим причинам, и заменен на проверку в форме аудиторной контрольной работы. Результаты аудиторной контрольной работы (группа 27 человек): сдавших на оценку «отлично» - 7 человек: из них общее количество юношей - 2 человека (50 % от общего количества); сдавших на оценку «хорошо» - 10 человек; сдавших на оценку «удовлетворительно» -4 человека; не явка - 3 человека: из них пришедших на пересдачу экзамена впоследствии -7 человек (из них общее количество юношей -2 человека).
Имеется возможность сравнить результаты тестирования в режиме электронного курса, когда у сдающих есть три попытки прохождения теста и ограничения по времени, и результаты аудиторного контрольного среза, проведенного в той же группе студентов, но
ближе к экзаменационному периоду. Наблюдение за обеими диаграммами показало, что во втором случае возросла доля участников с удовлетворительной оценкой. Но сегмент отличников и ударников остался почти на том же уровне, что и при самостоятельном тестировании в Интернете. Изменилось количество не явившихся (или не сделавших попытки пройти проверку), однако, это может быть связано с фактором приближения сессии. Вероятно, за счет уменьшения данного сегмента увеличился сегмент получивших оценку «удовлетворительно». Примерное соотношение успешных и неуспешных сдач в случае дистанционного контроля и аудиторной формы мало изменилось. Но существенным моментом является то, что при дистанционной форме вовсе отсутствует сегмент сдавших на «удовлетворительно», так как слабо подготовленные студенты просто не делают попытки, либо эти попытки не имели значимого результата.
Статистика курса ОИСИ («Основы искусства стран ислама») за последний год (2018) по деятельности студентов дает следующие результаты, отраженные в графике (рис. 2).
Рис. 2. График деятельности студентов в ЭОК «ОИСИ» в 2018 году Fig. 2. Schedule of students in the EEC "OISI" in 2018
Science for Education Today
2019, том 9, № 4
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
Из графика следует, что студенты начали обучение в феврале 2018 года. Первый всплеск просмотровой активности наблюдался к 1 марта, затем был спад активности, и, начиная с мая по июль 2018 года, активность просмотров достигла пика (2 300 просмотров). Изменения студенты вносят небольшие, так как режим использования курса - смешанный. Плавный небольшой подъём внесенных изменений наблюдался в предсессионный период. Следовательно, в основном, студенты именно потребляют информацию визуально, минимально пишут в форумах и сдают задания, так как для проявления активности они имеют очные практические занятия в аудитории. Что касается заданий, то они имели групповой характер, поэтому было достаточно одному представителю группы (состоящей из трех-че-тырех человек) сдать задание от лица всей группы. Далее эти же задания после проверки обсуждались на практикумах.
Просмотр отдельных элементов всеми участниками образовательного процесса: новостной форум просмотрен 169 раз, опрос -46 раз, ведомость - 109 раз, изображения для экзамена - 48 раз, презентация для экзамена -37 раз. Менее всего студенты просматривают вопросы к семинарам и задания, вероятно потому, что после копирования информации, они распространяют их с помощью социальных сетей. Большое количество просмотров набирают лекции. Например, лекция «Тебриз. Шираз. Герат» набрала 673 просмотра. Это связано с уникальным визуальным и текстовым материалом, содержащимся в ней, а также то, что за прохождение лекции предусмотрена оценка. Приведём данные о результатах прохождения данной лекции: средняя оценка -58 %, среднее время прохождения - 22 минуты. Наибольшее время - 1 час 19 минут. Наименьшее время - 20 минут. 100 % результат был только у одного студента за два года
обучения. Лекция не завершена 5 студентами из 39 общего числа обучающихся. 7 студентов прибегали к повторной попытке, при этом среди этих студентов выше процент отличников, которые успешно прошли лекцию уже в первую попытку, вторая попытка им потребовалась для того, чтобы еще раз что-то прочитать или посмотреть. Из тех же, кто не завершил лекцию в первый раз, никто не делал попыток ее пройти второй раз. Также достаточно много обращают внимание на форум, тест и некоторые изобразительные материалы. Мало внимания студенты уделяют дополнительным ресурсам: гиперссылкам, видеоресурсам, вероятно, считая, что информации лекций итак достаточно и дополнительные ресурсы не нужны.
