ISSN 2311-9411 (Online) Проблемы учета
ISSN 2079-6714 (Print)
ПОРЯДОК ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ
Кирилл Геннадьевич ЗАВЬЯЛОВ^, Елена Владиславовна МЕЛЬНИКОВА"
a эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член МоАП, Москва, Российская Федерация
b рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член МоАП, Москва, Российская Федерация
• Ответственный автор
История статьи: Аннотация
Принята 01.07.2016 В статье рассматривается порядок внесения исправлений в отчетность по акту проверки
Одобрена 18.07.2016 ФСС РФ, в результате которой были выявлены излишне начисленные суммы расходов по
больничным листам, приведены подробные бухгалтерские проводки.
Ключевые слова: акт
проверки, ФСС РФ, камеральная и выездная проверки, работодатель, расходы
Пример. По акту проверки ФСС РФ от апреля 2016 г выявлены излишне начисленные суммы расходов по больничным листам за 2015 г. в размере 10 910,03 руб.
Во время проверки ФСС РФ принято доначисление больничного листа на сумму 5 102,24руб. На разницу в сумме 5 807,79руб. работники написали заявление на удержание. Из суммы 5 807,79 руб., не принятой ФСС РФ, 5 257,17руб. составляют расходы за счет ФСС РФ, а 550,62 руб. выплачено за счет средств работодателя. В настоящее время решение по акту еще не принято, исправления в отчетность не внесены.
Как бухгалтеру правильно отразить данные операции в апреле 2016 г. ?
По результатам камеральной и выездной проверок должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, которым является в том числе ФСС РФ, составляется акт проверки (ч. 1, 2 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих плательщик страховых взносов вправе представить в установленные сроки в орган контроля за уплатой
страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (ч. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ).
По результатам рассмотрения акта проверки, а также представленных письменных возражений по указанному акту руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, в о п р е д е л е нн ы е с р о к и п р и ни м ае т с я соответствующее решение (ч. 1 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).
Так, в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф (ч. 9 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).
Таким образом, после рассмотрения материалов проверки суммы, указанные в акте проверки (камеральной и (или) выездной), фактически могут отличаться от сумм недоимки, указанной в решении руководителя (заместителя руководителя) органа ФСС РФ и подлежащей доплате плательщиком страховых взносов.
В этой связи отражение не принятой к зачету суммы, указанной в акте, а затем корректировка ее на сумму пособий, которую удалось «отстоять» у ФСС РФ, а также на сумму, которую согласны возместить работники, можно считать нецелесообразным. Прежде всего это связано с тем, что возможное изменение статуса выплаты (с пособия по нетрудоспособности на некую
иную) порождает определенные последствия в части корректировки уплачиваемых страховых взносов.
Так, если организация согласна с выводами проверяющих, то отказ органа ФСС РФ в принятии расходов означает (по мнению органов контроля за уплатой страховых взносов) доначисление страховых взносов на сумму непринятых расходов (см. письма Министерства труда Российской Федерации от 03.09.2014 № 17-3/ООГ-732, Минздравсоцразвития России от 30.08.2011 № 3035-19). Здесь же приведем и иную позицию, которой придерживаются судьи.
Так, в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2016 № 17АП-1562/16 со ссылкой на определение Верховного Суда РФ от 20.01.2016 № 309-КГ15-17592 было сказано, что отказ территориального органа ФСС РФ в принятии к зачету расходов по выплате с тр ахо в о го о б е с п е ч е ни я , з ая в ле н н ы х страхователем к возмещению из средств ФСС РФ, влечет за собой лишь обязанность страхователя перечислить в бюджет Фонда страховые взносы, начисленные в установленном порядке и не погашенные в компенсационном порядке исполнением встречной обязанности Фондом по возмещению страхователю произведенных расходов по страховому обеспечению. При этом в отсутствие опровержения фактов наступления страховых случаев у застрахованных лиц отказ территориального органа ФСС РФ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов, социальная природа указанных выплат сохраняется. То есть, по мнению суда, взносы на не принятые к зачету выплаты не начисляются при условии, что факт нетрудоспособности не опровергнут.
Тогда, если организация принимает точку зрения ФСС РФ о необходимости начислить страховые взносы на выплату, утратившую статус пособия, и сразу же их начисляет на всю первоначально не принятую по акту к зачету сумму, то в дальнейшем, в пределах этого же расчетного периода, ей придется изменять эту сумму по факту представления проверяющим документов и достижения договоренности с работником о внесении сумм в кассу. То есть в этом случае организация вынуждена будет еще раз корректировать начисления как в части суммы все же принятой ФСС РФ к зачету (то есть имеющей статус пособия), так и в части суммы, погашение
которой согласовано с работниками (поскольку в этой части выплата компенсирована сотрудниками, то можно признать, что выплаты как таковой не было, поэтому взносы на эту сумму не начисляются). Иными словами, действия организации будут выглядеть как начисление взносов на полную сумму, указанную в акте, а затем корректировка посредством снятия начислений с взносов. В этой связи мы полагаем целесообразным отражение в учете операций уже по факту окончательного определения судьбы и суммы обсуждаемых пособий (приняты ФСС РФ к зачету или не приняты, а также согласовано ли возмещение сотрудниками, в каких суммах и т.д.).
