Педагогика
37.042.2 + 379.8.092
аспирант Щербакова Олеся Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)
ЭМПАТИЯ И РЕФЛЕКСИВНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. В статье затронуты вопросы изучения профессионально важных личностных качеств в структуре готовности к профессиональной деятельности. В работе рассмотрены понятия «психологическая готовность к профессиональной деятельности», «профессионально важные личностные качества», «готовность будущего специалиста социально-культурного профиля к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья». В статье представлен анализ результатов констатирующего эксперимента, сделан вывод о недостаточной сформированности эмпатии и рефлексивности у студентов социально-культурного профиля и предложены пути решения данной проблемы.
Ключевые слова: эмпатия, рефлексивность, профессионально важные личностные качества, социально-культурная деятельность, студенты социально-культурного профиля, дети с ограниченными возможностями здоровья, психологическая готовность.
Annotation. The article touches upon the issues of professionally important personal qualities in a structure of professional readiness. The study reviews the concepts of psychological readiness to professional activity, professionally important personal qualities and readiness of a future social and cultural expert to work with disable children. The article analyzes the results of stating experiment, concludes insufficient level of empathy and reflexivity in students majoring in social and cultural studies and propose a solution this problem.
Keywords: empathy, reflexivity, professionally important personal qualities, social and cultural activities, students majoring in social and cultural studies, children with disabilities, psychological readiness.
Введение. Социально-культурная деятельность предоставляет широкие возможности для осуществления коррекции трудностей в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) и их успешной социализации в обществе. Специалисты, предоставляющие услуги в области социально-культурной деятельности, для успешной профессиональной самореализации и повышения своей конкурентноспособности на рынке труда должны обладать сформированной готовностью к работе с данной категорией детей.
Под готовностью будущего специалиста социально-культурного профиля к работе с детьми с ОВЗ мы понимаем профессионально-личностную характеристику выпускника вуза, определяющую его возможность выполнять профессиональные функции в социокультурной сфере с детьми с ОВЗ. Данная характеристика отражает уровень развития способности молодого специалиста к проектированию и реализации социально-культурных, образовательных и культурно-досуговых программ для детей данной категории, включающей в себя систему знаний и умений, навыков их применения в решении конкретных профессиональных задач, а также психологическую готовность к работе с детьми с ОВЗ [6].
Мы рассматриваем психологическую готовность к профессиональной деятельности как сложное, динамически развивающееся, комплексное образование, включающее ценностные ориентации, установки, мотивы, профессиональные компетентности и профессионально важные личностные качества.
Психологическая готовность как компонент готовности к профессиональной деятельности изучалась в работах А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, В.Ф. Жуковой, В.Г. Зазыкина, А.Н. Иноземцевой, Л.А. Кандыбовича, В.Д. Шадрикова и др.).
Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности - это психическое новообразование, которое характеризуется направленностью студента на значимую деятельность, наличием мотивации и эмоционального настроя, знаниями о содержании и особенностях работы, овладением ее технологиями, а также сформированностью профессионально важных личностных качеств - рефлексивных и эмпатических способностей, коммуникативных умений, обеспечивающее успешность профессиональной деятельности [2].
Вопросы формирования профессионально важных качеств рассмотрены в трудах отечественных исследователей А.А. Бодалева, А.А. Деркач, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.Д. Шадрикова и др.
Профессионально важными являются качества будущего специалиста, необходимые для успешного освоения конкретной трудовой деятельности и ее эффективного выполнения.
Проблеме формирования профессионально значимых качеств личности специалистов различных профессий типа «человек - человек» в процессе профессионального обучения в вузе посвящены работы З.А. Арскиевой, Ф.Н. Гоноболина, А.А. Деркача, О.П. Журавлевой, А.Б. Каганова, А.В. Лапшиной, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Н.Е. Трофимовой, Н.А. Строговой, Е.Г. Чистяковой, В.Д. Шадрикова.
Исследования отдельных профессионально важных личностных качеств студентов социально-культурного профиля представлены в работах А.В. Лапшиной, К.Ю. Сидоровского и др.
На основании анализа научной литературы по данной проблеме необходимо констатировать, что вопрос формирования профессионально важных личностных качеств студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» остается недостаточно разработанным в теории и методике профессионального образования и нуждается в дальнейшем теоретическом обосновании и практическом изучении.
Анализ педагогической и психологической литературы позволил к наиболее профессионально важным личностным качествам специалистов социально-культурного профиля для осуществления профессиональной деятельности с детьми с ОВЗ, в ряду других, отнести эмпатию и рефлексивность.
