Научная статья на тему 'КАКИЕ ПРОВЕРКИ ОТМЕНЕНЫ, А КАКИЕ СОХРАНЕНЫ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ СИТУАЦИИ С КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ'

КАКИЕ ПРОВЕРКИ ОТМЕНЕНЫ, А КАКИЕ СОХРАНЕНЫ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ СИТУАЦИИ С КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ / ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ / ВЫЕЗДНЫЕ ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ / КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ / МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / LICENSE CONTROL / SCHEDULED INSPECTIONS / UNSCHEDULED INSPECTIONS / ON-SITE UNSCHEDULED INSPECTIONS / QUALITY AND SAFETY OF MEDICAL ACTIVITY / REMOTE MONITORING TOOLS / MEDICAL ORGANIZATIONS / CORONAVIRUS INFECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В.

Статья содержит подробный анализ нормативно-правовых актов, изданных в апреле 2020 г. в связи с коронавирусной инфекцией и регламентирующих вопросы государственного контроля (надзора) по отношению к медицинским организациям до конца 2020 г. В публикации авторами представлены основные контрольно-надзорные мероприятия, которые будут проводиться в медицинских организациях в течение 2020 г. Обозначен ряд вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования проведения контрольно-надзорных мероприятий, которые требуют уточнения. В части качества и безопасности медицинской деятельности обращено внимание медицинских организаций на целесообразность обеспечения собственной максимальной готовности к разным сценариям проведения тех или иных контрольно-надзорных мероприятий, установленных до конца 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT CHECKS ARE CANCELLED AND WHICH ARE RETAINED FOR MEDICAL ORGANIZATIONS OF THE COUNTRY IN TERMS OF THE SITUATION WITH CORONAVIRUS INFECTION

The article contains a detailed analysis of the legal acts issued in April 2020 in connection with coronavirus infection and regulating the issues of state control (supervision) in relation to medical organizations until the end of 2020. In the publication, the authors present the main control and Supervisory measures that will be carried out in medical organizations during 2020. A number of issues related to the legal regulation of control and Supervisory activities that require clarification are identified. In terms of the quality and safety of medical activities, the attention of medical organizations is drawn to the expediency of ensuring their own maximum readiness for various scenarios of carrying out certain control and Supervisory measures established before the end of 2020.

Текст научной работы на тему «КАКИЕ ПРОВЕРКИ ОТМЕНЕНЫ, А КАКИЕ СОХРАНЕНЫ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ СИТУАЦИИ С КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ»



т

Д.В. Пивень,

д.м.н., профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: piven_dv@mail.ru

и.с. Кицул,

д.м.н., профессор, профессор РАН, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования -филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия, e-mail: zdravirk@mail.ru И.В. Иванов,

к.м.н., генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный институт качества» Росздравнадзора, г. Москва, Россия, e-mail: expert@cmkee.ru

какие проверки отменены,

а какие сохранены для медицинских организаций страны в условиях ситуации с коронавирусной инфекцией

УДК 614.2

Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Какие проверки отменены, а какие сохранены для медицинских организаций страны в условиях ситуации с коронавирусной инфекцией (г. Санкт-Петербург, г. Иркутск, г. Москва, Россия)

Аннотация. Статья содержит подробный анализ нормативно-правовых актов, изданных в апреле 2020 г. в связи с коронавирусной инфекцией и регламентирующих вопросы государственного контроля (надзора) по отношению к медицинским организациям до конца 2020 г. В публикации авторами представлены основные контрольно-надзорные мероприятия, которые будут проводиться в медицинских организациях в течение 2020 г. Обозначен ряд вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования проведения контрольно-надзорных мероприятий, которые требуют уточнения. В части качества и безопасности медицинской деятельности обращено внимание медицинских организаций на целесообразность обеспечения собственной максимальной готовности к разным сценариям проведения тех или иных контрольно-надзорных мероприятий, установленных до конца 2020 г.

Ключевые слова: лицензионный контроль, плановые проверки, внеплановые проверки, выездные внеплановые проверки, качество и безопасность медицинской деятельности, дистанционные средства контроля, медицинские организации, корона-вирусная инфекция.

