Научная статья на тему 'Особенности проведения выездных проверок сотрудниками территориальных органов пенсионного фонда Российской Федерации'

Особенности проведения выездных проверок сотрудниками территориальных органов пенсионного фонда Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА / АКТ И РЕШЕНИЕ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ / БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ / СУБСЧЕТ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / БАЗА И ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блохин С. А.

В статье описаны организационные моменты и утвержденные процедуры проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов сотрудниками территориальных органов ПФР. Раскрываются основные вопросы, на которые обращают внимание ревизоры перечень запрашиваемых для проверки регистров бухгалтерского учета, ручные и нетипичные бухгалтерские проводки, необлагаемые выплаты и другие аспекты, знание которых поможет организации качественно подготовиться к предстоящей проверке. (окончание следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения выездных проверок сотрудниками территориальных органов пенсионного фонда Российской Федерации»

Бухгалтер и закон

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК СОТРУДНИКАМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. А. БЛОХИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и права Ижевская государственная сельскохозяйственная академия

В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) функции по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование начиная с 01.01.2010 были переданы от налоговых органов в ведение Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР).

В соответствии с п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ процесс администрирования включает в себя помимо контроля со стороны территориальных органов ПФР за правильным исчислением, своевременным перечислением обязательных платежей в бюджеты государственных внебюджетных фондов в полном объеме и процедур последующего взыскания просроченной задолженности еще и такую форму контроля за финансово-хозяйственной деятельностью плательщиков страховых взносов, как выездные проверки. И хотя это уже далеко не новая форма контроля и практически каждый бухгалтер за время своей трудовой деятельности так или иначе уже с ними соприкасался, у последних

по-прежнему с момента получения уведомления о предстоящем визите контролеров возникает ситуация спешной подготовки к предстоящей проверке.

Рассмотрим, как правильно подготовиться к выездной проверке, на что обращают внимание ревизоры, какие недочеты можно постараться устранить до ее начала, на какой период может затянуться проверка, какими правами обладают обе стороны и как оспорить результаты выездной проверки.

Немаловажным аспектом в этом направлении будет являться знание руководителем и работниками бухгалтерских служб организации, как происходит предварительный отбор плательщиков, по которым в дальнейшем принимается решение о проведении у них выездной проверки.

Сам процесс планирования выездных проверок в территориальных органах ПФР осуществляется на основе отбора плательщиков страховых взносов, попадающих под один или несколько (чем больше совпадений, тем выше вероятность включения плательщика в план-график проведения выездных проверок) критериев, характеризующих финансовую и платежную дисциплину в организации.

Среди основных критериев выделяют:

1) отнесение плательщика к числу крупнейших (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников);

2) несвоевременное представление плательщиком страховых взносов индивидуальных сведений (далее — СЗВ) и расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) (далее — форма РСВ-11);

3) выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений или истребуемых органом контроля документов);

4) уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной (или возрастающей) численности сотрудников организации);

5) неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также представление нулевых отчетов в отдельных отчетных периодах;

6) наличие у плательщика большого объема выплат, не облагаемых страховыми взносами;

7) применение организациями пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом;

8) наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд;

9) периодичность проведения проверок плательщика не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количества проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц);

10) наличие писем, жалоб, заявлений от сотрудников организации либо информации из средств массовой информации или сети Интернет о минимизации плательщиком базы для начисления страховых взносов (осуществление выплат заработной

1 Форма РСВ-1 ПФР утверждена приказом Минздрав-соцразвития России от 12.11.2009 № 894н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам».

платы в конвертах, использование схем ухода от обложения и др.);

11) поступление от налоговых, правоохранительных и других государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в отношении хозяйствующих субъектов, информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов, грубых нарушениях в постановке и ведении бухгалтерского учета и иных нарушений, способных оказать влияние на неправильное исчисление сумм страховых взносов.

На стадии планирования выездных проверок территориальными органами ПФР проводится полный анализ деятельности проверяемого плательщика страховых взносов на основании всей имеющейся информации, которая может быть использована при проверке.

После тщательного отбора и согласования перечня плательщиков страховых взносов между двумя ведомствами (их территориальными органами) — ПФР и Фонда социального страхования РФ (ФСС), в срок до 25 декабря года, предшествующего году, в котором будут осуществляться выездные проверки, совместным приказом ПФР и ФСС утверждается окончательный вариант плана-графика проведения выездных проверок с указанием в нем месяца начала выездной проверки плательщика страховых взносов.

