Научная статья на тему 'НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯМ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯМ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
76
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / СОИСКАТЕЛЬ ЛИЦЕНЗИИ / ЛИЦЕНЗИАТ / МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

В статье, в связи с выходом нового Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 г. № 852, проведён анализ ряда обновлённых лицензионных требований. Авторами показано, что новое Положение о лицензировании медицинской деятельности актуализирует и обеспечивает преемственность между лицензионными требованиями, с одной стороны, и законодательством в сфере здравоохранения, с другой стороны, в части соблюдения значительно обновлённых и уточнённых в последние годы требований к медицинским организациям. Обращено внимание на значимость данного Минздраву России Правительством РФ поручения о проведении мониторинга правоприменительной практики принятых новаций в сфере лицензирования медицинской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW REGULATION ON LICENSING OF MEDICAL ACTIVITIES:WHAT SHOULD THE HEADS OF MEDICAL ORGANIZATIONS PAY ATTENTION TO

The article deal with the new Regulation on licensing of medical activities, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 852 of 01.06.2021, an analysis of a number of updated licensing requirements is carried out. The authors show that the new Regulation on licensing of medical activities updates and ensures continuity between licensing requirements, on the one hand, and legislation in the field of healthcare, on the other hand, in terms of compliance with significantly updated and clarified requirements for medical organizations in recent years. Attention is drawn to the importance of the instruction given to the Ministry of Health of the Russian Federation by the Government of the Russian Federation on monitoring the law enforcement practice of adopted innovations in the field of licensing medical activities.

Текст научной работы на тему «НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯМ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»



ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2021-7-4-10 УДК: 614.2

НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯМ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Д.В. Пивеньа : , И.С. Кицуль, И.В. Иванов'

а Эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения; ь Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования - Филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России; 11 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный институт качества» Росздравнадзора.

а https://orcid.org/0000-0001-9202-9916; ь http:/orcid.org/0000-0001-6745-3862; с https://orcid.org/0000-0003-0971-853X

И Автор для корреспонденции: Пивень Д.В.

АННОТАЦИЯ

В статье, в связи с выходом нового Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 г. № 852, проведён анализ ряда обновлённых лицензионных требований. Авторами показано, что новое Положение о лицензировании медицинской деятельности актуализирует и обеспечивает преемственность между лицензионными требованиями, с одной стороны, и законодательством в сфере здравоохранения, с другой стороны, в части соблюдения значительно обновлённых и уточнённых в последние годы требований к медицинским организациям. Обращено внимание на значимость данного Минздраву России Правительством РФ поручения о проведении мониторинга правоприменительной практики принятых новаций в сфере лицензирования медицинской деятельности.

Ключевые слова: лицензирование медицинской деятельности, лицензионные требования, соискатель лицензии, лицензиат, медицинская организация, законодательство в сфере здравоохранения.

Для цитирования: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В. Новое Положение о лицензировании медицинской деятельности: на что обратить внимание руководителям медицинских организаций//Менеджер здравоохранения. 2021; 7: 4-Ю. DOI: 10.21045/18110185-2021-7-4-10.

ORIGINAL ARTICLE

THE NEW REGULATION ON LiOENSiNG OF MEDICAL ACTIVITIES: WHAT SHOULD THE HEADS OF MEDICAL ORGANIZATIONS PAY ATTENTION

D.V. Pivena , I.S. Kitsulb, I.V. Ivanovc

a Expert on the issues of regulatory and legal regulation of health care activities;

© Пивень Д.В., Кицул И.С, Иванов И.В, 2021 г.

Менеджер / Manager № 7

здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2021

8 Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - the branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation; c FSBI «National Quality Institute» of Roszdravnadzor.

a https://orcid.org/0000-0001 -9202-9916; b http:/orcid.org/0000-0001-6745-3862; c https://orcid.org/0000-0003-0971-853X

El Corresponding author: Piven D. V.

ABSTRACT

The article deal with the new Regulation on licensing of medical activities, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 852 of 01.06.2021, an analysis of a number of updated licensing requirements is carried out. The authors show that the new Regulation on licensing of medical activities updates and ensures continuity between licensing requirements, on the one hand, and legislation in the field of healthcare, on the other hand, in terms of compliance with significantly updated and clarified requirements for medical organizations in recent years. Attention is drawn to the importance of the instruction given to the Ministry of Health of the Russian Federation by the Government of the Russian Federation on monitoring the law enforcement practice of adopted innovations in the field of licensing medical activities.