Роль эмпатии в профессиональной деятельности изучалась многими отечественными и зарубежными исследователями: С.Б. Борисенко, А.Р. Вагаповой, Р. Гринсоном, Е.А. Ичаловской, К. Роджерсом, И.В. Саламатиной, О.И. Цветковой, И.А. Шондиной, А.Е. Штейнмецом, И.М. Юсуповым и др.
Актуальность изучения уровня развития эмпатийности у студентов обусловлена тем, что:
1) способность к эмпатии является неотъемлемой частью духовной культуры личности и отражает уровень ее нравственного развития, «ведет к развитию гуманистических ценностей личности; сопровождает личностный рост и становится одним из ведущих ее признаков» [7].
2) эмпатия определяет безоценочное понимание других людей как специфический способ ответа на их чувства и переживания [5], выступает важным средством принятия специалистом социально-культурного профиля детей с ОВЗ и установления взаимопонимания в системе «специалист - ребенок».
Актуальность определения уровня рефлексивности обусловлена местом данного психического свойства в системе профессионально важных личностных качеств студента. Рефлексивность является базовым профессионально важным качеством, которое по отношению ко всем другим качествам выступает как координирующее, организующее, интегрирующее и дифференцирующее начало, то есть является «средством конструирования» профессионально важных качеств как таковых [3].
Высокая рефлексивность является предпосылкой большей дифференцированности «внутреннего мира» человека и определяет степень сложности организации его психики. Достаточный уровень развития рефлексивности во многом обеспечивает профессиональную успешность.
Вопросы развития рефлексивности в процессе подготовки к студентов в вузе к профессиональной деятельности типа «человек - человек» исследовался учеными А.А. Головиным, В.Н. Жмурко, Ю.Б. Мелеховой, Ю.Н. Прачевым, Н.В. Трунилиной, О.В. Мухаметшиной, Е.Л. Ушаковой, М.В. Цыгулевой и др.).
Анализ работ отечественных исследователей А.Р. Вагаповой, Г.В. Кухтериной, И.А. Колосунина, И.А. Ледовских, М.В. Романовой, Т.В. Савиновой, Т.В. Семеновских, И.А. Шондиной и др., позволил сделать вывод о недостаточной сформированности эмпатических способностей и рефлексивности у студентов различных направлений подготовки профессионального типа «человек - человек» и сформулировать гипотезу о том, что данная проблема также присуща студентам социально-культурного профиля.
Формулировка цели статьи. Цель работы - изучение эмпатии и рефлексивности студентов социально-культурного профиля как профессионально важных личностных качеств для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Изложение основного материала статьи. В целях определения особенностей и актуального уровня развития эмпатии и рефлексивности студентов социально-культурного профиля как профессионально важных качеств для работы с детьми с ОВЗ, уточнения модели готовности к данной работе и ее психолого-педагогического обеспечения был организован констатирующий эксперимент.
В исследовании приняли участие 108 студентов 1-4 курсов Краснодарского государственного института культуры очной формы обучения направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» (уровень образования - бакалавриат).
В качестве методического инструментария нами использовались психодиагностические методики, позволяющие определить эмпатические способности и уровень развития рефлексивности.
Уровень развития эмпатических способностей студентов социально-культурного профиля определялся при помощи методики диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
В.В. Бойко эмпатия рассматривается как специфическая рационально-эмоционально-интуитивная форма отражения партнеров по взаимодействию [1].
В структуре эмпатии нами изучались шесть параметров: три основных канала эмпатии (рациональный, эмоциональный, интуитивный), установки, способствующие или препятствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии и способность к идентификации.
Рациональное в эмпатии выражается в непосредственном, спонтанном интересе к другому человеку, направленности на него внимания, аналитической обработке информации об эмпатируемом, воспринимаемой органами чувств эмпатирующего.
Эмоциональная составляющая эмпатийного процесса представляет собой способность субъекта эмпатии сочувствовать, сопереживать, понимать другого человека на основе собственного эмоционального опыта.
Интуитивное начало рассматривается как способность подсознательно обрабатывать информацию о человеке на основе бессознательного обращения к личному опыту в условиях дефицита исходных данных об эмпатируемом.
Под установками, способствующими эмпатии, понимается «совокупность устойчивых поведенческих реакций индивида, непосредственно влияющих на действие каждого из каналов эмпатии и обусловливающих повышение или понижение их результативности, предрасположенность к устранению препятствий в общении» [4].