□ дин из важных вопросов, который сегодня, в условиях коронавирусной инфекции, волнует все медицинские организации страны, касается проведения контрольно-надзорных мероприятий в сфере здравоохранения: «Какие проверки медицинских организаций до конца 2020 года отменены, а какие проверки будут проводиться?». Действительно, это крайне важный и одновременно достаточно сложный вопрос. Тем более важным он становится по мере нормализации ситуации с коронавирусной инфекцией. Как известно, нормативное регулирование контрольно-надзорной деятельности в нашей сфере всегда было непростым, и мы в наших многочисленных публикациях по контролю качества и безопасности медицинской деятельности эти сложности неоднократно рассматривали [1-20]. Ну а сейчас в ситуации, связанной с коронавирусной инфекцией, когда за очень короткое время было принято большое количество документов, регулирующих в том числе проведение контрольно-надзорных мероприятий, разобраться в вопросе проведения проверок стало ещё сложней.

Тем не менее, вопрос о том, какие проверки в 2020 году отменены, а какие будут проводиться до конца 2020 г., является принципиально важным, и ответ на него должен быть максимально чётким и ясным. Для ответа

© Д.В. Пивень, И.С:. Кицул, И.В. Иванов, 2020 г.

Менеджер № Б

здравоохранения 2020

Ш

обратимся к первоисточникам - документам, которые были приняты в Российской Федерации в апреле 2020 г. и которые прямо адресованы вопросам регулирования контрольно-надзорной деятельности. Это, прежде всего, три новых документа:

- Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее Федеральный закон № 98-ФЗ).

- Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Постановление № 438).

- Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» (далее Постановление № 440).

В этом кратком перечне Федеральный закон № 98-ФЗ, безусловно, является базовым документом. При этом главной статьёй данного закона, регламентирующей вопросы контрольно-надзорной деятельности, является статья 17. В соответствии с указанной статьей Правительство Российской Федерации в условиях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций наделено полномочиями регулировать вопросы контрольно-надзорной деятельности.

Так, пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 98-ФЗ установлено, что «Правительство Российской Федерации в 2020 году вправе принимать решения, предусматривающие особенности организации и осуществления видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», включая особенности осуществления видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 3.1 и 4 статьи 1 указанного Федерального закона, в том числе в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок

и иных мероприятий по контролю, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения проверок с органами прокуратуры, оснований завершения (отмены) проверок, приостановления проведения проверок, возможностей проведения мероприятий по контролю с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудиосвязи или видеосвязи, проверок при осуществлении лицензионного контроля, предусмотренного Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Кроме того, пунктом 2 статьи 17 Федерального закона № 98-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации в 2020 году вправе принимать решения, предусматривающие особенности лицензирования, включая предусмотренные Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в том числе «определение случаев, когда в отношении лиц, имеющих лицензии или иные разрешения, носящие бессрочный характер, не применяются требования о прохождении ими периодических процедур оценки соответствия предъявляемым требованиям и установленные законом последствия непрохождения таких процедур либо изменение сроков (предоставление отсрочки) прохождения этих процедур, а также установление особенностей их проведения».

Таким образом, сам по себе Федеральный закон № 98-ФЗ ещё никак не отменил и не внёс каких-либо изменений в установленные требования к проведению контрольно-надзорных мероприятий, но вместе с тем предоставил Правительству РФ самые широкие полномочия в этой сфере, что и нашло отражение в двух последующих документах, принятых уже Правительством РФ, а именно в Постановлении № 438 и в Постановлении № 440. Оба эти Постановления абсолютно в равной степени принципиально важны для всех медицинских организаций Российской Федерации. Остановимся на них подробней.

Постановлением № 438 было предписано надзорным органам внести изменения в планы проверок на 2020 год с учётом того, что при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся только:

С

•КС

№В

2020

Менедже,

• внеплановые проверки;

• плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

Уточним, что к внеплановым проверкам, которые будут проводиться в течение 2020 г., Постановлением № 438 были отнесены:

а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;

б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;

в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Что же касается плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, то эти проверки до конца 2020 года остаются, по-прежнему, весьма

актуальными для соответствующих медицинских учреждений, к таковым, как известно, относятся наиболее крупные федеральные и региональные медицинские учреждения страны, реализующие большое количество видов медицинской деятельности и насыщенные сложными медицинскими технологиями.