Со студентами 2017 и 2018 годов проводились чат-консультации, которые заменяли занятие по теме, которая не была очно рассмотрена по причине официального праздника, а также консультации к экзаменам в реальном режиме. Длительность чата: 40 минут. Количество заданных вопросов в каждой сессии: около 10. Количество посетителей: 3-5 студентов.
Причины немотивированности некоторых лиц в использовании электронного образовательного курса не изучены, но можно предположить, что они многообразны и индивидуальны, при этом есть наиболее популярные среди них - это работающие студенты, а также студенты, обучающиеся на платной основе. Маломотивированные студенты слабо проявляют себя как в электронном курсе, так и на аудиторных занятиях. Индивидуальная статистика данных студентов показывает, что они ни разу не обратились ни к одному элементу курса, никогда не были на сайте. Регистрация их была проведена автоматически, когда записывали на курс всю группу. Количество тех, кто никогда не был на сайте, невелико: 2 человека за два года (из двух групп).
2019, том 9, № 4
Анонимное анкетирование было предложено посетителям курса в качестве рекомендации летом 2018 года, и он был пройден только тремя студентами. Участники опроса высоко оценили полезность курса: от 6-9 баллов по 10-балльной шкале. Из проблем называются технические неполадки на курсе, а также особой проблемой для себя студенты считают элементы, которые открываются на время (на определенный срок), по истечении которого они не могут просмотреть этот элемент.
Заключение
В заключение необходимо отметить, что курс «Основы искусства стран ислама» позволил получить студентами представление о специфике становления своеобразия региональной культуры Аравийских стран, Ирана, Турции, Средней Азии, о процессе наследования основных художественных традиций и взаимодействии их с местными, а также об особенностях визуализации принципов ислама в художественной культуре. Студенты получили возможность изучить мусульманскую художественную картину мира, что способствует развитию взаимопонимания между представителями разных конфессий, народов, а следовательно - повышает меру толерантности в мультикультурном обществе, снижает угрозу социокультурных конфликтов, а также позволяет более глубоко осознать грани собственной национально-культурной идентичности.
ISSN 2658-6762
Важно отметить особенности электронного ресурса «Основы искусства стран ислама» как современной образовательной технологии: безусловно, ЭОР справился с задачей заменить учебное пособие, компенсировать недостаток визуального и текстового материала у студентов, систематизировать подачу материала, дать возможность гибкого по времени режима обучения для неуспевающих в очном режиме, дать возможность потренироваться с помощью интерактивного материала. Немаловажным выводом проведенного исследования оказалось обнаружение необходимости подключения других платформ для функционирования ЭОР, в частности, социальных сетей, наиболее востребованных студентами.
Применение ЭОР в курсе «Основы искусства стран ислама» позволило более тщательно контролировать процесс обучения, постоянно отслеживая активность студентов, тем самым выявляя наиболее эффективные его элементы и факторы, оказывающие влияние на спад студенческого интереса, а также изучить закономерности студенческого поведения в образовательной среде. ЭОР позволил обнаружить полное отсутствие негативного отношения студентов к изучаемой картине мира, что, учитывая проявленный интерес (отдельные лекции набрали более 600 просмотров), свидетельствует о готовности открыто воспринимать культуры, отличные от собственной.