Keywords: licensing of medical activities, licensing requirements, license applicant, licensee, medical organization, legislation in the field of healthcare.

For citation: Piven D. V, Kitsul I.S., Ivanov I. V. The new Regulation on licensing of medical activities: what should the heads of medical organizations pay attention to // Manager Zdravoohranenia. 2021; 7:4-10. DOI: 10.21045/1811-0185-2021-7-4-10.

Как известно, 1 июня 2021 г. было принято Постановление Правительства РФ № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее Постановление № 852). Указанным документом было утверждено новое Положение

0 лицензировании медицинской деятельности (далее Положение о лицензировании 2021 г.). Необходимо отметить, что Положение о лицензировании 2021 г. содержит целый ряд важнейших новаций. Именно анализу отдельных указанных новаций, их значению для системы здравоохранения страны, а также задачам и вопросам, решение которых должно обеспечить их реализацию, и посвящена данная статья.

В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что в пункте 5 Постановления № 852 Министерству здравоохранения Российской Федерации поручено «обеспечить проведение мониторинга правоприменительной практики реализации настоящего постановления и о результатах доложить в Правительство Российской Федерации до

1 сентября 2022 г.». Не вызывает сомнений, что наличие данного поручения в Постановлении № 852 как раз и обусловлено весьма важными новациями,

которое содержит Положение о лицензировании 2021. Ещё одним свидетельством значимости закреплённых в Положении о лицензировании 2021 г. новшеств является и то, что никогда ранее перед Минздравом России не ставилась задача по проведению мониторинга правоприменительной практики реализации документов, принимаемых в сфере лицензирования медицинской деятельности. Всё это говорит о том, что уже в ближайшей перспективе Правительство РФ планирует не только тщательно проанализировать ход реализации Постановления № 852, но и при необходимости оно готово рассмотреть вопрос о целесообразности оперативного внесения тех или иных корректив в Положение о лицензировании 2021 г. Безусловно, такой подход является наиболее оптимальным для функционирования столь сложной системы, каковой является система здравоохранения России.

Очевидно, что данное Правительством РФ поручение Минздраву России об обеспечении проведения мониторинга правоприменительной практики реализации Постановления № 852 с предоставлением соответствующего доклада максимально повышает ответственность в сфере лицензирования медицинской деятельности всех заинтересованных сторон: Минздрава России, надзорных органов, региональных органов управления здравоохранения и, конечно, в первую очередь это касается соискателей лицензий и лицензиатов.

•ИС

№7 Manager

2021 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

Ну а теперь обратимся к ряду наиболее важных на наш взгляд новаций, которые содержит Положение о лицензировании 2021 г.

Сразу обращает на себя внимание то, что в Положении о лицензировании 2021 г. к лицензионным требованиям, предъявляемым как к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, так и к лицензиату, отнесено размещение в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения сведений как о медицинской организации (в федеральном реестре медицинских организаций), так и о медицинских работниках (в федеральном регистре медицинских работников). Указанные сведения должны быть размещены в составе, установленном Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения». Несмотря на то, что Положение о лицензировании 2021 г., в том числе оставляет возможность предоставления сведений о медицинской организации и о медицинских работниках в виде копий документов, необходимо отметить, что эта новация является принципиально важной, так как её реализация по сути является ещё одним конкретным инструментом проведения единой государственной политики в здравоохранении. И в первую очередь это направлено на совершенствование управления отечественной системой оказания медицинской помощи и, прежде всего, её ресурсами.

В новом документе значительно расширен спектр лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату. Так, если ранее одним из лицензионных требований было только соблюдение порядков оказания медицинской помощи, то теперь в Положении о лицензировании 2021 г. в одном блоке наряду с порядками оказания медицинской помощи обозначены требования по соблюдению правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны

здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы). Подобное увеличение лицензионных требований к лицензиатам, т.е. к действующим медицинским организациям, представляется вполне обоснованным, так как контроль соблюдения данных требований есть не что иное как контроль соблюдения нашего главного отраслевого закона - Основ, который в последние несколько лет существенно обновился. Поэтому вполне логично, что обновлённые требования Основ нашли своё отражение в Положении о лицензировании 2021 г. Всё это усиливает роль лицензирования как конкретного практического механизма по реализации и контролю за соблюдением базовых требований законодательства в сфере здравоохранения.

