Научная статья на тему 'Особенности проведения выездных проверок сотрудниками территориальных органов пенсионного фонда Российской Федерации'

Особенности проведения выездных проверок сотрудниками территориальных органов пенсионного фонда Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА / АКТ И РЕШЕНИЕ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ / БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ / СУБСЧЕТ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / БАЗА И ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блохин С. А.

В статье описаны организационные моменты и утвержденные процедуры проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов сотрудниками территориальных органов ПФР. Раскрываются основные вопросы, на которые обращают внимание ревизоры перечень запрашиваемых для проверки регистров бухгалтерского учета, ручные и нетипичные бухгалтерские проводки, необлагаемые выплаты и другие аспекты, знание которых поможет организации качественно подготовиться к предстоящей проверке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения выездных проверок сотрудниками территориальных органов пенсионного фонда Российской Федерации»

особенности проведения выездных проверок сотрудниками

территориальных органов

пенсионного фонда российской федерации*

С. А. БЛОХИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и права Ижевская государственная сельскохозяйственная академия

Следующим направлением контроля является проверка расчетов с сотрудниками по погашению займов. Так, отражение полученных процентов по договору займа (Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы») должно сопровождаться бухгалтерской справкой по ф. 0504833. Списание задолженности работника перед организацией по ранее выданному займу (Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» К-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям») должно подкрепляться приказом о списании данной задолженности и бухгалтерской справкой (ф. 0504833), в которой должна содержаться информация, раскрывающая причины совершения данной сделки.

Списание кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности либо задолженности, во взыскании которой отказано судом по различным основаниям (нарушение процедуры или сроков взыскания, ликвидация или банкротство должника, смерть или признание судом без вести пропавшим должника и т. д.), оформляется проводкой: Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

* Окончание. Начало см. в журнале «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях». 2014. № 3 (339).

Если в ходе проверки будут установлены факты выплат работникам в натуральной форме, минуя счет реализации, ревизоры проанализируют первичные документы (приказы, договоры, соглашения, накладные на передачу материалов, товаров, услуг, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг) и т. п.) для оценки правомерности и обоснованности данных выплат, поскольку полученные работниками материальные ценности (работы, услуги) согласно правилам бухгалтерского учета должны корреспондироваться по кредиту сч. 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные» в корреспонденции с дебетом счетов источников, за счет которых погашается стоимость выданных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг.

Если в проверяемом периоде плательщиком страховых взносов производилась безвозмездная передача материальных ценностей, то в ходе выездной проверки будут исследованы регистры бухгалтерского учета по сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Завершающим этапом в ревизии первичных документов бухгалтерского учета является анализ и сравнение сумм, отраженных плательщиком страховых взносов в Главной книге по счетам бухгалтерского учета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71

«Расчеты с подотчетными лицами», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 91 «Прочие доходы и расходы», с суммами, отраженными по этим же счетам в соответствующих регистрах бухгалтерского учета — карточках по счету, субсчету и аналитическим счетам второго порядка. Итоговые значения, отраженные в этих регистрах, сравниваются с данными первичных документов, на основе которых они составлены. Рекомендуется проверить сумму выплат, отраженных в регистре бухгалтерского учета по сч. 50 «Касса», сравнив ее с суммами выплат, отраженными в ведомостях по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходных кассовых ордерах, платежных банковских документах по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц, ведомостях на выдачу аванса, заработной платы, материальной помощи, премий и других вознаграждений единовременного характера.

В ходе проверки тождественности показателей, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, производится сопоставление остатков (сальдо) и оборотов по счетам синтетического учета с остатками (сальдо) и оборотами по тем же счетам аналитического учета первого и второго порядка. При этом ревизоры обращают внимание на нетипичные корреспонденции счетов и бухгалтерские проводки, скорректированные вручную по тем хозяйственным операциям, которые оказывают влияние на определение базы по страховым взносам. При обнаружении подобных записей проверяются отражение соответствующих операций в бухгалтерском учете, наличие первичного или иного оправдательного документа, подтверждающего реальность и правомерность данной операции [6].

