Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК В 2022 ГОДУ: К ЧЕМУ НАДО БЫТЬ ГОТОВЫМИ МЕДИЦИНСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК В 2022 ГОДУ: К ЧЕМУ НАДО БЫТЬ ГОТОВЫМИ МЕДИЦИНСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОРАТОРИЙ НА ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ / ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ / РЕФОРМА КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) БЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КОНТРОЛИРУЕМОЕ ЛИЦО / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ БЕЗОПАСНОСТИ / ВЫЕЗДНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В.

В статье показано, что принятые в марте 2022 г. решения о моратории до конца 2022 г. на проведение плановых проверок не только не означают полной остановки мероприятий по контролю (надзору) за осуществляемой медицинскими организациями медицинской деятельностью, но и активно стимулируют практическую реализацию ряда основных положений реформы контрольно-надзорной деятельности. Медицинским организациям, несмотря на объявленный до конца 2022 г. мораторий на проведение плановых проверок, необходимо обеспечить неукоснительное выполнение требований законодательства по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности; постоянную готовность к реализации со стороны надзорных органов новых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, а также профилактических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INSPECTION IN 2022: WHAT MEDICAL ORGANIZATIONS NEED TO BE PREPARED FOR

The article shows that the decisions adopted in March 2022 on a moratorium on scheduled inspections until the end of 2022 not only do not mean a complete stop of measures for monitoring (supervision) of medical activities carried out by medical organizations, but also actively stimulate the practical implementation of a number of basic provisions of the reform of control and supervisory activities. Medical organizations, despite the moratorium on scheduled inspections announced by the end of 2022, need to ensure strict compliance with the requirements of legislation to ensure and control the quality and safety of medical activities; constant readiness for the implementation by the supervisory authorities of new control (supervisory) measures without interaction with the controlled person, as well as professionallactic events.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК В 2022 ГОДУ: К ЧЕМУ НАДО БЫТЬ ГОТОВЫМИ МЕДИЦИНСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ»



ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2022-6-4-11 УДК: 614.2

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК В 2022 ГОДУ: К ЧЕМУ НАДО БЫТЬ ГОТОВЫМИ МЕДИЦИНСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

Д.В. Пивеньа И.С. Кицуль, И.В. Иванов'

а Эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения;

ь Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования -Филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России;

11 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный институт качества» Росздравнадзора.

а https://orcid.org/0000-0001-9202-9916; ь https://orcid.org/0000-0001-6745-3862; с https://orcid.org/0000-0003-0971-853X

И Автор для корреспонденции: Пивень Д.В.

АННОТАЦИЯ

В статье показано, что принятые в марте 2022 г. решения о моратории до конца 2022 г. на проведение плановых проверок не только не означают полной остановки мероприятий по контролю (надзору) за осуществляемой медицинскими организациями медицинской деятельностью, но и активно стимулируют практическую реализацию ряда основных положений реформы контрольно-надзорной деятельности. Медицинским организациям, несмотря на объявленный до конца 2022 г. мораторий на проведение плановых проверок, необходимо обеспечить неукоснительное выполнение требований законодательства по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности; постоянную готовность к реализации со стороны надзорных органов новых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, а также профилактических мероприятий.

Ключевые слова: мораторий на плановые проверки, внеплановые проверки, реформа контрольно-надзорной деятельности, контроль (надзор) без взаимодействия, контролируемое лицо, обязательные требования, мониторинг безопасности, выездное обследование, качество и безопасность медицинской деятельности.

Для цитирования: Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Особенности проведения проверок в 2022 году: к чему надо быть готовыми медицинским организациям // Менеджер здравоохранения. 2022; 6: 4—11. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-6-4-11.

I марте текущего года был принят целый . ряд важных нормативно-правовых актов, которые внесли изменения в действующее законодательство, касающихся проведения мероприятий по контролю и надзору применительно к медицинским организациям. Данными нормативно-правовыми актами были определены особенности контрольно-надзорной деятельности на период с марта и до конца 2022 г., включающие в том числе отмену и ограничение ряда контрольно-надзорных мероприятий. После принятия указанных изменений практически во всех средствах массовой информации, в том числе и в ряде медицинских электронных изданий, появились публикации о том, что все плановые проверки отменены, а также

© Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В, 2022 г.