Напомним, что нормативной базой для проведения выездных проверок специалистами территориальных органов ПРФ служат ст. 35 — 39 Закона № 212-ФЗ, а также распоряжение Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов» (далее — Методические указания № 34р). Необходимо отметить, что порядок, сроки проведения, а также основные процедурные моменты по принятию решений по результатам выездной проверки, проводимой специалистами территориальных органов ПФР, практически такие же, как и у налоговых органов.

Основанием для проведения выездной проверки плательщиков страховых взносов территориальными органами ПФР является решение о проведении выездной проверки по ф. 9-ПФР (далее — Решение), утвержденное приказом Мин-здравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых

взносов» (далее — Приказ № 957н), вынесенное руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации, ее обособленного подразделения или по месту жительства физического лица, которое составляется в двух экземплярах.

Первый экземпляр Решения вручается для ознакомления плательщику страховых взносов (уполномоченному представителю плательщика страховых взносов), который вызывается путем направления уведомления о вызове плательщика страховых взносов по ф. № 7, утвержденной Приказом № 957н, на территории (в помещении) проверяемого плательщика страховых взносов или в помещении территориального органа ПФР (в зависимости от места проведения проверки). Второй экземпляр Решения приобщается к материалам выездной проверки.

Одновременно с ознакомлением плательщика страховых взносов с Решением должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящим выездную проверку, плательщику страховых взносов, подписавшему указанное решение, вручается требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки.

При получении Решения должностным лицам организации необходимо обратить внимание на три очень важных момента.

Во-первых, согласно п. 2 ст. 35 Закона № 212-ФЗ Решение о проведении выездной проверки выносит орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица (это распространяется и на обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц).

Во-вторых, форма Решения о проведении выездной проверки строго регламентирована и должна содержать следующие сведения:

— полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество плательщика страховых взносов;

— предмет проверки;

— периоды, за которые проводится проверка;

— должности, фамилии и инициалы работников органа контроля за уплатой страховых взносов, которым поручается проведение проверки (п. 4 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Отступление от утвержденной формы Решения может послужить основанием для признания его незаконным.

В-третьих, выездная проверка по аналогии с проверками, проводимыми налоговиками, может осуществляться как на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, так и по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов, в случае если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки (п. 1 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Следующим этапом во взаимодействии между органом контроля и организацией при осуществлении контрольных мероприятий в форме выездной проверки выступает процесс запроса необходимых проверяющим документов, а со стороны проверяющих — непосредственное их представление.

Здесь необходимо обратить внимание, что запрос осуществляется по требованию о представлении документов, который составляется должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящим выездную проверку, по ф. 14, утвержденной приказом Минз-дравсоцразвития России № 957н, в двух экземплярах. Первый экземпляр требования вручается лично под роспись руководителю организации (обособленного подразделения), второй — приобщается в наблюдательное дело плательщика страховых взносов. При этом количество таких требований, выставляемых проверяющими плательщику страховых взносов в ходе выездной проверки, законодательно не ограничено, и организации придется исполнить требование о представлении документов, даже если оно направлено в последний день проведения проверки или буквально перед ее приостановлением.

Истребуемые проверяющими документы согласно ч. 2 ст. 37 Закона № 212-ФЗ представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28 и ч. 5 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Для исключения разногласий с проверяющими в дальнейшем по перечню и объему представленных документов рекомендуем документы (и их надлежащим образом заверенные копии) передавать проверяющим по описи, заверяемой обеими сторонами.

Требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых плательщиком по требованию о представлении документов, равно как и производить изъятие подлинников документов, специалисты территориальных органов ПФР не вправе (п. 4.8 Методических указаний № 34р).

При невозможности представления запрошенных ревизорами документов в установленный срок плательщику страховых взносов (проверяемому лицу) рекомендовано в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов, указав причины, по которым истре-буемые документы не могут быть представлены, а также срок, в течение которого он сможет их представить.

Соблюдение указанного выше порядка уведомления о невозможности представления в указанный срок запрашиваемых документов позволит проверяемым в дальнейшем избежать процедуры привлечения к ответственности по ст. 48 Закона № 212-ФЗ (штраф начисляется из расчета 200 руб. за каждый непредставленный документ) и по п. 3 ст. 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (административный штраф накладывается на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей за каждый непредставленный документ).

Как уже отмечалось выше, как правило, выездная проверка проводится (в помещении) на территории плательщика страховых взносов с обязательным представлением проверяемым служебных удостоверений лиц, уполномоченных на проведение проверки и решения руководителя (его заместителя) органа контроля за уплатой страховых взносов о проведении выездной проверки в данной организации.