Так, в ходе выездных проверок ревизорами нередко выявляются как нетипичные бухгалтерские проводки, так и проводки, созданные вручную, которые существенно искажают реальные цифры и занижают базу для начисления страховых взносов. Поэтому проверяющие внимательно просмотрят операции (их отражение в программных комплексах) в конце года (либо квартала), когда бухгалтеры прибегают к таким «регулирующим» проводкам для приведения конечных остатков по счетам в приемлемый вариант с последующим восстановлением реальных цифр в наступающем отчетном периоде посредством оформления соответствующих сторнировочных проводок либо оформления бухгалтерских справок на аннулирование предыдущих некоррект-

ных корреспонденций (т. е. в базе создаются две бухгалтерских проводки, в суммовом выражении дающие ноль). Развернув сальдо по счетам бухгалтерского учета (по субсчетам и аналитическим счетам второго порядка), ревизоры увидят, реально ли искажалась в организации база для начисления страховых взносов.

Проанализируют ревизоры и активные счета бухгалтерского учета (а также их субсчета) на предмет наличия отрицательного сальдо расчетов, которое, например по сч. 50 «Касса», возможно исключительно при ручной корректировке либо при неправильном отражении в кассовой книге реального движения наличных средств по причине сокрытия части поступлений (например, для того чтобы снизить объемы доходов от неосновных видов деятельности, сохранив тем самым требование законодателя к доле доходов по организациям, применяющим пониженные тарифы исчисления страховых взносов) либо отражения расходных операций, минуя д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», в целях уклонения от обложения данных выплат страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.

Аналогичные нарушения могут быть выявлены и при анализе сч. 51 «Расчетные счета» и 55 «Специальные счета в банках». Так, в ходе одной из проверок специалистами территориальных органов ПФР были выявлены факты, когда с расчетного счета индивидуального предпринимателя происходила оплата за выполненные работы по договорам гражданско-правового характера физическим лицам без указания в бухгалтерских проводках дебетовой части сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (оплата производилась без заключения с ними данных договоров по факту — т. е. отсутствовали обязательства для отражения их в бухгалтерском учете) для занижения сумм уплаты обязательных платежей.

После проверки основных бухгалтерских проводок и хозяйственных операций на предмет их достоверности и полноты отражения в регистрах бухгалтерского учета организации, влияющих на полноту формирования базы для начисления страховых взносов, отдельным этапом в программе проверки выделена проверка расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, которые согласно пп. 3 и 4 ч. 2 ст. 28 и п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган

контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета. При этом обращаем внимание, что в ходе выездной проверки ревизорами проверяется последний уточненный расчет, представленный в территориальный орган ПФР, до даты ознакомления плательщика страховых взносов или его уполномоченного представителя с решением о проведении выездной проверки.

В случае представления проверяемым плательщиком в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в ходе выездной проверки до даты ее окончания — дня составления справки о проведенной выездной проверке (ф. 12-ПФР, утвержденная Приказом № 957н), при принятии решения по результатам выездной проверки территориальным органом ПФР учитываются показатели данного уточненного расчета. Но в этом случае плательщик страховых взносов не освобождается от ответственности за неуплату или несвоевременную уплату страховых взносов, предусмотренной ст. 47 Закона № 212-ФЗ.

В ходе выездной проверки специалисты территориальных органов ПФР обязательно проверят объект (ст. 7 Закона № 212-ФЗ) и базу для обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Цель проверки объекта обложения — сравнение видов выплат и иных вознаграждений, на которые фактически начислены страховые взносы, с видами выплат и иных вознаграждений, на которые должны производиться начисления в соответствии с действующим законодательством.

При проверке полноты и правильности определения базы для начисления страховых взносов проверяющие проанализируют все операции, отраженные плательщиком страховых взносов по д-ту и к-ту сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», поскольку он предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации. Здесь проверяющие будут исследовать, рассчитывать и сравнивать количественные и суммовые данные по выплатам физическим лицам, отраженные проверяемыми в отчетах (ф. РСВ-1), с фактическими данными бухгалтерского учета плательщика страховых взносов по всем видам

выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц.

Так, в ходе выездной проверки за период 2010 — 2011 гг. ревизоры сопоставят данные строк 200 «Сумма выплат и иных вознаграждений», 210 «Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами», 216 «Суммы, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов», 220 — 221 «База для начисления страховых взносов на ОПС», 230 «База для начисления страховых взносов на ОМС» расчета, представленного плательщиком страховых взносов, с данными бухгалтерского учета плательщика страховых взносов, учитываемыми по сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (оборот за период по к-ту сч. 70), а также в отдельных случаях аналитические данные по к-ту сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Проверяющим рекомендовано не забывать проверять отчетность на предмет достоверности сумм начислений страховых взносов, отраженных плательщиком в расчете (ф. РСВ-1) по строкам 110 — 114 разд. 1, 241 — 244 разд. 2, 341 — 344, 391 — 394 разд. 3, и сумм уплаченных страховых взносов, отраженных по строкам 140 — 144 разд. 1 и строке 520 разд. 5, в сравнении с суммами, начисленными в бухгалтерском учете по к-ту сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (в разрезе соответствующих субсчетов).