значительно ограничено проведение внеплановых мероприятий по контролю (надзору). В действительности для медицинских организаций всё не так просто и не так однозначно. С одной стороны, это, безусловно, связано с тем, что деятельность медицинских организаций прямо касается здоровья и жизни граждан, а соответственно и часть мероприятий по контролю (надзору) в сфере осуществления медицинской деятельности по определению должна быть сохранена. С другой стороны, сформировавшаяся по состоянию на первое января 2022 г. в результате активно проводимой в последние годы реформы контрольно-надзорной деятельности система нормативно-правового регулирования сферы контроля и надзора уже сама

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № Б

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2022

по себе является не только весьма сложной, но и радикально обновлённой. В этой связи сегодня имеется настоятельная необходимость в том, чтобы предметно разобраться в сложном вопросе проведения тех или иных проверок, касающихся медицинской деятельности в 2022 году.

Отметим, что основные изменения в контрольно-надзорной деятельности, определившие особенности проведения проверок на период с марта и до конца 2022 г., закреплены в следующих документах:

• Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 46-ФЗ);

• Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее Постановление № 336);

• Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» (далее Постановление № 353).

Базовым документом, определившим последовавшие изменения в сфере контроля и надзора в 2022 году, является Закон № 46-ФЗ. Прежде всего, это связано с тем, что данный закон основными полномочиями в сфере контроля и надзора до конца текущего года наделил Правительство Российской Федерации. Так, в статье 18 Закона № 46-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие в том числе следующее:

1. «Особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий».

2. «Особенности лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов, включения

в реестр, а также иных разрешительных режимов, установленных законодательством Российской Федерации... ».

Именно названные выше два важнейших полномочия Правительства Российской Федерации и касаются особенностей проведения мероприятий по контролю и надзору за медицинской деятельностью в 2022 г. При этом реализованы и оформлены данные полномочия были в кратчайшие сроки. Документальным подтверждением этому явилось принятие Постановления № 336 и Постановления № 353.

Прежде чем перейти к анализу Постановления № 336 и Постановления № 353 напомним, что в соответствии с паспортом рассчитанной на период реализации с 2016 по 2025 гг. приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (утверждена президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам -протокол от 21 декабря 2016 г. № 12) главными целями реформы контрольной и надзорной деятельности, в том числе являются:

- устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности;

- построение новой, современной, эффективной системы государственного контроля (надзора), направленной на снижение социально значимых рисков.

При этом в целом деятельность контрольно-надзорных органов должна быть переориентирована на предупреждение и профилактику нарушений. Именно в рамках заявленных целей в сфере контрольно-надзорной деятельности был внедрён риск-ориентированный подход, благодаря чему уже на протяжении нескольких лет последовательно и весьма значимо снижается количество плановых проверок медицинских организаций. Безусловно, важнейшим инструментом для достижения указанных выше целей реформы контрольно-надзорной деятельности стало принятие Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 248-ФЗ о госконтроле), благодаря которому открылись самые широкие возможности для развития профилактического и мониторингового направлений при осуществлении государственного контроля (надзора), в том числе в российском здравоохранении. В этой связи следует отметить, что к марту 2022 г., т.е. к тому моменту, когда на

С

•КС

№ В Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

проведение плановых проверок был введён мораторий, объёмы плановых проверок в здравоохранении и так уже были очень значимо сокращены в рамках реформы контрольной и надзорной деятельности.

Означает ли изложенное выше, что в настоящее время медицинская деятельность осуществляется/может осуществляться без внимания государственных контролирующих (надзорных) органов?

Отнюдь, нет!

Обратимся к уже названному Постановлению № 336 и Постановлению № 353.

Действительно, в пункте 1 Постановления № 336 сказано: «Установить, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»». Между тем, было бы глубоким заблуждением делать вывод о том, что представленная выше цитата свидетельствует об остановке всей контрольно-надзорной деятельности по отношению к медицинским организациям до конца 2022 г. Совершенно очевидно, что Постановление 336 имеет гораздо более глубокое звучание, касающееся медицинской деятельности. Это относится не только к особенностям проведения в 2022 г. внеплановых проверок в их традиционном понимании, но и к целому ряду новых видов профилактических мероприятий, новых видов контрольных (надзорных) мероприятий, реализуемых в настоящее время в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ о госконтроле.

Что касается особенностей проведения в 2022 г. внеплановых проверок, которые имеют или могут иметь отношение к медицинской деятельности, то здесь необходимо отметить следующее. Так, в пункте 2 Постановления № 336, в том числе сказано: «Установить, что в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора) . внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям:

а) при условии согласования с органами прокуратуры:

о при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; о при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера; о в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации; б) без согласования с органами прокуратуры: о по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; о при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер; о внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»». Отметим, что последний представленный выше абзац со ссылкой на федеральный закон касается лицензирования. Так, в пункте 1.1 части 2 статьи 10

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № В

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2022

Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указано, что основанием для проведения внеплановой проверки является «поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования)».