http://sciforedu.ru
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Morphew C. C., Fumasoli T., Stensaker B. Changing missions? How the strategic plans of research-intensive universities in Northern Europe and North America balance competing identities // Studies in Higher Education. - 2018. - Vol. 43, Issue 6. - P. 1074-1088. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2016.1214697
2. Байбородова Л. В., Белкина В. Н., Груздев М. В., Гущина Т. Н. Ключевые идеи субъ-ектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педа-
© 2011-2019 Science for Education Today
Все права защищены
253
Science for Education Today
2019, том 9, № 4
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
гогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Т. 8, № 5. - P. 7-21. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.01 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36433775
3. McPhail G. J. Does Knowledge Matter? Disciplinary Identities and Students' Readiness for University // New Zealand Journal of Educational Studies. - 2017. - Vol. 52, Issue 1. - P. 57-71. DOI: https://doi.org/10.1007/s40841-016-0053-0
4. Smith S., Smith C., Taylor-Smith E., Fotheringham J. Towards graduate employment: exploring student identity through a university-wide employability project // Journal of Further and Higher Education. - 2019. - Vol. 43, Issue 5. - P. 628-640. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2017.1390077
5. Gabdrakhmanova R. G., Khodyreva E. A., Tornyova B. L. Problems of students identity development in the educational environment of the university for humanities // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol. 11, Issue 3. - P. 95-105. DOI: https://doi.org/10.12973/ijese.2016.294a URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26954546
6. Симонова Г. И., Конышева А. В., Котряхов Н. В. Особенности формирования рефлексивной позиции студентов в процессе обучения в вузе средствами информационно-коммуникационных технологий // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 6 (36). - P. 65-73. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2018.6.7 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36646651
7. Yuan R., Li S., Yu B. Neither "local" nor "global": Chinese university students' identity paradoxes in the internationalization of higher education // Higher Education. - 2019. - Vol. 77, Issue 6. -P. 963-978. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-018-0313-7
8. Falconer E., Taylor Y. Negotiating queer and religious identities in higher education: queering 'progression' in the 'university experience' // British Journal of Sociology of Education. - 2017. -Vol. 38, Issue 6. - P. 782-797. DOI: https://doi.org/10.1080/01425692.2016.1182008
9. Guo X., Gu M. Exploring Uyghur University students' identities constructed through multilingual practices in China // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. - 2018. -Vol. 21, Issue 4. - P. 480-495. DOI: https://doi.org/10.1080/13670050.2016.1184613
10. Dyatlov V. I., Koptseva N. P. The Theme of the Issue: Migrant Localities, Ethnicity and Social Design: Some Results of the Regular Conference "The Specificity of Ethnic Migration Processes in Central Siberia in the 20th-21st Centuries: Experience and Prospects" (Krasnoyarsk, Siberian Federal University) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. -2018. - Vol. 11, Issue 11. - P. 1732-1740. DOI: https://doi.org/10.17516/1997-1370-0347 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36468012
11. Avdeeva Yu. N. Cultural Memory of Migrants of the Krasnoyarsk Territory (Krai) and Ethnic Self-Identification Processes // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. -2018. - Vol. 11, Issue 6. - P. 858-873. DOI: https://doi.org/10.17516/1997-1370-0277 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35143057
12. Koptseva N. P., Reznikova K. V., Razumovskaya V. A. The construction of cultural and religious identities in the temple architecture // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. - 2018. - Vol. 11, Issue 7. - P. 1021-1082. DOI: https://doi.org/10.17516/1997-1370-0291 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35330686
13. Lo C. K. Grounding the flipped classroom approach in the foundations of educational technology // Educational Technology Research and Development. - 2018. - Vol. 66, Issue 3. - P. 793811. DOI: https://doi.org/10.1007/s11423-018-9578-x
14. Vaganova O. I., Kamenez N. V., Vinnikova I. S., Vovk E. V., Smirnova Z. V., Maseleno A. Possibilities of information technologies to increase quality of educational services in Russia //
© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены
2019, том 9, № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
International Journal of Engineering and Technology (UAE). - 2018. - Vol. 7, Issue 4. - P. 40964102. DOI https://doi.org/10.14419/ijet.v7i4.18637 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=38656108