Проникающая способность в эмпатии - это коммуникативно-поведенческое свойство, способное повысить степень эмпатии через создание открытой и доброжелательной атмосферы при общении.
Под идентификацией подразумевается умение понять другого человека на основе сопереживаний, умение поставить себя на место партнера. В основе идентификации - легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию [1].
Результаты изучения компонентов эмпатических способностей студентов представлены в таблице 1.
Характе- Еди- Уровни эмпатических способностей
ристика ницы 1 курс (29) 2 курс(30) 3 курс (32) 4 курс(17) Всего (108)
эмпатии изме- низ- сред вы- низ сред вы- низ сред ВЫ- НИЗ сред ВЫ- НИЗ сред вы-
рения кии НИИ сокий кии НИИ сокий кии НИН СОКИЙ КИИ НИИ СОКИЙ КИИ НИИ сокий
РК чел. 10 15 4 7 19 4 15 16 1 7 10 - 39 60 9
% 34,5 51,7 13,8 23,3 63,3 13,3 46,9 50 3,1 41,2 58,8 - 36,1 55,6 8,3
ЭК чел. 6 16 7 5 17 8 13 12 7 6 7 4 30 52 26
% 20,7 55,2 24,1 16,7 56,7 26,7 40,6 37,5 21,9 35,3 41,2 23,5 27,8 48,1 24,1
ик чел. 10 13 6 11 10 9 11 15 6 10 1 6 42 39 27
% 34,5 44,8 20,7 36,7 33,3 30,0 34,4 46,9 18,8 58,8 5,9 35,3 38,9 36,1 25
У чел. 5 15 9 2 20 8 7 18 7 2 7 8 16 60 32
% 17,2 51,7 31,0 6,7 66,7 26,7 21,9 56,3 21,9 11,8 41,2 47,1 14,8 55,6 29,6
ПС чел. 4 18 7 2 19 9 7 11 14 1 11 5 14 59 35
% 13,8 62,1 24,1 6,7 63,3 30 21,9 34,4 43,8 5,9 64,7 29,4 13,0 54,6 32,4
и чел. 5 17 7 7 10 13 6 16 10 4 9 4 22 52 34
% 17,2 58,6 24,1 23,3 33,3 43,3 18,8 50 31,3 23,5 52,9 23,5 20,3 48,1 31,5
По результатам видно, что у 36,1% студентов выявлен низкий уровень развития рационального канала (РК) эмпатии, у 27,8% - низкий уровень развития эмоционального канала (ЭК), у 38,9% - низкий уровень развития интуитивного канала (ЭК). Низкий уровень сформированности установок (У), способствующих эмпатии, определен у 14,8% студентов. У 13% студентов выявлен низкий уровень проникающей способности (ПС) в эмпатии и у 20,3% - низкий уровень способности к идентификации (И).
У студентов с низким уровнем развития рационального канала эмпатии трудности могут возникать уже на начальном этапе взаимодействия с ребенком с ОВЗ, так как отсутствие спонтанного интереса и внимания к ребенку данной категории значительно осложнит или сделает невозможным развитие эмпатийного процесса. Можно предположить, что студенты с низким уровнем развития эмоционального канала эмпатии, будут испытывать трудности с проявлением сочувствия и сопереживания в индивидуальной и групповой работе с данной категорией детей. Примером сложностей, возникающих у специалистов социально-культурного профиля с низким уровнем развития интуитивного канала, может служить неспособность эффективно вносить ситуативные изменения в ход массового мероприятия в случае незапланированного участия в нем детей с ОВЗ.
Недостаточные сформированность установок, способствующих эмпатии, развитие проникающей способности и способности к идентификации, снижают результативность коррекционной и реабилитационной составляющей профессиональной деятельности специалиста социально-культурной профиля в виду его неспособности установить контакт с ребенком с ОВЗ и создать атмосферу доверия и принятия.
Результаты исследования уровня развития эмпатических способностей студентов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Курс Количество Уровни эмпатических способностей
студентов очень низкий заниженный средний высокий
чел. % чел. % чел. % чел. %
1 29 1 3,4 16 55,2 12 41,4 - -
2 30 - - 14 46,7 14 46,7 2 6,7
3 32 2 6,3 18 56,3 12 37,5 - -
4 17 - - 10 58,8 17 41,2 - -
Итого 108 3 2,8 58 53,7 45 41,7 2 1,8
Результаты, представленные в таблице, показывают, что более чем у половины студентов (53,7%) выявлен заниженный уровень развития эмпатических способностей, средний уровень диагностирован у 41,7% исследуемых, высокий - у 1,8%. Группа студентов с очень низким уровнем развития эмпатии составила 2,8%.