Суммы уплаченных страховых взносов, отраженные по строкам 140 — 144 разд. 1 и строке 520 разд. 5, сравниваются с суммами платежей по данным бухгалтерского учета, отраженными по д-ту сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (по соответствующим субсчетам). Аналогичный порядок проверки будет осуществляться и в последующих периодах в измененных ф. РСВ-1 (обороты по д-ту сч. 69 будут сопоставляться со строками ф. РСВ-1, в которых отражается уплата страховых взносов, обороты по к-ту сч. 69 — с суммами начисленных взносов).

При необходимости проверяющие проведут сравнение показателей, отраженных плательщиком страховых взносов в формах индивидуального учета, с показателями карточек по учету доходов и НДФЛ и справок о доходах физических лиц (ф. 2-НДФЛ).

Обязательно оценят проверяющие полноту и правильность ведения индивидуальных карточек по учету сумм начисленных страховых взносов,

в разрезе каждого работника сопоставив данную информацию с информацией, отраженной страхователем в отчетах ф. РСВ-1 (сопоставление будет осуществляться с регистрами бухгалтерского учета по сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»).

Отдельно ревизоры проверят обороты по всем субсчетам сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» на предмет их соответствия регистрам бухгалтерского учета и с отражением сумм в индивидуальных карточках по учету сумм начисленных страховых взносов (полнота и правильность ведения последних):

— 69.1 «Расчеты по обязательному пенсионному страхованию на страховую часть трудовой пенсии»;

— 69.2 «Расчеты по обязательному пенсионному страхованию на накопительную часть трудовой пенсии»;

— 69.3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию в ФФОМС»;

— 69.4 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию в ТФОМС».

При возникновении спорных вопросов сравнят их с лицевой карточкой работника и учетом сумм по НДФЛ. В ходе выездной проверки большое внимание со стороны проверяющих уделяется анализу обоснованности отнесения плательщиками страховых взносов выплат к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами. Если выплата, по которой не были начислены страховые взносы, соответствует критериям, установленным ч. 1, 2 и 3 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, бухгалтерам надо быть готовыми к тому, что проверяющие попросят представить для проверки законности оснований исключения данных выплат из облагаемой базы, документы, подтверждающие их обоснованность по каждому застрахованному лицу (работнику).

К наиболее часто встречающимся нарушениям, выявляемым в ходе выездных проверок по вопросам выплат, произведенным своим работникам, на которые организации неправомерно (иногда ошибочно) не начисляют страховые взносы, можно отнести следующие выплаты, которые в силу норм Закона № 212-ФЗ подлежат обложению страховыми взносами:

— суммы среднего заработка, выплачиваемые плательщиком страховых взносов в соответствии с законодательством РФ:

^ работникам в период прохождения ими военных сборов;

^ за дополнительные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами; ^ работникам-донорам за дни сдачи крови и

предоставляемые в связи с этим дни отдыха; ^ работающим беременным женщинам за время прохождения ими обязательного диспансерного наблюдения и работникам, вызываемым к лицу, производящему дознание, к следователю, в прокуратуру или в суд в качестве свидетелей, потерпевших, их законных представителей, понятых за все время, затраченное ими в связи с таким вызовом (см. письмо Минздравсоцраз-вития России от 15.03.2011 № 784-19);

— выплаты в виде надбавок к заработной плате за разъездной характер работы;

— суммы частичной компенсации затрат работников на питание;

— оплата дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства;

— компенсация стоимости проезда своим работникам (см. письмо Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 № 1343-19 «О доплатах и компенсациях»);

— возмещения работнику организации расходов по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) личного автомобиля, используемого организацией для служебных целей;

— оплата организацией комплекса услуг, оказанных работникам по размещению, перевозке, питанию туристов;

— выплата единовременного пособия работнику в связи с выходом на пенсию либо работникам, вернувшимся из рядов Российской Армии на предприятие, и иные разовые выплаты работникам, не указанные в трудовом договоре;

— выходное пособие при увольнении по соглашению сторон;

— выплата работнику компенсации в размере среднего заработка за все время вынужденного прогула при незаконном увольнении;

— компенсация за неиспользованный отпуск сотрудникам, продолжающим работать в органи-зации1;

— сумма беспроцентного займа, прощенного работнику 2, сумма прощенного работнику долга по непогашенной части беспроцентной ссуды, а также

1 См. письмо Минздравсоцразвития России от 19.05.2010 № 1239-19 «Объекты обложения страховыми взносами».