15. Xie K., Di Tosto G., Chen S.-B., Vongkulluksn V. W. A systematic review of design and technology components of educational digital resources // Computers and Education. - 2018. -Vol. 127. - P. 90-106. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.08.011
16. Кузнецова Н. В., Янкина Л. А. Апробация и внедрение в образовательный процесс технологии проектирования урока "Электронный конструктор методических пазлов" // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 5 (35). - P. 214-220. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2018.5.24 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36332881
17. Ching Y.-H., Hsu Y.-C., Baldwin S. Developing Computational Thinking with Educational Technologies for Young Learners // TechTrends. - 2018. - Vol. 62, Issue 6. - P. 563-573. DOI: https://doi.org/10.1007/s11528-018-0292-7
18. Sarac H. Use of instructional technologies by teachers in the educational process: Metaphor analysis study // European Journal of Educational Research. - 2018. - Vol. 7, Issue 2. - P. 189-202. DOI: https://doi.org/10.12973/eu-jer.7.2.189
19. Ferraro S. Is information and communication technology satisfying educational needs at school? // Computers and Education. - 2018. - Vol. 122. - P. 194-204. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.compedu.2018.04.002
20. Anisimova T. I., Krasnova L. A. Interactive technologies in electronic educational resources // International Education Studies. - 2015. - Vol. 8, Issue 2. - P. 186-194. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1060820 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23970296
21. Шаршов И. А., Белова Е. А. Анализ педагогических возможностей электронных образовательных ресурсов с элементами автодидактики // Интеграция образования. - 2018. - Vol. 22, Issue 1 (90). - P. 166-176. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.090.022.201801.166-176 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32612738
22. Tsankov N., Damyanov I. Expertise in the selection of electronic educational resources - conceptual vision // International Journal of Emerging Technologies in Learning. - 2019. - Vol. 14, Issue 7. - P. 216-225. DOI: https://doi.org/10.3991/ijet.v14i07.9922
23. Niederhauser D. S., Howard S. K., Voogt J., Agyei D. D., Laferriere T., Tondeur J., Cox M. J. Sustainability and Scalability in Educational Technology Initiatives: Research-Informed Practice // Technology, Knowledge and Learning. - 2018. - Vol. 23, Issue 3. - P. 507-523. DOI: https://doi.org/10.1007/s10758-018-9382-z
24. Pirhonen A., Rousi R. Educational technology goes mobile: Why? A case study of Finland // International Journal of Mobile Human Computer Interaction. - 2018. - Vol. 10, Issue 2. - P. 65-72. DOI: https://doi.org/10.4018/IJMHCI.2018040104
25. Ferrés J., Masanet M.-J., Mateus J.-C. Three paradoxes in the approach to educational technology in the education studies of the Spanish universities // International Journal of Educational Technology in Higher Education. - 2018. - Vol. 15. - Article number: 15. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-018-0097-y
Science for Education Today
2019, Vol. 9, No. 4 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762
DOI: 10.15293/2658-6762.1904.15
Natalya Petrovna Koptseva,
Doctor of Philosophical Sciences, Head, Department of Cultural Studies,
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation. Corresponding Author
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-3910-7991 E-mail: decanka@mail.ru Maya Gavrilovna Smolina,
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Cultural Studies,
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-6443-7063 E-mail: smomg@yandex.ru Ksenia Vyacheslavovna Reznikova,
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Cultural Studies,
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-0889-4582 E-mail: axu-ta@mail.ru Veronika Adolfovna Razumovskaya,
Candidate of Philological Sciences, Professor,
Business Foreign Language Department,
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation.
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-0751-7964
E-mail: veronica_raz@hotmail.com
Analysis of modern educational technologies for developing students' national-cultural identities through studying diverse aesthetic pictures of the world
Introduction. The article deals with the problem of developing world outlook, national and cultural identity ofyoung people. The purpose of this study is to identify the structural and functional features of modern educational technologies for developing national-cultural identities of students through studying diverse aesthetic pictures of the world.
Materials and Methods. The main method of this study is an educational experiment with the use of an electronic educational resource in the course 'Fundamentals of the Art in the Countries of Islam'. In addition to the experiment, the authors used such methods as questionnaires, comparative analysis, interpretation, and scientific literature review.