Важно помнить, что за воспрепятствование доступу должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящих выездную проверку, на территорию или в помещение плательщика страховых взносов, проверяющими составляется соответствующий акт, а сумма страховых взносов, подлежащая уплате, определяется расчетным путем без участия плательщика страховых взносов.

Согласно нормам ст. 35 Закона № 212-ФЗ выездная проверка проводится не чаще чем один раз в три года (ч. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ), проверяемый период не может превышать трех лет (ч. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ), а сама проверка не может продолжаться свыше двух месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). При этом срок проведения выездной проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о назначении проверки и заканчивается днем составления справки о проведенной проверке (ч. 14 Закона № 212-ФЗ).

При возникновении оснований, указанных в ч. 15 ст. 35 Закона № 212-ФЗ, а именно истребование документов (информации), относящихся к предмету проверки, получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ либо необходимости перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке, выездная проверка может быть приостановлена, не более чем один раз и на срок, не превышающий 6 мес. На период приостановления проведения выездной проверки проверяющие обязаны вернуть все подлинники документов, истребованные при проведении проверки и покинуть территорию проверяемой организации. При этом приостановление и последующее возобновление проведения выездной проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР по ф. 10 и 11 соответственно, утвержденным Приказом № 957н.

Важно помнить, что любые доказательства вины плательщика страховых взносов, собранные с нарушением процедуры проведения выездной проверки (в частности в период приостановления выездной проверки), могут стать основанием для отмены решения о привлечении к ответственности, вынесенного территориальным органом ПФР, в судебном порядке.

После ознакомления должностными лицами плательщика страховых взносов с решением о проведении выездной проверки им рекомендуется ознакомиться с правами и обязанностями ревизоров, а также рассмотреть основные вопросы организационного характера, уточнив сроки представления документов, и принять решение о выделении проверяющим помещения, согласовать график работы и другие аспекты.

Перечень запрашиваемых специалистами территориальных органов ПФР документов и требований, предъявляемых к этим документам (правильность заполнения обязательных реквизитов в документах, отсутствие подчисток, помарок и неоговоренных исправлений, полное соответствие дат записи хозяйственных операций, правильность подсчета соответствующих итогов и другое), подробно раскрывается в разд. 7.3 и 7.4 Методических указаний № 34р и в приложении 1.

Рассмотрим подробнее возможные ситуации, на которые необходимо обратить внимание до проверки и подвергнуть их внутреннему аудиту, так

как ревизоры обязательно затронут эти направления (участки учета) в ходе выездной проверки.

В зависимости от степени охвата проверкой документов и информации может быть проведена сплошная или выборочная проверка. При применении сплошного метода проверке подвергаются все документы, относящиеся к начислению страховых взносов, а при выборочном методе проверке подвергаются лишь отдельные элементы одного типа хозяйственных операций, на основании которых можно сформировать выводы, касающиеся элементов всей группы операций в целом по организации.

Традиционно выездная проверка начинается с ознакомления ревизорами с правоустанавливающими документами организации: учредительными документами и учетной политикой плательщика. Информацию, содержащуюся в учредительных документах юридического лица, проверяющие сопоставляют с фактическими данными, в том числе сведениями о наименовании юридического лица, его юридическом адресе (адресе места нахождения) и фактическом адресе осуществления деятельности, Ф. И. О. учредителей, видах деятельности (соответствие Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, особенно у плательщиков, применяющих пониженные тарифы по уплате страховых взносов) и другие аспекты, по которым можно будет составить заключение как о правильном и обоснованном исчислении сумм страховых взносов, так и общей уставной деятельности организации.

В учетной политике организации проверяющие должны отметить выбранные плательщиком способы ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Проанализируют ревизоры и закрепленные в учетной политике организации методы определения доходов и (или) расходов, их признание, оценку и распределение, а также учет иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщика страховых взносов.

После ознакомления с правоустанавливающими документами организации контролеры тщательно изучат сами финансово-хозяйственные операции, совершаемые плательщиком, обращая пристальное внимание как на наличие и оформление отдельных первичных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций, так и постановку бухгалтерского учета в целом на предприятии.

Как правило, проверку начинают с документов кассового характера (приходных и расходных ордеров, платежных документов (поручений)), поскольку чаще всего именно по ним выявляются факты неправильного отражения доходов (поступлений) и расходов (выплат) плательщиками страховых взносов. При этом кассовые и платежные документы подлежат проверке сплошным методом.

В ходе выездной проверки специалисты территориальных органов ПФР в первую очередь будут обращать внимание на выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам через кассу организации, поскольку в настоящее время при современных технологиях практически все выплаты подобного рода уже давно осуществляются через кредитные учреждения на зарплатные карточки работников, и нередко среди выплат через кассу ревизоры находят «не обложенные» страховыми взносами выплаты.

