ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Е.А. Железников, магистрант
Научный руководитель: М.Н. Зубкова, канд. юрид. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-10-1-296-301
Аннотация. В статье исследуется нормативно-правовая база, регулирующая оперативно-розыскную деятельность с дальнейшей интерпретацией на экономические преступления. Рассматривается широкий спектр оперативно-розыскных мероприятий (опрос, наведение справок, сбор образцов, проверочные закупки, исследование документов, наблюдение, обследование помещений и контроль коммуникаций), позволяющий выявлять схемы уклонения от налогов, легализации преступных доходов и привлекать виновных к ответственности. Анализируются основания для проведения ОРМ при расследовании экономических преступлений, а также важность соблюдения условий и пределов их применения для обеспечения баланса между правами граждан и интересами правосудия.
Ключевые слова: экономические преступления, оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, расследование, правоохранительные органы.
В современном обществе наблюдается возрастание общественной опасности экономических преступлений, наносящих значительный ущерб экономической безопасности государства, учитывая, что данная категория преступлений характеризуется высокой ла-тентностью, сложностью доказывания субъективной стороны состава преступления, необходимостью исследования значительного объема финансовой и бухгалтерской документации [16]. В связи с этим возникает объективная потребность в применении эффективных методов расследования данной категории преступлений, в том числе использовании возможностей оперативно-розыскной деятельности.
А.М. Матыркина указывает, что экономические преступления представляют собой особую категорию противоправных деяний, которые посягают на установленный порядок осуществления экономической деятельности и нарушают интересы государства, организаций и граждан [9]. В свою очередь важно отметить, что данная группа преступлений выделена в отдельную главу 22 УК РФ, подчёркивая их специфику [1].
По мнению Ц.-Б.Н. Цыденовой, отличительной особенностью экономических преступлений является их объект - общественные отношения, складывающиеся в процессе
осуществления различных видов экономической деятельности [13]. В отличие от других категорий преступлений, экономические преступления, как правило, совершаются в сферах предпринимательства, финансово-кредитных операций, налогообложения и так далее, подрывая доверие к институтам рыночной экономики и нанося ущерб системе в целом. Широкий спектр преступлений, предусмотренных уголовным законодательством, включает в себя такие деяния, как незаконное предпринимательство, легализация преступных доходов, разглашение коммерческой тайны, незаконные экспортно-импортные операции, незаконное получение кредитов, уклонение от уплаты налогов и многие другие.
Оперативно-розыскная деятельность играет ключевую роль в расследовании экономических преступлений, поскольку позволяет получить необходимую информацию, недоступную на первоначальном этапе следствия. Основным нормативным актом, регулирующим данный процесс, является Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [2], в рамках которого определяется, что это особый вид деятельности, который осуществляется гласно и негласно специальными подразделениями (органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, органа государственной
охраны, таможенных органов, службы внешней разведки и федеральной службы исполнения наказаний) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. В свою очередь, согласно ст. 2 задачи процесса ориентированы на выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, установление лиц, их совершающих, розыск скрывающихся лиц, добывание информации про угрозы безопасности страны, а также установление имущества для исполнения приговора или конфискации.
Законодательством прописан широкий спектр оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), которые могут применяться правоохранительными органами в рамках
борьбы с преступностью. При этом ФЗ №144-ФЗ отражает общий перечень ОРМ для всех видов преступлений, однако в рамках исследования необходимо понять особенности их проведения при расследовании именно экономических преступлений. Для этого необходимо провести анализ не только нормативно-правовой базы, но и различных правовых доктрин.
Традиционно выделяют пятнадцать видов ОРМ, каждое из которых имеет свои особенности применения в борьбе с экономическими преступлениями. Представленные в таблице 1 примеры составлены на основании исследований С.Л. Миролюбова, В.Д. Ларичева и О.А. Ветровой с целью отражения функционала действий ОРМ в рассматриваемой сфере.