Results. The experiment allowed to monitor the learning process and students' activities. Thereby, the most effective elements and factors influencing the decline of student interest, as well as the regularities of student behaviors within the educational environment have been identified. In the process ofdoing the course students got an idea of the specifics of regional culture formation and the uniqueness of the Muslim artistic picture of the world. The results indicate students' tolerant attitude towards the culture being studied, which makes it possible to predict the further development of mutual
© 2011-2019 Science for Education Today All rights reserved
Abstract
2019, Vol. 9, No. 4 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762
understanding between representatives of different religions and peoples, and therefore, reducing the threat of sociocultural conflicts.
Conclusions. In conclusion, the authors summarize the identifiedfeatures of modern educational technologies for developing students' national-cultural identities through studying diverse aesthetic pictures of the world.
Keywords
Educational technology; Modern university; National cultural identity; Aesthetic picture of the world; Art of Islamic countries; Electronic educational resource.
REFERENCES
1. Morphew C. C., Fumasoli T., Stensaker B. Changing missions? How the strategic plans of research-intensive universities in Northern Europe and North America balance competing identities. Studies in Higher Education, 2018, vol. 43, issue 6, pp. 1074-1088. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2016.1214697
2. Bayborodova L. V., Belkina V. N., Gruzdev M. V., Gushchina T. N. Student-centered educational technology of individualization within the framework of teacher education institutions. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2018, vol. 8, no. 5, pp. 7-21. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.01 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36433775
3. McPhail G. J. Does knowledge matter? Disciplinary identities and students' readiness for university. New Zealand Journal of Educational Studies, 2017, vol. 52, issue 1, pp. 57-71. DOI: https://doi.org/10.1007/s40841-016-0053-0
4. Smith S., Smith C., Taylor-Smith E., Fotheringham J. Towards graduate employment: exploring student identity through a university-wide employability project. Journal of Further and Higher Education, 2019, vol. 43, issue 5, pp. 628-640. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2017.1390077
5. Gabdrakhmanova R. G., Khodyreva E. A., Tornyova B. L. Problems of students identity development in the educational environment of the university for humanities. International Journal of Environmental and Science Education, 2016, vol. 11, issue 3, pp. 95-105. DOI: https://doi.org/10.12973/ijese.2016.294a URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26954546
6. Simonova G. I., Konysheva A. V., Kotryahov N. V. Peculiarities of reflexive position formation in students within educational process at the university by information-and-communication technologies. Perspectives of Science and Education, 2018, no. 6, pp. 65-73. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2018.67 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36646651
7. Yuan R., Li S., Yu B. Neither "local" nor "global": Chinese university students' identity paradoxes in the internationalization of higher education. Higher Education, 2019, vol. 77, issue 6, pp. 963978. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-018-0313-7
8. Falconer E., Taylor Y. Negotiating queer and religious identities in higher education: Queering 'progression' in the 'university experience'. British Journal of Sociology of Education, 2017, vol. 38, issue 6, pp. 782-797. DOI: https://doi.org/10.1080/01425692.2016.1182008
9. Guo X., Gu M. Exploring Uyghur University students' identities constructed through multilingual practices in China. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism, 2018, vol. 21, issue 4, pp. 480-495. DOI: https://doi.org/10.1080/13670050.2016.1184613
10. Dyatlov V. I., Koptseva N. P. The theme of the issue: Migrant localities, ethnicity and social design: some results of the regular conference "The specificity of ethnic migration processes in Central Siberia in the 20th-21st Centuries: Experience and Prospects" (Krasnoyarsk, Siberian Federal University). Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2018, vol. 11,
© 2011-2019 Science for Education Today All rights reserved
2019, Vol. 9, No. 4 http://en.sciforedu.ru/
ISSN 2658-6762
issue 11, pp. 1732-1740. DOI: https://doi.org/10.17516/1997-1370-0347 URL: https: //elibrary.ru/item .asp?id=36468012