2 См. письмо Минздравсоцразвития России от 17.05.2010 № 1212-19 «Выплаты, включаемые в базу обложения страховыми взносами».

сумма процентов по нецелевому кредиту, перечисленных организацией за своего работника в банк;

— стоимость подарков и сувенирной продукции, переданной (подаренной) работникам.

Организации вправе не начислять страховые взносы на следующие выплаты:

— на сумму компенсации морального вреда, выплаченную по решению суда в пользу работника, поскольку она осуществляется работодателем не по трудовому договору3;

— на сумму ежемесячной доплаты к пенсиям неработающих пенсионеров — бывших работников;

— на суммы компенсации проезда работников, обучающихся заочно, к месту учебы и обратно, а также суммы оплаты за обучение работников на курсах повышения квалификации, стипендии, выплачиваемые по ученическому договору обучающемуся лицу, в том числе работнику организации;

— на сумму оплаты отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) для лечения в связи с профессиональным заболеванием4;

— на компенсацию в размере 150 руб. на приобретение книгоиздательской продукции сотрудникам профессорско-преподавательского состава5;

— на возмещение суммы расходов работника по переезду в другой город для работы в филиале организации;

— на компенсацию сотрудникам расходов на сотовую связь (при закреплении данной выплаты приказом по учреждению, которым определен лимит, при этом производственную направленность разговоров подтверждать детализацией звонков не обязательно);

— на компенсации за использование сотрудниками личного имущества (автомобиля, сотового телефона). Данная компенсация назначается для каждого индивидуально приказом руководителя (может превышать установленные для учета в расходах по налогу на прибыль организаций нормы) и выплачивается пропорционально фактическим дням его использования по данным путевых листов, а компенсация за использование телефона — ежемесячной фиксированной суммой, установленной в локальном нормативном акте6;

3 См. письмо Минздравсоцразвития России от 09.02.2010 № 244-19.

4 Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.11.2011 №КА-30-25/13903.

5 Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.09.2011 № ВАС-11571/11.

6 Письмо Минздравсоцразвития России от 26.05.2010

№ 1343-19 «О доплатах и компенсациях».

— на компенсацию при замене части ежегодного отпуска, превышающего 28 календарных дней7;

— на оплату компанией добровольного медицинского страхования для сотрудников и суммы страховых взносов по договорам добровольного личного страхования за физических лиц, не являющихся ее сотрудниками8.

Одновременно с анализом сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, в ходе проверки будет проверяться предельный размер базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода на предмет его превышения установленного законом размера, который индексируется каждый год. При этом сотрудникам организации, ответственным за ведение бухгалтерского учета и формирование расчетов с бюджетом, необходимо помнить, что если до 2012 г. (т. е. в 2010 и 2011 гг.) с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих предельный размер базы (в 2010 г. он составлял 415 000 руб., в 2011 г. — 463 000 руб.) нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимались, то начиная с 01.01.2012 при превышении установленной на расчетный период предельной величины базы для начисления страховых взносов (в 2012 г. — 512 000 руб., в 2013 г. — 568 000 руб.) необходимо было со всех выплат начислять и перечислять в бюджет ПФР 10 %, которые направлялись на формирование солидарной части тарифа страховых взносов.

При проверке сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (закрытый перечень которых указан в ст. 9 Закона № 212-ФЗ), ревизорами будут проверены все суммы выплат, произведенных работодателями в пользу своих работников, на предмет их обоснованности и достоверности.

Так, в ходе проверок устанавливались факты, когда в организации в целях уменьшения исчисления и перечисления сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также сумм НДФЛ одни и те же работники в базе бухгалтерских программ были занесены под несколькими вариантами:

— с расшифровкой инициалов и без них;

7 Письмо Минздравсоцразвития России от 19.05.2010 № 1239-19 «Объекты обложения страховыми взносами».

8 Письмо Минздравсоцразвития России от 27.02.2010 № 406-19 «Обложение страховыми взносами отдельных выплат».