Таблица 1. Применение оперативно-розыскных мероприятий при расследовании экономиче-
ских преступлений [10, 7, 4]
№ Вид ОРМ Примеры
Особенности применения в борьбе с экономическими преступлениями Получаемая информация
1 Опрос Получение устной информации от граждан или должностных лиц Сведения, способствующие раскрытию и расследованию
2 Наведение справок Сбор информации о подозреваемых лицах, фирмах-однодневках, финансовых операциях на начальном этапе расследования Выявление схем уклонения от налогов, легализации преступных доходов
3 Сбор образцов для сравнительного исследования Получение образцов финансовых документов, бухгалтерской отчетности, банковских выписок Установление фактов искажения финансовой информации
4 Проверочная закупка Выявление фактов незаконного предпринимательства, мошенничества при реализации товаров и услуг Доказательства незаконной предпринимательской деятельности
5 Исследование предметов и документов Тщательный анализ финансовой, бухгалтерской и иной документации Получение доказательств при расследовании экономических преступлений
6 Наблюдение Слежка за подозреваемыми лицами, их контактами и финансовыми операциями Информация о механизме совершения преступления и участниках преступной схемы
7 Отождествление личности Установление личности всех участников преступной деятельности Привлечение к уголовной ответственности
8 Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств Выявление мест хранения доказательств, таких как финансовая документация, компьютерная техника, денежные средства Сбор доказательной базы
9 Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений Получение информации о финансовых операциях, переписке подозреваемых лиц Раскрытие преступной схемы
10 Прослушивание телефонных переговоров Фиксация фактов сговора, планирования преступных действий Ценные доказательства вины
11 Снятие информации с технических каналов связи Получение доступа к информации о финансовых операциях, совершаемых с использованием современных технологий Доказательства, полученные с использованием технических средств
12 Оперативное внедрение Внедрение сотрудника в преступную группу Сбор доказательств непосредственно от участников преступной деятельно-
№ Вид ОРМ Примеры
Особенности применения в борьбе с экономическими преступлениями Получаемая информация
сти
13 Контролируемая поставка Выявление каналов незаконного оборота товаров, денежных средств Пресечение экономических преступлений на стадии их совершения
14 Оперативный эксперимент Моделирование ситуаций, связанных с совершением экономических преступлений Получение доказательств вины подозреваемых лиц
15 Получение компьютерной информации Анализ данных, хранящихся на электронных носителях Доказательства, полученные при расследовании экономических преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий
Итак, ОРМ позволяет получить ценную информацию, необходимую для эффективного противодействия данному виду криминальной деятельности. Опрос, наведение справок, сбор образцов, проверочные закупки, исследование документов, наблюдение, обследование помещений и контроль коммуникаций обеспечивают сбор доказательной базы, выявление схем уклонения от налогов, легализации преступных доходов, а также привлечение виновных лиц к ответственности. Особое значение приобретают мероприятия, связанные с использованием современных информационных технологий, которые дают возможность получать доказательства по экономическим преступлениям, совершаемым с применением высоких технологий.
Смоделируем ситуацию экономического преступления и рассмотрим особенности применения ОРМ в его расследовании. Типичным примером может служить схема уклонения от уплаты налогов крупной компанией. Руководство компании, желая незаконно снизить налоговые отчисления, организует следующую преступную схему: создание фиктивных фирм-однодневок для формального документооборота и вывода денежных средств; завышение расходов и занижение доходов в бухгалтерской отчетности компании; использование офшорных схем для вывода прибыли в зарубежные юрисдикции с более низким налогообложением; подкуп должностных лиц налоговых органов для сокрытия преступной деятельности. В ходе расследования могут быть применены:
- наведение справок для сбора информации о подозреваемых лицах, фирмах-однодневках, финансовых операциях;
- исследование бухгалтерских документов, налоговых деклараций, банковских выписок для выявления схемы уклонения от налогов;
- наблюдение за подозреваемыми лицами, их контактами и финансовыми операциями;
- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений для получения доказательств преступной деятельности;
- прослушивание телефонных переговоров руководства компании для фиксации фактов сговора и дачи взяток;
- получение компьютерной информации для анализа данных бухгалтерского учета и финансовых операций.
Основания для проведения ОРМ при расследовании экономических преступлений, как и в иных формах преступлений, могут выступать:
1. Наличие возбужденного уголовного дела. По мнению Г.А. Корнилова и И.Г. Корниловой, это основание является базовым, так как ОРМ позволяет получить доказательственную информацию, необходимую для расследования [6].
2. Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния экономической направленности. Например, информация о фактах незаконного предпринимательства, уклонения от уплаты налогов, легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. В ответ на преступления сотрудники правоохранительных органов могут провести оперативный эксперимент, проверочную закупку, прослушивание телефонных переговоров для сбора доказательств.
3. Сведения о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших экономические преступления, если нет достаточных
данных для возбуждения уголовного дела. Как отмечает Н.В. Павличенко и А.И. Тамбовцев, основание позволяет проводить ОРМ в отношении лиц, причастных к экономическим преступлениям, на стадии, предшествующей возбуждению уголовного дела [11]. Например, при наличии информации о подготовке к совершению преступления в сфере незаконного оборота драгоценных металлов, оперативные сотрудники могут
провести наблюдение, опрос, проверочную закупку для сбора доказательств.