11. Avdeeva Yu. N. Cultural memory of migrants of the Krasnoyarsk Territory (krai) and ethnic self-identification processes. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2018, vol. 11, issue 6, pp. 858-873. DOI: https://doi.org/10.17516/1997-1370-0277 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35143057
12. Koptseva N. P., Reznikova K. V., Razumovskaya V. A. The construction of cultural and religious identities in the temple architecture. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2018, vol. 11, issue 7, pp. 1021-1082. DOI: https://doi.org/10.17516/1997-1370-0291 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35330686
13. Lo C. K. Grounding the flipped classroom approach in the foundations of educational technology. Educational Technology Research and Development, 2018, vol. 66, issue 3, pp. 793-811. DOI: https://doi.org/10.1007/s11423-018-9578-x
14. Vaganova O. I., Kamenez N. V., Vinnikova I. S., Vovk E. V. Smirnova Z.V., Maseleno A. Possibilities of information technologies to increase quality of educational services in Russia. International Journal of Engineering and Technology (UAE), 2018, vol. 7, issue 4, pp. 4096-4102. DOI https://doi.org/10.14419/ijet.v7i4.18637 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38656108
15. Xie K., Di Tosto G., Chen S.-B., Vongkulluksn V.W. A systematic review of design and technology components of educational digital resources. Computers and Education, 2018, vol. 127, pp. 90106. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.08.011
16. Kuznetsova N. V., Yankina L. A. Approbation and implementation of lesson design technology "Electronic constructor of methodical puzzles" in the educational process. Perspectives of Science and Education, 2018, no. 5, pp. 214-220. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2018.5.24 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36332881
17. Ching Y.-H., Hsu Y.-C., Baldwin S. Developing computational thinking with educational technologies for young learners. TechTrends, 2018, vol. 62, issue 6, pp. 563-573. DOI: https://doi.org/10.1007/s11528-018-0292-7
18. Sarac H. Use of instructional technologies by teachers in the educational process: Metaphor analysis study. European Journal of Educational Research, 2018, vol. 7, issue 2, pp. 189-202. DOI: https://doi.org/10.12973/eu-jer.7.2.189
19. Ferraro S. Is information and communication technology satisfying educational needs at school? Computers and Education, 2018, vol. 122, pp. 194-204. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j .compedu.2018.04.002
20. Anisimova T. I., Krasnova L. A. Interactive technologies in electronic educational resources. International Education Studies, 2015, vol. 8, issue 2, pp. 186-194. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1060820 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23970296
21. Sharshov I. A., Belova E. A. Analysis of pedagogic potential of electronic educational resources with elements of autodidactics. Integration of Education, 2018, vol. 22, issue 1, pp. 166-176. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.090.022.201801.166-176 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32612738
22. Tsankov N., Damyanov I. Expertise in the selection of electronic educational resources -conceptual vision. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 2019, vol. 14, issue 7, pp. 216-225. DOI: https://doi.org/10.3991/ijet.v14i07.9922
23. Niederhauser D. S., Howard S. K., Voogt J., Agyei D. D., Laferriere T., Tondeur J., Cox M. J. Sustainability and scalability in educational technology initiatives: Research-informed practice.
© 2011-2019 Science for Education Today All rights reserved
258
2019, Vol. 9, No. 4 http://en.sciforedu.ru/
ISSN 2658-6762
Technology, Knowledge and Learning, 2018, vol. 23, issue 3, pp. 507-523. DOI: https://doi.org/10.1007/s10758-018-9382-z
24. Pirhonen A., Rousi R. Educational technology goes mobile: Why? A case study of Finland. International Journal of Mobile Human Computer Interaction, 2018, vol. 10, issue 2, pp. 65-72. DOI: https://doi.org/10.4018/IJMHCI.2018040104
25. Ferrés J., Masanet M.-J., Mateus J.-C. Three paradoxes in the approach to educational technology in the education studies of the Spanish universities. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 2018, vol. 15, article number: 15. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-018-0097-y
Submitted: 12 June 2019 Accepted: 08 July 2019 Published: 31 August 2019
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).
© 2011-2019 Science for Education Today
All rights reserved