Не менее важные для медицинских организаций страны решения закреплены Правительством РФ и в Постановлении № 440. Здесь следует обратить внимание, что если Постановление № 338 посвящено вопросам осуществления государственного контроля (надзора), в том числе в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, то в Постановлении № 440 речь идёт исключительно об особенностях регулирования разрешительной деятельности. И вот здесь важно отметить, что к такой деятельности, как известно, в том числе относится лицензирование - процедура, которая затрагивает абсолютно все медицинские организации не только на этапе получения лицензии, но и в дальнейшем при осуществлении медицинской деятельности на основании уже имеющейся лицензии. Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» «лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля (выделено авторами), приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования». В представленном выше определении чётко указано, что понятие «лицензирование», в том числе включает в себя и лицензионный контроль. Не менее важно и то, что в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - это не что иное, как «специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности...». В этой связи ещё раз подчеркнём, что именно Постановление № 440 непосредственно посвящено регулированию вопросов разрешительной деятельности до конца 2020 г., включая лицензирование, одним из

енеджер № В

здравоохранения 2020

компонентов которого является лицензионный контроль. На основании изложенного следует, прежде всего, обратить внимание на пункт 4 Постановления № 440, который гласит следующее:

«4. Выездные проверки соискателей лицензии, лицензиатов, проведение которых является обязательным в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также выездные проверочные мероприятия, необходимые для получения, переоформления, продления действия разрешений, проводятся посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видео-конференц-связи».

Таким образом, в Российской Федерации в условиях ситуации с коронавирусной инфекцией, формы и процедуры лицензирования, включая лицензионный контроль, не остановлены и не останавливались. В полной мере это касается и медицинских организаций как в части получения, переоформления лицензий, так и в части лицензионного контроля. Весьма важное изменение, которое произошло с выходом Постановления № 440 заключается в том, что выездные проверки соискателей лицензии, лицензиатов, проведение которых является обязательным в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» теперь проводятся посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио-и видеофиксации, видео-конференц-связи. Здесь необходимо уточнить, что в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» «лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию». То есть все медицинские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность на основании лицензии, являются лицензиатами. И именно о них, в том числе, идёт речь в пункте 4 Постановления № 440, когда говорится о том, что «выездные проверки соискателей лицензии, лицензиатов, проведение которых является обязательным в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также выездные проверочные мероприятия, необходимые для получения, переоформления, продления действия разрешений, проводятся посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видео-конференц-связи».

Между тем при детальном анализе рассматриваемых Постановлений № 438 и 440 обращает на

себя внимание ряд позиций, которые не могут не вызывать вопросов и требуют к себе повышенного внимания.

Первое

Как уже было отмечено выше, в Постановлении № 438 указано, что до конца 2020 г., в том числе, будут проводиться «внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены ... пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». В указанном пункте данного закона сказано, что основанием для проведения внеплановой выездной проверки лицензиата является «наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа». При этом, как мы уже не раз отмечали, в пункте 4 Постановления № 440 говорится о том, что «выездные проверки соискателей лицензии, лицензиатов, проведение которых является обязательным в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» теперь проводятся посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видео-конференц-связи». То есть имеет место противоречие между подпунктом г пункта 1 Постановления 438 и пунктом 4 Постановления № 440. Подпункт г пункта 1 постановления 438 называет только одно возможное основание для лицензионного контроля в форме внеплановой проверки из Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно пункт 4 части 10 статьи 19. В свою очередь, пункт 4 Постановления № 440 без каких-либо ограничений говорит о проведении выездных проверок лицензиатов, проведение которых является обязательным в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», указывая только на то, что проводиться они должны посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видео-конференц-связи. Напомним, что в соответствии со статьей частью 4 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионный контроль в форме внеплановой выездной проверки лицензиата проводится по следующим основаниям:

«1) Истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом

С

•КС

№ 6

2020

Менедже,

предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований.

2) Поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

3) Истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона.

4) Наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа.

5) Наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации».

Следовательно, возникает вопрос: «При проведении внеплановых проверок при лицензионном контроле надо ориентироваться на Постановление № 438 или на Постановление № 440, которое значительно расширяет основания для проведения внеплановых выездных проверок?». Ведь только одни жалобы и заявления граждан уже создают широкую платформу для их проведения.