4. Сведения о событиях/действиях, создающих угрозу экономической безопасности РФ, например, незаконный вывод капитала, хищение бюджетных средств.
5. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя по уголовным делам экономической направленности.
Условия проведения ОРМ отражены в таблице 2.
Таблица 2. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий при расследовании экономических преступлений [2] __
Условия проведения ОРМ Исключения в неотложных случаях Особенности прослушивания переговоров
- гражданство, национальность, пол и др. не являются препятствием; - ограничение конституционных прав возможно только на основании судебного решения - постановление руководителя орд органа; - обязательное уведомление суда в 24 часа; - получение судебного решения в 48 часов - только в отношении лиц при тяжких преступлениях; - фонограммы хранятся в опечатанном виде; - при возбуждении дела передаются следователю
Основываясь на содержании предоставленной информации, можно сделать вывод, что при этом ограничение конституционных прав граждан, таких как право на неприкосновенность частной жизни, возможно только на основании судебного решения, за исключением неотложных случаев, когда ОРМ может быть проведено на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с последующим уведомлением суда. Особые требования установлены для прослушивания переговоров, которое допускается лишь в отношении лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений, при этом полученные фонограммы хранятся в опечатанном виде и передаются следователю при возбуждении уголовного дела. Ст. 8 ФЗ №144-ФЗ отражает, что государство обеспечивает баланс между необходимостью использования ОРМ для раскрытия и предупреждения преступлений и защитой конституционных прав и свобод граждан [2].
Вопрос соотношения прав граждан и интересов правоохранительных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) по расследованию экономических преступлений является одним из наиболее дискуссионных в правовой доктрине. С одной стороны, приверженцы защиты прав и свобод
человека выступают за ограничение вторжения государства в частную жизнь граждан. Р.Г. Искалиев и Д.Г. Лисовский указывают, что ОРМ, такие как прослушивание телефонных переговоров, наблюдение, доступ к конфиденциальной информации, могут нарушать неприкосновенность частной жизни, тайну переписки и другие конституционные права [5, 8]. Подобные действия оправданы лишь при наличии веских оснований и судебного контроля.
С другой стороны, представители доктрины, ориентированной на интересы правосудия и общественной безопасности, убеждены в необходимости более широких полномочий для правоохранительных органов. А.С. Шитов и Э.А. Васильев указывают, что экономические преступления, часто совершаемые организованными преступными группами, отличаются высокой латентностью и требуют применения специальных негласных методов выявления [15, 3]. Ограничение ОРМ, по их мнению, чрезмерно затрудняет противодействие данному виду преступности.
Предполагается, что оптимальным подходом является нахождение баланса между обеспечением прав граждан и интересами эффективного расследования экономических преступлений, следовательно, необходимо законодательно установить четкие основания
и процедуры проведения ОРМ, обеспечивающие их обоснованность и соразмерность целям правосудия. Важную роль должен играть судебный контроль за соблюдением прав человека.
Следующий дискуссионный вопрос касается допустимости и пределов использования ОРМ. Сторонники ограничительного подхода, в частности Р.М. Черкашин, указывают, что многие формы оперативной деятельности, например, создание условий для совершения преступления, провокации либо внедрение агентов, неприемлемы с этической и правовой точки зрения, учитывая риски нанесения ущерба правам и законным интересам граждан [14]. В свою очередь, представители противоположной доктрины придерживаются мнения, что четкое правовое регулирование и контроль за законностью ОРМ способны свести к минимуму нарушения прав граждан [12]. Второй подход наиболее приемлем, так как необходимо придерживаться баланса между правами личности и интересами правосудия. Разумное применение ОРМ, основанное на законе и судебном контроле, может быть эффективным инструментом противодействия данному виду криминальной деятельности.
Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, важно сделать выводы:
1. Оперативно-розыскные мероприятия, применяемые при расследовании экономических преступлений, представляют собой комплекс специальных методов и средств, используемых уполномоченными государствен-
ние, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономической деятельности. Основаниями для проведения мероприятий являются наличие достаточных данных, указывающих на признаки противоправной деятельности, а также необходимость получения информации об обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела. Условиями их проведения выступают соблюдение принципа законности, обеспечение баланса между правами граждан и интересами правосудия, а также получение предварительного разрешения суда на ограничение конституционных прав граждан.