— просто указывалась фамилия9;

— искажались персональные данные, например, когда в фамилии (имени, отчестве) имелась буква «ё», которая заменялась в некоторых случаях на букву «е», имело место игра букв в именах НаталЬя и НаталИя).

В целях уклонения от обложения вознаграждений, произведенных в пользу работников, состоящих в трудовых отношениях с плательщиком страховых взносов, часть выплат (выплата сумм единовременной помощи, выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, возмещение расходов физическому лицу в связи с выполнением работ по договорам гражданско-правового характера и т. д.) формально попадала под указанные в ст. 9 Закона № 212-ФЗ основании проводилась по одному основанию несколько раз в разных отчетных периодах, заменяя собой сумму вознаграждений, предусмотренных по трудовому договору.

Выявив данные нарушения, проверяющим не составляло труда доказать обоснованность своих притязаний на доначисленные суммы страховых взносов, пени (за несвоевременную уплату) и штрафные санкции (за занижение базы для начисления страховых взносов) в суде, взыскав их с организаций в принудительном порядке посредством инкассовых поручений в полном объеме.

После проверки всех интересующих ревизоров участков учета, сопоставив данные регистров бухгалтерского учета с отчетностью, которую представила организация в территориальное управление ПФР по месту своей регистрации, контролеры переходят к следующей стадии проверки — оформлению ее результатов. Так, в последний день проведения выездной проверки проверяющие обязаны составить в двух экземплярах справку о проведенной проверке по ф. 12-ПФР, утвержденной в приложении 18 к Приказу № 957н, один из которых вручается плательщику страховых взносов.

При уклонении плательщиками страховых взносов от получения справки она направляется ему по почте заказным письмом и считается полученной по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

9 Например, с целью занижения базы для начисления страховых взносов в организации сотрудника могут занести в базу данных бухгалтерского учета под несколькими вариантами: Иванов Иван Иванович либо Иванов Иван, либо Иванов И. И., либо Иван Иванов, либо просто Иванов и т. п.

Следующим шагом в оформлении результатов выездной проверки является написание акта, который должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке по ф. 17-ПФР, содержащей в себе как общие сведения о проведенной проверке и проверяемом плательщике страховых взносов, информацию по основным проверенным вопросам, так и сведения о выявленном занижении базы для начисления страховых взносов и сумме неуплаченных страховых взносов в результате ее занижения, а также о других, документально подтвержденных фактах нарушений законодательства РФ о страховых взносах, выявленных в ходе проверки базы, с приложением заверенных плательщиком копий документов, подтверждающих установленные нарушения, и обязательной ссылкой на нормативные документы, положения которых были нарушены плательщиком (ч. 2 ст. 38 Закона № 212-ФЗ).

В отличие от срока вынесения решения по результатам выездной проверки пропуск двухмесячного срока на составление акта ревизорами не повлечет для последних никаких правовых последствий. Объясняется это тем, что согласно ч. 2 ст. 38 Закона № 212-ФЗ пропуск срока составления акта не является безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам выездной проверки, что подтверждается и сложившейся судебной практикой по этому вопросу.

Согласно ч. 3 ст. 38 Закона № 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими выездную проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Если плательщик, в отношении которого проводилась проверка, отказывается подписывать акт, то ревизорами делается соответствующая запись в акте проверки.

По истечении пяти дней с даты подписания акта он должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При уклонении плательщиком от получения акта проверки данный факт отражается в акте, а сам документ направляется по почте заказным письмом и считается полученным на шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

По мнению автора, не следует уклоняться как от подписания акта, так и его получения, даже если организация не согласна с зафиксированными в документе нарушениями, поскольку в дальнейшей процедуре обжалования, например в суде, данные

действия могут быть восприняты представителями фемиды как недобросовестные.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, по мнению автора, следует сделать пометку «акт подписан с возражениями», приложив к нему письменные возражения и документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность заявленных плательщиком возражений, в течение 15 дней со дня получения акта.

После вручения акта выездной проверки страхователю, по истечении десятидневного срока для представления плательщиком страховых взносов письменных возражений по акту руководителем (либо его заместителем) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, рассматриваются акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту.

Десятидневный срок принятия решения по результатам выездной проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц, при необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства РФ о страховых взносах или отсутствия таковых. Для этого территориальным органом ПФР выносится решение об истребовании необходимых документов (ф. 18 к Приказу № 957н).