Ну а теперь перейдём к анализу одного их важнейших, на наш взгляд, положений Постановления № 336. Данное положение сформулировано в пункте 10 данного документа:

«10. Допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры».

Как мы уже отмечали в одной из публикаций [2], в соответствии с новациями в надзорном законодательстве содержание вновь введённых профилактических мероприятий имеет целый ряд особенностей, о которых необходимо знать руководителям медицинских организаций. Так, убедительным подтверждением тому, что вопросы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности у лиц, недавно получивших или переоформивших лицензии, будут под пристальным вниманием надзорных органов, является Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности,

утверждённое Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1048 (далее Положение о госконтроле (надзоре)). В пункте 35 Положения о госконтроле (надзоре) отмечено, что надзорными органами в сфере здравоохранения в отношении «контролируемых лиц, приступающих в течение одного года, предшествующего принятию решения о проведении обязательного профилактического визита, к осуществлению деятельности в сфере охраны здоровья (получивших лицензии, переоформивших лицензии в связи с осуществлением не указанных в ранее действовавшей лицензии работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, и (или) осуществлением медицинской деятельности по адресу, не указанному в лицензии» проводятся обязательные профилактические визиты. Также в пункте 34 Положения о госконтроле (надзоре) сказано, что «обязательный профилактический визит проводится в соответствии со статьей 52 Федерального закона № 248-ФЗ о госконтроле. С одной стороны, в части 1-й указанной статьи отмечено, что «профилактический визит проводится ... в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска». При этом при проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований, а разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер. Однако, с другой стороны, часть 9 статьи 52 Федерального закона № 248-ФЗ о госконтроле гласит: «В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения

С

•КС

№ В Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

о проведении контрольных (надзорных) мероприятий». То есть очевидно, что в предусмотренном порядке профилактических визитов в постоянном поле зрения, в том числе будут и вопросы обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

И, конечно же, нельзя не обратить внимание на указанные в пункте 10 Постановления № 336 контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия, мероприятия по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц. Как мы уже ранее подчёркивали [1, 3], данные мероприятия не включаются в какие-либо планы проведения проверок и могут быть проведены надзорными органами по отношению к любым медицинским организациям. При этом в Постановлении № 336 указано, что проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц не требует согласования с органами прокуратуры. То есть механизм инициирования и организации таких мероприятий является предельно простым и полностью находится в компетенции надзорных органов. С учётом того, что плановые проверки до конца 2022 г. остановлены, надзорным органам ничего не мешает перенести основные объёмы контрольно-надзорной деятельности в формат мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц. Более того, широкое внедрение новых гибких форм контроля (надзора), а именно к таковым следует отнести мероприятия по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц, является одной из основных задач реформы контрольно-надзорной деятельности. Как известно, в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ о госконтроле к мероприятиям по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц отнесены следующие:

1) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);

2) выездное обследование.

В одной из недавних публикаций [3] мы подробно рассмотрели содержание и особенности мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц. Напомним, что статья 74 Федерального закона № 248-ФЗ о госконтроле прямо указывает, что «если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения

вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований» контрольным (надзорным) органом может быть принято решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, т.е. о проведении внеплановой проверки. Необходимо отметить, что при выявлении в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) нарушений обязательных требований в лучшем для медицинской организации случае контрольным (надзорным) органом, помимо решения о внеплановой проверке, в соответствии с пунктами 2 и 3 части 3 статьи 74 Федерального закона № 248-ФЗ о госконтроле может быть принято решение об объявлении предостережения или решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений. В свою очередь, выполнение указанных выше предостережений и предписаний, без сомнения, будет контролироваться надзорным органом. Таким образом, как мы уже отмечали ранее [3], даже относительно «мягкие» последствия наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) предъявляют к медицинской организации обязательные для выполнения серьёзные требования.

В случае проведения выездного обследования в соответствии со статьёй 75 Федерального закона № 248-ФЗ о госконтроле надзорным органом медицинской организации может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения, или же может быть проведена внеплановая проверка.

Следует обратить внимание на то, что и наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), и выездное обследование, с одной стороны, по своему содержанию можно отнести к мониторинговым или превентивным контрольным (надзорным) мероприятиям. При этом, с другой стороны, реализация каждого из этих мероприятий может иметь последствия не только в виде предостережений и предписаний, но и в виде внеплановых проверок. Уже сам этот факт в значительной степени призван повысить ответственность контролируемых лиц в части соблюдения обязательных требований к осуществляемой деятельности. В полной мере это относится и к медицинским организациям. Необходимо подчеркнуть, что Росздравнадзор в сфере государственного контроля качества и безопасности медицинской

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № В

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2022

деятельности, в том числе наделён всеми необходимыми полномочиями по проведению контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом.