Значимые изменения в Положении о лицензировании 2021 г. коснулись и требований к внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности. Так, формулировка соответствующего требования к лицензиатам теперь изложена в следующей редакции: «Соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных в соответствии со статьей 90 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Напомним, что основным документом, регламентирующим в настоящее время организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, является разработанный в соответствии со статьёй 90 Основ приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности». Важнейшей задачей данного документа является не только конкретизация требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, но и обеспечение преемственности в этой работе с государственным и ведомственным контролем качества и безопасности медицинской деятельности.

Наряду с этим в Положении о лицензировании 2021 г. из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии, исключено требование к наличию внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Следует отметить, что, с одной стороны, такой шаг необходимо рассматривать как устранение избыточных административных барьеров для тех, кто планирует

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 7

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2021

получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, и, соответственно, до её начала ещё не может организовывать и проводить внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности. В то же время, с другой стороны, в строгом соответствии с Основами одновременно с началом осуществления медицинской деятельности каждая медицинская организация обязана организовывать и проводить внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности. То есть исключение из Положения о лицензировании 2021 г. требования к соискателю лицензии о наличии внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является определённым кредитом доверия к медицинским организациям, но при этом абсолютно не допускающим осуществления медицинской деятельности без внутреннего контроля её качества и безопасности. Более того, эта новация значительно повышает ответственность самих медицинских организаций в части организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Убедительным подтверждением тому, что вопросы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности у лиц, недавно получивших или переоформивших лицензии, будут под пристальным вниманием надзорных органов, является Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1048 (далее Положение о госконтроле (надзоре)). В пункте 35 Положения о госконтроле (надзоре) отмечено, что надзорными органами в сфере здравоохранения в отношении «контролируемых лиц, приступающих в течение одного года, предшествующего принятию решения о проведении обязательного профилактического визита, к осуществлению деятельности в сфере охраны здоровья (получивших лицензии, переоформивших лицензии в связи с осуществлением не указанных в ранее действовавшей лицензии работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, и (или) осуществлением медицинской деятельности по адресу, не указанному в лицензии» проводятся обязательные профилактические визиты. Также в пункте 34 Положения о госконтроле (надзоре) сказано, что «обязательный профилактический визит проводится в соответствии со статьей 52 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». С одной стороны, в части 1-й

указанной статьи отмечено, что «профилактический визит проводится ... в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска». При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований, а разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер. Однако, с другой стороны, часть 9 статьи 52 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» гласит: «В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий». То есть в предусмотренном обновлённым надзорным законодательством порядке профилактических визитов в постоянном поле зрения в том числе будут и вопросы организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Кроме того, не вызывает сомнений и то, что уже с 1 сентября 2021 г. при поступлении в надзорные органы, в органы управления здравоохранения каких-либо обращений, связанных с качеством медицинской помощи, самое пристальное внимание при рассмотрении таких обращений будет уделено наличию в медицинских организациях, получивших лицензию, начиная с указанной даты, внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Именно эта задача прямо следует из уже названного выше поручения об обеспечении до 1 сентября 2022 г. проведения мониторинга правоприменительной практики реализации Постановления № 852, данного Минздраву России

С

•КС

№ 7 Мападег

2021 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

в пункте 5 Постановления № 852. Соответственно вполне допустимо, что по итогам указанного мониторинга Положение о лицензировании 2021 г. может быть скорректировано, и в него может быть возвращено лицензионное требование к наличию у соискателя лицензии внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Следует подчеркнуть, что в первую очередь это зависит от ответственной позиции в данном вопросе самих медицинских организаций.

Ещё одной важнейшей новацией Положения о лицензировании 2021 г. является исключение из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, требований к уровню образования и квалификации руководителей медицинских организаций. Учитывая, что данный вопрос прямо касается такого стратегически важного направления работы как управление медицинской организацией, остановимся на нём подробней.