Второе

Возникают вопросы и о проведении плановых проверок при лицензионном контроле. С одной стороны, в пункте 5 Постановления № 438 чётко сказано, что запрет на проведение плановых проверок распространяется на виды государственного контроля (надзора), указанные в части 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», где, в том числе, среди прочих видов государственного контроля (надзора) обозначен и лицензионный контроль. С другой стороны, в пункте 4 Постановления № 440 говорится о проведении выездных проверок лицензиатов в соответствии с требованиями Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Проблема заключается в том, что в статье 19 данного закона, которой установлены требования к порядку и осуществлению лицензионного контроля, не выделены выездные проверки. Так,

в части 6 статьи 19 обозначено, что «в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и . внеплановые выездные проверки (выделено авторами)». И везде по тексту статьи 19 слово выездные употребляется исключительно в словосочетании внеплановые выездные проверки, а не просто выездные. Конечно, в первую очередь напрашивается мысль о том, что внеплановые выездные проверки и выездные проверки это одно и то же. Но при таком допущениии получается, что это уже некое домысливание нормативно-правового акта, а именно Постановления № 440. Рискованный подход, так как следом возникает другой вопрос: «Если это действительно одно и то же, то почему в Постановлении № 440 так прямо и не написано - внеплановые выездные проверки, а написано только выездные проверки?». Это очень важно, так как по факту плановые проверки лицензиата тоже являются выездными, а если они таковыми не являются, то они уже документарные. Кроме того, в этой связи возникает ещё один вопрос. Часть 1 рассматриваемой статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» гласит, что «к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2-10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона». Дело в том, что в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, к которому отсылает статья 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», чётко обозначено, что выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой. Если исходить из этого тезиса, то получается, что выездные проверки лицензиатов, о которых идёт речь в пункте 4 Постановления № 440 могут быть как плановыми, так и внеплановыми. С этих позиций такая версия трактовки Постановления № 440 также представляется вполне вероятной.

Очевидно, что в рассмотренных вопросах окончательную точку может поставить только само

енеджер № В

здравоохранения 2020

Правительство РФ, издав соответствующий нормативный акт.

Необходимо обратить внимание на то, что в Постановлениях № 438 и № 440 никак не затронута тема организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Но если она не затронута, то это никак не означает, что мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями не проводятся. Основания для такого контроля подробно прописаны в ст. 8.3. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Ранее мы уже подробно разбирали и подчеркивали значимость этих мероприятий для медицинских организаций [13]. Например, все медицинские организации должны знать о том, что в соответствии с указанной выше статьёй 8.3. к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями относится, например, наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети Интернет. В свою очередь установленных законодательством требований к размещению медицинским организациями информации в сети Интернет очень много. Формально сами по себе мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проверками не являются. Но в результате их проведения при выявлении нарушений могут быть либо выданы предостережения об устранении данных

нарушений, выполнение которых будет контролироваться, либо в определённых случаях могут быть проведены внеплановые проверки, в том числе по основаниям, установленным Постановлением № 438.

В заключении необходимо отметить следующее.

До конца 2020 г. основными контрольно-надзорными мероприятиями, проводимыми в медицинских организациях, в том числе остаются:

- мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

- внеплановые проверки по достаточно широкому спектру оснований, которые были подробно проанализированы выше;

- плановые проверки юридических лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска;

- выездные проверки соискателей лицензий, лицензиатов, проведение которых является обязательным в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», проводимые посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видео-конференц-связи.

С учётом того, что по некоторым из указанных выше мероприятий возникают отдельные вопросы, которые были подробно обоснованы в данной публикации, медицинским организациям в части качества и безопасности медицинской деятельности целесообразно обеспечить собственную максимальную готовность к разным сценариям проведения тех или иных контрольно-надзорных мероприятий, установленных до конца 2020 г. Это тем более важно в условиях постепенной нормализации ситуации с коронавирусной инфекцией.

•КС

временных условиях // Заместитель главного врача. - 2013. - № 2. - С. 48-52.

2. Кицул И.С., Пивень Д.В. Структура и содержание положения о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности // Заместитель главного врача. - 2013. - № 12. - С. 50-56.

3. Кицул И.С., Пивень Д.В. Методические подходы к созданию системы оценки качества деятельности медицинских организаций, ее структурных подразделений и медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг // Заместитель главного врача. - 2014. - № 1. - С. 40-46.