И, наконец, кратко остановимся на особенностях разрешительной деятельности, касающихся медицинских организаций в 2022 г. Как уже было отмечено выше, данные вопросы регламентированы Постановлением № 353. В соответствии с пунктом 4 Постановления № 353 основными полномочиями в части упрощения тех или иных процедур, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности, предусмотренных частью 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», наделены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности. То есть в отношении лицензирования медицинской деятельности такими полномочиями наделён Минздрав России. Пунктом 4 Постановления № 353, в том числе предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, вправе с учетом специфики видов разрешительной деятельности принять, в том числе следующие решения, при необходимости определив порядок их реализации:

- о сокращении срока предоставления разрешения, переоформления разрешения;

- о сокращении перечня документов и (или) сведений, представляемых для получения разрешения, переоформления разрешения;

- о сокращении перечня обязательных требований (условий), в том числе лицензионных требований;

- о том, что документарная и (или) выездная оценка соответствия обязательным требованиям, в том числе лицензионным требованиям (оценка соблюдения обязательных требований) временно не проводится;

- при наступлении в 2022 году срока подтверждения соответствия обязательным требованиям - о переносе сроков, в течение которых нужно пройти такую процедуру, на период до 12 месяцев либо о том, что указанные процедуры считаются пройденными;

- о сокращении перечня оснований приостановления, прекращения действия разрешения и (или) перечня нарушений обязательных требований, в том числе грубых нарушений

лицензионных требований, влекущих такое приостановление, прекращение.

Здесь необходимо отметить, что Минздравом России до настоящего времени, в контексте названных выше отдельных положений пункта 4 Постановления № 353, не принималось каких-либо решений, касающихся лицензирования медицинской деятельности. Конечно, это совсем не исключает того, что такие решения Минздравом России могут быть приняты в дальнейшем, т.е. до конца 2022 г. Тем не менее, по состоянию на сегодня, основным документом, регламентирующим все процедуры, связанные с лицензированием медицинской деятельности, как было, так и остаётся исключительно Положение о лицензировании медицинской деятельности, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2021 г. № 852. То есть каких-либо изменений в этой сфере пока не произошло.

Выводы

1. Принятые в марте 2022 г. решения о моратории до конца 2022 г. на проведение плановых проверок ни в коем случае не означают полной остановки мероприятий по контролю (надзору) за осуществляемой медицинскими организациями медицинской деятельностью.

2. Принятые в марте 2022 г. решения, определившие особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий до конца 2022 г., активно стимулируют практическую реализацию ряда основных положений реформы контрольно-надзорной деятельности, в том числе таких как:

- построение новой, современной, эффективной системы государственного контроля (надзора), направленной на снижение социально значимых рисков;

- ориентация на предупреждение и профилактику нарушений.

Практическая реализация указанных положений находит своё отражение в осуществлении надзорными органами мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц. В полной мере это относится к медицинским организациям.

3. Особую актуальность сегодня приобретают новые контрольные (надзорные) мероприятия по осуществлению контроля (надзора) без взаимодействия с контролируемым лицом:

№ В Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

2) выездное обследование.

Простота организации и проведения таких мероприятий позволяют надзорным органам в кратчайшие сроки сделать их масштабными и результативными, что особенно важно в условиях моратория на проведение плановых проверок. При этом одними из последствий указанных мероприятий для медицинских организаций могут быть, в том числе, внеплановые проверки.

4. Медицинским организациям, несмотря на объявленный до конца 2022 г. мораторий на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проведение плановых проверок, необходимо обеспечить:

- неукоснительное выполнение требований законодательства по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности;

- постоянную готовность к реализации со стороны надзорных органов новых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, а также профилактических мероприятий, предусмотренных Федеральным законом № 248 ФЗ о госконтроле.

1. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Новый инструмент контроля в сфере здравоохранения: контроль без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями // Менеджер здравоохранения. - 2017. - № 5. - С. 6-11.

2. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Что изменилось для медицинских организаций в связи с принятием нового Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - 2021. - № 9. - С. 4-10.

3. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Контроль (надзор) без взаимодействия с контролируемым лицом, как новая форма контроля за предоставлением платных медицинских услуг: что необходимо знать руководителям медицинских организаций // Менеджер здравоохранения. - 2022. - № 3. - С. 4-9.