2. В правовой доктрине при рассмотрении вопросов, связанных с проведением ОРМ в ходе расследования экономических преступлений, выделяются два основных дискуссионных аспекта. Во-первых, это проблема соотношения прав и свобод граждан и интересов правоохранительных органов, стремящихся к эффективному выявлению и пресечению латентных экономических правонарушений. Во-вторых, это вопрос о допустимости и пределах использования различных форм ОРМ, включая методы, которые могут рассматриваться как нарушающие права человека. Поиск оптимального баланса между обеспечением конституционных гарантий личности и требованиями эффективного правосудия является ключевой задачей в данной области, решение которой предполагает четкое законодательное регулирование и усиление судебного контроля за проведением оперативно-розыскной деятельности.
ными органами. Их основная цель - выявле-
Библиографический список
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-Ф3 (ред. от 23.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2024) // Собрание законодательства РФ, 25.03.2024 г., № 13, Ст. 1687.
2. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «Консультант Плюс»
3. Васильев Э.А., Дьяченко Н.Н. Тенденции развития экономической преступности и особенности борьбы с ней в современной России // Научный портал МВД России. - 2022. - №4 (60). -С. 90-97.
4. Ветрова О.А. Об особенностях преступлений экономической направленности // Закон и право. - 2021. - №11. - С. 169-170.
5. Искалиев Р.Г. Оперативно-розыскная характеристика преступлений экономической и коррупционной направленности и ее цифровая модель // Труды Академии управления МВД России. - 2023. - №2 (66). - С. 117-126.
6. Корнилов Г.А., Корнилова И.Г. О систематизации нормативных правовых актов в области регулирования оперативно-розыскной деятельности // Юридическая наука. - 2021. - №4. -С. 108-114.
7. Ларичев В.Д. Содержание оперативно-розыскной характеристики преступлений в сфере экономики // Общество и право. - 2013. - №2 (44). - С. 179-187.
8. Лисовский Д.Г. Отдельные детерминанты экономических преступлений, совершаемых в сфере освоения бюджетных средств, выделенных на развитие агропромышленного комплекса // E-Scio. - 2021. - №3 (54). - С. 106-111.
9. Матарыкина А.М. Детерминанты экономических преступлений // Инновационные аспекты развития науки и техники. - 2021. - №12. - С. 140-146.
10. Миролюбов С.Л. К вопросу о предпосылках использования результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений экономической направленности // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - №1 (15). - С. 60-63.
11. Павличенко Н.В., Тамбовцев А.И. Детерминанты современных метаморфоз оперативно-розыскных мероприятий // Труды Академии управления МВД России. - 2020. - №3 (55). - С. 3850.
12. Семенчук В.В. Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью - альтернатива прокурорскому надзору // Вестник ННГУ. - 2020. - №4. - С. 130-141.
13. Цыденова Ц.-Б.Н. Особенности преступлений экономической направленности // Теория и практика современной науки. - 2021. - №12 (78). - С. 286-288.
14. Черкашин Р.М. Провокация в контексте оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент»: теоретико-методологические проблемы // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2021. - №2. - С. 201-209.
15. Шитов А.А. Осуществление оперативного поиска в сфере потребительского рынка с целью выявления налоговых преступлений // Закон и право. - 2020. - № 10. - С. 189-192.
16. Шпигунова Ю.А. Общественная опасность преступлений в сфере экономической деятельности / Ю.А. Шпигунова // Молодежь и наука: шаг к успеху: Сборник научных статей 4-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 5-ти томах, Курск, 19-20 марта 2020 года / Ответственный редактор А.А. Горохов. Том 2. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. - С. 380-382.
FEATURES OF CONDUCTING OPERATIONAL INVESTIGATIVE MEASURES IN THE INVESTIGATION OF ECONOMIC CRIMES
E.A. Zheleznikov, Graduate Student
Supervisor: M.N. Zubkova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)
Abstract. The article examines the regulatory framework governing operational investigative activities with further interpretation for economic crimes. A wide range of operational investigative measures (survey, inquiry, sample collection, verification purchases, document research, surveillance, inspection of premises and control of communications) is being considered, which allows to identify tax evasion schemes, money laundering and bring perpetrators to justice. The article analyzes the grounds for conducting MPas in the investigation of economic crimes, as well as the importance of observing the conditions and limits of their application to ensure a balance between the rights of citizens and the interests of justice.
Keywords: economic crimes, operational investigative activities, operational investigative measures, investigation, law enforcement agencies.