Так, ревизоры сравнят суммы выплат, произведенных по кассе в пользу работников по расходным кассовым ордерам, с фактическими суммами, отраженными в регистрах бухгалтерского учета, а также в выплатных ведомостях организации — ведомостях на выдачу аванса, заработной платы, материальной помощи, премий и других вознаграждений единовременного характера. Затем проверят обороты в кассовой книге по дням на предмет установления расхождений с итоговыми оборотами по приходу и расходу, с остатками на конец и начало следующего дня, а также итоговыми записями кассовой книги по окончании месяца с данными журнала-ордера № 1 и Главной книги, поскольку в ходе ревизии выявляются случаи формального оприходования (выдачи) денежных средств в (из) кассу (ы) предприятия, которые не учитываются кассирами в оборотах за день.

Далее проверяющие проверят, как оформляются выплаты денежных средств из кассы организации, сверив бухгалтерские проводки в организации с типовыми, рекомендуемыми Минфином России.

Так, выплаты из кассы должны быть оформлены бухгалтерскими проводками по кредиту сч. 50 «Касса» в корреспонденции счетов по дебету сч.: 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 91 «Прочие доходы и расходы».

При проверке данного участка учета проверяющие будут искать выплаты, произведенные наличными денежными средствами, минуя сч. 70, поскольку данные выплаты могут быть не учтены при обложении страховыми взносами. Поэтому ревизоры пенсионного фонда внимательно проверят информацию о выплатах, осуществленных из кассы плательщика страховых взносов, которые бухгалтеры в целях сокрытия объекта обложения страховыми взносами зачастую отражают следующими проводками, искажающими бухгалтерский учет:

Д-т сч. 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 86 «Целевое финансирование», 91 «Прочие доходы и расходы», 96 «Резервы предстоящих расходов» и др. К-т сч. 50 «Касса».

Проанализируют ревизоры и выплаты из кассы в корреспонденции со сч. 84 «Нераспределенная прибыль», поскольку методологами данная проводка считается неправильной. Лучше отразить данные выплаты в корреспонденции со сч. 90 и 91 или сч. 75, например при распределении чистой прибыли между учредителями: Д-т сч. 84 К-т сч. 75 — начислена прибыль к распределению.

И только затем следует оформить следующую проводку: Д-т сч. 75 К-т сч. 50 — выплата (за минусом налога на доходы физических лиц).

При проверке операций по учету движения наличных денежных средств проверяющим необходимо предоставить следующие документы:

— журнал-ордер № 1;

— оборотно-сальдовую ведомость;

— приходный кассовый ордер;

— расходный кассовый ордер;

— авансовый отчет;

— кассовую книгу и др.

Сама проверка будет осуществляться путем сверки сумм, фактически начисленных и выплаченных физическому лицу из кассы организации, с данными его лицевого счета и формы индивидуального учета. В случае выявления расхождений ревизоры установят причины возникновения такой ситуации.

При проверке операций по банковским счетам организации ревизоров заинтересуют выплаты, произведенные путем безналичных расчетов, в корреспонденции с д-т сч. 70, поскольку данные выплаты могут быть не учтены организацией при исчислении страховых взносов.

Контролерами анализируются также и кредитовые обороты по сч. 51 «Расчетные счета» и 55 «Специальные счета в банке» на соответствие

суммам дебетовых оборотов по счетам, являющимся источниками выплат (сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»), на которых отражаются расчеты за приобретенные у граждан товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, а также обороты по дебету сч. 91 «Прочие доходы и расходы», где, как правило, организации отражают суммы единовременных выплат работникам (выплата премий к празднику, юбилейной дате, оплата работникам за время простоя, приобретение санаторно-курортных и детских путевок в лагеря отдыха, медикаментов и др.).

При проверке безналичных расчетов плательщика страховых взносов с работниками специалисты территориальных органов ПФР, так же, как и при проверке операций по сч. 50, обратят внимание на соблюдение организациями основных правил бухгалтерского учета, в частности при осуществлении выплат физическим лицам по безналичным расчетам в корреспонденции со сч. 84, по тем же причинам.

Необходимо отметить, что по вышеперечисленным участкам бухгалтерского учета удельный вес установленных в ходе проведенных выездных проверок плательщиков страховых взносов в первом полугодии 2013 г. специалистами Управлений ПФР в городах и районах Удмуртской Республики (и доначисленным по ним страховым взносам), достаточно высок, о чем свидетельствуют данные, представленные в таблице.