Так к ак по с о б и я п о в р е м е нн о й нетрудоспособности подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, письмо Минфина России от 27.06.2012 № 03-0405/3-780), то факт непринятия в рассматриваемой ситуации территориальным органом ФСС РФ к зачету пособия на порядок исчисления НДФЛ с его суммы не влияет.
В расходах, учитываемых в целях налогообложения, признаются расходы
работодателя по выплате в соответствии с законодательством РФ пособия по временной нетрудоспособности за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя (подп. 48.1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации). Соответственно, суммы, подлежащие зачету органом ФСС РФ, в расходах в целях налогообложения прибыли не учитываются. Отказ в рассматриваемом случае органа ФСС РФ в зачете суммы в размере 5 807,79 руб. (в том числе 550,62 руб., выплаченных за счет средств работодателя) при принятии данной организацией соответствующего решения влечет корректировку расходов 2015 г. на сумму 550,62 руб. и, как результат, представление уточненной декларации по налогу на прибыль.
Как следует из вопроса, в рассматриваемом случае организация пр едставила проверяющим необходимые документы на сумму 5 102,24 руб. При этом планируется, что сумму в размере 5 807,79 руб. работник (работники) вернут работодателю.
Как уже было упомянуто нами выше, в случае возврата работником (работниками) указанной суммы отсутствует как таковая выплата в рамках трудовых отношений, признаваемая объектом
обложения страховыми взносами согласно ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ. В этой связи считаем, что доначислять страховые взносы на сумму в размере 5 807,79 руб. данной организации не требуется.
Учитывая изложенное, мы придерживаемся мнения, что в бухгалтерском учете следует отразить только записи, связанные с претензиями ФСС РФ в части 5 807,79 руб.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (далее -Инструкция), утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию предназначен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Для учета расчетов с ФСС России к нему может быть открыт субсчет «Расчеты по социальному страхованию». В свою очередь для отражения информации о расчетах с работниками организации, в том числе по оплате труда, премиям, пособиям и прочим выплатам, Планом счетов предусмотрен счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
На основании п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденного приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н, не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.
Учитывая изложенное, полагаем, что бухгалтерские записи, связанные с отказом территориального органа ФСС РФ в зачете сумм,
не являются исправлением ошибок в смысле ПБУ 22/2010.
Из письма Минфина России от 20.10.2004 № 0705-13/10 следует, что в данной ситуации записи, сделанные в 2015 г. в части непринятых ФСС РФ расходов, следует сторнировать.
Мы полагаем, что в рассматриваемом случае в учете организации возможно сделать следующие записи:
СТОРНО Дебет счета 20 Кредит счета 70 -
550,62 руб. - сторнирована сумма излишне начисленного пособия за счет работодателя, учтенная в расходах (с учетом НДФЛ);
СТОРНО Дебет счета 69, субсчет «Расчеты по социальному страхованию» Кредит счета 70 -5 257,17 руб. - сторнирована сумма излишне начисленного пособия за счет ФСС РФ (с учетом НДФЛ);
СТОРНО Дебет счета 70 Кредит счета 68, субсчет «Расчеты по НДФЛ» - 755,01 руб. -сторнирован излишне исчисленный ранее НДФЛ с сумм пособия;
Дебет счета 73 Кредит счета 70 - 5 052,78 руб. -сумма, подлежащая возврату работодателю, отнесена на расчеты с работником (работниками) (с учетом удержанного при выплате НДФЛ);
Дебет счета 70 Кредит счета 73 - 5 052,78 руб. -на сумму, подлежащую возврату работодателю, уменьшена сумма выплачиваемой заработной платы.
Если работник (работники) внесет сумму излишне выплаченного пособия в кассу организации, то в учете будет сделана запись:
Дебет счета 50 Кредит счета 73 - 5 052,78 руб.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
3. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
4. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010): приказ Минфина России от 28.06.2010 № 63н.
6. Определение Верховного Суда РФ от 20.01.2016 № 309-КГ15-17592.
7. Письмо Минздравсоцразвития России от 30.08.2011 № 3035-19.
8. Письмо Минтруда России от 03.09.2014 № 17-3/ООГ-732.
9. Письмо Минфина России от 27.06.2012 № 03-04-05/3-780.
10. Письмо Минфина России от 20.10.2004 № 07-05-13/10.
11. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2016 № 17АП-1562/16.