к#

ORIGINAL PAPER

FEATURES OF INSPECTIONS IN 2022: WHAT MEDICAL ORGANIZATIONS NEED TO BE PREPARED FOR

D.V. Pivena , I.S. Kitsulb, I.V. Ivanov c

a Expert on the issues of regulatory and legal regulation of health care activities; B Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - t he branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation;

c FSBI «National Quality Institute» of Roszdravnadzor.

a https://orcid.org/0000-0001-9202-9916; b http:/orcid.org/0000-0001 -6745-3862; c https://orcid.org/0000-0003-0971-853X

El Corresponding author: Piven D. V.

ABSTRACT

The article shows that the decisions adopted in March 2022 on a moratorium on scheduled inspections until the end of 2022 not only do not mean a complete stop of measures for monitoring (supervision) of medical activities carried out by medical organizations, but also actively stimulate the practical implementation of a number of basic provisions of the reform of control and supervisory activities. Medical organizations, despite the moratorium on scheduled inspections announced by the end of 2022, need to ensure strict compliance with the requirements of legislation to ensure and control the quality and safety of medical activities; constant readiness for the implementation by the supervisory authorities of new control (supervisory) measures without interaction with the controlled person, as well as professionallactic events.

Key words: moratorium on scheduled inspections, unscheduled inspections, reform of control and supervisory activities, control (supervision) without interaction, controlled person, mandatory requirements, safety monitoring, on-site examination, quality and safety of medical activity.

For citation: Piven D.V, Kitsul I.S., Ivanov I.V. Features of inspection in 2022: what medical organizations need to be prepared for // Manager Zdravoohranenia. 2022; 6: 4-11. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-6-4-11.

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 6

ZdrevoochreneniB 2022

REFERENCES

1. Piven D.V., Kitsul I.S., Ivanov I.V. A new instrument of control in the field of healthcare: control without interaction with legal entities and individual entrepreneurs // Health care manager. - 2017. -No. 5. - P. 6-11.

2. Piven D.V., Kitsul I.S., Ivanov I.V. What has changed for medical organizations in connection with the adoption of a new Regulation on federal state control (supervision) of the quality and safety of medical activity // Health care manager. - 2021. - No. 9. - P. 4-10.

3. Piven D.V., Kitsul I.S., Ivanov I.V. Control (supervision) without interaction with a controlled person, as a new form of control over the provision of paid medical services: what the heads of medical organizations need to know // Health care manager. - 2022. - No. 3. - P. 4-9.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Пивень Дмитрий Валентинович - д-р мед. наук, профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия.

Dmitrii V. Piven - D.Sc. (Medicine), Professor, Expert on the issues of regulatory and legal regulation of health care activities Saint Petersburg, Russia. E-mail: piven_dv@mail.ru

Кицул Игорь Сергеевич - д-р мед. наук, профессор, профессор РАН, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия.

Igor S. Kitsul - D.Sc. (Medicine), Professor, Professor, Head of the Department of Public Health and Public Health of the Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - the branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, Irkutsk, Russia. E-mail: zdravirk@mail.ru

Иванов Игорь Владимирович - д-р мед. наук, генеральный директор ФГБУ «Национальный институт качества» Росздрав-надзора, г. Москва, Россия.

Igor V. Ivanov - D.Sc. (Medicine), FSBI «National Quality Institute» of Roszdravnadzor, Moscow, Russia. E-mail: expert@nqi-russia.ru

Здравоохранение-2022

МИНЗДРАВ УЖЕСТОЧИТ КОНТРОЛЬ ЗА ПРОГРАММАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФОБРАЗОВАНИЯ

Минздрав разработал поправки в Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», наделяющие ведомство правом устанавливать новые требования к участникам закупок образовательных услуг по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) мед- и фармработников.

«Проект подготовлен в целях повышения качества образовательных услуг в области дополнительного медицинского и фармацевтического образования и исключения возможности оказания указанных услуг недобросовестными поставщиками», - говорится в пояснительной записке. Предложено внести изменения в ст. 91 о лицензировании образовательной деятельности, исключив возможность реализации программ дополнительного медицинского и фармацевтического образования без соблюдения установленных лицензионных требований в части организации практической подготовки. В запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности по каждому лицензиату предложено включить сведения о подвидах дополнительного профессионального мед- и фармобразования с указанием области, в которой осуществляется реализация соответствующих программ.

Предлагается передать Минздраву полномочия по разработке типовых дополнительных профессиональных программ в области мед- и фармобразования, а в приложение к лицензии на образовательную деятельность обязать вносить сведения о подвидах программ ДПО, которые реализует образовательная организация.

Источник: документ представлен на общественное обсуждение на портале нормативно-правовой информации

№ 6 Manager /Менеджер

2022 ZdrevoochrBnenie / здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.