Обращает на себя внимание тот факт, что достаточно большой удельный вес (более 26 %) бесспорных доначислений произведен по так называемым «компенсационным выплатам» (суммам компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, на суммы среднего заработка, выплачиваемые плательщиком страховых взносов в соответствии с законодательством РФ — работникам в период прохождения ими военных сборов, за дополнительные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, за неиспользованный отпуск и др.).

Много нарушений, оказывающих влияние на занижение базы страховых взносов, выявляется ревизорами при анализе расчетов с подотчетными лицами. В ходе проверки организации необходимо быть готовыми к представлению приказов об установлении круга лиц, которым предоставлено право получать деньги под отчет на хозяйственно-опера-

Основные нарушения, выявляемые при проведении выездной проверки, в занижении базы для начисления страховых взносов работодателями

№ п/п Доначисления на выявленные при проведении выездной проверки нарушения Сумма, %

1 На сумму стоимости детских путевок 37

2 На суммы среднего заработка, выплачиваемого работникам 7

3 На суммы компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении 15

4 Неправомерное применение пониженного тарифа 12

5 На суммы выплат по договорам гражданско-правового характера 10

6 На суммы компенсаций расходов по найму жилья 9

7 На суммы единовременных выплат и премий 4

8 Прочее 6

ционные расходы и сроки возврата неизрасходованных сумм, приказов о направлении работников в командировки и документов об установлении повышенных норм командировочных, а также тех первичных документов, которые послужили основанием для использования подотчетных денежных средств по целевому назначению.

При проверке расчетов с подотчетными лицами помимо распорядительных документов ревизоры истребуют:

— авансовые отчеты и данные аналитического учета по сч. 71;

— журнал-ордер № 7 по сч. 71;

— оборотно-сальдовую ведомость по сч. 71;

— гражданско-правовые договоры с лицами, выезжающими в служебные поездки за счет проверяемой организации;

— акты закупок материальных ценностей у физических лиц, если подобные операции совершались в организации.

Внимательному изучению со стороны проверяющих будут подвергнуты сами авансовые отчеты подотчетных лиц и первичные документы (чеки, акты и другие документы), свидетельствующие о фактически понесенных суммах расходов подотчетным лицом. Подвергнутся проверке и выплаты физическим лицам, выполняющим разовые работы, произведенные через подотчетных лиц предприятия. Поэтому при представлении документов проверяющим по сч. 71 следует обратить внимание на полноту и правильность оформления в таких случаях к авансовому отчету акта приемки выполненных работ и документов, подтверждающих факт выплаты денежных средств физическому лицу (расходный кассовый ордер, платежная ведомость).

Проверят ревизоры и наличие в организации не возвращенных в установленные сроки подотчетных сумм (по которым не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они были выданы, или со дня возвращения из командировки работник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обязан отчитаться, предъявив в бухгалтерию организации авансовый отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет), которые могут быть отражены организацией по дебету сч. 94 и кредиту сч. 71 с последующим удержанием не возвращенных вовремя подотчетных сумм из заработной платы работника (Д-т сч. 70 К-т сч. 94). Если указанные суммы не были удержаны из заработной платы работника, следует проверить, не отражены ли они по дебету сч. 71 в корреспонденции с кредитом сч. 73.

Список литературы

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ.

2. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

4. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

5. Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов: распоряжение Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р.

6. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

7. Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов: приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н.

8. Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

37

обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: приказ Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н.

9. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.10.2009 ВАС-12395/09 по делу № А46-16245/2008.

10. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.09.2011 № ВАС-11571/11.

11. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.03.2013 № 2864/13.

12. Письмо Минздравсоцразвития России от 09.02.2010 № 244-19.

13. Письмо Минздравсоцразвития России от 27.02.2010 № 406-19.

14. Письмо Минздравсоцразвития России от 17.05.2010 № 1212-19.

15. Письмо Минздравсоцразвития России от 19.05.2010 № 1239-19.

16. Письмо Минздравсоцразвития России от

26.05.2010 № 1343-19.

17. Письмо Минздравсоцразвития России от

15.03.2011 № 784-19.

18. Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.11.2011 № КА-30-25/13903.

19. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.06.2009 № Ф04-3218/2009(7668-А46-26), Ф04-3218/2009(8926-А46-26) по делу № А46-16245/2008.

20. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2012 № А44-3463/2012.

(Окончание следует)

Вниманию руководителей, финансовых директоров, бухгалтеров, аудиторов, преподавателей, аспирантов и студентов вузов!

Журнал «Международный бухгалтерский учет»

ISSN 2073-5081

Выпускается с 1999 года. Включен в перечень ВАК.

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Формат A4, объем 60 - 68 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34136 48997 83847

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 989-96-10, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей:

Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.