Напомним, что ранее в Положении о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утверждённом Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291, к лицензионным требованиям в том числе было отнесено следующее:

«Наличие . у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертифика -та специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». То есть в соответствии с указными требованиями возглавлять медицинскую организацию могло только лицо, имеющее высшее медицинское образование и сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».

Теперь же в Положении о лицензировании 2021 г. нет отдельного лицензионного требования к уровню образования и квалификации руководителей медицинских организаций. Вместо него есть общее требование к работникам соискателя лицензии, сформулированное следующим образом: «Наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг)». То есть в соответствии с Положением о лицензировании 2021 г. достаточно, чтобы, например, у заместителя руководителя по медицинской части был сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». При этом сам руководитель может и не иметь высшего медицинского образования. Следует отметить, что такой подход, являясь новацией в сфере лицензирования медицинской деятельности, не является принципиально новым для отечественного здравоохранения вообще. Так, в соответствии с действующим приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее Приказ № 541) допускается, что у руководителя медицинской организации может быть не высшее медицинское, а «высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет».

Таким образом, с 1 сентября 2021 г. должности руководителей как государственных (муниципальных), так и частных медицинских организаций могут замещать лица без высшего медицинского образования, соответствующие требованиям Приказа 541н. Выше уже неоднократно упоминалось поручение, данное Минздраву России в пункте 5 Постановления № 852, об обеспечении до 1 сентября 2022 г. проведения мониторинга правоприменительной практики реализации Постановления № 852. В этой связи не вызывает сомнений, что вопрос о назначении руководителем медицинской организации лица, не имеющего высшего

Менеджер

здравоохранения /

Мапедег №7

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2021

медицинского образования, будет в зоне пристального внимания нашего отраслевого министерства. А вопрос этот весьма и весьма сложный.

На протяжении многих лет, особенно от представителей частного здравоохранения, нередко можно услышать утверждения о том, что руководить медицинской организацией может любое лицо, имеющее высшее образование, при этом совсем необязательно, чтобы оно было медицинским. В качестве главного обоснования данного тезиса его сторонники всегда приводили и приводят аргумент о том, что руководитель медицинской организации, не имеющий высшего медицинского образования, будучи во главе медицинской организации, может успешно решать исключительно организационно-финансовые вопросы, не касаясь при этом вопросов медицинской деятельности. Таким образом, по их мнению, подобные назначения не только не несут никаких рисков для качества медицинской помощи, но и наоборот могут поднять качество администрирования медицинской организацией. Безусловно, у противников такого подхода также много аргументов, обосновывающих риски, связанные с назначением на должность руководителя медицинской организации лица, не имеющего высшего медицинского образования.

Очевидно, что теперь в рамках поручения Правительства РФ о проведении мониторинга правоприменительной практики реализации Постановления № 862 будет проведён анализ, позволяющий определить дальнейшее движение в подходах к управлению медицинской организацией. В этой связи можно предложить для рассмотрения ряд вопросов, ответы на которые несомненно будут способствовать всестороннему анализу правовой ситуации, связанной с возможностью руководства медицинской организацией лицом, не имеющим высшего медицинского образования.

Первым и важнейшим вопросом является следующий: «Насколько чётко в практической деятельности руководителя медицинской организации можно разграничить решение организационно-финансовых задач, от решения задач, непосредственно касающихся осуществления медицинской деятельности?». При ответе на данный вопрос необходимо учесть требования статьи 37 Основ. Отметим, что именно на требованиях данной статьи сегодня, прежде всего, базируется вся система управления медицинской организацией. Так, в части 1-й статьи 37 Основ сказано, что медицинская помощь организуется и оказывается:

«1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Вот здесь и возникает главная проблема, решение которой и может быть определено в ходе мониторинга правоприменительной практики Постановления № 582. С одной стороны, в соответствии с законодательством РФ работа по исполнению названных выше документов как раз и составляет содержание медицинской деятельности, осуществляемой при выполнении работ (услуг) по организации здравоохранения и общественному здоровью. При этом, с другой стороны, деятельность по управлению медицинской организацией, которую будет осуществлять руководитель медицинской организации, не имеющий высшего медицинского образования, ни в коей степени не должна относиться к работам и услугам по организации здравоохранения и общественному здоровью, так как оказание этих работ и услуг в обязательном порядке требует и наличия высшего медицинского образования, и наличия соответствующего сертификата или свидетельства об аккредитации. То есть в действующем правовом поле управленческая деятельность руководителя медицинской организации, не имеющего высшего медицинского образования, весьма и весьма ограничена и по сути сводится к прямому дублированию или в лучшем случае к координации функций работников медицинской организации, не имеющих медицинского образования. К таковым сегодня относятся специалисты финансово-экономического блока, юридических и хозяйственных служб медицинских организаций.