4. Кицул И.С., Пивень Д.В. Экспертиза или контроль качества? // Заместитель главного врача. -2014. - № 3. - С. 52-55.

№ 6 Менеджер

2020 здравоохранения

5. Кицул И.С., Пивень Д.В. Работа врачебной комиссии и контроль качества и безопасности медицинской деятельности // Здравоохранение. - 2015. - № 7. - С. 74-79.

6. Кицул И.С., Пивень Д.В. Приказ Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи»: анализ документа и практические аспекты использования // Заместитель главного врача. - 2015. - № 11. - С. 58-63.

7. Пивень Д.В., Кицул И.С. О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Федерации // Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 2. -С. 16-26.

8. Пивень Д.В., Кицул И.С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности: монография. - М.: Издательский дом «Менеджер здравоохранения», 2014. - 172 с.

9. Пивень Д.В., Кицул И.С. Содержание внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации: каким оно должно быть и что этому мешает // Менеджер здравоохранения. - 2014. - № 11. - С. 6-10.

10.Пивень Д.В., Кицул И.С. О формировании нового содержания работы руководителя медицинской организации по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - 2015. - № 10. - С. 18-25.

11.Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Нормативно-правовое регулирование внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - 2016. - № 5. - С. 38-46.

12.Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Новые задачи и направления работы врачебной комиссии в системе обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - 2017. - № 2. - С. 6-13.

13.Пивень Д.В., Кицул И.С, Иванов И.В. Новый инструмент контроля в сфере здравоохранения: контроль без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями // Менеджер здравоохранения. - 2017. - № 5. - С. 6-11.

14.Пивень Д.В., Кицул И.С, Иванов И.В. Стандарты медицинской помощи: обязательны ли они для соблюдения медицинскими организациями // Менеджер здравоохранения. - 2017. - № 8. - С. 6-12.

15.Пивень Д.В., Кицул И.С, Иванов И.В. Критерии оценки качества медицинской помощи: что надо учесть и как обеспечить их соблюдение в медицинской организации // Менеджер здравоохранения. - 2017. -№ 10. - С. 7-12.

16.Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. О требованиях приказа МЗ РФ от 10.05.2017 г. № 203н к установлению и оформлению предварительного и клинического диагнозов: на что необходимо обратить внимание в медицинской организации // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 1. - С. 20-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17.Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Проверочные листы Росздравнадзора по контролю качества и безопасности медицинской деятельности: новые задачи медицинских организаций // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 5. - С. 13-19.

18.Пивень Д.В., Кицул И.С, Иванов И.В. Контрольная закупка при предоставлении платных медицинских услуг: что необходимо знать медицинским организациям // Менеджер здравоохранения. - 2019. - № 6. -С. 6-10.

19.Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Работа с обращениями граждан и удовлетворение отдельных требований потребителя: что необходимо учитывать медицинским организациям // Менеджер здравоохранения. - 2019. - № 9. - С. 77-81.

20.Пивень Д.В., Кицул И.С, Иванов И.В. Требования к внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности по приказу Минздрава России от 07.06.2019 г. № 381н: как обеспечить координацию работы службы по внутреннему контролю и врачебной комиссии // Менеджер здравоохранения. - 2019. -№ 10. - С. 7-11.

UDC 614.2

Piven D. V, Kitsul I.S, Ivanov I. V. What checks are cancelled and which are retained for medical organizations of the country in terms of the situation with coronavirus infection (St. Petersburg, Irkutsk, Moscow, Russia)

Abstract. The article contains a detailed analysis of the legal acts issued in April 2020 in connection with coronavirus infection and regulating the issues of state control (supervision) in relation to medical organizations until the end of 2020. In the publication, the authors present the main control and Supervisory measures that will be carried out in medical organizations during 2020. A number of issues related to the legal regulation of control and Supervisory activities that require clarification are identified. In terms of the quality and safety of medical activities, the attention of medical organizations is drawn to the expediency of ensuring their own maximum readiness for various scenarios of carrying out certain control and Supervisory measures established before the end of 2020.

Keywords: license control, scheduled inspections, unscheduled inspections, on-site unscheduled inspections, quality and safety of medical activity, remote monitoring tools, medical organizations, coronavirus infection.

Менеджер № 6

здравоохранения 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.