Отсюда следует, что у большинства студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» очной формы обучения (56,5%) выявлен недостаточный уровень сформированности эмпатических способностей, которой нуждается в коррекции посредством специально организованных в вузе культуры и искусства занятий и активных социально-психологических тренингов.
Для изучения рефлексивности студентов социально-культурного применялась психометрическая методика диагностики индивидуальной меры развития свойств рефлексивности (опросник рефлексивности) А.В. Карпова.
Рефлексия согласно А.В. Карпову является одновременно уникальным психическим свойством присущим человеку, и состоянием осознания чего-либо, и процессом репрезентации психике своего собственного содержания [3]. Рефлексию как индивидуальное психическое свойство автор выделяет особо и предлагает называть рефлексивностью.
Результаты диагностики рефлексивности студентов социально-культурного профиля приведены в таблице 3.
Курс Количество студентов Уровни рефлексивности
низкий средний высокий
чел. % чел. % чел. %
1 28 9 32,1 17 60,7 2 7,1
2 29 7 24,1 20 69,0 2 6,9
3 32 10 31,3 20 62,5 2 6,3
4 17 4 23,5 11 64,7 2 11,8
Итого 106 30 28,3 68 64,2 8 7,5
Из полученных результатов следует, что около трети студентов (28,3%) имеют низкий уровень выраженности рефлексивности, 64,2% студентов - средний уровень, 7,5% студентов - высокий уровень.
Можно предположить, что большинство студентов - 71,7% склоны осмысленно и рефлексивно относиться к себе, своим возможностям, способностям, действиям и поступкам при решении профессиональных задач. Тогда как у 28,3% могут возникать трудности в осуществлении анализа своей деятельности и ее результатов. Данной группе студентов могут быть рекомендованы тренинги, направленные на развитие рефлексивности как способности к предметному рассмотрению своего знания, критическому анализу своей деятельности и основанных на этом саморазвитии и саморегуляции учебной и профессиональной деятельности.
Выводы. Результаты диагностики эмпатии и рефлексивности студентов социально-культурного профиля показали, что у более половины (56,5%) обследуемых отмечается очень низкий и заниженный уровень эмпатических способностей и у около трети студентов (28,3%) - низкий уровень развития рефлексивности.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили подтвердить гипотезу о недостаточной сформированности профессионально важных качеств - эмпатических способностей и рефлексивности - у студентов социально-культурного профиля.
Эмпатия и рефлексивность как профессионально важные личностные качества будущих специалистов имеют большое значение при осуществлении профессиональной деятельности в системе «человек - человек», которое особо возрастает при организации социально-культурной деятельности с детьми с ОВЗ. Для продуктивного осуществления профессиональной деятельности будущим специалистам социально-культурного профиля необходимо иметь достаточный уровень сформированности эмпатии и рефлексивности.
В целях коррекции и развития эмпатических способностей и рефлексивности студентам с очень низким и заниженным уровнями эмпатических способностей и низким уровнем развития рефлексивности рекомендованы специально организованные в вузе занятия и активные социально-психологические тренинги, направленные на развитие данных профессионально важных личностных качеств и обогащение эмоционального опыта.
В целях продолжения исследования психологической готовности студентов социально-культурного профиля к работе с детьми с ОВЗ необходимо изучить особенности и уровень сформированности и других профессионально важных личностных качеств.
Литература:
1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении. - СПб.: Питер. - 2004. - 470 с.
2. Калинина Т.В., Першина А.В. Проблема формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза // Молодой ученый. - 2015. - № 11. - С. 17281730 (дата обращения: 21.09.2018).
3. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 45-47.
4. Колосунин И.А., Савочкина М.Г., Родин О.В., Токарева Н.Г. Роль эмпатических способностей в профессиональном становлении личности // Специальный выпуск: Материалы XIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке». 18-20 декабря 2017 г. (дата обращения: 11.09.2018).
5. Лебедева Ю.В. Сравнительное исследование у студентов из России и Китая // Образование и наука. - 2016. - № 4 (133). - С. 65-79.