Кроме того, возможность руководства медицинской организацией лицом, не имеющим медицинского образования, очевидно потребует коррекции целого ряда важнейших документов, регламентирующих разные стороны деятельности медицинской организации. Например, Порядка создания и деятельности

С

•КС

№7 Мападег

2021 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

врачебной комиссии медицинской организации, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. № 502н, так как реализация указанного порядка предполагает, что руководитель медицинской организации является подготовленным специалистом с высшим медицинским образованием.

Также к важнейшим вопросам, требующим тщательного правового анализа, в связи с возможностью назначения руководителем медицинской организации лица, не имеющего высшего медицинского образования, относятся: «Особенности регулирования вопросов врачебной тайны». «Особенности работы с обращениями граждан». И многие другие вопросы.

Весьма важным представляется в этой части опыт других стран, среди которых, пожалуй, наиболее показателен опыт США, крупнейшей экономики мира, где на протяжении многих лет в качестве руководителей медицинских организаций в большинстве своём, выступают лица, не имеющие в нашем понимании классического высшего медицинского образования. Однако это отнюдь не означает, что к руководству медицинскими организациями в США допускаются лица, не имеющие соответствующей подготовки. Во-первых, такая подготовка и при этом с самыми серьёзными к ней требованиями есть. А, во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, необходимо учесть то, что правовое поле здравоохранения, в котором действуют руководители медицинских организаций в США, совершенно иное нежели в России. Оно не лучше и не хуже, чем в РФ, оно - совершенно другое. То же самое касается и опыта других стран,

в которых возглавлять медицинские организации могут не только врачи, но и лица, не имеющие высшего медицинского образования (Великобритания, Франция и т.д.). Иными словами, в других странах возможность руководства медицинскими организациями лицами, не имеющими высшего медицинского образования, прямо связана не столько с самим фактом их допуска к должности первого руководителя, сколько с многочисленными особенностями и спецификой нормативно-правового регулирования всей системы здравоохранения той или иной страны, всесторонне учитывающими возможность такого допуска.

Таким образом, на основании изложенного выше можно сделать следующие выводы.

• Вновь принятое Положение о лицензировании 2021 г. актуализирует и обеспечивает преемственность между лицензионными требованиями, с одной стороны, и законодательством в сфере здравоохранения, с другой стороны, в части соблюдения значительно обновлённых в последние годы требований к медицинским организациям, касающихся осуществления медицинской деятельности.

• Предусмотренный Постановлением № 852 мониторинг его правоприменительной практики позволит не только тщательно проанализировать реализацию введённых Положением о лицензировании 2021 г. новаций, но и при необходимости наметить соответствующую «дорожную карту» по возможной дальнейшей корректировке действующей нормативно-правовой базы здравоохранения.

змо зЯо

информация ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Пивень Дмитрий Валентинович - д-р мед. наук, профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия.

Dmitrii V. Piven - D.Sc. (Medicine), Professor, Expert on the issues of regulatory and legal regulation of health care activities Saint Petersburg, Russia. E-mail: piven_dv@mail.ru

Кицул Игорь Сергеевич - д-р мед. наук, профессор, профессор РАН, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиала ФГБОУДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия.

Igor S. Kitsul - D.Sc. (Medicine), Professor, Professor, Head of the Department of Public Health and Public Health of the Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - the branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, Irkutsk, Russia. E-mail: zdravirk@mail.ru

Иванов Игорь Владимирович - д-р мед. наук, генеральный директор ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, г. Москва, Россия.

Igor V. Ivanov - D.Sc. (Medicine), FSBI «National Quality Institute» of Roszdravnadzor, Moscow, Russia. E-mail: expert@nqi-russia.ru

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 7

ZdrevoochreneniB 2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.