О времени и месте рассмотрения материалов проверки плательщик, в отношении которого проводилась эта проверка, должен быть письменно извещен путем направления уведомления (ф. 7), утвержденного Приказом № 957н. Плательщик имеет право как лично, так и через своего представителя участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки. При этом его неявка не является препятствием для рассмотрения материалов проверки.

В соответствии с постановлением ФАС СевероЗападного округа от 29.11.2012 № А44-3463/2012 (оставлено в силе определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.03.2013 № 2864/13) орган контроля должен четко соблюсти процедуру и сроки уведомления плательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки, а методическими указаниями рекомендовано проверяющим при назначении даты рассмотрения материалов проверки учитывать вероятность направления плательщиком возражений по почте в последний день срока, предусмотренного для подачи возражений, и назначать дату рассмотрения не ранее шестого рабочего дня из установленного срока для принятия решения.

По результатам рассмотрения материалов проверки выносится одно из двух решений:

— о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ф. 19-ПФР);

— об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ф. 20-ПФР).

Дата решения о привлечении к ответственности либо решения об отказе в привлечении к ответственности должна соответствовать дате фактического рассмотрения материалов проверки. Орган контроля в пятидневный срок после вынесения решения обязан сообщить о нем плательщику страховых взносов либо его уполномоченному представителю. Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его плательщику страховых взносов.

На основании вступившего в силу решения плательщику страховых взносов, в отношении которого вынесено решение, направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.

Обратите внимание на тот факт, что если формальные ошибки (опечатки), допущенные в акте, не были выявлены и учтены при рассмотрении материалов проверки и оказались в решении по итогам выездной проверки, то такое решение может быть оспорено плательщиком страховых взносов.

Так, на основе анализа сформировавшейся судебной практики к существенным формальным нарушениям, которые влекут отмену решения независимо от того, прав ли плательщик страховых взносов по существу или действительно допустил нарушение законодательства о страховых взносах, относят необоснованные (не подтвержденные необходимыми доказательствами) выводы о правонарушениях (в том числе расчеты недоимки и пени), поскольку доказывать вину плательщика должны территориальные органы ПФР. В данном случае можно привести решение суда по налоговой проверке, которое в дальнейшем судами может рассматриваться по аналогии (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.06.2009 № Ф04-3218/2009(7668-А46-26), Ф04-3218/2009(8926-А46-26) по делу № А46-16245/2008, которое оставлено в силе определением Высшего Арбитражного Суда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РФ от 06.10.2009 ВАС-12395/09 по делу № А46-16245/2008).

При этом отметим, что если в акте выездной проверки (по которому принято решение о привлечении плательщика к ответственности) содержатся опечатки в сведениях об организации, данных о проверяющих лицах и территориальном органе ПФР, цифрах, а также сведения, не предписанные формой акта, добиться отмены такого решения в суде плательщику страховых взносов будет крайне сложно.

Поэтому при получении акта выездной проверки и обнаружении в нем ошибок необходимо еще раз его изучить и дать комплексную оценку выводам проверяющих. Если они в целом не вызывают у организации сколь-нибудь значимых возражений (нет смысла его обжаловать в дальнейшем или указанные нарушения малозначительны), то не следует поднимать вопрос о данных неточностях.

При наличии у плательщика страховых взносов серьезных замечаний к изложенному в акте материалу или формальных нарушений (неправильная ссылка как на статью документа, так и на сам документ, нарушения в процедуре рассмотрения материалов проверки — неознакомление, установление ранних сроков рассмотрения, непринятие возражений и т. д.), обнаруженных на этом этапе ознакомления с материалами проверки, их рекомендуется указать в письменных возражениях при обжаловании уже принятого решения по материалам проверки. В противном случае (указав их в возражениях) организация предоставит шанс органу контроля устранить данные несоответствия и вынести уже правильно оформленное решение.

Отметим, что проверяющими не могут вноситься изменения в акт после его подписания и вручения плательщику без согласования с последним. Если такие изменения были произведены, то они могут быть оспорены исходя из следующих моментов.

Во-первых, данные изменения могут существенно изменить сами возражения (если они уже были представлены), поскольку изменилось содержание акта.

Во-вторых, происходит существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов выездной проверки и неправомерного принятия по ним решения, поскольку плательщик вправе в пятнадцатидневный срок представить письменные возражения только теперь уже по новому (скорректированному) акту, а орган контроля должен сдвинуть сроки рас-

смотрения материалов проверки, что на практике, зачастую, не происходит.