6. Подлеснов А.А., Щербакова О.А. Подготовка студентов социально-культурного профиля к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как проблема теории и методики профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 12. - С. 171-174.
7. Шнайдер М.И. Эмпатия как форма отражения другого человека // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». - 2016. - № 2. - С. 60-65.
Педагогика
УДК:378.2
аспирант Юрлагина Юлия Германовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева» (г. Красноярск)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИЦ 11-17 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ЖЕНСКОГО ФУТБОЛА
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития физической подготовленности школьниц 11-17 лет. Представлена программа дополнительных занятий женским футболом для учащихся на основе учета результатов комплексного мониторинга. Опытно-экспериментальным путем выявлена эффективность дополнительных занятий женским футболом на физическую подготовленность обучающихся.
Ключевые слова: физическая подготовленность, физическое развитие, физическое воспитание, педагогические условия.
An^tatton. The article deals with the problem of improving the physical fitness of schoolgirls aged 11-17. A program of additional classes in women's football for students is presented, based on the results of comprehensive monitoring. Experimentally, the effectiveness of additional classes in women's football on the physical fitness of students was revealed.
Keywords: physical fitness, physical development, physical education, pedagogical conditions.
Введение. В настоящее время социально-экономическая ситуация в нашей стране выдвигает перед образовательными учреждениями новые вопросы, связанные с физическим воспитанием школьников, формированием у них необходимых физических качеств, двигательных умений и навыков, которые на основе физической подготовленности учащихся, закладывают основы собственного физического развития. В процессе физического воспитания подлежит решению одна из актуальных задач, которая заключается в обеспечении оптимального уровня развития физической подготовки личности. Одним из основных признаков определяющих текущее состояние организма здоровой личности является уровень физической подготовленности, который оценивается по шкале нормативов, разработанной на базе модельных статистических показателей физической подготовленности с учетом региональных, поло и возрастных особенностей.
Таким образом, проблема физического воспитания и развития подрастающего поколения сегодня рассматривается в качестве одной из приоритетных педагогических задач.
Объект исследования: процесс физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: педагогические условия совершенствования физической подготовленности школьниц 11-17 лет посредством дополнительных занятий женским футболом.
Цель работы: изучить состояние физического развития школьниц 11-17 лет, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий совершенствования физической подготовленности школьниц посредством дополнительных занятий женским футболом.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень физической подготовленности школьниц значительно повысится, если:
- обоснованы исходные теоретические и методологические положения использования дополнительных занятий женским футболом с целью повышения уровня физической подготовленности;
- определена и обоснована программа дополнительных занятий женским футболом.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние физической подготовленности школьниц 11-17 лет с учетом современных нормативов.
2. Провести комплексный мониторинг физической подготовленности учениц 11-17 лет.
3. Разработать программу дополнительных занятий женским футболом для учащихся на основе учета результатов комплексного мониторинга и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность дополнительных занятий женским футболом на физическую подготовленность обучающихся.
Методологическую основу исследования составили труды учёных в области теории и методики физического воспитания и спорта (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев), современных педагогических теорий и технологий физического воспитания школьников (Б.А. Ашмарин, Е.А. Короткова,
B.И. Лях, И.В. Манжелей, А.П. Матвеев, В.В. Пономарев, Л.К. Сидоров), мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодёжи (Г.Н. Апанасенко, П.А. Виноградов, А.А. Гужаловский,
C.И. Изаак).
Изложение основного материала статьи. В результате проведенного анализа теоретических источников нами определено, что в педагогической науке понятие «физическое совершенство — обусловленный оптимальный уровень развития физических качеств и способностей человека, который направлен на достижение значимых целей, одна из важнейших характеристик гармонического развития личности». Физическое совершенство отражает состояние физической культуры, как части общей культуры, характеризующей достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.
Физическая подготовленность является результатом физического образования и воспитания личности. Под физической подготовленностью подразумевается присутствие у ребенка определенного уровня компетентности в плане физического развития, уровня развития двигательных умений и навыков, физических качеств. Исследователями разработаны нормативные показатели физического развития и требования к качеству их выполнения.
Понятие «физическая подготовленность» близко соединено с понятием «физическое совершенство», которое отражает идеальную цель физического развития. Составляющие физической подготовленности -согласованное совмещение всех сторон общего физического развития, здоровья, физической подготовки.
Ученые Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., Матвеев Л.П., Ахматгатин А.А. и др. под физической подготовленностью понимают «процесс воспитания физических качеств и овладение жизненно важными