Принимая во внимание тот факт, что в настоящее время практически все организации (за исключением может быть только микропредприятий с небольшими оборотами) осуществляют бухгалтерский учет с использованием автоматизированного учета (когда все бухгалтерские проводки сохраняются в базе данных программного комплекса), настоятельно рекомендуется главным бухгалтерам (руководителям организаций) регулярно (не реже одного раза в шесть месяцев) проводить соответствующие проверки всех бухгалтерских проводок, отражающих результаты хозяйственных операций, на предмет их правильного оформления и корректного отражения в программных комплексах, что в дальнейшем убережет компанию от внушительных штрафных санкций, предъявляемых контролирующими органами.

Осознавая, что установление ревизорами фактов неправильного отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете в ходе выездной проверки не является основанием для наложения каких-либо штрафных санкций со стороны органов контроля за уплатой страховых взносов, надо четко понимать, что это повлечет за собой более детальный анализ проверяющими регистров бухгалтерского учета и приведет к возможному доначислению сумм страховых взносов либо инициированию проверок другими контрольно-надзорными органами в последующем (налоговой инспекцией, Гострудинспекцией, Росфиннадзором, прокуратурой) при направлении материалов проверки в эти учреждения. Все это должно явиться весомым аргументом при организации перепроверок собственной финансово-хозяйственной деятельности, устраняя выявленные в ходе внутреннего аудита очевидные ошибки в учете.

Поэтому при внутреннем аудите в целях подготовки документов к выездной проверке необходимо:

1) обратить внимание на нетипичные и некорректные бухгалтерские проводки в проверяемом периоде, а также проводки, сформированные в ручном режиме на основании бухгалтерских справок;

2) проверить базу данных сотрудников предприятия и лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, заключенным на выполнение определенных работ и (или) услуг, на предмет их корректного одноразового отражения;

3) проверить сальдо по счетам (субсчетам) бухгалтерского учета (по активным — положительное

(или нулевое) сальдо расчетов, по пассивным — наоборот);

4) развернуть сальдо по синтетическим счетам учета, осуществив их проверку на предмет возможного искажения остатков и расхождения полученных сумм с данными бухгалтерской и налоговой отчетности;

5) проверить необлагаемые выплаты, произведенные сотрудникам организации, на предмет их законности, соответствующие распорядительные документы и документы первичного учета, а также предельный размер базы для начисления страховых взносов по работникам, годовое вознаграждение которых в период 2010 — 2013 гг. превысило сумму 415 000 руб., 463 000 руб., 512000 руб. и 568 000 руб. соответственно;

6) проверить существующий внутренний документооборот на предмет соответствия учетной политике, наличие всех первичных документом — заявлений, приказов, договоров и актов выполненных работ и при необходимости восстановить их.

В завершение хотелось бы отметить, что знание основных вопросов, на которые обращают внимание специалисты территориальных органов ПФР при проведении выездных проверок, а также рекомендуемый автором алгоритм подготовки материалов к этим проверкам и регулярно проводимый в организации внутренний аудит всех участков бухгалтерского учета сведут к минимуму как необоснованные расходы (в виде уплаты пени и штрафных санкций) организации, так и риск попасть в поле зрения контролирующих органов.

Список литературы

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ.

2. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

4. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

5. Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов: распоряжение Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р.

6. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

7. Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов: приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н.

8. Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: приказ Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н.

9. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.10.2009 № ВАС-12395/09 по делу № А46-16245/2008.

10. Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 05.09.2011 № ВАС-11571/11.

11. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.03.2013 № 2864/13.

12. Письмо Минздравсоцразвития России от 09.02.2010 № 244-19.

13. Письмо Минздравсоцразвития России от 27.02.2010 № 406-19.

14. Письмо Минздравсоцразвития России от 17.05.2010 № 1212-19.

15. Письмо Минздравсоцразвития России от 19.05.2010 № 1239-19.

16. Письмо Минздравсоцразвития России от

26.05.2010 № 1343-19.

17. Письмо Минздравсоцразвития России от

15.03.2011 № 784-19.

18. Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.11.2011 № КА-30-25/13903.

19. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.06.2009 № Ф04-3218/2009(7668-А46-26), Ф04-3218/2009(8926-А46-26) по делу № А46-16245/2008.

20. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2012 № А44-3463/2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.